14.02.2024

Заполняем уведомление о контролируемых сделках правильно. Минфином россии разъяснены некоторые вопросы, касающиеся порядка признания сделок между взаимозависимыми лицами контролируемыми Кто представляет уведомление о контролируемых сделках


В соответствии с пунктами 4.8 - 4.9 Порядка в пунктах 210 - 211 указываются код наименования сделки и код стороны сделки, которой является налогоплательщик, в соответствии с приложением N 1 к Порядку.

Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 33, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14 от 04.12.2000 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей" вексельные сделки (в частности, по выдаче, акцепту, индоссированию, авалированию векселя, его акцепту в порядке посредничества и оплате векселя) регулируются нормами специального вексельного законодательства: Федеральным законом от 11.03.1997 N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе", которым установлено, что в настоящее время на территории Российской Федерации действует Положение о простом и переводном векселе, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.1937 N 104/1341. Вместе с тем данные сделки регулируются также и общими нормами гражданского законодательства о сделках и обязательствах: статьи 153 - 181 , 307 - 419 Гражданского кодекса Российской Федерации. Общие нормы применяются в случаях отсутствия специальных норм в вексельном законодательстве.

В соответствии с пунктом 5 Положения о простом и переводном векселе, в переводном векселе, который подлежит оплате сроком по предъявлении или во столько-то времени от предъявления, векселедатель может обусловить, что на вексельную сумму будут начисляться проценты. Во всяком другом переводном векселе такое условие считается ненаписанным.

Процентная ставка должна быть указана в векселе. При отсутствии такого указания условие считается ненаписанным.

Проценты начисляются со дня составления переводного векселя, если не указана другая дата.

Таким образом, начисление процентов по векселю не связано с основанием его получения или передачи (договор купли-продажи, займа, индоссамент, цессия и т.д.).

Учитывая, что начисление процентов по векселю регулируется специальным законодательством, при этом приложение N 1 к Порядку не содержит специальных кодов для этого случая, данной сделке соответствует код наименования сделки 032 "Иное", который указывается в пункте 210 раздела 1А. Соответственно в пункте 211 раздела 1А указывается код стороны сделки 052 "Иная сторона".

В пунктах 130 и 140 раздела 1Б указывается сумма начисленных по векселю процентов. Соответственно значения пунктов 130 и 140 раздела 1Б будут совпадать.

В то же время, когда одна из сторон сделки передает собственный вексель другой стороне сделки в счет оплаты по договору (купли-продажи, поставки, оказания услуг и т.д.), в пунктах 210 и 211 раздела 1А Уведомления указывается непосредственно код сделки, являющейся основанием получения (передачи) векселя, и соответствующий код стороны сделки (продавец, покупатель, заказчик, исполнитель и т.д.).

До 20 мая все налогоплательщики должны направить в адрес своих территориальных органов ФНС уведомления о контролируемых сделках за 2016 год. Если этого не сделать, придется заплатить крупный штраф..

В соответствии с нормами статьи 105.16 Налогового кодекса РФ все налогоплательщики, как юридические, так и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, которые в 2016 году совершали контролируемые сделки любого характера и направленности, обязаны проинформировать об этом налоговые органы. Специально для это предназначена отчетная форма, которая называется уведомление о контролируемых сделках за 2016 год. Она утверждена приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ и должна применяться с учетом поправок, которые еще не утверждены ФНС, но рекомендованы к использованию, так как именно в них есть указание, какой ОКВЭД ставить в уведомлении о контролируемых сделках.

Кто сдает уведомление о контролируемых сделках за 2016 год

Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми лицами, а также те сделки, которые к ним приравнены, обладающие определенными признаками. Такое определение дано в статье 105.14 НК РФ . Нормами этой же статьи определены исчерпывающие признаки, в частности:

  1. годовая сумма доходов превышает 1 млрд рублей (60 млн рублей в оговоренных случаях);
  2. местом регистрации/жительства/резидентства всех участников является территория России;
  3. одна из сторон сделки является плательщиком налога на прибыль, а другая — нет.

Существует несколько исключений. В частности, даже те сделки, которые отвечают вышеперечисленным условиям, но совершены участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, контролируемыми не признаются. Так же могут не беспокоится партнеры по бизнесу, которые зарегистрированы в одном и том же субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений за его пределами, не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других регионов и не имели убытков в отчетном периоде.

Таким образом, все лица, которые имели в отчетном году операции, отвечающие таким признакам, должны отчитаться по ним в налоговые органы.

ОКВЭД в уведомлении о контролируемых сделках за 2016 год

Порядок заполнения уведомления предполагает соблюдение некоторых правил. В частности, на титульном листе уведомления за 2016 год, представляемого в 2017 году, необходимо указать свой вид деятельности. ФНС России в письме от 09.11.2016 № СД-4-3/21206@ рассказала, что ОКВЭД в уведомлении о контролируемых сделках за 2016 год должен быть указан по новой классификации, хотя необходимые поправки к приказу до сих пор не утверждены. Таким образом, при заполнении показателя "Код ОКАТО" необходимо указать действующий код ОКТМО. Кроме того:

  • в пункте "Код предмета сделки (код по ОКП)" должен стоять код вида товара в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008);
  • в пункте "Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД" - код вида деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).

Однако при представлении уточненных отчетов и корректирующих сведений за предыдущие отчетные (налоговые) периоды необходимо указываеть тот же код по ОКВЭД, который был указан в первичных документах.

Выглядеть заполненный лист документа должен так:

Срок сдачи уведомления о контролируемых сделках за 2016 год и особенности его заполнения

Налогоплательщик имеет право самостоятельно выбрать в какой форме: бумажной или электронной, ему удобнее сдать этот отчет. Главное, соблюдать установленные правила его оформления, в частности:

  • при заполнении формы от руки разрешено использовать чернила черного,синего или фиолетового цвета;
  • поля в бланке должны быть заполнены слева направо;
  • все записи делаются заглавными печатными буквами (как в машинном, так и в рукописном варианте);
  • исправления, корректировки и двусторонняя печать не допускаются;
  • нумерация страниц сквозная и сдаются даже незаполненные листы;
  • при отсутствии показателей ставятся прочерки, стоимостные значения указываются в полных рублях;
  • код ОКП в уведомлении о контролируемых сделках за 2016 год должен соответствовать ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

Сдать эту отчетную форму можно в ИФНС по месту нахождения организации или по месту жительства ИП. Организации с обособленными подразделениями отчитываются по мету нахождения головного офиса. Крупнейшие налогоплательщики сдают уведомление в ту ИФНС, в которой они состоят на налоговом учете.

Пример заполнения раздела 1Б

Отдельное внимание нужно обратить на особенности формирования и подачи многотомных Уведомлений о контролируемых сделках в электронном виде. ФНС отмечает, что все файлы, превышающее 1024 мегабайт, или zip-архивы, объемом больше 60 мегабайт, следует разбить на несколько файлов меньшего объема. Сделать это можно с помощью специального бесплатного программного обеспечения, разработанного ФГУП ГНИВЦ ФНС России. Такое приложение обеспечивает деление файла утвержденного формата, на несколько томов меньшего объема в том же формате. Если налогоплательщик использует другое программное обеспечение, ему необходимо принимать во внимание основные принципы деления файла, реализованные в вышеуказанном бесплатном программном обеспечении. Все эти принципы налоговики довели до организаций и ИП в своем письме.

Сдать отчет необходимо не позднее 20 мая года, следующего за годом, в котором осуществлялись контролируемые сделки. При выпадении этой даты на выходной, срок переносится на первый рабочий день в обычном порядке.

Ответственность за непредставление

Если налогоплательщик не представит уведомление в установленный законодательством срок — до 20 мая 2017 года, его ожидает ответственность по статье 129.4 Налогового кодекса РФ . Аналогичные санкции предусмотрены при подаче уведомления, содержащего недостоверные сведения по сделкам за 2016 год.

Закон о трансфертном ценообразовании №227-ФЗ действует в России четвертый год. Первые результаты проверок ФНС еще не появились, но уже ясно, что круг проверяемых в скором времени значительно расширится. Как вести себя, если вы неожиданно получили от налоговой инспекции требование отчитаться по контролируемым сделкам? Об этом корреспонденту Клерк.Ру Сергею Васильеву рассказывает директор департамента аудита и МСФО группы компаний АКИГ Максим Скороходов.

Вы должны, но пока об этом не знаете

Закон о трансфертном ценообразовании, вступивший в силу в 2012 году - это, конечно, продолжение идей гораздо более старой статьи 40 НК, в которой говорится о принципах контроля рыночности цен. Написано в НК было достаточно общо, тем не менее, какая-то практика правоприменения ст.40 сложилась.

Изначально законодатель декларировал, что контроль трансфертного ценообразования в рамках специального закона станет уделом крупных холдингов, перераспределяющих прибыль путем применения «специальных» цен при передаче товаров внутри группы. На средний, а тем более мелкий взаимозависимый бизнес подобный целенаправленный контроль распространять не планировалось. Ранее на местах инспекторы ФНС, конечно, проверяли небольшие компании в рамках статьи 40, но подготавливать специфическую отчетность их никто не обязывал. Сейчас, похоже, ситуация стремительно меняется.

По данным ФНС, за 2013 год по трансфертным сделкам отчиталось около 6000 налогоплательщиков. Но компаний, которые пока просто не знают, что тоже должны сдавать уведомления по контролируемым сделкам, существенно больше. В «группу риска» входят импортеры, даже сравнительно небольшие, а также российские взаимозависимые компании, сделки между которыми формально не подпадают под действие 227-ФЗ (превышение суммы в 1 млрд. руб. или иные специфические параметры, оговоренные в законе).

В чем же причина такой коллизии?

Импортер? Под колпак!

В 227-ФЗ нет ограничений по объему сделок, при которых участники внешнеэкономической деятельности не могли бы становиться объектом внимания ФНС на предмет транфертного образования. Важное добавление - нет ограничений для аффилированных участников ВЭД. Но сегодня налоговая служба «веером» рассылает требования отчитаться по контролируемым сделкам абсолютно всем импортерам - и тем, которые организационно как-то связаны со своими поставщиками, и тем, которые имеют к ним отношение исключительно в рамках отношений «продавец-покупатель». (Мы сейчас для простоты будем рассматривать только аффилированных участников ВЭД, не затрагивая упомянутые в 227-ФЗ сделки с резидентами оффшоров или по импорту-экспорту товаров мировой биржевой торговли).

Так как же себя вести главбуху - получателю подобного требования? Прежде всего, этот главбух должен проконсультироваться с генеральным директором. Они оба должны представлять реальную картину - есть ли у фирмы хоть какая-то аффилированность с иностранным контрагентом. Самый простой случай - это когда зарубежный производитель регистрирует в России «дочку», тут все ясно. Но связи могут быть совсем неочевидными, тем не менее, для налоговой (по закону) вполне достаточными. К примеру, гендиректор вашего, чисто российского юрлица, входит в совет директоров зарубежной компании, имеющей отношение к вашим сделкам. Еще раз подчеркнем - речь не идет только об оффшорах, предметом интереса налоговиков становятся сделки с резидентами любых иностранных юрисдикций.

Так вот: уверены на 100%, что аффилированности нет, ни косвенной через цепочку, ни через органы управления - так и отвечайте на требование налоговой. Мол, взаимозависимости нет, по закону подавать уведомление не обязаны. Дальше дело налоговой - проверять ли истинность ваших слов. Современные средства позволяют им это сделать.

В свою очередь, если аффилированность присутствует, то у вас есть выбор - соглашаться отправлять уведомления о контролируемых сделках добровольно или ждать, когда до вас, что называется, доберутся. За неподачу уведомления, если вы обязаны были это делать, штраф небольшой - всего 5000 рублей. Гораздо более весомы штрафы в процентах от доначисленных налогов: до 2016 года 20% от суммы налога, не уплаченного в связи с неподачей уведомления, с 2016 - 40%.

Но самый главный вопрос здесь, пожалуй, заключается не в том, какой штраф вам может угрожать, а в том, кто будет заниматься его начислением. Закончим сначала с кругом «новых предметов интереса» ФНС, а потом осветим этот вопрос.

Российские взаимозависимые? Лучше отчитайтесь сами

Так вот, если мы обратимся к внутрироссийским отношениям взаимозависимых лиц, то в законе выделяются следующие признаки контролируемых сделок. Это сделки по товарам, облагаемым НДПИ, сделки с участниками проекта «Сколково», сделки с резидентами особых экономических зон (для всех них установлен нижний порог в 60 млн. руб.). С 2014 года к ним добавились сделки, превышающие 100 млн. руб., в которых одна из сторон применяет ЕНВД или ЕСХН. Наконец, с 2014 же года под контроль подпадают все остальные сделки взаимозависимых лиц объемом свыше 1 млрд. руб.

А как быть взаимозависимым лицам, чьи сделки меньше миллиарда, и не имеют остальных описанных признаков? Вроде бы в НК напрямую не прописано, что по ним нужно подавать уведомления.

Но отсутствие обязанности подавать уведомление, не означает, что ваши сделки нельзя проверить - именно так, особенно при нынешней потребности в наполнении бюджета, считает налоговая служба. В 2012 году вышли несколько писем Минфина, а потом и ФНС, в которых четко написано, что в отношении таких организаций уровень цен будет проверяться с применением положений раздела НК о трансфертном ценообразовании. Только заниматься этим будет не специально созданное Управление трансфертного образования, относящееся к центральному аппарату службы, а обычное территориальное подразделение ФНС.

Можно ли сопротивляться таким требованиям? Теоретически да. Если территориальная налоговая, требуя уведомления, сошлется только на эти письма, то в суде налогоплательщик все достаточно легко оспорит. Потому что письма Минфина сами по себе не могут создавать новых правовых норм. Но тут все зависит от поведения территориальной инспекции. В2013-2014 годах президиум ВАС выпустил несколько прецедентных постановлений касательно взаимозависимых компаний со сделками ниже установленного в законе порога. И в них фигурировало понятие «необоснованной налоговой выгоды».

И вот тут пора вернуться к вопросу - подавать ли уведомление добровольно. Подача уведомления - это, конечно, как чистосердечное признание в том, что ваc следует контролировать. Но это палка о двух концах. С одной стороны, вы добровольно записываетесь в «лист ожидания» на проверку, с другой стороны - вы в этом плане уже не подведомственны территориальному органу ФНС, вами будет заниматься уже упомянутое Управление трансфертного образования.

По слухам, управление это приступило к проверкам лишь полгода назад, результатов пока никаких нет, до судов дело, соответственно, не доходило. То есть пока совершенно непонятно, по каким методикам они работают на практике. Но в любом случае, штат сотрудников у них ограничен, и заниматься они сначала будут наиболее крупными налогоплательщиками.

Есть и еще одно важное обстоятельство. Если вы аффилированная компания, налоговики все равно со временем придут вас проверять. Глубина такой проверки - три года. Восстановить всю документацию, обосновывающую, почему цена поставки своему торговому дому на 30% ниже, чем остальным контрагентам, практически невозможно. И инспекция в случае превышения коридора цен доначислит вам налоги.

Для компаний, подпадающих под контроль трансфертного ценообразования, предусмотрена так называемая симметричная корректировка: одному контрагенту (в нашем примере - производителю) налог доначислили, другому (торговому дому) - наоборот, убрали. Но если налоговики проверяют вас по своей инициативе, а не в результате подачи уведомления, то симметричная корректировка вам не положена. Второму контрагенту налоги, доначисленные первому, не уберут. Оспорить это можно (есть соответствующие решения ВАС), но не иначе как через суд. А гайки в арбитражах сейчас закручиваются.

Заготовьте объяснения

Но в любом случае, если вы аффилированная компания, вне зависимости от того, подали вы уведомление о контролируемой сделке или нет, запасайтесь документами, подтверждающими обоснованность цен. Возвращаясь к примеру с производителем и его торговым домом - это приказы, маркетинговые политики, что-то еще, подтверждающее, почему здесь цена поставки ниже. Особые условия отгрузки - например, ТД на себя берет гарантийный ремонт товара. Переведите сюда персонал, «повесьте» на баланс склад. И тогда можно говорить налоговикам: вы не можете сравнивать ту и эту поставку, потому что у них несопоставимые условия, сделки не являются аналогичными.

Можно спросить: а если документами все равно надо запасаться, какой смысл спешить с подачей уведомления? Есть нюансы. Если вы его подали, то когда к вам придет с проверкой ваша территориальная налоговая, вы скажете: вот, смотрите все мои торговые операции, а между мной и торговым домом - не смотрите. Вы не имеете права их смотреть, я подал уведомление. И оно пошло в подведомственность соответствующего центрального управления. А там уж когда они до вас доберутся, после всех олигархов. Но если местная налоговая найдет нарушения и подаст сигнал в управление сама, то им придется обратить на вас внимание, что называется, вне очереди.

Хотя закон о трансфертном ценообразовании действует с 2012 года, реально подавать уведомления организации начали лишь в 2013-м. В конце 2014 года, как мы уже сказали, начались проверки. Ждем их первых результатов. Позиция судов, в свою очередь, станет понятной не раньше конца 2015 года.

Но пока что ясно, что в круг интересов ФНС входят не только компании, подпадающие под стоимостные критерии, но и вообще все взаимозависимые налогоплательщики. С другой стороны, если вся «мелочевка», занимающаяся ВЭД, будет подавать эти уведомления, управление трансфертного ценообразования будет просто завалено, они не смогут обработать такое количество документов. В куче, конечно, затеряться легче, но это не нужно ни самим компаниям, ни ФНС. Пожалуй, стоило бы установить нижний порог для внешнеторговых сделок, не имеющих отношение к оффшорам.

Контролируемые сделки - это сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним.

По таким сделкам налоговые органы вправе проверить соответствие цен рыночным, а также полноту исчисления и уплаты ряда налогов.

Критерии контролируемых сделок

НК РФ установлены, в частности, следующие критерии контролируемости сделок:

    по сделкам между взаимозависимыми лицами - резидентами РФ при наличии хотя бы одного обстоятельства:

    сумма доходов (сумма цен сделок) за год превышает 1 млрд. руб.;

    одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

    хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком ЕНВД или ЕСХН, при этом сумма сделок за календарный год превышает 100 млн. руб.;

    хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет к налоговой базе по прибыли налоговую ставку 0%, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

    хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

    одна из сторон сделки является организацией, владеющей лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья, или оператором нового морского месторождения углеводородного сырья, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн руб.;

    хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим ставку 0% по налогу на прибыль в федеральный бюджет или пониженную ставку по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ, и сумма доходов по сделкам превышает 60 млн. руб.;

по внешнеторговым сделкам с резидентом оффшорной зоны более 60 млн. руб.;

по внешнеторговым сделкам между взаимозависимыми лицами независимо от суммы.

При этом в НК РФ указаны сделки, которые не признаются контролируемыми вне зависимости от того, удовлетворяют ли они вышеприведенным условиям.

К таким сделкам, в частности, относятся сделки между организациями, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

    организации зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за границей;

    Контролируемые сделки: подробности для бухгалтера

    • Заполняем уведомление о контролируемых сделках

      Отчетом может стать уведомление о контролируемых сделках, необходимость сдать которое не всегда... отчетом может стать уведомление о контролируемых сделках, необходимость сдать которое не всегда... » и, собственно, само « Уведомление о контролируемых сделках ». Открыв помощник, мы сразу разбираемся... удобства фильтрации позиций, участвующей в контролируемых сделках. Заходим в карточку номенклатуры, в... отмечаем галочкой этот пункт. Пункт « Контролируемые сделки для включения в уведомление » сформирует...

    • Как правильно заполнить уведомление о контролируемой сделке, если по договору реализуется большая номенклатура различных товаров

      РФ сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках (далее - Уведомление... Уведомления указываются сведения по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок). ... обязательств, возникших в результате контролируемой сделки (группы однородных сделок), сведения... сведения в отношении предмета исполнения контролируемой сделки (группы однородных сделок) ... Налогоплательщики, обязанные представлять уведомления о контролируемых сделках. Ответ подготовил: Эксперт службы...

    • ИФНС может сверить с рыночной цену не только в контролируемых сделках

      С рыночной? Несколько слов о контролируемых сделках. Шестой год (с 01.01 ... из рыночной ИФНС не вправе (контролируемыми сделками занимается центральный аппарат ФНС). Однако... , контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, не может быть предметом выездных...

    • Бухгалтерские и налоговые последствия изменения цены сделки

      Так же рассмотрим изменения в контролируемых сделках. Банковские последствия изменения цены... привлекать сделки со взаимозависимостью и контролируемые сделки, и ценообразование по этим... подлежат проверке налоговыми органами. К контролируемым сделкам относятся: сделки между взаимозависимыми... руб. Помимо вышеперечисленных, к контролируемым сделкам между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными в... порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме). 5 ...

    • Может ли налоговый орган проверить цену в сделках, не относящихся к контролируемым?

      Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть... Федерации: проверка соответствия цен в контролируемых сделках, в силу положений п. 1 ...

    • Могут ли взаимозависимые юридические лица продавать товар друг другу по его себестоимости?

      Проверок контроль цен, примененных в контролируемых сделках, осуществляться не может (абз. 3 ... РФ: проверка соответствия цен в контролируемых сделках в силу положений п. 1 ...

    • Контроль цен по неконтролируемым сделкам или невозможное возможно

      Обычно, в деталях. Цены по контролируемым сделкам проверяет только ФНС РФ на...

    • Обзор писем Министерства финансов РФ за октябрь 2018 года

      Руководствоваться законодательством иностранного государства (территории). Контролируемые сделки Письмо от 1 октября 2018 ... котором такой организацией совершены контролируемые сделки, помимо уведомления о контролируемых сделках, совершенных указанным налогоплательщиком... году, также представляет уведомление о контролируемых сделках за реорганизованную организацию в отношении...

    • Новое в законодательстве в 2019 году

      ФЗ также внесены изменения по контролируемым сделкам. Больше нет критерия суммы дохода... прибыль больше не является критерием контролируемости сделки, впрочем, как и тот факт... по сделкам для признания их контролируемыми: сделки, предусмотренные п. 1 ст. 105 ...

    • Учет процентов по кредитам и займам в налоговом учете

      ... (займы), которые могут быть признаны контролируемыми сделками. Если сделка между заемщиком и... . Давайте вспомним, что относится к контролируемым сделкам. Определение контролируемых сделок содержится в... которым сделка может быть признана контролируемой. Сделка признается контролируемой Пункт НК РФ... значения интервала предельных значений, по контролируемым сделкам, если ставка выходит за границы...

    • Продвигаем продукцию иностранного инвестора

      Законна минимизация. Несколько слов о контролируемых сделках Перед тем как определять цены... представить в инспекцию уведомление о контролируемых сделках. В нем должен быть указан... того, нужно приложить документацию по контролируемой сделке, в том числе о методике...

    • Обзор правовых позиций по вопросам налогообложения, отраженных в судебных актах КС и ВС РФ в I кв. 2018 г.

      Совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 ... было представлено первичное уведомление о контролируемых сделках за 2014 год, в котором... необходимость подачи повторного уведомления о контролируемых сделках относительно измененного договора. Судебная коллегия...

    • Обзор писем Министерства финансов РФ за сентябрь 2018 года

      Международной группы компаний путем ликвидации. Контролируемые сделки Письмо от 4 сентября 2018 ... год для целей признания их контролируемыми. Сделки между взаимозависимыми лицами, предусмотренные подпунктом...

    • Обзор арбитражной судебной практики для бухгалтера 17 февраля - 12 мая 2017 года

      Нужно было представить уведомление о контролируемых сделках (далее - уведомление). Спор дошел... применяться и для приравниваемой к контролируемым сделкам совершенной внутри России совокупности... какие ошибки в уведомлении о контролируемых сделках юрлицо штрафовать нельзя Президиум... заполнении отдельных реквизитов уведомления о контролируемых сделках (далее - уведомление) применяется штраф, ... налоговый орган не может идентифицировать контролируемую сделку. Правовая позиция сформирована на основании...

    • Какой сделкой заинтересуется ФНС

      Или даже поменять контрагента. Контролируемые сделки Уже из названия «Контролируемые сделки» понятно, что эти... которым сделка попадает под гриф «контролируемой»: сделки, заключенные напрямую между взаимозависимыми... Согласно ст. 105 НК РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами... применении одной из сторон спецрежима контролируемыми сделками будут считаться: на УСНО – ... рыночной ИФНС пересчитывать не вправе (контролируемыми сделками занимается центральный аппарат ФНС). ...

Контролируемые сделки 2019 - критерии - таблица с ними, приведенная в нашей статье, разработана с учетом последних изменений Налогового кодекса РФ. Подробнее о том, какие сделки можно отнести к контролируемым, а также что изменилось в отношении контролируемых сделок в 2019 году, рассказывается в данной статье.

Контролируемые сделки (критерии 2019): понятие

Под контролируемыми понимаются гражданско-правовые сделки, совершаемые гражданами или юридическими лицами, которые в силу соответствия установленным в законе условиям подлежат проверке налоговыми органами.

К контролируемым сделкам относятся:

  • сделки между взаимозависимыми лицами;
  • иные сделки, приравненные к сделкам взаимозависимых лиц;
  • сделки, которые приобрели статус контролируемых посредством вынесения судебного решения РФ в результате их оспаривания ФНС РФ.

Основным документом, которым следует руководствоваться при определении критериев признания сделки контролируемой, порядка отчета по такой сделке, ответственности за его неисполнение, а также методов и способов осуществления налогового контроля, является Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ).

Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с совершением контролируемых сделок и уведомлением об их совершении, содержатся также в документах Федеральной налоговой службы (приказ от 07.09.2018 № ММВ-7-13/249@, письмо от 13.04.2017 № ЕД-4-13/6968@), а также актах Министерства финансов РФ (например, письмо от 15.06.2017 № 03-12-11/1/37167 и др.).

Контролируемые сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами

Закон относит к взаимозависимым лицам граждан и (или) организации, чьи экономические связи имеют прямое воздействие на условия или финансовые итоги их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Подробно о признаках взаимозависимости рассказываетст. 105.1 НК РФ).

В качестве иных сделок, приравниваемых к сделкам между взаимозависимыми лицами, признаются:

  1. Несколько сделок по сбыту (перепродаже) товаров (проведению работ, предоставлению услуг), заключаемых с участием или при посредничестве лиц, не связанных друг с другом. При этом в сделке допускается наличие третьих лиц, не являющихся взаимозависимыми, которые:
  • не осуществляют по этим сделкам никаких вспомогательных функций, кроме сбыта (перепродажи) товаров (проведения работ, предоставления услуг) одним лицом иному взаимозависимому с ним лицу;
  • не берут на себя риск и не расходуют свои активы для осуществления сбыта (перепродажи) товаров (работ, услуг) одним лицом иному взаимозависимому с ним лицу.
  • Внешнеторговые договоры, предметом которых выступают товары мировой биржевой торговли, перечисленные в п. 5 ст. 105.14 НК РФ (например, черные металлы).
  • Договоры с участием контрагента — резидента офшорной зоны из перечня стран, принятого Минфином РФ. Таковыми резидентами могут быть и российские юридические лица, постоянно работающие на территории офшорной зоны, и, таким образом, сделки лица, связанные с такой деятельностью, могут подпадать под признаки контролируемых.
  • Указанные выше сделки признаются контролируемыми только при сумме годового дохода по сделкам свыше 60 млн. рублей. Причем для внешнеторговых договоров на товары международной биржевой торговли и договоров с резидентами офшорных зон сумма в 60 млн. руб. рассчитывается по сделкам с одним (каждым отдельно) контрагентом (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

    Критерии признания сделок взаимозависимых лиц контролируемыми для целей налогообложения

    Под характеристики контролируемых подпадают сделки взаимозависимых лиц, которые содержат специальные условия из ст. 105.14 НК РФ.

    Прежде всего, все участники и выгодоприобретатели по сделке между взаимозависимыми лицами должны быть зарегистрированы либо иметь налоговое резидентство в РФ. Далее закон устанавливает 2 вида требований, по которым можно отнести сделку к контролируемым:

    1. Соответствие указанной в законе сумме прибыли за календарный год (далее — сумма прибыли). Для взаимозависимых лиц эта сумма — свыше 1 млрд. рублей.
    2. Участие в сделке лица, которое обязано уплатить или освобождено от уплаты определенного вид налога в зависимости от специфики его деятельности.

    Какие сделки взаимозависимых лиц признаются контролируемыми

    Так, сделка, в которой все участники и бенефициары зарегистрированы на территории РФ либо являются ее налоговыми резидентами, считается контролируемой, если:

    • предметом сделки выступает полезное ископаемое, добытое участником сделки, который уплачивает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по ставке, исчисляемой в процентах;
    • один из ее участников добывает углеводородное сырье на новом морском месторождении и включает прибыль (убыток) по такой сделке в налоговую базу при расчете налога на прибыль согласно ст. 275.2 НК РФ, а другая сторона сделки не является плательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ либо не учитывает свои доходы/расходы по данной сделке по ст. 275.2 НК РФ.
    • любой из ее участников использует единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) либо платит единый налог на вмененный доход для определенной деятельности (ЕНВД), при условии что контролируемая сделка связана с этой деятельностью, а другие участники сделки (один или несколько) не используют данные налоговые режимы.
    • хотя бы один из участников сделки (в отличие от других) имеет законное право не платить налог на прибыль юридических лиц (Подробнее о порядке уплаты налога на прибыль организаций рассказывается в статье Налог на прибыль при ОСНО).

    В 2018 - 2019 году перечень сделок, которые признаются контролируемыми с доходом в 1 млрд.руб., включает также новые условия, а именно: один из участников договора должен быть исследовательским корпоративным центром согласно закону «Об инновационном центре “Сколково”» от 28.09.2010 № 244-ФЗ и вправе не уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС) согласно ст. 145.1 НК РФ. С 01.01.2019 список пополнился сделками, в которых хотя бы 1 из участников платит налог на допдоход от продажи углеводородов и доходы/расходы по сделке учитываются при расчете данного налога.

    Критерии контролируемых сделок - 2019: таблица

    Для удобства критерии контролируемых сделок приведены в таблице ниже.

    Вид сделки

    Условия, при наличии которых сделка считается контролируемой

    Лимит годового оборота (млн руб.)

    1. Сделки между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными на территории РФ

    Стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль к прибыли от деятельности, в рамках которой оформлена сделка

    Один участник договора платит НДПИ по процентному тарифу

    Один из участников сделки пользуется специальной налоговой системой — ЕСХН либо ЕНВД

    Один из участников не платит налог на прибыль

    Один из участников договора осуществляет добычу полезных ископаемых

    Один из участников применяет инвестиционный вычет

    Один из участников сделки является исследовательским корпоративным центром и освобожден от уплаты НДС

    2. Несколько сделок по сбыту (перепродаже) товаров (проведению работ, оказанию услуг) при посредничестве лиц, не считающихся взаимозависимыми

    При условии что третьи лица:

    · не осуществляют по данным сделкам никаких других функций, кроме сбыта товаров (проведения работ, предоставления услуг);

    · не берут на себя риск и не расходуют активы для осуществления сбыта товаров (проведения работ, предоставления услуг)

    3. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли

    Предметом таких договоров должны быть объекты из одной или нескольких товарных групп:

    · нефть и товары, выработанные из нефти;

    · черные металлы;

    · цветные металлы;

    · минеральные удобрения;

    · драгоценные металлы и драгоценные камни

    4. С резидентами оффшоров из перечня Минфина РФ

    Не установлены

    Таким образом, в зависимости от вида сделки, налогоплательщика и общего дохода по соответствующей сделке (сделкам) за календарный год договор, заключенный между взаимозависимыми лицами или приравненный к нему, признается контролируемой сделкой в целях налогообложения. Законом также предусмотрены случаи, когда сделка, имеющая признаки контролируемой, таковой не является.


    © 2024
    russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал