12.04.2024

Доходы бюджета и их характеристика. Общая характеристика доходов и расходов бюджетов Наименование налогов и платежей


Доходы бюджетов формируются в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с бюджетным и налоговым законодательством РФ.

В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

К налоговым доходам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего бюджета.

К неналоговым доходам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • иные неналоговые доходы.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям ᴏᴛʜᴏϲᴙтся перечисления в виде:

  • финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
  • субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;
  • субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;
  • иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ;
  • безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т.ч. добровольных пожертвований.

В доходах бюджетов учитываются:

  • средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
  • плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
  • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
  • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Указанные выше доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие бюджеты в полном объеме.

К собственным доходов бюджетов ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

  • налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;
  • неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством РФ;
  • доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций.

Доходы федерального и региональных бюджетов находятся в пропорциональной зависимости от динамики социально-экономического развития России в целом и регионов. Оценка социально-экономического развития федеральных округов в 2005 г. показывает, что в каждом из них имеются неблагополучные регионы. В наихудшем положении находятся Сибирский, Дальневосточный и Южный федеральные округа.

Комплексная оценка динамики развития субъектов РФ, входящих в Центральный федеральный округ, позволяет сделать вывод о некᴏᴛᴏᴩой стабилизации социально-экономического положения в них. Вместе с тем несколько регионов ϶ᴛᴏго округа отстают по уровню социально-экономического развития.

По таким показателям, как объем инвестиций в основной капитал, объем среднедушевого внешнеторгового оборота, среднедушевая финансовая обеспеченность региона, доля занятых на малых предприятиях, отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума и доля среднедушевого розничного товарооборота, неблагополучными в Центральном федеральном округе будут Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Курская, Орловская, Смоленская и Тамбовская области. В Рязанской, Тверской, Тульской и Ярославской областях в последние годы наблюдается улучшение по основным социально-экономическим показателям.

При оценке социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа можно сделать вывод об улучшении ситуации. Вместе с тем ухудшились показатели развития отраслей социальной инфраструктуры и уменьшились объемы инвестиций в основной капитал на душу населения.

К неблагополучным ᴏᴛʜᴏϲᴙтся Архангельская и Псковская области, в кᴏᴛᴏᴩых практически без изменений остаются показатели регистрируемой безработицы и развития отраслей социальной инфраструктуры, а в отношении доли населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума, уровня общего объема розничного товарооборота и платных услуг на душу населения показатели улучшились.

В Южном федеральном округе в группу неблагополучных входят Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика и Волгоградская область. Низкие значения таких показателей, как валовой региональный продукт на душу населения, объем внешнеторгового оборота на душу населения, уровень финансовой обеспеченности региона на душу населения, общий объем розничного товарооборота и платных услуг на душу населения, основные фонды на душу населения и развитие отраслей социальной инфраструктуры, составляют основу отсталости данных субъектов РФ. В Приволжском федеральном округе наблюдается тенденция к стабилизации социально-экономического развития, хотя практически все показатели ϶ᴛᴏго региона ниже среднего по России. К неблагополучным ᴏᴛʜᴏϲᴙтся Коми-Пермяцкий автономный округ, Пензенская, Кировская и Ульяновская области, Чувашская Республика, Республика Мордовия и Республика Марий Эл. Улучшение социально-экономической ситуации характерно для Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Нижегородской, Самарской и Саратовской областей.

Наибольшее отклонение от среднего по России уровня наблюдается в отношении валового регионального продукта на душу населения, финансовой обеспеченности региона на душу населения, доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, общего объема розничного товарооборота платных услуг на душу населения, наличия основных фондов на душу населения и коэффициента плотности дорог.

В Сибирском федеральном округе к неблагополучным ᴏᴛʜᴏϲᴙтся Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и Эвенкийский автономный округ.

В каждом федеральном округе есть регионы, ᴏᴛʜᴏϲᴙщиеся к группе отстающих. В совокупности они составляют почти половину всех субъектов РФ. Абсолютное большинство данных регионов будут приграничными. Такое положение явилось результатом неодинаковой адаптации регионов к новым рыночным условиям и значительного уменьшения объемов государственной поддержки. Сохраняющаяся диспропорция в социально-экономическом развитии регионов будет существенным фактором ослабления системы федеративных отношений в Российской Федерации, ее социально-экономического развития и уменьшения возможностей преодоления внутреннего кризиса.

В 2001 г. была принята Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002–2010 годы и до 2015 года)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 717.
Стоит отметить, что основными целями Программы будут сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации, уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами к 2010 г. в полтора раза, а к 2015 г. – в два раза. Финансирование мероприятий, направленных на решение данных задач, предполагается осуществлять за счет средств Фонда регионального развития, бюджетов субъектов РФ, кредитных ресурсов, иностранные инвестиции.

Введение

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта, а с другой - выступают объектом дальнейшего перераспределения.

Характеристика доходов бюджета

Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного производства и национального дохода и определяются финансовой политикой государства. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования предприятий, а также безвозмездные перечисления. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений.

В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

В соответствии с бюджетной классификацией доходы бюджета образуются из пяти групп. Первую группу представляют налоговые доходы, вторую группу - неналоговые доходы, третью - безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней, четвертую - доходы целевых бюджетных фондов и пятую - доходы от предпринимательской и другой приносящей доходы деятельности. Налоговые доходы составляют основу бюджета с их характеристики мы и начнем.

Налоговые доходы

Налоги являются основным источником доходов любого государства и обязательным атрибутом любого государства.

Налог - обязательный, безвозмездно и безвозвратно взимаемый с физических и/или юридических лиц платеж в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.

Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством РФ, т. е. с момента дачи налогоплательщиком поручения кредитной организации о перечислении денежных средств в бюджет соответствующего уровня при наличии средств на счете плательщика.

Налоговые платежи имеют следующие признаки:

· взимание осуществляется на основании закона;

· принудительность и обязательность осуществления платежа;

· индивидуальность платежа;

· безвозмездность платежа для налогоплательщика.

Регулирующая функция налогов связана с их воздействием на различные стороны экономических и общественных отношений. Налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, стимулируют или угнетают инвестиционные процессы деловую активность в целом, могут оказывать влияние на внедрение новых типов технологий, например, природоохранных или ресурсосберегающих.

Для того, чтобы установить налог и иметь возможность его взимать необходимо определить:

· налогоплательщика - физическое или юридическое лицо;

· объект налогообложения - прибыль, доход, имущество;

· налоговую базу, выраженную в стоимостных (в рублях или иной валюте), физических (кв. м площади или куб. м, тоннах) или иной базы;

· налоговый период (месяц, квартал, год)

· налоговую ставку (в рублях за единицу, в % от объема и др.);

· порядок начисления налога;

· порядок и сроки уплаты.

Если отсутствует хотя бы один элемент, взимать налог не удастся.

Налоги подразделяются на прямые, взимаемые непосредственно с доходов или имущества и косвенные - взимаемые в виде надбавки к цене товара, с оборота от реализации товаров, услуг.

Налоговым кодексом определено, что в зависимости от установления налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Из приведенного перечня видно, что одни налоги обязательны для всех плательщиков, например, налог на прибыль. Другие - только для плательщиков, связанных с определенными видами деятельности - добыча нефти или рыбы.

Перечень региональных налогов значительно короче и включает:

1)налог на имущество организаций;

2)транспортный налог;

3)налог на игорный бизнес;

Необходимо иметь ввиду, что налог на недвижимость пока не введен и с его введением будут отменены налоги на имущество физических и юридических лиц и налог на землю.

Перечень местных налогов еще короче и включает:

1)земельный налог;

2)налог на имущество физических лиц;

Доходы бюджетов как установлено в Бюджетном кодексе РФ – это денежные средства поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ субъектов РФ и органов местного самоуправления. В состав доходов бюджетов включаются налоговые и неналоговые доходы а также безвозмездные перечисления. Обособленно в составе доходов бюджетов учитываются доходы целевых бюджетных фондов рис. Состав доходов бюджетов Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

6847. Общая характеристика основных принципов избирательной системы Российской Федерации 7.25 KB
Избирательные права граждан РФ: 1 право участвовать в выдвижении кандидатов списков кандидатов; 2 участвовать в предвыборной агитации; 3 участвовать в наблюдении за проведением выборов работой избирательных комиссий включая установление итогов голосования и определение результатов выборов; 4 принимать участие в других избирательных действиях в порядке установленном Конституцией РФ федеральными законами конституциями уставами законами субъектов РФ. Реализацию принципа всеобщего избирательного права обеспечивает право граждан...
18020. Роль налога на доходы физических лиц при формировании доходной части федерального и региональных бюджетов Российской Федерации 205.33 KB
Сравнительный анализ налогообложения доходов физических лиц в развитых странах. Формирование доходов федерального и региональных бюджетов Российской Федерации на примере НДФЛ. Проблемы налогообложения доходов физических лиц в России и пути их решения. Налоги с населения имеют большое социально-экономическое значение поскольку через механизм налогообложения государство контролирует доходы граждан сглаживает различия между уровнем доходов населения а следовательно вытекающие из этого имущественное неравенство и причины...
19695. Роль местных налогов и сборов в формировании доходов бюджетов территорий (на примере Мендыкаринского района Костанайской области) 71.06 KB
2Эволюция налоговой системы в Республике Казахстан: переход от социализма к рыночной экономике Как известно налоги действовавшие в бывшем СССР в 1990 году явились шагом вперед по сравнению с предыдущими периодами когда прибыль изымалась волюнтаристски или распределялась нормативным методом. Не отвечали экономическим условиям и ставки прогрессивного подоходного налога введенного в 1990 году. Особенно разительные изменения произошли в связи с принятием в 1991 году закона о налоговой политике в Республике Казахстан. После реформы в 1995...
20536. Прием гражданства Российской Федерации. Удостоверение гражданина Российской Федерации 3.23 MB
Удостоверение гражданина Российской Федерации Выполнила: студентка группы 02-4731 3-2 А. Основания приобретения гражданства Российской Федерации. Понятие и сущность гражданства Российской Федерации.
7032. Бюджетное устройство Российской Федерации. Бюджетный процесс в Российской Федерации 165.21 KB
Правовое регулирование деятельности органов власти в области бюджета. Понятие исполнения бюджета. Правовое регулирование деятельности Центрального банка РФ Федерального казначейства по кассовому исполнению бюджета органов Министерства по налогам и сборам по бюджетным вопросам. Права представительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по контролю за исполнением бюджета.
6762. Общая характеристика судебной системы 20.82 KB
Низшим звеном выступают арбитражные суды первой инстанции в республиках краях областях городах федерального значения автономной области автономных округах арбитражные суды субъектов РФ. До их создания функции апелляционной инстанции в системе арбитражных судов будут по прежнему выполнять арбитражные суды субъектов РФ. Суд первой инстанции это суд подразделение суда рассматривающий и разрешающий дело по существу. Судопроизводство в первой инстанции осуществляется с участием обеих сторон-обвинения и защиты истца и ответчика и с...
14178. Общая характеристика ценных бумаг 29.48 KB
Понятие и правовая природа ценной бумаги. Документарные и бездокументарные ценные бумаги и их особенности. Понятие и правовая природа ценной бумаги Ценная бумага является категорией как юридической так и экономической. В экономике ценные бумаги выполняют следующие функции.
6157. Происхождение права общая характеристика 18.3 KB
Основные пути возникновения права I. По вопросу о понятии сущности и условиях происхождения права существует целый ряд мнений взглядов теорий. Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный но и политико-практический характер.
12941. Общая характеристика рецепторов растений 22.16 KB
Рецепторы растений – это молекулы или молекулярные комплексы воспринимающие внешние или внутренние сигналы физической механической химической электрохимической осмотической или иной природы трансформирующие эти сигналы и передающие их структуре обеспечивающей формирование ответной реакции. Рецепторы растений можно охарактеризовать по крайней мере двумя особенностями. Рецепторные системы растений и животных Рецепторная система Растения Животные Специализированные рецепторные клетки нет есть Гликокаликс на внешней поверхности клетки...
10716. Глобальные сети. Общая характеристика 138.57 KB
Глобальные сети. Глобальные сети Wide re Networks WN которые также называют территориальными компьютерными сетями служат для того чтобы предоставлять свои сервисы большому количеству конечных абонентов разбросанных по большойтерритории в пределах области региона страны континента или всего земногошара. Ввиду большой протяженности каналов связи построение глобальной сетитребует очень больших затрат в которые входит стоимость кабелей и работ по ихпрокладке затраты на коммутационное оборудование и промежуточную...

ПОНЯТИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением поступлений, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета; (по экономическому содержанию) система денежных отношений по формированию бюджетных фондов.

Классификация :

1. По уровню управления:

1.1. Доходы федерального бюджета;

1.2. Доходы бюджетов субъектов РФ;

1.3. Доходы местные бюджетов.

2. По целевому назначению;

2.1. Общие доходы - доходы, поступающие на единый счет и расходующиеся по всем направлениям;

2.2. Целевые доходы - доходы, используемые для финансирования определенных целей (субвенция и субсидия).

3. По финансовому содержанию (в соответствии с бюджетным кодексом):

3.1. Налоговые доходы - поступающие в соответствии с налоговым законодательством налоги и сборы, а также пени и штрафы, связанные с взиманием налогов;

3.2. Неналоговые доходы :

3.2.1. Доходы от использования, продажи и приватизации государственного и муниципального имущества;

3.2.2. Доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины и сборы);

3.2.3. Штрафы, конфискации, компенсации и другие принудительные изъятия;

3.2.4. Платежи при пользовании природными ресурсами;

3.2.5. Доходы от платных услуг и предпринимательской деятельности государственных и муниципальных казенных учреждений и другие.

3.3. Безвозмездные поступления - поступления от других бюджетов бюджетной системы в виде дотаций, субвенций, субсидий.

НАЛОГИ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ЭЛЕМЕНТЫ, СОСТАВ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Без налогов не может обойтись ни одно государство. Они играют важную роль в формировании его финансовых ресурсов. Доля налогов в Центральных бюджетах большинства стран составляет 80-90%.

Налог - обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц путем отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налог - это обязательный и безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в установленном налоговым законодательством порядке.

Функции налогов :

1. Распределительная ;

2. Контрольная ;

3. Фискальная (денежная) - с помощью налогов формируются доходы государства;

4. Регулирующая - с помощью налогов (путем предоставления льгот) и использования дифференцированной шкалы обложения можно развивать или приостанавливать развитие отдельных отраслей экономики, тем самым регулируя пропорции в распределении ВВП.



4.1.1. Классификация налогов :

5. По способу взимания:

5.1. Прямые - взимаются непосредственно с дохода либо имущества налогоплательщика (налог на прибыль организаций, транспортный и др.);

5.2. Косвенные - включаются в цену товара в виде наценки и оплачиваются потребителем этого товара (НДС и акцизы).

6. По субъекту налога:

6.1. Налоги с организаций (налог на прибыль организаций);

6.2. Налоги с физических лиц (НДФЛ);

6.3. Смешанные (транспортный, земельный).

7. По уровню управления:

7.1. Федеральные;

7.2. Региональные;

7.3. Местные.

Элементы и понятия налогообложения :

1. Субъект налога (налогоплательщик) - организация или физическое лицо, на которых в соответствии с законом возлагаются обязанности уплачивать налоги и сборы;

2. Носитель налога (фактический плательщик налога) - лицо, которое уплачивает налог из своих собственных доходов (в большинстве случаев субъект и носитель налога совпадают, исключением является косвенное налогообложение, при котором субъектом выступает организация, реализующая товар, а носителем налога является конечный потребитель товара);

3. Объект налога - предмет обложения (доходы, прибыль, имущество);

4. Налоговая база - стоимостная иди физическая характеристика объекта обложения (при транспортном налоге объект - транспортное средство, а налоговая база исчисляется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах);

5. Налоговый период - календарный или иной период времени, по истечении которого определяется налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет;

6. Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Виды ставок:

6.1. Твердые - устанавливаются в абсолютных размерах (в рублях на одну лошадиную силу, на один литр безводного этилового спирта);

6.2. Долевые - устанавливается в процентах. Виды:

6.2.1. Пропорциональная - применяется один и тот же процент в независимости от величины налоговой базы (НДФЛ);

6.2.2. Прогрессивная - при увеличении или снижении налоговой базы ставка налога соответственно возрастает или снижается (налог на имущество физических лиц);

6.2.3. Регрессивная - при увеличении налоговой базы ставка налога снижается.

7. Налоговая льгота - полное или частичное освобождение от уплаты налога. Виды:

7.1. Необлагаемый минимум (стандартные налоговые вычеты по НДФЛ);

7.2. Изъятие из налоговой базы некоторых объектов налогообложения;

7.3. Освобождение от уплаты налогов некоторых групп налогоплательщиков.

8. Налоговая квота (налоговая нагрузка, налоговое бремя) - доля налога в совокупном доходе налогоплательщика;

9. Налоговый порог - расчетная величина предельной налоговой квоты, дальнейшее увеличение которой приводит к разорению налогоплательщика (эту зависимость установил Лаффер, определивший, что снижение налоговой нагрузки стимулирует предпринимательскую деятельность, а ее необоснованное увеличение является первопричиной развития теневого сектора экономики);

Принципы налогообложения :

1. Принцип обязательности, всеобщности и равенства налогообложения - каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы;

2. Налоги и сборы не должны носить дискриминационный характер и различно применяться, исходя из идеологических, этнических, политических и других различий между налогоплательщиками;

3. Налоги и сборы не должны нарушать единое экономическое пространство и препятствовать свободному перемещению товаров, услуг и денег в пределах РФ;

4. Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.

Налоговая система государства - совокупность налогов, сборов, пошлин и иных платежей, взимаемых в установленном налоговым законодательством порядке.

Уровни налоговой системы РФ :

1. Федеральный - налоги, устанавливаемые налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ; состав :

1.2. Акцизы;

1.3. Налог на прибыль организаций;

1.5. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

1.6. Водный налог;

1.7. Сборы за пользование объектами животного мира, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов;

1.8. Государственная пошлина.

Налоговым кодексы предусмотрены специальные налоговые режимы , которые также включаются в состав федеральных налогов:

o Упрощенная система налогообложения;

o Единый сельскохозяйственный налог;

o Единый налог на вмененный доход;

o Патентная система налогообложения;

o Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

2. Региональный - налоги, устанавливаемые налоговым кодексом и законами субъектов РФ. При установлении региональных налогов органы власти субъектов РФ имеют право изменять в порядке и в пределах, установленных налоговым кодексом, ставки налога, порядок и сроки уплаты налога, вводить дополнительные налоговые льготы :

2.1. Налог на имущество организаций;

2.2. Транспортный налог;

2.3. Налог на игорный бизнес.

3. Местный - налоги, устанавливаемые налоговым кодексом и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. При установлении местных налогов органы местного самоуправления имеют право изменять в порядке и в пределах, установленных налоговым кодексом, ставки налога, порядок и сроки уплаты налога, вводить дополнительные налоговые льготы. Состав:

3.1. Налог на имущество физических лиц;

3.2. Земельный налог;

3.3. Торговый сбор.

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ДОХОДОВ МЕЖДУ УРОВНЯМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Все доходы, поступающие в бюджетную систему четко разграничены между ее уровнями.

Доходы федерального бюджета :

1. Налоговые доходы:

1.1. НДС - 100%;

1.2. Налог на прибыль организаций - по ставке, закрепляемой за федеральным бюджетом налоговым кодексом 100% (ставка налога на прибыль организаций, закрепленная за федеральным бюджетом - 2% из 20;

1.3. Акцизы - по разным видам подакцизных товаров от 50 до 100%:

1.3.1. На спирт этиловый из пищевого сырья - 50%;

1.3.2. На спиртосодержащую продукцию - 50%;

1.3.3. На алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (за исключением вин, винных напитков) - 60%;

1.3.4. На табачные изделия - 100%;

1.4. НДПИ - по разным видам сырья от 50 до 100%;

1.5. Водный налог - 100%;

1.6. Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов - 20%;

1.7. Государственная пошлина.

2. Неналоговые доходы:

2.1. Доходы от продажи и использования государственного имущества, находящегося в собственности федеральных органов власти;

2.2. Доходы от платных услуг и предпринимательской деятельности федеральных казенных учреждений;

2.3. Таможенные пошлины и таможенные сборы - 100%;

2.4. Другие.

2.4.1. Доходы бюджетов субъектов РФ:

3. Налоговые доходы:

3.1. Налог на имущество организаций - 100%;

3.2. Транспортный налог - 100%;

3.3. Налог на игорный бизнес - 100%;

3.4. Налог на прибыль организаций - поставке, закрепляемой за региональными бюджетами налоговым кодексом - 100% (ставка, закрепленная за региональным бюджетом - 18 из 20);

3.5. НДФЛ - 85%;

3.6. Акцизы:

3.6.1. На спирт этиловый из пищевого сырья и спиртосодержащую продукцию - 50%;

3.6.2. На алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (за исключением вин и винных напитков - 40%);

3.6.3. На автомобильный бензин, дизельное топливо - 100%;

3.7. Сборы за пользование объектами животного мира - 100%;

3.8. Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов - 80%;

3.9. Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 100%;

3.10. НДПИ - по разным видам сырья от 50 до 100%.

4. Неналоговые доходы:

4.1. Доходы от использования, продажи и приватизации имущества, находящегося в собственности органов власти субъектов РФ;

4.2. Доходы от платных услуг и предпринимательской деятельности региональных казенных учреждений;

4.3. Другие.

5. Безвозмездные поступления в виде дотаций, субвенций и субсидий из федерального бюджета.

Неналоговые региональные доходы :

1. Доходы от использования, продажи и приватизации муниципального имущества.

2. Доходы от платных услуг и предпринимательской деятельности муниципальных казенных учреждений;

3. Безвозмездные поступления в виде дотаций, субвенций, субсидий от других бюджетов бюджетной системы.

ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

Прогнозирование является неотъемлемым элементом научно обоснованного бюджетного процесса. Последовательность этапов прогнозирования доходов бюджета представляет собой единую систему управленческих действий на текущий период и перспективу.

Перспективное прогнозирование предполагает проведение предварительной оценки поступления доходов при условии следования выбранной концепции развития экономики на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Оно включает в себя расчет объемов бюджетных поступлений территории исходя из показателей, характеризующих темпы роста экономики региона, состояние его экономического потенциала, эффективность использования территориальной собственности, потребности региона в дополнительных ресурсах.

Под краткосрочным прогнозированием доходов бюджетов понимается оценка бюджетных поступлений в расчете на год. Установленная величина доходов законодательно утверждается в рамках бюджета в целом. В процессе исполнения бюджета оценивается и анализируется фактическое поступление доходов текущего периода, что отражается в оперативном прогнозировании доходов.

Прогнозирование бюджетных доходов - комплексный и многофакторный процесс разработки общей структуры и объемов доходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Методы планирования доходов бюджета :

1. Метод экспертных оценок (метод Делфи) - метод коллективных экспертных оценок, основанных на выявлении согласованной оценки группы специалистов путем их опроса (в рамках данного метода применительно к бюджетному планированию группа экспертов высказывает свое мнение о предполагаемых налоговых поступлениях; несмотря на то, что данный метод получил широкое распространение, его обычно используют в качестве дополнения к результатам, полученными более строгими методами), позволяет учитывать факторы: изменения в законодательстве, изменения уровня экономической активности;

2. Метод определения контрольных значений - используется для расчета объема годовых поступлений бюджетных доходов в целом и налогов в частности; суть в использовании итоговых значений предшествующего года, увеличенных на ожидаемый уровень инфляции;

3. Метод экстраполяции - основывается на изучении сложившихся в прошлом и настоящем закономерностей функционирования и развития социально-экономической системы и распространение этих закономерностей на будущий период;

4. Казуальные методы - сочетание методов регрессии и моделирования (чаще всего для определимся базового объема поступлений используют регрессионные модели, а для оценки последствий принятых или предлагаемых законов - модели микромоделирования, при этом их результаты вводятся в базовый прогноз.

Кроме этих методов существуют методы, позволяющие оценить влияние на величину налоговых поступлений факторов: изменение работы налогоплательщиков, изменение в системе налогового администрирования, изменение степени соблюдения налогоплательщиками законодательства.

ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2014 ГОД

Вид доходов В млрд рублей В % к итогу
Доходы всего 14 497
Налоговые доходы: 7 955 54,87
1.1. Налог на прибыль организаций. 2, 83
1.2. НДС. 4 003 27,6
1.3. Акцизы. 4,08
1.4. НДПИ. 2 858 19,71
1.5. Государственная пошлина. 0.63
Неналоговые доходы: 6 421 44,29
Таможенные пошлины и сборы 5 463 37,68
3,08
2.2. Платежи при пользовании природными ресурсами 1,57
2.3. Доходы от оказания платных услуг или компенсации затрат государства 1,03
2.4. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 0,74
2.5. Штрафы, санкции, возмещение ущерба. 0,18

ДОХОДЫ БЮДЖЕТА НСО ЗА 2013 ГОД

Вид доходов В млн рублей В % к итогу
Доходы всего 107 451
Налоговые доходы: 88 474 82,34
1.1. Налог на прибыль организаций 29 860 27,79
1.2. НДФЛ 24 299 22,61
1.3. Акцизы 17 863 16,62
1.4. НДПИ 0,24
1.5. Упрощенная система налогообложения 4 849 4,51
1.6. Налог на имущество организаций 9 805 9,13
1.7. Транспортный налог 1 539 1,43
Неналоговые доходы: 1 453 1,35
2.1. Доходы от использования государственного имущества 0,68
2.2. Доходы от оказания платных услуг или компенсации затрат государства 0,09
0,21
2.4. Штрафы, санкции, возмещение ущерба 0,36
17 182 15,99

ДОХОДЫ БЮДЖЕТА ГОРОДА НОВОСИБИРСКА ЗА 2013 ГОД

Вид дохода В млн рублей В % к итогу
Доходы всего 41 678
1. Налоговые доходы 17 528 42,06
1.1. НДФЛ 12 702 30,48
1.2. ЕНВД 1 424 3,42
1.3. Налог на имущество физических лиц 0,44
1.4. Земельный налог 2 999 7,19
1.5. Государственная пошлина 0,53
2. Неналоговые доходы 6 739 16,17
2.1. Доходы от использования муниципального имущества 3 412 8,19
2.2. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 2,05
2.3. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 2 146 5,15
2.4. Штрафы, санкции и возмещение ущерба 0,78
3. Безвозмездные поступления 17 035 40,87

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления для финансового обеспечения ими свои функций и задач.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 6) определяет доходы бюджета как «поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета». Данное определение не отражает экономическое содержание доходов бюджета, а лишь констатирует, что не все поступающие в бюджет средства являются его доходами.

Доходы бюджета формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и иными законодательными актами.

Установленные принципы бюджетной системы РФ обусловливают и принципы организации системы доходов бюджета. Важнейшими из них являются следующие.

1. Принцип достаточности . Доходы бюджета должны обеспечивать необходимые общественные потребности, возложенные на органы государственной власти и органы местного самоуправления. На практике этот принцип реализуется путем законодательного закрепления за каждым органом власти соответствующих видов доходов. Основным показателем, характеризующим степень выполнения этого условия, является величина бюджетного дефицита. Принцип достаточности в конечном итоге достигается двумя методами: сокращением расходных обязательств того или иного органа власти либо путем увеличения объема его доходов (собственных и привлеченных) в соответствии с текущими или прогнозируемыми потребностями.

2. Принцип стабильности доходов бюджета . Этот принцип обеспечивается тем, что нормативные акты, определяющие формирование доходов (налоговое, бюджетное, таможенное законодательство, акты, регулирующие поступления от государственного и муниципального имущества, от внешнеэкономической деятельности и т.п.), должны устанавливаться на длительный срок, чтобы обеспечить стабильность поступлений в бюджет и возможность их прогнозирования и планирования. При этом должна предусматриваться высокая доля собственных доходов, закрепленных на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом.

Вместе с тем данный принцип предполагает возможность оперативного изменения системы доходов бюджета в случае непредвиденных обстоятельств. Это наглядно продемонстрировал мировой экономический кризис 2008-2009 гг., когда практически все государства, вовлеченные в его орбиту, вынуждены были в срочном порядке вносить изменения в систему доходов своих бюджетов. В России серьезно была ослаблена фискальная нагрузка на экономику в целом и прежде всего на ее реальный сектор. В частности, в соответствии с принятыми в налоговое законодательство поправками в начале 2009 г. с 10 до 30% увеличена амортизационная премия, с 24 до 20% снижена ставка налога на прибыль, введен менее обременительный порядок взимания НДС (по факту). Субъекты РФ получили право устанавливать дифференцированную ставку налога на малый бизнес в пределах 5-15%.

Как показал опыт, подобные меры дали наибольший результат в тех странах, где существовала стабильная, отработанная нормативная база функционирования системы доходов бюджета.

3. В условиях развития бюджетного федерализма особую актуальность приобретает принцип относительной автономности доходов бюджета каждого уровня . Он базируется на четком, установленном на длительный срок разграничении полномочий в области доходов и расходов между федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления. В соответствии с закрепленными за бюджетом конкретного уровня расходами должны закрепляться и его доходы в объеме, достаточном для их покрытия.

4. Принцип оптимального сочетания поступлений налоговых и неналоговых доходов на разных фазах экономического цикла . В частности, преодоление кризисных явлений, согласно Дж. Кейнсу, может быть достигнуто посредством стимулирования потреблении через увеличение государственных расходов. Возрастающие затраты при этом в основном покрываются за счет налоговых доходом или за счет государственных (внешних и внутренних) заимствований. Реализация данного принципа состоит в установлении такого соотношения налоговых и неналоговых доходов, которое с макроэкономической точки зрения наиболее целесообразно и конкретной экономической ситуации, так как сдерживает рост государственных заимствований.

Анализ формирования доходов бюджетов в разных странах, а также в Российской Федерации в различные исторические периоды показывает, что, несмотря на многообразие конкретных платежей, существовали и существуют два основных вида доходов бюджета: обязательные платежи физических и юридических лиц, представленные различными налогами и сборами, и платежи за пользование государственным имуществом и общегосударственными ресурсами.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 41) в состав доходов бюджетов всех уровней входят налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления. С точки зрения функционального назначения в отдельную группу доходов бюджета могут быть выделены доходы целевых бюджетных фондов, формируемых в бюджетах разных уровней бюджетной системы, если их создание предусматривается действующим законодательством определенного государства. При этом доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно в составе доходов бюджетов, их формирование и использование осуществляются в особом порядке, величина определяется ежегодно законом о соответствующих бюджетах на очередной финансовый год.

Конкретный состав налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений зависит от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых государством экономических и социальных задач. Например, до перехода России на рыночные принципы в доходах бюджетов преобладали обязательные неналоговые платежи, позволявшие органам государственной власти наиболее полно реализовывать административно-командный подход в мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства; формы и методы мобилизации бюджетных доходов имели жестко централизованную систему взимания, носили ярко выраженный фискальный характер и строились на использовании индивидуальных ставок для предприятий соответствующих отраслей экономики. С переходом на рыночные условия хозяйствования в составе доходов и формах их мобилизации произошли коренные изменения: доходы стали формироваться главным образом на основе налоговых платежей, что означало их перевод на правовую основу, регулируемую законодательно.

Решающую роль в доходах бюджета играют налоговые доходы , предусмотренные налоговым законодательством РФ: федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, возникшие в результате налоговых правоотношений. В последние годы доля налоговых доходов в консолидированном бюджете РФ составляла от 85 до 92%. В структуре доходов федерального бюджета на 2008-2010 гг. более 80% занимают поступления от четырех налоговых источников: налог на прибыль организаций; налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ; налог на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на территорию РФ; налог на добычу полезных ископаемых.

Налоговые платежи характеризуются следующими признаками.

1. Установление и взимание этих платежей осуществляется на основе принятых законодательных актов государства, прежде всего его конституции.

2. Конкретный перечень налогов, порядок их исчисления и взимания определяются налоговым кодексом государства.

3. Императивность налогов, обусловленная первым признаком, означает безусловную обязанность плательщика своевременно и в полном объеме уплатить налог государству.

4. Индивидуальная безвозмездность налогов, т.е. конкретный налогоплательщик, уплатив налог, не получает какой-либо выгоды или компенсации от государства. С экономической точки зрения данный признак проявляется в одностороннем движении
стоимости от плательщика к государству.

5. Все уплачиваемые налоги предназначены для финансового обеспечения деятельности государства.

Неналоговые доходы по сравнению с налоговыми имеют следующие отличия.

Во-первых, механизм их установления, исчисления и взимания определяется комплексом нормативных правовых актов: Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, федеральными законами, регулирующими порядок использования и приватизации государственного и муниципального имущества и др.

Во-вторых, они могут иметь как обязательный (санкции, штрафы), так и необязательный характер и взиматься соответственно на принудительной и добровольной основе, т.е. основанием для их возникновения может быть волеизъявление самого плательщика. Для неналоговых доходов в болышей степени характерен признак целевой направленности в их использовании.

В-третьих, основные их виды не предполагают установления конкретных ставок, сроков уплаты и других элементов, что характерно для налоговых платежей.

В-четвертых, большинство неналоговых доходов зачисляется в тот или’иной бюджет в полном объеме, являясь его собственными доходами. Вместе с тем неналоговые доходы любого бюджета не играют главной фискальной роли.

И Наконец, в-пятых, величина платежа не зависит от дохода (прибыли) плательщика и не связана с результатами его хозяйственной деятельности.

Неналоговые доходы являются составной частью собственных доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ к ним относятся:

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (доходы, получаемые в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества; средства от передачи имущества под залог и в доверительное управление; средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке РФ и кредитных организациях; дивиденды по акциям, принадлежащим органам государственной власти и органам местного самоуправления и др.);

Доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и органами местного самоуправления;

Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средства, поступившие в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

Прочие неналоговые доходы.

Относительно высокая доля неналоговых доходов в бюджете Российской Федерации наблюдалась в периоды масштабного проведения приватизации. В 1998 г. она значительно сократилась вследствие кризиса экономики, снижения рыночной стоимости государственной собственности и, как следствие, невыполнения программ приватизации. В настоящее время в условиях реформирования бюджетной сферы ставятся задачи, направленные на повышение роли неналоговых доходов и обеспечение стабильности их поступления.

Безвозмездные поступления , в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ включают:

Дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

Субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

Иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

К собственным доходам бюджета относятся налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также доходы, полученные в виде безвозмездных поступлений (за исключением субвенций).

Для анализа структуры, состава и динамики доходов любого бюджета, оценки фискальной и стимулирующей роли того или иного доходного источника важное значение имеет классификация бюджетных доходов, т. е. их группировка по выбранному признаку (критерию).

По методу взимания все доходы бюджета делятся на налоговые и неналоговые (подробная характеристика была приведена выше).

В зависимости от государственного устройства страны различают доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) или доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов (в федеративном государстве). Данная классификация важна при исследовании тенденций развития доходов бюджетов разного уровня. В соответствии с принципами бюджетного федерализма объем доходов бюджета каждого уровня бюджетной системы должен быть достаточным для покрытия отнесенных к его компетенции расходов.

По источникам образования выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от населения. Это деление имеет преимущественно социально-экономическое значение. С точки зрения формирования бюджета не важно, из какого источника (от юридических или физических лиц) поступили доходы. В то же время анализ соотношения таких видов доходов дает необходимую информацию при выработке направлений социально-экономической политики, показывает сложившиеся в государстве традиции в системе налогообложения, уровень правовой культуры в обществе. Так, в развитых демократических государствах население, как правило, в большей степени реализует свою публично-правовую функцию поддержки государства путем непосредственной уплаты в бюджет налогов. В развивающихся странах основная масса налогов с населения взимается опосредованно, через косвенные налоги.

По юридическому основанию взимания доходов в бюджет различают обязательные и добровольные платежи. Подавляющее большинство доходов поступает в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи занимают второстепенное место.

Из всех приведенных выше классификаций наибольшее значение имеют первые две, так как именно они отчетливо показывают тенденции развития доходов бюджета, дают необходимую информацию для определения резервов их роста и направлений совершенствования.

Важнейшей задачей в области доходов бюджета является не только обеспечение их формирования в необходимом объеме, но и правильное распределение внутри бюджетной системы преимущественно путем разграничения доходов между федеральным, региональными и местными бюджетами. В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ) бюджет каждого уровня должен иметь законодательно установленные собственные источники доходов и возможность получения субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.

Формирование доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ имеет свои особенности.

Доходы федерального бюджета формируются только за счет собственных доходов, часть из которых передается полностью или частично бюджетам других уровней бюджетной системы РФ (соответственно они не включаются в доходы федерального бюджета).

К налоговым доходам федерального бюджета относятся доходы от федеральных налогов и сборов, которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Налогового кодекса РФ они включают налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственную пошлину 1 .

Кроме того, в состав доходов федерального бюджета включаются доходы от следующих налогов, взимаемых в соответствии с установленными Налоговым кодексом РФ специальными режимами (ст. 18 НК РФ): единый сельскохозяйственный налог, платежи по упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции.

Примерно 85% общего объема доходов федерального бюджета формируется за счет налога на добавленную стоимость, налога на добычу полезных ископаемых, налога на прибыль организаций.

В состав неналоговых доходов федерального бюджета в отличие от бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов включаются помимо вышеперечисленных доходов отчисления от прибыли Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности, консульский сбор, взимаемый на территории Российской Федерации, доходы от операций с государственным материальным резервом. Согласно Федеральному закону от 20.08.2004 № 120- ФЗ с 1 января 2005 г. неналоговые доходы федерального бюджета формируют ся также за счет лицензионного сбора на производство и o6opoт этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, таможенных пошлин и таможенных сборов, патентных пошлин.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:

Налоговых доходов от установленных региональных налогом, а также от федеральных налогов и сборов, нормативы отчислс

иий по которым определены Бюджетным кодексом Российской Федерации;

Неналоговых доходов;

Безвозмездных поступлений, решающую долю которых составляют межбюджетные трансферты, поступающие из бюджетов других уровней в форме дотаций, субсидий и субвенций.

В то же время в составе доходов региональных бюджетов не учитываются доходы от федеральных и региональных налогов, передаваемые местным бюджетам.

Налоговые доходы составляют более 85% всех доходов бюджетов субъектов РФ. При этом в полном объеме подлежат зачислению в бюджет доходы от региональных налогов: налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес, транспортного налога. Однако бюджетным законодательством субъектам Российской Федерации предоставлено право передавать часть региональных налогов в местные бюджеты путем установления нормативов отчислений по ним в соответствии с федеральным законом Российской Федерации (за исключением федерального закона о бюджете Российской Федерации или иного закона Российской Федерации на ограниченный срок действия).

Все региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, вводятся законами субъектов РФ и обязательны к уплате на их территории. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются такие элементы налогообложения, как налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по нему, а также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Это обусловлено значением, которое данные платежи имеют для формирования походов региональных бюджетов, и их ролью как регуляторов экономического и социального развития регионов.

Из общей суммы налоговых доходов субъектов РФ примерно 80% приходится на отчисления от федеральных налогов и сборов, таких как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налоги, взимаемые в соответствии с установленными Налоговым кодексом РФ специальными режимами, некоторые сборы и государственная пошлина. Начиная с 2005 г. состав доходов от федеральных налогов и сборов и нормативы отчислений от них в бюджеты субъектов РФ определяются Бюджетным кодексом РФ.

Неналоговые доходы представлены в бюджетах субъектов РФ в основном доходами от использования и продажи имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, частью прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов в бюджет, доходами от платных услуг, оказываемых региональными органами власти, а также штрафными санкциями за негативное воздействие на окружающую среду.

В условиях значительной дифференциации социально-экономического развития регионов в формировании доходов региональных бюджетов весьма существенная роль принадлежит межбюджетным трансфертам. По данным Министерства регионального развития РФ по объему валового регионального продукта надушу населения минимальное и максимальное значения среди регионов разнились в 2004 г. в 73 раза, в 2006 г. - в 117 paз, по основному капиталу на душу населения в 2004 г. - в 184 раза, и 2006 г. — в 235 раз. В 2008 г. отмечен одиннадцатикратный разрыв в бюджетной обеспеченности между десятью самыми богатыми и десятью самыми бедными субъектами РФ 2 .

Вследствие этого нарастает дисбаланс в социально-экономическом развитии регионов, который компенсируется наращиванием объема межбюджетных трансфертов. Последние предоставляются бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета в форме дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, субсидий и субвенций. Помимо межбюджетных трансфертов, в состав безвозмездных поступлений в региональные бюджеты включают и безвозмездные поступления от физических и юридических лиц.

При формировании бюджета на 2010-2012 гг. поставлена задача укрепления собственной доходной базы бюджетов субъектов РФ путем передачи этому уровню бюджетной системы РФ некоторых налогов.

Доходы местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований) формируются за счет:

Доходов от местных налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством, включая муниципальные правовые акты;

Доходов от федеральных и региональных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;

Неналоговых доходов;

Безвозмездных поступлений в виде межбюджетных трансфертов в форме дотаций, субсидий и субвенций.

В соответствии со ст. 12 Налогового кодекса РФ местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы вводятся правовыми актами представительных органов местного самоуправления, которые имеют право определять такие элементы налогообложения, как налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по нему, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Важно отметить, что представительные органы местного самоуправления не могут устанавливать и вводить налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами.

Формирование доходов местных бюджетов осуществляется за счет налоговых доходов, закрепляемых за соответствующим видом местного бюджета (бюджетов поселений, бюджетов городских округов, бюджетов муниципальных районов) Бюджетным кодексом РФ, а также передаваемых органами государственной власти субъектов РФ и в отдельных случаях - органами местного самоуправления иного муниципального образования.

Налоговые доходы соответствующих видов местных бюджетов формируются за счет:

Местных налогов — земельного налога (по нормативу 100%) и налога на имущество физических лиц (по нормативу 100%);

Федеральных налогов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога и др. - по нормативам, установленным Бюджетным кодексом РФ для каждого вида местного бюджета);

Федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и передаваемых органами государственной власти этих субъектов и местные бюджеты (ст. 58 Б К РФ).

Налоговые доходы зачисляются в местные бюджеты по нормативам, устанавливаемым Бюджетным кодексом РФ; законами субъектов РФ в части налоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и передаваемых местным бюджетам; решениями представительных органов местного самоуправления муниципальных районов - в части налоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов и передаваемых бюджетам поселений.

По данным Минфина России, в 2008 г. налоговые доходы в структуре доходов местных бюджетов составляли 38,2%. При этом в общей их сумме основную долю занимали отчисления oт налога на доходы физических лиц - 68,6%, а доходы от местных налогов - лишь 11,5%, в том числе земельный налог - 10,3%, налог на имущество физических лиц - 1,2%. На долю неналоговых доходов приходилось около 17% собственных доходом местных бюджетов, из которых основную часть составляли
доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Неналоговые доходы представлены в местных бюджетах в основном доходами от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходами oт перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий, доходами от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов местного самоуправления платежами при пользовании природными ресурсами, доходами от оказания платных услуг муниципальными учреждениями, доходами от продажи имущества, а также штрафными санкциями за нарушение законодательства Российской Федерации.

Безвозмездные поступления в местные бюджеты включают безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (в том числе дотации из бюджетов субъектов РФ на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии из бюджетов субъектов РФ, субвенции из бюджетов субъектов РФ, иные межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетом, а также безвозмездные поступления от физических и юридических лиц.

Характерные черты процесса формирования доходов местных бюджетов и их источники можно показать на примере поселении расположенных на территории Плавского района Тульской области. Прежде всего отмечается значительная доля межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям в расходах областного бюджета: в 2008 г. - 34% и в 2009 г. - 33%. В доходах бюджета муниципального района в 2007-2009 гг. более 70% приходилось на межбюджетные трансферты. Доходы бюджетов большинства поселений формировались преимущественно за счет межбюджетных трансфертов, средний уровень налоговых доходов составлял 23,6%, из которых 13,6% приходилось на налог на доходы физических лиц и 7,9% - на земельный налог 3 .

Механизм замены межбюджетных трансфертов на дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты, вводимые в 2006-2008 гг., не удалось реализовать в полной мере. В 2008 г. доля субвенций в доходах отдельных муниципальных районов составляла 50-60% их доходов при среднем уровне 23% по муниципальным образованиям.

Таким образом, задача укрепления доходной базы местных бюджетов не теряет своей актуальности. Для ее решения основным направлением является совершенствование системы разделения налоговых источников между государством и муниципальными образованиями, закрепление за последними полностью или частично на постоянной основе отдельных региональных налогов (налога на имущество организаций, транспортного налога). Большое значение имеет и совершенствование механизма функционирования земельного налога и налога на имущество физических лиц.

1 Однако отнесение налогов к федеральным, региональным или местным не означает, что они поступают в доход соответствующего бюджет. Поэтому не все перечисленные налоги поступают в доходы федерального бюджета. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период до 2010 года доходы от уплаты, например, налога на доходы физических лиц в федеральный бюджет не поступают, несмотря на федеральный статус налога, а в полном объеме подлежат зачислению в региональные и местные бюджеты.
2 См.: Проект Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации; Силуанов А.Г. Межбюджетные отношения в условиях финансового кризиса / / Финансы. - 2009. - № 5. - С. 10.
3 Финансы. - 2009. - № 1. - С. 9.


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)


© 2024
russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал