04.05.2024

Денежно кредитное регулирование цб рф. Система инструментов денежно-кредитной политики. Функции Центрального банка Российской Федерации


1 . Методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

2. Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

1. Методы денежно-кредитной политики цб рф

Основными методами денежно-кредитной политики ЦБ РФ являются:

    Административные методы. К ним относятся прямые ограничения и лимиты, такие как:

    квотирование отдельных видов активных и пассив­ных операций;

    введение лимитов на выдачу ссуд разных категорий;

    ограничение на открытие различных филиалов и от­делений;

    лимитирование процентных ставок, тарифов за ока­зание различных видов услуг.

    Экономические методы. К ним относятся мероприя­тия, использование которых не предполагает установление прямых запретов, например, такие:

    налоговые;

    нормативные (отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также другие виды отчислений).

    Нормативные методы. К ним относятся:

    коэффициенты ликвидности и достаточности бан­ковского капитала;

    нормативы отчисления в фонды кредитных органи­заций.

2. Инструменты денежно-кредитной политики цб рф

Основными инструментами денежно-кредитной полити­ки Банка России в соответствии со ст. 35 ФЗ «О Централь­ном банке (Банка России)» являются:

    процентные ставки по операциям Банка России;

    нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

    операции на открытом рынке;

    рефинансирование кредитных организаций;

    валютные интервенции;

    установление ориентиров роста денежной массы;

    прямые количественные ограничения;

    эмиссия облигаций от своего имени.

1. Процентные ставки по операциям. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществ­ляет свои операции. В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерче­ских банков, что влияет на удешевление или удорожание кредита.

Центральный банк регулирует уровень процентных ста­вок двояким образом:

    через фиксацию ставок по предоставлению коммер­ческим банкам кредитов;

    через контроль над ставками кредитных учреждений.

Банк России использует процентную политику для воз­действия на рыночные процентные ставки в целях регули­рования денежной массы в обращении.

2. Нормативы обязательных резервов. Сущность этой политики заключается в установлении Центральным бан­ком норм обязательных минимальных резервов кредит­ным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хранятся на беспроцентном счете в Центральном банке.

Как инструмент денежной политики минимальные ре­зервы выполняют двоякую роль: служат текущему регули­рованию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерче­ским банкам.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных органи­заций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

Механизм обязательных резервов используется как ин­струмент кредитной политики практически во всех разви­тых странах.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, откры­того в Банке России, сумму недовнесенных средств, а так­же взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России.

3. Операции на открытом рынке - купля-продажа Бан­ком России казначейских векселей, государственных об­лигаций, прочих государственных ценных бумаг, облига­ций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Если Центральный банк продает ценные бумаги на от­крытом рынке коммерческим банкам, т-е остатки средств на корреспондентских счетах, открытых этими банками в Центральном банке, уменьшаются на величину купленных средств. Как следствие, сокращаются возможности ком­мерческих банков по предоставлению кредитов своим клиентам, что приводит к сокращению денежной массы в обращении.

Если Центральный банк покупает ценные бумаги у ком­мерческих банков, то он зачисляет соответствующие сум­мы на их корреспондентские счета. У коммерческих бан­ков появляется возможность расширить свои операции по предоставлению кредитов.

Воздействие Центрального банка заключается в том, что, изменяя процентные ставки на открытом рынке, банк создает выгодные условия кредитным институтам по по­купке или продаже государственных ценных бумаг для увеличения своей ликвидности.

Операции на открытом рынке - это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных возмож­ностей банков, а также денежного рынка.

4. Рефинансирование кредитных организаций - кредито­вание Банком России кредитных организаций. В совре­менных условиях рефинансирование используется как ин­струмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам, что позволяет им свести до минимума запас лик­видных средств.

Кредиты рефинансирования различаются следующим образом:

    по формам обеспечения (учетные и ломбардные);

    по срокам использования (краткосрочные - на один или несколько дней; среднесрочные до 1 года).

Учетные кредиты - ссуды, предоставляемые Цент­ральным банком коммерческим банкам под учет векселей до истечения их срока. Центральный банк предъявляет оп­ределенные требования к векселям, предоставляемым к учету. Это касается видов, сроков действия, наличия, ха­рактера поручительства и т. д.

Ломбардные кредиты - ссуды под залог депонирован­ных в банке ценных бумаг. В качестве залога принимаются коммерческие и казначейские векселя, государственные облигации, т. е. те виды ценных бумаг, которые допускают­ся к учету в Центральном банке. Стоимость залогового обес­печения должна превышать сумму ломбардных кредитов.

Если заемщик не возвращает кредит, право собственно­сти на ценные бумаги переходит к Центральному банку.

Ломбардные кредиты предоставляются на платной основе, сроком от 1 дня до 4 месяцев.

5. Валютные интервенции - купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воз­действия на курс рубля и на суммарный спрос и предложе­ние денег. Покупка иностранной валюты приводит к ее увеличению в национальной валюте, а продажа - к сокра­щению. Одновременно валютные интервенции оказывают определенное воздействие на курс национальной валюты по отношению к иностранной, поскольку происходит из­менение рыночного спроса и предложения последней на валютном рынке.

Влияние валютной политики Центрального банка в фор­ме проведения операций на валютном рынке проявляется в стимулировании либо экспорта, либо импорта капитала.

6. Прямые количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных бан­ковских операций.

Банк России вправе применять количественные огра­ничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведе­ния единой государственной денежно-кредитной полити­ки только после консультаций с Правительством Россий­ской Федерации

7. Установление ориентиров роста денежной массы - Банк России может устанавливать ориентиры роста одно­го или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно- кредитной политики.

Определение оптимальных ориентиров роста денежной массы исходит из предпосылки, что она растет из года в год по мере увеличения валового внутреннего продукта, в этом случае ориентиры роста денежной массы устанавлива­ются в соответствии с прогнозируемым ростом объема про­изводства с учетом предполагаемого увеличения цен.

8. Эмиссия облигаций от своего имени - Банк России вправе осуществлять эмиссию. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех вы­пусков, не погашенных на дату принятия советом дирек­торов решения об очередном выпуске облигаций, устанав­ливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определяемых исходя из действующего норматива обяза­тельных резервов.

Согласно закону, Центральный банк разрабатывает и проводит во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику. При этом он задает основное направление экономической политики Правительства РФ и использует экономические рычаги для регулирования денежной массы в обращении и направления е в соответствующие сферы экономики О.Г. Семенюта Основы банковского дела - с. 72.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Центрального банка являются:

  • - процентные ставки по операциям Банка России;
  • - нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены боле чем на пять пунктов;
  • - операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением поздне обратной сделки);
  • - рефинансирование банков (кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей);
  • - валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);
  • - установление ориентиров роста денежной массы;
  • - прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций).

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое Центральным банком, является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Оно нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. В законах о Центральных банках особо подчеркивается их ответственность за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты.

Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь боле глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.

В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

  • - политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;
  • - политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.

Кредитная экспансия Центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.

Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России ежегодно не поздне 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не поздне 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России.

Государственная дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующе решение не поздне принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики.

Денежно-кредитная политика осуществляется с помощью определенных методов и инструментов.

Методы денежно-кредитной политики - это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики - Центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики - воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

Современная система методов денежно-кредитной политики столь же разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.

Прямое и косвенное регулирование денежно-кредитной сферы.

В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболе быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Общие и селективные методы денежно-кредитного регулирования

Помимо деления методов денежно-кредитного регулирования на прямые и косвенные различают также общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка.

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, Центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны Центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике Центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.

Поэтому Центральные банки стран с развитой рыночной экономикой практически отказались от прямых методов денежно-кредитной политики и прибегают к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического кризиса.

Практика формирования рыночной экономики и е развития доказали низкую эффективность прямых методов денежно-кредитной политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными.

Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.

Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на е объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации» (ст. 35) определены основные инструменты денежно-кредитной политики:

  • 1. Операции на открытом рынке.
  • 2. Нормативы обязательных резервов депонируемых в ЦБ (резервные требования).
  • 3. Процентные ставки по операциям Центрального Банка.
  • 4. Рефинансирование кредитных организаций.
  • 5. Валютные интервенции.
  • 6. Установление ориентиров роста денежной массы.
  • 7. Прямые количественные ограничения.

Набор инструментов денежно-кредитного регулирования, находящихся в арсенале центральных национальных банков, достаточно обширен и разнообразен. Есть смысл классифицировать их по ряду признаков. Так, по форме воздействия принято различать прямые (административные) и косвенные (экономические) методы.

К административным требованиям, которые центральный банк предъявляет к коммерческим банкам, относятся:

  • требования к банковской ликвидности;
  • установление верхних и нижних пределов процентных ставок;
  • нормирование кредитного портфеля банков;
  • ограничения на открытие филиалов и отделений;
  • определение номенклатуры операций, видов обеспечения;
  • перечень банков, допущенных к отдельным видам операций.

Первые два инструмента прямого действия (обязательные резервы

и требования к ликвидности) являются регулирующими требованиями, которые могут как сдержать, так и усилить кредитно-денежную эмиссию. Остальные относятся к методам, сдерживающим развитие операций банковского сектора.

Косвенные (экономические) инструменты денежно-кредитного регулирования, в свою очередь, делятся на инструменты постоянного действия (кредиты рефинансирования, депозиты центрального банка, переучет ценных бумаг, коридор процентных ставок) и дискреционные инструменты (операции па открытом рынке, кредитные и депозитные аукционы, валютные интервенции), применяемые по мере надобности. Следует отметить, что инструменты постоянного действия применяют более 80% центральных банков.

По характеру регулируемых параметров инструменты регулирования делятся на общие и селективные. Общие инструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. Это меры учетной (дисконтной) политики, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов. Селективные (выборочные) методы предназначены для регулирования кредитования отдельных отраслей и сфер. Ими являются установление количественных параметров на кредиты приоритетным отраслям, поощрение создания специальных кредитно-финансовых учреждений, кредитующих приоритетные отрасли по более низким процентным ставкам и пользующихся льготами при рефинансировании в центральном банке, распространение льгот на банки, кредитующие приоритетные сферы экономики.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банкс России)» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики являются:

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • обязательные резервные требования;
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование кредитных организаций;
  • валютные интервенции;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения;
  • эмиссия облигаций от своего имени;
  • другие инструменты.

Рассмотрим наиболее важные из инструментов монетарной политики.

Депонирование обязательных резервов в Банке России. Как известно, банки обязаны хранить определенную долю от привлеченных ресурсов в виде обязательных резервов в Банке России. Официально изменяя резервные требования, Центральный банк не затрагивает денежную базу, но изменяет денежный мультипликатор и, следовательно, воздействует на скорость изменения денежной массы.

Снижение нормативов обязательных резервов является элементом стимулирующей денежно-кредитной политики, приводит к увеличению мультипликатора и денежной массы. Соответственно, расширяются кредитные возможности банков. Повышение нормы резервирования снижает значение мультипликатора и уменьшает денежную массу, ограничивает возможности банков в кредитовании экономики. Повышение нормативов обязательных резервов является одной из общепринятых мер борьбы с инфляцией и перегревом экономики. Около 70% развитых стран продолжают использовать резервные требования. От них отказались Австралия, Канада, Дания, Новая Зеландия, Норвегия и Швеция.

Для банков обязательные резервы являются своеобразным квазиналогом, ведь, привлекая определенные суммы, они могут выдавать кредиты в меньшем размере. Это обстоятельство банки учитывают в своей процентной политике. Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляют все кредитные организации, за исключением небанковских - организаций инкассации. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются. Резервируемыми обязательствами являются обязательства банка в валюте РФ и иностранной валюте. В состав резервируемых обязательств включены обязательства перед физическими и юридическими лицами, в том числе обязательства кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте РФ и иностранной валюте.

Вместе с тем из обременения резервами есть исключения. Так, в России не включаются в состав резервируемых обязательств долгосрочные обязательства - денежные средства, привлеченные от юридических лиц (резидентов и нерезидентов) на срок не менее трех лет, и облигации, выпущенные кредитными организациями, со сроками погашения не менее трех лет. Это стимулирует банки к привлечению длинных ресурсов, необходимых для инвестиционного кредитования.

Кроме того, не резервируются обязательства в неденежной форме (в драгоценных металлах и природных драгоценных камнях, в форме займа ценных бумаг); обязательства перед другими кредитными организациями, Внешэкономбанком, Агентством по страхованию вкладов, а также Банком России; обязательства, возникающие между обособленными подразделениями кредитной организации.

Банк России требует неукоснительного соблюдения внесения обязательных резервов. Выполнение кредитной организацией обязательных резервных требований является одним из критериев допуска кредитной организации к рефинансированию в Центральном банке. При невыполнении нормативов Банк России применяет штрафные санкции.

Как известно, обязательное резервирование означает, что суммы на этих счетах недоступны банкам в качестве ресурсов для кредитования и прочих активных операций, т.е. этим суммы как бы арестованы Центральным банком. Встает вопрос: а можно ли банку их вообще когда-либо использовать? Эго происходит после отзыва (аннулирования) лицензии Банка России на осуществление банковских операций, когда средства обязательных резервов перечисляются на корреспондентский счет банка и далее используются в установленном порядке.

В зависимости от изменения макроэкономической ситуации и состояния ресурсов банков центральные банки могут изменять нормативы обязательных резервов и дифференцировать их.

Так, в Великобритании норма обязательных резервов составляет 0,45%, в Японии - от 0,125 до 2,5, в Швейцарии - 2,5, в Германии - от 4,14 до 12,1, во Франции - от 3 до 5,5, в Испании - 17, в Италии - 25%. В США нормативы резервных требований ФРС по трансакционным счетам (счетам до востребования) колеблются в зависимости от размера счета от 0 до 10%. Срочные счета предприятий и обязательства перед нерезидентами резервированию не подлежат. Во многих странах законодательно ограничены верхние уровни резервов.

В России норматив обязательных резервов в разные годы устанавливался на различном уровне (максимальный уровень - 22% по счетам до востребования был установлен в 1995 г.). Далее он последовательно снижался, колеблясь по различным счетам. В период кризиса 2008 г. Банк России резко снизил нормативы, дабы обеспечить банки ликвидностью, а в 2009-2011 гг. вновь стал их увеличивать. В настоящее время норма резервов по обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами, физическими лицами и иным обязательствам в валюте РФ составляет 5%; по обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами и иным обязательствам в иностранной валюте - 7%; по обязательствам перед физическими лицами в иностранной валюте - 6%.

В ряде стран введены штрафы за невыполнение банками норм обязательных резервов (Германия, Франция, Япония, РФ). В некоторых странах введена плата центральных банков за резервы банков - в Швеции в начале 1990-х гг. центральный банк за избыточные резервы платил банкам доход в размере 6% годовых (аналогично - в Испании, Италии, Финляндии).

Процентные ставки. Процентные ставки - следующий, чрезвычайно важный инструмент денежно-кредитного регулирования. Процентные ставки являются предметом регулирования со стороны центральных банков. Устанавливая ставки по своим операциям, центральный банк задает ориентир всем остальным ставкам в экономике (кредитным, депозитным, ставкам доходность государственных и корпоративных ценных бумаг и пр.). Изменяя ставки, монетарная власть тем самым воздействует на экономическую активность. Через процентный канал возможно косвенно влиять на решения экономических субъектов о потреблении, сбережении и инвестировании и таким образом воздействовать на уровень совокупного спроса, экономическую активность и инфляцию. Повышение процентных ставок приводит к снижению деловой активности, снижению инфляции и удорожанию национальной валюты. Понижение процентных ставок приводит к прямо противоположным последствиям.

В мировой экономике общепризнанную роль играют так называемые ключевые процентные ставки - это ставки центральных банков ведущих стран и ставки мирового денежного рынка. В условиях финансовой глобализации они имеют важное значение, не только в ареале их происхождения, но и для всех участников трансграничных финансово-кредитных потоков.

Для стабилизации денежного рынка центральными банками ряда стран используется система коридора процентных ставок (interest rates conidor system ), или «система канала» (channel system). Процентный коридор образуют максимальная по рефинансированию и минимальная по абсорбированию ликвидности процентные ставки. В рамках коридора находятся все остальные ставки. Центральные банки, используя коридор ставок, могут ужесточать или смягчать денежно-кредитную политику, сдвигая коридор вверх или вниз, сохраняя его ширину неизменным. Для эффективного управления ценой ресурсов на межбанковском рынке процентный коридор должен быть достаточно узким. Удерживание ставок внутри процентного коридора, избежание избыточной волатильности процентных ставок на денежном рынке именуется механизмом тонкой настройки. В настоящее время в Российской Федерации верхней границей коридора является ставка кредита овернайт 10,25%, а нижней границей - депозитная ставка овернайт 8,25%.

Среди развитых стран система процентного коридора действует в Австралии, Канаде, Исландии, Швеции, Норвегии, Новой Зеландии и еврозоне. Некоторые центральные банки развивающихся стран и государств с переходной экономикой также поддерживают коридор процентных ставок. Среди этих стран Чехия, Венгрия, Словакия, Индия, Бразилия, Египет, Катар, Таиланд, Шри-Ланка, Нигерия.

В систему процентных ставок Банка России входят ставки по кредитным и депозитным операциям Банка России, осуществляемым с кредитными организациями. В последнее время центральный банк упростил линейку процентных ставок за счет отказа от некоторых видов и унификации срочности ставок. В сентябре 2013 г. введена ключевая ставка - индикатор направленности денежно-кредитной политики. Ею стала единая ставка по основным рыночным операциям (ставка аукционов недельного РЕПО и депозитных аукционов) на срок - 1 неделя. Естественно, она является плавающей. Проводя операции по регулированию ликвидности банковского сектора, Банк России стремится к поддержанию однодневных ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки, составляющей в первой половине 2017 г. 9,25%.

Процентная политика зависит от соотношения рисков усиления инфляционного давления и замедления экономического роста. После кризиса в 2009-2010 гг. несколько раз произошло снижение процентных ставок, дабы обеспечить доступность кредита для реального сектора экономики и восстановления внутреннего спроса. В 2011-2014 гг. процентные ставки по операциям Банка России стали повышаться. Причины - повышение уровня инфляции, девальвация рубля, усиление оттока капитала. В 2015- 2017 гг. ставки стали медленно снижаться, реагируя на снижение инфляции. В 2018-2019 гг. по достижении цели по инфляции в 4% Центральный банк предполагает удержание ключевой ставки 7-8%.

Именно управление процентными ставками становится для России важнейшим инструментом денежно-кредитного регулирования. Это обусловлено переходом к инфляционному таргетированию и режиму свободного плавания национальной валюты.

Помимо обязательного резервирования и процентных ставок, Центральный банк использует и другие инструменты воздействия на денежное предложение. Их можно разделить на две группы - инструменты предоставления ликвидности, т.е. рефинансирование банков, и инструменты абсорбирования (стерилизации) ликвидности. Очевидно, что первая группа методов применяется при мягкой политике, вторая - при более жесткой. Представим их в более конкретном виде (табл. 13.2).

Рефинансирование кредитных организаций. Рассмотрим более подробно механизм рефинансирования (кредитования) Банком России кредитных организаций. При рефинансировании Центральный банк выступает как кредитор последней инстанции (creditor of last resort). При предоставлении кредита коммерческому банку пассивная часть баланса Центрального банка увеличивается, и суммарные резервы в банковской системе возрастают. Одновременно увеличиваются активы Центрального банка на сумму ссуды. Таким образом, рост объемов рефинансирования увеличивает объем заимствованных резервов в банковской системе, денежную базу и предложение денег, а его сокращение - уменьшает.

Таблица 13.2

Инструменты денежного регулирования

Предоставление ликвидности

Абсорбирование ликвидности

Кредиты overnight

Депозиты кредитных организаций в Банке России:

  • на аукционной основе;
  • по фиксированной ставке

Операции прямого РЕПО:

  • на аукционной основе;
  • по фиксированным ставкам

Продажа государственных ценных бумаг без обязательства обратного выкупа

Ломбардные кредиты по фиксированной ставке

Продажа долговых бумаг (облигаций) Банка России

Сделки «валютный своп» с Банком России

Кредиты, обеспеченные золотом

Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами, в том числе на аукционной основе

Действенным рефинансирование может быть только при соблюдении следующих принципов. Заимствования со стороны Центрального банка должны быть доступны только платежеспособным кредитным организациям. Обеспечение кредитов должно быть реальным и ликвидным, ставки по кредитам должны быть выше рыночных, чтоб не возникало стремления использовать их для финансирования текущей деятельности. Наконец, Центральный банк должен четко обозначить доступность своих ресурсов для банков, отвечающих критериям и имеющих требуемое обеспечение. После финансового кризиса концепция кредитора последней инстанции несколько модифицируется - экстренное кредитование должно предоставляться в первую очередь системно важным финансовым институтам и не по самым высоким ставкам. Требования к качеству обеспечения должны учитывать, помимо системной значимости заемщиков, и глубину стресса всей национальной финансовой системы.

Механизм рефинансирования банков включает две группы кредитных сделок в зависимости от используемого обеспечения и механизма заключения:

  • кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России;
  • кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства или поручительства кредитных организаций.

Активы, обеспечивающие ломбардные кредиты, указаны в Ломбардном списке Банка России. В структуре обеспечения наибольшая доля приходится на государственные облигации, что подтверждает их статус как наиболее надежных активов. Ломбардный список постоянно корректируется. Так, после кризиса Банк России расширил список активов, включив в него облигации с ипотечным покрытием, обязательства эмитента, обеспеченные солидарным поручительством ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» и облигации эмитентов - системообразующих организаций (список, утвержденный Правительством РФ), включенные в котировальный список по крайней мере одной фондовой биржи в Российской Федерации, независимо от наличия у эмитентов международного рейтинга. Залогом может служить и золото в стандартных или мерных слитках.

Ценные бумаги (кроме государственных бумаг и еврооблигаций) должны быть допущены к обращению на Московской бирже, еврооблигации - котироваться на биржах развитых стран. Банк России облегчает банкам доступ к ликвидности, снизив рейтинговые требования к ценным бумагам из ломбардного списка. Минимальный рейтинг бумаг должен быть не ниже ВВ/Ва2 (по классификации «Standard & Poor’s», «Fitch Ratings» или «Moody’s Investors Service»).

Упрощен режим рефинансирования под обеспечение в виде кредитов с государственными гарантиями стратегическим предприятиям (таких 226), даже без наличия соответствующих рейтингов. Новые (точечные) инструменты рефинансирования включают кредиты банкам с капиталом не ниже 100 млрд руб. сроком до трех лет по ключевой ставке -1,5 процентных пункта иод залог инвестиционных проектов для развития импортозамещения. Реализуются специализированные программы рефинансирования для стимулирования кредитования малого и среднего предпринимательства, проектного финансирования, несырьевого экспорта, военной ипотеки.

Популярной формой рефинансирования являются операции прямого РЕПО. Это наиболее востребованный банками рыночный инструмент тонкой настройки. Сделка РЕПО в общем виде (от англ, repurchase agreement) - это сделка покупки (продажи) ценной бумаги с обязательством обратной продажи (покупки) через определенный срок по заранее определенной цене. Соглашение прямого РЕПО представляет собой продажу банком Банку России бумаг с обязательством обратной покупки. По сути, это краткосрочный кредит банку от Банка России под залог ценных бумаг. Операции прямого РЕПО проводятся на аукционной основе и по фиксированной ставке. Участники аукционов РЕПО с Банком России могут подавать только конкурентные заявки (с указанием ставки). Банк России устанавливает максимальный объем предоставляемых на аукционе средств, а также минимальную процентную ставку.

По фиксированной ставке можно получить прямой кредит на срок 1 день по ставке, превышающей минимальную процентную ставку, установленную для аукционных операций РЕПО. По этим операциям Банк России лимитов не устанавливает.

Антиподом операций прямого РЕПО являются операции обратного модифицированного РЕПО, являющиеся инструментом абсорбирования ликвидности. Это продажа ценных бумаг, находящихся в портфеле центрального банка, коммерческим банкам с правом обратного выкупа. В России эти операции не применяются с 2004 г.

В качестве примера гибкой политики центрального банка следует упомянуть о нетипичном, разовом, дискреционном инструменте - кредитах без обеспечения, применяемых в ходе кризиса. В России в 2008 г. 192 банка с установленными рейтингами ведущих международных и российских агентств получили беззалоговые кредиты на 6,58 трлн руб. После стабилизации обстановки с 2011 г. Банк России приостановил институт беззалогового кредитования на все сроки вследствие резкого сокращения спроса, что не исключает возобновления выдачи таких ссуд в случае необходимости.

Каналом рефинансирования являются также операции «валютный свои» и «своп с золотом». В России они используются с сентября 2002 г. Суть их заключается в том, что центральный банк осуществляет покупку иностранной валюты за российские рубли сроком «сегодня» по действующему официальному курсу иностранной валюты к российскому рублю (базовому курсу) с ее последующей продажей сроком «завтра» по курсу, равному указанному базовому курсу, увеличенному на своп-разницу. В сущности, это однодневный кредит под залог валюты (золота). Сделки «валютный своп» заключаются Банком России на Единой торговой сессии Московской биржи либо на внебиржевом рынке с банками - контрагентами Банка России на внутреннем валютном рынке.

Так устроена система рефинансирования. Сейчас кредиты ЦБ РФ банковской системе составляют менее 2% ее суммарных активов. Система рефинансирования должна строиться на принципах равного и максимально широкого доступа банков к инструментам Банка России. При этом кредитование должно обладать достаточной гибкостью, позволяющей получить кредит по четким критериям в короткие сроки под адекватное обеспечение, с предоставлением минимальной информации от банка.

Имеет смысл расширение использования Генеральных кредитных договоров между Главными территориальными управлениями ЦБ РФ и банками для оперативного получения кредитов без дополнительного оформления разовых сделок. Важно также расширение перечня активов, принимаемых в обеспечение, а в перспективе - создание единого пула обеспечения (ценные бумаги из Ломбардного списка Банка России, векселя, права требования по кредитным договорам, драгоценные металлы и иные виды активов).

В России также действует дополнительный, помимо рефинансирования, канал предоставления ликвидности банкам - операции по размещению на тендерной основе временно свободных средств федерального бюджета на депозиты в кредитных организациях. Депозитные аукционы проводятся через валютные биржи, и доступ к ним имеют несколько десятков банков, среди которых ВТБ, РСХБ, ВТБ24, Газпромбанк. Предоставление банкам залогового финансирования снижает риски бюджета при размещении средств в банках и, как следствие, существенно расширяет круг банков, которые могут получить такое финансирование.

Противоположностью рефинансирования является абсорбирование ликвидности (стерилизация), г.с. механизм се изъятия. К абсорбированию Банк России прибегает в ситуации устойчивого профицита ликвидности, которую банки не в состоянии транслировать в реальный сектор экономики. Как правило, механизм стерилизации используется в случае необходимости охлаждения экономики в рамках жесткой монетарной политики. В этих условиях используются следующие инструменты: эмиссия и размещение облигаций Банка России, депозитные операции, депозиты банков в Центральном банке на постоянной и аукционной основе.

Наиболее популярным инструментом являются депозиты Банка России. В отличие от продажи бумаг на открытом рынке, они не уменьшают денежную базу. Депозиты связывают избыточные резервы банков, сдерживая рост денежной массы. При этом выдвигаются конкретные требования к кредитным организациям - контрагентам ЦБ РФ. Банк должен входить в первую или вторую классификационную группу (банки без нарушений или с отдельными недостатками), выполнять обязательные резервные требования Банка России, не иметь просроченных денежных обязательств перед ЦБ РФ.

Банки могут использовать депозиты как инструмент постоянного действия, когда средства размещаются по фиксированным процентным ставкам, и на рыночной основе как инструмент тонкой настройки - при проведении депозитных аукционов по процентным ставкам, определенным на тендерной основе.

Следующий трансмиссионный механизм - хорошо известные в практике центральных банков многих стран операции на открытом рынке (OOP). Они являются гибким, мобильным, оперативным инструментом регулирования денежного предложения и кредита через влияние на резервную базу банковской системы. На открытом рынке происходят сделки между центральным банком и кредитными институтами по покупке и продаже ценных бумаг. Бумаги из собственного портфеля центральный банк продает при избыточном денежном предложении, т.е. в рамках рест- крикционной денежно-кредитной политики, а покупает - при недостатке денежного предложения, т.е. при экспансионистской политике.

В операциях на открытом рынке центральный банк выступает как равноправный контрагент кредитных институтов, в отличие от его более жесткой регулирующей позиции в других ситуациях, например при рефинансировании, применении обязательных резервов.

Согласно ст. 39 Федерального закона № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», под операциями Банка России на открытом рынке понимаются:

  • купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами;
  • купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением совета директоров, при условии их допуска к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами.

На открытом рынке обращаются правительственные ценные бумаги, бумаги, гарантированные правительством, реже - корпоративные бумаги. В частности, в России на рынке обращаются рублевые государственные бумаги - облигации федерального займа (ОФЗ), государственные сберегательные облигации (ГСО), а также бумаги, номинированные в иностранной валюте, - еврооблигации, облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ). Важно подчеркнуть, что покупка государственных ценных бумаг Банком России может осуществляться только на вторичном рынке. Это необходимо с целью ограничения возможностей прямого эмиссионного финансирования бюджета, могущего спровоцировать инфляцию.

Возможны два варианта проведения операций. Первый - фиксация курса, при достижении которого центральный банк предлагает любое количество бумаг (либо предлагает определенное количество ценных бумаг). Второй вариант - фиксация курса, при достижении которого центральный банк скупает любой предлагаемый объем бумаг (либо определяет количество бумаг, которое покупает независимо от курса предложения). Таким образом, либо центральный банк, желая изъять (увеличить) объем ликвидности, продает (покупает) определенное количество ценных бумаг и оставляет за банками право предлагать процентную ставку, либо он устанавливает процентную ставку и позволяет банкам определять объем.

Операции на открытом рынке используются в практике большинства центральных банков. Банки Англии, Японии, ФРС США применяют их как антикризисный инструмент для пополнения банковской ликвидности и (или) воздействия на долгосрочную доходность государственных и корпоративных облигаций. В России операции на открытом рынке используются в относительно небольших масштабах и нерегулярно как дополнительный инструмент регулирования банковской ликвидности. Причиной тому является относительная узость и низкая ликвидность национального фондового рынка.

Альтернативным каналом стерилизации ликвидности являются операции с собственными бумагами Центрального банка, т.е. эмиссия облигаций Банка России (ОВР) и их продажа коммерческим банкам. Как и в случае с депозитными операциями, выпуск ОВР, в отличие от продажи бумаг на открытом рынке или операций обратного РЕПО, не уменьшает денежную базу, а связывает избыточные средства кредитных организаций, сдерживая рост денежной массы.

Банк России имеет право выпускать облигации, однако с 2010 г. это не практикуется.

Эмиссия облигаций Банка России по сути является частным случаем операций на открытом рынке. Выпуская собственные ценные бумаги, центральный банк решает проблемы нехватки объектов операций на открытом рынке. Облигации Банка России выпускаются в форме бескупопных дисконтных облигаций. Они включены в Ломбардный список Банка России и принимаются в качестве обеспечения по кредитам Банка России, обеспеченным залогом (блокировкой) ценных бумаг, и операциям прямого РЕПО Банка России. В отличие от депозитных операций, облигации Банка России имеют более длительные сроки погашения и более высокие процентные ставки. Облигации Банка России могут свободно обращаться на вторичном рынке и использоваться в качестве залога при получении кредитов Банка России.

Разные центральные банки выпускают различные типы долговых обязательств - долговые сертификаты (Европейский центральный банк, Банк Нидерландов, Национальный банк Дании, Банк Испании), финансовые векселя (Банк Англии, шведский Риксбанк, немецкий Бундесбанк, Банк Японии), облигации (Банк Кореи, Центральный банк Чили). Однако большинство центральных банков отказываются от выпуска собственных ценных бумаг. Это происходит из-за стремления избежать рыночной фрагментации, поддержать правительственные ценные бумаги как базовый ориентир для участников финансовых рынков. Центральные банки стараются излишне не вмешиваться в сферу финансового посредничества. Избирая как объект операций на открытом рынке не собственные, а правительственные бумаги, Центробанки сохраняют свою независимость, избегают обвинений в нелояльности и протекционизме по отношению к отдельным эмитентам.

Завершают список основных инструментов денежно-кредитного регулирования валютные интервенции. В соответствии со ст. 41 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа ЦБ РФ иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Фактически валютные интервенции являются аналогом операций Центрального банка на открытом рынке, только здесь объектом выступают нс ценные бумаги, а иностранная валюта. Механизм валютных интервенций практически не отличается от операций открытого рынка: продажа валюты Центральным банком уменьшает банковские резервы, покупка - увеличивает.

Валютные интервенции проводятся по мере надобности, т.е. они являются инструментом не постоянного, а дискреционного действия. Объемы целевых интервенций определяются исходя из состояния внешнеторгового баланса страны, динамики мировых цен на энергоресурсы, движения капиталов и кредитов. Как правило, цель интервенции - нейтрализовать негативные курсовые ожидания участников валютного рынка. Зачастую валютные интервенции совершаются Банком России как бы с запасом, сверх установленного целевого объема, что позволяет сглаживать резкие колебания обменного курса рубля, не зависящие от фундаментальных экономических факторов и вредные для экономики. Банк России проводит также операции по покупке (продаже) иностранной валюты, связанные с пополнением (расходованием) средств суверенных фондов Федеральным казначейством.

В настоящее время в условиях свободного курсообразования Банк России не проводит валютных интервенций. Но при этом не исключается проведение точечных операций. Интервенции не противоречат концепции режима плавающего валютного курса и успешно применяются развитыми странами в случае необходимости.

С помощью системы инструментов денежно-кредитной политики Банк России управляет однодневными процентными ставками, по которым банки совершают операции друг с другом на денежном рынке. Удерживая ставки денежного рынка в границах процентного коридора, Банк России стремится приблизить их к уровню ключевой ставки, определяющей направленность денежно-кредитной политики.

Обязательные резервные требования формируют у кредитных организаций потребность поддерживать определенные остатки средств на корреспондентских счетах в Банке России (определенный объем ликвидности). Далее Банк России либо путем предоставления дополнительной ликвидности либо абсорбирования избыточной ликвидности добивается соответствия фактических средств на корсчетах указанной потребности и, тем самым, создает условия для нахождения ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки.

Тип операций Цель Форма проведения Срок Частота проведения
Основные аукционы Управление объемом ликвидности и уровнем ставок денежного рынка Аукционы репо/депозитные аукционы 1 неделя еженедельно
Ограничение диапазона колебаний ставок денежного рынка границами процентного коридора Кредиты «овернайт»; валютный своп; ломбардные кредиты; репо; кредиты, обеспеченные нерыночными активами / депозитные операции 1 день ежедневно
Аукционы «тонкой настройки» Предотвращение чрезмерных колебаний ставок денежного рынка внутри процентного коридора Аукционы репо и валютный своп / депозитные аукционы от 1 до 6 дней 1 в отдельные дни
Аукционы на длительные сроки Улучшение условий проведения основных операций:
абсорбирование среднесрочного избытка ликвидности Аукционы по размещению облигаций Банка России 3, 6, 12 месяцев нерегулярно
удовлетворение среднесрочной потребности в ликвидности Аукционы по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами 3 месяца
Операции постоянного действия на длительные сроки Улучшение условий проведения основных операций, ограничение влияния структурного дефицита ликвидности на срочность пассивов кредитных организаций Кредиты, обеспеченные нерыночными активами от 2 до 549 дней ежедневно

1 Аукционы валютный своп «тонкой настройки» проводятся на срок от 1 до 2 дней одновременно с аукционами репо «тонкой настройки» на аналогичный срок.

Основным инструментом денежно-кредитной политики, который используется для приведения фактических остатков на корсчетах в соответствие с потребностью в ликвидности и управления уровнем процентных ставок денежного рынка, являются аукционы на срок 1 неделя . Данные операции проводятся Банком России один раз в неделю в форме аукционов по предоставлению ликвидности (аукционы репо) либо аукционов по изъятию ликвидности (депозитные аукционы). Банк России определяет направление основных операций, а также максимальный объем предоставления (изъятия) средств на основе прогноза ликвидности банковского сектора. В настоящее время наблюдается структурный профицит (избыток) ликвидности, поэтому Банк России абсорбирует избыточную ликвидность, используя в качестве основного инструмента депозитные аукционы.

Минимальная (максимальная) ставка, по которой банки могут подавать заявки на аукционах по предоставлению (изъятию) ликвидности на срок 1 неделя, является ключевой ставкой Банка России. При этом процентные ставки, по которым банки получают (размещают) средства, определяются по итогам аукциона.

Операции постоянного действия на срок 1 день применяются в целях ограничения колебаний ставок денежного рынка. В качестве инструмента постоянного действия по изъятию ликвидности выступают депозитные операции, в то время как для предоставления средств используется набор инструментов, разнообразных как по форме операций (обеспеченные кредиты, РЕПО, сделки своп), так и по видам обеспечения (облигации, иностранная валюта, кредитные требования к нефинансовым организациям).

В отличие от основных аукционов, проводимых в определенные дни по решению Банка России, который определяет максимальный объем предоставления (изъятия) средств, операции постоянного действия проводятся по обращению банков, могут быть использованы ими ежедневно, при этом поданные ими заявки удовлетворяются полностью. Объем предоставления (изъятия) средств по данным операциям ограничен только лимитами, связанными с управлением рисками Банка России.

Поскольку Банк России удовлетворяет потребность банковского сектора в привлечении (размещении) средств преимущественно с помощью аукционов, объемы операций постоянного действия на срок 1 день сравнительно невелики. Как правило, эти инструменты становятся востребованными в случае возникновения у отдельных банков краткосрочных дисбалансов, которые не могут быть устранены посредством совершения операций на межбанковском рынке.

Процентные ставки по операциям постоянного действия по предоставлению и изъятию ликвидности на срок 1 день являются фиксированными и формируют соответственно верхнюю и нижнюю границу коридора процентных ставок Банка России. Его границы симметричны относительно ключевой ставки и в случае ее изменения автоматически сдвигаются на аналогичную величину. Ширина процентного коридора задает допустимый диапазон колебаний ставок денежного рынка и в настоящее время составляет 2 процентных пункта.

В отдельные дни, когда спрос банковского сектора на ликвидность существенно отклоняется от ее предложения, Банк России может проводить аукционы «тонкой настройки» на сроки от 1 до 6 дней в целях предотвращения чрезмерных колебаний ставок денежного рынка внутри процентного коридора. Данные операции проводятся в форме аукционов репо на срок от 1 до 6 дней, аукционов репо и валютный своп по покупке долларов США и евро за рубли на срок от 1 до 2 дней либо депозитных аукционов на срок от 1 до 6 дней. Каждое утро Банк России обновляет оценку состояния ликвидности банковского сектора и в случае необходимости принимает решение и объявляет о проведении аукциона «тонкой настройки», а также о его сроке и максимальном объеме предоставления (изъятия) средств. Аукционы валютный своп «тонкой настройки» могут проводиться только в дополнение к аукциону репо «тонкой настройки». Решение о дополнении аукциона репо «тонкой настройки» сроком от 1 до 2 дней аукционом валютный своп «тонкой настройки» по покупке долларов США и евро за рубли на аналогичный срок принимается с учетом ситуации на денежном рынке, в том числе степени использования кредитными организациями рыночного обеспечения. Минимальная (максимальная) ставка по операциям «тонкой настройки» по предоставлению (изъятию) ликвидности равна ключевой ставке Банка России.

Помимо краткосрочных операций, система инструментов Банка России также включает операции по предоставлению или абсорбированию ликвидности на длительные сроки .

В условиях структурного профицита ликвидности Банк России только абсорбирует средства кредитных организаций на длительные сроки с помощью аукционов по размещению облигаций Банка России (ОБР). Облигации выпускаются на срок 3, 6, 12 месяцев, купонный период установлен равным 3 месяцам. Купонный доход начисляется за каждый день купонного периода по ключевой ставке, действующей в этот день. Выпуск ОБР позволяет Банку России абсорбировать среднесрочный избыток ликвидности и повысить воздействие основных операций на процентные ставки денежного рынка. Кроме того, в случае, если у кредитной организации потребность в дополнительной ликвидности возникнет раньше, чем наступит срок погашения облигаций, она имеет возможность продать эти облигации на вторичном рынке или использовать их в качестве обеспечения по операциям на денежном рынке и/или для привлечения рефинансирования у Банка России.

В условиях структурного дефицита Банк России может проводить аукционы по предоставлению кредитов под залог нерыночных активов на срок 3 месяца.

Более подробная информация об отдельных инструментах Банка России, а также об управлении ликвидностью банковского сектора представлена на сайте Банка России в следующих материалах.


© 2024
russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал