17.03.2024

Статистический сборник народное хозяйство ссср. Экономика и народное хозяйство ссср в условиях вов. Особенности народного хозяйства ссср в годы «холодной войны»


Развитие экономики СССР в довоенный период

Замечание 1

Народное хозяйство Советского Союза к началу второй мировой войны располагало процветающим сельским хозяйством, сильными промышленными мощностями, крупными трудовыми ресурсами. СССР занимал первые места по запасам нефти, угля и других природных ресурсов, что давало его огромные преимущества для развития промышленности. Одной из ведущих задач партии выступало развитие топливно-энергетического комплекса страны. СССР по темпам роста производства продукции данной отрасли опережал другие страны в 2-3 раза, такие объемы производства давали толчок развития и других отраслей.

Еще одной отраслью, которой партия отводила особую роль являлось машиностроение, поскольку оно играло решающую роль в техническом перевооружении страны. Сельское хозяйство в стране развивалось решительными темпами, по всей стране насчитывалось около 240 тыс. колхозов и 4 тыс. совхозов. Быстрыми темпами росла отрасль транспорта, в первую очередь железнодорожного, который осуществлял 85% всего грузооборота. Немаловажной отраслью в довоенные годы выступала связь. К 1940 году Советский Союз установил телефонную связь со всеми государствами, увеличил количество почтовых отделений связи до 50 тыс.

Расходы бюджета на оборонную промышленность в последние годы предвоенного периода возросли в шесть раз по сравнению с 30м годом. Общие капитальные вложения в экономику СССР в предвоенные годы (1938-1941) составили более 17 млрд рублей, что более чем в два раза больше чем в первую пятилетку.

Во время Великой Отечественной войны погибло около 27 млн человек, голод, продолжавшийся до 1947 года унес жизни еще 0,8 млн человек. В короткие сроки были восстановлены многие отрасли народного хозяйства и разрушенные города и села. После войны началась перестройка народного хозяйства с военно-промышленного на гражданский лад. Во время четвертой пятилетки было построено около 6тыс. крупных промышленных предприятий, повысилась производительность труда на 25%. Техническое перевооружение предприятий происходило в основном за счет полученного из Германии оборудования.

Довоенный уровень производства сельскохозяйственной продукции был достигнут лишь спустя 10 лет., основной упор делался на развитие промышленности. Государство помогало колхозникам лишь поставкой сельскохозяйственной техники, за которую они должны были государству платить сельскохозяйственной продукцией, которая также облагалась высокими налогами. Транспортная отрасль тоже потихоньку восстанавливалась. Однако строительство крупных железнодорожных магистралей было приостановлено вплоть до 1950 года.

Незначительно вырос уровень жизни городского населения – промышленные и продовольственные товары больше не распределялись по карточной системе, студентам начали выплачивать стипендии, социально незащищенным слоям населения – пособия, все это достигалось за счет средств сельского населения.

Особенности народного хозяйства СССР в годы «холодной войны»

Начало противостояния между социализмом и капитализмом было положено сразу после окончания второй мировой войны. Две сверхдержавы США и СССР вступали в спор практически по всем возникающим на мировой арене вопросам.

    Промышленность . По-прежнему в СССР главенствующая роль отводилась промышленности и в 1953 году Г.М. Маленковым были предложены реформы управления промышленностью, суть которых заключалась в приоритетной поддержке легкой и пищевой промышленности, что вызвало бурное недовольство руководителей предприятий тяжелой промышленности и стало причиной отстранения Маленкова. В те годы у руля стоял Н.С. Хрущев. Он предпринял попытку преобразования министерств в совнархозы для перехода с отраслевого типа контроля на территориальный, со временем это привело к сложностям коммуникации и управления.

    В 1960-х годах темпы развития промышленности и экономического развития государства в целом начали снижаться. В 1965-м году вновь были образованы министерства. С 1966 по 1970 годы (восьмая пятилетка) объем промышленного производства вырос в 1,5 раза, а к началу 70-х снова начал снижаться, что было вызвано отсутствием внедрения новых технологий и экстенсивным ростом производства в последние годы. В начале 80-х ставка была сделана на добычу полезных ископаемых и СССР приносил около 10% мировой добычи нефти и газа, так правительство подсадило страну на «нефтяную иглу».

    Сельское хозяйство . Эта отрасль при правлении Хрущева тоже испытала на себе реформы. Налоги, взымаемые с крестьян были снижены, а государство продолжало увеличивать поставки сельскохозяйственной техники в села. В начале 50-х все силы были брошены на освоение целины в западной Сибири и Казахстане – было отправлено около 300 тыс. человек и много новой сельскохозяйственной техники. Поначалу целина приносила хороший урожай, однако к концу 50-х в силу эрозии почв и климатических условий урожай начал падать. С целью увеличения урожая были расширены площади посева для кукурузы. В начале 60-х снова появилась продовольственная проблема. Правительство попыталось решить ее за счет повышения цен на продукты животноводства, что вызвало бурное недовольство среди городских граждан.

    Социальная сфера . К середине 50-х партия стала больше внимания уделять социальной сфере: отменили плату за обучение в вузах и школах, увеличили пенсии в два раза, начался этап повсеместного жилищного строительства.

    Наука . Наука получила бурное развитие в годы «холодной войны». Конкуренция с западом привела к появлению ядерной энергетики, в 53-м году были проведены испытания первой водородной бомбы. Позже появились первые атомные электростанции, ледокол, подводные лодки, первый реактивный пассажирский самолет.

Замечание 2

Народное хозяйство СССР на протяжении всего существования Советского государство испытывало подъемы и падения. Это было связано, в первую очередь с неоднородностью развития страны в различные политические периоды. Директивы и реформы не всегда давали эффект, а правительство страны часто руководствовалось собственными интересами при принятии решений (особенно в годы «холодной войны»).

Развития народного хозяйства СССР, на 1976-1980 годы поставлена задача. ..повысить ответственность проектных, конструкторских и научных организаций за высокий технический и экономический уровень проектных решений... Улучшить качество и сократить сроки разработки и экспертизы проектов и смет.  

В Положении о предприятии даются определенные понятия предприятия как основного звена народного хозяйства СССР и общая характеристика основ его организации и управления им, а также содержания устава характеризуются имущество и средства  

В соответствии с этим каждая глава курса экономики отрасли включает в себя исходные положения, увязанные с основными на правлениями развития народного хозяйства СССР.  

Директивами XIX съезда КПСС по пятому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР (1951 - 1955 гг.) намечалось увеличение объема добычи нефти на 85%, дальнейшее усиление геологоразведочных работ на нефть и газ, широкое распространение современных интенсивных методов разработки нефтяных месторождений, развитие буровых работ, освоение богатейших нефтяных месторождений под дном Каспия. Перед газовой промышленностью ставилась задача дальнейшего увеличения добычи газа , расширения строительства магистральных трубопроводов с переходом на диаметры 529 - 720 мм, что предопределило более быстрое нарастание пропускной способности газопроводов.  

Таким образом, характеристика современного состояния нефтегазодобывающей промышленности свидетельствует о рациональности ее дальнейшего развития, заключающейся в а) поисках и разведке нефтегазоносных площадей в виде отдельных месторождений и целых регионов б) увеличении размеров обеспеченности отрасли промышленными и другими категориями запасов, позволяющих развивать нефтегазодобычу в соответствии с ростом потребности народного хозяйства СССР и стран социалистического содружества в) разработке нефтяных и газовых месторождений с управлением процессами извлечения природных ресурсов из недр на поверхность земли г) наиболее целесообразном использовании нефтегазового сырья в системе топливно-энергетического комплекса.  

Политический подход к решению хозяйственных задач. Развитие социалистической экономики, как известно, определяется генеральной линией Коммунистической партии Советского Союза . Государственные планы развития народного хозяйства СССР и его отдельных отраслей стали главным инструментом претворения в  

Одна из главных задач народного хозяйства СССР на текущее пятилетие - повышение эффективности и качества общественного производства и значительное увеличение отдачи капитальных вложений и основных фондов , являющихся материальной базой производства и важнейшей составной частью производительных сил страны.  

Социалистической экономике присущи высокие стабильные темпы роста основных фондов . Так, основные производственные фонды народного хозяйства СССР за 1940-1975 гг. увеличились в 11,32 раза, в том числе за годы восьмой пятилетки в 1,43, девятой -в 1,5 раза, десятой - в 1,42 раза.  

Народное хозяйство СССР...Статистический ежегодник.  

В 1928 г. народное хозяйство СССР располагали 521 тыс. специалистами с высшим и средним специальным образованием, в том числе с высшим - 233 тыс. человек и со средним - 288 тыс. человек. В 1977 г. в народном хозяйстве СССР работало уже 25 178 тыс. специалистов с высшим и средним специальным образованием, в том числе с высшим-10537 тыс. человек а со средним - 14 641 тыс. человек.  

Таким образом, при общем росте рабочих и служащих в народном хозяйстве СССР с 1928 г. по 1977 г. в 9,33 раза, численность специалистов с высшим и средним специальным образованием возросла в 48,32 раза.  

Выставка достижений народного хозяйства СССР. Высшие а -ленные карбоновые кислоты. - М. Наука, 1969.  

Данные таблицы не соответствуют данным ЦСУ (см. Народное хозяйство СССР в 1970 г. , стр. 110), что в известной мере объясняется включением ЦСУ в мировое потребление торфа и дров, а также разницей в расчета гидро- и атомной энергии.  

Высокие темпы развития народного хозяйства СССР и других социалистических стран требуют соответствующего энерго- и тепло-обеспечения, что, в свою очередь, диктует необходимость использования в качестве источников тепла и энергии крупных запасов высокоэффективных источников энергии, в первую очередь природного газа . С этой позиции следует признать рациональным дальнейшее повышение использования газа в качестве энергетического топлива.  

В этих условиях очень важно правильно оценить пропорции в развитии топливно-энергетических отраслей промышленности и других отраслей народного хозяйства СССР.  

В девятой пятилетке, как намечено пятилетним планом развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 гг., продукция промышленности (в сопоставимых ценах) увеличится в 1975 г. по отношению к 1970 г. почти на 47%, а производство электроэнергии - на 44%. Из этого следует, что соотношение в темпах роста выработки электроэнергии и всего промышленного производства выразится коэффициентом 0,94.  

В соответствии с данными ЦСУ (Народное хозяйство СССР. 1922-1972 . Юбилейный статистический ежегодник. М., Статистика, 1972, 61 с.) в таблицу внесены изменения.  

В печати США публикуется значительное число монографий и статей, посвященных будущему развитию энергетики страны, энергопотреблению и перспективам обеспечения ресурсами энергии. Различным аспектам этой проблемы посвящены многочисленные исследования, выполненные в различных государственных организациях, институтах и отдельными учеными. Прогнозами охватываются периоды до 2000 г., а иногда и до 2200 г Г Характерно, что при прогнозировании до 2000 г. выделяются даты, либо непосредственно совпадающие с периодизацией перспективного плана развития народного хозяйства СССР (1970, 1980, 1985, 1990 гг.), либо близкие к ним. Хотя в указанных работах об этом прямо не говорится, но нетрудно догадаться, что выделение таких дат далеко не случайно по-видимому, важную роль играет стремление сопоставить темпы развития и объемы производства и потребления различных видов энергетических ресурсов в СССР и США.  

Народное хозяйство СССР в 1965 г. Изд-во Статистика, 1966, стр. 102.  

Народное хозяйство СССР в 1964 г. Изд-во Статистика, 1965, стр. ЮЗ.  

Народное хозяйство СССР в 1964 г. Изд-во Статистика, 1965. Расчеты потребления электроэнергии на душу населения сделаны автором.  

Народное хозяйство СССР в 1965 г. Изд-во Статистика, 1966. a Oil and Gas J., 62, № 50, 1964, p. 47-49.  

Статистические ежегодники Народное хозяйство СССР за 1949-1964 гг. Изд-во Статистика.  

В 1958 г. коэффициент полезного использования первичной энергии в мировой промышленности равнялся 57%, на транспорте 16%, в

] Ответственный за выпуск Л.А. Уманский.
(Москва: Издательство «Финансы и статистика», 1987. - Государственный комитет СССР по статистике)
Скан, OCR, обработка, формат Htm: Ефремов, 2012; Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Михаил, 2013

  • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
    Предисловие (3).
    ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СССР за 70 лет СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
    Масштабы созидания (5).
    Обновление мира (28).
    Создание основ нового общества (32).
    Осуществление ленинского плана строительства социализма (33).
    Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (43).
    Восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства (47).
    Развитие народного хозяйства в 1961-1985 гг. (49).
    Курс - ускорение (52).
    1986 г. - Перестройка в действии (56).
    ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
    Наука и технический прогресс (60).
    Материально-техническая база народного хозяйства, ее техническое перевооружение и реконструкция (100).
    Эффективность использования трудовых ресурсов (107).
    Ресурсосбережение (112).
    Совершенствование управления и хозяйственного механизма (115).
    РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
    Валовой общественный продукт и национальный доход (122).
    Промышленность (125).
    Топливно-энергетический комплекс (161).
    Металлургический комплекс (164).
    Машиностроительный комплекс (166).
    Химико-лесной комплекс (176).
    Промышленность строительного комплекса (184).
    Производство товаров народного потребления (186).
    Агропромышленный комплекс (200).
    Растениеводство (222).
    Животноводство (253).
    Пищевая промышленность (268).
    Капитальные вложения и поставки материальных ресурсов (274).
    Лесное хозяйство (285).
    Предприятия АПК (287).
    Кадры в АПК (300).
    Производительность труда в АПК (311).
    Капитальное строительство (316).
    Транспорт и связь (340).
    Железнодорожный транспорт (343).
    Морской транспорт (348).
    Речной транспорт (350).
    Магистральный трубопроводный транспорт (353).
    Автомобильный транспорт (354).
    Городской пассажирский электрический транспорт (363).
    Воздушный транспорт (368).
    Связь (370).
    СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАРОДА
    Население и трудовые ресурсы (373).
    Использование национального дохода (430).
    Оплата труда и доходы населения (431).
    Обеспечение населения товарами и услугами (449).
    Обеспечение жильем (508).
    Народное образование и культура (523).
    Охрана здоровья (585).
    ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
    Земля (607).
    Недра (608).
    Охрана лесов (610).
    Рациональное использование и охрана водных ресурсов (612).
    Воздушный бассейн (614).
    Охрана окружающей среды в районе озера Байкал (616).
    Затраты на мероприятия по охране природы и ввод мощностей (618).
    ФИНАНСЫ И КРЕДИТ (620).
    ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СССР
    Внешняя торговля СССР (640).
    Сотрудничество стран - членов Совета Экономической Взаимопомощи (648).
    Экономическая и техническая помощь СССР (650).
    МЕЖДУНАРОДНЫЕ СРАВНЕНИЯ
    Развитие СССР и других социалистических стран в сопоставлении с капиталистическими странами (653).
    Территория и численность населения стран мира 699 Краткие методологические пояснения к отдельным статистическим показателям, приведенным в ежегоднике (711).

Аннотация издательства: Юбилейный статистический ежегодник содержит важнейшие данные об экономическом и социальном развитии СССР за годы Советской власти, характеризующие население, развитие отраслей народного хозяйства, науки и техники, рост благосостояния народа. Публикуются некоторые данные, характеризующие развитие других социалистических стран. По ряду показателей дается сопоставление с показателями капиталистических стран.
Для экономистов, статистиков, научных, партийных и хозяйственных работников, пропагандистов.

Завершение восстановления и расширение государственного (социалистического) сектора создали условия и вызвали необходимость перехода от годового планирования в форме контрольных цифр к перспективному планированию. Разработка первого пятилетнего плана велась в течение нескольких лет, начиная с 1925 г. На XV съезде была принята резолюция «О директивах по составлению пятилетнего плана народного хозяйства», а в мае 1929 г. он был утвержден V съездом Советов СССР.

Первый пятилетний план (1928-1932)

Планом предусматривалось увеличить объем промышленной продукции в 2,8 раза при преимущественном развитии тяжелой промышленности; преодолеть отставание сельского хозяйства, наладить его социалистическое переустройство; обеспечить вытеснение и ликвидацию капиталистических классов и создание экономической базы для построения социалистического общества.

Домны Магнитогорского металлургического комбината

В течение последующих лет ряд показателей изменялся в сторону увеличения, что сделало план практически невыполнимым, даже несмотря на высокие темпы развития производства. Тем не менее в январе 1933 г. в докладе на Объединенном пленуме ЦК и ЦКК РКП (б) было объявлено, что пятилетний план выполнен. Таким образом, пятилетка продолжалась четыре года и три месяца.

На первом этапе индустриализации (1926-1928) строилось вновь и реконструировалось около 800 крупных предприятий. Большое внимание уделялось развитию энергетической базы - добыче угля, нефти, строительству электростанций. В этот период вступили в строй Штеровская в Донбассе и Земо-Авчальская в Закавказье, Волховская электростанции; начато строительство Брянской, Челябинской, Иваново-Вознесенской электростанций. В 1927 г. начинается прокладка новой железной дороги - Турксиба (из Средней Азии в Сибирь). Преимущество в новом строительстве отдавалось окраинным районам страны. Одновременно происходит формирование новой системы управления. В 1932 г. ВСНХ был реорганизован в наркомат, ведавший тяжелой промышленностью. Дальнейшее развитие системы шло по линии разукрупнения наркоматов, особенно интенсивно в 1938 - 1939 гг. (к марту 1939 г. их насчитывалось уже 34).



Необходимость привлечения огромных средств для индустриальных новостроек вынуждала осуществлять их «перекачку» из сельского хозяйства путем занижения цен на его продукцию и продажи продукции промышленности по завышенным ценам. В условиях решительного сокращения частного сектора в промышленности и торговле крестьянство все более проигрывало от неэквивалентного обмена. Это привело к сокращению посевов и сокрытию товарного хлеба. С темпами индустриализации таким образом оказались неразрывно связаны и темпы коллективизации, поскольку в тот момент только коллективное хозяйство могло дать увеличение сырьевых и финансовых поступлений.

Принято считать, что курс на коллективизацию выработал XV съезд ВКП (б). Однако материалы съезда свидетельствуют, что в качестве первоочередной задачи в области сельского хозяйства признавалось развитие всех форм кооперации, а перспективной задачей - постепенный переход к коллективной обработке земли на основе новой техники (электрификации). Съезд не устанавливал сроков и единственных форм и способов кооперирования. В отношении эксплуататорских классов выдвигалась задача их вытеснения экономическими методами, добиваясь снижения удельного веса частнохозяйственного сектора при возможном его абсолютном росте.

Однако при практическом осуществлении этих решений было допущено отступление от программных установок, нарушены основные принципы кооперации: добровольность, постепенность, материальная заинтересованность. Форсированная коллективизация привела не только к резкому сокращению поголовья скота и сбора зерновых, но и к человеческим жертвам. В результате в годы первых пятилеток существовала карточная система снабжения населения (до 1936 г.). Тем не менее коллективизация создавала социальную базу для модернизации аграрного сектора, позволяла повысить производительность труда, высвободить трудовые ресурсы для других сфер экономики.

Следует отметить, что первая пятилетка отличалась очень высокими темпами прироста промышленной продукции, которые хотя и были ниже плановых, но значительно превосходили темпы прироста продукции в капиталистических странах. Программа по общему объему промышленного производства была выполнена на 93,7%, по тяжелой промышленности - на 108%. Однако показатели по важнейшим видам промышленной продукции в натуральном выражении оказались ниже плановых. Первая пятилетка явилась временем коренной ломки структуры промышленного производства: удельный вес первого подразделения в валовой продукции всей промышленности поднялся до 53,4% против 39,5% в 1928 г.

Продукция машиностроения и металлообработки возросла в четыре раза. Изменились и пропорции между основными отраслями народного хозяйства. Удельный вес промышленной продукции в совокупной продукции промышленности и сельского хозяйства поднялся с 51,5% в 1928 г. до 70,7% в 1932 г. Было построено 1500 заводов и фабрик. Среди них - крупнейшие: Сталинградский тракторный завод, Горьковский и Московский автомобильные заводы, Уралмаш. Появились новые отрасли: производство пластмасс (г. Владимир) и искусственного каучука (г. Ярославль). Были созданы новые очаги промышленности на Востоке страны (Казахстан, Сибирь, Средняя Азия).

Первая советская грузовая машина марки АМО

В системе управления народным хозяйством усиливаются центростремительные тенденции. Это выразилось в переходе к исключительно отраслевому принципу управления. Происходило расширение регламентации хозяйственной жизни, администрированием охватывалась вся социально-экономическая структура общества. Одновременно предпринимались попытки внедрения хозрасчетных отношений. С этой целью было принято Постановление ЦК ВКП(б) «О реорганизации управления промышленностью» (5 декабря 1929 г.), где указывалось, что перевод фабрик и заводов на хозрасчет должен быть решительно проведен в кратчайший срок. Но само понимание хозрасчета к этому времени коренным образом изменилось: финансово-хозяйственная самостоятельность сводилась просто к сопоставлению доходов и расходов предприятия.

Повышению эффективности общественного производства должна была способствовать кредитная реформа. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 30 января 1930 г. «О кредитной рефоме» была отменена существовавшая система отпуска товаров и оказания услуг в кредит. Все краткосрочное кредитование сосредоточивалось в Государственном банке. Был введен такой порядок кредитования, при котором предприятия получали средства от банков по планам, составленными трестами, в которые они входили. Предполагалось, что открытие предприятиям собственных счетов в банке повысит их оперативную самостоятельность. Однако практическое осуществление указанных мероприятий привело к обратному результату. Кредитование стало осуществляться «под план», что подрывало самые основы хозрасчета. Госбанк за счет покупателя оплачивал счета поставщиков независимо от качества и ассортимента продукции, а также возмещал все расходы, понесенные поставщиками. Не способствовала развитию инициативы предприятий и налоговая реформа. Вместо множественности налогов и налоговых видов изъятия в бюджет устанавливались налог с оборота и отчисления от прибыли.

Второй пятилетний план(1933-1934)

Второй пятилетний план развития народного хозяйства был утвержден в феврале 1934 г. В качестве основной политической задачи пятилетки выдвигались окончательная ликвидация капиталистических элементов, полное уничтожение причин, порождающих деление общества на классы и эксплуатацию человека человеком.

Материальной основой решения этих задач должно было стать завершение технической реконструкции народного хозяйства: необходимо было создать новейшую техническую базу для всех отраслей народного хозяйства, освоить новую технику и новые производства. Основное внимание уделялось машиностроению и созданию мощной энергетической базы. Руководство страны в это время приходит к осознанию преодоления курса «скачка», приближению плановых заданий к реальным возможностям экономики. Поэтому на XVII съезде партии было решено установить среднегодовой прирост промышленной продукции на 1933 - 1937 гг. в размере 16,5% (по оптимальному варианту первого пятилетнего плана - свыше 20%). Одной из отличительных особенностей плана второй пятилетки была установка на опережающие темпы развития группы «Б» по сравнению с группой «А».

В сельском хозяйстве главным становится завершение коллективизации и организационно-хозяйственное укрепление колхозов. Предполагалось увеличить производство сельскохозяйственной продукции в два раза.

Ставилась также задача повысить уровень потребления в два-три раза на базе значительного роста доходов и снижения розничных цен на 35%.

Советский паровоз 30-х годов

Исходя из перечисленных задач объем капитальных затрат по всему народному хозяйству определялся в 133,4 млрд. руб. вместо 64,6 млрд. руб. в первой пятилетке. Около половины всех капитальных затрат, направленных на новое строительство в тяжелой промышленности, предусматривалось вложить в восточные районы. Это ставило новые, более сложные задачи перед транспортом, отставание которого обнаружилось в годы первой пятилетки. Грузооборот транспорта должен был быть увеличен в два раза.

В качестве решающих условий выполнения плана выдвигались:

1) развитие социалистического соревнования, прежде всего стахановского движения;

2) рост производительности труда (на 63% за пятилетку);

3) обеспеченность квалифицированными кадрами (намечалось подготовить 5 млн. работников массовых профессий, 850 тыс. специалистов средней и 340 тыс. специалистов высшей квалификации).

Итоги реализации второго пятилетнего плана показали, что замысел пятилетки, ее основные задачи были выполнены. Было построено и введено в эксплуатацию 4500 новых промышленных предприятий. Достигнуто увеличение валовой продукции промышленности в 2,2 раза, продукции сельского хозяйства - в 1,5 раза. План по продукции крупной промышленности был выполнен за четыре года и три месяца. Среднегодовой темп прироста промышленной продукции превысил плановое задание и составил 17,1%. Однако запланированного опережения темпов роста второго подразделения достичь не удалось.

Активно проводилась техническая реконструкция хозяйства. В 1937 г. более 80% всей промышленной продукции было получено с новых и полностью реконструированных предприятий. Значительное превышение плановых заданий по увеличению производительности труда в различных отраслях дало возможность снизить себестоимость на 10,3% (в первой пятилетке отмечался рост себестоимости на 2,3%). Успехи в области освоения новой техники и повышения эффективности в пятилетке явились результатом возросшей трудовой активности народа, массового социалистического соревнования, осуществления программы подготовки кадров. Одним из крупнейших достижений второй пятилетки стало строительство московского метрополитена.

Произошел рост доходов граждан: они повысились вдвое за счет увеличения заработной платы, отмены карточной системы, снижения цен на товары массового потребления.

В результате выполнения второй пятилетки СССР стал передовой индустриальной страной. В 1936 г. страна вышла на первое место в Европе и второе в мире по объему промышленной продукции, хотя по душевому производству все еще значительно отставала от развитых капиталистических стран. Важнейшим итогом двух пятилеток является достижение экономической независимости Советского Союза, который стал производить все виды технического вооружения для народного хозяйства на новой базе.

Во второй пятилетке была завершена коллективизация сельского хозяйства: в колхозах было объединено 93% всех крестьянских хозяйств. Колхозы охватывали более 99% всех посевных площадей. Вместе с тем формы и методы проведения коллективизации отразились на результатах сельскохозяйственного производства. Так, посевные площади под зерновыми культурами за период с 1932 по 1937 гг. возросли лишь на 4,8%, произошло сокращение площадей под техническими и кормовыми культурами, хотя по сравнению с первой пятилеткой поголовье скота увеличилось, продукция животноводства составляла 90% уровня 1913 г.

Строительство первой линии метрополитена

Наращивание темпов сельскохозяйственного производства происходило во многом за счет повышения интенсивности труда. Так, если в 1925 г. в индивидуальном крестьянском хозяйстве на одного трудоспособного приходилось 92 человеко-дня работы в год, то в колхозах на одного трудоспособного в 1937 г. - 185 человеко-дней. Разумеется, анализируя результаты развития сельского хозяйства, нельзя не учитывать и факторы, способствовавшие повышению производительности труда, и прежде всего - функционирование машинно-тракторных станций, количество которых в 1937 г. достигло 5518. Они обслуживали 91,5% колхозов, являясь основой последующей индустриализации сельского хозяйства.

Третья пятилетка

Третья пятилетка должна была стать важным этапом в решении основной экономической задачи СССР - догнать и перегнать главные капиталистические страны по производству на душу населения. Выполнение намеченной программы предполагало поддержание высоких темпов развития всех отраслей советской экономики. Вместе с тем необходимо было учитывать резкое изменение международной обстановки, нарастание военной угрозы. Исходя из этого пятилетний план на 1938 - 1942 гг. предусматривал более высокие темпы динамики машиностроения, химической промышленности, энергетики, металлургии.

В целях повышения обороноспособности новое строительство намечалось вести преимущественно в восточных районах страны в виде предприятий-дублеров.

В целом выполнение заданий пятилетки проходило успешно. К середине 1941 г. промышленность довела выпуск продукции до 86% плана, грузооборот железных дорог составил 90%, товарооборот достиг 92%. Вторая половина 30-х годов отмечена нарастанием проблем в хозяйственной сфере. Поэтому на XVIII конференции ВКП (б) (февраль 1941 г.) были приняты решения для улучшения положения, для чего вновь намечалось повсеместное внедрение хозрасчетных отношений.

Вопросы для повторения

1. Какие меры по преобразованию социально-экономической системы были проведены в период Октябрьской революции 1917 года?

2. Расскажите о состоянии экономики Советской России в годы Гражданской войны и иностранной интервенции и мерах политики «военного коммунизма».

3. Расскажите о том, как осуществлялось восстановление народного хозяйства в годы новой экономической политики, в чем заключались ее суть и отличие от «военного коммунизма».

4. Охарактеризуйте основные преобразования, осуществленные в годы довоенных пятилеток, и место СССР в мировой экономике к 1941 г.

5. Раскройте факторы, обусловившие формирование в нашей стране командно-административной системы управления, покажите ее положительные стороны и недостатки.

6. В чем вы видете причины сужения сферы действия товарно-денежных отношений и демократических начал?

Перестройка всей жизни страны на военный лад началась с первых дней войны, 23 июня 1941 г. была образована Ставка Верховного Главнокомандования, призванная осуществлять высшее стратегическое руководство Вооруженными Силами.

29 июня 1941 г. была принята Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей, в которой со всей определенностью говорилось об опасности, нависшей над нашей страной, и намечался ряд первоочередных задач по перестройке хозяйства на военный лад. Для мобилизации всех сил и средств страны на борьбу с немецко-фашистским агрессором требовалось создать иные органы государственного управления. Такая форма организации власти в военных условиях была найдена в лице Государственного Комитета Обороны, созданного 30 июня 1941 г. под председательством И. В. Сталина. В него вошли также В. М. Молотов, Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов, Г. М. Маленков и др. В руках ГКО была сосредоточена вся полнота власти в государстве: все граждане, партийные и советские, комсомольские и военные органы обязаны были беспрекословно выполнять решения и распоряжения Государственного Комитета Обороны. В целях дальнейшей концентрации власти ГКО СССР осенью 1941 г. учредил более чем в 60 городах прифронтовой полосы местные чрезвычайные органы власти - городские комитеты обороны. Они возглавлялись первыми секретарями обкомов или горкомов партии. Городские комитеты обороны оперативно руководили мобилизацией населения и материальных ресурсов на строительство оборонительных рубежей, созданием народного ополчения, организовывали перепрофилирование местных предприятий на выпуск вооружения и боевой техники.

Говоря о Государственном Комитете Обороны, следует подчеркнуть, что подобная форма организации власти уже существовала в Советском государстве. Своеобразным прообразом ГКО являлся созданный еще в годы Гражданской войны и иностранной интервенции Совет Рабочей и Крестьянской Обороны.

Однако чрезвычайные органы власти в годы Гражданской войны и Великой Отечественной войны существенно различались. Главной особенностью Совета Рабочей и Крестьянской Обороны было то, что он не подменял собой партийные, правительственные и военные органы. Принципиальные вопросы ведения вооруженной войны рассматривались в то же время на Политбюро и Оргбюро ЦК, на заседаниях Совнаркома.

В годы Великой Отечественной войны никаких пленумов, а тем более съездов партии не проводилось, все кардинальные вопросы решались Государственным Комитетом Обороны (ГКО).

Оперативные вопросы, как правило, рассматривались единолично его председателем или отдельными членами. Характерным в работе ГКО было и то, что даже важнейшие проблемы государственной жизни и военного строительства зачастую решались опросным порядком. Такой подход нередко приводил к субъективизму, однако в сложившейся ситуации оказывался неизбежным. Известно, что в период войны Сталин занимал ряд важнейших партийных, государственных и военных постов. Он являлся Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), Председателем Совета Народных Комиссаров СССР, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами и наркомом обороны СССР, возглавлял Ставку Верховного Главнокомандования.


В чрезвычайных условиях войны результатом строгой централизации было оперативное и конкретное решение практических вопросов. Ежедневно они возникали десятками, сотнями, требовали согласования и уточнения. О масштабах деятельности ГКО можно судить хотя бы по тому, что за время существования (с 30 июня 1941 г. по 4 сентября 1945 г.) он принял около 10 тыс. постановлений и решений. Около 2/3 из них тем или иным образом относились к экономике и организации военного производства.

Постановления и распоряжения ГКО имели силу закона военного времени и подлежали беспрекословному выполнению. Государственный Комитет Обороны непосредственно руководил созданием военной экономики, ее развитием, укреплением Вооруженных Сил, координировал потребности действующих армий, флота с возможностями промышленности. Это способствовало наиболее полному и целесообразному использованию военной промышленности в интересах победы. Для оперативного решения вопросов при ГКО создавались специальные комитеты, образовывались комиссии.

Образование ГКО и Ставки внесло соответствующие изменения в сложившуюся в мирных условиях практику работы партийных и советских органов. Из подчинения Совнаркома выделялось все, что было непосредственно связано с ведением войны: военная экономика, и прежде всего военное производство, укрепление и снабжение Вооруженных Сил и, наконец, руководство военными действиями. В ведение ГКО и Ставки перешли наркоматы обороны, военно-морского флота, наркоматы оборонной промышленности и многие другие ведомства и управления, имевшие непосредственное отношение к ведению войны. В этих условиях Совнарком сосредоточивает свое внимание на тех отраслях, которые не были непосредственно связаны с военным производством, в частности на руководстве сельскохозяйственным производством.

Чрезвычайная форма партийного руководства вводилась и в Вооруженных Силах. Ею стал институт военных комиссаров. Одновременно с созданием института военных комиссаров ЦК партии реорганизовал армейские и флотские органы политической пропаганды в политические отделы, которые руководили как организационно-партийной, так и политико-массовой работой. С началом войны возросло значение военных советов в войсках. В первые шесть месяцев было создано 10 военных советов фронтов, около 30 военных советов армий. В их состав было введено большое число опытных работников, крупных партийных и государственных деятелей.

С первых дней войны был расширен и другой чрезвычайный институт - институт парторгов ЦК ВКП(б), а также парторгов ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов на важнейших предприятиях. На все военные заводы и предприятия оборонной промышленности назначались парторги ЦК ВКП(б), а на более мелкие - парторги ЦК партий союзных республик, крайкомов, обкомов. Парторги являлись одновременно секретарями заводских партийных организаций, осуществляли их непосредственную связь с ЦК партии, местными организациями. Эту систему чрезвычайных органов партийного руководства экономикой дополняли созданные в ноябре 1941 г. политотделы машинно-тракторных станций и совхозов. Благодаря всем этим мерам народное хозяйство нашей страны сумело преодолеть трудности военной перестройки, в целом обеспечило фронт всем необходимым. В то же время параллельное существование наркоматов, местных советских органов и партийных структур управления народным хозяйством порой приводило к ошибкам, к некомпетентным решениям.

Важной частью перестройки было перераспределение партийных сил из тыловых организаций в военные, в результате чего значительное количество коммунистов перешло на военную работу. На руководящую военную работу в действующую армию направлялись видные партийные работники с большим опытом организационной и массово-политической работы. В результате в начальный период войны в армию и на флот было направлено более 500 секретарей ЦК партий союзных республик, краевых, областных комитетов, горкомов, райкомов. Всего же в годы Великой Отечественной войны в Вооруженные Силы было мобилизовано около 14 тыс. руководящих работников.

Одной из главных задач, которую пришлось решать с первых дней войны, был быстрейший перевод народного хозяйства, всей экономики страны на военные рельсы. Основная линия этой перестройки была определена в Директиве ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 29 июня 1941 г. Конкретные мероприятия по перестройке народного хозяйства начали осуществляться с первых дней войны. На второй день войны был введен мобилизационный план производства боеприпасов и патронов. А 30 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР утвердили мобилизационный народнохозяйственный план на третий квартал 1941 г. Однако события на фронте развивались столь неудачно для нас, что этот план оказался невыполненным. Учитывая создавшуюся обстановку, 4 июля 1941 г. было принято решение о срочной разработке нового плана развития военного производства. Комиссии во главе с первым заместителем председателя Совнаркома СССР Н. А. Вознесенским поручалось разработать "военно-хозяйственный план обеспечения обороны страны, имея в виду использование ресурсов и предприятий, находящихся на Волге, в Западной Сибири и на Урале". Эта комиссия за две недели разработала новый план на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии.

Для скорейшего развертывания производственной базы в районах Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии было признано необходимым перевести в эти районы промышленные предприятия Наркомбоеприпасов, Наркомвооружения, Наркомавиапрома и др.

Члены Политбюро, являвшиеся в то же время членами ГКО, осуществляли общее руководство основными отраслями военного хозяйства. Вопросами производства вооружения и боеприпасов занимался Н. А. Вознесенский, самолетов и авиационных моторов - Г. М. Маленков, танков - В. М. Молотов, продовольствия, горючего и вещевого имущества - А. И. Микоян и др. Промышленные наркоматы возглавляли: А. И. Шахурин - авиационной промышленности, Б. Л. Ванников- боеприпасов, И. Ф. Тевосян - черной металлургии, А.И.Ефремов - станкостроительной промышленности, В. В. Вахрушев - угольной, И. И. Седин - нефтяной.

Главным звеном в переходе народного хозяйства на военные рельсы являлась перестройка промышленности. Перевод промышленности на военные рельсы означал радикальную перестройку всего процесса общественного производства, изменение его направленности и пропорций. На военные рельсы переводилось практически все машиностроение. В ноябре 1941 г. Наркомат общего машиностроения был преобразован в Наркомат минометного вооружения. Кроме созданных до войны наркоматов авиационной промышленности, судостроения, вооружения и боеприпасов в начале войны были образованы два наркомата - танковой и минометной промышленности. Благодаря этому все решающие отрасли военной промышленности получали специализированное централизованное управление. Было начато производство реактивных минометов, существовавших до войны лишь в опытных образцах. Их изготовление было организовано на московском заводе «Компрессор». Первой ракетной боевой установке фронтовиками было дано название "Катюша".

В начале войны было внесено изменение в распределение продовольственных ресурсов. Значительные запасы продовольствия были потеряны во время военных действий. Имевшиеся же ресурсы направлялись в первую очередь для снабжения Красной Армии и обеспечения населения промышленных районов. В стране была введена карточная система.

Военная перестройка потребовала централизованного перераспределения трудовых ресурсов страны. Если в начале 1941 г. в стране насчитывалось более 31 млн. рабочих и служащих, то к концу 1941 г. их численность сократилась до 18,5 млн. человек. Для того чтобы обеспечить кадрами военную промышленность и связанные с ней отрасли, необходимо было рационально распределить оставшиеся трудовые ресурсы, вовлечь в производство новые слои населения. В этих целях уже 30 июня 1941 г. при Совнаркоме был образован Комитет по распределению рабочей силы.

Одновременно были введены обязательные сверхурочные работы и отменялись отпуска. Это позволило примерно на треть увеличить загрузку производственных мощностей, не увеличивая численности рабочих и служащих. В июле 1941 г. Совнарком СССР предоставил право союзным и автономным республикам, исполкомам краевых и областных Советов переводить при необходимости рабочих и служащих на работу на другие предприятия независимо от их ведомственной принадлежности и территориального расположения. Это позволило местным органам более оперативно маневрировать кадрами в интересах укрепления оборонных отраслей промышленности.

Благодаря этому уже ко второй половине 1941 г. удалось проделать большую работу по перераспределению кадров. В результате уже к январю 1942 г. в отрасли оборонной промышленности дополнительно было направлено более 120 тыс. человек.

Одновременно активно осуществлялся процесс подготовки рабочих кадров через систему трудовых резервов. Только за два года через эту систему для работы в промышленности было подготовлено около 1100 тыс. человек.

В этих же целях в феврале 1942 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О мобилизации в период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и в строительстве", который предусматривал соответствующую мобилизацию. В первые же дни войны было принято решение о перестройке работы научных учреждений АН СССР, подчинении их деятельности интересам укрепления обороноспособности государства. В ходе перестройки Академия наук решала три взаимосвязанные задачи: 1) разработка научных проблем, имевших оборонное значение; 2) научная помощь промышленности в улучшении и освоении производства и 3) мобилизация сырьевых ресурсов страны, замена дефицитных материалов местным сырьем, организация научных исследований по наиболее актуальным для военного времени вопросам.

Таким образом, осуществленное с самого начала войны перераспределение материальных, финансовых и трудовых ресурсов страны сыграло решающую роль в перестройке всего народного хозяйства на военный лад. Изменение народнохозяйственных пропорций, переключение всех сил и средств на обслуживание фронта заложили прочную основу для создания слаженной экономики в условиях войны. В ходе перестройки народного хозяйства основным центром военной экономики СССР становилась восточная индустриальная база, которая была значительно расширена и укреплена с началом войны.

В 1942 г. производство военной продукции увеличилось на Урале по сравнению с 1940 г. более чем в 6 раз, в Западной Сибири - в 27, а в Поволжье - в 9 раз. А в целом за время войны промышленное производство в этих районах увеличилось более чем в 3 раза. Это была большая военно-экономическая победа, достигнутая советским народом в трудные военные годы. Она заложила прочные основы для окончательной победы над фашистской Германией.

С началом войны в условиях неблагоприятного развития военных событий быстрейшая эвакуация населения, промышленных предприятий, сельскохозяйственной продукции, культурных и других государственных ценностей из прифронтовых районов в глубь страны являлась важнейшей политической, военно-экономической проблемой, вставшей перед советским народом. В воспоминаниях А. И. Микояна, бывшего в годы войны членом ГКО, приводятся интересные сведения на этот счет: "Через два дня после начала войны… встал вопрос о необходимости руководства эвакуацией из прифронтовой полосы. Идея организации органа с такими функциями у нас никогда раньше не возникала… Стало ясно, что эвакуация принимает огромные масштабы. Невозможно было эвакуировать все подряд, не хватало ни времени, ни транспорта. Приходилось буквально на ходу выбирать, что в интересах государства эвакуировать…" (Военно-исторический журнал. 1988. № 3. С. 31–38). В комплексе этих проблем быстрейший вывоз и спасение миллионов советских людей от физического уничтожения являлись одной из первоочередных задач.

Выполнение столь сложной задачи потребовало огромных усилий. В постановлении ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 июня 1941 г. "О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества" были определены конкретные задачи и очередность эвакуации. В дополнение к этому СНК СССР 5 июля 1941 г. вынес решение по вопросу о порядке эвакуации населения в военное время и о вывозе рабочих и служащих эвакуированных предприятий. Были разработаны планы эвакуации людей из прифронтовой полосы с указанием пунктов расселения, сроков, порядка и очередности вывоза.

Решением правительства было утверждено "Положение об эвакуационном пункте по эвакуации гражданского населения из прифронтовой полосы". Созданные на местах эвакопункты заботились об эвакуированном населении, производили учет прибывших и т. д. При совнаркомах союзных республик, облисполкомах и крайисполкомах были созданы отделы по эвакуации населения. По решению правительства вывозили в первую очередь детские учреждения, женщин с детьми и людей пожилого возраста. К январю 1942 г. в глубь страны было вывезено только по железной дороге 10 млн. человек (Вторая мировая война. Общие проблемы. Кн. 1. С. 74).

Большие трудности возникли с эвакуацией населения в районах, оказавшихся в зоне военных действий. К ним относились республики, расположенные в Прибалтике, западные области Украины, Молдавии и Белоруссии и Карелия.

В начале войны эвакуация населения была осуществлена также из Москвы и Ленинграда. О масштабах этой работы свидетельствуют такие факты: осенью 1941 г. только из Москвы было эвакуировано 1,5 млн. человек, а из Ленинграда с 22 января 1942 г. по 15 апреля 1942 г. - более 55 тыс. человек. Это был наиболее тяжелый период эвакуации. В целом в годы войны, включая период блокады, из Ленинграда эвакуировалось около 2 млн. человек.

В результате успешной эвакуации к весне 1942 г. в восточных районах страны было размещено до 8 млн. эвакуированных. К этому времени основная волна эвакуации спала.

Однако это положение продолжалось недолго. Летом 1942 г. в связи с прорывом немецко-фашистских войск на Северный Кавказ вновь со всей остротой встала проблема массовой эвакуации населения. На этот раз эвакуация проводилась в основном из центральных и южных районов Европейской части СССР. В июле 1942 г. началась эвакуация населения из Воронежской, Ворошиловградской, Орловской, Ростовской, Сталинградской областей и Ставропольского и Краснодарского краев.

Советское правительство проявляло большую заботу о создании материально-бытовых условий для эвакуированного населения. В государственном бюджете на IV квартал 1941 г. на жилищное строительство было выделено 200 млрд. руб. В условиях военного времени это были большие средства. Рабочим и служащим эвакуированных предприятий был предоставлен долгосрочный кредит на индивидуальное жилищное строительство.

Во время пребывания эвакуированных на новых местах местное население окружило их заботой и вниманием. Нуждающимся семьям выдавалось пособие, отпускались одежда, обувь. Во многих сельхозартелях были организованы курсы для обучения эвакуированных различным сельскохозяйственным профессиям.

Братская дружба советских народов проявилась в ходе эвакуации, в трудоустройстве эвакуированного населения, в усыновлении детей, родители которых погибли. Менее чем за год войны, к 1 мая 1942 г. только трудящимися Казахстана было усыновлено до 2 тыс. осиротевших детей. В Узбекистане широко развернулось общественное движение помощи эвакуированным детям. Тысячи ребят - русских, украинцев, белорусов и других национальностей - были взяты на воспитание в узбекские семьи. Эвакуированные дети прекрасно себя чувствовали в приютивших их семьях. Говорили не только по-русски, но учились говорить и по-узбекски. При крупных сельскохозяйственных артелях создавались детские дома, содержание которых колхозы полностью брали на себя.

В результате эвакуации миллионы советских людей были спасены от физического истребления фашистскими захватчиками.

Эвакуация населения, промышленных предприятий, сельскохозяйственной продукции и культурных ценностей по разным экономическим районам проходила в разные сроки, в зависимости от положения на фронтах. Конкретные условия военной обстановки потребовали провести эвакуацию дважды: первый раз - летом и осенью 1941 г., второй раз - летом и осенью 1942 г. Эвакуация 1941 г. была самой массовой.

Не останавливаясь подробно на эвакуации промышленности, хотелось отметить только следующее. В годы войны в восточные районы было эвакуировано более 2 тыс. промышленных предприятий. Почти 70 % из них было размещено на Урале, в Западной Сибири, Средней Азии и Казахстане. Перевод промышленности в глубокий тыл позволил не только сохранить основные производственные фонды, но и постепенно увеличить их, обеспечивая растущие нужды фронта.

Осуществленная советским народом в годы Великой Отечественной войны эвакуация населения, промышленности, продовольствия и сырья, вывоз в глубокий тыл культурных ценностей способствовали скорейшей перестройке всего народного хозяйства страны на военные рельсы и приближению победы. Как отмечал выдающийся советский полководец, Маршал Советского Союза Г. К. Жуков: "Это была ни с чем не сравнимая трудовая эпопея, без которой была бы абсолютно невозможна наша победа над сильнейшим врагом".


© 2024
russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал