04.04.2024

Справка об утере на право усн. Уведомление о прекращении УСН: образец заполнения. Последствия утраты права на применение УСН


Можно ли продолжать применять упрощенку, если доходы организации (автономного учреждения) превысили установленный предел, но часть их не оплачена. Когда организация обязана отказаться от упрощенки.

Вопрос: Организация подавала уведомление в ИФНС о применении с 01.01.2011 УСНО. Из инспекции пришло письмо, что допущено несоответствие для применения УСН по ст.346.12 п.3 пп.14 НК. УСНО организация не воспользовалась, все это время платили налоги по общей системе НО, уведомление об отказе от УСНО в ИФНС не предоставляли. Из ИФНС получили 25.07.18 г. информационное письмо о том, что 01.08.2018 г. на сайте ФНС будет размещена информация, что наша организация является плательщиком УСНО. Либо представить им документы, подтверждающие снятие организации с налогового учета как плательщика УСН. Их у нас нет. Как нам сняться с учёта и какие штрафные санкции?

Ответ: Подайте в налоговую сообщение об утрате права на применение упрощенки по форме , утвержденной приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829 .

За опоздание с подачей этого сообщения Ваша организация может быть оштрафована на 200 рублей ( НК РФ, письмо Минфина России от 14.07.2015 № 03-11-09/40378). Руководителя по заявлению налоговой инспекции суд может оштрафовать на сумму от 300 до 500 рублей на основании ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

Обоснование


Когда организация обязана отказаться от упрощенки

«Основания для отказа от УСН

Организации (в т.ч. автономные учреждения) обязаны отказаться от упрощенки, если будет допущено хотя бы одно несоответствие условиям ее применения. Так, право на упрощенку пропадет, если по итогам отчетного (налогового) периода:

Также организация утратит право на упрощенку, если:
- у нее появятся филиалы ;
- она платит налог с доходов и при этом станет участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
- возникнут другие обстоятельства, при которых применять упрощенку нельзя.

Такой порядок предусмотрен пунктами и 4.1 статьи 346.13 НК.

Можно ли продолжать применять упрощенку организации (автономному учреждению), реорганизованной в форме присоединения, если присоединенная к ней организация применяла общий режим налогообложения

Да, можно, если после реорганизации будут выполнены условия применения упрощенки.

При реорганизации в форме присоединения новое юридическое лицо не образуется. Присоединенная организация прекращает свою деятельность. Реорганизованная организация при этом приобретает права и обязанности присоединенной. Такие правила установлены в пункте 4 статьи 57 и пункте 2 статьи 58 ГК.

Значит, при реорганизации в форме присоединения реорганизованная организация не прекращает свою деятельность, а лишь приобретает имущество и обязанности присоединенной организации. Поэтому как продолжающая свою деятельность она должна применять упрощенку (). Если же в результате реорганизации окажутся нарушены условия применения упрощенки (например, доходы организации превысят предельную величину), перейдите на другой режим налогообложения с начала того квартала, в котором завершилась реорганизация (абз. 1 п. 4.1 ст. 346.13 НК). Моментом завершения реорганизации считайте день, когда в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности присоединенной организации (абз. 2 п. 4 ст. 57 ГК).

В числе обязательств, приобретаемых реорганизованной организацией, есть обязанность заплатить налоги за присоединенную организацию (п. , ст. 50 НК). Поэтому после реорганизации погасите кредиторскую задолженность перед бюджетом. Это может быть задолженность по налогу на прибыль, НДС и другим налогам, уплачиваемым при общей системе налогообложения.

Расчет предельной величины доходов

Предельная величина, при превышении которой налогоплательщик теряет право на применение упрощенки, установлена только в отношении доходов, получаемых от деятельности на этом спецрежиме. В расчет предельной величины доходов не включайте доходы от деятельности на ЕНВД, а также доходы контролируемых иностранных компаний , дивиденды и проценты по государственным (муниципальным) ценным бумагам, с которых уплачивается налог на прибыль. Такой порядок следует из положений пункта 4 статьи 346.13 НК и письма Минфина от 28.05.2013 № 03-11-06/2/19323 .

Автономные учреждения при расчете лимита в состав доходов не включают субсидии, полученные ими на выполнение государственного (муниципального) задания (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 , НК).

Таким образом, если доходы от деятельности организаций на упрощенке не превышают 150 000 000 руб. , они могут применять этот спецрежим независимо от величины доходов, которые облагаются налогами в соответствии с другими системами налогообложения.

Аналогичный порядок действует и для предпринимателей. То есть если в течение года доходы предпринимателя не превышают 150 000 000 руб., то он вправе продолжать применять упрощенку. Если превышают - ему придется отказаться от этого спецрежима с начала квартала, в котором допущено такое нарушение. Это следует из положений пункта 4 статьи 346.13 НК. Такие же разъяснения есть в письме Минфина от 01.03.2013 № 03-11-09/6114 .

Можно ли продолжать применять упрощенку, если доходы организации (автономного учреждения) превысили установленный предел, но часть их не оплачена

Да, можно.

При расчете лимита нужно учитывать только фактически поступившую оплату за реализованные товары (работы, услуги) и оплаченные внереализационные доходы (п. 1 ст. 346.15 , п. 1 ст. 346.17 НК). Неоплаченные доходы при расчете лимита не учитывайте. Таким образом, если оплаченные доходы организации или автономного учреждения не превышают 150 000 000 руб. , они могут применять упрощенку.

Период отказа от УСН

Отказаться от применения упрощенки нужно с начала того квартала, в котором произошло событие, не допускающее дальнейшее применение этого спецрежима. С начала этого квартала рассчитывайте и платите налоги в соответствии с общей системой налогообложения. Штрафы и пени за несвоевременное перечисление налогов (авансовых платежей) платить не нужно. Но только в том случае, если организация или предприниматель в срок перешли на общую систему. Иначе заплатить пени и штрафы все же придется.

В каком квартале ООО должно отказаться от применения упрощенки. Участник общества (гражданин) продал другой организации свою долю, размер которой превышает 25 процентов уставного капитала ООО. Купля-продажа и регистрация изменений состоялись в разных кварталах

Отказаться от УСН нужно с начала квартала, в котором сделку зарегистрировали в ЕГРЮЛ.

Организация обязана отказаться от применения упрощенки, если доля участия других организаций в ее уставном капитале превысит 25 процентов (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК). При этом она должна перейти на общую систему налогообложения с начала того квартала, в котором право на упрощенку было потеряно (п. 4 ст. 346.13 НК).

Изменение сведений о размере доли каждого участника общества фиксируется в списке участников и подлежит регистрации в ЕГРЮЛ ().

Следовательно, общество считается утратившим право на применение упрощенки в том квартале, когда сделку зарегистрировали в ЕГРЮЛ. Например, если сделку нотариус заверил 31 марта, а изменения в составе участников зарегистрировали 1 апреля, организация должна перейти на общую систему налогообложения с начала II квартала (при условии, что до конца II квартала она не перепродала эту долю).

Уведомление налоговой инспекции

Как уведомить налоговую инспекцию о том, что организация утратила право применять упрощенку

Если налогоплательщик утратил право применять упрощенку, сообщите об этом в налоговую инспекцию не позднее 15-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено это право (п. 5 ст. 346.13 НК). Рекомендуемая ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в

Кто-то только собирается перейти на УСН с 2009 года, а кто-то, напротив, уже потерял право на использование спецрежима. Какие действия нужно предпринять в такой ситуации? Как считать налоги при потере права на применение «упрощенки»? Как учитывать расходы переходного периода? Ответы на эти и другие вопросы - в нашей статье.
Утрата права на применение УСН

Налогоплательщик может самостоятельно отказаться от применения УСН, однако зачастую возникают обстоятельства, при которых он именно теряет право на использование спецрежима по итогам отчетного (налогового) периода. Это происходит, если наступает хотя бы одно из событий, поименованных в пункте 4 статьи 346.13 НК РФ.

1. Сумма доходов налогоплательщика превысила по итогам налогового (отчетного) периода в 2008 году 26,8 млн рублей (с учетом коэффициента-дефлятора, установленного на текущий год приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2007 г. № 357) (см. также письмо Минфина России от 31 января 2008 г. № 03-11-04/2/22).

2. В течение отчетного (налогового) периода в организации сформированы представительства или филиалы, внесены соответствующие изменения в учредительные документы.

3. Организация стала заниматься теми видами деятельности, при ведении которых применение УСН запрещено (производство подакцизных товаров, игорный бизнес и другие, упомянутые в п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

4. В течение отчетного (налогового) периода доля участия других организаций в компании, применяющей УСН, превысила 25 процентов (см., например, письмо Минфина России от 21 декабря 2007 г. № 03-11-04/2/311).

5. Допущено превышение максимальной средней численности работников (100 человек) в каком-либо отчетном или налоговом периоде. Расчет этого показателя производится в порядке, предусмотренном постановлением Росстата от 20 ноября 2006 г. № 69 (в ред. от 23 ноября 2007 г.). Согласно этому документу (п. 86-92), средняя численность человек организации включает:

Среднесписочную численность работников;

Среднюю численность внешних совместителей;

Среднюю численность выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Физические лица, с которыми заключены авторские договоры или имущественные сделки (например, договоры аренды), не включаются в численность выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера (см. также письмо Минфина России от 16 августа 2007 г. № 03-11-04/2/199).

6. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов организации, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превысила 100 млн рублей. Важно, что при определении остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов учитываются объекты, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Налогового кодекса, однако оценка остаточной стоимости производится по данным бухгалтерского учета.

7. Налогоплательщик, применяющий объект налогообложения «доходы», вступил в простое товарищество.

8. Налогоплательщик, применяющий объект налогообложения «доходы», заключил договор доверительного управления имуществом.

В каждом из перечисленных случаев налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором возникли вышеуказанные обстоятельства.

Суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором перешли на иной режим налогообложения (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Сообщение об утрате права на применение УСН

Налогоплательщик, утративший право на применение УСН и перешедший на иной режим налогообложения, обязан сообщить об этом в налоговую инспекцию в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором он вышел за допустимые рамки (п. 5 ст. 346.13 НК РФ).

Форма № 26.2-5 «Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения» утверждена приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495 (в ред. приказа ФНС России от 2 сентября 2005 г. № САЭ-3-22/421). Сообщение можно отослать по почте (желательно ценным письмом) или представить непосредственно в налоговую инспекцию.

Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на «упрощенку» не ранее чем через год после того, как он утратил право на ее применение (п. 7 ст. 346.13 НК РФ, письма Минфина России от 28 июля 2004 г. № 22-2-16/1313, от 13 октября 2004 г. № 03-03-02-04/1/26 и др.).

Подача декларации и уплата минимального налога

Для налогоплательщиков, утративших в течение календарного года право на дальнейшее применение упрощенной системы, налоговым периодом по единому налогу признается отчетный период, предшествующий кварталу, начиная с которого налогоплательщики считаются перешедшими на общий режим. Это неоднократно разъясняли специалисты Минфина и ФНС России (см. письма Минфина России от 19 октября 2006 г. № 03-11-05/234, от 8 июня 2005 г. № 03-03-02-04/1-138, от 24 мая 2005 г. № 03-03-02-04/2/10, ФНС России от 21 февраля 2005 г. № 22-2-14/224).

До 2009 года налогоплательщики сдают декларации поквартально, и налоговые декларации по единому налогу, представленные за отчетный период, по итогам которого налогоплательщик утрачивает право на применение УСН, приравниваются к налоговым декларациям за налоговый период.

Однако с 2009 года в силу новой редакции статьи 346.23 НК РФ декларацию нужно будет подавать раз в год: организациям - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а предпринимателям - до 30 апреля следующего года.

Особых сроков подачи декларации за налоговый период для налогоплательщиков, утративших право на применение УСН, закон не устанавливает - таким образом, вероятно, отчетность такой налогоплательщик может сдать в любой момент после перехода на общий налоговый режим, но не позднее указанных выше дат.

В любом случае, если исчисленная по итогам такого «прерванного» налогового периода сумма единого налога окажется меньше суммы минимального налога за тот же период, налогоплательщику нужно будет уплатить минимальный налог по истечении отчетного периода, в котором им было утрачено право на применение УСН, но не позднее сроков, установленных для представления налоговых деклараций по УСН (п. 7 ст. 346.21 НК РФ).

Пример 1

Предприниматель в 2008 году применял УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». С IV квартала 2008 года он утратил право на применение УСН, так как в октябре его доходы превысили 26,8 млн руб. При этом сумма налога, исчисленная в общем порядке за 9 месяцев 2008 года, меньше исчисленной за этот же период суммы минимального налога.

С 1 октября 2008 года индивидуальному предпринимателю пришлось перейти на общий режим налогообложения в связи с утратой права на применение УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Ему также нужно было исчислить сумму минимального налога в размере 1 процента от полученных доходов за 9 месяцев 2008 года и перечислить ее не позднее 25 октября 2008 года, а также в этот срок подать декларацию с указанием в ней суммы минимального налога.

Переход на метод начисления

Организации, применявшие упрощенную систему налого-обложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления выполняют следующие правила (п. 2 ст. 346.25 НК РФ):

Признают в составе доходов полученные деньги в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения упрощенной системы, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления;

Признают в составе расходов затраты на приобретение в период применения упрощенной системы товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено главой 25 Налогового кодекса.

Эти операции связаны с отказом от кассового метода в пользу метода начисления при признании доходов и расходов.

Такие доходы и расходы признаются доходами (расходами) месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления.

Пример 2

Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», приобрела в сентябре 2008 года сырье и материалы. В производство они отпущены в декабре 2008 года. С 1 января 2009 года фирма переходит на общий режим налогообложения. Оплата указанных сырья и материалов произведена в феврале 2009 года.

Налогоплательщик не имел возможности учесть стоимость материалов в расходах, будучи на УСН, так как они не были оплачены. Он списывает стоимость отпущенных в производство МПЗ в январе 2009 года., то есть в месяце перехода на общий режим налогообложения.

Формирование остаточной стоимости амортизируемого имущества

Если организация переходит с УСН (независимо от объекта налогообложения) на общий режим и имеет основные средства и нематериальные активы, расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание и т. п.) которых, произведенные в период применения общего режима до перехода на «упрощенку», не полностью перенесены на затраты за период применения УСН, в налоговом учете на дату перехода остаточная стоимость ОС и НМА определяется путем уменьшения остаточной стоимости, определенной на дату перехода на «упрощенку», на сумму расходов, определяемую за период применения УСН в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ.

По разъяснениям Минфина России, с 1 января 2008 года указанный порядок действует как в отношении организаций, которые применяли упрощенную систему с объектом «доходы минус расходы», так и фирм с объектом «доходы». Последние должны определить сумму расходов на приобретение (создание) основных средств и нематериальных активов, а также суммы расходов на модернизацию, достройку и т. д. основных средств, предусмотренные пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ, расчетным путем, несмотря на то что в расходы она не включалась и налоговую базу по единому налогу не уменьшала.

С 2009 года это правило введено непосредственно в пункт 3 статьи 346.25 НК РФ.

При этом необходимо иметь в виду, что поскольку организации, применявшие упрощенную систему с объектом «доходы», не отражали в учете свои расходы, то размер остаточной стоимости у них учитывается в налоговом учете на дату перехода по правилам, установленным пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ (письмо Минфина и ФНС России от 28 ноября 2007 г. № СК-6-02/912, письмо Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 03-11-02/266).

Реализация права на вычет НДС

Организации и предприниматели, применявшие упрощенную систему, при переходе на общий режим выполняют следующее правило: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему, при приобретении им товаров (работ, услуг), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН, принимаются к вычету при переходе на общий режим в общем порядке.

Это касается и налогоплательщиков, применявших объект «доходы», которые не вправе были признавать какие-либо расходы в период применения УСН.

Указанные суммы НДС принимаются к вычету на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и при условии дальнейшего использования этих товаров для осуществления операций, подлежащих обложению НДС (п. 6 ст. 346.25, п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

Утрата права на применение УСН на основе патента

В статье 346.25.1 НК РФ предусмотрена возможность применения УСН на основе патента. Она существует у индивидуальных предпринимателей, занимающихся
одним из видов деятельности, названных в этой статье, если в регионе, где они работают, это предусмотрено законодательством субъекта РФ.

Такой предприниматель теряет право на применение упрощенной системы на основе патента с начала периода, на который был выдан патент, если:

Его доход, предусмотренный пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ, за 2008 год превысит 26,8 млн рублей;

Он привлекает в своей предпринимательской деятельности наемных работников (в том числе по договорам гражданско-правового характера). До 2009 года использовать труд других лиц предпринимателю на патенте запрещено, а с 2009 года - можно, но не более пяти человек за налоговый период по среднесписочной численности (п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ, введен Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 155-ФЗ). При этом налоговым периодом считается срок действия патента (п. 4 ст. 346.25.1 НК РФ). Таким образом, с 2009 года право на применение УСН на основе патента будет утрачено при привлечении большего количества наемных работников;

Он осуществляет на основе патента вид предпринимательской деятельности, не предусмотренный в законе субъекта Российской Федерации;

Он не оплатил 1/3 стоимости патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента (п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ).

После утраты права на применение УСН предприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.

Индивидуальный предприниматель обязан сообщить в налоговый орган об утрате права на применение упрощенной системы на основе патента и переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней с начала применения иного режима.

Право вновь перейти на упрощенную систему на основе патента возникает у ИП не ранее чем через три года после того, как он уже утратил право на применение УСН на основе патента.

При наступлении определенных обстоятельств компании или ИП, перешедшие на упрощенный режим налогообложения, теряют право на его применение. В статье рассмотрим, когда происходит потеря права применения УСН в 2020 году.

Когда компания или ИП переходит на УСН, то предусматривается, что работать она будет без НДС. Кроме того, контрагентам не потребуется выставлять счет-фактуры, либо при их выставлении НДС выделять будет не нужно. Однако не все контрагенты верят компаниям и предпринимателям и требуют подтверждения того, что налогоплательщик действительно может не выделять НДС и не должен уплачивать этот налог. Законодательство не предусматривает необходимость налогоплательщиков подтверждать перед своими контрагентами право на применение УСН. Но иногда нелишним бывает это сделать, так как это часто помогает сохранить отношения с клиентами. Право на применение УСН как для предпринимателей, так и для ИП подтверждается следующими документами :

  1. Копией уведомления о применении упрощенки с отметкой ФНС. Это уведомление налогоплательщик направлял в налоговую, когда переходил на данный спецрежим.
  2. Копией первого листа декларации УСН, с отметкой ФНС.
  3. Копией письма от ФНС о применении упрощенки (форма 26.2-7).

Условия перехода на УСН

Для того, чтобы компания перешла на упрощенный режим налогообложения, необходимо выполнение следующих условий:

  • доход компании за налоговый период должен составлять не более 150 млн. руб.;
  • остаточная стоимость ОС (согласно данных бухучета) равна не более 150 млн. рублей;
  • средняя численность сотрудников за налоговый период – не более 100 человек;
  • доля участия иных компаний в уставном капитале компании составляет не более 25%;
  • у компании не должно быть филиалов (но допускается наличие представительств).
Критерии для перехода и применения упрощенки Показатель
Численность работников До 100 чел.
Остаточная стоимость ОС До 150 млн. руб.
Доля участия иных организаций До более 25%
Лимит доходов для применения УСН До 150 млн. руб.
Лимит для перехода на УСН с 1 января 2020 До 112,5 млн. руб. (с января по сентябрь 2018)
Филиалы Допускается только наличие представительств

В том случае, если не выполняется хотя бы одно из перечисленных условий, компании и предприниматели имеют право применять УСН.

Важно! Лимит по остаточной стоимости ОС предприниматели обязаны соблюдать только для применения упрощенки. Перейти на данный налоговый режим предприниматели вправе даже в том случае, если стоимость их основных средств превышает предусмотренный лимит.

Указанные лимиты предусматриваются как для тех компаний, которые только планируют перейти на УСН, так и уже для тех, кто перешел на этот режим. Переход на УСН зависит от размера дохода, который не должен превышать установленный предел.

Кто не вправе применять УСН в 2020 году

Применение УСН запрещено для:

  • организаций, у которых есть филиалы;
  • банков и страховых компаний;
  • ломбардов;
  • негосударственных пенсионных и инвестиционных фондов;
  • участников рынка ценных бумаг (на профуровне);
  • занятый производством подакцизных товаров и добычей/реализацией полезных ископаемых (исключением являются общераспространенные полезные ископаемые);
  • организации, осуществляющие организацию и проведение азартных игр;
  • нотариусов (занятых частной практикой), адвокатов;
  • организаций – участников соглашений о разделе продукции;
  • применяющих предпринимателей, применяющих ЕСХН;
  • организаций, в которых доля участия иных компании равна более 25%;
  • бюджетных и казенных учреждений;
  • иностранных компаний;
  • компаний и ИП, которые не поставили в известность о переходе на УСН в положенные сроки;
  • микрофинансовых компаний;
  • частных служб найма, занятых деятельностью по предоставлению работы.

Лимит по переходу на УСН

Для компаний и ИП на УСН установлен определенный лимит доходов, который они не должны превышать. Если налогоплательщик в одном из периодов года превышает установленный максимум, то он теряет возможность вести свою деятельность на УСН. До 2020 года по упрощенке установлен лимит на 2020 год для организаций в размере 150 млн. рублей. То есть изменений по установленной величине дохода для упрощенцев 2020 год не принес.

Важно! В случае подсчета доходов с целью проверки соответствия с лимитом необходимо помнить, что учету подлежат только доходы от продажи, авансы, а также внереализационные доходы. То есть те доходы, которые фиксируются в книге учета.

Учету не подлежат:

  • доходы согласно ст. 251 НК РФ ;
  • временные доходы;
  • перечисления от контролируемых иностранных организаций, облагаемых налогом на прибыль и т.д.

Вновь создаваемая компания может перейти на упрощенку уже с момента создания. Для перехода на УСН компании должны помнить, что существует особый регламентированный доходы, предусмотренный НК РФ.

На 2020 год лимит по УСН следующий: доход компании за 9 месяцев (с января по сентябрь 2018 года) должен быть не более 112,5 тыс. руб. То есть указанное значение – это размер максимально возможной выручки. Причем данный лимит не будет индексироваться до 2020 года. А значит, воспользоваться правом перехода на УСН смогут компании, выручка которых за первые 9 месяцев 2020 года не будет превышать установленную сумму.

Ограничение по выручке на 2020 год

Лимиты, которые установлены по выручке для компаний на УСН выглядят следующим образом. Для компаний, переходящих на УСН установлен лимит выручки, который не должен превышать 112,5 млн. рублей. При сравнении ограничений по выручке при упрощенке в 2020 году с прошлыми годами, можно сделать вывод, что система теперь более лояльная, так как увеличение лимита по сравнению с прошлыми периодами произошло почти в 2 раза.

Потеря права применения УСН в 2020 году

Все вопросы, связанные с упрощенной системой налогообложения, регламентируются гл. 26.2 НК РФ. Потеря права применения УСН в 2020 году наступает в следующих случаях:

  • по окончании налогового периода доход превысил установленный лимит в 150 млн. рублей;
  • среднесписочная численность персонала превысила 100 чел.;
  • ОС стоимость основных средств превысила лимит в 150 млн. рублей.

О том, что налогоплательщик утратил право применения УСН необходимо уведомить ФНС в течение 15 дней после окончания отчетного периода. Напоминаем, что под отчетным периодом по налогу УСН понимают 3, 6 и 9 месяцев. То есть сообщить в налоговую необходимо в следующие сроки: до 15 апреля, до 15 июля и до 15 октября.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Наша организация соответствует всем необходимым критериям, которые позволяют применять упрощенную систему налогообложения. Но в первом квартале среднесписочная сотрудников составила 61 человек, во 2 квартале 85 человек, а 3 квартале – 105 человек. То есть с 4 квартала мы должны перейти на ОСНО? Наша компания уже утратила право применения УСН?

Ответ: По данным, представленным Вами, необходимо рассчитать среднесписочную численность работников за 9 месяцев. Исходя из представленных значений среднесписочная численность составляет (61 + 85 + 105) / 3 = 84 человека. То есть среднесписочная численность за 9 месяцев составляет 84 человека и значит Вы и далее можете применять УСН.

Вопрос: Наша компания оценивает возможность права перехода на УСН. Однако, на балансе нашей компании числятся объекты внешнего благоустройства, которые превышают предусмотренный лимит стоимости ОС. Имеем ли право перейти на УСН?

Ответ: Объекты внешнего благоустройства в бухучете принимаются на учет в качестве ОС. Однако амортизации они не подлежат. Поэтому при расчете стоимости ОС для перехода на УСН объекты внешнего благоустройства учету не подлежат.

Вопрос: Нужно ли при определении средней численности работников включать внешних совместителей?

Ответ: Нужно, причем при расчете средней численности сотрудников необходимо учитывать не только внешних совместителей, но и тех работников, с которыми заключены договоры ГПХ. То есть средняя численность сотрудников складывается из: штатных работников, внешних совместителей и работников, принятых по договору ГПХ для выполнения определенных работ.

Налогоплательщик может утратить право на применение УСН, добровольно сменить налоговый режим с начала календарного года, а может просто прекратить предпринимательскую деятельность, которая облагалась в рамках данного спецрежима. Рассказываем о том, какие действия должен применить бывший «упрощенец», чтобы избежать негативных налоговых последствий.

Прекращение хозяйствующим субъектом применения упрощенной системы налогообложения происходит в следующих случаях:

Нарушение установленных условий применения этого спецрежима (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). В этой ситуации налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН;

Добровольная смена режима налогообложения с начала календарного года (п. 6 ст. 346.13 НК РФ);

Прекращение налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения (п. 8 ст. 346.13 НК РФ).

Рассмотрим порядок перехода на общий режим налогообложения в указанных случаях и определим налоговые последствия такого перехода.

Утрата права на применение УСН

Основания для утраты права на применение УСН

Основания, по которым налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения, прописаны в п. 4 ст. 346.13 НК РФ.

Согласно этой норме если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и подп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 150 млн руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

Рассмотрим эти основания подробнее.

Предельный размер доходов. Налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН в случае, если по итогам отчетного (налогового) периода его доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и подп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 150 млн руб. Эта величина предельного размера дохода установлена Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ (далее - Закон № 401-ФЗ) с 1 января 2017 г. Напомним, что ранее она составляла 60 млн руб. и подлежала ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор. С 1 января 2017 г. и до 1 января 2020 г. предельный размер доходов индексироваться не будет (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ (ред. от 30.11.2016); далее - Закон № 243-ФЗ). На 2020 г. коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 26.2 НК РФ, устанавливается равный 1 (п. 4 ст. 4 Закона № 243-ФЗ). С 2021 г. размер ограничения по доходам будет увеличиваться на коэффициент-дефлятор в порядке, действовавшем до 1 января 2017 г. (письмо Минфина России от 13.07.2016 № 03-11-11/41133).

Обратите внимание!

Если ограничение по размеру доходов для целей перехода на УСН (112,5 млн руб.) установлено только для организаций, то ограничение по размеру доходов для целей применения УСН (150 млн руб.) распространяется на всех налогоплательщиков - как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей (письма Минфина России от 05.11.2013 № 03-11-11/47084 , от 01.03.2013 № 03-11-09/6114, ФНС России от 05.03.2013 № ЕД-3-3/748).

Таким образом, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы индивидуального предпринимателя превысят 150 млн руб., такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН.

Как уже было отмечено выше, к доходам, размер которых обусловливает возможность применения УСН, относятся доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и подп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ.

По статье 346.15 НК РФ налогоплательщики учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ. В расчет не принимаются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, доходы организации, облагаемые налогом на прибыль по налоговым ставкам, предусмотренным п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ, доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ

В подпунктах 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ речь идет о «пограничных» доходах, то есть доходах, возникающих при переходе с общего режима налогообложения на УСН.

В письме Минфина России от 01.07.2013 № 03-11-06/2/24984 уточняется, что поскольку в соответствии с п. 1 ст. 346.17 НК РФ в целях главы 26.2 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод), то в целях применения положений п. 4 ст. 346.13 НК РФ учитываются доходы, фактически поступившие налогоплательщику за отчетный (налоговый) период.

К таким доходам относятся и суммы полученной налогоплательщиком предоплаты. Пунктом 1 ст. 346.17 НК РФ установлено, что в случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат. По мнению Минфина России, высказанному в письме от 31.10.2014 № 03-11-06/2/55215, данный порядок распространяется и на порядок определения предельного размера доходов, позволяющего налогоплательщикам сохранять право на применение УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ)

Остаточная стоимость основных средств . Одно из требований, нарушение которых ведет к утрате права на применение УСН, - это установленное п. 3 ст. 346.12 НК РФ требование о предельном размере остаточной стоимости основных средств.

Напомним, что согласно подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 млн руб.

Как видим, ограничение установлено в отношении организаций. Между тем в п. 4 ст. 346.13 НК РФ речь идет об утрате права на применение УСН (в случае нарушения в том числе и этого требования) налогоплательщиками, которыми согласно п. 1 ст. 346.12 НК РФ являются и организации, и индивидуальные предприниматели. В связи с этим возникает вопрос о правомерности принудительного возврата индивидуальных предпринимателей на общий режим налогообложения ввиду нарушения условия по размеру остаточной стоимости основных средств.

Позиция Минфина России по этому вопросу однозначна: если в течение отчетного (налогового) периода у налогоплательщика - индивидуального предпринимателя остаточная стоимость основных средств превысит установленный предел, он считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено указанное несоответствие (письма Минфина России от 28.10.2016 № 03-11-11/63323, от 20.01.2016 № 03-11-11/1656, от 13.11.2015 № 03-11-11/65814, от 27.03.2015 № 03-11-12/16911, от 13.02.2015 № 03-11-12/6555, от 29.01.2015 № 03-11-11/3236 от 19.09.2014 № 03-11-06/2/47029, от 05.11.2013 № 03-11-11/46966, от 14.08.2013 № 03-11-11/32974, от 20.06.2013 № 03-11-11/23291, от 18.01.2013 № 03-11-11/9, от 22.09.2010 № 03-11-11/249, от 21.05.2010 № 03-11-11/147, от 27.10.2009 № 03-11-09/357, от 11.12.2008 № 03-11-05/296).

Минфин России указывает, что согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ, если в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик (как организация, так и индивидуальный предприниматель) считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено несоответствие указанным требованиям.

В этой связи определение остаточной стоимости основных средств индивидуальным предпринимателем в целях п. 4 ст. 346.13 НК РФ производится по правилам, установленным подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ для организаций. При этом учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Подход Минфина России к решению данного вопроса подтверждается судебной практикой.

Пример

ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 03.04.2014 по делу № А26-5213/2013 обратил внимание на то, что в подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, устанавливающем лимит стоимости основных средств для целей перехода на УСН, говорится только об организациях. Однако в формулировке п. 4 ст. 346.13 НК РФ, определяющего основания для утраты права на применение УСН, использовано понятие «налогоплательщик», включающее в себя как организации, так и предпринимателей. Следовательно, исходя из системного толкования указанных норм, вывод о распространении и на предпринимателей правила об утрате права на применение УСН при несоблюдении требования, приведенного в п. 3 ст. 346.12 НК РФ, является обоснованным.

Средняя численность. В соответствии с подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек (в настоящее время это приказ Росстата от 26.10.2015 № 498).

Соответственно, если в процессе применения УСН данное условие будет нарушено, налогоплательщик обязан будет перейти на общую систему налогообложения на основании п. 4 ст. 346.13 НК РФ.

Обращаем внимание, что в данной норме речь идет о средней численности работников за налоговый (отчетный) период, а не об их численности в конкретном месяце отчетного периода.

На это указал ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 27.08.2012 № А78-8275/2011.

В деле, рассмотренном в указанном постановлении, налоговый орган в ходе налоговой проверки произвел расчет среднесписочной численности помесячно: среднесписочная численность работников за май 2008 г. составила 136,6 человек, за июнь - 134,1 человек. Исходя из того, что эта численность явно превышает 100 человек, налоговый орган определил, что общество утратило право на применение УСН и должно было применять общий режим налогообложения.

Суд первой инстанции сделал вывод, что из буквального толкования нормы подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ следует, что численность работников не должна превышать 100 человек за налоговый (отчетный) период по правилам, установленным Росстатом. При этом из норм законодательства о налогах и сборах не следует, что превышение в одном месяце отчетного (налогового) периода среднесписочной численности 100 человек влечет для налогоплательщика утрату права на применение УСН.

Суд произвел свои расчеты исходя из того, что месяцы май и июнь 2008 г. входят в отчетный период - шесть месяцев, и по правилам, определенным п. 90.6 действовавшего в проверяемый период постановления Росстата от 20.11.2006 № 69 1 , за отчетный период шесть месяцев численность определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за период с января по июнь включительно и деления на число месяцев работы в указанный отчетный период. Средняя численность за шесть месяцев по расчетам суда составила 83,62491 человек, за девять месяцев - 91,2374 человек, за 2008 г. - 90,06792 человек.

ФАС Восточно-Сибирского округа поддержал выводы суда первой инстанции, заключив, что общество не допускало превышения средней численности работников за отчетные и налоговый периоды, в связи с чем налоговый орган неправомерно признал его утратившим право на применение УСН.

Аналогичные выводы сделаны в постановлении ФАС Поволжского округа от 07.11.2007 по делу № А57-13696/2006-28. Суд указал, что для утраты права на применении УСН несоответствие требованию о средней численности работников должно иметь место по итогам отчетного периода, а не квартала.

Методика расчета средней численности работников приведена в п. 77-83 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(М) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденных приказом Росстата 26.10.2015 № 498. Пунктом 81.3 этих Указаний установлено, что лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором, штатным расписанием или переведенные с письменного согласия работника на работу на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному времени. Как показывает арбитражная практика, эта норма иногда используется организациями для искусственного уменьшения средней численности работников с целью сохранения права на применение УСН.

Пример

В постановлении от 16.09.2015 № Ф09-6268/14 АС Уральского округа пришел к выводу, что перевод организацией работников на 0,5 ставки был осуществлен формально, для искусственного отражения численности работников и возможности применения специальных режимов налогообложения (Определением ВС РФ от 16.12.2015 № 309-КГ14-6449 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра).

Из проведенного налоговой инспекцией анализа заработной платы следовало, что у работников, оформленных на 0,5 ставки, размер начисленной заработной платы фактически соответствовал полному окладу, указанному в штатном расписании. Начисленная заработная плата складывалась из оклада от 0,5 ставки, а также премии. При этом работникам, работающим на полной ставке, размер премий начислялся меньше, чем работникам, работающим на 0,5 ставки. Таким образом, уменьшение оклада в два раза фактически компенсировалось соответствующим увеличением иных выплат.

Суд решил, что создание формального документооборота по занижению среднесписочной численности работников свидетельствует о направленности действий плательщика на получение необоснованной налоговой выгоды и поддержал выводы налогового органа об утрате налогоплательщиком права на применение спецрежимов.

Создание филиалов. Подпунктом 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ установлен запрет на применение упрощенной системы налогообложения организациями, имеющими филиалы. Соответственно, при создании таких обособленных подразделений упрощенцем он считается утратившим право на применение УСН и обязан перейти на общий режим налогообложения на основании п. 4 ст. 346.13 НК РФ.

Между тем, как показывает арбитражная практика, одного формального создания налогоплательщиком филиала бывает недостаточно для того, чтобы считать его нарушившим условия применения УСН.

Таблица 1. Примеры споров, связанных с формальным созданием филиала

Реквизиты судебного акта

Комментарий

Постановление АС Уральского округа от 29.12.2014 № Ф09-8604/14

Наличие в ЕГРЮЛ сведений об имеющихся у налогоплательщика филиалах само по себе, без исследования обстоятельств их создания и фактической деятельности, не свидетельствует об имеющихся у налогоплательщика обособленных подразделениях в виде филиала или представительства

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.08.2012 № Ф03-3203/2012

Факт создания и функционирования филиала, отвечающего признакам, перечисленным в ст. 55 ГК РФ, не доказан налоговой инспекцией

Суд указал, что при решении вопроса о наличии у организации филиала необходимо учитывать как общие признаки, установленные в п. 2 ст. 11 НК РФ для признания обособленного подразделения созданным, так и специальные нормы, предусмотренные в ст. 55 ГК РФ для признания обособленного подразделения филиалом

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 15.08.2014 по делу № А27-15408/2013

Созданное обществом структурное подразделение не отвечает признакам филиала в смысле ст. 55 ГК РФ, поскольку головной офис и филиал находятся в пределах одной административно-территориальной единицы и общество не наделило филиал имуществом. В связи с этим общество не утратило право на применение УСН

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.05.2013 по делу № А27-16427/2012

Внесение дополнений в учредительные документы, касающихся создания представительств и их регистрация в налоговом органе, в случае, когда представительство фактически не создано и не осуществляет деятельности, а по месту его регистрации не оборудованы стационарные рабочие места, само по себе не может свидетельствовать о наличии представительства либо филиала, следовательно, не может свидетельствовать о несоответствии налогоплательщика требованиям, установленным в подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ

По данному вопросу см. также постановления ФАС Северо-Западного округа от 11.04.2011 по делу № А05-9537/2010, Уральского округа от 23.03.2010 № Ф09-1712/10-С2

Если в судебных решениях, приведенных в табл. 1, налогоплательщики не признавали наличия у них функционирующих филиалов, то в деле, рассмотренном АС Северо-Кавказского округа (постановление от 05.02.2015 № Ф08-10521/2014), формальность создания обособленного подразделения доказывала уже налоговая инспекция.

Пример

Суд признал правомерность выводов налоговой инспекции о формальном создании представительства с целью изменения режима налогообложения с упрощенной системы налогообложения на общую систему и возмещения НДС из бюджета. (Напомним, что до 1 января 2016 г. наличие представительства препятствовало применению УСН наряду с филиалами. Однако для описания схемы ухода от УСН это не имеет принципиального значения.).

Суд установил, что:

Общество, имеющее только руководителя и применяющее УСН, зарегистрировало представительство в смежном районе города на непродолжительный срок (с 15.09.2012 до 04.04.2013);

Представительство зарегистрировано после заключения договора поставки в период нахождения на УСН, цена которого включает НДС;

Для размещения представительства за минимальную арендную плату (1000 руб. в месяц) было арендовано 2 кв. м площади в комнате общей площадью 17 кв. м, без указания фактической части комнаты и арендуемого рабочего места;

Отсутствуют документы, подтверждающие осуществление представительством реальной деятельности.

Довод общества о том, что им исполнены все предусмотренные законодательством мероприятия и процедуры при создании представительства, был отклонен, поскольку формальное соблюдение требований не исключает правомерность вывода о формальном создании представительства.

(Постановление АС Северо-Кавказского округа от 05.02.2015 № Ф08-10521/2014)

Доля участия других организаций. Подпунктом 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ запрещается применять УСН организациям, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Следовательно, при превышении установленного лимита организация считается утратившей право на применение УСН. С какого момента в случае изменения доли участника для организации наступают соответствующие правовые последствия? Ответ на этот вопрос дает судебная практика.

Пример

ООО применяло упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы». В сентябре 2014 г. внеочередным общим собранием учредителей общества было принято решение увеличить уставный капитал общества за счет принятия в ООО нового участника - юридического лица. Вклад нового участника в уставный капитал составил 30%, что является нарушением условия применения ООО упрощенной системы налогообложения.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ запись о том, что новый участник владеет долей в уставном капитале общества, номинальная стоимость которой составляла 30%, внесена 9 октября 2014 г.

Общество, полагая, что норма, по которой изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации соответствующих изменений, к отношениям, связанным с исчислением обществом налога, не применяется, решило, что оно утратило право на применение УСН с 1 июля 2014 г.

Как следствие, за III квартал 2014 г. общество представило в налоговый орган декларацию по НДС с суммой НДС к возмещению из бюджета в размере 17 619 103 руб. (начисленный НДС - 3 507 084 руб., НДС к вычету - 21 126 187 руб.).

Инспекция по итогам камеральной налоговой проверки вынесла решение о привлечении ООО к налоговой ответственности с доначислением суммы неуплаченного НДС за III квартал 2014 г. в размере 3 507 084 руб., штрафа и пеней. Сумма налога, заявленного к возмещению, уменьшена на сумму 17 619 103 руб.

Посчитав решение инспекции незаконным, ООО обратилось в суд.

Суды трех инстанций признали решение налогового органа правомерным. Они указали следующее.

Подпунктом 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ предусмотрено, что не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.

Согласно п. 2.1 ст. 19 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон № 14-ФЗ) изменения в связи с увеличением уставного капитала общества за счет вкладов третьих лиц, принимаемых в общество, для третьих лиц приобретают силу с момента их государственной регистрации.

В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона № 14-ФЗ, п. 3 ст. 52 ГК РФ изменения, внесенные в устав общества, утвержденный учредителями (участниками) общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных Законом № 14-ФЗ, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию.

Порядок государственной регистрации юридических лиц и ведения ЕГРЮЛ урегулирован Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Факт регистрации соответствующих изменений имеет правовое значение для правоотношений между обществом и третьими лицами, в том числе инспекцией, регистрирующим органом, и именно с этого момента наступают соответствующие правовые последствия для общества в данных правоотношениях. Моментом государственной регистрации является 9 октября 2014 г.

Следовательно, с учетом п. 4 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщик утратил право применения упрощенной системы налогообложения с 1 октября 2014 г.

Право на вычет «входного» налога, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), в III квартале 2014 г., до перехода на общую систему налогообложения у ООО отсутствует.

Исходя из этого, обществом неправомерно применены налоговые вычеты за III квартал 2014 г. в размере 21 126 187 руб., следовательно, у налогоплательщика отсутствует право на возмещение НДС из бюджета в размере 17 619 103 руб.

Из налоговой декларации по НДС следует, что сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет за III квартал 2014 г., составила 3 507 084 руб. Поскольку эта сумма налога в бюджет не уплачена, налогоплательщик правомерно привлечен к налоговой ответственности.

(Постановление АС Дальневосточного округа от 03.10.2016 № Ф03-4447/2016)

Участие в договоре простого товарищества (договоре доверительного управления имуществом). К утрате права на применение УСН ведет и нарушение требований п. 3 ст. 346.14 НК РФ. Согласно этому пункту налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

В связи с этим возникает вопрос: если налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы», в течение налогового периода стал участником договора простого товарищества (договора доверительного управления имуществом), он может изменить объект налогообложения или же теряет право на применение УСН?

Минфин России в письмах от 30.05.2012 № 03-11-06/2/73, от 06.12.2010 № 03-11-11/311, от 11.06.2009 № 03-11-09/206 разъяснил следующее.

Согласно п. 2 ст. 346.14 НК РФ объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения. Право изменять в течение налогового периода объект налогообложения в виде доходов на доходы, уменьшенные на величину расходов, в связи с заключением налогоплательщиком договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) глава 26.2 НК РФ не предусматривает.

Поэтому если плательщик УСН с объектом налогообложения в виде доходов стал в течение налогового периода участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, то он на основании положений п. 4 ст. 346.13 НК РФ считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено несоответствие указанным требованиям.

Об утрате права на УСН налогоплательщиком, применявшим этот спецрежим с объектом «доходы» и ставшим участником договора доверительного управления имуществом, см. также письмо ФНС России от 15.02.2016 № СД-4-3/2420@.

Такой подход находит поддержку и в судах (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2012 № А78-5572/2011).

Как показывает арбитражная практика, рассматриваемая норма Кодекса иногда используется налогоплательщиками с целью намеренного перехода на общую систему налогообложения в течение года. Однако суды такие недобросовестные действия налогоплательщиков пресекают (см., постановления АС Уральского округа от 20.08.2014 № Ф09-4712/14, ФАС Уральского округа от 23.12.2013 № Ф09-13757/13, Северо-Кавказского округа от 07.06.2012 по делу № А32-10370/2011 (Определением ВАС РФ от 09.11.2012 № ВАС-11817/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора) и др.).

Пример

В ходе проведения выездной налоговой проверки инспекцией установлено неисчисление предпринимателем налога по УСН с объектом налогообложения «доходы» по причине того, что предприниматель считал себя участником договора простого товарищества и облагал доходы от указанной деятельности по общей системе налогообложения. Предприниматель не согласился с предъявленными ему в связи с этим доначислениями и штрафом и обратился в суд.

Однако суды трех инстанций встали на сторону налогового органа.

Судами было указано на несостоятельность довода предпринимателя о том, что он фактически не применял УСН, а считал себя плательщиком налогов общей системы обложения в связи с заключением им договора простого товарищества с другим индивидуальным предпринимателем по следующим причинам:

Доказательства ведения финансово-хозяйственной деятельности в рамках указанного договора отсутствуют;

Договором простого товарищества ведение бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности возлагается на предпринимателя. Однако в ходе проверки установлено, что после заключения договора простого товарищества бухгалтерский и налоговый учет у предпринимателя не изменился (раздельный учет не велся).

В результате суды пришли к выводу о недоказанности реальности договора простого товарищества, его формальном оформлении с целью уменьшить налоговые обязательства по УСН.

(Постановление АС Уральского округа от 20.08.2014 № Ф09-4712/14)

Последствия утраты права на применение УСН

При утрате права на применение УСН в результате нарушения условий ее применения суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. В соответствии с п. 4 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщики, утратившие право на применение упрощенной системы налогообложения по вышеуказанным основаниям, не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором они перешли на иной режим налогообложения.

Если переход на иной режим налогообложения, предусмотренный п. 4 ст. 346.13 НК РФ, налогоплательщиком не был осуществлен или осуществлен несвоевременно, то за несвоевременную уплату ежемесячных платежей по истечении того квартала, в котором эти налогоплательщики обязаны были перейти на иной режим налогообложения, ими уплачиваются пени и штрафы в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 14.07.2015 № 03-11-09/40378 (направлено для сведения и использования в работе письмом ФНС России от 12.08.2015 № ГД-4-3/14234).

О переходе на иной режим налогообложения в результате утраты права на применение УСН налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода (п. 5 ст. 346.13 НК РФ). Для этих целей можно пользоваться формой 26.2-2 «Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения», утвержденной приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@. Форма является рекомендуемой для применения.

За непредставление в налоговый орган сообщения, предусмотренного п. 5 ст. 346.13 НК РФ, налогоплательщик несет ответственность в порядке, установленном ст. 126 НК РФ (письмо Минфина России от 14.07.2015 № 03-11-09/40378).

Кроме того, при переходе на иной режим налогообложения в порядке, установленном п. 4 ст. 346.13 НК РФ, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором он утратил право применять упрощенную систему налогообложения (п. 3 ст. 346.23 НК РФ).

При непредставлении указанной налоговой декларации налогоплательщик несет ответственность в порядке, установленном ст. 119 НК РФ.

В соответствии с п. 7 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщик, перешедший с УСН на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение УСН.

Обращаем внимание, что налогоплательщик, утративший право на применение УСН, вновь переходя на этот спецрежим, обязан выполнить требование о направлении в налоговую инспекцию уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения в порядке п. 1 ст. 346.13 НК РФ (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.02.2014 № А19-6631/2013, Западно-Сибирского округа от 25.11.2013 по делу № А02-2098/2012, Центрального округа от 25.10.2013 по делу № А23-404/2013).

Добровольный отказ от УСН

Если налогоплательщик, применяющий УСН, захочет добровольно перейти на иной режим налогообложения, он может сделать это только с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает осуществить такой переход (п. 6 ст. 346.13 НК РФ). Рекомендуемая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@ (форма № 26.2-3 «Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения»).

Минфин России и ФНС России настаивают на том, что своевременная подача уведомления об отказе от применения УСН является обязательным условием смены налогового режима и без его выполнения отказ от УСН не может быть осуществлен (письма Минфина России от 14.07.2015 № 03-11-09/40378 (направлено письмом ФНС России от 12.08.2015 № ГД-4-3/14234), от 03.07.2015 № 03-11-11/38553, от 24.12.2012 № 03-11-11/391, ФНС России от 10.10.2012 № ЕД-4-3/17109@, от 19.07.2011 № ЕД-4-3/11587).

Так, в письме от 19.07.2011 № ЕД-4-3/11587 «О соблюдении налогоплательщиками положений статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации» ФНС России обращает внимание, что налогоплательщику Кодексом предоставлено право добровольно принимать решение о переходе с УСН на иной налоговый режим при обязательном соблюдении условий такого перехода. В связи с чем положениями главы 26.2 НК РФ установлены четкие сроки для реализации налогоплательщиком такого решения посредством направления в налоговый орган соответствующего уведомления. Следовательно, направление уведомления в сроки более поздние, чем определенные ст. 346.13 НК РФ, является нарушением установленного порядка перехода с УСН на иной режим налогообложения, в связи с чем такой налогоплательщик не вправе осуществить указанный переход, а обязан применять УСН до конца налогового периода.

Таким образом, отмечается в письме, налогоплательщик, своевременно подавший заявление о применении УСН и не уведомивший налоговый орган в установленный п. 6 ст. 346.13 НК РФ срок о переходе на иной режим налогообложения, признается налогоплательщиком, применяющим УСН, и несет в этой связи обязанности по уплате и исчислению соответствующих налогов в порядке, предусмотренном НК РФ для этой категории налогоплательщиков.

А поскольку переход организаций и индивидуальных предпринимателей на УСН и возврат к иным режимам налогообложения носит добровольный характер, то в случае несоблюдения налогоплательщиком условий перехода с УСН на общий режим налогообложения у налоговых органов нет оснований выносить решение об отказе в таком переходе.

Позицию контролирующих органов разделяют и некоторые суды (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2013 по делу № А26-6026/2012, Западно-Сибирского округа от 14.10.2009 по делу № А03-3115/2009, Уральского округа от 06.03.2009 № Ф09-986/09-С2).

Между тем существует и противоположная судебная практика (см. табл. 2).

Таблица 2. Несоблюдение условий добровольного возврата к общему режиму: решения в пользу налогоплательщиков

Реквизиты судебного акта


© 2024
russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал