26.03.2024

Что такое монополизация. Сущность монополизации, цели и механизмы функционирования. Монополия. Проблемы антимонопольного регулирования


В экономике существует достаточно большое количество различных процессов, которые влияют на ее развитие и течение. Одним из них является монополизация. Это явление имеет как положительные, так и отрицательные черты, и обязательно должно контролироваться и регулироваться во избежания существенных негативных последствий. Так что такое монополизация, в чем ее суть и каково влияние?

Определение понятия

Чтобы разобраться в вопросе "что такое монополизация", необходимо понимать, что рынок совершенной конкуренции характеризуется однородностью предлагаемых товаров, большим количеством производителей, свободой торговли и информации. Эта ситуация является теоретически идеальной и берется за образец, но в реальности не встречается. Полной ее противоположностью является установление монополии. Т. е. рынок (или отдельное его направление) занимает одна или несколько крупных компаний, которые устанавливают ценовую политику, регулируют объемы производства и т. д. Это и есть процесс монополизации. Охватывает он, как правило, одну отрасль экономики. К примеру, в странах постсоветского пространства практически везде существует монополия в жилищно-коммунальном хозяйстве. Монополизация отрасли в данном случае характеризуется тем, что услуги по предоставлению населению и предприятиям электроэнергии осуществляет исключительно одна компания, газа – вторая, воды – третья и т. д. У потребителя нет возможности выбора поставщика, нет конкуренции цены и т. д.

Отрицательные факты

Проблемы монополизации рынка прямо вытекают из определения самого понятия. К ним относятся следующие:


Положительные стороны

Что такое монополизация с точки зрения влияния на экономику? Нельзя сказать, что этот процесс имеет исключительно отрицательное влияние, т. к. есть и несколько аргументов в его пользу. Например:

Последствия

При наличии монополизации обычно имеют место чистые потери общества. Выражается это в том, что производителей может практически безгранично повышать цены на товары и услуги независимо от изменения издержек, а потребитель вынужден приобретать их на установленных условиях. Поскольку доходы покупателя не увеличиваются, то и объем приобретаемой продукции снижается, а значит, падает и уровень производительности всей отрасли. Несмотря на то что монополист получает необоснованно высокие прибыли, все общество в целом теряет от этого процесса. Кроме того, последствия вытекают и из негативных сторон, перечисленных выше.

Как распознать?

Что такое монополизация с практической точки зрения? В различных странах и отраслях значение, по которому определяют уровень конкуренции, существенно отличается. Теоретически считается, что если треть отрасли занимает продукция одного производителя, половину – три компании (производители либо поставщики услуг), а пятеро охватывают более 60 %, то имеет место низкий уровень конкуренции. Монополизированным рынок признается, если общее количество предприятий - не более десяти. Для расчета обычно применяют индекс Харфиндела - Хиршмана, основанный на показателях общего количества фирм и их долей в отрасли в процентном выражении. Задача определения уровня монополизации и степени конкуренции обычно ложится на государство, так как этот процесс существенно отражается на экономике и развитии не только отдельной отрасли, но и всей страны в целом, а также в результате на уровне жизни населения.

Вмешательство государства

Наличие и уровень монополизации в экономике страны регулируется на законодательном уровне. Экономические меры, применяемые для поддержания конкуренции, предотвращения монополии и ее негативного влияния, включают:

  • Поддержку, финансирование или предоставление льгот производителям товаров-заменителей, дефицитной продукции и т. п.
  • Привлечение инвестиций в монополизированные отрасли, в том числе и зарубежных, а также содействие при их вхождении на рынок
  • Инициации и финансирование научно-исследовательской деятельности с целью развития отрасли с низким уровнем конкуренции.

Административные государственные меры предполагают:

  • Контроль создания, слияния, поглощения и т. п. компаний-производителей.
  • Принудительную демонополизацию (разделение, дробление).
  • Штрафные санкции, административную и уголовную ответственность за попытки монополизации отрасли.

Самой сложной и проработанной системой борьбы считается внедренная в США. Однако за последние годы в России также вплотную занялись решением вопроса монополизации рынков, в том числе принят Закон о конкуренции, а также создан специальный комитет для работы в данном направлении.

Введение

Монополия (греч. «монос» – один, «полео» – продаю) – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий.

Современное развитие экономики России связано с формированием управляемых государством рыночных структур и созданием условий для промышленного роста в условиях развития конкуренции.

Монополизация производства непосредственно воздействует на процесс распределения общественного продукта, и поэтому особую значимость- приобретает механизм государственного регулирования монополизма. Актуальными становятся проблемы анализа управленческой деятельности, связанные с особенностями регулирования рынков на уровне областей РФ.

Принятие решений государственного регулирования развития монополии и конкуренции на рынке связано с анализом монополизации производства. В процессе структурной перестройки экономики перед органами государственной власти возникают проблемы координирования конкурентной деятельности на рынках с различным уровнем монопольного влияния. Требуются обоснованные концептуальные подходы к формированию рынков с низким уровнем монополизации в среднем и малом производстве и повышенным уровнем в отраслях, где укрупнение предприятий обусловлено экономией издержек и технологической уникальностью производства. В этой связи становится актуальным механизм анализа монополизации производства, позволяющий определить эффективность развития монополии и конкуренции с учетом масштаба производства.

1. Монополизация производства в России

В нашей стране, до последнего времени, преобладала тенденция к укрупнению и централизации производства, хотя преимущества крупного производства над мелким могут возрастать до определенных пределов, после чего они утрачиваются. Начиная с этапа индустриализации, развитие народного хозяйства шло путем создания предприятий – гигантов, которым государство предоставляло лучшие условия хозяйствования. Небольшим заводам и фабрикам была отведена второстепенная роль.

Государства, ведомства и министерства, управляющие отдельными отраслями народного хозяйства, гигантские промышленные предприятия в силу естественных условий хозяйствования или из-за необычайной концентрации производства превратились в монополистов, не знающих конкурентов на внутреннем рынке. Например: в конце 80-х г. самой крупной в мире авиатранспортной компанией был «Аэрофлот» СССР. В ней насчитывалось 0,5 млн.человек. Компания обслуживала 3600 городов и 1 млн. кв.км воздушных дорог.

Монополистическая структура экономики России, которая в научной литературе часто обозначается как "государственный монополизм", складывалась под воздействием следующих основных факторов:

1. Наличие административно-командной системы управления, что проявлялось в директивном управлении, в централизованном перераспределении большой доли дохода, в назначении "сверху" хозяйственных руководителей.

2. Концентрация и специализация производства. В конце 80-х гг. в руках государства было сосредоточено около 85% основных средств производства. Более 90% продукции машиностроения выпускали предприятия, на каждом из которых было занято свыше 1000 рабочих. Чрезвычайно высокая степень концентрации производства и сейчас наблюдается практически во всех отраслях экономики России.

Концентрация производства дополняется узкой предметной специализацией производства, которая просто несовместима с конкурентной борьбой (т.к. мала вероятность существования нескольких заводов-гигантов, выпускающих товар, необходимый в незначительном количестве).

Типичный пример - практически неработоспособная в условиях рынка советская авиационная промышленность, состоящая из независимых друг от друга КБ и заводов, и способная работать только при некоей общей системе управления. К тому же после распада СССР на Украине осталось ОКБ им. Антонова без крупных авиастроительных заводов, а в Узбекистане - завод без КБ.

Осуществляемый в стране демонтаж тоталитарного огосударствления экономики предполагает разрушение всех видов абсолютного монополизма. Это достигается путем ликвидации командно – административной системы, разукрупнения больших предприятий, повышения роли малых и средних предприятий, создания конкурирующих производств, в том числе коллективных предприятий и индустриальных хозяйств, организации обществ потребителей, принятие различных актов антимонопольного законодательства, предусматривающих развитие нормальной конкуренции.

Монопольную, точнее олигопольную, структуру имеет по большей части промышленная система как азиатских, так и европейских стран. Более того, как правило, нигде не существует рыночной конкуренции в классическом смысле этого слова.

Рынки стран объединенных экспортеров сырьевых ресурсов (ОЭСР) сегментированы на микроотрасли по производству специализированных товаров. Производство каждого такого товара обычно олигопольно, реже – монопольно. Конкуренция осуществляется не в рамках данного сектора рынка, но между секторами, за счет механизма перекрёстной конкуренции, который порождает вырожденную кривую спроса в каждом из секторов. Эта ставит пределы монопольному диктату. Далее, это явление ослабляют иностранные конкуренты. Причём условия для них создаются на рынке конкретной страны отнюдь не равные. Классическим здесь является пример Японии.

Монополизация производства, как правило, оказывается в интересах потребителя, так как равновесная цена монополии, обеспечивающая ее прибыль, гораздо ниже цены, которая образовалась бы на свободном рынке, в силу повышенных издержек на вход и выход фирм в сектор в процессе конкуренции. Извечные сентенции неоконсерваторов, что монопольная цена выше рыночной “при прочих равных условиях” неадекватны реальности просто потому, что “прочие условия” на монопольном и конкурентном рынке не могут быть равными. На конкурентном издержки выше, а значит и цена “рыночного равновесия” выше.

Кроме выгодности для потребителя, монополизация диктуется сегодня масштабом производства: факторами минимизации трансакционных издержек и т.п.

Сложившийся многосекторный, “сотовый” рынок обеспечивает монопольную конкуренцию и защищает потребителя от произвола монополий. Однако это саморегулирование весьма часто оказывается недостаточным и требует государственного регулирования.

В силу этого западные государства уже с 30-х годов начали вводить элементы государственного регулирования в свои экономики. К настоящему времени во Франции, Скандинавии, частично в Германии эти элементы приняли форму государственного патернализма крупной промышленности, хотя и весьма ограниченного.

Азиатские государства (Япония, Корея, Тайвань и пр.) изначально строили свои промышленные системы в рамках государственного патернализма. Эффективность этого пути совершенно очевидна для непредвзятого аналитика.

Наиболее приемлемой для России кажется японская промышленная система. После адаптации она может принять следующие формы:

· Базовые элементы системы – линейные монополии, финансово-промышленные группы, как правило, акционерной формы собственности.

· Дополнительные элементы системы – мелкие и средние предприятия, различных форм собственности (муниципальные и частные).

Замыкающие элементы системы – мелкие частные фирмы, оказывающие услуги и осуществляющие рисковые, инновативные проекты, работающие по заказу крупных корпораций.

Эта система замыкается на соответствующие структуры государства, имеющих разные названия, но имеющих общие признаки.

Регулирующая структура – министерство антимонопольной политики (МАП), защиты потребителей, осуществляющая применение антимонопольного законодательства и регулирование монопольных цен, меры по демонополизации там, где это оказывается возможным. В США такая система имеет квазисудебный характер - надзорные органы в составе представителей потребителей и производителей устанавливает справедливый уровень цены.

Формирование в нашей стране финансово-промышленных групп (ФПГ), как предполагается, сможет влиять на стабилизацию производства, усиление конкурентного характера экономических отношений, ускорение научно-технического развития, финансовую стабилизацию.

Однако, несмотря на полезность и необходимость для нашей экономики как холдингов, так и ФПГ, они относятся к монопольным структурам. И при их создании необходимо устанавливать их соответствие антимонопольному законодательству, и в частности Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. В соответствии с данной программой именно вся группа предприятий и организаций, входящих в ФПГ, рассматривается как единый хозяйствующий субъект.

Процесс демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации предусматривает учет следующих общих требований:

Ориентация на создание конкурентного рынка, защиту прав и интересов потребителей;

Комплексность решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки экономики;

Дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом социальных интересов, отраслевых (продуктовых) и региональных особенностей;

Взаимосвязанность решения проблем демонополизации и развития конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях;

Учет факторов интеграции российской экономики в мировую систему хозяйства, открытости товарных рынков для международной конкуренции в сочетании с мерами по защите отечественных товаропроизводителей;

Мониторинг изменения структуры рынка и соответствия программно- реализационного механизма демонополизации и развития конкуренции его структуре;

Обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов.

2. Положительные стороны монополизации экономики

2.1. Эффективность производства.

Отношение общества и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике страны. С одной стороны, монополии могут ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения за счет более высоких цен. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере возможности для обеспечения НТП. Дело в том, что монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, т.к. нет конкуренции.

С другой же стороны, существуют очень весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке (кроме, однако, "естественных монополий", не всегда по праву получающих доступ к той или иной деятельности на рынке). Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения научных исследований и разработок.

Вместе с тем не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении научных исследований и опытно - конструкторских разработок. Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в науке и технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными (англ. venture - рискнуть) компаниями. На этой основе могут возникнуть крупные фирмы (великолепный пример - Microsoft, имевшая в 1981 году численность 100 сотрудников в США, ныне имеющую 16400 сотрудников в 49 странах, рыночную стоимость порядка $40 млрд. и годовой оборот $5 млрд.).

Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне негативно сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности. Лишь использование крупными компаниями результатов научных исследований позволило перейти к топливосберегающим технологиям и снизить издержки.

Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения (особенно межотраслевые, такие как металлургический завод, мгновенно ставший известным завод холодильников "Стинол", сборочный завод бытовой электроники) в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех начинают выходить из кризиса, тем самым сдерживая спад производства и безработицу.

Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства всех стран с капиталистически ориентированной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

2.2. Влияние на конкуренцию.

Может показаться, что монополия и конкуренция совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополия способна устранить свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке.

Монополия находится в сложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество – стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, если какой-то предприниматель стремиться победить своих соперников, то он добившись своей цели, начинает господствовать на рынке. Вывод: монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.

В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, существуют вместе с ней, это обостряет соперничество.

Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречают в числе конкурентов иностранные компании, приникающие на внутренний рынок.

Конкуренция (лат. «конкурро» - сталкиваться) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от коньюктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание - экономический закон товарного хозяйства.

2.3. Снижение цен.

Высокие цены, по которым в монопольной отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовать свои изделия по столь выгодным ценам. А в итоге соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению отраслевых цен.

2.4. Развитие малого и среднего бизнеса.

В США мелкими и средними фирмами производится около половины валового национального продукта (ВНП), они создают больше половины рабочих мест. Их продукцию закупают крупные монополии, предпочитающие не рисковать при освоении новинок науки и техники. Таким образом, монополии содействуют развитию малых предприятий.

3. Отрицательные факторы монополизации

Влияние на рыночные отношения.

Без ликвидации монополии в сфере производства и обращения ни о каком рынке речь идти не может, так как монополизм и рынок - вещи взаимоисключаимые.

В условиях чистой монополии все проводимые рыночные меры гипертрофируются, а иногда приносят результаты, абсолютно противоположные ожидаемым. Так, в недалеком прошлом, либерализация цен свелась к простому их повышению, укреплению позиций предприятий-монополистов, которые даже при сокращении объемов производства решают свои проблемы за счет конечных потребителей. В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегуляция, а стало быть, и рыночная среда.

Монополизация тормозит структурную перестройку, поскольку отсутствует мотивация к труду, накоплению, расширению, обновлению, к технической реконструкции производства, что в конечном итоге приводит к физическому и моральному старению фондов и их «проеданию». Монополия тормозит научно-технический прогресс, приводит к застою во всех областях жизнедеятельности общества, к полной беззащитности потребителя.

4. Антимонопольное регулирование

Антимонопольное регулирование - это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование подразумевает регулирование степени концентрации и монополизации производства, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование, воздействие на стратегии предприятий.

Монопольная власть может представлять опасность связанную с неоправданным завышением цен на продукцию монополий и чрезмерным занижение цен на сырье для фирмы монополиста. Для большинства монополий свойственны тенденции к бюрократизации и неэффективности (когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек). Для монополистического рынка характерна неэффективность в распределении ресурсов. Влияние монополий может усиливать дифференциацию доходов, что в свою очередь оказывает негативное влияние на общество и чревато социальными конфликтами. В силу всего перечисленного в развитых странах существует антимонопольное регулирование экономики.

В странах Запада государство активно регулирует хозяйственную деятельность монополий и олигополии. Оно стремится не допустить чрезмерного влияния монополий и олигополии в экономике, а также снизить негативное воздействие на общество. Основой подобного регулирования является антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

Антимонопольное законодательство - это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм. Все эти меры направлены на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.

Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. В широком смысле антимонопольное законодательство направлено против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.

4.1 Первые антимонопольные законы

Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде (1889) и США (1890) - знаменитый закон Шермана, получивший широкую популярность как «хартия экономической свободы». Закон звучал очень грозно. Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признавались незаконными. Создание монополий влекло штраф до 5 тыс. $ (впоследствии он был повышен до 50 тыс. $) и тюремное заключение сроком до одного года. Такой же закон был принят в Австрии и Новой Зеландии. Закон Шермана впоследствии

дополнялся (в 1914, 1939, 1950 гг.), он распространялся на новые виды деятельности и новые формы объединений и соглашений.

Закон Клейтона (1914) запретил соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм, если это могло уничтожить конкуренцию, создание холдинговых компаний и другие соглашения. Запрещались горизонтальные слияния (объединения фирм одной отрасли). В 1914 г. была образована федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с «нечестными» методами конкурентной борьбы и антиконкурентными слияниями компаний.

В Западной Европе (Бельгия - 1935 г.; Нидерланды - 1935 г.; Дания - 1937 г.) были попытки законодательного контроля картельных соглашений. Здесь картели рассматривались как средство борьбы с «излишней конкуренцией», но законы были направлены на то, чтобы не допустить злоупотребление этой формой монополии.

Акт Келлера - Кефаувера (1950) дополнил Акт Клейтона запретом на слияние путем приобретения активов. Запрещались не только горизонтальные слияния, но и вертикальные (объединение компаний - последовательных участниц одного производственного процесса).

Таким образом, все эти законы были направлены на обеспечение свободного рынка, добросовестной конкуренции, устанавливали контроль за разного рода соглашениями. Однако немногие дела по обвинению в нарушении свободной конкуренции, рассмотренные, например, американскими судами, закончились наказанием нарушителей законов. Очень часто суды были на стороне монополий. Еще русский экономист И. Янжул обратил внимание в своей книге о синдикатах на процветание объединений, которые по закону Шермана признаны незаконными уже через три года после принятия данного закона.

4.2 Современное антимонопольное регулирование

Современное антимонопольное регулирование со стороны государственных органов можно свести к трем группам мер:

Первая группа мер - административно-правовое воздействие в виде:

· запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства;

· роспуска существующих монополистических объединений;

· расчленения монополий на ряд самостоятельных производств.

Вторая группа мер - административно-экономическое воздействие, направленное на

· преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, не обусловленное издержками производства);

· преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товаров путем использования рекламы;

· запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.

Третья группа мер - экономическое воздействие, проводимое государством:

· использование разных приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;

· поощрение выпуска товаров-заменителей. Разнообразие товаров личного и производительного потребления снижает спрос на товары монопольного производства;

· расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта; распространение научных и технологических знаний.

Американское законодательство направлено на обеспечение равных стартовых возможностей предпринимательства, на замедление процесса перерастания конкуренции в монополию. Что касается антимонопольной политики государства РФ, то здесь ситуация выглядит следующим образом. Для России характерен высокий уровень монополизации (государственной, ведомственной и отраслевой). Это проявляется также в монопольном поведении основной массы предприятий, особенно после либерализации цен в январе 1992 г. Выражением такого поведения является стремление к взвинчиванию цен при снижении объемов производства и качества продукции, нежелание осуществлять структурную перестройку, переход на освоение новой техники и новой технологии и т.д.

Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствуют о том, что образование монополий - закономерный процесс, и объясняется это тем, что сама конкуренция - важный элемент рыночного механизма - порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом.

Заключение

Современная методическая база анализа конкуренции на товерных рынках располагает достаточно узкой системой критериев доказательности монопольной власти. При формировании товарной группы не учитывается конкуренция между производствами с близкой технологией. Уточнения требуют методы определения географических границ релевантного рынка, объединяющего рынки конкурирующих производителей (поставщиков) товара.

В условиях формирования отечественных рынков становятся актуальными разработка и обоснование критериев оценки эффективности рыночной структуры с позиций развития производства (потребления) и конкуренции. Требуются четкое определение видов формирующихся рынков, реалистичные оценки состояния развития рыночной среды, механизма активного регулирования товарных рынков.

Проблемы анализа монополизации российского производства выдвигают необходимость исследования опыта, накопленного в странах с развитой рыночной экономикой, и изучения возможностей его практического применения в отечественных условиях развития конкуренции. Особую значимость представляют методы анализа доступности потребления товара при определении географических границ рынка, а также оценки эффективности размерной структуры производства и потребления на рынке.

Проблема анализа монополизации производства является качественно новой для нашей страны и вследствие этого недостаточно освещенной в отечественной экономической литературе. Зарубежные разработки требуют серьезного осмысления применительно к российской специфике развития рынков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабаева Л. Малому бизнесу в России грозит... монополизм // Человек и труд. - 1993. - N 8. - С.101-104.

2. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства // Рос. экон. журнал. - 2000. - N 3. - С.28-33

3. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. М.: Юристъ, 2001. 505 с.;

4. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие / Под общей редакцией Г.Н. Власова и А.М. Желтова. Нижний Новгород, 1998;

5. Электронные ресурсы

Монополия – состояние экономики, при котором в определённой нише бизнеса доминирует единственный субъект, определяющий цены и количество продукта. Модель считается наименее эффективной для потребителя, поскольку отсутствие конкуренции вызывает стагнацию и дефицит.

Монополия - это естественное или искусственное состояние рынка, при котором средства производства на один или несколько товаров (услуг) целиком находятся во владении одного игрока. В качестве монополиста может выступать государство, частная фирма, международная организация. Эксклюзивное право на добычу ресурса и его обработку, поставку товара или оказание услуги может привести как к защите прав потребителя, так и к их нарушениям.

В экономике для оценки реального состояния дел в стране и мире используется «Индекс Херфиндаля». Данный показатель демонстрирует степень концентрации конкретного рынка в руках конкретных его игроков: условная величина HHI высчитывается как возведенная в квадрат сумма процентов выручки от общего «пирога» каждого участника.

Чистый монополизм, 1 участник: HHI = 100 2 =10000

2 игрока: HHI = 50 2 + 50 2 = 5000

10 игроков: HHI = 10 2 х 10 = 1000

Появление и развитие монополизма

Монополия - что это такое, в чём опасность явления? Желание захватить рынок и извлечь максимальную прибыль - естественно для бизнеса. Первые образования такого типа возникли ещё в древности, когда правители городов и земель концентрировали в своих руках производство определённых товаров. В Царской России правом на производство спиртных напитков обладало исключительно государство (читай - его руководитель). А Китай располагал эксклюзивной технологией создания шелков и фарфора - никто не мог предложить аналогов.

В настоящий момент ничего существенно не изменилось: монополии либо создаются искусственно, либо формируются естественным путём. При этом излишняя концентрация рынках в руках одного участника признаётся нечестной конкуренцией. В реальности повлиять на состояние экономики непросто, так как для изменений требуются внушительные средства.

Виды монополий:

  1. Естественная. Производится товар или оказывается услуга, не имеющая аналогов, а разработка альтернативы требует слишком больших одномоментных вложений. Это, к примеру, в течение длительного времени касалось железнодорожных и воздушных перевозок: пути сообщения, сосредоточенные в руках одного собственника, они исключали конкуренцию.
  2. Искусственная. Меры по ограничению количества участников предпринимаются на государственном уровне для того, чтобы обеспечить стандарт качества товара (услуги) и (или) безопасность потребителей. Это касается транспортировки газа, хранения ядерных отходов и т.д. Реестр подобных монополистов представлен на сайте ФСТ России.
  3. Открытая. После изобретения новой технологии и запуска её коммерческого использования, обладатель секрета на время становится эксклюзивным участником взаимоотношений с потребителем. К примеру, если в ближайшем будущем будет раскрыт принцип телепорта, транспортные компании, оказывающие данную услугу, будут на время лишены конкурентов.

Олигополия

Олигополия - это состояние рынка, при котором право добычи ресурса, его обработки, производства товара или оказания услуги обладает ограниченное число участников. Классический пример - это производство пассажирских самолётов, космических кораблей, где конкуренция ведётся между двумя-тремя компаниями.

Преимущества монополий:

  1. Проведение единой политики. К примеру, в Саудовской Аравии концентрация нефтегазового комплекса в руках государства позволяет влиять на мировые цены на нефть, решая внешние проблемы.
  2. Обеспечение высокой прибыли. Административное регулирование цены позволяет производителю быстро окупить свои расходы, получить наибольшую выручку.
  3. Защита потребителя. В некоторых случаях государственное регулирование производства обеспечивает безопасность наименее обеспеченным слоям общества.

Критика монополии

Монополия: что это такое простыми словами? Это желание группы людей полностью завладеть каналом сбыта, «сидеть на трубе». Во все времена противники излишней концентрации рынков высказывали доводы в пользу развития конкуренции. Чем больше компаний борются за свою долю бизнес-пирога, тем выгоднее потребителю.

15 лет назад, когда сотовые телефоны производили исключительно высокотехнологичные гиганты, позволить себе их покупку могли только самые обеспеченные потребители. Спустя годы предложения от сотен мелких компаний медленно, но уверенно обвалили цену на девайсы, в то время как уровень гаджетов вырос до небес.

Монополизация отраслей обеспечивает снижение технического прогресса - производителю не к чему стремиться. Это в полной мере могли ощутить на себе жители СССР, где было всего несколько крупных автозаводов, а очереди на машины были расписаны на годы вперёд. В результате «Автоваз» выпускал одни и те же модели транспорта в течение десятилетий, а мировой прогресс двигался вперёд, оставив всю отрасль позади.

Тем самым обнажается ещё одна нелицеприятная часть процесса - жёсткий дефицит товаров и услуг. Он может возникать искусственным или случайным (вследствие плохого расчёта) путём. При отсутствии конкуренции производитель сам решает, сколько благ ему «выбросить» в продажу. А перенасыщение спроса будет означать для такого гиганта снижение прибыли.

Монополизация рынков в России

Перечень отраслей экономики, в которых допускается концентрация большой доли прибыли в руках одного участника, перечислена в ФЗ №147 от 17.08.1995 - «О естественных…» . В данных сферах осуществляется жёсткое государственное регулирование посредством установления предельных цен. Отсутствие конкуренции негативно сказывается на отраслях: в этом можно убедиться на примере корпорации «РЖД».

Все остальные проявления монополизма преследуются государственными органами и не являются допустимыми. Антимонопольные органы следят за степенью концентрации рынков в руках того или иного игрока, за сговорами между крупными производителями товаров или поставщиками услуг.

За 6 месяцев 2016 г. антимонопольные службы одной лишь Воронежской области привлекли к ответственности нарушителей по 12 фактам нарушения законодательства (речь идёт об использовании доминирующего положения ЖКХ, энергетиков), общая сумма штрафов составила 180 миллионов рублей.

Основные монопольные отрасли в РФ:

  1. Центральное водоснабжение и водоотведение (ОАО «Мосводоканал», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»);
  2. Топливно-энергетический комплекс (ОАО «Газпром», ОАО «Мосгаз» и другие);
  3. Железнодорожные перевозки (ОАО «РЖД»);
  4. Услуги аэропортов (ОАО «Аэропорт Внуково», ОАО «МАШ»);
  5. Порты, терминалы, внутренние водные пути;
  6. Общедоступная почтовая и электросвязь (к примеру, ФГУП "Почта России", ОАО "Московская городская телефонная сеть");
  7. Захоронение радиоактивных отходов (ФГУП ««Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами»).

Игра «Монополия»

Ощутить на своём опыте все прелести подобной экономической модели поможет известная забава для детей и взрослых. Тактическая игра, где участники «покупают предприятия», модернизируют их и взимают сбор за проход через свою территорию, наглядно демонстрирует опасность монополизации рынка. Самый умный, расчётливый и удачливый бизнесмен в конце концов остаётся в гордом одиночестве, подмяв под себя всю игровую доску.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Монополия – это экономическая ситуация на рынке, когда всю отрасль контролирует единственный производитель (или продавец).

Производство и торговля товаров или предоставление услуг принадлежит одной фирме, которую также называют монополией или монополистом . У субъекта нет конкурентов, вследствие этого компания обладает определенной властью и может диктовать условия покупателям.

Примеры монополий

Слово «монополия» зародилось в Древней Греции и в переводе обозначает «один продаю».

Определение монополии подразумевает существование ниши бизнеса, где доминирует один производитель , который регулирует количество товара и его цены.

В чистом виде компании-монополисты встречаются очень редко. Это связано с тем, что практически для любого товара или услуги можно найти заменитель.

Например, естественной монополией является метрополитен . Если инфраструктуру подземки разделить между двумя-тремя конкурирующими фирмами, начнется настоящий хаос. Но, когда услуги метрополитена перестанут устраивать население, люди смогут добираться до места назначения на автобусах, трамваях, автомобилях, электричках.

То есть метрополитен – это монополист среди подземного, скоростного транспорта, но в сфере пассажирских перевозок он таковым не является.

Состояние экономики, в которой доминирует один субъект , характерно для жилищно-коммунального хозяйства, государственного сектора, производства продукции, требующей тщательного контроля.

Рассматривая, что такое монополия, нельзя обойти стороной еще одно близкое понятие – «олигополия». Это состояние встречается в экономике гораздо чаще. Олигопольный рынок делят между собой несколько компаний. При сговоре основных игроков рынок по своим характеристикам приближается к монопольному (пример — сотовые операторы).

Классические – самолето- и судостроение, производство оружия. Здесь происходит между двумя, тремя поставщиками.

Виды и формы монополий

Выделяют следующие формы монополий:

  1. Естественная — возникает тогда, когда бизнес в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Пример – железнодорожные перевозки. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.
  2. Искусственная — обычно создается при объединении нескольких компаний. Сговор предприятий позволяет быстрее устранять конкурентов. Образованная структура прибегает к таким методам, как цен, хозяйственный бойкот, ценовое маневрирование, промышленный шпионаж, спекуляция ценными бумагами.
  3. Закрытая — защищена от конкурентов законодательством. Ограничения могут касаться авторских прав, сертификации, налогообложения, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.
  4. Открытая — единственного поставщика, не имеющий юридических преград от конкуренции. Характерна для фирм, предлагающих новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.
  5. Двухсторонняя — торговая площадка с одним продавцом и одним покупателем. Обе стороны обладают властью над рынком. Вследствие этого, результат сделки зависит от способности ведения переговоров каждым участником.

Есть и другие варианты классификации, например, их делят на два вида по форме собственности :

  1. частная
  2. государственная

Или по территориальному принципу на 4 вида:

  1. местная
  2. региональная
  3. национальная
  4. экстерриториальная (глобальная)

Если рассматривать искусственную монополию, когда объединяется ряд предприятий (компаний), то говорят о различных формах таких слияний :

Монополия в истории развития общества

Выгоду от монополии люди заметили практически сразу с появлением обмена и зарождением рыночных отношений. При отсутствии конкуренции цены на продукцию можно поднять.

Древнегреческий философ Аристотель считал создание монополии й ведения хозяйства. В одном из трудов в качестве примера мудрец рассказывает о подданном, получившим деньги «в рост». Для извлечения прибыли, предприимчивый человек скупил все железо в мастерских, а затем перепродал его с наценкой купцам, прибывшим из других мест.

Мыслитель упоминает и о попытках регулирования государством монополии. Ушлый продавец был выслан правительством из Сицилии.

В Европейских странах в Средние века монополизм развивался по двум направлениям – в результате создания цехов и путем выдачи королевских привилегий:

  1. Цех – это объединение ремесленников. Он контролировал производство продукции участников. Основной задачей организации было создание условий для существования мастеровых. Цеха не допускали конкурентов на свои рынки и устанавливали рыночные цены на производимые товары.
  2. Королевские привилегии давали исключительное право продавать или производить определенные виды продукции (услуг). Купцы и промышленники были рады заполучить такую привилегию, чтобы избавиться от конкурентов, а король получал деньги в казну. При этом многие королевские указы были абсурдны и глупы, что привело в некоторых странах.

В 19 веке в результате бурного развития производства обострилась конкурентная борьба между производителями. Снижение затрат привело к укрупнению фабрик и заводов. Оставшиеся игроки объединялись в различные сообщества ( , пулы), которые действовали как монополисты.

Монополии в истории России – это повторение общемировых тенденций. Но большинство процессов в нашей стране происходили с опозданием и часто приносились извне. Так, в царской России производство спиртных напитков являлось исключительно государственной функцией.

А первый промышленный синдикат возник в Петербурге в 1886 году при участии немецких партнеров. Он объединил 6 фирм, производящих гвозди и проволоку. Позднее зародился сахарный синдикат, затем «Продамет», «Продуголь», «Кровля», «Медь», «Продвагон» и др.

Причины монополизма

Стремление к монополизации рынка нормально для любого бизнеса. Оно заложено в самой природе предпринимательской деятельности, основная цель которой – получение максимальной прибыли. Монополии создаются как естественным, так и искусственным путем.

Дополнительными факторами , способствующими развитию монополизма, могут быть:

  1. крупные траты на создание бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;
  2. установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности – сертификация, лицензирование, ;
  3. политика , защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов;
  4. укрупнение фирм в результате поглощения и слияния.

Антимонопольное законодательство

Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе:

  1. неэффективному расходованию ресурсов;
  2. дефициту продукции;
  3. несправедливому распределению доходов;
  4. отсутствию стимула развивать новые технологии.

Поэтому правительства стран стараются ограничить появление монополий . Специальные государственный органы следят за уровнем конкуренции на рынке, контролируют цены, предотвращают зависимость мелких фирм от крупных игроков.

Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое синдикат Что такое конкуренция - ее функции, виды (совершенная, несовершенная, монополистическая) и закон о защите конкуренции Что такое стагнация простым языком Олигополия: что это, ее признаки и свойства Что такое концерн Что такое картель Конъюнктура - это многоплановый термин с уклоном в рынок Что такое конгломерат Аффилированные лица - кто это простыми словами Что такое рынок - каковы его функции в экономике и какие виды рынков различают Маркетинг - это двигатель торговли

Введение

В данной курсовой работе рассматривается тема «Закономерности монополизации экономики. Антимонопольная политика». Актуальность данной темы в том, что монополисты действуют по определенным правилам и законам, вследствие чего можно вывести закономерность развития монополий и предотвратить развитие монополизации рынков.

Монополисты ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, тем самым снижает жизненный уровень населения, а антимонопольное законодательство не всегда может пресечь попытки монополизации рынка.

Рынок совершенной конкуренции действует благоприятно на экономику страны. Цена товаров определяется рыночными правилами предложения и спроса, при этом компании не могут повлиять на цену, тем самым принимают ее как заданную.

Цель моей работы - как можно более подробно изложить сущность и формы такого явления, как монополизация, как отрицательные, так и их положительные черты, показать на реальном примере монополизацию российских рынков, дать характеристику антимонопольной политике Российской Федерации, а также обозначить основные проблемы антимонопольного регулирования в нашей стране и обосновать собственное мнение по этой проблеме.

монополизация антимонопольный политика

Монополизация

Сущность монополизации, цели и механизмы функционирования

Чтобы понять, что такое монополизация экономики рассмотрим, кто такие монополисты и что такое монополия.

Монополия (от греч. monopolium-- один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащее одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль.

Монополисты, имеют более низкие издержки и продавая свою продукцию по рыночным ценам, получают от таких продаж не обычную среднюю прибыль, а сверхприбыль. И норма прибыли у них устойчиво выше средней рыночной нормы прибыли. В этом факте отражается их реальное рыночное господство.

Монополия как тип структуры рынка обладает следующими особенностями:

На рынке присутствует только одна компания и множество покупателей её продукции;

Нет товаров, которые могут служить конкурентами тем, которые предлагает эта компания;

Полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж;

Наличие определенных преград для вхождения на рынок других компаний.

Сущность монополии характеризуется следующими моментами:

1. Монополия возникает из господства в производстве;

2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;

3. Благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль.

Монополизация - это когда небольшое количество производителей контролирует большую часть рынка той или иной продукции, и поэтому имеет возможность оказывать некоторое влияние на цену товара.

Отдельные формы и признаки проявления монополизма отмечаются даже в тех экономических системах, где монополии не занимают господствующего положения. Рассмотрим признаки создания монополии. При появлении новых технических изобретений возникают новые отрасли промышленности, и происходит быстрое развитие производства в основном в легкой промышленности. Изменения в технологическом способе производства приводят к концентрации производства, наряду с которой интенсивно развивался процесс концентрации капитала.

Концентрация производства выражает внутренне необходимые, устойчивые и существенные связи между развитием производительных сил и процессом концентрации, вследствие действия которых происходит растущее сосредоточение факторов производства (вещественных и личных) на крупных предприятиях. Действие этого закона с различной степенью интенсивности проявляется на всех этапах развития капитализма, движущая сила которого -- конкурентная борьба. Чтобы выжить в этой борьбе, получить большую прибыль, предприниматели вынуждены внедрять новую технику, расширять масштабы производства. При этом из массы мелких и средних предприятий постепенно выделяется несколько наиболее крупных. Рано или поздно конкуренты оказываются перед альтернативой: или дальше продолжать между собой изнурительную борьбу, или достичь согласия относительно масштабов производства, цен на продукцию, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй путь, заключая между собой гласные и негласные соглашения, что является одной из наиболее характерных черт монополизированной экономики. Таким образом, возникновение предприятий-монополистов -- закономерный результат развития производительных сил, эволюции рынка, действия законов конкуренции.

Монополии возникают не только вследствие концентрации производства и капитала, но и на основе их централизации. Централизация производства -- это увеличение масштабов производства продукции в результате объединения нескольких отдельных предприятий в одно с установлением единого управления. Централизация капитала -- это увеличение размеров капитала вследствие объединения или слияния ранее самостоятельных капиталов. Типичный пример такого объединения -- акционерные компании. Сегодня в развитых странах мира практически все крупные, подавляющее большинство средних и даже часть мелких предприятий существуют в форме акционерных. Правда, акции мелких и средних компаний, как правило, продаются не на рынке ценных бумаг, а на внебиржевом рынке. Такие компании являются акционерными компаниями закрытого типа.

Функции монополии определяются их качественными и количественными характеристиками, организационными формами, характером отношений с конкурентами-аутсайдерами, состоянием рынка, соотношением спроса и предложения, потребностями и интересами продавцов и покупателей, наличием ресурсов и государственной экономической политикой. На функции монополий влияют размеры капитала, научно-технический потенциал компании, состояние рыночной инфраструктуры, доступ к информации, конкуренция и общественное мнение.

Важнейшей функцией монополизации выступает регулирование собственной деловой активности и стратегии, выбор приоритетов развития, контроль над ресурсами и продукцией, конкурирующей сего собственной.

Для количественной характеристики монопольной власти используются:

1) показатель монопольной власти ЛернераL = (P-MC)/P, который показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства.0

2) индекс монопольной власти (M), который показывает степень превышения цены над долгосрочными средними издержками (LAC): M = (P-LAC)/P;

3) Индекс Герфиндаля-Фишмана, который определяет степень концентрации рынка: Н = Р21 + Р22 + … + Р2n , где Н - показатель концентрации, Рn - процентная доля фирмы на рынке или удельный вес в отраслевом предложении. Максимальное значение Н = 10000. Если Н меньше 1000, то рынок считается неконцентрированным. Такой рынок предполагает не менее 10 фирм, доля самой крупной составляет 31%, двух крупнейших - не более 44%, трех - 54%, четырех - не больше 63%. Если Н 1800, то отрасль считается высокомонополизированной.

Источники или факторы монопольной власти:

1. Доля фирмы в рыночном предложении;

2. Отсутствие аналогов товара, выпускаемого фирмой с монопольной властью;

3. Эластичность рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса на товар фирмы, тем больше монопольная власть этой фирмы на рынке.


© 2024
russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал