30.03.2024

Нерезидент выплачивает по договору займа. Рублевый заем наличными от физлица — валютного нерезидента: о чем нужно помнить. Порядок изменения и досрочного расторжения договора


Уплата процентов по долговым обязательствам является эффективным безналоговым способом перевода прибыли. На наш взгляд, при прочих равных условиях, финансирование проектов должно осуществляться на заемной, а не на долевой основе. В схеме рассмотрены возможные способы оптимизации налогообложения заемных отношений, как с иностранными лицами, так и между российскими лицами.

Суть схемы: Российская организация заключает договор займа под рыночные проценты c иностранной компанией, инкорпорированной в государстве, которое заключило соответствующее соглашение об избежании двойного налогообложения с Российской Федерацией.

Иностранная компания получает денежные средства от офшорной компании (реальных собственников бизнеса) под проценты, приблизительно равные процентам, уплачиваемые по договору займа российской организацией.

Таким образом, такая иностранная компания является финансовой проводящей компанией.

При таких обстоятельствах, расходы по начисленным процентам российской организации учитываются при исчислении налога на прибыль, а офшорная компания получает безналоговый доход в виде процентов по договору займа от финансовой проводящей компании.

Получение займов и кредитов от нерезидентов (валютные аспекты)

На основании Указания ЦБР от 10 сентября 2001 г. № 1030-У "О порядке проведения валютных операций, связанных с получением и возвратом юридическими лицами - резидентами кредитов и займов в иностранной валюте, предоставляемых нерезидентами на срок более 180 дней, и об отмене и внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России", далее Указание от 10 сентября 2001 г. № 1030-У, упрощен процесс экспорта и импорта капитала для резидентов.

В настоящее время без получения разрешения можно:

Предоставлять и получать займы и кредиты от нерезидентов на срок свыше 180 дней,

Получать и платить по ним проценты,

А также связанные с исполнением этих договоров платежи: неустойка, комиссионные проценты, суммы по договорам об обеспечении обязательств.

1. Без ограничений при представлении предусмотренных нормативными актами Банка России документов осуществляются следующие валютные операции, связанные с движением капитала.

1.1. Зачисление иностранной валюты на банковские счета юридических лиц - резидентов в уполномоченных банках, поступающей от нерезидентов в качестве кредитов (займов) по кредитным договорам (договорам займа), заключенным между юридическими лицами - резидентами и нерезидентами.

1.4. Списание в пользу нерезидентов иностранной валюты с банковских счетов юридических лиц - резидентов в уполномоченных банках, в том числе с банковских счетов третьих лиц, в счет возврата кредитов (займов), предоставленных нерезидентами в иностранной валюте по кредитным договорам (договорам займа), заключенным между юридическими лицами - резидентами и нерезидентами.

1.5. Списание в пользу нерезидентов иностранной валюты с банковских счетов юридических лиц - резидентов в уполномоченных банках, в том числе с банковских счетов третьих лиц, в счет исполнения их обязательств (штрафы, неустойки, комиссии, возмещение расходов, иные обязательства) по кредитным договорам (договорам займа), заключенным между юридическими лицами - резидентами и нерезидентами.

1.6. Списание в пользу нерезидентов иностранной валюты с банковских счетов юридических лиц - резидентов в уполномоченных банках в счет исполнения их обязательств по договорам об обеспечении исполнения кредитных договоров (договоров займа), заключенных между юридическими лицами - резидентами и нерезидентами.

Обратить внимание!

Вышеуказанные положения не распространяются на получение займов уполномоченными банками, получение кредитов и займов путём размещения ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте или путём зачисления валюты не на счета в уполномоченном банке, а иным способом (например, на счета, открытые за рубежом).

2. Действие настоящего Указания не распространяется на следующие валютные операции.

2.1. Валютные операции, связанные с получением и возвратом кредитов (займов) посредством выпуска, размещения и погашения ценных бумаг (долговых обязательств), выраженных в иностранной валюте.

2.3. Валютные операции, связанные с получением и возвратом кредитов (займов), не предусматривающие зачисление получаемой от нерезидента в качестве кредитов (займов) иностранной валюты на банковские счета юридических лиц - резидентов в уполномоченных банках.

Перечень документов, представляемых российским заемщиком в уполномоченный банк для получения и возврата займа в иностранной валюте приводится в инструкции ЦБР от 10.09.01 N 101-И "О порядке учета уполномоченными банками валютных операций резидентов, связанных с получением от нерезидентов кредитов и займов в иностранной валюте и предоставлением нерезидентам займов в иностранной валюте".

К ним относятся:

2- два экземпляра Сведений о договоре;

Копию договора займа, на основании которых российской организацией (заемщиком) составляются Сведения о договоре.

Справка о содержании операции (Приложении 4);

Справка о состоянии задолженности но договору займу (Приложение 5);

Заявление на закрытие Сведений о договоре;

Распечатку базы данных по кредитному договору (при условии перехода из другого Банка заемщика (займодавца).

В случае несоблюдения порядка ведения учета операций, установленного инструкцией РФ от 10.09.01 N 101-И, возможно привлечение российского заемщика к административной ответственности.

Статья 15.25 КоАП РФ. Нарушение валютного законодательства

4. Несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

В целом, данная инструкция подробно прописала действия заемщика, банка при получении от иностранной компании и возврата займа в иностранной валюте.

Вывод: Законодательство РФ о валютном регулировании предоставляет российским организациям широкие возможности по легальному экспорту капитала и переводу его за границу, например, путём выдачи займа контролируемой компании.

Также можно и реинвестировать вывезенные деньги в российскую экономику уже от имени контролируемой иностранной компании.

Привлечение займов в иностранной валюте

Открытие валютного счета

Действующее законодательство РФ не предусматривает каких-либо ограничений по количеству валютных счетов, которые могут быть открыты резидентами в уполномоченных банках, поэтому российские лица вправе открывать необходимое им количество счетов в любой валюте.

Российские юридические лица открывают в уполномоченных банках текущие валютные счета в иностранной валюте.

Текущие валютные счета представляют собой комплекс из трех счетов. При открытии текущего валютного счета уполномоченный банк открывает российскому юридическому лицу:

Транзитный валютный счет, который используется для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте;

Текущий валютный счет, который используется для учета средств, остающихся в распоряжении юридического лица после обязательной продажи экспортной валютной выручки, и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством;

Специальный транзитный счет, который открывается уполномоченным банком без участия резидента, для учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной продажи.

Для открытия счета юридические лица должны представить в банк заявление об открытии счета, надлежаще заверенные копии учредительных документов, карточки с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и др.

Статья 5 Закона РФ № 3615-1 от 09.10.92 г «О валютном регулировании и валютном контроле». Счета резидентов в иностранной валюте

1. Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках.

Иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями) - резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации.

3. Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте устанавливает Центральный банк Российской Федерации.

Отметим, что обязательной продаже не подлежат поступления в виде привлеченных кредитов (займов).

Инструкции ЦБР от 29 июня 1992 г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации"

4. Обязательной продаже не подлежат следующие поступления в иностранной валюте от нерезидентов:

4.3 Поступления в виде привлеченных кредитов (депозитов, вкладов), а также суммы, поступающие в погашение предоставленных кредитов (депозитов, вкладов), включая начисленные проценты;

Вывод: Средства с текущего валютного счета российским заемщиком могут быть использованы для проведения любых валютных операций, предусмотренных валютным законодательством РФ.

Привлечение займов в валюте Российской Федерации
Открытие счета Нерезиденту

Согласно п.п. г) п. 7 ст. 1 Закона РФ № 3615-1 от 09.10.92 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ являются валютными операциями и осуществляются в порядке, устанавливаемом ЦБР.

Порядок открытия счетов нерезидентов в российских уполномоченных банках и проведение операций по счетам устанавливается Инструкцией ЦБР от 12.10.2000 г. № 93-И «О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам», далее - Инструкция № 93-И.

Согласно данной Инструкции 93-И нерезидентам открываются счета типа «К», «Н» и «Ф» без каких-либо ограничений.

В соответствии с Инструкцией 93-И предоставление нерезидентами займов резидентам могут осуществляться со счетов типа «К», «Н».

Возврат российским заемщиком сумм займов осуществляется на те же типы счетов, с которых был предоставлен заем.

Для открытия счетов типа «К» «Н» иностранная проводящая компания представляет в уполномоченный банк:

  • документы, подтверждающие правовой статус юридического лица;
  • карточку с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом в валюте Российской Федерации.

Отметим, что для открытия рублевого счета в уполномоченном банке иностранной проводящей компании не обязательно иметь постоянное представительство в РФ.

Инструкция 93-И

2.3. Для открытия счетов типа "К", "Н" юридические лица-нерезиденты, банки-нерезиденты и официальные представительства также представляют в уполномоченный банк:

2.3.1. юридические лица-нерезиденты, кроме банков-нерезидентов:

легализованные в посольстве (консульстве) Российской Федерации за границей документы, подтверждающие правовой статус юридического лица по законодательству страны, где создано это юридическое лицо, в частности, учредительные документы и документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица;

заверенную в установленном порядке копию положения о филиале (представительстве), если договор об открытии счета типа "К" или типа "Н" заключает с уполномоченным банком от имени юридического лица-нерезидента руководитель филиала (представительства) юридического лица-нерезидента, действующий на основании доверенности юридического лица-нерезидента;

заверенную в установленном порядке карточку с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом в валюте Российской Федерации. В случае электронного обмена документами между юридическим лицом-нерезидентом и уполномоченным банком устанавливается процедура признания аналога собственноручной подписи, а также заключается договор о порядке и условиях его использования;

Обратить внимание!

Денежные средства на счетах типа «Н» могут быть конвертированы в иностранную валюту не ранее одного года от даты подачи такого заявления.

Инструкция 93-И

3.8. Денежные средства на счетах типа "Н" могут использоваться для покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации только при соблюдении следующих условий:

3.8.1. поручение нерезидента на покупку иностранной валюты за счет денежных средств на счете типа "Н" дается только тому уполномоченному банку, в котором нерезиденту открыт счет типа "Н";

3.8.2. поручение на покупку иностранной валюты за счет денежных средств на счете типа "Н" исполняется уполномоченным банком не ранее чем через 365 календарных дней со дня его представления нерезидентом в уполномоченный банк;

3.8.3. в поручении на покупку иностранной валюты должна быть указана сумма денежных средств в валюте Российской Федерации, находящихся на счете типа "Н", за счет которой будет куплена иностранная валюта;

3.8.4. в течение срока со дня представления нерезидентом в уполномоченный банк поручения на покупку иностранной валюты до дня его исполнения или отзыва остаток денежных средств на счете типа "Н" не может быть меньше суммы, указанной в поручении на покупку иностранной валюты.

При этом, нерезидент вправе в любое время уменьшить сумму валюты Российской Федерации, указанную в поручении на покупку иностранной валюты, а также отозвать поручение на покупку иностранной валюты. В случае уменьшения суммы валюты Российской Федерации, ранее указанной в поручении на покупку иностранной валюты, течение срока, указанного в пункте 3.8.2 настоящей Инструкции, не прерывается.

Вывод: В случае открытия рублевого счета в РФ иностранной проводящей компанией необходимо учитывать, что со счета «Н» конвертировать рубли в иностранную валюту можно не ранее чем через год с момента направления такого поручения в банк.

Заметим, что рублевые счета в РФ иностранной проводящей компании эффективно открывать только в случае осуществления также других видов операций, помимо заемных сделок (данная тема требует отдельной проработки).

Обратить внимание!

В случае открытия иностранной проводящей компании рублевого счета необходимо встать на учет в налоговом органе.

В этих целях в налоговый орган, в котором поставлен на учет банк, открывающий счет иностранной организации, представляются следующие документы:

Заявление о выдаче Свидетельства об учете в налоговом органе;

Справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога).

При закрытии счетов в банке иностранная организация обязана в десятидневный срок со дня закрытия счета информировать об этом соответствующий налоговый орган.

Применение международных соглашений об избежании двойного налогообложения

Российская Федерация заключила со многими государствами международные договора об избежании двойного налогообложения. Поэтому, прежде чем удерживать налог на доходы с полученных процентов иностранной проводящей компанией, необходимо посмотреть налогообложение процентов по долговым обязательствам по договору об избежании двойного налогообложения с государством, где инкорпорирована эта компания.

Во многих таких договорах налогообложение процентов по долговым обязательствам осуществляется по нулевой ставке.

Для этого иностранная проводящая компания должна представить российскому заемщику, выплачивающему проценты по предоставленному займу, подтверждение того, что находится в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Статья 312 НК РФ. Специальные положения

1. При применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

В качестве такой юрисдикции можно предложить Данию (вопрос о выборе юрисдикции требует отдельной проработки).

Согласно ст. 11 Конвенции "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" от 8 февраля 1996 г. в случае выплаты процентов по договору займа датским холдингом налог на доходы в виде процентов по долговым обязательствам не подлежит удержанию российской организацией.

Таким образом, датский холдинг может выдавать любым российским организациям заемные средства с выплатой процентов без удержания налога на доходы в РФ.

По Датскому законодательству не удерживается налог с процентов по долговым обязательствам, переводимых за рубеж, независимо от того, где находится постоянное местонахождение Займодавца.

При таких обстоятельствах, любая офшорная компания (реальные собственники бизнеса) может получать проценты по долговым обязательствам без какого-либо налогообложения.

Датский холдинг платит лишь минимальный корпоративный налог с разницы между полученными и уплаченными процентами по долговым обязательствам (вопрос требует отдельной проработки).

Вывод: Датский холдинг может быть использован в качестве проводящей финансовой компании, которая получает доходы из РФ и переводит их реальным собственникам бизнеса в виде процентов по договорам займа.

Итоговое резюме: Использование проводящей финансовой компании, имеющее постоянное местонахождение в государстве, заключившее соглашение об избежании двойного налогообложения с Российской Фе, позволяет переводить прибыль из российских организаций офшорным компаниям (реальным собственникам бизнеса) без каких-либо налоговых последствий.

Налоговые и бухгалтерские аспекты российского заемщика

Сумма процентов, причитающихся по договору к уплате финансовой проводящей компанией, отражается в бухгалтерском учете российского заемщика на счете 91 "Прочие доходы и расходы" в корреспонденции со счетом 67 (66) по окончании каждого отчетного периода (месяца) в качестве операционных расходов, кроме процентов по займам по инвестиционным активам, которые включаются в их стоимость.

Положение по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01

12. Затраты по полученным займам и кредитам должны признаваться расходами того периода, в котором они произведены (далее - текущие расходы), за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива.

13. К инвестиционным активам относятся объекты основных средств, имущественные комплексы и другие аналогичные активы, требующие большого времени и затрат на приобретение и (или) строительство. Указанные объекты, приобретаемые непосредственно для перепродажи, учитываются как товары и к инвестиционным активам не относятся.

14. Включение в текущие расходы затрат по займам и кредитам осуществляется в сумме причитающихся платежей согласно заключенным организацией договорам займа и кредитным договорам, независимо от того, в какой форме и когда фактически производятся указанные платежи. Затраты по полученным займам и кредитам, включаемые в текущие расходы организации, являются ее операционными расходами и подлежат включению в финансовый результат организации, кроме случаев, предусмотренных в пункте 15 настоящего Положения.

Пример: Размер займа 1000 рублей. Процентная ставка по займу - 18 %.

Кредит 67 (66) 15 рублей - начислены проценты за пользование заемными средствами за месяц.

Расходы в виде процентов по договору займа включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, с учетом особенностей, предусмотренных ст.269 НК РФ.

Для целей налогообложения расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного).

Несмотря на то, что по данным бухгалтерского учета проценты по заемным средствам могут включаться в первоначальную стоимость объекта основных средств.

Статья 265 НК РФ. Внереализационные расходы

1. В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности:

2) расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных статьей 269 настоящего Кодекса (для банков особенности определения расходов в виде процентов определяются в соответствии со статьями 269 и 291 настоящего Кодекса).

При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у третьих лиц) и доходности, установленной эмитентом (ссудодателем);

Если же российский заемщик применяет метод начисления, то при определении расходов для целей налогообложения необходимо руководствоваться п.8 ст.272 п.4 ст.328 НК РФ.

Расходом для целей налогообложения являются начисленные проценты по договору займа на конец квартала независимо от их оплаты.

Статья 272 НК РФ. Порядок признания расходов при методе начисления

8. По договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях настоящей главы расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец соответствующего отчетного периода.

В случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).

Обратить внимание!

Дополнительные возможности для налогового планирования

Существующий порядок учета процентов по долговым обязательствам для целей налогообложения позволяет уменьшать налогооблагаемую прибыль независимо от их оплаты Займодавцам.

В случае, если Займодавец является организацией, которая учитывает доходы по процентам для целей налогообложения только в момент их получения (оплаты), то, возможно, минимизировать совокупное налогообложение по прибыли у Займодавца и Заемщика (начисленные проценты у Заемщика уменьшают налогооблагаемую прибыль, а у Займодавца не увеличивают налогооблагаемую прибыль).

В качестве Займодавца в такой схеме налогового планирования может выступать организация, которая исчисляет налог на прибыль по кассовому методу, нерезидентная компания, индивидуальный предприниматель и организация, применяющая упрощенную систему налогообложения.

Порядок признания процентов по долговым обязательствам для целей налогообложения

В соответствии с положениями ст.269 НК РФ при определении расходов, принимаемых для целей налогообложения, по долговым обязательствам используются два способа.

Первый заключается в определении среднего уровня процентов. Этот способ применяется в случае, когда в одном отчетном периоде организация получает заемные средства от нескольких займодавцев. Причем необходимое условие его применения - чтобы все заемные обязательства были получены на сопоставимых условиях.

Расходом при этом способе признаются проценты, при условии, что размер процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам на сопоставимых условиях. Предельная величина процентов, принимаемых для целей налогообложения при указанном способе, ограничена величиной исчисленного среднего процента, увеличенного на 20%.

Второй способ применяется в отсутствие долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика. В этом случае предельная величина процентов по договору займа, признаваемых расходом для целей налогообложения, принимается равной ставке рефинансирования Центробанка РФ, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

1. В целях настоящей главы под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

При этом расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения. При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах. Данное положение применяется также к процентам в виде дисконта, который образуется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи векселя.

При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

При первом способе предельная величина процентов будет ограничиваться величиной исчисленного среднего процента, увеличенного на 20%, при втором способе величиной ставки рефинансирования Центробанка РФ, увеличенной в 1,1 раза (при оформлении долгового обязательства в рублях), или равной 15% (по долговым обязательствам в иностранной валюте).

Поскольку займы считаются полученными на сопоставимых условиях, только если выданы:

В одинаковой валюте;

На те же сроки;

Под аналогичные обеспечения;

В сопоставимых объемах,

то получение займов от иностранной(ых) компании(й) на сопоставимых условиях практически вряд ли возможно.

Вывод: При таких обстоятельствах проценты по займам, выплачиваемые нерезидентной компании не должны быть выше 15% в иностранной валюте или выше в 1,1 раза ставки рефинансирования ЦБР.

Обратить внимание!
Возможность признания процентов в качестве дивидендов

Если величина непогашенных долговых обязательств российского заемщика перед иностранной организацией превышает собственный капитал не более чем в три раза и если иностранная проводящая организация владеет (прямо или косвенно) менее чем 20 процентами уставного капитала, то проценты принимаются в обычном порядке.

Такая задолженность по договору займа является неконтролируемой, поэтому все начисленные проценты принимаются в качестве расходов при исчислении налога на прибыль.

Вывод: В случае получения займа от финансовой проводящей компании-нерезидента, которая владеет более 20 % уставного капитала Российского заемщика желательно, чтобы размер займа не превышал в три раза собственный каптал Заемщика.

В противном случае, для налогообложения принимается только часть фактически начисленных процентов, которая рассчитывается в порядке, установленном п. 2 ст. 269 НК РФ.

Статья 269 НК РФ. Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам

2. Если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации (далее в настоящей статье - контролируемая задолженность), и если размер непогашенных налогоплательщиком - российской организацией долговых обязательств, предоставленных иностранной организацией, более чем в три раза (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, - более чем в двенадцать с половиной раз) превышает разницу между суммой его активов и величиной обязательств (далее для целей настоящего пункта - собственный капитал) на последний день отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений пункта 1 настоящей статьи применяются следующие правила.

Налогоплательщик обязан на последний день каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.

При этом коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующую доле прямого или косвенного участия этой иностранной организации в уставном (складочном) капитале (фонде) российской организации, и деления полученного результата на три (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, - на двенадцать с половиной).

В целях настоящего пункта при определении величины собственного капитала в расчет не принимаются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

3. В состав расходов включаются проценты по контролируемой задолженности, рассчитанные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, но не более фактически начисленных процентов.

При этом правила, установленные пунктом 2 настоящей статьи, не применяются в отношении процентов по заемным средствам, если непогашенная задолженность не является контролируемой.

4. Положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным пунктом 2 настоящей статьи, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам и облагается налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 284 настоящего Кодекса.

Пример: Российский заемщик получил заем от нерезидента под 24 % годовых, имея следующую структуру баланса (форма максимально упрощена):

Активы

Пассивы

300 ед.

в том числе доля иностранной организации кредитора

Долговые обязательства

290 ед.

260 ед.

Собственный капитал, нераспределенная прибыль

60 ед.

20 ед.

Учитывая, что собственный капитал Заемщика, увеличенный в 3 раза, менее кредиторской задолженности перед нерезидентом (60 ед.. *3 = 180 ед. < 260 ед.) и то, что нерезидент, кроме того, владеет 30 процентами уставного капитала, необходимо рассчитать долю процентов, начисляемых данному нерезиденту, которую можно включить в состав процентных расходов:

Размер контролируемой задолженности: 260 ед.

Величина начисленных по условиям договора процентов в год составляет 62,4 ед. (260*24/100).

Коэффициент капитализации составляет 28,9 [(260 ед./3 ед.)/3]

Размер процентных расходов, учитываемых согласно п. 3 ст. 269 НК РФ в налоговой базе текущего налогового периода, (т.н. предельные проценты) составляет 2.6 ед. (62,4/28,9).

Как следует из п. 4 ст. 269 НК РФ, положительная разница между начисленными процентами по долговым обязательствам и предельными процентами, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, и облагается налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 284 НК РФ по ставке 15 % (62,4 2.6= 58,8 Х 0,15 = 8.82 ед.).

Вывод: Приравнивание в целях налогообложения процентов к дивидендам нежелательно, поскольку необходимо удерживать налог на доходы даже при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения с государством, где иностранная проводящая компания имеет постоянное местонахождение.

Налог на доходы по выплачиваемым дивидендам в таких соглашениях может быть снижен только до 10%, а в особых случаях, когда нерезидент вкладывает в уставной капитал около 100 тыс. $, до 5 % (невыгодно по сравнению с нулевой ставкой по заемным отношениям).

(заимодавец - резидент, заемщик - нерезидент)

г. [место заключения договора] [дата заключения договора]

[Полное наименование организации, страна], в лице [должность, Ф. И. О.], действующего на основании [Устава, Положения, Доверенности], именуемое в дальнейшем "Заимодавец", и [полное наименование организации, страна] в лице [должность, Ф. И. О.], действующего на основании [Устава, Положения, Доверенности], именуемое в дальнейшем "Заемщик", вместе именуемые "Стороны", заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. По настоящему договору Заимодавец в порядке [указать цель предоставления займа] в срок до [число, месяц, год] передает в собственность Заемщику денежные средства в сумме [цифрами, прописью сумма денежных средств] [валюта денежных средств], а Заемщик обязуется возвратить Заимодавцу такую же сумму денег с уплатой процентов по ней.

1.2. Сумма займа определяется в иностранной валюте - [валюта денежных средств].

2. Гарантии исполнения договора

2.1. Заем, предоставляемый по договору, обеспечивается [способ обеспечения обязательства].

3. Права и обязанности Сторон

3.1. Заимодавец в срок до [число, месяц, год] обязуется передать Заемщику сумму займа.

3.2. Перечисление суммы займа, выраженной в иностранной валюте, на банковский счет Заемщика подтверждается платежным поручением с отметкой банка об исполнении.

3.3. Заемщик обязуется возвратить полученную по настоящему договору сумму по истечении срока, указанного в п. 1.1 договора.

3.4. Заимодавец обязуется принять до истечения срока, указанного в п. 1.1 настоящего договора, денежные средства, переданные им Заемщику.

4. Проценты по договору

4.1. Заемщик за пользование займом выплачивает Заимодавцу проценты на сумму займа в размере [сумма и валюта денежных средств].

4.2. Проценты за пользование займом выплачиваются ежемесячно, до исполнения обязательства по возврату суммы займа, не позднее [дата] числа каждого месяца.

5. Ответственность Сторон

5.1. В случае нарушения срока возврата суммы займа, установленного п. 1.1 договора, на эту сумму подлежат уплате проценты в размере, установленном пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, со дня, когда она должна была быть возвращена, до дня ее возврата Заимодавцу независимо от уплаты процентов, указанных в п. 3.1 договора.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего договора Стороны несут ответственность, установленную законодательством.

6. Заключительные положения договора

6.1. Настоящий договор считается заключенным с момента передачи денег Заемщику.

6.2. Сумма займа считается возвращенной с момента поступления денежных средств на банковский счет Заимодавца.

6.3. По всем положениям, не урегулированным настоящим договором, Стороны руководствуются действующим законодательством.

6.4. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу по одному для каждой из сторон.

Вопрос 2. Может ли юридическое лицо резидент предоставить займ физическому лицу нерезиденту?Если может, то на какой счет нужно перечислить на рублевый счет в банк РФ или в валюте на счет в зарубежном банке?Нужен ли валютный паспорт сделки?Каким образом необходимо оформить данную сделку?

1. Для целей Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ о валютном регулировании используются следующие понятия:

– резиденты: физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

– нерезиденты: физические лица, не являющиеся лицами, названными выше.

С нерезидентами (физическими или юридическими лицами) российская организация вправе проводить валютные операции без ограничений (ст. 6 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). То есть можно свободно использовать в расчетах с нерезидентами иностранную валюту и рубли (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Таким образом, заключение договора займа с нерезидентом – гражданином возможно. Счет расчетов при это стороны определяют в договоре самостоятельно. Закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ в этом случае не устанавливает какие-либо ограничения.

2. Паспорт сделки следует оформить, если сумма займа превысит 50 000 долл. USD (в или пересчете российской или иностранной валюты займа на указанную величину). Такие условия содержатся в пунктах 5.1, 5.2 и 6.1 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И.

3. Данная сделка оформляется в письменной форме, если стороны не имеют возможности осуществления электронного документооборота.

Обоснование

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Разрешенные валютные операции

К разрешенным валютным операциям относятся:

  • операции с резидентами, предусмотренные в части 1 статьи 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ;
  • операции с нерезидентами.

С нерезидентами российская организация вправе проводить валютные операции без ограничений (). То есть можно свободно использовать в расчетах с нерезидентами иностранную валюту и рубли ().

Вместе с тем, к любым разрешенным валютным операциям законодательство предъявляет определенные требования:

  • расчеты по таким операциям должны проходить через счета в уполномоченном банке или счета в банках, расположенных за пределами территории России (ч. и ст. 14, ч. 4–6 ст. 12 , ч. 10 ст. 28 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ);
  • организация обязана представлять в уполномоченный банк документы, связанные с проведением валютной операции (ч. 2 ст. 24 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ);
  • при расчетах с нерезидентами необходимо проводить репатриацию валютной выручки ().

По общему правилу все расчеты по разрешенным валютным операциям организация обязана проводить с использованием счета в уполномоченном банке (ч. 2 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Кроме того, при совершении отдельных валютных операций организация вправе использовать счета, открытые в банках за рубежом. Об открытии такого счета организация обязана уведомить налоговую инспекцию по месту своего учета. Форма и рекомендуемый электронный формат уведомления утверждены приказами ФНС России от 21 сентября 2010 г. № ММВ-7-6/457 и от 14 ноября 2013 г. № ММВ-7-14/502 . Срок, в течение которого организация должна представить сведения в инспекцию, составляет один месяц со дня открытия счета. Такой порядок установлен в части 2 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Представление документов в банк

Помимо требования о проведении расчетов по валютным операциям через счета в уполномоченных банках или счета в банках за рубежом, законодательство устанавливает еще одну обязанность для российских организаций. При совершении валютных операций нужно представить в уполномоченный банк, через который ведутся расчеты с контрагентом, следующие документы:

  • паспорт сделки (п. 6.1 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И);
  • справку о валютных операциях (п. 2.1 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И);
  • справку о подтверждающих документах (п. 9.1 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И).

Обязанность представлять такие документы следует из пункта 1 части 2 статьи 24,

Учредитель иностранец предоставил займ в рублях наличными в размере 4676440 руб., вправе ли мы принять такой займ? Налоговая выставила 4676440 штраф за этот займ

Такие операции нарушают требования валютного законодательства РФ.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 1 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами являются в том числе:

– физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;

– постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Подпунктом "а" пункта 7 части 1 статьи 1 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ предусмотрено, что нерезидентами являются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 части 1 статьи 1 упомянутого закона.

С нерезидентами российская организация вправе проводить валютные операции без ограничений (ст. 6 Закона от 10 декабря 2003 № 173-ФЗ). То есть можно свободно использовать в расчетах с нерезидентами иностранную валюту и рубли (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона от 10 декабря 2003 № 173-ФЗ).

Валютные операции - приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

В статье 14 Закона от 10 декабря 2003 № 173-ФЗ сказано, что резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Использование наличных средств по договорам займа Законом не предусмотрено.

Часть 1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за совершение незаконных валютных операций. При этом к незаконным валютным операциям относят те, которые запрещены или совершены с нарушением валютного законодательства России. По общему правилу все расчеты по валютным операциям организация должна вести через счета в уполномоченном банке или в банке, расположенном за рубежом (при условии соблюдения порядка открытия такого счета) (ч. 2 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 № 173-ФЗ).

Если организация ведет расчеты наличными, это является незаконной валютной операцией. Следовательно, за проведение таких расчетов налоговая инспекция может привлечь организацию к ответственности.

Станислав Котович , заместитель директора правового департамента Минфина России

Ситуация: могут ли организацию привлечь к ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Организация ведет расчеты по валютным операциям без использования банковских счетов, хотя должна это делать

Если организация ведет расчеты наличными, это является незаконной валютной операцией. Следовательно, за проведение таких расчетов налоговая инспекция может привлечь организацию к ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (

Центральный Банк РФ с 1 января 2018г. установил новые правила валютного контроля. Первое и главное изменение — известные участникам внешнеэкономических сделок паспорта сделок с 1 января 2018 больше применяться не будут.

Паспорта сделок по контрактам (кредитным договорам), которые на дату вступления в силу новой инструкции ЦБ не закрыты и находятся в досье валютного контроля, признаются закрытыми без проставления уполномоченным банком отметок об их закрытии и хранятся в досье валютного контроля.

Таковы требования новой Инструкции ЦБ от 16.08.2017г. №181-И «О представлении резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций …» .

Какие договоры подлежат валютному контролю в 2018

Согласно новой инструкции ЦБ ее правила распространяются на договоры, заключенные между резидентами и нерезидентами:

1. Проекты договоров , направленные резидентами нерезидентам или нерезидентами резидентам для заключения), которые предусматривают осуществление расчетов через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, и (или) через счета резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации (далее — банк-нерезидент).

2. Договоры , в том числе агентские договоры , договоры комиссии , договоры поручения , предусматривающие при осуществлении внешнеторговой деятельности вывоз с территории Российской Федерации или ввоз на территорию Российской Федерации товаров , за исключением вывоза (ввоза) ценных бумаг в документарной форме.

3. Договоры , предусматривающие продажу (приобретение) и (или) оказание услуг, связанных с продажей (приобретением), на территории Российской Федерации (за пределами территории Российской Федерации) горюче-смазочных материалов (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров (за исключением запасных частей и оборудования), необходимых для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств независимо от их вида и назначения в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки.

4. Договоры , в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, за исключением договоров, указанных в подпунктах 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.4 настоящего пункта, предусматривающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности , в том числе исключительных прав на них.

5. Договоры, предусматривающие передачу движимого и (или) недвижимого имущества по договору аренды, договоры финансовой аренды (лизинга) (далее указанные в настоящем подпункте, а также в подпунктах 4.1.1 — 4.1.3 настоящего пункта договоры — экспортные контракты, импортные контракты, при совместном упоминании — контракты).

6. Договоры, предметом которых является получение или предоставление денежных средств в виде кредита (займа), возврат денежных средств по кредитному договору (договору займа), а также осуществление иных валютных операций, связанных с получением, предоставлением, возвратом денежных средств в виде кредита (займа) (за исключением договоров (контрактов (соглашений), признаваемых законодательством Российской Федерации займом или приравненных к займу) (далее — кредитный договор).

С какой суммы сделки начинается валютный контроль

Теперь порог валютного контроля зависит от вида сделки

Валютному контролю подлежат договоры, сумма обязательств по которым равна или превышать эквивалент:

для импортных контрактов или кредитных договоров 3 000 000 рублей ;

для экспортных контрактов 6 000 000 рублей .

Сумма обязательств по контрактам (кредитным договорам), указанным выше, определяется на дату заключения контракта (кредитного договора) либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такое изменение суммы по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю.

Как в 2018 происходит валютный контроль по внешнеэкономическим операциям

Вместо оформления Паспорта сделки Резидент РФ, являющийся стороной по экспортному контракту (далее — резидент-экспортер), по импортному контракту (далее — резидент-импортер) либо по кредитному договору, осуществляет постановку на учет этих договоров в уполномоченном банке в порядке, установленном новой инструкцией ЦБ.

Расчеты по этим договорам Резидент проводит только через свои счета, открытые в уполномоченном банке (головном офисе уполномоченного банка или филиале уполномоченного банка), принявшем на учет контракт (кредитный договор).

Либо, если Резидент проводит расчеты через свои зарубежные счета, договоры принимает на обслуживание уполномоченный банк.

В случае если банком УК является филиал уполномоченного банка либо банком УК является головной офис уполномоченного банка, то расчеты по контракту (кредитному договору) могут проводиться через счета резидента, открытые как в филиале уполномоченного банка, так и в головном офисе уполномоченного банка при условии обеспечения уполномоченным банком соблюдения порядка учета и отчетности по операциям, предусмотренным новой инструкцией.

Какие документы представляет резидент в уполномоченный банк для валютного контроля в 2018

Валютный контроль при Экспорте

Резидент-экспортер, являющийся стороной по экспортному контракту, планирующий исполнение своих обязательств по такому экспортному контракту, должен представить в банк УК с учетом сроков постановки экспортного контракта на учет, установленному новой инструкцией ЦБ:

— сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учет (далее — сведения), в соответствии с порядком и формой, установленными банком УК;

— либо экспортный контракт (выписку из экспортного контракта, содержащие информацию, необходимую банку УК для постановки на учет экспортного контракта и осуществления валютного контроля, в том числе за выполнением резидентом-экспортером требований статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»), и иную информацию, необходимую для формирования банком УК раздела I ведомости банковского контроля.

Экспортный контракт должен быть представлен резидентом-экспортером в банк УК не позднее пятнадцати рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет банком УК в случае, если для постановки экспортного контракта на учет резидент-экспортер представил только сведения, указанные в абзаце втором настоящего пункта.

Для постановки экспортного контракта на учет, в указанном выше случае, резидентом-экспортером должны быть представлены следующие сведения:

общие сведения об экспортном контракте:

вид экспортного контракта, определяемый в соответствии с приложением № 4 к Инструкции,

дата,

номер (при наличии),

валюта экспортного контракта (наименование),

сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом,

дата завершения исполнения обязательств по экспортному контракту;

— реквизиты нерезидента (нерезидентов), являющегося (являющихся) стороной (сторонами) по экспортному контракту:

наименование, страна.

Если сведения, представленные резидентом-экспортером в банк, не соответствуют сведениям, содержащимся в экспортном контракте, представленном резидентом-экспортером, банк УК обязан внести соответствующие изменения в раздел I ведомости банковского контроля.

Банк учитывающий контракт обязан принять на учет экспортный контракт и присвоить экспортному контракту уникальный номер.

Одновременно с присвоением уникального номера экспортному контракту банк УК должен сформировать в электронном виде ведомость банковского контроля и заполнить раздел I ведомости банковского контроля в порядке формирования и ведения ведомости валютного контроля.

Банк УК направляет резиденту-экспортеру информацию об уникальном номере принятого на учет экспортного контракта не позднее одного рабочего дня после даты постановки экспортного контракта на учет.

Валютный контроль при импорте

Резидент-импортер или резидент, являющийся стороной по кредитному договору, для постановки на учет такого контракта, кредитного договора, представляет в банк учета контракта (банк УК) импортный контракт, кредитный договор (выписку из контракта (кредитного договора), содержащие информацию, необходимую банку УК для постановки на учет такого контракта (кредитного договора) и осуществления валютного контроля, в том числе за выполнением резидентом требований статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»), и иную информацию, необходимую для формирования банком УК раздела I ведомости банковского контроля, с учетом сроков постановки импортного контракта (кредитного договора) на учет.

Сроки постановки контракта на учет в банке УК импортером

Резидент-экспортер, резидент-импортер, резидент, являющийся стороной по кредитному договору, должен осуществить постановку на учет контракта (кредитного договора) в следующие сроки.

При операциях по счетам резидентов в уполномоченных банках:

При оплате резидентом (списании) , открытого в банке УК, — не позднее даты представления распоряжения о списании денежных средств .

При зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации , открытый в банке УК, — не позднее пятнадцати рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счет резидента, открытый в банке УК.

При операциях резидентов в зарубежных банках:

При списании иностранной валюты или валюты Российской Федерации в пользу нерезидента со счета резидента , открытого в банке-нерезиденте, или при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации от нерезидента на счет резидента , открытый в банке-нерезиденте, — не позднее тридцати рабочих дней после месяца, в котором была осуществлена указанная операция.

Если контрактом (кредитным договором) не определена сумма обязательств:

при списании иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) в пользу нерезидента со счета резидента, открытого в банке УК или в банке-нерезиденте, а также при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации от нерезидента на счет резидента, открытый в банке УК или в банке-нерезиденте, — не позднее срока, установленного настоящей Инструкцией для представления резидентом документов, связанных с проведением операций, при проведении той операции, в результате которой сумма расчетов по импортному контракту (кредитному договору) будет равна или превысит в эквиваленте 3 млн. рублей, а по экспортному контракту будет равна или превысит в эквиваленте 6 млн. рублей. Указанная в настоящем абзаце сумма рассчитывается по курсу иностранных валют по отношению к рублю на дату заключения контракта (кредитного договора) либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такое изменение суммы;

при исполнении обязательств по контракту посредством ввоза на территорию Российской Федерации (вывоза с территории Российской Федерации) товаров и при наличии требования о таможенном декларировании товаров в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (далее — таможенное законодательство таможенного союза) — не позднее даты подачи той декларации на товары, документа, используемого в качестве декларации на товары в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара), в результате подачи которых стоимость товара по импортному контракту будет равна или превысит в эквиваленте 3 млн. рублей (по экспортному контракту будет равна или превысит в эквиваленте 6 млн. рублей). Указанная в настоящем абзаце сумма рассчитывается по курсу иностранных валют по отношению к рублю на дату заключения контракта либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такое изменение суммы;

при исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) способами, отличными от указанных в абзацах втором — третьем настоящего подпункта, — не позднее срока, установленного подпунктом 8.2.2 пункта 8.2 настоящей Инструкции для представления резидентом справки о подтверждающих документах в связи с исполнением обязательств по контракту (кредитному договору) на сумму, равную или превышающую в эквиваленте 3 млн. рублей по импортному контракту (кредитному договору) или равную или превышающую в эквиваленте 6 млн. рублей по экспортному контракту. Указанная в настоящем абзаце сумма рассчитывается по курсу иностранных валют по отношению к рублю на дату заключения контракта (кредитного договора) либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такое изменение суммы.

5.7.5. При исполнении обязательств по контракту посредством ввоза на территорию Российской Федерации (вывоза с территории Российской Федерации) товаров и при наличии требования о таможенном декларировании товаров в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза — не позднее даты подачи декларации на товары, документа, используемого в качестве декларации на товары в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара).

5.7.6. При исполнении обязательств по контракту посредством ввоза на территорию Российской Федерации (вывоза с территории Российской Федерации) товаров и при отсутствии требования о таможенном декларировании товаров в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза — не позднее срока, установленного подпунктом 8.2.2 пункта 8.2 настоящей Инструкции для представления резидентом справки о подтверждающих документах.

5.7.7. При исполнении обязательств по контракту посредством выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, — не позднее срока, установленного подпунктом 8.2.2 пункта 8.2 настоящей Инструкции для представления резидентом справки о подтверждающих документах.

5.7.8. При исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от указанных в подпунктах 5.7.1 — 5.7.7 настоящего пункта, — не позднее срока, установленного подпунктом 8.2.2 пункта 8.2 настоящей Инструкции для представления резидентом справки о подтверждающих документах, либо в иные сроки, установленные настоящей Инструкцией в отношении представления информации об исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от указанных в подпунктах 5.7.1 — 5.7.7 настоящего пункта.

5.8. Банк УК должен принять на учет импортный контракт (кредитный договор) не позднее следующего рабочего дня после даты представления резидентом документов, указанных в пункте 5.6 настоящей Инструкции, и присвоить импортному контракту (кредитному договору) уникальный номер в порядке, установленном в приложениях 4 и 5 к настоящей Инструкции (далее — постановка на учет импортного контракта (кредитного договора).

Одновременно с присвоением уникального номера импортному контракту (кредитному договору) банк УК должен сформировать в электронном виде ведомость банковского контроля и заполнить раздел I ведомости банковского контроля, в порядке формирования и ведения ведомости банковского контроля, который установлен главой 9 настоящей Инструкции.

Банк УК должен направить резиденту-импортеру, резиденту, являющемуся стороной по кредитному договору, информацию об уникальном номере принятого на учет импортного контракта (кредитного договора) в порядке, установленном банком УК, не позднее одного рабочего дня после даты постановки на учет импортного контракта (кредитного договора).

5.9. Каждому экспортному контракту, импортному контракту, кредитному договору, указанным в главе 4 настоящей Инструкции, присваивается банком УК один уникальный номер, за исключением случаев, указанных в абзаце втором пункта 10.1 и пункта 10.2 настоящей Инструкции.

5.10. В случае если для постановки на учет контракта (кредитного договора) резидентом в банк УК представлен проект контракта (кредитного договора), резидент в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после даты подписания соответствующего контракта (кредитного договора) должен представить его в банк УК.

Датой подписания контракта (кредитного договора) в указанном случае считается наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат — дата его составления.

В случае если в связи с подписанием контракта (кредитного договора) возникают основания для внесения изменений в сведения о контракте (кредитном договоре), отраженные банком УК в разделе I ведомости банковского контроля, банк УК должен внести изменения в ведомость банковского контроля в соответствии с главой 7 настоящей Инструкции.

5.11. В случае если в представленных резидентом в соответствии с настоящей главой документах и информации уполномоченному банку недостаточно сведений для заполнения банком УК раздела I ведомости банковского контроля в порядке, установленном главой 9 настоящей Инструкции, банк УК должен запросить у резидента и резидент должен представить дополнительные документы и (или) информацию, позволяющие банку УК на их основании заполнить раздел I ведомости банковского контроля, в порядке и сроки, установленные банком УК.


© 2024
russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал