30.01.2024

Отграничение налогового права от других отраслей права. Отношения налогового права с другими отраслями права. Налог и сбор: понятие и признаки, общее и отличия


Соотношение налогового права с другими отраслями права

Вопросы об отраслевой и институциональной принадлежности налогового права остаются сегодня открытыми. В этой связи необходимо учитывать, что практически все налоговые отношения возникают в процессе перераспределения национального дохода и имеют финансовый характер.

В своей совокупности налоговые правоотношения образуют систему финансовых отношений, т.к. отношения налогообложения возникают исключительно в процессе деятельности государства по формированию централизованных и децентрализованных денежных фондов, в целях реализации его задач, в то время как деятельность государства включает в себя также отношения по распределению и использованию этих денежных фондов.

На основании изложенного можно сделать вывод, что отношения в сфере налогообложения – это совокупность отношений, являющихся частью финансово-правовых отношений.

Сегодня налоговое право включает в себя общие и особенные институты, систему правового регулирования организации и деятельности налоговых органов и иных государственных органов, а принятие Налогового кодекса РФ, позволяет говорить, что элементы налогового права сформировались в самостоятельные налогово-правовые институты. Все это, по нашему мнению, позволяет говорить о том, что налоговое право сформировалось в самостоятельную подотрасль финансового права, и имеет следующие основные характеристики:

1. это подотрасль со своей системой финансово-правовых норм (институтов);

2. это предметная подотрасль, т.е. посвящена определенному предмету – разновидности отношений, складывающихся по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3. налоговое право, прежде всего, регулирует общественные отношения по поводу установления, введения и взимания налоговых платежей; распределение и использование бюджетных средств лежит за рамками налоговых отношений, как вопросы установления и взимания неналоговых платежей и иных обязательных изъятий;

4. Налоговое право устанавливает обязанность юридических и физических лиц по уплате налогов и сборов, а также регламентирует процедуру исчисления и уплаты налогов, порядок осуществления налогового контроля и применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Согласно ст. 1 Налогового кодекса РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах объединяет настоящий Кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах и другие нормативные правовые акты.



Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ, также как нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

Совокупность нормативно-правовых актов, составляющих налоговую систему РФ и являющихся источниками налогового права можно структурировать следующим образом:

Конституция РФ является основным законом, в соответствии с которым принимаются законы и иные нормативно-правовые акты, которые принимаются на ее основе, в развитие Конституции РФ и не должны ей противоречить.

Налоговый кодекс РФ – он является ядром действующей налоговой системы. В целом НК РФ обратной силы не имеет, вместе с тем реализуя в налоговом законодательстве принцип, закрепленный ст. 54 Конституции РФ, Кодекс закрепляет положение, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Также как акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Огромный массив подзаконных актов и инструкций, который носит противоречивый характер, хотя в соответствии со ст. 4 НК РФ Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Также следует учитывать, что федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.


1. К существенным недостаткам современной системы налогового законодательства можно отнести то, что при ее формировании абсолютно не учитывались взаимосвязь и привязка норм налогового права к нормам и положениям других отраслей права и законодательства: гражданского, финансового, административного, уголовного, бухгалтерского и т. д.1 Вместе с тем налоговое право и система налогового законодательства не могли развиваться автономно, и в процессе реализации налоговых норм вопросы соотношения и взаимодействия решались различными способами.
2. Конституционное право, имеющее основополагающее значение для всех правовых отраслей и институтов, играет такую же роль и в отношении налогового права. Так, Конституция устанавливает приоритет международных соглашений над нормами национального налогового законодательства (ст. 15). Принципиальное значение для формирования и функционирования всей системы налогового законодательства имеет и норма Российской Конституции, содержащаяся в ч. 1 ст. 15, согласно которой Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России.
Кроме того, некоторые нормы конституционного права, не теряя своего значения, одновременно входят в состав налогового права. Так, ст. 57 Конституции содержит положение, согласно которому каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Эта же статья выполняет охранительные функции и защищает интересы всех плательщиков2, поскольку содержит положение, запрещающее необоснованное увеличение налогового бремени путем придания налоговым предписаниям обратной силы.
Кроме того, в подп. «з» ст. 71, подп. «и» ст. 72, 75 и п. 1 ст. 132 Конституции устанавливается компетенция федеральных и местных органов власти по вопросам регулирования налоговых отношений. А п. 3 ст. 104 и подп. «б» ст. 106 Конституции регламентируют особенности принятия законов по вопросам налогообложения.
3. Налоговое право находится в тесной связи с гражданским правом. Согласно ст. 2 ГК РФ, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, по общему правилу, нормы гражданского права не применяются к налоговым отношениям. Данное разграничение чрезвычайно важно, поскольку налоговые отношения также тесно связаны с имуществом. Однако не стоит забывать и о возможных исключениях: федеральным законом может быть установлено, что те или иные положения гражданского законодательства применяются и к налоговым отношениям.
Для правильного применения норм соответствующего законодательства в каждом конкретном случае необходимо выяснить - какие отношения складываются между сторонами: гражданско-правовые или налогово-правовые.
Именно исследованию фактически складывающихся отношений уделил особое внимание Верховный Суд РФ, вынося 10 декабря 1996 года решение о порядке применения Федерального закона от 12 августа 1996 г. «О внесении изменений и дополнения в п. 2 ст. 855 ГК РФ» в отношении очередности списания со счетов налогоплательщиков денежных средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет3. Исследовав складывающиеся между предприятием и банком отношения, суд пришел к выводу о том, что отношения, связанные с очередностью списания денежных средств с банковского счета клиента, относятся к гражданско-правовым, а не к налогово-правовым отношениям, и, следовательно, к ним применяются нормы гражданского законодательства, а именно, ст. 855 Гражданского кодекса РФ. Суд также отметил, что в ч. 6 ст. 15 Закона об основах налоговой системы содержится гражданско-правовая, а не налоговая норма.
Приведенный пример еще раз подтверждает, что при использовании положений п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса нельзя ориентироваться на отраслевую принадлежность нормативного акта, поскольку нормы гражданского права могут содержаться и в других законах (в отличие от норм налогового права, которые должны содержаться только в налоговом законодательстве).
Образно можно представить, что все гражданские отношения лежат в горизонтальной плоскости, а все налоговые отношения - в вертикальных плоскостях, причем горизонтальная плоскость служит для них основанием.
4. Связь налогового права и уголовного права имеет двойственную природу. С одной стороны, многие нормы уголовного права направлены на защиту тех объектов, которые являются объектами регулирования налогового права. С другой стороны, квалификация уголовного преступления часто невозможна без применения категорий налогового права и норм налогового законодательства.
5. О взаимодействии налогового права и административного права можно говорить в плане применения ответственности за нарушения налогового законодательства. Как указал в обзоре практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушения налогового законодательства, Высший Арбитражный Суд РФ (письмо от 31 мая 1994 г. № С1-7/ОП-370), ответственность, предусмотренная ст. 13 Закона об основах налоговой системы, по своей правовой природе сходна с административной ответственностью4.
Применение административных санкций за налоговые правонарушения также невозможно без применения категорий налогового права.
6. При взаимодействии норм бюджетного и налогового прав как составных частей финансового права приоритет отдается налоговому праву, которое непосредственно регулирует отношения по поступлению в бюджет основного источника доходов. Так, в соответствии со ст. 10 Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» доходы бюджетов каждого уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством. В то же время, согласно ст. 9 Закона об основах налоговой системы, «зачисление налогов в бюджет регулируется бюджетным законодательством», что свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности этих правовых явлений.
7. Налоговое право также соприкасается с таможенным правом. В части взимания таможенной пошлины, отнесенной в соответствии с Законом об основах налоговой системы к федеральным налогам, действуют специальные нормы, содержащиеся в таможенном законодательстве.
8. Нормы бухгалтерского законодательства влияют на порядок исчисления налогов косвенно, поскольку бухгалтерский учет выступает системой сбора информации для правильной уплаты налогов.
1. Кузнецов Л. Налоговая политика и интересы общества // Экономика и
жизнь. 1997.№ 12.
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Изд-во ВЕК,
1994. С. 180.
3. «Экономика и жизнь», 1997. № 3.
4. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1994.

Связь гражданского и налогового права, казалось бы, на первый взгляд сугубо теоретическая проблема, связанная с исследованием связи налогового и гражданского права, разрешение которой не может привнести в правореализационный процесс чего-либо нового. Но истина всех правовых споров никогда не лежала и не лежит на поверхности, всегда требует глубоких научных изысканий и установлений, объясняющих логику и правоту позиции.

Последние годы в судебной практике весьма распространены случаи, когда при разрешении налоговых споров налоговые органы и суды при определении экономического существа финансово-хозяйственных операций сопоставляют их с гражданско-правовыми сделками, анализируют условия имущественных отношений в гражданско-правовом векторе и впоследствии сведения об имущественной выгоде проецируют на отношения по уплате налогов.

Причем сложилась такая парадоксальная ситуация, когда в зависимости от применения или неприменения гражданско-правовых конструкций результаты толкования приводили к кардинально противоположным выводам. Это явно не способствовало определенности налоговых норм и повышению доверия налогоплательщиков к налоговой системе страны.

Как отметил Президиум ВАС РФ по рассмотренному делу N 14786/08 от 24 марта 2009 г., оценка доказательств должна быть объективной, что подразумевает недопустимость их необоснованной оценки, при которой содержательно тождественные обстоятельства получают диаметрально противоположное толкование без указания каких-либо причин этого Постановление Президиума ВАС РФ от 24 марта 2009 г. N 14786/08 по делу N А03-5725/07-34 // Документ официально опубликован не был..

В результате этого более пристальное внимание, как в научных кругах, так и среди практикующих юристов получила проблема соотношения налогового и гражданского права. Дискуссия о соотношении налогового и гражданского права развернулась, прежде всего, вокруг того, что представляет собой соотношение налогового и гражданского права, носит ли связь между этими отраслями системный характер или она обусловлена совершенствованием налогового законодательства. По этому вопросу выдвигались различные точки зрения, но единодушных и однозначных ответов получено не было.

Впрочем, выдвинутые точки зрения о том, что связь гражданского и налогового права носит временный характер, не увенчались успехом Петрова Г.В. Налоговые отношения: теория и практика правового регулирования. М.: Олита, 2013. С. 166.. На практике связь налогового права с гражданским правом стала только усиливаться, бесспорным подтверждением тому является системное использование норм гражданского законодательства при квалификации сделок на предмет обеспеченности налоговыми последствиями.

Стало понятно, что для соблюдения прав и гарантий налогоплательщиков необходимо вести речь о постоянной связи налогового и гражданского права, поскольку толкование налоговых норм должно осуществляться в границах разумных ожиданий налогоплательщиков. Стоит сказать, что на это положение неоднократно указывали судьи ВАС при пересмотре в порядке надзора дел, связанных с налоговыми спорами Постановление Президиума ВАС РФ от 10 марта 2009 г. N 9024/08 по делу N А40-5083/07142-39 // Вестник ВАС РФ. 2009. N 6; Постановление Президиума ВАС РФ от 1 марта 2011 г. N 13018/10 по делу N А19-25409/09-43 // Вестник ВАС РФ. 2011. N 6..

В результате остался невыясненным вопрос о том, что представляет собой связь налогового и гражданского права.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ гражданские правоотношения предшествуют налоговым правоотношениям, а не наоборот Определение КС РФ от 2 ноября 2006 г. N 444-О; Определение КС РФ от 4 июня 2007 г. N 320-О-П; Постановление КС РФ от 23 декабря 2009 г. N 20-П; Определение КС РФ от 1 июня 2010 г. N 753-О-О // СПС КонсультантПлюс.. Таким образом, с этой точки зрения при сквозном движении экономического блага гражданское право выступает как причина, а налоговое право - как следствие, занимая разные области правового регулирования. Однако не следует относиться к налоговому праву как к дополнению гражданского права, поскольку налоговое право представляет собой базисную надстройку по аккумулированию денежных средств и возникновению государственной собственности, что предопределяет его относительную самостоятельность и автономию.

Связь гражданского и налогового права представляет собой не что иное, как детерминацию, обусловливание одних явлений, процессов и состояний другими явлениями Алексеев П.А., Панин А.В. Философия. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011. С. 480.. При этом первым, кто обратил внимание в науке финансового права на то, что связь налогового и гражданского права представляет собой детерминацию, была М.В. Карасева Карасева (Сенцова) М.В. Гражданско-правовая детерминация налогового правотворчества и правоприменения // Финансовое право. 2012. N 4. С. 21 - 26..

Развивая дальше положение о том, что связь гражданского и налогового права является детерминацией, следует выделить два очень важных аспекта, имеющих значение для правоприменительной практики. Во-первых, универсальная связь «гражданское - налоговое право» проявляется не во всем, а только в имущественных отношениях, в силу того, что имущественные отношения выступают не правовой категорией, а экономической. И эти экономические отношения объективны и относительно независимы от воли людей, так как люди застают их на определенном этапе развития. Таким образом, имущественные отношения налогового и гражданского права представляют собой половины одного целого - валового внутреннего продукта страны. Яркий пример того, что связь является универсальной и проявляется только в имущественных отношениях, - это спор о недопустимости применения последствий ст. 169 ГК РФ к налоговым отношениям, хотя и вполне приемлемым на первый взгляд Постановление Пленума ВАС РФ от 10 апреля 2008 г. N 22 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2008. N 5; Постановление Президиума ВАС РФ от 1 июня 2010 г. N 16064/09 по делу N А27-6222/2009-6 // Вестник ВАС РФ. 2010. N 9; Постановление Президиума ВАС РФ от 6 ноября 2012 г. N 8728/12 по делу N А56-44428/2010 // Вестник ВАС РФ. 2013. N 3..

Во-вторых, в результате тесной взаимосвязи налогового и гражданского права неизбежно будет проявляться одно из его свойств - это свойство отражения, под которым понимается способность одних тел в результате взаимодействия с другими телами воспроизводить в своей природе особенности последних Тюхтин В., Пономарев Я. Отражение // Философская энциклопедия. Т. 4. М., 2010. С. 184 - 186.. Ведя речь о таком отражении, следует иметь в виду, что некоторые формы отражения гражданской материи недопустимы в налоговом праве и должны быть исключены. Это касается переноса рисков, имманентно присущих праву гражданскому. По этой причине необходимо законодательно установить гарантии налогоплательщикам в виде закрепления общих принципов, которые будут проникать в смысл всех налоговых норм и нести социальное значение. На наш взгляд, ключевым принципом налогового права наряду с принципом экономического основания налога должен стать принцип нейтральности налога, который на сегодняшний день законодательно не закреплен в налоговом праве.

Сущностное значение принципа нейтральности налогов раскрывается в трудах многих ученых и практикующих юристов (С.Д. Шаталов Шаталов С.Д. Проблема совершенствования налогового законодательства РФ // Налоговый кодекс. Сегодня и завтра: Сб. статей. М.: ФБК-ПРЕСС, 2011. С. 12., С.Г. Пепеляев Пепеляев С.Г. К вопросу о налоговом законодательстве и налоговых отношениях // Налоговый вестник. 2011. N 5. С. 19., Д.В. Винницкий Винницкий Д.В. Налоговое право: Учебник для бакалавров. 2-е изд. М.: Юрайт, 2013. С. 48. и др.) и определяется так: налоговое право не должно ограничивать дискрецию участников гражданско-правовых отношений, не должно подменять правовое регулирование предпринимательской деятельности, а исключительно учитывать полученные итоги.

Метод налогового права.

Система налогового права.

Понятие и предмет налогового права.

Налогообложение является одной из важнейших функций государства и одновременно выступает средством финансового обеспечения его деятельности. Финансовое обеспечение государства осуществляется за счет различных видов доходов.

Государственные доходы – это часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение государства с целью финансирования его деятельности. В зависимости от формы образования таких доходов, выделяют налоговые и неналоговые доходы государства.

К неналоговым доходам принято относить:

1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (аренда, проценты, передача имущества под залог, в доверительное управление и др.);

2. доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

3. доходы от платных услуг;

4. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации;

5. доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, и иные неналоговые доходы.

Остальные доходы государства формируются в процессе налогообложения.

Налоговые доходы – это предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушение налогового законодательства РФ.

Т.о., в настоящее время главным видом государственных доходов являются налоги и сборы, собираемые в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения, порядок осуществления которого регулируется налоговым правом.

Единого определения налогового права не существует. Вопрос остается дискуссионным. Одни ученые считают его самостоятельной отраслью, другие подотраслью финансового права. Мы не будем в определении указывать отраслевую принадлежность данной категории.

Налоговое право – это отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения, возникающие в процессе функционирования налоговой системы РФ. Указанные общественные отношения, которые иначе могут называться налоговыми правоотношениями , составляют предмет налогового права.

Предметом налогового права в совокупности выступают:

1. властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;

2. правовые отношения, возникающие в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов и сборов;

3. правовые отношения, возникающие в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства;

4. правовые отношения, возникающие, в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), т.е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;

5. правовые отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

При этом участниками выступают физические и юридические лица.

2. Метод налогового права .

Под методом налогового права понимается совокупность правовых средств или способов, применяемых в ходе правового регулирования названных отношений.

Основными методами права выступают:

· императивный метод (в литературе – публично-правовой, административно-правовой, власти и подчинения, субординации и т.д.);

· диспозитивный метод (в литературе – частно-правовой, диспозитивного регулирования, координации, автономии).

Основным методом правового регулирования налогового права является императивный метод , т.к. государство самостоятельно устанавливает процедуры установления, введения и уплаты налогов, а также материальное содержание этих отношений. Прямое указание на регулирование налоговых отношений императивным методом содержится в ст.2 НК РФ (Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах). Императивный метод представляет собой способность одной стороны оказывать определяющее воздействие на деятельность другой стороны посредством предоставленных законом прав. Налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, налогоплательщику – обязанность повиновения. В налоговых отношениях наиболее ярко императивный метод проявляется в применении налоговыми органами административного порядка наложения санкций.

В современных условиях актуальность приобретает метод диспозитивности . Например, предоставленная частному субъекту возможность формирования своей налоговой политики, получения отсрочки исполнения и обеспечения налоговой обязанности, заключение договора на получение налогового кредита или инвестиционного налогового кредита и др.

Система налогового права.

Налоговое право входит в единую систему российского права и, в свою очередь является системой более низкого уровня.

Система налогового права – это система последовательно расположенных и взаимно увязанных правовых норм, объединенных внутренним единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов такого регулирования.

Налоговое право подразделяется на две крупные части: общую и особенную .

Общая часть налогового права включает в себя нормы, устанавливающие принципы налогового права, систему и виды налогов и сборов в РФ, права и обязанности участников отношений, регулируемых налоговым правом, основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов, порядок ее добровольного и принудительного исполнения, порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков. Структурно большинство указанных норм общей части налогового права кодифицированы и содержаться в первой (общей) части Налогового кодекса РФ.

Особенная часть налогового права включает в себя нормы, регулирующие порядок взимания отдельных видов налогов. В настоящее время продолжается процесс их кодификации, и они включаются во вторую (особенную) часть Налогового кодекса РФ.

Общая и особенная части налогового права в свою очередь, представляют собой системы более низкого порядка: институты, субинституты и нормы.

Институты налогового права – это взаимосвязанные группы норм, регулирующих небольшие группы видовых родственных отношений. (институт налоговой обязанности, институт налогового контроля, институт налоговой тайны, институт защиты прав налогоплательщиков и др.)

Субинституты, являются составными частями (элементами) институтов. Например, институт защиты прав налогоплательщиков субинститутом общей части налогового права включает в себя такие субинституты, как административная защита прав налогоплательщиков и судебная защита прав налогоплательщиков.

«Атомом» системы является норма налогового права.

4. Соотношение налогового права и других отраслей права.

Налоговое право тесно соприкасается и взаимодействует с иными отраслями права.

Налоговое и Конституционное право. Конституционное право занимает ведущее место в правовой системе, которое определяется тем, что конституционное право содержит основополагающие нормы других отраслей права. Нормы Конституции РФ закрепили всеобщую обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст.57), предусмотрели систему правовых гарантий, обеспечивающий компромисс между соблюдением прав налогоплательщиков и фискальных интересов государства.

Конституционное право оказывает влияние на налоговое право посредством установления общих правовых принципов (формальная определенность, соразмерность, справедливость и др.).

Конституционному суду РФ принадлежит важная роль в механизме взаимодействия конституционного и налогового права. Основанные на Конституции РФ позиции Конституционного суда РФ послужили основой для формирования идеологии действующего НК РФ. Впервые были сформулированы, а затем закреплены в НК РФ понятия как налог (ст.8), состав законодательства о налогах и сборах (ст.1.), виды налоговых правонарушений (гл.16). и т.д. Многие действующие нормы НК РФ представляют собой конкретные проявления норм Конституции РФ, развитие их сущности.

Налоговое и гражданское право Общим в налоговом и гражданском праве является предмет регулирования – имущественные отношения. Но имущественные отношения разнообразны, и критерием разграничения служит метод правового регулирования. В соответствии со ст.2 ГК РФ не относятся к числу гражданских имущественных отношений, регулируемые налоговым, финансовым и административным законодательством, основанные на властном подчинении (императивный метод), если иное не предусмотрено законодательством. Данное правило устанавливает приоритет налоговых норм над гражданскими.

На основании ст. 27 (Законный представитель налогоплательщика) и 29 (Уполномоченный представитель налогоплательщика) гл. 4 (Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах) НК РФ представительство в налоговых отношениях оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Статьи 11 и 19 НК РФ устанавливают правило, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и др. отраслей законодательства РФ, применяются в этом же значении в НК РФ, если иное не предусмотрено.

Гражданские правоотношения влекут последствия, имеющие значения для налоговых отношений, поскольку объекты налогообложения образуются, как правило, в результате совершения гражданско-правовых сделок. Обязанность по уплате налога может быть реализована налогоплательщиком только после того, как у него появятся денежные средства, принадлежащие ему на праве собственности. Согласно ст.38 (объект налогообложения) юридическими фактами, с которыми налоговое право связывает возникновение налоговой обязанности, могут быть операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход и т.д. Следовательно, налоговые отношения возникают на основе фактических имущественных отношений, правовой формой которых выступают имущественные отношения.

Одним из критериев различия названных отраслей законодательства, является сущность денег. В ГП РФ – это всеобщий эквивалент, предназначен для встречного удовлетворения взаимных интересов субъектов гражданских прав. В НП РФ – это объект правового регулирования.

Субъекты, уплачивающие налоги должны быть правоспособны и дееспособны.

Налоговое и Административное право . Взаимосвязь обусловлена исполнительно-распоря­дительной деятельностью государства. В механизм правового регулирования налоговых отношений включены органы исполнительной власти, реализующие государственно-властные полномочия. Оба права используют императивный метод правого регулирования. Но отождествлять сферы действия НП и АП не следует. АП обеспечивает публичные интересы и реализацию государственных функций и задач. НП предназначено для урегулирования конфликтности публичных и частных имущественных интересов.

Налоговое право и Уголовное право. С одной стороны, одним из объектов уголовно- правовой охраны являются фискальные интересы государства. В то же время квалификация некоторых преступлений невозможна без обращения к нормам налогового права.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (ст. 8 НК)

налог Установленный обязательный платеж, взимаемый с граждан и юридических лиц.

сбор - Взимаемые отчисления

Основные критерии выделения самостоятельной отрасли права:

    Основные

    Дополнительные

    Предпосылки

    • Общественная потребность

      Гос. интерес

Налоговое право представляет собой, во-первых, подотрасль финансового права, во-вторых, раздел финансово-правовой науки и, в-третьих, соответствующую учебную дисциплину.

Налоговое право как раздел науки финансового права изучает нормы налогового права и регулируемые ими налоговые отношения, анализирует их, систематизирует и классифицирует. Наука налогового права изучает основные налогово-правовые категории (налоги и сборы, налоговая обязанность, налоговый контроль, налоговое правонарушение и др.) и налогово-правовые нормы (как действующие, так и отмененные), способствует их разработке и совершенствованию.

Налоговое право как самостоятельная учебная дисциплина (учебный предмет) включено в учебные планы большинства юридических и экономических факультетов, а также факультетов государственного управления высших учебных заведений.

Налоговое право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих властные отношения, возникающие при установлении, введении и взимании налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действии или бездействия их должностных лиц, а также привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

В соответствии со ст. 2 НК РФ предметом налогового права является две группы отношений:

1. Властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ.

2. Отношения, возникающие в процессе установления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Метод правового регулирования в сфере налогообложения – это способы и приемы юридического воздействия на всего и поведение участников налоговых правоотношений, на характер взаимосвязей между ними.

Налоговый кодекс РФ (ст. 8) определяет налог как "обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

2. Соотношение налогового права с другими отраслями права и законодательства.

Основные критерии выделения самостоятельной отрасли права:

    Основные

      Наличие самостоятельного предмета регулирования

      Наличие самостоятельного метода регулирования

    Дополнительные

    • Наличие особых (специальных) источников права

      Конституционное и/или законодательное закрепление принципов отрасли права

      Наличие специфической системы понятий и категорий

    Предпосылки

    • Общественная потребность

      Гос. интерес

      Особая значимость финансов и налогов как составляющей финансов гос-ва.

Место НП в системе российского права относится к числу дискуссионных вопросов.

Ученые, занимающиеся исследованием иных отраслей права, придают праву самостоятельное значение (например, Брагинский). Другие авторы (например, Герасименко) не исключают возможности формирования НП в качестве самостоятельной правовой общности, т.к. налогоплательщик реализует себя как субъект публичных отношений в условиях отсутствия жесткой финансовой централизации, сосредоточения в руках налогоплательщиков значительных полномочий по расходованию налоговых средств.

0. Налоговое право - подотрасль финансового права , стремящаяся к обособлению в самостоятельную отрасль, трансформация налогового права из финансово-правового института в подотрасль, а затем и в самостоятельную отрасль права - процесс длительный и до сих пор еще не завершенный

    Налоговое право и бюджетное.

Образование бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов в большей степени осуществляется на основе норм налогового права и норм иных институтов финансового права, регулирующих государственные доходы. Но сказанное не означает включения налогового права в систему бюджетного права. Отношения, складывающиеся в процессе установления и взимания налогов, проведения налогового контроля и т.п., не составляют предмета бюджетного права. Предмет налогового права только частично совпадает с границами бюджетно-правового регулирования. Основой разграничения налогового и бюджетного права может служить установление момента исполнения налоговой обязанности, который позволяет считать завершенным процесс уплаты налога. За рамками налоговых изъятий движение финансовых средств регулируется бюджетным правом.

    Налоговое и конституционное право.

В российской правовой системе налоговые правоотношения приобрели конституционный статус только в 1993 г. Нормы Конституции не только закрепили всеобщую обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы, но и предусмотрели систему правовых гарантий, обеспечивающих компромисс в соблюдении прав налогоплательщиков и фискальных интересов государства.

Дальнейшее развитие нормы Конституции получили в постановлениях Конституционного суда РФ и НК РФ. Впервые были сформулированы Конституционным Судом РФ, а затем зафиксированы НК понятие налога, основные начала законодательства о налогах и сборах и т.д.

    Налоговое право и гражданское.

Гражданские правоотношения приводят к последствиям, имеющим значение для налоговых отношений, т.к. объекты налогообложения образуются, как правило, в результате совершения гражданско-правовых сделок. Обязанность по уплате налога может быть реализована налогоплательщиком только после того как у него появятся денежные средства, принадлежащие ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Следовательно, налоговые отношения возникают на основе фактических имущественных отношений, правовой формой которых выступают гражданские отношения.

Тесная связь налогового и гражданского права наблюдается в субъектном составе. Субъекты, уплачивающие налоги, должны обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью.

Обе отрасли регулируют имущественные отношения, так или иначе связанные с институтом собственности. Таким образом, гражданское и налоговое право объединяет объект правового регулирования, а именно отношения собственности.

Основное различие между ними - в методе правового регулирования; прежде всего, речь идет о субъектном составе и правовом положении участников правоотношений.

Гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения между частными лицами. Участие в некоторых гражданско-правовых отношениях государства ничего не меняет по существу, поскольку государственные органы выступают здесь в качестве обычных юридических лиц, заключающих частноправовые сделки. Подобные отношения характеризуются формально-юридическим равенством участников, свободой выбора контрагента, диспозитивностью.

Налоговые же правоотношения суть властеотношения, государство выступает здесь как субъект, наделенный властными полномочиями и реализующий публичные функции.

В то время как гражданское право относится к группе частноправовых отраслей, налоговое право - публично-правовая отрасль. Наиболее отчетливо черты публичного и частного права проявляются в общеотраслевых принципах.

    Налоговое и административное право.

Взаимосвязь налогового и административного права обусловлена исполнительно-распорядительной деятельностью государства. В механизм налоговых отношений включены органы исполнительной власти, реализующие государственно-властные полномочия.

Но не стоит отождествлять сферы действия административного и налогового права. Административное право обеспечивает публичные интересы и реализацию государственных функций и задач; налоговое право предназначено для урегулирования конфликтности публичных и частных имущественных интересов. Областью административно-правового регулирования являются управленческие отношения, возникающие в процессе функционирования органов исполнительной власти; налоговое право регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, направленные на аккумулирование налоговых платежей в доход государства.

Налоговое право использует многие юридические категории, разработанные административным правом. Это, например, должностное лицо, императивный метод, учет, административная ответственность, компетенция, арест имущества и др. Деятельность налоговых органов входит отдельным разделом в особенную часть административного права. Но если административно-правовые отношения являются исключительно организационными по своему содержанию, то налоговое право призвано регулировать, прежде всего, имущественные отношения денежного характера.

    Налоговое и уголовное право.

С одной стороны, одним из объектов уголовно-правовой охраны являются фискальные интересы государства, с другой – квалификация некоторых преступлений невозможна без обращения к нормам налогового права.


© 2024
russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал