29.01.2024

Экономические научные знания: сущность, функциональная структура. Vivos voco: в.л. макаров, "экономика знаний: уроки для россии" Основные понятия экономики знаний


(с) Юрий Владимирович Смагин , 2016

директор маркетингового агентства

«Бюро Проверок», руководитель проекта «Шопокоп», Президент Уральского Союза веб-разработчиков,

г. Челябинск, Россия

Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы перехода России от индустриального к постиндустриальному обществу. Основной драйвер перехода — формирование экономики знаний. В общем виде сформулированы новые экономически модели создания и дистрибуции интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: экономика знаний, интеллектуальная собственность, авторское право.

Постиндустриальное общество

Все чаще в отечественных СМИ и повседневной речи звучат термины: нанотехнологии, инновации, наукоемкие технологии, синергетический эффект, экономика знаний. Но какой смысл вкладывается в эти слова?

Новый курс «поставить экономику на инновационные рельсы» был заочно принят обществом без обсуждения и какого-либо понимания тех процессов, что последние 50 лет будоражат умы отечественных и зарубежных ученых. Апологеты нанотехнологий и прочие «конъюнктурщики» в мгновение ока заполнили медийное пространство сложными и чужеродными терминами. Зачастую, наделяя эти термины каким-то своим значением, отличным от принятого в академических кругах.

Современная парадигма развития глобальной экономики, теоретиками которой выступили такие ученые как Элвин Тоффлер, Даниел Белл, Зигмунт Бауман, Мануэль Кастельс, Роберт Нижегородцев, Владислав Иноземцев, Владимир Мухопад и др., бросает вызов — быть России в авангарде постиндустриального общества или оставаться «сырьевым придатком Запада».

Пока же ситуация в России выглядит так, как схематично показано на картинке ниже.

Если верить современным ученым , то мировая экономика находится на полпути к постиндустриальному обществу. Мы не говорим об экономике России или какой-то отдельной страны, т.к. разброс может быть значительным, вплоть до аграрной экономики. Мы говорим об изменениях между хозяйствующими субъектами на глобальном уровне.

Переход индустриальной экономики к постиндустриальной затрагивает следующие процессы :

    Движение капитала и особенности инвестиционного процесса.

Основной производственный ресурс — квалификация специалистов. Основной тренд в развитых странах —инвестиции не в производственные мощности, не в станки и стены, а в обучение сотрудников. Не маловажную роль в этом процессе играет культура потребления — ее необходимо стимулировать! Обеспеченный сотрудник мечтает не о еде, а о профессиональном и личностном росте.

    Движение рабочей силы и изменение статуса наемного труда.

Средства производства (интеллект, идеи) принадлежат самому сотруднику, а не собственнику компании. И все эти фундаментальные изменения в парадигме «начальство — подчиненный» происходят на фоне сложных миграционных процессов.

    Усиление роли малого и среднего бизнеса.

Массовое производство постепенно уходит в прошлое. Все больше популярностью пользуются мелкосерийные, «нишевые» продукты и услуги. Традиционные корпорации слишком большие, «неповоротливые», чтобы оперативно закрывать спрос на производство продуктов и услуг, адаптированных под конкретного потребителя.

    Превалирование знаний над капиталом.

Основную роль в покорении новых рынков стали играть инновации, технологические ноу-хау.

    Изменение роли различных общественных институтов.

Формирование нового класса интеллектуалов, в чьих руках сосредотачивается финансовая, политическая, общественная власть. Меритократия — наше будущее. Новые тенденции совершенно кардинальным образом меняют социальный ландшафт (разрушение института традиционного брака, дивергентный подход к образованию, пересмотр отношений между обществом и правительством — открытое правительство и т.д.).

Библиографический список

1. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004.

2. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология под ред. В. Иноземцева. М.: Академия, 1999.

3. Иноземцев В. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000.

4. Ченцова М.В. Концепция экономики знаний как новое направление формирования современной экономической парадигмы // Вестник Финансовой академии. М.: 2008. № 2(46). С. 118–125.

5. Ченцова М.В. Основные черты экономики знаний: теоретический аспект // Вестник Финансовой академии. М.: 2007. № 3(43). С. 105–113.

6. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2013. URL: (дата обращения: 24.08.2013).

7. Сайт компании ЗАО «Крибел-консалт» [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2013. URL: (дата обращения: 14.08.2013).

8. Библиотека ресурсов интернет-индустрии [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2013. URL: (дата обращения: 17.08.2013).

9. Карр, Николас Дж. Блеск и нищета информационных технологий. Почему ИТ не являются конкурентным преимуществом. М.: ИД «Секрет фирмы», 2005.

10. Царьков В. Free Software и Open Source: разные слова и разные идеи // CHIP special. Linux, зима 2005, № 76.

11. Информационный сайт пиратской партии России [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2013. URL: (дата обращения: 11.08.2013).

12. Энциклопедия о движении за отмену интеллектуальной собственности и об истории авторского права [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2013. URL: (дата обращения: 11.08.2013).

13. World Intellectual Property Report 2011 [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2011. URL: (дата обращения: 05.08.2013).

14. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2013. URL: (дата обращения: 09.08.2013).

15. Harvard Law School: The Law of Cyberspace - Social Protocols [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2013. URL: (дата обращения: 03.08.2013).

16. Библиотека Мошкова [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2013. URL: (дата обращения: 11.08.2013).

17. Центр исследований постиндустриального общества [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2013. URL: (дата обращения: 05.09.2013).

Десинхронизация

Изменения в этих процессах служат ориентирами для исследователей. Показывают, на каком этапе находится общество.

С изобретения компьютеров и прочих компонентов современного ИТ сектора экономика стала глобальной. Многообразие ныне здравствующих форм экономик мирно сосуществует в едином информационном поле, которое имеет физический каркас из телекоммуникационной инфраструктуры .

Вслед за скоростями передачи данных, ускорило свой ход и время делового человека. Нормированный рабочий день уходит в прошлое. Все большее кол-во фирм ведут операционную деятельность в широком диапазоне часовых поясов. Пространство сжалось до того уровня, когда полем действия стали не отдельные регионы, а вся планета целиком.

В то время как одни субъекты переходят на сверхскорости, другие все более и более отстают. Перечислим всех участников забега: образование, промышленность, наука, правительство, малый и средний бизнес (рис. 2).

Десинхронизация — одна из наиболее острых проблем, тем острее, чем ближе мы подходим к постиндустриальному обществу. В условиях сверхскоростей возникли и развиваются новые экономические формации и отношения.

Стимулы десинхронизации :

    развитие ИТ-инфраструктуры,

    глобализация конкуренции,

    децентрализация производственных и наукоемких мощностей,

    замещение промышленного капитала капиталом знаний.

Постиндустриальное общество — объективная реальность, которая не зависит от действующего в том или ином регионе типа экономических отношений .

Экономика Знаний

Ранее генерация знания и конкретных товаров производилась в одном и том же месте. Мануфактура существовала изолировано от остального мира. Все знания и опыт, накопленные на производстве, передавались от одного собственника к другому, оставаясь в стенах фабрики.

В наше время, когда репликация промышленных товаров по принципу «китайское производство» практически не требовательна к ресурсам, наметилась тенденция к децентрализации производственных и научных мощностей с замещением промышленного капитала капиталом знаний.

Россия, как и многие другие современные страны, оказалась не способна разглядеть стимулы будущих постиндустриальных изменений :

Перенаселение:

    развитие регионов с комфортными условиями размещения производственных мощностей,

    сложные миграционные процессы,

    развитие ресурсосберегающих технологий.

Перепроизводство:

    экономические кризисы и катаклизмы,

    развитие наукоемких отраслей производства с повышенными требованиями к ресурсам,

    глобальная конкуренция.

Перерасход:

    истощение ресурсной базы,

    изменение инвестиционных процессов,

    социальные преобразования.

Экономика знаний — это новый тип экономических отношений, при которых ставка делается на специалистов, генерирующих непрерывный поток технологий. Решение локальных и глобальных задач, возникших на пути мирового сообщества к постиндустриальной экономике, напрямую зависит от технологий завтрашнего дня.

Информация

Информация в современном мире стала играть ключевую роль . Некоторые экономисты выделяют информацию в отдельный фактор производства, выстраивая новую цепочку «земля - труд - капитал - способности - информация».

Стали складываться новые правовые и экономические институты, направленные на решение задач, связанных с новым фактором производства :

    патентное право,

    лицензирование,

    экспертиза нематериальных активов.

​ ​

Все эти институты рассматривают информацию как частную собственность, у которой есть хозяин . Факт, что не информация сама по себе играет ключевую роль в производстве, а люди, которые принимают на ее основе решения, осознанно или неосознанно умалчивается. Основным фактором производства стали специалисты, генерирующие непрерывный поток технологий.

Мировая практика в отношении интеллектуального капитала складывается не в интересах постиндустриального общества. Любое использование информации, коммерческое или для личных нужд, строго регламентируется и проходит процедуру одобрения правообладателем. Чаще всего на возмездной основе.

Под информацией мы понимаем :

  • изображение,

    программное обеспечение,

    база данных,

    алгоритм,

    технология.

Свойства информации :

    Хранится на физическом носителе.

    Процесс копирования и воспроизведения не требует дополнительных ресурсов.

    Для обработки определенной информации требуется определенный уровень компетенций.

Корневая проблема — оценка стоимости информации. До сих пор нет общепринятых и транспарентных критериев ценообразования на тот или иной вид информации.

Это обстоятельство послужило стимулом развития целых рынков, спекулирующих на несовершенстве правовых норм .

В нашем понимании информация сама по себе ничего не стоит. В этом смысле, стоимостью обладает следующее:

    Время специалиста на обработку (создание и удаление, кодирование и декодирование, декомпозиция, хранение и т.д.) информации.

    Управленческие решения, принятые на основе полученной информации.

И здесь мы приближаемся к первому пониманию стоимости информации: Информация тем ценнее, чем больше ресурсов потрачено на ее обработку.

Новые экономические модели

Укажем потенциальные направления развития исследовательской мысли. Цель — свести разрозненные идеи и модные экономические модели в единую концепцию создания и распространения информации в постиндустриальном обществе.

Возникли и бурно развиваются новые экономически модели, которые учитывают специфику постиндустриального общества.

Производство по требованию :

    печать по требованию,

    услуга по запросу,

    ПО как услуга (SaaS, облачные технологии),

    видео по требованию.

Сеть доставки и дистрибуции контента (CDN) :

    Сервис Steam по дистрибуции игр.

    NGENIX — дистрибуция потокового видео в рунете.

    CDNvideo — дистрибуция потокового видео в рунете.

Копилефт — обширный сборник лицензий, объединенных двумя базовыми принципами :

    Лицензия дает возможность использовать оригинал для создания производных, не требуя разрешения владельца авторского права.

    Лицензия распространяет эту возможность на все производные работы.

По сути копилефт — это полный антипод концепции авторского права.

Открытые методологии :

    открытый контент,

    открытый дизайн,

    открытая модель в музыке,

    открытый патент,

    открытое ПО,

    открытая наука,

    открытое государство.

Промежуточные гипотезы

    Неверное определение роли РФ в мировом экономическом процессе.

В то время, как весь мир испытывает на себе проблемы, связанные с десинхронизацией и процессами, сопутствующими переходу к постиндустриальному обществу, лидеры Российской Федерации провозглашают курс на инновации. Это в корне не верно. Для того, чтобы создать непрерывный поток инноваций, Российская Федерация должна осуществить переход к постиндустриальному обществу. Только тогда мы сможем «вписаться» в грядущую экономику знаний.

    Неверный подход к оценке стоимости и определению роли информации.

Корневая проблема — отношение хозяйствующих субъектов к роли и стоимости информации. Этот вопрос требует глубокой проработки.

    Неверные экономические модели для перехода к экономике знаний.

Традиционные экономические модели не работают в условиях, когда ключевым фактором производства выступает информация. Требуется разработка кардинально новых экономических моделей.

Наша статья носит индикативный характер. Вне нашего внимания остался, пожалуй, самый важный вопрос, связанный с постиндустриальным обществом и экономикой знаний, — этика и общественное благо.

Экономическая наука обращена к повседневным проблемам жизни людей и стремится осмысливать их систематически и научными методами. Различные варианты ответов на вопросы жизни были основой формирования научных школ и целых направлений экономической мысли.

Человеческое познание - процесс и результат постижения человеком всех и каждой из сфер жизнедеятельности или универсума - экологической, экономической, социальной, духовной, политической. Поскольку эти сферы взаимодействуют, "сшитые тысячами нитей", спивинтегровани, то и соответствующие виды знания - экологическое, экономическое, социальное, духовное, политическое - являются единственными в не меньшей степени, чем обособленными .

Экономическое знание как относительно самостоятельная реальность структурируется по различным признакам. Прежде всего, имея в виду характер и результаты постижения, выделяют научное и вненаучное экономическое знание. Последнее поражает своим разнообразием, включая, по крайней мере, мифологическое, религиозное, народное, художественное, магическое, экстрасенсорное, езо- и экзотерично. Научное экономическое знание рождается с вненаучного и активно с ним взаимодействует.

Научное экономическое знание - особый способ восприятия экономической действительности высказывания о ней, ее познания и преобразования.

Учеными обоснованно ключевые признаки науки, "жесткое ядро" научности, конкретизация содержания которого по известным элементами научной деятельности (субъект, объект, средства, процесс, условия, результаты и т.д.) позволяет получить систему признаков научности как особого и относительно обособленного вида постижения реальности, отличающие ее от других видов постижения:

Четкое разграничение объекта и субъекта познания, допущенные рассмотрения субъекта познания как его объекта, а объекта как субъекта;

Поиск и определение объективных законов движения объекта и на этой основе предвидения возможного будущего состояния объекта и его изменений;

Изучение объектов безотносительно к их сиюминутной актуальности и практической значимости. Указанные объекты могут стать предметом массового практического освоения в неопределенном будущем

Специальная подготовка субъекта познания, освоения им элементов и операций научной деятельности, а также ее этоса (особых ценностных ориентаций и нравственных устоев)

Особый язык, специальная аппаратура, техника и технология как особые средства научного познания;

Ключевой продукт (результат) научной деятельности - сущностное. новое и истинное знание;

Формирование знания о методах научной деятельности, а в широком плане методологии научного познания.

Экономическое знание скрепляет между собой:

Экономические практики, управляемых личным интересом и оцениваются в соответствии с ними

Экономические институты, образцом эффективности и справедливости для которых выступает институт рынка;

Экономическую науку, которая закрепляет результат действия рыночных сил в качестве истины.

Функциональная структура научного экономического знания включает:

Теоретическое знание; эмпирическое знание (совокупность фактов, получивших истолкование в рамках соответствующей теории и является ее эмпирическим базисом)

Онтологическое знание, состоящий из наиболее общих сущностей и категорий

Инструментальное знание и навыки прикладного характера. История формирования и развития экономического знания показывает, что оно всегда было взаимосвязано с философией. Философия экономики -это новый уровень в развитии познавательных способностей человека по освоению экономической действительности. Как и сегодня, так и в истории, экономическое знание всегда была наполнена философскими поисками высших смыслов бытия. Каждая экономическая теория - это не только размышления о собственности, стоимость, товар, деньги, капитал, торговлю, но в первую очередь модель обустройства бытия человека .

Примечания

1. Познание является специфическим видом духовной деятельности человека, процессом постижения окружающего мира, получения и накопления знаний. А знания - это информация о мире, которая существует в форме определенной субъективной реальности, идеальный образ действительности. Познание и знание отличаются друг от друга как процесс и результат. Процесс познания включает определенное количество взаемоорганизованих элементов: объект, субъект, знания как результат исследования. В своей относительной самостоятельности человек и является тем субъектом, которому противостоит объект. В связи с этим возникает вопрос о возможности познания человеком окружающего мира.

2. Тарасевич В.М. Политическая экономия: имя собственное, широкий смысл и предметное пространство / В.Н. Тарасевич // Экономическая теория. - 2012. - №1. - С.2223.

3. Базилевич В.Д., Ильин В.В. Философия экономики. История / В. Базилевич, В. Ильин. - М.: Знание; М.: Рыбары, 2011. - 927 с.

В современном обществе стало очень популярно понятие «экономика знаний», упоминаемое как в научной, так и в общественно-политической литературе. Это вызвано процессами трансформации общества в целом и экономики, происходящими, в частности, в развитых государствах нашей планеты. В полной мере этот процесс можно наблюдать, например, в Соединенных Штатах.

В чем же суть идеи экономики знаний? Теория подобного развития экономики предполагает, что именно человеческие знания, а не товар или производство, лежат в основе экономических процессов, происходящих в развитом обществе, именно знания становятся движущей силой развития общества. Экономика знаний становится высшим этапом развития, не заменяя собой традиционную систему, но становясь ее следующим логичным этапом. При развитии экономики знаний, полноценными товарами в обществе являются именно знания, они становятся одним из факторов производства, и товар этот несет в себе уникальность.

Знания представляют собой продукты мыслительной деятельности человека, при помощи них человек познает явления окружающего его мира. Знания рождаются, благодаря получаемой извне информации. Однако, служа источником для умственной мыслительной деятельности, информация в тоже время становится и формой хранения знаний.

Активное развитие информационных технологий делает возможность свободного прироста знаний, облегчая к ним доступ, позволяя широко распространяться и использоваться им в различных сферах жизни.

Среди основных черт экономики знаний, можно назвать следующие:

  • Перевес сферы обслуживания над производством;
  • Повышение затрат на образовательные и научные нужды;
  • Бурный рост и развитие информационно-коммуникативной сферы;
  • Расширение сетей: корпоративных и персональных;
  • Объединение экономик различных стран;
  • Развитие инноваций, выражающееся в применении результатов умственной интеллектуальной деятельности в создании новых товаров (услуг).

Выделяют следующие инновационные направления:

  • услуги,
  • продукты,
  • процессы,
  • стратегии

Фирмы, применяющие высокие технологии, получают значительное преимущество перед конкурентами. Они в одно и то же время выводят на рынок в разы больше товаров (предлагают услуг), и при этом каждый новый продукт обладает несколькими уникальными новшествами или свойствами. Вводимые на рынок продукты имеют большую географию распространения, чем у конкурентов, и реализуются товары в несколько раз быстрее. Пока конкурентные фирмы создают аналог новой модели или революционного изобретения, фирма-лидер уже представляет следующую модель.

Важнейшим фактором в развитии новых технологий становится человеческий капитал. Ведущие фирмы в развитых странах прикладывают максимум усилий, чтобы новые технологии, новые идеи как можно быстрее нашли свое воплощение и были представлены на рынке.

Развитие экономики в России, построенной на знаниях, требует реформирования науки, которой, к сожалению, уделяется не так много внимания в принципе. А завоевать и удержать лидирующие позиции можно только, привлекая в науку молодежь, представляя науку, как престижное и перспективное направление человеческой деятельности.

Без государственной поддержки развитие науки становится весьма затруднительным. На чем будет базироваться перевес промышленности, например, газовой, когда запасы полезных ископаемых иссякнут? В то время как развитию интеллектуальных, инновационных технологий уделяется крайне незначительное внимание и речи о лидирующих мировых позициях даже не идет. Перелом массового сознания, понимание и принятие того факта, что богатство нации в мозгах, знаниях ее народа, а не в недрах земли, процесс долгий, но необходимый для дальнейшего успешного развития общества.

Современную экономику развитых стран зачастую характеризуют как «экономику знаний ». Этот термин был впервые использован в 1962 г. американским исследователем Ф. Махлупом.

В научной литературе пока не сложилось однозначное определение данного понятия. По этому вопросу высказываются различные позиции.

Так, Л.М. Гохберг считает, что «экономика знаний – это экономика, основанная на интенсивном и эффективном использовании знаний».

Г. Клейнер дает следующее определение: «Экономикой знаний мы называем такое состояние экономики данной страны, при котором: а) знания становятся полноценным товаром; б) любой товар несет в себе уникальные знания; в) знание становится одним из основных факторов производства».

Очевидно, что приведенные определения не претендуют на замену существующих классификаций типов экономических систем (ее простейший вариант: традиционная, плановая, рыночная системы). Скорее всего, речь идет об определенной ступени развития существующей экономики в ее преобладающем рыночном варианте. Так, в фундаментальной монографии «Экономика знаний» утверждается: «Собственно экономика знаний появляется тогда, когда знание становится рыночным продуктом».

С учетом характеристики современной экономики как экономики знаний необходимо рассмотреть, что из себя представляет «знание ».

Знание - продукт мыслительной деятельности человека по проникновению его в суть явлений окружающего мира.

Знание целесообразно отличать от информации – потоков зрительных, звуковых и других сигналов со стороны предметов окружающего мира.

Тогда информация, с одной стороны, выступает как источник для мыслительной деятельности, а с другой, как форма существования и сохранения знания.

Знание разделяется на 2 вида : кодифицированное и неотделимое от человека.

Кодифицированное знание сохраняется и передается с помощью носителей в виде текстов, схем, рисунков и т.д.

Неотделяемое знание , если и передается, то от учителя к ученику.

Бурный прогресс информационных технологий сделал возможным прирост знаний, облегчил доступ к нему, расширил возможности распространения и использования знаний во всех сферах общественной жизни. Вот почему информатизация общества послужила становлению экономики знаний или экономики, основанной на знаниях.

Основными чертами экономики знаний являются следующие.

  1. Высокая доля сферы услуг в структуре экономики. Например, в США в этой сфере работает свыше 75% всех занятых.
  2. Рост затрат на образование и научные исследования. Отношение затрат на образование и науку в экономически развитых странах к ВВП составляет около 6,5% (в середине 90-х гг. – 5,4%). В России этот показатель – 3,7%.
  3. Прогресс в информационно-коммуникационной сфере.
  4. Развитие сетевых отношений в форме корпоративных и персональных сетей.
  5. Формирование национальной инновационной системы, включающей инфраструктуру фундаментальной науки, центров трансфера технологий, венчурных фондов и т.д.
  6. Развитие сферы образования, когда среднее образование стало всеобщим, а высшее образование массовым, охватывающим до 60% населения соответствующего возраста, когда реализуется концепция образования в течение всей жизни.
  7. Интернационализация экономик различных стран.

По своей природе знания быстро обновляются. Воплощаясь в новом товаре или услуге, новое знание приводит к инновациям. Экономика знаний постоянно генерирует инновации – превращает новые знания в новые товары и услуги.

Инновация – это применение результатов интеллектуальной деятельности для создания новых продуктов, процессов и услуг.

Встречается и определение инновации как продукции творческого труда, имеющей завершенный вид товара, готового к продаже. Этим подчеркивается связь инноваций со спросом, то есть с платежеспособной потребностью, что необходимо для реализации новых достижений в условиях рыночной экономики.

Очевидно, что первое определение более широкое. Оно охватывает создание новшеств не только ради коммерческих целей, но и для общественного блага.

Существуют различные классификации инноваций .

В зависимости от объекта инновационной деятельности выделяют следующие виды инноваций:

  1. Инновация продукта (услуги) – реализация нового способа решения проблемы потребителя.
  2. Инновация процесса – новая технология, обеспечивающая повышение качества, уменьшение затрат, сокращение времени производства продукта.
  3. Инновация стратегии – новые методы управления.

В зависимости от масштабов инноваций различают следующие их виды:

  1. Базисная инновация, в основе которой лежит новое фундаментальное научное достижение, позволяющее создать предметы потребления, технологии, машины и оборудования следующих поколений.
  2. Интегрирующая инновация, полученная за счет использования оптимального набора ранее накопленных в мировой практике достижений.

Инновации, рассматриваемые в контексте крупных структурных сдвигов в экономике (в том числе смены доминирующих технологических укладов), дают основание говорить об «инновационных волнах». Например, выделяют волну, начавшуюся в конце 70-х – начале 80-х гг., когда малые инновационные компании (например, Dell) превратились в базу производства инновационных продуктов. Затем шли «волны», связанные с приобретением информационными технологиями стратегического характера, с Интернет - бумом и т.д.

Инновационное развитие дает существенные конкурентные преимущества, так как высокотехнологичные фирмы:

  • за одно и то же время выводят на рынок в 2-3 раза больше товаров, чем конкуренты;
  • используют в каждом новом продукте в 2-3 раза больше технологических нововведений;
  • выводят на рынок новый продукт в 2 раза быстрее, чем конкуренты;
  • имеют географию рынка в 2 раза больше, чем у конкурентов.

В качестве примера можно привести iPad фирмы Apple. В то время как конкуренты только-только выпустили свои аналоги первой модели iPad, фирма в марте 2011 г. начинает продажи второй модели.

Разграничение стадий инновационного процесса было предложено Йозефом Шумпетером (1883-1950), который разграничил:

  • стадию изобретения или генерации новых идей;
  • стадию нововведений, когда благодаря разработкам новые идеи превращаются в продукты и процессы, имеющие коммерческую ценность;
  • стадию распространения новых продуктов и процессов в рамках потенциального рынка.

На каждой стадии происходит отбор: лишь некоторые идеи доводятся до коммерциализации и лишь некоторые нововведения успешно распространяются.

Более развернуто этапы инновационного процесса можно представить в виде следующей последовательности этапов:

  1. замысел;
  2. НИОКР;
  3. прототип;
  4. малая серия;
  5. серийное производство;
  6. продажи;
  7. обслуживание.

Экономический смысл каждого из этапов продвижения технологии заключается в понижении рисков неудачи при выходе на рынок. При этом справедлива следующая формула:

S*R=const где S – величина инвестиций для осуществления этапа
R – величина риска (вероятность неудачи выхода на рынок).

Каждый этап требует в 10 раз больше затрат, чем предыдущий, так как связан с привлечением более широкого круга участников.

Общее всех этапов – покупка шансов на успех. Успешный проект коммерциализуем на каждом этапе исполнения.

Смысл этапа НИР состоит в снятии риска несоответствия законам природы.

НИОКР снимает риск нереализуемости при данном уровне развития общих технологий.

Создание прототипа и малой серии снимает риски несоответствия запросу рынка и условиям производства на конкретном предприятии.

Серийное производство снимает риски несоответствия спроса и предложения.

Стадии продажи и обслуживания снимают риски доставки товара потребителям.

На первых стадиях финансирование осуществляется государством и благотворительными фондами. С прототипа финансирует венчурный капитал. Если венчурные фонды уверены, что есть рыночный спрос на создаваемый товар, то оно может финансировать все этапы.

Следующая лекция...

В условиях постиндустриального общества управление знаниями относится к ключевым вопросам поддержания конкурентоспособности компаний. Безусловно, наша экономика базируется в основном на эксплуатации не трудовых, а природных ресурсов, и наши менеджеры еще далеки от того, чтобы признать: самая главная ценность компании - специалисты, которые в ней работают. Говорить-то, конечно, они иногда об этом говорят, а вот на практике обычно действуют ровным счетом наоборот. Тем не менее и у нас постепенно происходит осознание того факта, что знание - сила. Специально для тех, кто понимает эту аксиому, журнал "Эксперт С-З" и факультет менеджмента СПбГУ пригласили в Санкт-Петербург двух ведущих специалистов в области стратегического управления и управления инновациями Дэвида Дж. Тиса и Генри У. Чезборо. Интервью с Чезборо мы предлагаем вниманию наших читателей.

Основные тенденции в мировой экономике - какие из них с точки зрения влияния на развитие бизнеса вы могли бы выделить? Как они отражаются на системе управления компаниями?

Очень серьезный вопрос. Первая из тенденций, которую я бы обозначил, - глобализация знаний. Результаты исследовательских и научных работ быстро становятся достоянием мировой экономики. И это ощущается во всех секторах. Давайте, я приведу небольшой пример. Некая американская компания имеет особый вэб-сайт, на котором обсуждаются проблемы, связанные с химией и биологией. По сути, небольшая компания создала глобальное сообщество специалистов - фармацевтов, химиков, биологов. Примерно 35 тысяч экспертов со всего мира заходят на этот сайт. И если специалисты могут предложить какое-то решение по обсуждаемой в данный момент проблеме, то они прямо в сети в режиме реального времени сообщают о нем остальным участникам.


Генри У. Чезборо

Из этих 35 тысяч, которые общаются через чат, больше всего экспертов представляют США. На втором месте - Великобритания. Третье, четвертое и пятое места занимают, соответственно, Китай, Россия и Индия. Люди из разных стран предлагают решения проблем, стоящих перед американскими компаниями.

Вторая тенденция - увеличение объемов международной торговли. При этом доля услуг на международном рынке постоянно возрастает. В общем объеме услуг, в свою очередь, растет роль передачи знаний. И надо сказать, что такое развитие событий приводит к определенной напряженности во взаимоотношениях между странами. Например, в Соединенных Штатах сейчас вызывает довольно серьезную озабоченность распространение такого явления, как аутсорсинг. Услуги, которые ранее предоставлялись американскими компаниями, теперь оказывают их коллеги из Индии или Китая. Это беспокоит американцев, поскольку вместе с услугами уходят и рабочие места.

Между тем аутсорсингом занимаются компании, штаб-квартиры которых находятся в США. Они стремятся получить наибольшую прибыль для своих акционеров. Я лично считаю, что такой подход будет способствовать началу следующего цикла экономического роста в глобальном масштабе. Правда, для этого потребуются новые бизнес-модели, новые конфигурации взаимоотношений между организациями, вовлеченными в этот процесс. Компании, используя аутсорсинг, обеспечат прирост экономического благосостояния. В результате даже в Соединенных Штатах количество рабочих мест все равно возрастет.

Известно, что до недавнего времени одним из конкурентных преимуществ было наличие у компании определенных, только ей присущих знаний. В условиях, когда знания свободно покупаются и продаются на рынке, что, по вашему мнению, станет основным конкурентным преимуществом?

Я думаю, что знания по-прежнему будут оставаться источником конкурентных преимуществ. Но не знания вообще, а конкретная категория. Знания, которые квалифицированы или стандартизованы, действительно будут свободно обращаться на рынке и перестанут быть источником конкурентных преимуществ. Но существует и другая категория знаний - их не так легко передавать. Такая информация, действительно специфическая, доступная для отдельных организаций, и будет создавать основу конкурентных преимуществ будущего. Называют это по-разному, иногда ноу-хау, иногда неявными знаниями (то есть это знания, которые трудно описать, увидеть и передать).

В то же время есть коммерческие тайны, и они в основном существуют в отраслях, в значительной степени зависящих от технологических процессов. Такие знания также будут оставаться источником конкурентного преимущества. Мой коллега Дэвид Тис написал одну из самых, наверное, значительных работ, где как раз и обсуждает проблему конкурентных преимуществ новой экономики, основанной на знаниях.

Вас считают экспертом в области управления инновациями. У нас в России и, насколько я понимаю, на Западе, есть разные мнения относительно того, что же является инновацией. Какое определение, на ваш взгляд, наиболее точно характеризует этот термин?

Действительно, термин "инновация" используется очень широко, для обозначения широкого круга различных явлений. И конечно, перед тем как начать о чем-то рассуждать, всегда очень важно уточнить определение. Наверное, надо прежде всего провести различие между изобретениями и инновациями. Изобретение - это открытие какого-то нового явления, принципа; создание нового знания, ранее не существовавшего. А инновация - коммерческое применение открытия или изобретения. Изобретение может произойти в лаборатории, а инновация должна реализоваться только на рынке, во взаимодействии покупателей и продавцов. Инновация должна удовлетворять какую-то потребность, в отличие от открытия или изобретения, которые могут и не учитывать ничьих потребностей.

Значит ли это, что к инновациям нельзя относить некую новую маркетинговую идею или бизнес-идею?

В своих исследовательских работах я пытаюсь показать, каким образом одна и та же технология может реализоваться в рамках различных бизнес-моделей. И если даже технология никак не меняется, то именно бизнес-модель, используемая для выведения этой технологии на рынок, определяет в значительной степени ее рыночный успех. Таким образом, инновация может существовать в форме какой-то новой бизнес-идеи в сфере маркетинга, обслуживания или в сфере финансирования. Но эта идея обязательно должна пройти проверку рынком. Так что, я думаю, самая существенная особенность термина "инновация" - это именно практическое применение новой идеи в условиях рынка. Инновацию нельзя реализовать в лаборатории, для этого нужен рынок.

Насколько идея перехода бизнеса от закрытой модели получения инновации к открытой модели подходит для России и других развивающихся экономик, где практически отсутствует рынок знаний?

Хороший вопрос. Я считаю, для того чтобы экономика, основанная на знаниях, заработала эффективно, необходимы определенные институциональные условия. Естественно, в развивающихся странах таких условий нет или недостаточно. Но чтобы сделать шаг вперед, необходимо направить экономическую политику на те цели и задачи, к которым сейчас стремятся развитые страны. То есть нужно попасть не туда, где экономика развитых стран была вчера, а сразу туда, где она окажется завтра.

Я думаю, что в России одним из главных активов, который позволит создать экономику, основанную на знаниях, является уровень подготовки кадров. Причем это касается не только школьного образования, но и высшего. Известно, насколько успешно в российских университетах обучают различных специалистов. То есть вам не надо начинать с нуля, а просто необходимо расширять существующую базу знаний. Нужно делать постоянные инвестиции в человеческий капитал, чтобы большая часть экономической деятельности была связана именно со знаниями, а не с физическими активами.

Здесь хорошим примером является Китай и технологическая сфера экономики этой страны. Исторически Китай развивался так, что главенствующую роль в его экономике играли очень крупные государственные предприятия. Сейчас государство стремится переместить центр экономической деятельности из этих очень крупных и неповоротливых организаций в небольшие фирмы, которым более свойственен дух предпринимательства. Я думаю, что именно эти небольшие компании, создаваемые в технологической сфере, будут проводниками инноваций в китайскую экономику.

При закрытой модели получения инновационных идей большое значение имели всевозможные лаборатории крупных корпораций. В России были ведомственные научно-исследовательские институты. Но при переходе к открытой модели преемственность знаний (то, что у нас называют научной школой) затрудняется. Как должна решаться эта проблема?

Я думаю, что необходимо обеспечить большую ориентированность крупных, центральных лабораторий, отраслевых институтов на работу с внешними заказчиками, чтобы знания могли выходить за пределы этих организаций, свободно циркулировать в обществе, в экономике. Надо ускорить обмен и циркуляцию знаний. Это первая задача на сегодня.

Следующее, на что следует обратить внимание, это разделение труда в сфере управления инновациями. Надо сказать, что новые знания, касающиеся отдельных компонентов, узких проблем, могут появляться и в рамках старых исследовательских программ. Важнейшая задача состоит в том, чтобы обеспечить интеграцию отдельных кусочков знаний в системные решения, в какие-то конфигурации, которые могли бы оказаться полезными рынку.

Когда отдельные элементы знаний широко распространены в экономике, то растут возможности для их системного использования. И здесь компании, которые будут предлагать услуги в области интеграции знаний и по выработке системных решений, могут извлечь значительную выгоду.

Но вы сами сказали, что есть знания, которые очень сложно передать без тесного и постоянного общения, и не всегда это возможно сделать в рамках малых форм организации.

Во-первых, необходимо создать институциональные условия для того, чтобы обеспечить передачу знаний из университетской, вузовской среды в промышленность и экономику. Например, нужны условия для того, чтобы предприятия могли пользоваться по лицензии идеями и технологиями, разработанными в университетах. Во-вторых, надо обеспечить более тесное общение между профессорско-преподавательским, исследовательским составом университетов и сотрудниками конкретных компаний, чтобы научные работники имели более реальное представление о проблемах, которые стоят перед промышленностью, а практики имели доступ к научным знаниям. Кроме того, малые предприятия не должны стремиться быть экспертами во всем, они могут выбрать какую-то довольно узкую область, в которой у них будут конкурентоспособные наработки. И конечно, эти малые компании должны плотно взаимодействовать с университетами и исследовательскими подразделениями крупных предприятий, внося вклад в общее дело своими знаниями из той сферы, где они действительно являются высококлассными специалистами.

На ваш взгляд, следует ли нам создавать свою особую инновационную модель или ориентироваться на американский опыт?

Лучше всего - найти российскую модель. Но, наверное, при ее создании могут пригодиться компоненты моделей, наработанных в других странах. Например, очень интересен опыт Японии, где совсем недавно прошла институциональная реформа университетов. Начиная с апреля этого года ведущие университеты страны приватизированы. Они перестали быть государственными структурами. Это теперь частные организации, которые по-прежнему получают определенное финансирование от государства, но не подчинены ему административно. Развивается новая модель управления этими учебными заведениями. Возможно, это было сделано для того, чтобы университетская система стала более восприимчивой к тем задачам, о которых мы говорим.

Вы уже упоминали такое понятие, как аутсорсинг. В России в силу слабой развитости большинства рынков, в том числе рынка знаний, практика передачи части работ на сторону не очень распространена.

Действительно, на развивающихся рынках высоки транзакционные издержки. Это может быть довольно серьезной проблемой. Однако совершенствование коммуникационных технологий должно, по идее, приводить к снижению расходов на поиск соответствующих предложений на рынке. Конечно, в каждой конкретной ситуации все зависит от конкретных условий. Но, возможно, те компании, которые принимают решения все делать своими силами, не руководствуются обоснованным мнением, что на рынке для них нет подходящего предложения, а находятся под воздействием стереотипов - в силу консерватизма используемой ими бизнес-модели. И я призываю преодолевать эти стереотипы.

Российские компании, которые продают свои товары и услуги только в России, в течение какого-то времени еще могут использовать старую модель, однако на пути к экономическому процветанию появляется необходимость торговать и за рубежом. И когда компания выходит на международный рынок, она вынуждена все больше специализироваться, поскольку возникают другие требования к качеству. Даже если компания делает какие-то вещи очень хорошо, вряд ли она сможет выполнять абсолютно все работы на мировом уровне. Таким образом, предприятие, опирающееся только на внутренние силы, обрекает себя на существование в рамках внутреннего рынка.

По мере того как экономика России будет становиться более открытой, начнут создаваться и необходимые условия. Прежде всего - на местном рынке появятся новые зарубежные компании. И это еще один фактор, под давлением которого российские предприятия будут вынуждены переходить к большей специализации.

В условиях открытой модели организации бизнеса можно дойти до "предела" и передать вообще все функции на аутсорсинг. Где стоит остановиться?

По этому вопросу мы с Дэвидом Тисом написали статью. Называется она: "Какая виртуальная корпорация эффективна?" Я не придерживаюсь того мнения, что можно все передать на аутсорсинг. Это не так. Мы говорили, что бывают разные виды знаний. Там, где существует "прилипающее" знание, которое трудно передается, управление знаниями будет более эффективно организовать внутри фирмы. Если мы имеем дело со стандартизированным, модифицированным знанием, то эта сфера является кандидатом на аутсорсинг.

В одном из ваших трудов идет речь о соотнесении типа инновации с организационной формой бизнес-структуры. Хотелось бы, чтобы вы пояснили, какому типу инновации соответствует та или иная форма организации?

Мы говорим о том, что существует два типа инноваций: автономные и системные. Автономные опираются в значительной степени на стандартизированное знание. С ними можно работать отдельно, в автономном режиме. Если мы возьмем системные инновации, то здесь наблюдается очень высокая степень зависимости и взаимосвязи между ними. И здесь необходимо обеспечивать четкую координацию одних инноваций с другими.

Вне зависимости от того, каким способом компания получает инновационные идеи, необходим механизм их отбора. Обычно очень сложно с самого начала определить, какое из направлений может иметь коммерческую перспективу, а какое - нет. Не могли бы вы дать рецепт, как построить систему отбора наиболее перспективных идей?

Свою книгу "Открытые инновации" я начинаю следующими двумя предложениями: "Большинство инноваций оканчиваются неудачей. Компании, которые не занимаются инновациями, умирают". Для того чтобы эффективно оценивать новые идеи и предложения, надо идти на определенный риск. Не удастся сделать так, чтобы компания всегда на сто процентов была права в своих суждениях или предсказаниях. Компании зачастую оценивают новые технологии с позиций имеющейся у них бизнес-модели. И здесь могут совершаться ошибки двух типов: "ложноположительные" и "ложноотрицательные". По моему опыту, многие стремятся всячески снизить риск "ложноположительных" ошибок и не всегда уделяют достаточно внимания тому, чтобы избежать "ложноотрицательных", то есть когда какая-то хорошая технология отвергается, потому что она не соответствует нынешней бизнес-модели.

В экономике открытых инноваций какова роль государства?

Государство, правительство может сыграть очень важную роль в новой экономике, построенной на модели открытой инновации. Но эта роль сильно отличается от того, что власть должна была делать раньше. Во-первых, государство может принимать участие в финансировании исследований на ранних этапах. А также инвестировать в образование, о чем мы уже говорили. Кроме того, весьма значительна роль государства в защите интеллектуальной собственности. Пусть система защиты ИС будет не очень строгой, но обязательно - четкой и ясной, чтобы компания знала, что ее интеллектуальная собственность защищена законом. Также государство может способствовать обмену знаниями, информацией, технологиями, если возьмет на себя организацию конференций, соревнований, конкурсов, вручение каких-то премий.

В заключение скажу о проблеме, которая существует в США и, возможно, в России тоже проявляется. Дело в том, что в Америке правительство по преимуществу обращает внимание на крупные компании. И тщательно следит за тем, чтобы проводимая властями политика опиралась на поддержку крупных предприятий, забывая о небольших компаниях. В результате государство, возможно, действует не в интересах малого бизнеса, таким образом мешая ему развиваться и превращаться в крупный. Эта проблема существует. Но ее трудно решить, потому что крупные предприятия - это действительно мощные структуры, они опираются на сильную финансовую базу. И вообще, этим структурам гораздо проще найти доступ к государственным учреждениям, чем малым компаниям, которым бывает трудно организоваться, скоординировать действия между собой и выйти с какой-то инициативой на правительство.

Санкт-Петербург


© 2024
russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал