29.06.2024

Исполнительный сбор не взыскивается в случаях. Что такое исполнительский сбор? На каких основаниях происходит взыскание средств


Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) изменил подходы к вопросу взимания исполнительского сбора, уточнив порядок вынесения судебным приставом-исполнителем соответствующего постановления, пределы снижения размера исполнительского сбора, определив способы защиты должника при взыскании с него данной суммы, установив очередность взыскания. Исполнительский сбор взыскивается на основании постановления судебного пристава-исполнителя, если в течение срока, предоставленного на добровольное исполнение, а в случае неисполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства должник не исполнил исполнительный документ и не представил судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение невозможно вследствие непреодолимой силы. Основанием взыскания является постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. С 01.02.2008 упомянутое постановление утверждается старшим судебным приставом-исполнителем. Форма постановления определена Приказом Федеральной службы судебных приставов РФ от 30.01.2008 № 26 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке использования примерных форм процессуальных документов, необходимых для учета, ведения, формирования и хранения материалов исполнительного производства». Закон № 229-ФЗ предусматривает, что вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора предшествует вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства. В отличие от ранее действующего порядка с 01.02.2008 в постановлении о возбуждении исполнительного производства может содержаться лишь предупреждение должнику о том, что при неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок в отношении него будут приняты меры принудительного исполнения, взыскан исполнительский сбор, расходы по совершению исполнительных действий. Срок для добровольного исполнения, устанавливаемый судебным приставом-исполнителем, не может превышать пяти дней, которые исчисляются со дня вручения постановления о возбуждении исполнительного производства должнику, если исполнительный документ не подлежит немедленному исполнению. При указании срока исполнения непосредственно в исполнительном документе судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении тот же срок. При поступлении исполнительного документа в службу за пределами срока, определенного судом или иным органом для исполнения, срок для добровольного исполнения, устанавливаемый судебным приставом-исполнителем, не может превышать пяти дней. При исчислении сроков, указанных в днях, исключаются выходные и праздничные дни. Только при нарушении срока на добровольное исполнение исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о взыскании исполнительского сбора. Данное постановление исполняется одновременно с основным исполнительным документом и относится в силу ч. 3 и 4 ст. 110 Закона № 229-ФЗ к третьей очереди исполнения, а по требованиям неимущественного характера - ко второй очереди. Если постановление о взыскании исполнительского сбора выносится по неоконченному исполнительному производству, то взыскание сбора производится без возбуждения по нему отдельного исполнительного производства. Вместе с тем в ряде случаев Закон № 229-ФЗ придает постановлению о взыскании исполнительского сбора силу самостоятельного исполнительного документа. Так, одновременно с вынесением постановления о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление о возбуждении исполнительного производства по не исполненному полностью или частично постановлению о взыскании исполнительского сбора (ч. 2 ст. 44 Закона). Аналогичное постановление выносится одновременно с постановлением об окончании исполнительного производства (ч. 7 ст. 47 Закона). На возможность взыскания исполнительского сбора после окончания исполнительного производства, несмотря на отсутствие такой нормы в Законе об исполнительном производстве 1997 г., указывалось в ряде судебных актов. Арбитражный суд Свердловской области в решении от 11.07.2007 по делу № А60-10540/2007-С6 указал, что отзыв исполнительного документа взыскателем после истечения срока, установленного должнику для добровольного исполнения исполнительного документа, не может являться основанием для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора. Действия судебного пристава-исполнителя, направленные на взыскание с должника исполнительского сбора, не нарушают прав и охраняемых законом интересов должника. Однако ФАС Уральского округа в постановлении от 10.01.2008 №Ф09-10835/07-С1 высказал иную точку зрения на этот счет, ссылаясь на действующие в тот период времени нормы При разработке Закона № 229-ФЗ законодатель, по мнению автора, не учел правовую позицию Конституционного Суда РФ, содержащуюся в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, о недопустимости установления размера исполнительского сбора без права его снижения правоприменителем. Суды при рассмотрении заявлений об оспаривании постановлений о взыскании исполнительского сбора, ссылаясь на указанную правовую позицию, снижали размер исполнительского сбора, мотивируя это тем, что судебный пристав при вынесении постановления не учел материального положения должника или других уважительных причин неисполнения. Известны случаи, когда при уменьшении взыскиваемого сбора самим судебным приставом суды признавали его постановление недействительным, снижая размер сбора на более значительную сумму. Систематическое толкование ч. 2 и 3 ст. 112 Закона № 229-ФЗ не дает основания для вывода, что судебный пристав-исполнитель вправе самостоятельно уменьшить размер исполнительского сбора при вынесении постановления, поскольку законодатель не использовал формулировку «до семи процентов», не предоставил право судебному приставу-исполнителю учитывать смягчающие вину обстоятельства в виде тяжелого материального положения. Закон императивно указывает, что размер исполнительского сбора устанавливается судебным приставом-исполнителем в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, а по документам неимущественного характера 500 руб. - с гражданина-должника и 5 тыс. руб. - с должника-организации. Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется по каждому платежу в отдельности. Вопрос уменьшения размера исполнительского сбора отнесен к компетенции судебных органов (ч. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ). На взгляд автора, нормы ст. 112 Закона № 229-ФЗ позволяют говорить о невозможности удовлетворения судом заявления о частичном признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя при наличии оснований для уменьшения исполнительского сбора. В этом случае должник вправе применить иные способы защиты, названные в ч. 6 ст. 112 Закона. Нельзя признать постановление судебного пристава незаконным, поскольку он в силу Закона № 229-ФЗ при его вынесении не вправе уменьшить размер исполнительского сбора. Такой подход применялся судами при рассмотрении заявлений налогоплательщиков о признании недействительными решений налоговых органов о привлечении их к налоговой ответственности. До 01.01.2006 суды исходили из того, что уменьшить сумму налоговой санкции можно только при рассмотрении судом заявления налогового органа о ее взыскании. Данный подход мотивировался тем, что ст. 112 Налогового кодекса РФ предоставляла право уменьшать размер санкции только суду. С 01.01.2006 начала действовать новая редакция п. 4 ст. 112 Кодекса, предоставившая такое право налоговому органу. Только после этой даты суды получили возможность принимать судебные акты о признании частично недействительным решения налогового органа со ссылкой на то, что налоговый орган неправомерно не принял во внимание наличие у налогоплателыцика смягчающих вину обстоятельств. В ч. 5 ст. 112 Закона № 229-ФЗ впервые перечислены случаи, когда исполнительский сбор не подлежит взысканию. Установив четкий порядок взыскания сбора, законодатель тем не менее не дал ответа на вопрос о его правовой природе. В юридической литературе встречаются различные точки зрения на этот счет. Суды же при вынесении судебных актов руководствовались правовой позицией, содержащейся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, согласно которой исполнительский сбор - разновидность административно-правовой ответственности. В результате появилось суждение, что исполнительский сбор как мера административной ответственности должен применяться при наличии в действиях заявителя признаков состава исполнительского правонарушения , поэтому суд должен для определения обоснованности привлечения к ответственности правильно установить элементы данного нарушения: субъекта, объективную и субъективную стороны. Объективной стороной правонарушения, по мнению ряда авторов, было нарушение должником срока для добровольного исполнения, установленного судебным приставом-исполнителем, а субъективной - вина лица, которая заключалась в отсутствии уважительных причин неисполнения исполнительного документа в этот срок. Некоторые суды при рассмотрении споров о взыскании исполнительского сбора напрямую применяли нормы КоАП РФ о порядке привлечения к административной ответственности. Кассационные инстанции арбитражных судов не восприняли данную позицию. По одному из дел в постановлении ФАС Уральского округа от 12.08.2004 № Ф09-2556/04-ГК указано: «Взыскание судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора не является наказанием должника в смысле, придаваемом понятию «наказание» КоАП РФ. Статьей 4.5 КоАП РФ установлена давность привлечения лица к указанному в нем административному наказанию, к которому взыскание исполнительского сбора не относится. Процедура взыскания исполнительского сбора регулируется специальным Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Конституционный Суд РФ в Определении от 04.12.2003 № 443-О и Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 21.06.2004 № 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов» подтвердили позицию кассационных судов. Как же определяет исполнительский сбор Закон № 229-ФЗ? Согласно ч. 1 ст. 112 Закона исполнительский сбор - это денежное взыскание за неисполнение властного предписания административного органа в лице судебного пристава-исполнителя. Исходя из легального определения можно предположить, что, как и ранее, исполнительский сбор является разновидностью административной санкции, поскольку она установлена за нарушение в сфере публичных, а не частных правоотношений. Хотелось бы заметить, что, отрицая распространение на взыскание исполнительского сбора норм КоАП РФ, суды кассационной инстанции вместе с тем в мотивировках своих постановлений определяют исполнительский сбор именно как административную санкцию. В постановлении ФАС Уральского округа от 04.03.2008 № Ф09-956/08-С1 указано, что «исполнительский сбор является санкцией штрафного характера по возложению на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, взыскиваемой после полного удовлетворения требований взыскателя». Данный подход основан на правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, согласно которой исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной санкции. Однако такой подход КС РФ был обусловлен недостатками изложения ст. 81 Закона об исполнительном производстве 1997 г. , которая в нарушение Конституции РФ не давала должнику возможности представить необходимые документы, подтверждающие уважительность причин неисполнения, не определяла порядок уменьшения ответственности. Упомянутые недостатки устранены в Законе № 229-ФЗ. Позиция И. Б. Морозовой, А. М. Треушникова, В. С. Анохина о том, что исполнительский сбор является платой, направленной на финансирование службы судебных приставов-исполнителей, была отвергнута Министерством юстиции РФ в письме от 21.12.2000 № 06-5893. В. В. Ярков определял исполнительский сбор как имущественную санкцию, применяемую к должнику за отказ от добровольного исполнения требований исполнительного документа, а также в случае несвоевременного исполнения исполнительного документа. В. Д. Адрущак и Н. В. Доровских считали, что исполнительский сбор сочетает в себе три вида платежей в доход государства: сбор, пошлину и штраф. В. Н. Аргунов полагал, что исполнительский сбор представляет собой фискальный платеж, который ближе всего к государственной пошлине и позволяет стимулировать быстрое исполнение постановления судебного пристава-исполнителя. С учетом новых подходов законодателя, изложенных в ст. 112 Закона № 229-ФЗ, заслуживает внимания определение исполнительского сбора, предложенное Л. В. Белоусовым: «Исполнительский сбор - это дополнительный вид имущественной ответственности к неисправному должнику, санкция за правонарушение, коим является неисполнение в добровольном порядке требования исполнительного документа, заключающаяся в возложении на должника новой гражданско-правовой обязанности». Не соглашаясь с изложенной позицией, Я. М. Каганцов указал на невозможность существования гражданских правоотношений на условиях власти (судебный пристав-исполнитель) и подчинения (должник). Как известно, мерами гражданско-правовой ответственности являются гражданско-правовые санкции. Гражданско-правовая санкция - это предусмотренные законом имущественные меры государственно-принудительного характера, применяемые к правонарушителю с целью компенсации имущественных потерь потерпевшего и возлагающие на правонарушителя неблагоприятные имущественные последствия правонарушения. Санкция в обязательстве - предусмотренная законом мера воздействия, применяемая к участнику обязательственного правоотношения в случае невыполнения лежащих на нем обязанностей. Какие нормы Закона № 229-ФЗ могут подтверждать, что исполнительский сбор является гражданско-правовой санкцией? Прежде всего, само название главы 15 Закона «Исполнительский сбор. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве» . Из буквального толкования названия следует, что исполнительский сбор выведен из видов ответственности за нарушения законодательства об исполнительном производстве, поскольку виды ответственности перечисляются в ст. 113, 114 Закона. Анализ ч. 7 ст. 112 Закона № 229-ФЗ в совокупности с определением понятия исполнительского сбора как «денежного взыскания» позволяет предположить, что исполнительский сбор имеет гражданско-правовую природу. В ч. 7 ст. 112 Закона прямо указано, что основанием освобождения от ответственности за нарушение обязательства по своевременному выполнению исполнительного документа является отсутствие оснований ответственности, предусмотренных Гражданским кодексом РФ. В ч. 6 названной статьи закреплено, что такое освобождение возможно только судом при предъявлении иска об освобождении от взыскания. Иными словами, законодатель полагает, что между должником и государством в лице судебного пристава-исполнителя после возбуждения исполнительного производства возникает обязательство исполнить добровольно исполнительный документ в сроки, установленные судебным приставом-исполнителем. Судебный пристав-исполнитель в рамках данного обязательства предупреждает должника о негативных последствиях его неисполнения, что свидетельствует о стимулирующей (организационной) функции исполнительского сбора, поскольку угроза дополнительного взыскания побуждает должника к надлежащему поведению. Одновременно исполнительский сбор носит компенсационный характер: взысканная сумма поступает в федеральный бюджет, из которого финансируются в том числе расходы на содержание судебных приставов-исполнителей. Проблема квалификации исполнительского сбора как гражданско-правовой санкции связана с тем, что гражданско-правовая ответственность представляет собой ответственность одного контрагента перед другим, нарушителя перед потерпевшим. В нашем же случае потерпевшей стороной выступает государство, поскольку исполнительский сбор взыскивается в федеральный бюджет. Но не стоит забывать, что и в гражданском законодательстве допускается взыскание санкций в доход государства (например, при применении ст. 169 ГК РФ). Если исходить из того, что исполнительский сбор относится к гражданско-правовой ответственности, то оправданно установление в ч. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ наравне с административным исковых способов защиты от наложения санкции в виде исполнительского сбора. Четкое уяснение правовой природы исполнительского сбора необходимо и для правильного определения налоговых последствий его уплаты. ФАС Северо-Западного округа постановлением от 25.06.2007 по делу № А56-51992/2005 признал неправомерным включение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, сумму исполнительского сбора, взысканного в связи с принудительным исполнением постановления налогового органа, отметив, что в силу прямого указания п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде пени, штрафных санкций, перечисляемых в бюджет, а также штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которым законодательством предоставлено право наложения указанных санкций. Согласно п. 1 ст. 81 Закона об исполнительном производстве 1997 г . в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для его добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносил постановление, по которому с должника взыскивался исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы. Исходя из буквального смысла данной нормы эта денежная сумма определяется именно как исполнительский сбор. Между тем такой сбор в перечне налогов и сборов, которые устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ, не указан. Следовательно, он не относится к сборам в смысле ст. 57 Конституции РФ. Кроме того, по смыслу ст. 81 Закона во взаимосвязи с его ст. 1, 7, 8, 9, 44, 45, 77, 84, 85 и 87 и с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. При этом данная мера является не правовосстановительной санкцией, т. е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по исполнению судебных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т. е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Значит, сумма исполнительского сбора не может быть включена в состав внереализационных расходов. Приведенная позиция суда небесспорна. При разрешении этого налогового спора нужно обратиться к Приказу Минфина России от 24.08.2007 № 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации» , согласно которому исполнительский сбор относится к административным платежам и сборам с КБК 000 1 15 01000 00 0000 140, а не к административным штрафам, которым присвоен КБК 000 1 16 00000 00 0000 000. Анализ платежей, включенных в административные платежи и сборы, показывает, что в основном это платежи за выполнение определенных государственных функций. Определение правовой природы исполнительского сбора важно и для выбора способов защиты должника, установления бремени доказывания при рассмотрении таких споров в суде. В силу ч. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ должник может обратиться в суд с:

  • заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя;
  • исковым заявлением об отсрочке или рассрочке уплаты исполнительского сбора;
  • исковым заявлением об уменьшении исполнительского сбора;
  • исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
С подобными требованиями в арбитражный суд вправе обратиться должники, имеющие статус юридического лица или индивидуального предпринимателя, если постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено при исполнении исполнительного листа арбитражного суда либо исполнительных документов, выданных другими государственными органами в отношении упомянутых должников.

Рассмотрим каждое из требований в отдельности

1. Заявление о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя при обращении с ним в арбитражный суд должно быть оформлено по правилам ст. 199 АПК РФ. Заявление не оплачивается госпошлиной. Ранее такой способ защиты использовался для уменьшения исполнительского сбора. После 01.02.2008 он не может быть применен для снижения размера исполнительского сбора, ибо только суд полномочен решать данный вопрос. Заявление об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора может быть удовлетворено в следующих случаях:
  • преждевременное, до истечения срока добровольного исполнения, вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора.
ФАС Уральского округа, оставляя в силе судебные акты нижестоящих инстанций о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, указал, что постановление вынесено ранее истечения срока для добровольного исполнения. Кроме того, должник в течение срока добровольного исполнения обращался к судебному приставу-исполнителю с заявлением об отсрочке в связи с наличием дебиторской задолженности, поступление которой ожидалось в течение семи дней, и в последний день срока для добровольного исполнения перечислил непосредственно взыскателю сумму по исполнительному документу;
  • вынесение постановления по исполнительным производствам, перечисленным в ч. 5 ст. 112 Закона № 229-ФЗ;
  • вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора при наличии документов, подтверждающих факт своевременного исполнения исполнительного документа.
Подтверждая законность вынесенного Арбитражным судом Республики Башкортостан решения о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, кассационная инстанция указала, что, исходя из содержания п. 24 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.06.2004 № 77, исполнительский сбор не подлежит взысканию, если судебный пристав-исполнитель не уведомил должника в установленном законом порядке о необходимости добровольного исполнения исполнительного документа в определенный срок. Представленный судебным приставом-исполнителем в подтверждение отправки должнику постановления о возбуждении исполнительного производства реестр датирован 18.09.2007 (в то время как постановление вынесено 05.12.2003), не имеет отметки отделения связи, а следовательно, не является доказательством отсылки. Суд отметил, что единственным доказательством получения постановления будет являться отметка предприятия на постановлении о его получении 28.08.2007. Материалами дела подтверждено, что на момент получения постановления о возбуждении исполнительного производства должник рассчитался с кредитором в полном объеме. При таких обстоятельствах взыскание исполнительского сбора обоснованно признано незаконным. Отсутствие доказательств направления постановления о возбуждении исполнительного производства послужило основанием для признания незаконным еще одного постановления о взыскании исполнительного сбора (постановление ФАС Уральского округа от 15.01.2008 № Ф09-11148/07-С1). Напомним, что в ст. 24 Закона № 229-ФЗ предусмотрен порядок направления актов, вынесенных судебными приставами-исполнителями;
  • предоставление должником судебному приставу-исполнителю в срок, предусмотренный для добровольного исполнения, документов, свидетельствующих о невозможности исполнения вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
  • вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора при наличии судебного акта о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения, приостановлении исполнительного производства, отложении исполнительных действий.

Арбитражным судом г. Санкт-Петербурга признано незаконным постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора со ссылкой на то, что постановление вынесено 12.11.2002, в то время как 05.11.2002 суд вынес по данному делу определение о предоставлении должнику отсрочки исполнения на срок до 01.04.2003;

  • обращение должника в срок, предоставленный для добровольного исполнения, к судебному приставу-исполнителю с заявлением о продлении сроков исполнительного производства в порядке ст. 20 Закона № 229-ФЗ, не рассмотренным на момент принятия постановления о взыскании исполнительского сбора;
  • отмена постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в продлении срока добровольного исполнения при условии, что должник исполнил требования исполнительного документа в срок, на который он просил отложить добровольное исполнение;
  • неправильное определение размера исполнительского сбора.
Заявление об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя должно быть направлено в суд в течение 10-ти дней с момента получения должником такого документа, а если он ему не направлялся - в течение 10-ти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом, что прямо предусмотрено ч. 5 ст. 18 Закона № 229-ФЗ и ч. 4 ст. 198 АПК РФ. Бремя доказывания законности вынесения данного постановления возлагается на судебного пристава-исполнителя. Такое заявление должно быть рассмотрено в течение 10-ти дней со дня его поступления в суд. При определении бремени доказывания по заявлениям об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора хотелось бы обратить внимание на постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.03.2008 № А10-6313/06-Ф02-249/08. Кассационный суд указал, что обязанность доказывания уважительности причин неисполнения требований исполнительного документа возложена на должника, а не на судебного пристава-исполнителя. Однако, обоснованно отменив судебные акты, ФАС Восточно-Сибирского округа направил дело на новое рассмотрение со ссылкой на то, что апелляционная инстанция не включила в предмет судебного исследования вопросы наличия (отсутствия) оснований для уменьшения размера исполнительского сбора. По мнению автора, при применении Закона № 229-ФЗ данный вопрос не может быть предметом исследования по делу об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя. Заявитель просит признать этот документ незаконным в полном объеме, полагая, что он не мог исполнить предъявляемое требование по причине непредвиденных, непреодолимых препятствий. Уменьшая размер исполнительского сбора по собственной инициативе, суд выходит за пределы заявленных требований. 2. Исковое заявление об отсрочке (рассрочке) взыскания исполнительского сбора является новым для арбитражных судов и судов общей юрисдикции. По всей вероятности, законодатель вынужден был предусмотреть именно такой способ защиты, поскольку процессуальные кодексы определяют порядок отсрочки и рассрочки исполнения лишь в отношении вынесенного судебного акта (например, ст. 324 АПК РФ). В рассматриваемой ситуации отсрочку или рассрочку необходимо предоставлять по исполнительному документу, возбужденному по постановлению самого судебного пристава-исполнителя (ч. 5 и 6 ст. 30 Закона № 229-ФЗ). Основанием для удовлетворения подобного иска служит наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение. При разрешении данного вопроса нужно учитывать нормы ст. 110 и 111 Закона № 229-ФЗ, согласно которым исполнительский сбор оплачивается после удовлетворения требований взыскателя и расходов по совершению исполнительных действий, поэтому ссылка должника в заявлении об отсрочке (рассрочке) на то, что взыскание исполнительского сбора будет препятствовать исполнению требований взыскателя, не может быть учтена судом. Бремя доказывания наличия оснований для отсрочки или рассрочки возлагается на должника. Указанное исковое заявление не может быть удовлетворено, если взыскание исполнительского сбора фактически произведено. Этот иск эффективно использовать в случаях обращения взыскания на имущество должника, стоимость которого несоизмерима с суммой исполнительского сбора. При удовлетворении судом иска у должника появится возможность найти необходимые денежные средства, предотвратив тем самым продажу принадлежащего ему имущества. 3. Как уже говорилось, уменьшение размера исполнительского сбора возможно только по решению суда, принятому по результатам рассмотрения искового заявления об уменьшении исполнительского сбора. Основаниями для удовлетворения такого иска являются:
  • степень вины должника,
  • имущественное положение должника,
  • иные существенные обстоятельства.
Бремя доказывания наличия перечисленных основании возлагается на должника. Такой подход к рассмотрению вопросов об уменьшении исполнительского сбора был принят в судебной практике и ранее. В постановлении Президиума ВАС РФ от 11.09.2007 № 6391/07 отмечено, что в резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П признано не соответствующим Конституции РФ положение п. 1 ст. 81 Федерального закона от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» лишь постольку, поскольку оно допускает его применение без обеспечения должнику возможности надлежащим образом подтверждать, что нарушение установленного срока для добровольного исполнения исполнительного документа вызвано необходимостью обеспечения должнику возможности надлежащим образом подтвердить, что нарушение срока исполнения исполнительного документа вызвано непредвиденными и непреодолимыми обстоятельствами. Таким образом, обязанность доказывания в рамках исполнительного производства уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа в установленный срок возложена на должника. Хотелось бы обратить внимание, что ч. 7 ст. 112 Закона № 229-ФЗ допускает уменьшение размера исполнительского сбора не из-за невозможности исполнения исполнительного документа, а исходя из других критериев. Прежде всего степени вины, которую нельзя путать с формой вины. Степень вины выражается в разграничении неосторожности на грубую и простую, умышленной вины - на прямую и косвенную. Суд при снижении суммы сбора по этому основанию выясняет, была ли у должника объективная возможность исполнить в установленный судебным приставом-исполнителем срок исполнительный документ. Для определения степени вины в неисполнении исполнительного документа недопустимо ссылаться на доказательства, относящиеся к периоду после истечения срока на добровольное исполнение. Доказательствами необходимости снижения размера исполнительского сбора могут быть балансы, отчеты о прибылях и убытках, расшифровки дебиторской задолженности, документы о работе по взысканию кредиторской задолженности, социальная значимость юридического лица для региона, строительство социально значимых объектов с привлечением кредитных ресурсов, отсутствие прибыли, наличие задолженности по заработной плате и т. п. Закон № 229-ФЗ допускает уменьшение исполнительского сбора и с учетом имущественного положения должника, устанавливая при этом, что такое положение обусловлено не субъективными, а объективными причинами (например, при принятии госзаказа не поступили денежные средства за его выполнение). При уменьшении размера исполнительского сбора в судебной практике нередко возникал вопрос о пределах такого снижения. Решением Арбитражного суда Челябинской области размер исполнительского сбора снижен до 3% . К доказательствам тяжелого материального положения суд отнес выписки банков о состоянии расчетных счетов должника, которыми подтверждается отсутствие денежных средств в период срока добровольного исполнения, наличие дефицита бюджета у общества, документы об аресте имущества, не позволяющие произвести реализацию части имущества для исполнения судебного акта. ФАС Уральского округа признал правомерным снижение исполнительского сбора до 0,5% от взыскиваемой суммы со ссылкой на то, что МУП «Горводоканал» является для города социально значимым предприятием, принимает меры для добровольного погашения задолженности, имеет тяжелое финансовое положение. Постановлением ФАС Уральского округа от 14.01.2008 № Ф09-11083/07-С1 подтверждена законность снижения исполнительского сбора до 1,5% со ссылкой на тяжелое материальное положение должника. В качестве доказательств этого принят бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках за I квартал 2007 г., справка о задолженности по кредитам, справка о задолженности по заработной плате, документы о сводном исполнительном производстве, наличие мобилизационного задания. Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 18.02.2008 по делу № А42-917/2007 подтверждена законность уменьшения исполнительного сбора до 0,1% со ссылкой на сложное финансовое положение общества, значительный размер задолженности, невозможность ее погашения в короткие сроки, незначительный пропуск срока исполнения требований исполнительных документов и принятие мер к их добровольному исполнению. Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на выводы, содержащиеся в постановлении Президиума ВАС РФ от 11.09.2007 № 6391/07. Факт наличия значительной дебиторской задолженности при отсутствии доказательств работы по ее погашению свидетельствует о том, что общество проявило неосмотрительность в хозяйственной деятельности, повлекшую за собой отсутствие денежных средств. Взыскание дебиторской задолженности стало производиться после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. В настоящее время острота данного вопроса снята, поскольку законодатель впервые определил максимальный предел, до которого суд вправе уменьшить размер сбора. Согласно ч. 7 ст. 112 Закона № 229-ФЗ размер исполнительского сбора может быть уменьшен не более чем на одну четверть от размера, установленного настоящим Законом. 4. Должник вправе обратиться в суд с исковым заявлением об освобождении его от взыскания исполнительского сбора. Основанием освобождения служит отсутствие оснований ответственности, установленных Гражданским кодексом РФ. По общему правилу, основаниями гражданской ответственности, если она принимает форму санкции (неустойки), являются противоправность действий должника и его вина. Противоправным применительно к исполнительскому сбору является бездействие должника, который добровольно не исполняет в установленный судебным приставом-исполнителем срок исполнительного документа при отсутствии доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, препятствующих этому. Форма вины должника при взыскании исполнительского сбора не имеет значения. Степень вины, как уже говорилось, может влиять только на вопрос об уменьшении размера исполнительского сбора, но не на освобождение от ответственности. Вместе с тем в гражданских правоотношениях общее правило о необходимости установления вины для привлечения к ответственности действует не всегда. В частности, субъекты предпринимательской деятельности отвечают за нарушение обязательства, возникшего из предпринимательской деятельности, и при отсутствии вины. Применительно к гражданскому законодательству лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Субъект предпринимательской деятельности освобождается от ответственности, только если докажет, что исполнение стало невозможным вследствие непреодолимой силы (ст. 401 ГК РФ). Непреодолимая сила - это событие, которое невозможно предотвратить имеющимися в данный момент средствами, даже если его можно предвидеть. Главное, чтобы это событие отвечало обоим признакам непреодолимой силы, т. е. было не только объективно непреодолимым в конкретной ситуации, но и неожиданным (чрезвычайным). К таким обстоятельствам при осуществлении предпринимательской деятельности ГК РФ не относит нарушения обязанностей контрагентами должника, отсутствия у должника необходимых денежных средств. Иными словами, субъекты предпринимательской деятельности несут ответственность не только за виновное, но и за случайное неисполнение обязательств. В гражданском праве установлена презумпция вины правонарушителя: именно он должен доказать отсутствие своей вины в правонарушении. Поэтому обращаясь с иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора, должник сам должен представить доказательства наличия непреодолимой силы. Десятый арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, указав, что, исходя из правового смысла п. 1 ст. 81 Закона об исполнительном производстве 1997 г. , о наличии уважительных причин неисполнения требования исполнительного документа должник обязан сообщить судебному приставу-исполнителю в срок добровольного исполнения, а не по его окончании. Должник не представил доказательств того, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заявителя, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях исполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Обращение в суд с заявлением об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора или с перечисленными выше исками влечет приостановление исполнения данного постановления до вынесения судом решения. При этом не требуется какого-либо судебного акта о приостановлении. В силу п. 7 ч. 1 ст. 40, ч. 4 ст. 45, ч. 8 ст. 112 Закона № 229-ФЗ должник, получив определение суда о принятии искового заявления (заявления) к рассмотрению и возбуждении производства по делу, обращается с заявлением о приостановлении к судебному приставу-исполнителю. Как было сказано выше, Закон № 229-ФЗ впервые отнес требования о рассрочке, отсрочке, уменьшении размера исполнительского сбора и освобождении от его взыскания к разряду исковых. В связи с этим на практике возникли следующие вопросы:
  • подлежат ли упомянутые исковые заявления оплате госпошлиной и как определить ее размер;
  • кто будет являться ответчиком по такому спору: судебный пристав-исполнитель или территориальная служба судебных приставов, которая обладает правами юридического лица;
  • должна ли уплаченная истцом сумма госпошлины в качестве судебных расходов взыскиваться с ответчика;
  • обязательно ли участие в таком деле взыскателя в качестве третьего лица;
  • распространяются ли на данные требования сроки давности, предусмотренные ГК РФ, и с какого момента их следует исчислять?
  • Требует детального рассмотрения вопрос о порядке возврата излишне взысканного исполнительского сбора при удовлетворении иска об уменьшении его размера, а также порядке возврата уплаченной суммы в случаях отмены:
    • судебного акта или акта другого органа, на основании которого был выдан исполнительный документ;
    • исполнительного документа;
    • постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
    В ч. 11 ст. 112 Закона № 229-ФЗ предусмотрено, что порядок возврата будет определен постановлением Правительства РФ, которое до сих пор не принято. Это обусловливает необходимость обращения с соответствующим заявлением в суд, поскольку для принудительного возврата сумм из федерального бюджета Бюджетный кодекс РФ требует предоставления судебного акта. Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении требования о признании незаконным отказа подразделения службы судебных приставов-исполнителей возвратить взысканный исполнительский сбор и об обязании совершить действия по возврату исполнительского сбора, полученного в ходе прекращенного исполнительного производства, со ссылкой на неверно выбранный обществом способ судебной защиты своих прав. Суд указал, что вопрос о возврате исполнительского сбора должен рассматриваться в рамках искового производства (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2007 № 09АП-13656/2007-АК). В заключение хотелось бы отметить, что обозначенные в статье вопросы уже возникают в судебной практике и требуют разъяснения со стороны высших судебных инстанций.

    Галина Владимировна ДЕГТЕРЕВА,

    Гражданское право: Учебник: В 2 т. Т 1 / Под ред. Е.А. Суханова. М.: БЕК, 2000. С. 452. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по делу № А41-К2-21402/07; ФАС Волго-Вятского округа от 07.03.2008 по делу № А79-5843/2007.

    По итогам гражданского судебного процесса между ответчиком и истцом, как правило, выигрывает одна из сторон и в случае, когда суд удовлетворяет требования истца, он получает на руки решение и исполнительный лист, который даёт кредитору законное право требовать долг с ответчика. Однако далеко не всегда должник охотно расстаётся с деньгами, несмотря на то, что он когда-то их брал и использовал.

    В таком случае закон остаётся на стороне истца, разрешая ему обратиться в службу ФССП с выданным судебным решением, а приставы в свою очередь возбуждают исполнительное производство и начинают процесс взыскания долга с ответчика. Также кроме номинально присужденной суммы должнику придётся оплатить и услуги ведомства, которые выражаются в исполнительском сборе.

    Что такое исполнительский сбор у судебных приставов

    Данное взыскание представляет собой штрафную санкцию, накладываемую на тех ответчиков, которые даже после решения суда добровольно не погасили долг или не предприняли каких-либо шагов по его реструктуризации. Исполнительский сбор применяется в том числе как дополнительная мотивация для должника по добровольному погашению своей задолженности в сроки, предоставленные законом, когда исполнительное производство в отношении его уже возбуждено.

    Исполнительский сбор судебных приставов – что это такое, и на каких государственных документах он базируется? Данный вид взыскания оговорен в статье 112 ФЗ № 229 и предписывает для должника введение санкций в случае неисполнения требований исполнительного листа в прописанные в нём сроки в добровольном порядке.

    Судебные приставы за работой

    Третья, и последняя функция данной меры заключается в том, что данные средства после взыскания зачисляются в бюджет государства и идут в том числе на самоокупаемость службы ФССП, то есть на денежные довольствия самих судебных приставов-исполнителей и прочих штатных сотрудников, а также на оплату всех нужд легитимно-хозяйствующего субъекта.

    Как выносится постановление о наложении исполнительского сбора

    Постановление о взыскании с должника выписывается автоматически во всех случаях при наступлении следующих обязательных ситуаций:

    • В случае, если срок, предусмотренный законом и подтверждённый в исполнительном документе, уже истёк. Здесь надо учесть, что при назначении этого периода времени ни суд, ни приставы не принимают во внимание выходные и праздничные дни, и, если взыскание назначено в пятницу, к среде оно уже должно быть оплачено.
    • Если должник был уведомлён о наложении взыскания надлежащим образом – либо при личном визите к приставам, либо посредством получения письма от «Почты России». Уведомление приходит адресованное конкретному лицу с указанием всех его паспортных данных, логотипом ведомства и подробным обоснованием размера санкций со ссылками на необходимые законы.
    • В отдельных случаях, если суд вынес решение, подразумевающее немедленное взыскание с должника, но прошло более суток с момента открытия исполнительного делопроизводства.
    • Если требования к ответчику, оговоренные судебным решением и исполнительным документом не были выполнены в полном объёме или частично, и он не представил внятного объяснения причины этому.

    Важно! Перед наложением взыскания судебный орган занимается проверкой активов должника на предмет возможности добровольного погашения, назначенного ему взыскания без какого-либо серьёзного урона качеству его жизни, а контроль за выполнением условий возлагается на сотрудника службы судебных приставов. Подобная практика применяется далеко не всегда, однако должник всегда имеет право требовать смягчения санкций в отношении себя, так как государство никогда не должно работать в ущерб своим подданным.

    Исполнительский сбор с должника

    В каких случаях пристав может принудить должника к выплате исполнительского сбора

    Данный вид пошлины подлежит принудительному взысканию, если наступает одна из двух причин (в строгом соответствии со 112-й статьёй ФЗ № 229):

    • В случае, когда ответчик намеренно уклоняется от добровольной уплаты сбора, назначенного ему приставами. Это означает, что он долгое время не проживает по адресу своей регистрации, не открывает дверь приставам, не отвечает на телефонные звонки или не расписывается в почтовых уведомлениях.
    • Если он, невзирая на запросы, не предоставляет письменных исчерпывающих обоснований, почему он отказывается от данной законной процедуры в данное время. Это правило введено в связи с тем, что на данный момент у должника могут физически отсутствовать денежные средства для уплаты данного сбора, и ему может потребоваться определённое время для их аккумулирования со своих доходов с учётом прочих обязательных платежей, в том числе необходимых налогов.

    Важно! Если должник не выплачивает сумму исполнительского сбора в течение 5 календарных дней с момента уведомления его о наложении штрафных санкций, и приставы начинают процедуру принудительного взыскания, срок давности этого процесса составляет 3 года.

    Основные причины невыплат, которые ответчик имеет право заявить на приёме у пристава, заключаются в следующем:

    • Текущая безработица ответчика, не дающая ему собрать требуемую сумму, – в таком случае срок переносится до обретения им постоянного трудоустройства со стабильными выплатами зарплаты.
    • В ситуации, когда оплата в добровольном порядке была произведена, однако бывший должник не направил никаких бумаг в адрес судебного пристава-исполнителя, что и послужило причиной недоразумения.

    Исполнительный лист

    5-дневный срок для добровольной оплаты взноса должником исчисляется лишь с момента фактического его получения на руки уведомления из ведомства, причём служащие могут применить несколько возможностей предоставления подобной информации:

    • Услуги «Почты России» посредством вручения письма с уведомлением для ответчика.
    • Телефонные переговоры в случае, если приставам известны домашние, мобильные, офисные или иные контакты должника.
    • Связь посредством интернет-почты с запросом обратного уведомления, а также с недавних пор вошедшие в обиход мессенджеры типа WhatsApp, Viber, Telegram и т. д. Кроме того, последнее время приставы могут обращаться к должникам с использованием зарегистрированных на них аккаунтах в соцсетях.
    • Путём личного визита к ответчику по месту его постоянного или временного фактического пребывания.

    Важно! Если должник отказывает должностным лицам в подтверждении о приёмке уведомления, документ считается врученным ему на руки, и отчёт 5-дневного срока начинается уже с момента дачи отказа.

    Как взимается исполнительский сбор

    Если должник не отреагировал на требование о добровольной уплате исполнительского взноса, начинается процедура принудительного взыскания, которая идентична такому же процессу, мотивирующему к уплате основного долга по вынесенному судебному решению в адрес кредитора, а именно:

    • Пристав имеет право требовать уплаты задолженности в устной или письменной форме.
    • Являться по месту жительства должника, описывать его имущество, изымать его для последующей реализации на торговых площадках ведомства либо на ответственное хранение до полного погашения взыскания.
    • Блокировать карточные, текущие, сберегательные и кредитные счета должника с последующим списанием с них средств в требуемом объёме, а также принуждать банковские учреждения к этим действиям в кратчайшие сроки.
    • Требовать от компетентных органов содействия в розыске должника с последующим привлечением его к административной ответственности и принуждению к уплате долга.
    • Накладывать ограничения по отчуждению и эксплуатации транспортных средств или недвижимого имущества ответчика.
    • Требовать от бухгалтерии работодателя принудительного отчисления требуемой к взысканию суммы с зарплаты должника в пользу службы ФССП.
    • Ограничивать ответчику выезд за рубеж до полного погашения суммы долга.

    Оспаривание решения в суде

    Важно! Перед введением каждой меры дисциплинарного воздействия пристав обязан уведомлять должника о своих планах по ограничению прав и свобод гражданина любым из перечисленных выше способов, в противном случае его действия считаются незаконными.

    Величина исполнительского сбора для должников

    Сумма исполнительского сбора напрямую зависит от самого взыскания в соответствии со статьёй 112 ФЗ, выражаясь в процентах от неё. По состоянию на август 2018 года эта цифра приравнивается к 7 % от общей суммы взыскания, но в то же время не может быть ниже 1,0 тыс. руб.

    Это означает, что если уплате подлежит штраф за нарушение ПДД в 500 руб. или просрочка оплаты коммунальных услуг в 2,0 тыс. руб. с копеечными пенями в платёжке, сумма сбора составит 1,0 тыс. руб. Такая сумма к взысканию будет до тех пор, пока общая сумма долга не будет выше 14,3 тыс. руб. Так, при сумме долга 20,0 тыс. руб. сбор составит уже 1,4 тыс. руб., 200,0 тыс. руб. – 14,0 тыс. руб. и т. д. При расчёте взысканий на алиментные удержания 7 % будут взиматься с каждого месячного долга, в течение которых была просрочка по платежам.

    Все указанные цифры платятся в бюджет государства и регулируются прежде всего самим ведомством ФССП, что идёт на хозрасчётную деятельность ведомства.

    Важно! При обложении подобной пошлиной юрлиц её минимальный размер будет взыскиваться уже в 10-кратной величине, т. е. 10,0 тыс. руб. вне зависимости от суммы взыскания. Эта мера направлена на скорейшее погашение долгов теми компаниями, которым могут быть выписаны мелкие штрафы, например, за нарушение ПДД или неверное оформление документов.

    В случае, когда судебный процесс проходит без каких-либо материальных требований, то исполнительский сбор взимается уже не в долях от суммы взыскания, а в натуральных величинах, которые варьируются от 1,0 до 5,0 тыс. руб. для физлиц и от 5,0 до 50,0 тыс. руб. для организаций в зависимости от сложности процесса и характера требований к ответчику.

    Блокировка счёта

    При каких условиях должник может быть освобождён от уплаты сбора

    В законодательстве существуют определённые лазейки, когда гражданин может значительно снизить сумму исполнительского сбора или вовсе освободиться от взыскания. Для того, чтобы произошли эти ситуации, должник обязан сделать один из следующих шагов:

    • Если должник сможет представить в ФССП объективное подтверждение своей несостоятельности в части исполнения данного требования, по крайней мере в текущий момент. Так, он может в данный период быть безработным, содержать на иждивении малолетних детей или престарелых родителей, проходить длительное лечение от тяжёлого заболевания в больнице или отсутствовать в регионе действия исполнительного производства под уважительным предлогом. Подобные шаги в ряде случаев могут отменить исполнительский сбор.
    • Выявить нарушение в назначении взыскания и написать на приставов жалобы в вышестоящую инстанцию или судебный орган, оспорив данное решение госслужащего. Надо сразу сказать, что исковое ходатайство в суд, поданное в отношении ФССП, не облагается пошлинами. Однако все процедуры по обжалованию должны быть проделаны не позднее, чем через 10 суток после вынесения постановления о сборе в адрес должника.
    • Ходатайство, поданное в судебный орган, может быть не только требовательного характера, дискриминирующее службы приставов. Также для ответчика доступно прошение через суд о снижении размера взыскания при наступлении в жизни должника каких-либо тяжёлых обстоятельств. Однако максимальная сумма снижения не может быть более 25% от первоначальных санкций и оставшиеся ¾ суммы всё равно придётся платить.
    • Последнее, что может решить заявитель через суд – это постановление об уплате взыскания частями на протяжении какого-либо времени, в рассрочку, при невозможности сделать это единовременно. Это значит, что в соответствие с достигнутыми с госорганом договорённостями взыскателю будет предоставлен удобный для него график периодических платежей, которые он будет погашать до окончания выплаты требуемой суммы.

    Арест имущества

    Важно! Ввиду того, что ходатайство необходимо составлять со знанием дела, закона и юридической терминологии, заявителю будет нелишним изучить несколько образцов подобных документов либо обратиться за помощью к квалифицированному адвокату. Особенно это актуально, когда должник пытается обвинить приставов в незнании закона и допущении ошибки при расчёте суммы штрафа, так как чаще всего госслужащие не допускают подобных неточностей и будут парировать любое заявление всеми возможными способами.

    Но, несмотря на это, в судебной практике достаточно часто встречаются случаи, когда должники выигрывали подобные дела, и сумма их взыскания значительно снижалась либо и вовсе обнулялась.

    Подводя черту, следует дать совет всем лицам, попавшим в неприятную ситуацию и ставшими должниками по суду, отвечать по решению суда как можно скорее, чтобы не подвергнуться новому, 7-процентному взысканию. Если же это не представляется возможным, нужно максимально быстро договориться с истцом на предмет реструктуризации, отсрочки или прочим мерам по снижению долговой нагрузки.

    Рассрочка платежа через суд

    Если же не предпринимать никаких действий долгое время, в итоге заплатить всё равно придётся, и вполне возможно – посредством реализации за копейки собственного имущества, а от исполнительского сбора при этом избавиться практически невозможно.

    Многие банковские должники рано или поздно сталкиваются с судебной системой. Кредитная организация хочет вернуть свои деньги и прибегает к искам против своих клиентов. Делается это обычно путем приказного судопроизводства, без участия ответчика. Зачастую он даже не знает об этом. С одной стороны, это хорошо, ведь судебный приказ , но с другой — визит приставов к вам домой может стать полной неожиданностью.

    ВНИМАНИЕ!!!

    Для жителей МОСКВЫ доступны БЕСПЛАТНЫЕ консультации в офисе , оказываемые профессиональными юристами на основании Федерального закона № 324 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» .

    Не ждите - запишитесь на прием или задайте вопрос-онлайн.

    Конечно, все это можно оспорить и отменить, особенно если . Например, родственников или в случае съемной квартиры хозяев. Для самого должника, сумма долга может увеличиться, даже если суд зафиксировал ее. Всему виной исполнительский сбор, который взимают приставы. Делается это не с каждым долгом, причем сумма значения не имеет. Давайте разбираться во всем по порядку.

    В статье 112 ФЗ 229 указано, что исполнительский сбор является денежным взысканием в случае неисполнения ответчиком своих обязательств по решению суда.


    Фактически это штраф, который налагается в рамках действующего производства, но выделяется в отдельное. Если вы сумеете выплатить основную сумму долга, а сбор оставите на потом, с вас не снимут ограничения и запреты.

    Сумма штрафа будет равна 7% от суммы долга, но не менее одной тысячи рублей. Будьте внимательны, при маленьком штрафе в 200-300 рублей появляется возможность получить еще и 1000, если вовремя не уследили.

    Возбуждение исполнительного производства

    Исполнительное производство возбуждается на основании судебного решения (ст. 30 ФЗ 229). К нему может быть приложено ходатайство об аресте имущества, счетов, иных доходов или денежных средств.

    Пристав имеет право окончить производство, если у должника отсутствую имущество или доходы.

    Важно! Взыскатель вправе потребовать вновь возбудить ИП, но не раньше чем через шесть месяцев со дня завершения.

    На практике, приставы редко выносят постановления о прекращении работы по делу. ИП годами находятся в базе ФССП, даже если о них давно забыли, чем серьезно усложняют жизнь ответчиков и самих приставов. Этот момент требует серьезной законодательной доработки.

    Постановление о взыскании исполнительского сбора

    Сумма исполнительского сбора составляет 7% от общей суммы долга. ФЗ 229 (Об исполнительном производстве) регулирует обязанность взыскания.


    Делается это следующим образом

    1. Истец обращается в суд и выигрывает его.
    2. Судья или истец направляют исполнительный лист в службу ФССП, где его отдают приставу, отвечающему за территориальность проживания ответчика. За каждым приставом закреплен определенный участок и конкретный дом.
    3. Пристав возбуждает исполнительное производство и уведомляет об этом ответчика. Должник обязан расписаться за получение уведомления, иначе пристав не будет иметь право взимать исполнительский сбор.
    4. Если ответчик добровольно не погасил задолженность в десятидневный срок, то пристав начинает принудительное взыскание, параллельно возбуждая отдельное производство по сбору.
    5. Дальше следует , арест счетов и т. д.

    Исполнительский сбор — как не платить?

    После того как вас уведомили о возбуждении производства, необходимо в срочном порядке в течение пяти дней, внести посильную для вас сумму на счет ФССП. Неважно какую, можно даже 100 р. В этом случае вы не будете считаться злостным неплательщиком, а соответственно, исполнительский сбор вас не коснется.

    Мало того, в большинстве случаев пристав не пойдет к вам домой. Получается вы сохраните свое имущество. Конечно, если истец потребует ареста вещей, пристав подчинится, но по собственной инициативе трогать вас не будет.

    Важно : срок в который вы расписались за возбуждение производства не имеет значения.

    Обжалование исполнительского сбора

    Исполнительский сбор можно обжаловать, если вы уверены, что его быть не должно. Делается это путем заявления к старшему судебному приставу или через суд.

    Добровольное исполнение исполнительного документа

    Если вы решите закрыть долг у пристава в добровольном порядке, то должны учесть и соблюсти несколько правил, которые помогут завершить процедуру юридически правильно.

    1. Напишите заявление приставам о своем согласии с долгом.
    2. Оплатите квитанцию и сделайте ее копию, которую передайте в канцелярию приставов под подпись.
    3. Уведомите истца об оплате в письменном виде, по почте с уведомлением.
    4. Следите за поступлением денег на счет ФССП (до 7 рабочих дней).
    5. Запишитесь на прием к приставу и заберите бумаги об окончании ИП.
    6. Следите, чтобы вас убрали из базы должников.

    Только подобный тщательный контроль даст возможность НОРМАЛЬНО закончить процедуру.

    Как оплатить исполнительский сбор

    Оплатить можно несколькими способами:

    • через кассу любого банка;
    • через платежные системы (КИВИ, Робокасса и т. д.);
    • через онлайн-банк.

    Итог

    Если возникают вопросы по теме данной статьи задавайте их в комментариях либо дежурному юристу сайта в форме всплывающего окна. Мы обязательно ответим и поможем.

    Мы также рассчитываем и на вашу помощь, ставьте лайки и делайте репосты в соцсетях. Чем больше народу будет знать о возможности выхода из долговой ямы, тем больше счастливых людей станет у нас в стране. Надеемся на понимание.

    Здравствуйте, Ольга. Я проанализировал ответы юристов и подготовил развернутый ответ на ваш вопрос.

    Что такое исполнительский сбор? У судебных приставов есть право применить такую санкцию, если должник добровольно и в установленный срок не исполнил решения суда. Можно ли не платить исполнительский сбор или хотя бы снизить его размер? Рассказываем далее.

    Определение

    Исполнительский сбор – это взыскание с должника в денежной форме при неисполнении им исполнительного листа в срок, установленный для добровольного или немедленного (на протяжении суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства) исполнения (ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 г., далее – Закон № 229-ФЗ). Что это значит?
    Допустим, судебный процесс закончился, суд вынес решение взыскать с ответчика определенную сумму долга. На основании данного решения составляют исполнительный лист, который направляют судебному приставу по месту жительства ответчика.
    Пристав, в свою очередь, возбуждает исполнительное производство и выносит соответствующее постановление, копию которого направляет должнику. В постановлении указывается срок для добровольного исполнения требований – 5 рабочих дней (ст. 30 Закона № 229-ФЗ).
    Если за это время долг не погашается, пристав возбуждает производство о принудительном взыскании задолженности и одновременно выносит постановление о взыскании исполнительского сбора. Далее принимаются меры принудительного исполнения: обращение взыскания на денежные средства или периодические выплаты, арест и изъятие имущества и т. п.
    То есть исполнительский сбор – это штраф, который судебные приставы накладывают на должника за неисполнение решения суда.

    Размер исполнительского сбора

    Величина исполнительского сбора может быть разной:

    1. По исполнительным листам имущественного характера – 7% от суммы долга или стоимости взыскиваемого имущества.
    2. Сбор не может быть меньше 1 тысячи рублей – для физических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) и не менее 10 тысяч рублей – для юридических лиц. Если сумма задолженности маленькая, сбор все равно будет не менее 1 тысячи рублей.

    3. По исполнительным листам неимущественного характера:
    • с физических лиц и ИП – 5 тысяч рублей;
    • с юридических лиц – 50 тысяч рублей.

    При солидарной ответственности нескольких должников перед одним взыскателем каждый из них платит по 7%.
    В отношении периодических платежей (алиментных обязательств) сбор начисляется на каждую сумму долга отдельно.

    Основания для взыскания

    Прежде чем выносить постановление о взыскании сбора, пристав должен установить наличие оснований для этого:

    • срок для добровольного исполнения истек;
    • должник не исполнил требований исполнительного листа;
    • есть документальное подтверждение того, что должник получил копию постановления о возбуждении исполнительного производства (уведомление о вручении) или отказался от получения (подписанный отказ); Важно! Если копия постановления была отправлена, а должник специально ее не получил (не явился за ней), он считается надлежаще извещенным.
    • должник не представил доказательств того, что не имеет возможности исполнить требования из-за помех непреодолимой силы.

    Непреодолимой силой считаются непредотвратимые и чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, военные действия, дорожно-транспортные происшествия, пожар и т. п.). Болезнь тоже может быть непреодолимой силой, но здесь каждый случай рассматривается отдельно (угроза жизни, степень тяжести).

    Финансовые трудности непреодолимой силой не являются.

    При наличии вышеуказанных обстоятельств необходимо предоставить судебному приставу заявление с просьбой продлить срок для добровольного исполнения, приложив к нему доказательства. Пристав рассмотрит заявление, оценит доказательства и вынесет постановление об удовлетворении заявления или об отказе.

    Когда исполнительский сбор не взыскивается

    Сбор не подлежит взысканию, если:

    • производство возбуждено по исполнительному листу, полученному от пристава с другой территории;
    • если исполнительный лист предъявлен повторно и по нему уже есть постановление о взыскании сбора;
    • производство возбуждено по актам о применении обеспечительных мер;
    • исполнительный лист содержит требование о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы РФ или об обязательных работах;
    • производство возбуждено по запросу о розыске ребенка.

    Снижение размера сбора, отсрочка, рассрочка, освобождение от уплаты

    Если в течение срока для добровольного исполнения должник частично исполнил требования исполнительного листа, пристав должен пересчитать сумму сбора, исходя из фактической задолженности. Для этого необходимо предъявить приставу соответствующие подтверждающие документы.
    При наличии смягчающих обстоятельств (материальные трудности, болезнь) суд может отсрочить или рассрочить выплату сбора, снизить его размер (не более чем на 1/4) или вовсе освободить должника от уплаты. Для этого необходимо обратиться в суд, в котором был выдан исполнительный лист, с отдельным иском. В иске нужно описать объективные причины, которые не позволили выполнить требования в установленный срок (с подтверждающими документами); перечислить меры, предпринятые для их исполнения. На время рассмотрения иска взыскание сбора приостанавливается.

    Возврат исполнительского сбора

    Взысканный сбор полностью или частично возвращается, если:

    • отменен акт, на основании которого выдан исполнительный лист;
    • отменен исполнительный лист;
    • суд снизил размер сбора или освободил должника от его уплаты;
    • отменено постановление о взыскании сбора.

    Для возврата нужно подать судебному приставу заявление, в котором указать способ перечисления денег.

    Срок возврата сбора не может превышать 30 календарных дней с даты принятия заявления.

    Если в отношении вас возбуждено исполнительное производство, постарайтесь успеть выполнить требования исполнительного листа в установленный срок! В противном случае вам на своем примере придется узнать, что такое исполнительский сбор. У судебных приставов будут все основания его взыскать.

    В долг, не возвращают их в установленные сроки и в нужном размере. Это приводит к тому, что кредитор вынужден обращаться в суд, чтобы взыскание денег осуществлялось принудительно. Для этого проводятся судебные заседания. При этом важно разобраться, что надо делать кредитору, как передается дело приставам, а также что это такое - исполнительный сбор.

    Как взимаются средства с должников?

    Во время судебных заседаний рассматриваются доводы и доказательства каждой стороны. Наиболее часто такие дела заканчиваются в пользу кредитора, который имеет веские основания взимать свои средства с должника. Как правило, такие дела инициируются банками, разными микрофинансовыми организациями или частными кредиторами. Также они могут открываться на основании отсутствия платежей по алиментам, налогам или коммунальным услугам.

    На основании судебного решения выдается кредитору исполнительный лист, который должен передаваться приставам. Это является основанием для того, чтобы было начато исполнительное производство. Оно предполагает использование в отношении должника многочисленных мер воздействия.

    Если должник не исполняет требования суда, то это приводит к тому, что начинают взимать с него приставы исполнительный сбор. Он представлен определенной мерой наказания для должников.

    Что такое исполнительный сбор у судебных приставов? Он уплачивается каждым нерадивым плательщиком и представлен штрафом за нарушение производства, так как им не исполняются требования суда. Именно за счет этих средств снижаются затраты государства на содержание службы приставов. Также платеж выступает мотивационным фактором, чтобы должники оперативно исполняли решения суда, когда просто не желают выполнять действия по исполнительному листу.

    Когда приходится уплачивать деньги?

    Что это такое - исполнительный сбор? Он представлен платой должника за то, что тот не исполняет требования суда и приставов.

    Как только исполнительный листок оказывается в руках у пристава, он уведомляет должника о том, что он обязан выполнить определенные действия, призванные для исполнения его обязательств. Для этого дается обычно 5 дней, но может увеличиваться этот срок по разным причинам. В уведомлении указывается, что если данное требование не будет выполнено, то будет произведено взыскание исполнительного сбора.

    Все вопросы относительно данного платежа регулируются ФЗ № 229, в котором описываются правила осуществления исполнительного производства, а также указывается, как грамотно рассчитывать этот сбор приставам.

    Что указывается в законе?

    Что это такое - исполнительный сбор? Он представлен штрафом для людей, которые даже после судебного заседания отказываются уплачивать разные налоги, алименты, коммунальные услуги или иные обязательные платежи.

    Назначается этот сбор исключительно приставами на основании постановления суда. Это приводит к тому, что должники должны не только возвращать деньги ответчику, но и уплачивать средства приставам.

    Особенности начисления

    При определении того, что такое исполнительный сбор у судебных приставов, следует разобраться в основных нюансах его применения:

    • основание указывается в постановлениях;
    • размер штрафа варьируется для физлиц или юрлиц;
    • если имеется спор, обладающий имущественным характером, то для него размер сбора устанавливается в зависимости от цены иска;
    • допускается увеличение платежа.

    Для взимания средств формируется специальное постановление, отправляемое должнику. Даже если гражданин отказывается принимать и читать документ, постановление все равно продолжает действовать, поэтому отказаться от внесения платежа не получится.

    Каков размер сбора?

    Следует правильно определять размер исполнительного сбора.

    Для стандартных дел приходится физлицам уплачивать 5 тыс. руб., а если виновником является компания, обладающая статусом юрлица, то для нее штраф составляет 50 тыс. руб.

    Если в суде разбирается дело, обладающее имущественным характером, то размер зависит от цены иска. Стандартно взимается 7 % от данного значения, но не может эта плата быть меньше чем 1 тыс. руб.

    Если выявляются фактические нарушения, осуществляемые ответчиком, то допускается приставам увеличить данный платеж.

    Как оформляется сбор?

    Для взимания денег с должника должен первоначально пристав составить специальное постановление о взыскании исполнительного сбора. Перед тем как оно вступит в силу, оно передается руководству службы приставов. Документ утверждается начальником, после чего возникает у должника обязанность дополнительно уплачивать указанную в документе сумму средств.

    Как может поступить ответчик?

    Если у должника имеются финансовые трудности, то он может обратиться в суд, чтобы попросить отсрочку или рассрочку. При определенных условиях решением суда может уменьшаться размер данного взноса, а в некоторых случаях даже освобождается должник от его уплаты.

    Указанные полномочия имеются исключительно у суда, поэтому должнику придется подавать иск в данное учреждение.

    На каких основаниях происходит взыскание средств?

    Причины, по которым возникает необходимость для должников уплачивать этот вид сбора, прописываются в ФЗ № 229, ст. 112. В качестве оснований для взыскания этих денег выступают:

    • отказ ответчика исполнять свои обязательства перед кредитором, поэтому в установленный срок не уплачиваются нужные средства по исполнительному листку;
    • формирование разных препятствий для приставов, чтобы они оптимально справлялись со своей работой;
    • несвоевременно были предоставлены сведения о том, что ответчик не может по сложному финансовому положению уплачивать средства кредитору.

    По вышеуказанным причинам осуществляется взыскание исполнительного сбора. Допускается опротестовать штраф, если должник сможет доказать, что приставом использовались методы, нарушающие регламент.

    По каким законным причинам может отказаться должник от уплаты?

    Существует несколько официальных причин, по которым допускается должнику не уплачивать исполнительный сбор. К ним относится следующее:

    • В жизни должника появляются какие-либо непредвиденные обстоятельства, по которым у него отсутствует возможность для уплаты средств. Например, произошло стихийное бедствие или обнаружилась болезнь, требующая дорогостоящего и долгого лечения.
    • Истец, представленный кредитором, самостоятельно или по решению суда предоставил другой стороне разбирательства отсрочку или рассрочку платежа. Также могут другими способами изменяться обязательства гражданина. При этом данный факт должен отображаться в официальных документах, а также изменения должны вноситься в исполнительный лист.
    • Ответчик физически не может выплатить средства, например является безработным инвалидом, или возникли другие обстоятельства, по которым он не может получать доход. В этом случае он не должен отрицать наличие долга, а также обязан предпринимать разные попытки для его погашения. При такой ситуации суд может отменить платеж приставам.

    Отменить данный сбор допускается на разных этапах исполнительного производства. Наиболее часто это требуется уже после того, как будет выпущено постановление о его взыскании. Ответчик, являющийся должником, подготавливает официальные документы, на основании которых подтверждает, что на конкретном законном основании может не уплачивать средства государству.

    Таким образом, разобравшись в том, что это такое - исполнительный сбор, каждый человек сможет понять, что уплачивать его обязаны должники, которые не исполняют требования суда после принятия соответствующего решения. Существуют законные и официальные методы, с помощью которых можно отказаться от его уплаты. Размер платежа зависит от статуса гражданина, а также может увеличиваться сбор при отсутствии средств от должника в течение длительного времени.


    © 2024
    russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал