04.07.2024

Кто проходит аудиторскую проверку за год. Обязательный аудит организации. Осуществление определенных видов деятельности


Обязательный аудит проводится предприятием каждый год. В качестве проверяющих выступают независимые аудиторские фирмы, имеющие соответствующую лицензию. Результатом проверки, является заключение проверяющего о правильности отражения фактов хозяйственной и финансовой деятельности. Не все компании должны проходить обязательный аудит. Так, ежегодно должны проверяться:

  1. акционерные общества;
  2. кредитные учреждения;
  3. страховые фирмы;
  4. инвестиционные фонды;
  5. компании, чьи ценные бумаги участвуют в торгах на бирже и другие.

Проходить обязательную проверку должны и другие предприятия, если их деятельность превышает установленные финансовые показатели. Критерии обязательного аудита в 2018 году:

  • выручка более 400 млн. рублей, без учета НДС;
  • активы предприятия на конец года превышают 60 млн. рублей.

Критерии, обязывающие компании проводить проверку установлены п. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Если по результатам деятельности компании выполняется, хотя бы одно из этих требований, она должно проводить аудит. Информация берется за предыдущий год, т.е. если после окончания года деятельность предприятия отвечала одному из требований, в следующем году ей нужно пройти обязательный аудит.

Как видно, нет специальных требований, регламентирующих обязательный аудит для ООО. Если активы или выручка компании превышает установленные нормы, ООО должны ежегодно проверятся. Обязательность ежегодного аудита для ООО может устанавливаться уставом или решением участников общества. Но в том, и в другом случае речь идет уже об инициативном аудите.

Существуют и требования по тому, как должна быть проведена аудиторская проверка. Аудит должен отвечать следующим критериям:

  • Проверка проводится по всей деятельности организации. Оцениваются все активы, обязательства, материальные запасы компании. Анализируются бухгалтерская и налоговая отчетности. Осуществляется проверка достоверности расчетов с учредителями, контролирующими органами, бюджетными фондами.
  • Заключение проверяющей компании должно быть определенным. По окончанию проверки аудитор должен вынести четкий вердикт, достоверные или нет сведения представленны в финансовой отчетности.
  • Аудит проводится с соблюдением всех стандартов. Ранее правила проведения аудита регулировались российским законодательством. Однако с 2017 года все изменилось и деятельность аудиторских фирм должна отвечать уже международным стандартам.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

​Аудит представляет собой очень трудоемкий процесс, поэтому непосредственно перед проверкой составляется ее подробный план. В начале изучаются сведения о предприятии, на котором она будет проходить. На основании этой информации определяется стратегия и тактика, разрабатывается программа аудита, составляется график и план. Все согласовывается с клиентом.

Затем осуществляется сама проверка. Изучаются все финансовые, бухгалтерские и уставные документы. Полученные данные анализируются, дается оценка на их соответствие российскому законодательству. Установленные недочеты фиксируются, аудитор предлагает мероприятия по их устранению.

Итоговые выводы представляются учредителям организации в виде аудиторского заключения. Существует два типа заключения: безоговорочно положительное, такое решение выносится, если нарушений в ходе проверки не обнаружено, и модифицированное. Последнее в свою очередь делится на три подтипа:

  1. положительно с оговорками;
  2. отрицательное;
  3. отказ от выражения мнения, выдается при неполном представлении документов на проверку.

В основном, на практике, выдаются положительные заключения или мнения с оговоркой. На два других варианта приходится менее 1% заключений.

После получения документа, предприятие должно представить его в Росстат. Заключение передается вместе с годовым бухгалтерским балансом и другой отчетностью. Сделать это нужно в течение 10 дней с момента его представления юридическому лицу, но до окончания года, следующего за отчетным.

Переход на международные требования внес коррективы в процедуру проведения аудита. В первую очередь это затронуло изложение мнения аудитора по результатам проверки. Изменилась форма заключения, теперь она стала более информативной. Помимо оценки финансовых показателей фирмы, оно включает анализ основных моментов, которые заинтересовали аудитора и перечисление возможных рисков для дальнейшей деятельности.

С 2018 года фактически была упразднена аудиторская тайна . Теперь ФНС может получить любые документы по проведенной проверке у аудиторской компании. Более того, согласно новым поправкам, налоговикам разрешается разглашать полученную информацию.

Проверка не осуществлялась, что будет

Игнорирование законодательства влечет за собой наложение штрафных санкций. Оштрафовать могут как саму организацию, так и ее руководителя. Надзорные органы могут выписать оба штрафа.

В случае обязательного аудита нарушением считается:

  • Непредставление информации в органы статистики. В налоговую инспекцию представлять заключение не нужно. Штраф на руководителя составит от 300 до 500 рублей. Компания заплатит 3 000 - 5 000 рублей;
  • Отсутствие или не своевременное внесение сведений в государственный реестр о деятельности организаций. На предприятие могут быть наложены санкции в размере от 5 000 до 50 000 рублей;
  • Нарушение сроков хранения результатов аудита. Выездная налоговая проверка может запросить документы по аудиту за прошедшие 5 лет. Именно такой срок установлен для хранения аудиторских заключений по закону. Если документов нет, организацию оштрафуют на 5 000 - 10 000 рублей.

Все ООО, подпадающие под законодательные требования, должны проходить обязательную проверку, иначе придется платить большие штрафы. Также важно отслеживать сроки сдачи аудиторских заключений в органы статистики, их нарушение также повлечет за собой наложение штрафных санкций.

Обязательный аудит в 2019 году. Что изменилось, куда сдавать заключение?

Критерии обязательного аудита в 2019 году.

  1. Санкции за не сдачу аудиторского заключения в 2019 году.
  2. Когда заключать договор на аудит за 2019

За 2019 год бухгалтерская отчетность с аудиторским заключением будет представляться только в налоговый орган, изменятся критерии обязательного аудита, а также увеличится ответственность за не проведение обязательного аудита.

Какие критерии обязательного аудита в 2019 году?

Аудиторская проверка в 2019 году является необходимой проверкой и одним из способов подтверждения работы компании в соответствии с законодательством. Обязательную аудиторскую проверку проводят прежде всего для избежания конфликтов с контролирующими органами, а также, чтобы завоевать доверие своих клиентов и потенциальных инвесторов.

В каких случаях проводится обязательная аудиторская проверка за 2019 год закреплено в Федеральном законе № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»., в т.ч.:

  • Подлежат аудиту банки, страховые компании и отдельные иные виды организаций в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами:
  • Организации, составляющие консолидированную отчетность по закону 208-ФЗ «О консолидированной отчетности»;
  • Компании размещающие ценные бумаги публично;
  • Группы взаимосвязанных организаций, как единое хозяйственное образование составляющее финансовую бух.отчетность;
  • Компания является акционерным обществом.
  • Обязательная проверка может быть закреплена федеральными законами. Например, для микрофинансовых компаний и застройщиков, для организаторов азартных игр и эмитентов ценных бумаг.
  • Выручка предприятия за предшествующий отчетный год более 400 млн. руб.;
  • Величина активов бухгалтерского баланса на конец предыдущего года превышает 60 млн руб.;

Обязательная проверка проводится, если выполнено как минимум одно из перечисленных оснований.

Законодатели планируют изменить критерии проведения аудиторской проверки в 2019 году. Уже подготовлен Проект закона ко второму чтению (№ 273179-7). Есть основания полагать, что с 2020 года критерия аудита изменятся:

  • увеличится сумма активов бух.баланса по состоянию на конец каждого из двух предшествовавших отчетному году последовательных лет — до 200 млн руб.;
  • увеличится объем выручки с 400 млн.руб. Новый критерий — за каждый из предшествовавших отчетному году двух последовательных лет до 600 млн руб.;
  • введут новый критерий по численности сотрудников — не менее 100 человек за каждый из двух предшествовавших отчетному году последовательных лет.

Пока в 2019 году законопроект еще не принят, и продолжают действовать старые критерии 2018 года. Но в следующем 2020 году изменения могут вступить в законную силу и аудит будут проводит по иным критериям.

Санкции за непредъявленные аудиторские заключения в 2019 году .

В случае, если Ваша компания подпадает под условия для проведения обязательного аудита, то не позднее 31.12.2020 года вам необходимо передать аудиторское заключение по бухгалтерской финансовой отчетности 2019 года в налоговый орган. В тоже время аудиторское заключение надо передать в не позднее 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения. (п. 2 ст. 18 Закона от 06.122011 года № 402-ФЗ «О бух. учете»).

Существует ответственность и за непредставление сведений о последствиях проведения обязательного аудита или их не своевременное внесение в Единый реестр о фактах деятельности юр. лиц: установленный штраф от 5 до 50 тыс. руб. (пункт 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).

За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от 5 лет), найденного в ходе выездной налоговой проверки - может быть штраф от 5000 до 10 000 руб. (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

При этом всегда нужно учитывать, что наложение штрафов и санкций не освобождает ответственное лицо от обязанности выполнить аудит и представить заключение по ней.

Куда необходимо предоставить аудиторское заключение за 2019 год?

Аудиторское заключение нужно передать в Росстат. Когда аудиторское заключение о годовой бухгалтерской отчетности готово до сдачи бухгалтерского баланса, его можно представить с бухгалтерской отчетностью.

Из этого следует, что за 2018 год аудиторское заключение нужно обязательно предоставить в Росстат в срок не позднее 31 декабря 2019 года.

За 2018 год в налоговую аудиторское заключение передается только по требованию налоговой службы.

Годовая бухгалтерская отчетность вместе с заключением по аудиту за 2019 год будет представляться только в налоговый орган по месту нахождения компании в форме электронного документа. В 2020 году в Росстат ни отчетность, ни заключение передаваться нет необходимости!

Период предъявления годовой отчетности в ИФНС остались те же: не позже 3 месяцев после окончания отчетного периода, как правило крайний день сдачи отчетности попадает на 1 апреля.

Заключение о проведенном обязательном аудите за 2019 год требуется предать в налоговую в электронном виде вместе с бух. отчетностью или в течение 10 рабочих дней после даты выдачи заключения. Последний срок — не позже 31 декабря следующего за отчетным года (ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

Следующая редакция статьи 18 Закона о бух.учете вступает в силу с 2020 года, передача бухгалтерской отчетности в 2019 году (за 2018 год) будет проводится по прежнему — в органы статистики.

Поэтому годовую бух.отчетность и аудиторское заключение за 2019 год нужно сдавать только в налоговые органы – уже в следующем 2020 году.

Величина штрафа и санкции будут зависеть от того, нужно ли было проведение обязательного аудита?

Если необходимость была - то штраф, как правило, будет значительно больше.

Таким образом, санкции за аудиторское заключение за 2019 году (его непредоставление) значительно возрастут. В связи с этим, просим, будьте внимательны и не забывайте в положенный срок проводить аудиторскую проверку!

Вид нарушений по Бух.отчетности 2019 в ИФНС, штрафы по статье 15.11.1 КоАП.

1). Не сдали бух.отчетность или сдали в неполном объеме – штраф должностным лицам 50-70 тыс., на юридических лиц 100-200 тыс.;

2) Не сдали подлежащую аудиту отчетность и АЗ или сдали в неполном объеме – штраф должностным лица 80-100 тыс., на юридических лиц 300-500 тыс.

3) Не сдали бухотчетность до 31 декабря следующего за отчетным года — должностным лицам штраф 80-100 тыс., на юридических лиц 200-300 тыс.

4) Не сдали подлежащую аудиту отчетность и АЗ до 31 декабря –штраф на должностных лиц 100-200 тыс., на юридических лиц - 500-700 тыс.руб.

Когда заключать договор на аудит за 2019?

Нужно помнить, что аудиторская проверка осуществляется не только для статистики и налоговой инспекции! Прежде всего, аудиторское исследование нужно собственникам компании для того, чтобы оценить в какой степени можно доверять бухгалтерской отчетности и принимать верные управленческие решения.

Большинство субъектов обязательного аудита обязаны осуществлять ежегодную аудиторскую проверку по установленным российским законам. Аудит должен быть объективным, подтверждающим достоверность указанных данных финансовой бухгалтерской отчетности, прозрачность и корректность ведения бухгалтерского и налогового учета в соответствии с установленными законодательством нормами. Это является показателем устойчивой и упорядоченной работы компаний. Обязательный аудит каждый год от нашей компании ООО «Аудит Эксперт» осуществляют большинство компаний – это выполнение аудиторских процедур в соответствии с действующими требованиями и методиками. Данный анализ проводят высококвалифицированные специалисты, которые по результатам проделанной работы представляют в конце исследования своим клиентам подробное аудиторское заключение и отчет о проделанной работе.

Если Ваша компания подлежит обязательному аудиту, и Вы его проведете (получив заключение), то Вы соблюдете требования законодательства. Но нужно понимать, что обязательный аудит не является панацеей от всех уязвимостей и ошибок. Данный факт связан с тем, что обязательный аудит предполагает, что исследование проводится только для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Тем самым, проверяется и налоговая отчетность, т.е. только с точки зрения достоверности.

Данный подход не обеспечивают Вам защиту от налоговых рисков и переплат по налогам. В практике работы ООО «Аудит Эксперт» обнаружение таких случаев не является редкостью, в т.ч. и в предприятиях, которые ранее проводили обязательный аудит.

Например, часто организации не начисляют резервы по сомнительным долгам и на оплату отпусков в бухгалтерском и налоговом учете. Наши эксперты в ходе аудита подробно объясняют:

— как правильно начислить данные резервы, что помогает значительно снизить сумму налога на прибыль,

— а также предотвратить доначисление налогов и штрафных санкций.

По нашему опыту в каждой второй компании мы помогаем снизить налоговые риски. А вдруг и в Вашей компании переплачиваются или занижаются налоги?

Важно отметить, что обязательный аудит - это аудит только по окончанию проверяемого года. Поэтому, когда вспоминают про обязательный аудит уже нет возможности своевременно предотвратить ошибки и найти решения финансовых проблем компании. Во многих случаях «постфактум» после завершения отчетного года уже нельзя ничего изменить. Но в случае заключения договора на аудит заранее до окончания года, то наши аудиторы успеют выявить все потенциальные ошибки, и ваш бухгалтер сдаст верную бухгалтерскую отчетность за 2019 год. Дата заключения договора на цену аудита практически не влияет – но, заранее проверенная отчетность практически не будет иметь бухгалтерских ошибок. И аудиторское заключение будет скорее всего положительным!

Не тяните с выбором аудиторской компании, заранее заключайте договор на аудит – до окончания отчетного года.

Awara is a Russian accoutning company that offers a full range of bookkeeping and financial administration services for foreign companies who start business in Russia. Although we a local accounting firm we follow the best international practices to provide you with the best client support. Make your accounting safe, sound, and efficient with Awara.

Legal Services

We are a Russian legal company working under international standards. We offer services that cover most possible matter that companies may face while doing business in Russia. We state that the function of the commercial lawyer is not to “tell what the law says,” but to deliver winning arguments and real solutions.

IT Solutions

Awara IT Solutions is proud to provide its clients with IT-services meeting the requirements of Russian law without changing clients’ existing processes. This unique combination of a strong background in system integration, law and taxation makes us a reliable and efficient partner for new-comers onto the Russian market. Our team has implemented multiple projects with Microsoft Dynamics NAV, Microsoft Dynamics AX, CRM and 1C.

Audit Services

We focus on providing audit services resulting in a clear understanding of financial records, accurate risk assessment and recommendations for areas of improvement and tightening of internal controls. Our services include Russian statutory audit, tax audit, internal audit and audit in accordance with international standards (IFRS, US GAAP).

Direct Search & Recruitment

As an internet and social media based recruitment leader, we really offer a competitive edge in finding the best and most motivated people in Russia and the CIS. We provide headhunting and recruitment services with 19% success fee only and no retainers. If no candidate is hired, no fee applies.

Corporate Trainings and Seminars

We understand that every business and organization is different and pre-packaged training programs don’t work for everyone. Our client-focused approach allows us to design training programs that are customized to deliver the results you need. At our hands-on practical training sessions professionals in fields such as business, sales, marketing, HR, finance and law improve their skills and abilities to solve the problems of tomorrow.

Регулирование деятельности российского бизнеса все больше приближается к , что связано и с притоком иностранных инвестиций, и с выходом российских компании на внешние рынки капитала.

Для эффективного взаимодействия с российскими и иностранными партнерами в России на 2019 год были введены международные стандарты аудита , которые серьезно повлияли на сложившуюся практику проведения проверок.

Требования к проведению аудита для обществ с ограниченной ответственностью распространяются не на все компании, а только на юридические лица , попадающие под определенные критерии. Связано это с тем, что большинство ООО, относящихся к малому и среднему бизнесу, имеют небольшие финансовые обороты, не выводят свои акции или облигации на рынок ценных бумаг, публикуя проспект эмиссии, не привлекают деньги частных лиц. Следовательно, необходимости дополнительной проверки достоверности их отчетности не возникает.

Основные критерии для проверки

Обязательный аудит должны проходить компании, чья деятельность затрагивает интересы множества третьих лиц или имеющих достаточно высокие финансовые показатели. Эти критерии устанавливаются законодательством об аудиторской деятельности и иногда меняются в части повышения пороговых значений выручки и .

Требования для ООО делятся на две группы : по видам деятельности и иным схожим характеристикам и по финансовым показателям. По этим признакам можно выделить ООО, которые являются субъектами обязательного аудита. Акционерные общества в форме ПАО, чьи акции распространяются по публичной подписке, проверяются в любом случае вне зависимости от соответствия иным критериям .

Субъекты

Закон устанавливает следующие группы обществ с ограниченной ответственностью , для которых аудит годовой отчетности является обязательным:

  1. По видам деятельности – аудит обязаны проводить банки, страховые компании, пенсионные фонды, холдинговые компании, которые готовят консолидированную отчетность по холдингу и публикуют ее, компании, чьи облигации обращаются на организованном рынке ценных бумаг.
  2. По финансовым показателям эти требования распространяются на предприятия с объемом выручки, превышающим 400 миллионов рублей, а также если валюта актива баланса превышает 60 миллионов рублей.

Если общество с ограниченной ответственностью попадает под эти критерии, требования по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности для нее становятся обязательными. По сравнению с прошлым годом в этих критериях ничего не изменилось, новых субъектов или требований не появилось.

Согласно новым целями и задачами обязательного аудита в 2019 году станут не только стандартные проверка достоверности бухгалтерской отчетности и выявление ошибок, возникающих при ведении учета, но и анализ бизнеса . Первые две задачи сохраняются в полном объеме и несколько расширяются, так на плечи внешних аудиторов ложится и обязанность проверять работу внутренних.

Задача бизнес-анализа состоит в выявление рисков, факторов, из-за которых появляются препятствия при развитии деятельности компании, и разработка рекомендаций по такому изменению финансово-хозяйственной деятельности, которая поможет устранить эти риски.

При том, что заключение с этого года подлежит обязательной публикации, его бизнес-часть должна быть выполнена максимально корректно и взвешенно , нельзя допускать неверной трактовки тех или иных фактов хозяйственной жизни.

Законодательство

Кроме основных законов регулируется обязательный аудит по нормам Приказом Минфина №192н , вышедшим 24 октября 2016 года. Им введено в силу 30 международных стандартов аудита .

Также чуть позже был принят Приказ №203н, который утвердил еще 18 стандартов. Среди наиболее значимых изменений :

  • внедрение принципов поэтапного аудита;
  • введение понятия аудиторских доказательств;
  • изменение формы заключения, вместо стандартного отчета предлагается расширенный документ с анализом деятельности организации, рисков бизнеса и других вопросов;
  • подготовка модифицированного заключения;
  • аудиторское заключение, выполненное для организаций, для которых требуется обязательный аудит, должно публиковаться.

Ответственность аудиторских организаций с введением новых стандартов усилилась, увеличится и конкуренция, так как публикация отчетов даст возможность всем желающим ознакомиться с качеством работы аудиторов до заключения договоров.

Серьезное влияние на работу аудиторов оказала отмена положений об аудиторской тайне . Согласно ему на сотрудников аудиторских компаний возложена обязанность сообщения в органы финансового мониторинга о так называемых «странных» операциях клиентов.

Изменения в стоимости

Новые стандарты существенно увеличили трудоемкость работы проверяющих отчетность специалистов. Серьезно измененные требования, необходимость заполнения дополнительных таблиц увеличили трудозатраты специалистов на 30-40% , пропорционально должна была увеличиться и цена на эти услуги.

В любом случае, стоимость услуг аудитора должна быть утверждена участниками общества, поэтому при вынесении вопроса об обязательном аудите на собрание участников цена должна быть определена.

Порядок проверки

Аудиторская проверка и ее суть не претерпели каких-либо изменений . Стандартно проверяется правильность ведения бухгалтерского учета на основании документов по определенной выборке, сплошной аудит не проводится. Но существенно увеличился объем предоставляемой информации, а значит, и нагрузка на бухгалтера.

Кроме того, необходимость анализа бизнеса вынуждает принимать участие в проверке и руководство предприятия , от которого потребуются комментарии к тем или иным рискам в деятельности. На самих аудиторов стандартами возлагается обязанность об информировании руководства о недочетах в работе систем внутреннего аудита.

Аудитор должен быть определен на собрании участников. К проверке он приступает по мере готовности отчетности, но до ее сдачи. Таким образом основная работа на аудитора придется на март – для бухгалтерской отчетности, на июнь – для налоговой.

С учетом существенного усложнения требований лучше не рисковать и приступать к проверке как можно раньше, велик риск не успеть подготовить отчет, что может привести к различным санкциям.

Кроме того, проведение поэтапного аудита даст возможность бухгалтерам и финансистам в течение года пользоваться консультациями аудиторов по спорным вопросам налогового законодательства и бухгалтерского учета.

Результатом проверки станет составление заключения , серьезно отличающегося от ранее принятых форм. Сборник рекомендуемых форм заключений утвержден Минфином, в нем приведены рекомендации для обычных и специальных заключений, которые формируются по итогам проверки консолидированной отчетности.

Может ли организация быть наказана за непроведение обязательной аудиторской проверки? Да, но санкции последуют не напрямую . Прежде всего, ей будет отказано в принятии годовой бухгалтерской отчетности. Такая несдача привет к возложению на нее административной ответственности.

Также может быть установлен факт грубого нарушения правил ведения бухгалтерской отчетности, что приведет к административному штрафу в размере до 20000 рублей . Небольшие штрафы могут быть наложены за непредоставление заключения вместе с отчетностью и органами статистики.

По сравнению с предыдущими периодами почти ничего не изменилось, за исключением требований о включении данных об обязательности аудита в Единый государственный реестр согласно закону 129-ФЗ и требований об обязательной публикации результатов аудита.

Неисполнение этого требования может стать основанием для привлечения к административной ответственности, руководитель может быть дисквалифицирован или подвергнут штрафу до 50000 рублей (п. 6, 7, 8 ст. 14.2 КоАП).

Санкции, накладываемые на самих аудиторов, ужесточились. За недостоверность заключения они могут подвергнуться санкциям согласно КоАП, а также предполагается ввести уголовную ответственность, если подготовка некачественного отчета привела к существенным убыткам. Закон об уголовной ответственности пока находится на рассмотрении.

Изменения в порядке проведения проверки, с одной стороны, носят позитивный характер, повышая прозрачность работы предприятий и доверие к ним инвесторов и партнеров, с другой стороны, раскрытие дополнительной информации, которая перестала быть налоговой тайной, может привести к повышению стоимости банковских кредитов ввиду публичности некоторых рисков. Но в конечном итоге анализ документации по новым правилам должен пойти на пользу бизнесу .

Зачем нужен аудит? Подробности — в данном видео.

В каких случаях проведение аудиторской проверки является обязательной? В каких «иных случаях», предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ), компания обязана провести аудит?

Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Закона №307-ФЗ.

Как узнать подпадает ли компания под обязательный аудит или нет? Статьей 5 Закона №307-ФЗ выделены следующие основания для проведения обязательного аудита.

Организационно-правовая форма компании

Напомним, что Федеральным законом от 01.12.2014 г. №403-ФЗ (вступил в силу со 02.12.2014 г.) расширен тип организаций, в отношении которых установлена обязательная (пп.1 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ, п.5 ст.67.1 ГК РФ).

Обязательному аудиту подлежат все без исключения АО (независимо от типа – ЗАО, ОАО, ПАО и АО).

Важно!

Действующим законодательством РФ предусмотрен особый порядок проведения обязательного аудита в АО, в уставном капитале которого есть определенная доля участия государства (п.4 ст.5 Закона №307-ФЗ).

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 %, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, ГУП или МУП заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон №44-ФЗ).

С 1 января 2016 года предусмотрено осуществление обществами планирования закупок, в том числе планирование приобретения аудиторских услуг. А согласно ст.16 Закона №44-ФЗ расходы по проведению обязательного аудита должны включаться в план закупок, формируемый обществом - организатором конкурса на период действия бюджета, т.е. на период не менее 3 лет. Проведение открытого конкурса по выбору внешнего аудитора осуществляется не реже чем один раз в пять лет.

Осуществление определенных видов деятельности

Обязательному аудиту подлежат кредитные, страховые, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, фонды (НПФ (за исключением государственных внебюджетных фондов), ПИФ, АИФ).

Соответствие установленным показателям финансово-экономической деятельности

    с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо

    с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.

Напомним, что в настоящее время компании - «упрощенцы» обязаны вести и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. И если объем выручки «упрощенца» превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года превышает 60 млн руб., то такие компании обязаны проводить аудит (письмо Минфина РФ от 30.01.2013 г. №07-02-05/1677).

Осуществление компаниями определенных действий

Обязательному аудиту подлежат компании:

    ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;

    представляющих и (или) публикующих сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Исключения составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения.

Иные случаи, установленные федеральными законами

В ряде случаев обязанность проведения аудита закреплена положениями федерального закона.

Например, для организаторов азартных игр обязанность проводить аудит установлена п.12 ст.6 Закона от 29.12.2006 г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», для политических партий – Федеральным законом от 11.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях», для российского научного фонда - Федеральным закон от 02.11.2013 г. №291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Бухгалтерская (финансовая) отчетность ГУПов и МУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником такого имущества. Так, согласно п.1 ст.26 Федерального закона от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее по тексту – Закон №161-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. При этом собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг (пп.16 п.1 ст.20 Закона №161-ФЗ).

Практически это означает, что независимо от показателей финансово-экономической деятельности (по объему выручки и сумме активов), бухгалтерская отчетность МУПов и ГУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником имущества.

В случае если компании попадают под обязательный аудит, он должен проводиться ежегодно (п.2 ст.5 Закона 307-ФЗ).


© 2024
russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал