24.12.2020

Политика дешевых денег заключается в следующих действиях. Политика дешёвых и дорогих денег. Механизм воздействия на экономику


Введение ……………………………………………………………………… 3-4

      Что понимается под деньгами …………………………………………4-

      Основные функции денег ………………………………………………

      Политика «дорогих» и «дешевых» денег

2.1. Практическая часть

Заключение

Список литературы

Введение

Денежная политика занимает важное место в жизни общества, нацеленная лишь на обеспечение экономического оборота достаточной и необходимой денежной массой. По сути можно сказать, что денежная политика выглядит "плаванием против ветра". Её основное назначение состоит в стимулировании деловой активности в условиях деловой активности и угнетении её при перегреве экономической конъюнктуры. Денежная политика призвана обеспечивать экономический рост в экономике.

Денежная политика, по сути, изменяя денежное предложение в стране, воздействует на совокупный спрос в стране. Следовательно, важно проследить механизм воздействия денежной политики на выпуск продукта в стране.

Однако для стран с переходной экономикой (к каким принадлежит наша страна) регулирование экономики посредством денежной политикой приобретает особый смысл. Такая политика формирует необходимые условия и предпосылки для реализации стратегической цели всякой переходной экономики – воспроизводственной структуры, адекватно формируемой общественной модели.

Основной темой настоящей работы являются товарно-денежные отношения, которые включают рассмотрение вопросов «Политика дорогих и дешевых денег, механизм ее воздействия на экономику».

Деньги представляют собой неотъемлемый элемент нашей повседневной жизни. Деньги являются важнейшим атрибутом экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Изучение природы и основных функций денег, процесса эволюции денежной системы, организации и развития денежного обращения, причин, последствий и методов борьбы с инфляцией необходимо для понимания особенностей функционирования всей финансовой системы.

В современной экономике деньги являются регулятором хозяйственной деятельности, увеличивая или уменьшая их количество в обращении, государство тем самым решает поставленные задачи. Без денег немыслима жизнь современного человека, все устремления людей в экономической сфере направлены на получение как можно большего их количества, при этом мы получаем от их использования удовлетворение, обменивая на другие блага, отдавая их.

В ходе изучения проблемы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить, что понимается под деньгами.

2. Рассмотреть механизм воздействия денежной политики на экономику страны.

Глава 1.

1.1.Что понимается под деньгами.

Деньги - это искусственно выдуманный человечеством эквивалент оплаты труда, единица для измерения товаро-денежного оборота. Деньги появились как замена бартерного обмена натуральными продуктами. В разных странах деньги имеют разное наименование и разные котировки. Выпускаются деньги, как правило, в бумажном или металлическом виде.

Вся история развития экономики есть одновременно история развития товарного производства и товарного потребления, где связи производители и потребители между собой осуществляют через обмен одного товара на другой. Посредником в таком обмене и выступают деньги.

Деньги являются неотъемлемым составным элементом товарного производства и развиваются вместе с ним. Эволюция денег, их история являются составной частью эволюции и истории товарного производства, или рыночной экономики.

Деньги существуют и действуют там, где хозяйственная жизнь осуществляется посредством движения товаров.

В современной экономике деньги являются регулятором хозяйственной деятельности, увеличивая или уменьшая их количество в обращении, государство тем самым решает поставленные задачи. Без денег немыслима жизнь современного человека.

1.2.Основные функции денег

В современной экономике деньги выполняют пять функций:

    Мера стоимости (заключается в том, что в деньгах мы выражаем стоимость всех других товаров);

    Средства обращения (с помощью денег мы меняем один товар на другой, обмен товаров совершающийся с помощью денег, называется товарным обращением);

    Средство накопления;

    Средство платежа, расчета (деньги выполняют эту функцию тогда, когда расчет за товары и услуги производится не сразу - кредитование и оплата труда);

Деньги как мера стоимости. Эта функция денег играет важнейшую роль в организации и деятельности всего общественного хозяйства, так как именно благодаря единой мере измерения мы получаем возможность количественно сравнивать относительные стоимости различных товаров и услуг. Всем известно, чтобы измерить расстояние, вес или объем нужно выбрать соответствующую единицу или масштаб – метр, килограмм или литр. Точно таким же образом поступают в экономике: правительства разных стран устанавливают свою денежную единицу или масштаб цен. С помощью выбранной единицы измеряется относительная стоимость всех продаваемых товаров и услуг. Такая общая единица значительно облегчает количественное сравнение товаров и установление эквивалентных соотношений между ними.

Деньги как средство обращения . Под денежным обращением понимается процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах, обслуживающий процессы обращения товаров и услуг, движения капитала. Обращение денежных знаков предполагает их постоянный переход от одних юридических или физических лиц к другим.

Чтобы яснее представить преимущество денежного обращения перед обменом одного товара на другой (то, что называется бартером), достаточно отметить, что для бартера надо найти покупателя для своего товара, и чтобы этот покупатель имел товар, в котором вы нуждаетесь. Например, если вы имеете зерно и хотите купить овощи, то вы должны найти овощевода, нуждающегося в зерне. Следовательно, акт продажи и покупки здесь не отделены по времени. Они происходят одновременно, а с этим неизбежно связаны неудобства, не говоря уже об определенных издержках обращения, связанных с потерей времени и средств.

Денежное обращение ликвидирует недостатки бартерного обмена:

1) Акт продажи и покупки за деньги может быть отдален друг то друга. Вы можете продать свой товар, получить за него деньги, а затем купить за них нужный вам товар в удобное вам время и в удобном: месте.

2) Деньги дают возможность осуществить несравненно больший выбор товаров и партнеров по торговым сделкам.

3) Самое главное их достоинство - то, что они выступают в качестве всеобщего эквивалента стоимости, и именно поэтому обладают всеобщей покупательной способностью, а следовательно, служат универсальным средством обмена.

Деньги как средство накопления . Деньги служат средством накопления потому, что после продажи товаров и услуг они дают их владельцу возможность приобретать товары в будущем. Другими словами, деньги обеспечивают их владельцу будущую покупательную способность. Средством накопления могут служить и другие вещи, например, драгоценности, недвижимость, произведения искусства, не говоря уже об акциях и облигациях. В экономической литературе существует общий термин для их обозначения - активы: они обладают определенной ликвидностью, т.е. возможностью выступать в качестве средства платежа.

В отличие от других активов, деньги обладают наивысшей ликвидностью, поскольку выполняют функцию меры стоимости и тем самым сохраняют свою номинальную стоимость. Другие активы обладают меньшей ликвидностью. Так, чтобы использовать недвижимость в качестве средства платежа, необходимо прежде всего найти покупателя, понести определенные издержки по продаже, да к тому же цены на недвижимость могут меняться в зависимости от места, времени года, а также с течением времени. Ближе всего к деньгам по ликвидности государственные ценные бумаги. Они легко могут быть проданы на финансовом рынке, а стоимость их колеблется весьма незначительно. Меньшей ликвидностью обладают акции и облигации, выпущенные предприятиями, фирмами и корпорациями.

Мировые деньги . Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательское средство и всеобщая материализация общественного богатства.

В период действия золотого стандарта в мире преобладала практика окончательного сальдирования платежного баланса с помощью золота, хотя в международном обороте применялись в основном кредитные орудия обращения.

В ХХ веке интенсификация мировых связей расширила внедрение в международный оборот кредитных орудий обращения (векселя, чек и т.д.). Однако особенность применения кредитных орудий обращения в международном обороте заключается в том, что они не выполняют роль окончательного платежного средства, такого, как золото.

Поэтому с целью уменьшения колебания валютных курсов и упорядочения функционирования в роли мировых денег ведущих мировых валют (доллар, фунт стерлингов) были использованы международные соглашения и валютные блоки. Примерами являются - специальные права заимствования (СДР) международного валютного фонда, ЭКЮ - денежная единица стран членов Европейской Валютной системы.

Все пять функций денег представляют собой проявление единой сущности денег как всеобщего эквивалента товаров и услуг. Они находятся в тесной взаимосвязи и единстве. Логически исторически каждая последующая функция предполагает известное развитие предыдущих.

Благодаря выполнению вышеназванных функций деньги играют ключевую роль в развитии производства. Общественная роль денег в экономической системе состоит в том, что они являются связующим звеном между независимыми товаропроизводителями.

1.3. Политика «дорогих» и «дешевых» денег.

В современных условиях реализация в классическом виде политики «дорогих» или «дешевых» денег приводит скорее к негативным последствиям. Очевидно, что с учетом сложившейся структуры российской экономики, структурных проблем, а также ухудшения глобальной конъюнктуры использование чисто рыночных механизмов неизбежно сопровождается издержками, потерями и новыми угрозами. Выбор одного из направлений процентной политики осложняется сопоставлениями «pro» и «contra» в его проведении - фактически происходит выбор одного из имеющихся «плохих» решений. Улучшение вариантов решения возможно лишь административным регулированием (коль скоро речь идет о распределении государственных сбережений) и активной работой государства на микроуровне с представителями бизнеса.

Необходим, таким образом, поиск некоего комбинированного варианта: либо жесткой денежной политики совместно с выборочным субсидированием процентных ставок, налоговыми льготами, прямым государственным финансированием; либо масштабной поддержки реального сектора, сопровождаемой усилением валютного регулирования и контроля за использованием государственных средств.

Политика дорогих денег имеет своей целью сокращение денежного предложения. Обычно она проводится в период усиления инфляции. Кредит делается дорогим и труднодоступным.

Сокращению денежного предложения способствует продажа центральным банком ценных бумаг на открытом рынке, увеличение первичных требований и учетной ставки.

Политика дешевых денег проводится, когда в экономике имеет место недоиспользование производственных мощностей, безработица. Проведение политики дешевых денег наиболее характерно для периодов спада. Кредит в этом случае становится дешевым, легкодоступным. Увеличению денежного предложения способствует покупка ценных бумаг центральным банком на открытом рынке, понижение резервной нормы, уменьшение учетной ставки. Увеличение денежного предложения вызывает рост инвестиций и повышение деловой активности, но может усилить инфляционные процессы.

Политика центрального банка оказывает самое непосредственное влияние на состояние финансов в стране. Особенно велика роль центрального банка в предотвращении кризисов в деятельности коммерческих банков.

Уравнение количественной теории денег гласит

М*V= Р*Y (1) ,

Где М - количество денег,

V - скорость обращения денег,

Р - уровень цен,

Y - физический объем ВНП (количество товаров и услуг).

Денежное обращение - это циркуляция денег в качестве средства обращения и платежа, а также движение денежных средств как составная часть товарно-денежных, финансово-кредитных, валютных, расчетных операций.

Денежно-кредитная политика имеет ряд особенностей, и ее осуществление в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей, к числу которых в первую очередь можно отнести:

1. Циклическая асимметрия, то есть если проводить политику «дорогих денег», то будет достигнута такая точка, в которой банки вынуждены будут ограничить объем кредитов, что означает ограничение предложения денег. В то время как «политика дешевых денег» может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставлять ссуды, однако она не в состоянии гарантировать, что последние действительно выдадут ссуды и предложения денег увеличиться. Население тоже может сорвать намерения Центрального банка, покупая у населения облигации, могут использоваться населением уже имеющихся ссуды.

Ограничивая объем и повышая процентные ставки по предоставляемым кредитам, т.е. осуществляя политику "дорогих денег", центральный банк вынуждает коммерческие банки ограничивать объем их операций, в результате которых создаются новые платежные средства. И наоборот, проводя либеральную политику "дешевых денег", он позволяет банкам расширять кредитование и тем самым ускорять эмиссию платежных средств

Эта циклическая асимметрия является серьезной помехой кредитно-денежной политики лишь во время глубокой депрессии. В нормальные периоды повышение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самым к увеличению денежного предложения.

2. Изменение скорости обращения денег. Так, с точки зрения денежного обращения общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. В связи с этим некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, чем ликвидирует изменения в последнем, вызванные кредитно-денежной политикой. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой ЦБ, скорость обращения денег склонно к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения вероятно упадет.

3. Влияние инвестиций, то есть действие кредитно-денежной политики, может осложниться и даже временно затормозиться в результате неблагоприятных изменений расположения кривой спроса на инвестиции. Например, политика сужения кредитоспособности банков, направленная на повышение процентных ставок, может оказать слабое влияние на инвестиционные расходы, если одновременно спрос на инвестиции, вследствие делового оптимизма, технологического прогресса или ожидания в будущем более высоких цен на капитал растет. В таких условиях для эффективного сокращения совокупных расходов кредитно-денежная политика должна поднять процентные ставки чрезвычайно высоко. И наоборот, серьезный спад может подорвать доверие к предпринимательству, и тем самым свести на нет всю политику дешевых денег.

Таким образом, кредитно-денежная политика, проводимая центральным банком, как орудие государственного регулирования экономики имеет свои слабые и сильные стороны. К числу последних, например, относят и дилемму целей кредитной политики, возникающую вследствие невозможности для руководящих учреждений стабилизировать одновременно и денежное предложение, и процентную ставку. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что правильное применение указанных рычагов для улучшения экономической ситуации в стране реально лишь при точном планировании и прогнозировании влияния кредитной политики главного банка страны на внутригосударственную деловую активность.

Управление процентными ставками является сравнительно новым инструментом денежной политики. В новейшей истории российские денежные власти проводили активную процентную политику лишь в 2002–2003 годах, стремительно расширяя рынок государственных заимствований. Тогда, несмотря на возросшие в современных условиях реализация в классическом виде политики «дорогих» или «дешевых» денег приводит скорее к негативным последствиям.

Сбережения населения и снижавшуюся инфляцию, все закончилось системным финансовым кризисом. В современных условиях реализация в классическом виде политики «дорогих» или «дешевых» денег приводит скорее к негативным последствиям.

В нынешнем столетии денежные власти фактически устранились от проведения процентной политики, в максимально либеральном стиле сконцентрировавшись на борьбе с избыточной ликвидностью. Низкие процентные ставки и значительный объем доступных финансовых ресурсов обеспечивались поступлением нефтяных доходов и привлечением внешних займов при минимальных ограничительных действиях государства. В результате росли производство, доходы и потребление населения, но импорт и внешний долг увеличивались быстрее, что ухудшило положение России в контексте мирового финансового кризиса. В конечном итоге «тихая гавань» оказалась в большей степени подверженной «глобальному шторму», чем прочие «жертвы» мирового кризиса.

Сегодня, отстаивая, видимо, либеральную экономическую модель, Банк России процентной политикой пытается решить весьма противоречивые задачи. С одной стороны, целям стабилизации курса рубля и снижению инфляции отвечает жесткая денежная политика, предполагающая положительные реальные процентные ставки и ограничительный рост денежного предложения. С другой стороны, поддержка реального сектора национальной экономики требует масштабной финансовой помощи, в том числе привлечения доступных кредитов со сравнительно низкими процентными ставками. В настоящий момент существует значительное число предприятий (представляющих стратегический интерес, системо­образующих, проводящих модернизацию, связанных с импортом в своем производственном цикле и прочие), которые испытывают производственный шок, вызванный падением спроса, удорожанием комплектующих, недоступностью банковского кредита. Результат подобного «шока» не заставил себя ждать - в январе текущего года выпуск обрабатывающей промышленности снизился на четверть.

Девальвация рубля (с августа 2008 года курс рубля снизился к бивалютной корзине на 40%) является уже свершившимся фактом. Несмотря на все обсуждаемые плюсы и минусы снижения курса рубля, оно уже принципиально изменило валюту сбережений населения и предприятий, вызвало рост цен на внутреннем рынке и удерживает девальвационные и инфляционные ожидания на высоком уровне. Все усилия российских денежных властей по приданию рублю функций валюты расчетов, сбережений и инвестиций, предпринимавшиеся на протяжении пяти лет, в итоге оказались перечеркнуты двухмесячной девальвацией. Возможность возврата к прежней ситуации во многом будет определяться процентной политикой Банка России, проведение которой в значительной степени осложняется финансовым кризисом и спадом в Политика «дешевых» денег должна сопровождаться усилением валютного контроля и контроля за расходованием государственных ресурсов.

В самом общем виде процентная политика разделяется на рестриктивную (предполагающую ограничение предложения денег и повышение стоимости финансовых ресурсов) и экспансионистскую (направленную на расширение денежного предложения и предполагающую низкие процентные ставки). Условно, политика «дешевых» или «дорогих» денег зависит от уровня процентных ставок и инфляции, а также от ожиданий уровня инфляции в будущем. Четкое определение указанных типов денежной политики отсутствует. Полагаем, что для российской экономики, развитие которой в последние двадцать лет характеризовалось высокой инфляцией, условное разделение на «дорогие» и «дешевые» деньги может быть произведено на основе реальных процентных ставок.

Макроэкономические задачи, которые стоят в настоящее время перед правительством РФ и Центральным банком, следующие:

Преодоление экономического спада;

Удержание инфляции в допустимых рамках (менее 15%);

Стабилизация курса рубля и платежного баланса;

Поддержка уровня жизни населения;

Ограничение безработицы;

Стабилизация состояния банковской системы;

Поддержка минимального уровня кредитования реального сектора.

Перечисленные задачи представляются достаточно противоречивыми с точки зрения выработки денежной и экономической политики в целом. Дополнительными факторами, воздействующими на выбор неких оптимальных пропорций, являются:

А) В денежной политике - произошедшая в последние месяцы смена инструментария. В течение нескольких лет, предшествовавших финансовому кризису, ЦБ РФ практически не проводил рефинансирования банковской системы, а Министерство финансов размещало свои ценные бумаги в ограниченных объемах. Сейчас ситуация принципиально изменилась: Банк России фактически определяет стоимость денег в экономике своими ставками рефинансирования.

Б) В экономической политике - обострение «кадрового кризиса». Любое принятие решений по отбору предприятий и проектов для финансирования, субсидирования, выдачи гарантий и проч. связано как с нехваткой квалифицированных кадров, так и с «человеческим фактором». В рамках этой проблемы ведется поиск универсальных рыночных механизмов, позволяющих осуществлять корректировку экономической политики и поведения субъектов хозяйственной деятельности.

Поэтому чисто рыночные механизмы неизбежно сопровождаются издержками, потерями и новыми угрозами. Вот почему выбор одного из направлений процентной политики - это фактически выбор одного из «плохих» решений.

Политика «дорогих» денег

Рестриктивная (направленная на ограничение расширения денежного предложения) политика «дорогих» денег предполагает высокий уровень процентных ставок и традиционно рассматривается как средство подавления инфляции.

Сегодня выбор подобной политики может быть обусловлен задачами:

Поддержки стабильного обменного курса рубля и сокращения спроса на иностранную валюту;

Удержания и снижения уровня инфляции. Выбор одного из направлений процентной политики фактически является выбором одного из имеющихся «плохих» решений.

Реализация политики «дорогих» денег включает в себя повышение (или неснижение) уровня процентных ставок по предоставляемым Банком России и правительством финансовым ресурсам, а также ограничения по расширению денежного предложения. Последствия реализации данной политики будут различными.

Позитивные последствия:

Стимулирование сбережений нефинансового сектора (вследствие роста процентных ставок по депозитам и стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий);

Селекция предприятий по эффективности (дорогой банковский кредит смогут привлекать лишь предприятия, эффективные сегодня).

Негативные последствия:

Сокращение объемов кредитования и усиление спада в экономике;

Рост издержек, связанных с удорожанием обслуживания банковских кредитов, и провоцирование инфляции издержек;

Снижение устойчивости банковской системы;

Ухудшение ситуации с «плохими» долгами.

Ожидаемые результаты в текущем году:

Стабилизация курса рубля;

Рост сбережений населения;

Снижение темпов роста кредитования;

Сохранение уровня инфляции за счет девальвации, инфляционных ожиданий, премий за риск (инфляция не вырастет, но и не снизится);

Увеличение числа дефолтов по внутренним и внешним займам;

Сокращение спроса и снижение объемов производства;

Падение инвестиционной активности;

Рост числа банкротств предприятий и банков.

В целом политика «дорогих» денег позволит в 2009 году сохранить курс рубля в объявленном коридоре и удержать инфляцию в пределах 20%. Кроме того, она даст возможность снизить разрыв между кредитами и сбережениями нефинансового сектора.

Реальный сектор экономики в условиях проведения политики «дорогих» денег будет испытывать растущий кредитный голод. Лишь незначительная часть эффективных сегодня предприятий смогут воспользоваться банковским кредитом, что можно объяснить снижающейся рентабельностью промышленного производства. Новые уровни рентабельности свидетельствуют о падении способности к выживанию и об ухудшении перспектив промышленных производств в период проведения политики «дорогих» денег, а также об Реальный сектор экономики в условиях проведения политики «дорогих» денег будет испытывать растущий кредитный голод.

Политика «дорогих» денег как рыночный механизм селекции эффективно и стратегически корректно работает в устойчивой экономике, в умеренной степени зависящей от внешних рисков, со стабильными темпами роста, в условиях поступательного (без резких всплесков) расширения инвестиций. Оздоровить структурно разбалансированную российскую промышленность и оживить ее рост в период проведения политики «дорогих» денег будет возможно только с использованием целевых государственных программ.

В частности, налицо ухудшение финансовых и динамических показателей машиностроительного комплекса - фактического локомотива роста промышленности России в последние годы, развивающегося на инновациях и стимулирующего инновационное развитие смежных производств. Очевидные проблемы машиностроительного комплекса, важнейшего с точки зрения будущего ландшафта российской промышленности, делают исключительно важным формирование и проведение государством активной политики поддержки инвестиций предприятий и текущей производственной деятельности - как кредитными ресурсами, так и формированием спроса.

Политика «дешевых» денег

Экспансионистская (направленная на увеличение общего предложения денег в экономике) политика «дешевых» денег, опирающаяся на низкие процентные ставки, традиционно используется для снижения (или ограничения роста) безработицы в условиях рецессии.

Сегодня выбор политики «дешевых» денег может быть обусловлен задачами:

Стимулирования внутреннего спроса и производства (в том числе и поддержки уровня занятости);

Обеспечения стабильности банковской системы.

Позитивные последствия:

Минимизация спада производства;

Поддержка уровня занятости;

Стабильность (отчасти временная и видимая) банковской системы.

Негативные последствия:

Сохранение угрозы дальнейшей девальвации рубля;

Высокие риски ускорения инфляции;

Консервация структурных диспропорций.

Возможные результаты в текущем году:

Расширение спроса снизит темпы падения производства;

Решение проблемы «плохих» долгов будет перенесено на последующие годы;

Сохранится высокая инфляция;

Продолжится снижение курса рубля;

Произойдет резкое сокращение государственных ресурсов;

Сохранится проблема низкой эффективности и конкурентоспособности российских предприятий и банков.

Дополнительно отметим, что ключевым вопросом проведения политики «дешевых» денег является их источник. Есть все основания ожидать быстрого исчерпания государственных резервов. Тогда основными источниками предложения денег будут эмиссионное рефинансирование банковской системы и денежная эмиссия под выпуск государственных ценных бумаг, что представляет высокие риски для финансовой стабильности.

2. Практическая часть

Анализ расходов бюджета

Проведем сравнительный анализ расходной части федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. Рассмотрим таблицу №1.

Таблица №1 – Расходы федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

Расходы федерального бюджета

млр. руб.

Удельный

млр. руб.

Удельный

млр. руб.

Удельный

Общегосударственные вопросы

Национальная оборона

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Национальная экономика

Жилищно-коммунальное хозяйство

Охрана окружающей среды

Образование

Культура, кинематография и средства массовой информации

Здравоохранение и спорт

Социальная политика

Межбюджетные трансформеры

Условно утвержденные расходы

Секретные статьи

Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2009 году доля расходования этих средств составляет 29,38%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2010) он снижается на 0,8%. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 630,46 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2011 году до 3 994,42 млрд. рублей, что составляет на 1 007,31 млрд. руб. больше по отношению к 2009 году. В диаграмме 1 и 2, можно наглядно увидеть, как происходит изменение этого показателя.

Диаграмма 1. Динамика межбюджетных трансфертов в абсолютном выражении

Диаграмма 2. Динамика межбюджетных трансфертов в относительном выражении

Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов РФ.

Вторым разделом, доля которого составляет 11,24% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. Прогнозируется, что в 2011 году сумма расходов составит 1 135,45 млрд. руб., что уменьшится по отношению к запланированному в 2009 году на 7,83 млрд. руб. . К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.

Национальная экономика занимает третье место в распределении бюджетных средств. Прогнозируется, что в 2009 году сумма составит 1 063,31 млрд. руб., в 2011 он увеличится до 1 371,49 млрд. руб. что существенно заметно в процентном соотношении на 28,98%.

К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.

Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

Данный показатель по прогнозу сейчас находится на 3 месте, то уже в 2011 он займет второе место.

На 4 месте в списке расходов бюджета стоит национальная безопасность и правоохранительная деятельность, а на 5 месте национальная оборона.

Оба эти раздела наращивают финансирование. Рассмотрим диаграммы 3, 4 и 5. Мы видим, что такой показатель, как национальная оборона имеет динамику роста, с 2009 года по 2011 год прогнозируется увеличение в сумме 94,36 млрд. руб. А прогноз по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность увеличится на 131,19 млрд. руб. В процентном соотношении данный показатель падает. Показатель "национальная оборона" сначала значительно падает (на 1,2%), а затем незначительно возрастает (на 0,3%).

Диаграмма 3. Доля расходов Федерального Бюджета на 2009 год

Диаграмма 4. Доля расходов Федерального Бюджета на 2010 год

Диаграмма 5. Доля расходов Федерального Бюджета на 2011 год

Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем объеме расходов, является образование, в 2009 году составит 4,04%. В динамике этот показатель падает, к 2011 году он снизится на 0,67%. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта "Образование", также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.

Здравоохранение и спорт – это один из наиболее важных показателей, т. к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.

Прогнозируется, что в 2009 году объем расходов по данному разделу составит 349,87 млрд. руб., в 2010 году произойдет увеличение на 4,55%, а в 2011 году на 5,05%.

Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает незначительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Этот показатель сначала увеличивается, а потом уменьшается. Спрогнозировано, что в 2009 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 310,26 млрд. руб., к 2011 году эта сумма уменьшится на 2,38 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций (раздел "Межбюджетные трансферты").

Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,12% в общем объеме расходов занимают: 1. культура, кинематография и СМИ; 2. жилищно-коммунальное хозяйство; 3. охрана окружающей среды.

Согласно изменениям в бюджетном законодательстве в структуре расходов в 2010 и 2011 году появится новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БК РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода.

Последним разделом расходов федерального бюджета является секретные статьи. Если говорить о содержание этого показателя, то это статьи, которые не оглашаются, и нет доступа к этой информации, а также средства, которые не разнесены по статьям, в связи с поправками в федеральном законе "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов".

Заключение

Денежно-кредитная политика играет большую роль в политике государства. Одним из важнейших министерств государства является Министерство Финансов, проводящее кредитно-денежную политику в соответствии с задачами и целями развития государства и общества. Неудивительно, что Министерству Финансов подвластно достаточно много различных структур, например таких, как Центральный банк. Очень много органов (министерства, ведомства, комитеты, отделы) проводят политику государства в разных областях, напрямую или косвенно связанную с экономикой.

В рыночной системе государство – не волшебный источник средств, а лишь механизм, предназначенный для того, чтобы одни граждане (с более высоким доходом) платили через налоги - другим (имеющим меньший доход). В новых условиях главными факторами благополучия личности становятся ее инициатива, стремление к персональной активности, готовность самой выбирать варианты экономических решений.

Вывод - выбирать из двух зол.

В современных условиях реализация в классическом виде политики «дорогих» или «дешевых» денег будет приводить скорее к негативным результатам. Основными задачами экономической политики являются преодоление финансового кризиса и решение накопившихся структурных проблем, которые осложняются отсутствием эффективных государственных институтов и их сотрудников, способных эффективно управлять в кризисный период (с учетом того факта, что свободными финансовыми ресурсами располагает государство). В целом политика «дорогих» денег позволит в 2009 году сохранить курс рубля в объявленном коридоре и удержать инфляцию в пределах 20%.

Политика «дорогих» денег предполагает сохранение финансовой стабильности и селекцию предприятий по критерию эффективности. Однако существует значительная часть предприятий (представляющих стратегический интерес, системообразующих, проводящих модернизацию, связанных с импортом в своем производственном цикле), которым банковский кредит будет недоступен. Поэтому подобная политика должна сопровождаться выборочным субсидированием процентных ставок, налоговыми льготами, прямым государственным финансированием. Между тем именно выбор направлений поддержки.

Политика «дешевых» денег включает в себя расширение спроса и увеличение производственной активности, однако провоцирует инфляцию и девальвацию. Реализация данной политики предполагает рост всех секторов экономики без селекции их эффективности (как это наблюдалось в 2006–2007 годах), что консервирует накопившиеся за годы интенсивного экономического роста проблемы и диспропорции. Политика «дешевых» денег должна сопровождаться усилением валютного контроля и контроля за расходованием государственных ресурсов. Важнейшей угрозой при ее реализации является ограниченность государственных резервов. После их исчерпания политика «дешевых» денег будет реализовываться уже за счет денежной эмиссии и внешних заимствований. Дополнительно, в целях избежание инфляционного «перегрева» необходимо развитие рынка государственных ценных бумаг, позволяющих стерилизовывать. Оздоровить структурно разбалансированную промышленность политикой «дорогих» денег будет возможно только с использованием целевых государственных программ. избыточную ликвидность. Оздоровить структурно разбалансированную промышленность политикой «дорогих» денег будет возможно только с использованием целевых государственных программ.

Политика процентных ставок будет ключевой составляющей финансовой политики и пакета антикризисных мер в ближайшие месяцы. Ключевой составляющей финансовой политики - поскольку она определяет стоимость денег, предоставляемых банковской системе и доступных российским предприятиям. И если банковская система в формировании спроса на государственные деньги в значительной степени ориентирована на доходность вложений, маржу (разность между привлеченными и размещенными средствами) и риски, то реальный сектор - в конечном итоге на рентабельность бизнеса, а население - на инфляцию. Различные ориентиры в стоимости денег для институциональных агентов представляют собой важнейшее противоречие процентной политики.

Прогрессирующий кризис (финансовый и в реальном секторе) оставляет крайне малый отрезок времени для выбора и уточнения основных направлений финансовой политики. Реализуемая сейчас либеральная версия политики высоких процентных ставок в ближайшее время столкнется с очевидными последствиями - расширением применения «денежных суррогатов» в расчетах между предприятиями (распространением вексельного обращения, бартера, а также ростом неплатежей). Реальный сектор пока масштабно не откликнулся на данную политику увеличением «плохих» долгов, поскольку все еще действуют ожидания финансовой помощи со стороны государства. Если такой помощи не последует, а процентные ставки останутся на текущем высоком уровне, то рост просроченной задолженности, а также недостаток оборотных средств усилят и без того значительный спад производства, зафиксированный в январе 2009 года.

Список литературы

1. Экономика. Учебник по курсу «Экономическая теория» /Под. ред. А.С. Булатова. - /М.: Изд-во «БЕК».

2. Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика. Пер. с англ. /Под ред. В.В. Лукашевича, К.А. Холодилина. - Спб.: Судостроение. 2007.

3. Курс экономической теории /Под ред. А.В. Сидорович. -/М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, «ДИС».

4. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М.: Республика.

5. Мэнкью Н.Г. Принципы экономике. - /Спб.: Питер Ком. 1999.

6. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика, Пер. с англ. - /М.: Изд-во МГУ.

7. Миклошевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. Учебник. - /М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, изд-во «Дело и Сервис». 2000.

8. Основы экономической теории. Учебник /Под. ред. В.Д. Камаева. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана.

9. Овчинников Г.Г. Микроэкономика. Макроэкономика. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова.

Введение ……………………………………………………………………… 3-4

1.1. Что понимается под деньгами …………………………………………4-

1.2. Основные функции денег ………………………………………………

1.3. Политика «дорогих» и «дешевых» денег

2.1. Практическая часть

Заключение

Список литературы

Введение

Денежная политика занимает важное место в жизни общества, нацеленная лишь на обеспечение экономического оборота достаточной и необходимой денежной массой. По сути можно сказать, что денежная политика выглядит "плаванием против ветра". Её основное назначение состоит в стимулировании деловой активности в условиях деловой активности и угнетении её при перегреве экономической конъюнктуры. Денежная политика призвана обеспечивать экономический рост в экономике.

Денежная политика, по сути, изменяя денежное предложение в стране, воздействует на совокупный спрос в стране. Следовательно, важно проследить механизм воздействия денежной политики на выпуск продукта в стране.

Однако для стран с переходной экономикой (к каким принадлежит наша страна) регулирование экономики посредством денежной политикой приобретает особый смысл. Такая политика формирует необходимые условия и предпосылки для реализации стратегической цели всякой переходной экономики – воспроизводственной структуры, адекватно формируемой общественной модели.

Основной темой настоящей работы являются товарно-денежные отношения, которые включают рассмотрение вопросов «Политика дорогих и дешевых денег, механизм ее воздействия на экономику».

Деньги представляют собой неотъемлемый элемент нашей повседневной жизни. Деньги являются важнейшим атрибутом экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Изучение природы и основных функций денег, процесса эволюции денежной системы, организации и развития денежного обращения, причин, последствий и методов борьбы с инфляцией необходимо для понимания особенностей функционирования всей финансовой системы.

В современной экономике деньги являются регулятором хозяйственной деятельности, увеличивая или уменьшая их количество в обращении, государство тем самым решает поставленные задачи. Без денег немыслима жизнь современного человека, все устремления людей в экономической сфере направлены на получение как можно большего их количества, при этом мы получаем от их использования удовлетворение, обменивая на другие блага, отдавая их.

В ходе изучения проблемы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить, что понимается под деньгами.

2. Рассмотреть механизм воздействия денежной политики на экономику страны.

Глава 1.

1.1.Что понимается под деньгами.

Деньги - это искусственно выдуманный человечеством эквивалент оплаты труда, единица для измерения товаро-денежного оборота. Деньги появились как замена бартерного обмена натуральными продуктами. В разных странах деньги имеют разное наименование и разные котировки. Выпускаются деньги, как правило, в бумажном или металлическом виде.

Вся история развития экономики есть одновременно история развития товарного производства и товарного потребления, где связи производители и потребители между собой осуществляют через обмен одного товара на другой. Посредником в таком обмене и выступают деньги.

Деньги являются неотъемлемым составным элементом товарного производства и развиваются вместе с ним. Эволюция денег, их история являются составной частью эволюции и истории товарного производства, или рыночной экономики.

Деньги существуют и действуют там, где хозяйственная жизнь осуществляется посредством движения товаров.

В современной экономике деньги являются регулятором хозяйственной деятельности, увеличивая или уменьшая их количество в обращении, государство тем самым решает поставленные задачи. Без денег немыслима жизнь современного человека.

1.2.Основные функции денег

В современной экономике деньги выполняют пять функций:

1. Мера стоимости (заключается в том, что в деньгах мы выражаем стоимость всех других товаров);

2. Средства обращения (с помощью денег мы меняем один товар на другой, обмен товаров совершающийся с помощью денег, называется товарным обращением);

3. Средство накопления;

4. Средство платежа, расчета (деньги выполняют эту функцию тогда, когда расчет за товары и услуги производится не сразу - кредитование и оплата труда);

Деньги как мера стоимости. Эта функция денег играет важнейшую роль в организации и деятельности всего общественного хозяйства, так как именно благодаря единой мере измерения мы получаем возможность количественно сравнивать относительные стоимости различных товаров и услуг. Всем известно, чтобы измерить расстояние, вес или объем нужно выбрать соответствующую единицу или масштаб – метр, килограмм или литр. Точно таким же образом поступают в экономике: правительства разных стран устанавливают свою денежную единицу или масштаб цен. С помощью выбранной единицы измеряется относительная стоимость всех продаваемых товаров и услуг. Такая общая единица значительно облегчает количественное сравнение товаров и установление эквивалентных соотношений между ними.

Деньги как средство обращения . Под денежным обращением понимается процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах, обслуживающий процессы обращения товаров и услуг, движения капитала. Обращение денежных знаков предполагает их постоянный переход от одних юридических или физических лиц к другим.

Чтобы яснее представить преимущество денежного обращения перед обменом одного товара на другой (то, что называется бартером), достаточно отметить, что для бартера надо найти покупателя для своего товара, и чтобы этот покупатель имел товар, в котором вы нуждаетесь. Например, если вы имеете зерно и хотите купить овощи, то вы должны найти овощевода, нуждающегося в зерне. Следовательно, акт продажи и покупки здесь не отделены по времени. Они происходят одновременно, а с этим неизбежно связаны неудобства, не говоря уже об определенных издержках обращения, связанных с потерей времени и средств.

Денежное обращение ликвидирует недостатки бартерного обмена:

1) Акт продажи и покупки за деньги может быть отдален друг то друга. Вы можете продать свой товар, получить за него деньги, а затем купить за них нужный вам товар в удобное вам время и в удобном: месте.

2) Деньги дают возможность осуществить несравненно больший выбор товаров и партнеров по торговым сделкам.

3) Самое главное их достоинство - то, что они выступают в качестве всеобщего эквивалента стоимости, и именно поэтому обладают всеобщей покупательной способностью, а следовательно, служат универсальным средством обмена.

Деньги как средство накопления . Деньги служат средством накопления потому, что после продажи товаров и услуг они дают их владельцу возможность приобретать товары в будущем. Другими словами, деньги обеспечивают их владельцу будущую покупательную способность. Средством накопления могут служить и другие вещи, например, драгоценности, недвижимость, произведения искусства, не говоря уже об акциях и облигациях. В экономической литературе существует общий термин для их обозначения - активы: они обладают определенной ликвидностью, т.е. возможностью выступать в качестве средства платежа.

В отличие от других активов, деньги обладают наивысшей ликвидностью, поскольку выполняют функцию меры стоимости и тем самым сохраняют свою номинальную стоимость. Другие активы обладают меньшей ликвидностью. Так, чтобы использовать недвижимость в качестве средства платежа, необходимо прежде всего найти покупателя, понести определенные издержки по продаже, да к тому же цены на недвижимость могут меняться в зависимости от места, времени года, а также с течением времени. Ближе всего к деньгам по ликвидности государственные ценные бумаги. Они легко могут быть проданы на финансовом рынке, а стоимость их колеблется весьма незначительно. Меньшей ликвидностью обладают акции и облигации, выпущенные предприятиями, фирмами и корпорациями.

Мировые деньги . Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательское средство и всеобщая материализация общественного богатства.

В период действия золотого стандарта в мире преобладала практика окончательного сальдирования платежного баланса с помощью золота, хотя в международном обороте применялись в основном кредитные орудия обращения.

В ХХ веке интенсификация мировых связей расширила внедрение в международный оборот кредитных орудий обращения (векселя, чек и т.д.). Однако особенность применения кредитных орудий обращения в международном обороте заключается в том, что они не выполняют роль окончательного платежного средства, такого, как золото.

Кредитно-денежную подразделяют на политику дешевых и дорогих денег. Первая на увеличение предложения денег вторая на его уменьшение. Политика дешевых денег проводится тогда когда необходимо стимулировать экономический рост. В этом случае Центральный Банк покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке. Продавцы ценных бумаг вносят полученные средства на депозиты в коммерческие банки и это увеличивает предложение банковских ставка понижаются. В результате кредит дешевеет и инвестиции растут. Дешевые деньги обесценивают национальную валюту и увеличивают I чистый экспорт. Политика дорогих денег проводится в условиях инфляции. В этом случае продает государственные ценные бумаги на открытом рынке уменьшая таким образом депозиты и резервы коммерческих банков. Резервная норма и учетная ставка растут. В результате возрастает % ставка и инвестиционный спрос снижается. Вместе с тем рост ставки % может быть недостаточным для прекращения инфляции т.к. фирмы могут перекладывать рост издержек на потребителя. Предложение денег сокращается, ограничивая инфляцию. Скупая или продавая определенное количество валюты ЦБ может добиться стабильности курса национальной валюты или плавного изменения ее курса. Осуществляя либо политику дешевых или дорогих денег ЦБ может бороться либо со спадом производства либо с инфляцией но не с тем и другим одновременно.

43. Банки, iх операцii I функцii.

Банки являются составной частью рыночного механизма, они участвуют в процессе обмена, покупки и продажи товаров и услуг. В странах с рыночной экономикой банковская система является двухуровневой. Верхний уровень представлен ЦБ который непосредственно кредитует предприятия и население но выдает ссуды коммерческим банкам и осуществляет денежную эмиссию. Нижний уровень составляет множество самостоятельных

коммерческих банков, которые и выполняют основную работу по размещению кредитов среди различных экономических агентов. Коммерческие банки являются самостоятельными организациями, получающими прибыль от посреднической деятельности.

Административно они не подчинены ЦБ однако выполняют его указания в пределах норм определенных законодательством. Банковские и коммерческие структуры довольно многообразны. Они делятся:

По способу формирования уставного капитала - кооперативные и акционерные -по принадлежности -совместные и иностранные -по видам выполняемых операций - универсальные и специализированные

По характеру деятельности -отраслевые и универсальные В рыночной экономике именно коммерческие банки играют определенную роль т.к. они на договорной основе осуществляют кредитно-расчетное и иное обслуживание предприятий организаций учреждений. Только разветвленная сеть коммерческих банков в состоянии обеспечить эффективное размещение кредитов среди множества заемщиков. Основные функции центрального банка: осуществления эмиси денег и озонизация их обращения, он выступает кредитором в последней инстанции, явл. центральной кассой хозяйственных платежей, обеспечивает контроль за деятельность коммерческих банков. Операции коммерческих банков делятся на пассивные и активные. Пассивные операции связаны с привлечением денежных ресурсов (прием депозитов, продажа ценных бумаг), а активные - с их размещением (предоставление кредитов, покупка ценных бумаг).

44. Державний бюджет та його структура, дефiцит. Гос. бюджет включает доходную и расходную части. Расходы гос. бюджета и его доходы не всегда совпадают. Дефицит гос. бюджета – это превышение расходов гос-ва над его доходами. Профицит –это превышение доходов над расходами. Экономическая теория рассматривает 2 способа финансирования гос. бюджета: 1) выпуск новых денег (эмиссия); 2) Займы (внешние, внутренние), т.е. неэмиссийный способ финансирования. В реальности более возможен 2-й способ, т.к. прибегать к эмиссии для правительств многих стран оказывается новозможным.

45. Дефiцит державного бюджету та шляхи його подолання. Гос. бюджет включает доходную и расходную части. Расходы гос. бюджета и его доходы не всегда совпадают. Дефицит гос. бюджета – это превышение расходов гос-ва над его доходами. Профицит –это превышение доходов над расходами. Сущ три подхода к продлеме балансирования гос. бюджета: 1) Бюджет, балансируемый ежегодно, т.е. сальдо расходов и доходов равно 0. 2) Бюджет, балансируемый на циклической основе. Не нужно балансировать бюджет ежегодно, главное, чтобы он был сбалансирован в течении эк-го цикла. Дефицит периода спада будет компенсироваться профицитом на подъеме. 3) Функциональный подход к балансированию бюджета (функциональные финансы. Существует несколько причин государственного дефицита: 1) Войны. Во время войн все основные ресурсы направлены на потребности военного производства. Т.е г-во вкладывает ресурсы в непроизводственную сфер и следовательно не получает прибыли, т.е. расходы превышают его доходы. 2) Периодические спады, во время которых уменьшаются налоговые поступления. 3) Резкое увеличение налогов, кот. происходит для стимулирования эк-го роста, в результате чего сокращаются налоговые поступления. Экономическая теория рассматривает 2 способа финансирования гос. бюджета: 1) выпуск новых денег (эмиссия); 2) Займы (внешние, внутренние), т.е. неэмиссийный способ финансирования. В реальности более возможен 2-й способ, т.к. прибегать к эмиссии для правительств многих стран оказывается невозможным.

46. Державний борг та його економiчни наслiдки. Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов, или излишков. Различают внутренний и внешний долг. Внутренний долг – это то, что гос-во взяло взаймы для финансирования дефицита государственного бюджета внутри страны. Внешний долг – это займы гос-ва у граждан и организаций за рубежом. Основные причины гос. долга: 1) Войны. Во время войн все основные ресурсы направлены на потребности военного производства. Перед гос-м встает проблема финансирования военных издержек, что можно сделать за счет эмиссии, увеличения налогов или выпуска облигаций. Наилучшим вариантом было выпуск облигаций, в результате чего гос-во влазит в долги. 2) Периодические спады, во время которых уменьшаются налоговые поступления. 3) Резкое увеличение налогов, кот. происходит для стимулирования эк-го роста, в результате чего сокращаются налоговые поступления. Основными последствиями можно назвать: 1) Распределение прибыли. Облигации находятся на руках у более богатых слоев населения, сл-но выплаты по ним получают более богатые, что ведет к неравенству прибылей, социальному расслоению общества. 2) Уменьшение стимулов к производству, инвестированию и деловой активности, это происходит в связи с увеличением налогов, %-х выплат. 3) Утечка ресурсов из страны-должника (речь идет о внешнем долге). 4) Эффект вытеснения, кот. появляется тогда, когда дефицитное финансирование приводит к увеличению %-х ставок с кредита, что уменьшает инвестиционные расходы и сдерживает развитие эк-ки.

47. Дискрецiйна фiскальна полiтика та ii роль в сучаснiй економiцi. Фискальная политика имеет связь с бюджетом, она является частью финансовой политики. В свою очередь она относится к налоговой политике и предполагает активные меры по формированию доходов гос. бюджета Фискальное регулирование предполагает через взимание налогов, а также выполнения определенных бюджетных расходов осуществлять воздействие на макроэкономическое положение, на уровень деловой активности в стране. Дискретная фискальная политика – это сознательное манипулирование законной властью налогообложением и гос-ми расходами для стабилизации экономики (напр., изменение налоговой ставки, структуры налогообложения. Дискретная стимулирующая фискальная политика предполагает рост гос. расходов и (или) снижение налоговых ставок. Дискретная сдерживающая фискальная политика – это снижение гос. расходов и(или) рост ставок налогов. Используя дискретную фискальную политику гос-во может регулировать уровень национального пр-ва (ввод налоговые льготы и дифференциации налоговых ставок). Внося изменения в налоговую систему, она может воздействовать на степень деловой активности предприятий, что отобразится на уровне нац-го производства.

48. Недискретная фискальная политика та ii роль в сучаснiй економiцi. Фискальная политика имеет связь с бюджетом, она является частью финансовой политики. В свою очередь она относится к налоговой политике и предполагает активные меры по формированию доходов гос. бюджета Фискальное регулирование предполагает через взимание налогов, а также выполнения определенных бюджетных расходов осуществлять воздействие на макроэкономическое положение, на уровень деловой активности в стране. Недискретная (автоматическая) фискальная политика – это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Недискретная политика является результатом действия автоматических, или встроенных стабилизаторов., т.е. механизмов в экономике, кот. уменьшают реакцию реального ВВП на изменение совокупного спроса. Главные из них – пособия по безработице и прогрессивное налогообложение. Фискальная недискретная политика непосредственно влияет на уровень нац-го пр-ва. По мере спада пр-ва уменьшается реальный выпуск, налоговые поступления уменьшаются. И при использовании прогрессивной шкалы налогообложения происходит уменьшение налогового бремени и тем самым смягчается налоговый спад. Напротив, во время бума в экономике налоговые поступления возрастают и тем самым сдерживается экономический подъем.

49. Система оподаткування. Прямi та непрямi податки. Налоговая система – определенным образом упорядоченная совокупность налогов, налоговых платежей и сборов. Налоги – это обязательные платежи домашних хозяйств и предприятий в бюджет государства. Налогоплательщики – это те, кто по закону обязаны уплачивать налоги и в обмен на эти платежи непосредственно ничего от гос-ва не получают. Источниками налогов могут быть различные формы дохода: зарплата, прибыль, дивиденд, пенсия, пособие, стипендия. Под объектом налогообложения понимается то, что подлежит обложению, напр., доход, стоимость определенных товаров, имущество, передача имущества и т.д. Прямые налоги – это такие налоги, объектом кот. является доход или имущество плательщика. Их можно разделить на подоходные и поимущественные. Примеры прямых налогов: подоходный налог, налог на прибыль, земельный налог, налог на имущество, налог на дивиденд и т.д. Косвенные налоги – это налоги, объектом кот. становится обращение и потребление определенных товаров и услуг. Косвенные налоги включаются в цену реализации товаров и услуг и оплачиваются их потребителями. Пример: налог на добавленную стоимость, акцизный сбор. Сущ. такие системы налогообложения: 1)пропорциональная – налоговая ставка постоянна, она не связана с размерами дохода, их изменениями. 2)прогрессивная – налоговая ставка увеличивается с ростм величины дохода. 3)регрессивная – налоговая ставка уменьшается по мере роста дохода. При этом налогообложении налоговое бремя оказывается большим для субъектов с меньшими доходами. Теневая экономика – это экономическая деятельность, связанная с производством и обменом товаров и услуг, не получающая законной регистрации и учета. Эта деятельность не облагается налогами, что связано с тем, что нет законной регистрации и какого-либо, даже статистического учета.

Предположим, экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. В таких условиях необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег , которая заключается в следующих мерах.

Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провестипонижение учетной ставки и, в-третьих, нужнынормативы по резервным отчислениям . В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение чистого равновесного национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму , что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег . В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, т.е. их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть понижение доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

В конечном итоге вся деятельность центрального банка, система контроля за денежной эмиссией, инструментарий денежно-кредитной политики, банковское регулирование и законодательство предназначены для создания нормативных условий для функционирования экономики через нейтрализацию дестабилизирующих тенденций, различного рода злоупотреблений. Значительная часть деятельности государства в данной области имеет технический характер, не зависящий от типа экономики. Вместе с тем, денежно-кредитное регулирование объективно направлено на максимизацию эффективности рынка в интересах отдельных экономических агентов и всего государства. Опыт развитых капиталистических государств в условиях перестройки украинской финансово–кредитной системы и всего народного хозяйства имеет огромное значение.

Вопросы, тесты и задачи для самоконтроля

Вопросы для обсуждения

1.Кредитноденежная политика и ее целиі.

2.Каковы основные направления кредитно-денежной политики?

3. Раскройте особенности кейнсианской и монетарной кредитно-денежной политики.

4. Обоснуйте основные методы регулирования кредита и денежной массы.

5.Что представляет собоц политика «дешевых» и «дорогих» денег?

6. Центральный банк и его функции.

7. Структура банковской системы Украины.

8. Функции коммерческих банков.

9. Охарактеризуйте кредитно-денежную политику Украины.

Тесты (выберите один правильный вариант ответа)

1.Норма обязательных резервов:

А) вводится как средство защиты от снятия вкладов;

Б) составляет среднюю величину массы денег, необходимую для удовлетворения потребностей населения;

В) сейчас не используется;

Г) вводится как средство ограничения денежной массы

2.Совокупность всех коммерческих банков предоставляет деньги для займов, создавая текущие счета. В результате этого денежная масса:

А) увеличивается на величину большую, чем общая сумма депозитов;

Б) не изменяется;

В) уменьшается на общую величину наличных денег и банковских депозитов;

Г) увеличивается на величину меньшую, чем общая сумма депозитов

3.Общий объем денежной массы постоянно растет, если коммерческие банки:

А) увеличивают свои вклады в Национальном банке;

Б) изымают часть своих денег из Национального банка;

В) уменьшают свои обязательства по текущим счетам, оплачивая наличные или безналичные вклады;

Г) увеличивается объем кредитов, выдаваемых населению

4.В одном из множества банков – банке Х, находится депозит на сумму – 10000 $. Норма обязательных резервных требований – 25%, Этот депозит способен увеличить сумму выданных займов на:

Б) неопределенную величину;

5.Избыточные резервы коммерческого банка формируются из:

А) активов, которые не являются деньгами, но при необходимости могут быть быстро обменяны на деньги;

Б) разницы между величиной фактических резервов и величиной обязательных резервов;

В) разницы между величиной активов и суммой вкладов по текущим счетам;

Г) денежных и «почти денежных» активов, которые хранятся в банке и превышают объем банковских депозитов

6.При увеличении нормы обязательных резервных требований с 20% до 30% выяснилось, что система коммерческих банков имеет недостаток резервов в размере 60 млн.$. Если сумму резервов увеличить невозможно, то денежную массу следует сократить на:

А) 180 млн.$;

Б) 350 млн.$;

В) 60 млн.$;

Г) 200 млн.$

7.Какое из приведенных утверждений является неправильным:

А) фактические резервы коммерческого банка равны избыточным резервам плюс обязательные резервы;

Б) банковские активы плюс собственный капитал равно обязательства;

В) собственный капитал равен разнице между суммами активов и обязательств;

Г) отдельный коммерческий банк может выдавать кредиты объемом, равным избыточным резервам

8.Какое из приведенных утверждений составляет фундаментальную основу балансовых связей?

А) сумма активов и резервов равна собственному капталу;

Б) сумма обязательств и собственного капитала равна активам;

В) сумма активов и обязательств равна собственному капиталу;

Г) сумма собственного капитала и активов равна обязательствам

9.Активы банка – это:

А) наличные деньги, акции и вклады до востребования;

Б) наличные деньги, собственность и акции;

В) вклады до востребования, акции и резервы;

Г) наличные деньги, собственность и резервы

10.Если ликвидность банка составляет 100%, то:

А) высокая прибыльность банка;

Б) прибыльность банка нулевая;

В) низкая норма обязательных резервов;

Г) все ответы неправильные

11.Если норма обязательных резервных требований составляет 100%, то величина денежного мультипликатора равна:

12.В каком случае речь идет об эмиссии наличных денег:

А) один из векселей, который куплен Национальным банком, выкупается;

Б) Национальный банк приобретает у государства казначейские обязательства и платит наличными;

В) служащий снимает в банке со своего счета заработную плату наличными;

Г) только что напечатанные банкноты получены Национальным банком

13.В качестве базовой величины для определения минимальных резервов коммерческих банков служит сумма их:

А) депозитов;

Б) банкнот Национального банка;

В) кредитов;

Г) кассовой наличности

14.Какая цель преследуется при увеличении ставки учетного процента?

А) необходимо увеличить денежную массу;

Б) необходимо содействовать инвестированию;

В) необходимо сдерживать спрос не заемный капитал;

Г)необходимо оживить конъюнктуру

15.Важным условием сохранения стоимости денег является:

А) государственный контроль над ценами;

Б) контроль эмиссионного банка со стороны правительства;

В) дефицитное обеспечение национальной экономики деньгами;

Г) обеспечение денежного обращения золотом или валютой.

Задачи

1.Пассив баланса коммерческого банка содержит следующие статьи (млн.усл.д.ед.): вклады до востребования – 1000, срочные вклады – 500, собственный капитал – 200. Норматив минимального резервного покрытия по вкладам до востребования равен – 30%, а по срочным вкладам – 20%.

На какую сумму банк может увеличить кредиты, если половина вкладов до востребования будет переоформлена на срочные вклады?

Как изменится эта сумма, если собственники срочных вкладов на 40% своих депозитов приобретут ценные бумаги в банке?

2.В таблице представлен упрощенный консолидированный балансовый отчет всех коммерческих банков государства (в усл.д.ед.). Норма обязательных резервов составляет r= 20%. Составьте балансовые отчеты по каждой из приведенных ниже операций при условии, что за основу каждой операции принимаются данные графы 1:

Клиент делает вклад в размере 5 (усл.д.ед.) наличными и банки перечисляют его в резерв (занесите полученные результаты в графу 2). Составьте балансовый отчет при условии, что банковская система расширит объемы займов на максимально возможную величину (занесите полученные результаты в графу 3);

наличные деньги

ценные бумаги

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ:

вклады до востребования

займы НБУ

обязательные резервы

максимально возможное увеличение предложения денег

Банковская система продает ценные бумаги, стоимостью 8 усл.д.ед. Центральному банку (занесите результаты операции в графу 4). Допустим, что банки расширили объем займов на максимально возможную величину (составьте новый балансовый отчет и занесите в графу 5);

Центральный банк выдает кредит в размере 10 усл.д.ед. коммерческим банкам (занесите результаты операции в графу 6). Заполните графу 7 при условии, что банки выдают новые кредиты на максимально возможную величину.

3.Ранее доверие к деньгам и их стабильность создавались тем, что они обеспечены золотом и серебром. Для денежного оборота Украины подобного законодательного положения не существует. На чем основано доверие граждан к украинской гривне? Кто в Украине принимает решения про регулирование денежной массы?

4.Для коммерческих банков денежные вклады – это определенные обязательства. Обоснуйте, почему коммерческие банки стремятся получить большее число вкладов, т.е. расширить свои пассивные банковские операции? Как отразилась бы на коммерческих банках ситуация, когда бы все клиенты банков одновременно изъяли свои вклады наличными? Каким может быть избыточный резерв коммерческого банка для того, чтобы в любое время наличные вклады и выплаты были уравновешенными (при этом предполагается, что коммерческий банк не обязан иметь какой-либо минимальный резерв)? В каком объеме коммерческий банк может осуществлять активные деловые операции (поясните от чего это зависит)?

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

34. Кредитно-денежная политика: цели и инструменты. Политика дорогих и дешевых денег

Кредитно–денежная политика – часть общей макроэкономической политики, которая влияет на монетарные факторы нестабильности.

Кредитно–денежная политика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в кредитно–денежной сфере с целью регулирования экономики.

Цели кредитно–денежной политики:
1) устойчивые темпы роста национального производства;
2) стабильные цены;
3) высокий уровень занятости населения;
4) равновесие платежного баланса.

Кредитно–денежная политика осуществляется Центральным банком страны.

На первом этапе Центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов. На втором – изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

Эффективность кредитно–денежной политики зависит от выбора инструментов (методов) кредитно–денежного регулирования. Основными общими инструментами кредитно–денежной политики являются:
1) изменение учетной ставки;
2) изменение нормы обязательного резервирования;
3) операции на открытом рынке.

Изменение учетной ставки – старейший метод кредитно–денежного регулирования, в основе которого лежит право Центрального банка предоставлять ссуды коммерческим банкам под определенный процент, который он может изменять, регулируя тем самым предложение денег в стране.

При понижении учетной ставки (r) увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды (D м), которые они могут использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег (S м) ведет к снижению ставки ссудного процента (%) (по которому коммерческие предоставляют ссуды предпринимателям, населению). Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства (Y) (политика “дешевых денег”)

При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды Центрального банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. “Дорогой ” кредит предприниматели берут меньше, а значит меньше средств вкладывается в развитие производства (политика “дорогих денег”)

Изменение нормы обязательных резервов (часть вклада в коммерческий банк, которая необходима для обеспечения гарантии выплаты денег вкладчикам в случае банкротства) позволяет Центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов (R) влияет на объем избыточных резервов (Е) (Депозит=R+E, т. е. чем больше R, тем меньше Е), а значит способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.

Если Центральный банк повысил резервную норму, то коммерческие банки увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд (Е) (политика “дорогих денег”)

И наоборот, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования (“политика дешевых денег”)

Следует учитывать, что повышение или понижение нормы обязательных резервов изменяет банковский мультипликатор.

Операции на открытом рынке – покупка или продажа Центральным банкам государственных ценных бумаг.

Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Покупая и продавая ценные бумаги, Центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку, и, следовательно, на предложение денег.

Для увеличения денежной массы он начинает покупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения, что позволяет коммерческим увеличить резервы, а также выдачу ссуд и увеличить предложение денег (политика “дешевых денег”).

Если количество денег в стране необходимо сократить, Центральный банк продает государственные ценные бумаги, что ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы (политика “дешевых денег”).

Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным средством воздействия Центрального банка на кредитно–денежную сферу.

В зависимости от состояния экономики страны Центральный банк может выбрать следующие типы кредитно–денежной политики и определенные цели. В условиях инфляции проводится политика “дорогих денег”, направленная на сокращение денежной массы: 1) повышение учетной ставки, 2) увеличение нормы обязательного резерва, 3) продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке. Политика “дорогих денег” является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика “дешевых денег”. Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк:
1) снижает учетную ставку
2) сокращает резервную норму
3) покупает государственные ценные бумаги.


© 2024
russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал