01.07.2024

Счет 206 21. Переплаты по расчетам с персоналом, сложившиеся на отчетную дату. Выплатили сотрудникам лишнее


Приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н внесены изменения в инструкцию по бюджетному учету (утв. приказом Минфина России от 26.08.2004 № 70н). Комментирует эти изменения К.В. Сергеева, руководитель отдела разработки программ бюджетного учета фирмы "1С".

Приказ вступает в силу со дня официального опубликования. В настоящее время документ находится на государственной регистрации в Минюсте России.

Разработчиками Инструкции по бюджетному учету - Отделом методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации Департамента бюджетной политики Минфина России проделана большая работа по совершенствованию Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по бюджетному учету:

  • Устранены технические ошибки.
  • Приведены в соответствие номера счетов по кодам классификации операций сектора государственного управления кодам экономической классификации (утверждены приказом Минфина России от 21.12.2005 № 152н).
  • Номера аналитических счетов приведены в соответствие кодам экономической классификации.
  • Отражены финансовые и хозяйственные операции, часто встречающиеся в практической деятельности бюджетных учреждений, и не прописанные ранее в Инструкции по бюджетному учету (приказ Минфина России от 26.08.2004 № 70н).

В связи с существенными изменениями в Плане счетов бюджетного учета и порядке бюджетного учета отдельных операций фирма "1С" готовит к выпуску новые редакции программных продуктов для ведения бюджетного учета, поддерживающие изменения, внесенные в Инструкцию по бюджетному учету Приказом № 25н.

Новые редакции программных продуктов будут предоставляться официальным пользователям в порядке обновления релиза. Предусмотрена замена печатной документации.

В связи с существенными изменениями в плане счетов предполагается ведение учета в новой информационной базе. Предусмотрен перенос информации в новую информационную базу - как входящих остатков по состоянию на 01.01.2006, так и всех документов (операций) 2006 года.

Многие изменения, внесенные в Инструкцию по бюджетному учету, бухгалтеры ждали давно, например, приведение счетов по КОСГУ и аналитических счетов в соответствие кодам экономической классификации расходов, однако некоторые изменения прибавят бухгалтерам дополнительной работы.

Рассмотрим подробнее изменения, внесенные Приказом № 25н в Инструкцию по бюджетному учету, и их отражение в новой редакции типовой конфигурации программы "1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений" - редакции 6.

Организация бюджетного учета

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации одним из главных принципов, на которых основана Бюджетная система Российской Федерации, является единство бюджетной системы Российской Федерации (ст. 28 БК РФ).

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности , бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, Бюджетный кодекс РФ предписывает установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений. Это положение отражено теперь в тексте Инструкции по бюджетному учету - в абзаце втором пункта 1 внесено уточнение в понятие "Бюджетный учет":

Вместе с тем, Инструкция по бюджетному учету предусматривает, что формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, а также правила их ведения , утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Кроме того, при отсутствии в корреспонденции счетов бюджетного учета (Приложение № 1) операций, отражающих деятельность учреждений, главные распорядители средств бюджета имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции по бюджетному учету. Это положение введено в Инструкцию по бюджетному учету (п. 9) Приказом № 25н.

Внесены уточнения в наименования журналов операций: регистр "Журнал операций по банковскому счету" № 2 переименован в "Журнал операций с безналичными денежными средствами", а регистр "Журнал операций расчетов по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям" № 6 переименован в "Журнал операций расчетов по оплате труда".

Следует отметить, что "Журнал операций с безналичными денежными средствами" применяется теперь не только для отражения операций по счетам 201.01, 201.02, 201.03, 201.06, 201.07, а также для отражения операций по движению финансовых вложений по счетам 204.00 "Финансовые вложения".

Несмотря на изменение наименования журнала операций № 6, в нем по-прежнему следует отражать операции по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям.

План счетов

Большим недостатком существовавшей до 2005 года системы бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях признавалось отсутствие интеграции плана счетов с бюджетной классификацией РФ. Интеграция плана счетов бюджетного учета с бюджетной классификацией РФ являлась одной из задач при построении новой системы бюджетного учета.

Хотя приказы об утверждении новых Плана счетов бюджетного учета (от 26.08.2004 № 70н) и Бюджетной классификации (от 27.08.2004 № 72н) вышли почти одновременно, некоторые номера счетов по кодам классификации операций сектора государственного управления не соответствовали кодам экономической классификации, также для отдельных кодов экономической классификации не было соответствующих счетов в Плане счетов бюджетного учета.

Приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н эти несоответствия устранены. Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ, Приложение № 5 к Инструкции по бюджетному учету в редакции Приказа № 25н) приведена в соответствие кодам экономической классификации, утвержденной приказом Минфина России от 21.12.2005 г. № 152н (Приложение № 5 Приказа).

План счетов бюджетного учета содержит счета с обновленными кодами КОСГУ. Например, к счетам 304.04 "Внутренние расчеты между главным распорядителями (распорядителями) и получателями средств", 304.05 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджета", 401.01 "Финансовый результат текущей деятельности учреждения", 401.02 "Финансовый результат по резервному фонду", 500.01 "Лимиты бюджетных обязательств", 500.02 "Принятые бюджетные обязательства текущего года", 501.03 "Бюджетные ассигнования" добавлены счета по КОСГУ 212 "Прочие выплаты", 213 "Начисления на оплату труда" и 290 "Прочие расходы".

Кроме того, в Инструкции по бюджетному учету разъяснен порядок ведения счетов по кодам КОСГУ, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств. Такие счета ведутся только в течение финансового года. При завершении отчетного финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бюджетного учета следующего финансового года не переходят. Вместе с тем порядок закрытия таких счетов в Инструкции не прописан.

Примечание:
В "1С:Бухгалтерии для бюджетных учреждений" ведение счетов по кодам КОСГУ, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в течение финансового года было предусмотрено изначально. Счета по кодам КОСГУ, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, представляют собой оборотные субконто. По оборотным субконто можно получать обороты за любой период времени. Остатки по оборотным субконто не выводятся и не хранятся. В связи с этим отпадает необходимость закрытия в конце года счетов по КОСГУ.

Также приведены в соответствие номера аналитических счетов кодам экономической классификации. Так, например, к счетам 206.00 "Расчеты по выданным авансам", 208.00 "Расчеты с подотчетными лицами", 302.00 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" открыты аналитические счета, соответствующие кодам экономической классификации расходов, с единой нумерацией (табл. 1).

ЭКР Статьи расходов Счет 206 Счет 208 Счет 302
(Авансы) (Подотчетники) (Поставщики)
211 Заработная плата 206.01 208.01 302.01
212 Прочие выплаты 206.02 208.02 302.02
213 Начисления на оплату труда 206.03 208.03 302.03
221 Услуги связи 206.04 208.04 302.04
222 Транспортные услуги 206.05 208.05 302.05
223 Коммунальные услуги 206.06 208.06 302.06
224 Арендная плата за пользование имуществом 206.07 208.07 302.07
225 Услуги по содержанию имущества 206.08 208.08 302.08
226 Прочие услуги 206.09 208.09 302.09
261 Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения 206.15 208.15 302.15
262 Пособия по социальной помощи населению 206.16 208.16 302.16
263 Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления 206.17 208.17 302.17
290 Прочие расходы 206.18 208.18 302.18
310 Увеличение стоимости основных средств 206.19 208.19 302.19
320 Увеличение стоимости нематериальных активов 206.20 208.20 302.20
330 Увеличение стоимости непроизведенных активов 206.21 208.21 302.21
340 Увеличение стоимости материальных запасов 206.22 208.22 302.22
530 Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале 206.24 208.24 302.24

Такая кодировка счетов существенно облегчает порядок их применения. Однако следует отметить, что не все счета обязательно будут использоваться, например, не будут использоваться счета 206.01 "Заработная плата", 206.02 "Прочие выплаты", 206.03 "Начисления на оплату труда".

Примечание:
План счетов "1С:Бухгалтерии для бюджетных учреждений, редакция 6" содержит все счета Плана счетов бюджетного учета в редакции Приказа № 25н. Чтобы не применять счета 206.01 "Заработная плата", 206.02 "Прочие выплаты", 206.03 "Начисления на оплату труда" и т. п., достаточно отключить соответствующий флажок в справочнике "Настройка плана счетов".

Кодировка счетов изменилась также из-за переквалификации объектов учета. Приказом № 25н мягкий инвентарь переведен из состава основных средств, со счета 101.08, в материальные запасы, на счет 105.05 "Мягкий инвентарь". В связи с этим изменяется кодировка и некоторых других счетов по учету основных средств и материальных запасов.

Порядок следования счетов по учету нефинансовых активов выстроен в соответствии с кодами КОСГУ.

Изменены наименования ряда счетов.

Например, счет 207.00 "Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам, ссудам" переименован в "Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам". Это связано с тем, что в Бюджетном кодексе закреплено понятие "Бюджетный кредит" и не используется понятие "Бюджетная ссуда".

Примечание:
Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах (ст. 6 БК РФ).

Введены новые счета.

Например, введен счет 210.03 "Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств". Счет 210.03 применяется для отражения учреждением временных кассовых разрывов по операциям с наличными денежными средствами вместо счета 306.00 "Расчеты по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов", используемого временно (до внесения изменений в Инструкцию по бюджетному учету) согласно письму Минфина России от 18 марта 2005 года № 02-14-10а/462 "О порядке применения Правил обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов".

Таблица соответствия счетов бюджетного учета, утвержденных приказом № 25н, приказу № 70н приведена на интернет сайте Минфина России.

Изменения затронули и структуру номера счета бюджетного учета. В частности, изменено применение 18 разряда. Код вида деятельности теперь может принимать следующие значения:

  • бюджетная деятельность - 1;
  • приносящая доход деятельность - 2;
  • деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении - 3.

Таким образом, учет предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений теперь следует отражать на одних и тех же счетах с признаком "2" в разряде 18. При этом в Плане счетов бюджетного учета не предусмотрены отдельные счета для учета целевых средств.

Бухгалтерский учет целевых средств всегда был отдельным важным разделом бухгалтерского учета и обеспечивал контроль за сохранностью и целевым использованием этих средств.

Например, в Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.1999г. № 107н, для обеспечения контроля за сохранностью целевых средств и целевым их использованием применялись отдельные счета:

  • 110 Целевые средства и безвозмездные поступления;
  • 115 Средства, полученные от государственных внебюджетных фондов;
  • 225 Расходы по целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия;
  • 228 Расходы за счет средств, полученных от государственных внебюджетных фондов;
  • 270 Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия;
  • 274 Целевые средства, полученные учреждением от государственных внебюджетных фондов.

При этом предписывалось ведение аналитического учета по субсчетам 110, 225, 270 по отдельным видам целевых средств и безвозмездных поступлений.

Теперь требования обеспечить аналитический учет по видам целевых средств Инструкция по бюджетному учету не содержит. Вместе с тем в целях налогового учета необходимо организовать обособленный аналитический учет по видам целевых средств, для того чтобы можно было отследить их целевое использование.

Примечание:
Согласно НК РФ (ст. 251) при определении налоговой базы не учитываются доходы: в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, а также целевые поступления. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования и целевые поступления, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования (целевые поступления), указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Следует отметить также, что из Инструкции по бюджетному учету исключено положение о том, что при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности в 18 разряде номера счета Плана счетов бюджетного учета можно использовать код вида деятельности "0". Это связано с тем, что в Балансе (ф. 0503130, 0503120) предусмотрено строгое равенство итоговых данных сумме бюджетных и внебюджетных средств. Соответствующее контрольное соотношение приведено в Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности (утверждена приказом Минфина России от 21.01.2005 № 5н).

Учет нефинансовых активов

Согласно уточнениям, внесенным Приказом № 25н, счет 101.00 "Основные средства" применяется для учета объектов основных средств, находящихся как в эксплуатации, так и в запасе, на консервации, сданных в аренду, а также для учета имущества казны Российской Федерации.

Введено понятие "Балансовая стоимость" для основных средств и нематериальных активов:

  • Балансовой стоимостью основных средств является их первоначальная стоимость с учетом изменений в случаях переоценки, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств;
  • Балансовой стоимостью нематериальных активов является их первоначальная стоимость с учетом модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов нематериальных активов.

В связи с введением понятия "Балансовая стоимость" расчет годовой суммы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов производится линейным способом исходя из балансовой стоимости объектов основных средств и нематериальных активов.

Перемещение нефинансовых активов между государственными и муниципальными учреждениями является безвозмездным получением (передачей), однако порядок учета и стоимость, по которой принимаются к учету объекты нефинансовых активов при таком перемещении, отличаются от порядка, применяемого при безвозмездном получении (передаче) имущества от организаций и физических лиц.

Согласно Приказу № 25н безвозмездная передача объектов основных средств и нематериальных активов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями, разных уровней бюджетов, а также между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, а также государственным и муниципальным организациям (далее ведомственное перемещение), осуществляется по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы начисленной на объект амортизации.

В новой редакции Инструкции по бюджетному учету приведены также бухгалтерские записи по ведомственному перемещению объектов основных средств и нематериальных активов, как по списанию с баланса, так и по принятию на баланс. Аналогичные записи были даны в письме Федерального казначейства от 29.12.2005 г. № 42-7.1-01/2.2-397. Однако, если в указанном письме поступление основных средств (нематериальных активов) предлагается отражать по дебету счета 101.00 "Основные средства" (102.00 "Нематериальные активы") в корреспонденции со счетом 304.04.000 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств" (401.01.180, 401.01.151), то в новой редакции Инструкции по бюджетному учету поступление основных средств (нематериальных активов) отражается в общем порядке - сначала делается запись по дебету счета 106.01 "Капитальные вложения в основные средства" (106.02 "Капитальные вложения в нематериальные активы") в корреспонденции с указанными счетами и только затем основное средство (нематериальный актив) принимается к учету на счет 101.00 "Основные средства".

В "Бухгалтерии для бюджетных учреждений, редакция 6" при поступлении НФА от другого учреждения предусмотрено принятие основного средства (НМА) как предварительно на счет 106.01 (106.02), так и сразу на счет 101.00 (102.00).

Уточнен также порядок определения срока полезного использования объектов нефинансовых активов, полученных безвозмездно. Срок полезного использования определяется:

  • для объектов, полученных от учреждений, состоящих на бюджетах бюджетной системы Российской Федерации и от государственных и муниципальных учреждений - с учетом сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации;
  • для объектов, полученных от иных юридических и физических лиц - исходя из рыночной стоимости объекта и сроков эксплуатации, установленных комиссией учреждения.

У многих бухгалтеров возникали вопросы, на какие основные средства следует начислять амортизацию, а на какие - нет. В новой редакции Инструкции по бюджетному учету теперь четко сказано, что амортизация не начисляется на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью до 1000 рублей включительно, а так же на драгоценности, ювелирные изделия и библиотечный фонд, независимо от стоимости.

Введен новый счет 104.07 "Амортизация прочих основных средств" для учета амортизации основных средств, учитываемых на счете 101.09 "Прочие основные средства".

Примечание:
Ранее для учета амортизации прочих основных средств применялся счет 104.06 "Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря". При переходе на редакцию 6 "Бухгалтерии для бюджетных учреждений" суммы амортизации по прочим основным средствам, накопленные на счете 104.06 "Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря", будут перенесены автоматически на счет 104.07 "Амортизация прочих основных средств".

Общую сумму амортизации, начисленную за отчетный месяц по основным средствам и нематериальным активам, теперь следует отражать в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов .

Примечание:
Для того чтобы записи по начислению амортизации отражались в отчете "Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов", в плане счетов "Бухгалтерии для бюджетных учреждений" необходимо установить номер журнала операций "7" у конечных субсчетов счета 104.00 "Амортизация".

У бухгалтеров возникало много вопросов о применении п. 6 (34) Инструкции № 70н "Учреждения проводят переоценку стоимости объектов основных средств (нематериальных активов), за исключением активов в драгоценных металлах, по состоянию на начало отчетного года…". Многие из них посчитали, что переоценку следует проводить ежегодно. В новой редакции Инструкции по бюджетному учету прямо сказано, что сроки и порядок переоценки основных фондов устанавливаются Правительством РФ. Уточнены также бухгалтерские записи по отражению результатов переоценки.

Исключен п. 18, предписывавший вести учет основных средств в полных рублях . При принятии к учету основных средств на счет 101.00 теперь не нужно будет делать бухгалтерские записи по отнесению сумм копеек на счет 401.01.280 "Прочие расходы". Действительно, это лишние бухгалтерские записи, засоряющие учет, поскольку в балансе основные средства показываются по остаточной стоимости, то есть за вычетом начисленной амортизации, учет которой ведется с копейками. При наличии программных продуктов для бюджетного учета исчисление нормы амортизации от стоимости основного средства (нематериального актива), выраженной в рублях и копейках, не представляет проблемы.

Как положительный момент следует отметить отражение внутреннего перемещения (из подразделения в подразделение, от одного материально ответственного лица к другому) нефинансовых активов на счетах бюджетного учета . Внутреннее перемещение объектов основных средств между материально ответственными лицами в учреждении отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" (010101310, 010102310, 010103310, 010104310, 010105310, 010106310, 010107310, 010108310, 010109310) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" (010101310, 010102310, 010103310, 010104310, 010105310, 010106310, 010107310, 010108310, 010109310). Аналогичные записи приведены для нематериальных активов и материальных запасов. При отражении внутреннего перемещения на счетах бюджетного учета обеспечивается равенство данных аналитического и синтетического учета, таким образом повышается достоверность данных бюджетного учета.

По счетам учета нефинансовых активов в "Бухгалтерии для бюджетных учреждений редакция 6" ведется аналитический учет в разрезе инвентарных (номенклатурных) объектов, материально ответственных лиц, мест хранения и видов движения нефинансовых активов. Для этого применяются субконто "Основные средства" ("Номенклатура"), "Виды движения НФА" и "Центры материальной ответственности". Справочник "Центры материальной ответственности" определяет материально ответственное лицо и подразделение, за которым закреплен НФА (место хранения НФА).

Списание объектов основных средств, стоимостью до 1000 руб. включительно, при передаче в эксплуатацию теперь следует отражать на счете 040101271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов", вместо применяемого ранее счета 040101172 "Доходы от реализации активов". И соответственно в качестве первых 17 разрядов надо указывать код по функциональной классификации расходов (п. 21 измененной Инструкции № 70н).

Приказом № 25н мягкий инвентарь и посуда переведены из состава основных средств в материальные запасы. Посуда, учитываемая ранее на счете 101.06 "Производственный и хозяйственный инвентарь", теперь учитывается на счете 105.06 "Прочие материальные запасы". Мягкий инвентарь со счета 101.08 переведен на счет 105.05 "Мягкий инвентарь".

Примечание:
Перевод мягкого инвентаря со счета 101.08 на счет 105.05 "Мягкий инвентарь" будет выполнен автоматически. Для автоматического перевода посуды со счета 101.06 на счет 105.05 в релизе 7.70.516 в справочник "Основные средства" "Бухгалтерии для бюджетных учреждений редакция 5" введен новый реквизит - флажок "Посуда". Флажок следует включить в карточках основных средств, являющихся посудой.

На счете 105.06 "Прочие материальные запасы" также как и ранее (по Приказу Минфина России от 30.12.1999г. № 107н) учитывается книжная, иная печатная продукция, в том числе печатная сувенирная продукция, предназначенная для продажи, кроме библиотечного фонда.

В Приложении 1 "Корреспонденция счетов бюджетного учета в бюджетном учреждении" (п. 10) приведены записи по реализации объектов ОС, НПА и НМА, однако в п.10 не учтены особенности реализации имущества, приобретенного за счет бюджетных средств, отраженные в письмах Федерального казначейства России от 13.12.2005 г. № 42-7.1-01/2.2-371 и от 30.12.2005 г. № 42-7.1-01/2.2-404.

Важное уточнение внесено в порядок определения стоимости списания материальных запасов : списание (отпуск) материальных запасов может производиться по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости.

Оценка материальных запасов по средней фактической стоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся, соответственно, из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца, и поступивших запасов в течение данного текущего месяца на дату списания (отпуска).

Как уже неоднократно отмечалось, Инструкция по бюджетному учету ориентирована исключительно на автоматизированную обработку информации. При использовании компьютера можно вычислять фактическую (балансовую) стоимость нефинансового актива на любой момент времени, поэтому логично применять при списании материальных запасов (МЗ) именно скользящую (текущую) среднюю стоимость, алгоритм расчета которой и приведен в новой редакции Инструкции по бюджетному учету.

Примечание:
В "1С:Бухгалтерии для бюджетных учреждений" изначально применяется принцип списания "по скользящей средней стоимости".
Документы по списанию (перемещению) МЗ, включенные в типовую конфигурацию, предполагают списание по фактической средней цене на момент списания, рассчитываемой как
СЦ=(СНД + ДО - КО)/(СНДн + Дон - Кон) , где
СНД - сальдо на начало месяца, в денежном выражении;
ДО, КО - приход и расход с начала месяца до даты расходного документа, в денежном выражении;
СНДн - сальдо на начало месяца, в натуральном выражении;
ДОн, КОн - приход и расход с начала месяца до даты расходного документа, в натуральном выражении.

Оценка отпущенных материалов по себестоимости каждой единицы запаса обычно применяется в случае, если используемые запасы не могут обычным образом заменять друг друга или подлежат особому учету (драгоценные металлы, драгоценные камни, радиоактивные вещества и тому подобное). Если необходимо списывать МЗ только по цене приобретения, на одноименные МЗ разной стоимости следует создавать разные элементы в справочнике.

Много вопросов возникало с оприходованием материальных запасов, которые приобретались по статьям экономической классификации расходов, отличным от 340 "Приобретение материальных запасов", например, конверты приобретаются по статье 221 "Услуги связи". Также при формировании фактической стоимости МЗ необходимо было относить на счет 105.00 "Материальные запасы" различные статьи расходов, что не очень удобно.

Теперь поступление в учреждение и оприходование материальных запасов можно отражать в зависимости от того, каким образом оформлены затраты на их приобретение. Если фактическая стоимость складывается из различных видов расходов (покупная стоимость МЗ, доставка, приведение в состояние, пригодное к использованию), подтверждаемых несколькими документами (договора, счета), для ее формирования используется счет 106.04 "Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)". В противном случае (один документ), оприходование производится как и до внесения изменений в Инструкцию, на счет 105.00 "Материальные запасы".

Примечание:
Такая же методика применяется в "Бухгалтерии для бюджетных учреждений" редакция 5. При покупке МЗ по коду 340 применяется документ "Поступление МЗ", при покупке МЗ или оплате расходов по коду, отличному от 340, применяется документ "Услуги сторонних организаций". После того как фактическая стоимость МЗ сформирована на счете 106.04, производится принятие МЗ к учету документом "Поступление МЗ" в корреспонденции со счетом 106.04.
В "Бухгалтерии для бюджетных учреждений" редакция 6 для принятия к учету МЗ, фактическая стоимость которых была сформирована на счете 106.04, применяется новый документ "Принятие МЗ к учету" (по аналогии с порядком учета основных фондов).

В новой редакции Инструкции по бюджетному учету приведен полный перечень бухгалтерских записей по движению готовой продукции . Однако, вопрос по учету МЗ по продажной стоимости для целей розничной торговли, так и остался не раскрытым.

Следует также отметить, что и в новой редакции Инструкции по бюджетному учету не определен порядок изменения первых 17 разрядов счета бюджетного учета при внесении изменений в бюджетную классификацию. Например, основные средства, по определению, используются более 12 месяцев. При изменении бюджетной классификации могут измениться основные статьи расходов бюджетного учреждения. Что делать со счетами по упраздненным КБК? Вопрос так и остался без ответа.

Финансовые активы и обязательства

Согласно новой редакции Инструкции по бюджетному учету поступление денежных документов в кассу оформляется бухгалтерскими записями по дебету счета 201.05.510 "Поступления денежных документов" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 302.00 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (302.03.730, 302.04.730, 302.05.730, 302.09.730, 302.15.730, 302.16.730, 302.17.730, 302.18.730). В прежней редакции поступление денежных документов в кассу предписывалось оформлять записью по дебету счета 201.05.510 "Поступления денежных документов" и кредиту счета 302.23.730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению денежных документов".

Уточнены бухгалтерские записи по счету 204.02 "Акции и иные формы участия в капитале" в части вложений нефинансовых активов, а также по счету 205.00 "Расчеты с дебиторами по доходам" в части начисления и перечисления сумм возвратов доходов плательщикам.

Мы уже упоминали об изменении Плана счетов в части приведения в соответствие номеров аналитических счетов кодам экономической классификации. Так, например, к счетам 206.00 "Расчеты по выданным авансам", 208.00 "Расчеты с подотчетными лицами", 302.00 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" открыты аналитические счета, соответствующие кодам экономической классификации расходов, с единой нумерацией.

Соответствующие изменения внесены в Инструкцию по бюджетному учету в части бухгалтерских записей по отражению операций по указанным счетам.

Согласно новой редакции Инструкции по бюджетному учету счет 210.01 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам" теперь применяется не только для учета сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных поставщиками (подрядчиками) за поставленные нефинансовые активы, выполненные работы, оказанные услуги, но и для начисления НДС с полученных авансов: на счете учитываются "расчеты по суммам налога с полученных предварительных оплат в счет предстоящих поставок нефинансовых активов (выполнений работ, услуг) в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой налогом на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Российской Федерации".

В прежней редакции Инструкции по бюджетному учету при начислении НДС с полученных авансов формировалась проводка Д-т 401.01.130, К-т 303.04.730, что искажало текущий финансовый результат учреждения, т.к. происходило уменьшение неполученных доходов.

Использование счета 210.01 снимает эту проблему, так как теперь проводка по начислению НДС с полученных авансов не будет затрагивать финансовый результат учреждения: Д-т 210.01.560, К-т 303.04.730.

Как уже отмечалось ранее, в Пан счетов бюджетного учета введен новый счет 210.03 "Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств". Счет 210.03 применяется для отражения учреждением временных кассовых разрывов по операциям с наличными денежными средствами вместо счета 306.00 "Расчеты по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов", используемого временно (до внесения изменений в Инструкцию по бюджетному учету) согласно письму Минфина России от 18 марта 2005 года № 02-14-10а/462 "О порядке применения Правил обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов". В Инструкции по бюджетному учету приведены также бухгалтерские записи по применению счета 210.03.

Изменено использование кодов бюджетной классификации (КБК) у счета 303.04 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость". Согласно Приложению 4 к новой редакции Инструкции по бюджетному учету первые 17 разрядов у счета 303.04 определяются следующим образом:

  • ФКР - в части операций налогового агента;
  • КД - в части операций налогоплательщика.

Финансовый результат

Уточнены бухгалтерские записи по счету 401.01.000 "Финансовый результат текущей деятельности учреждения".

Счет 401.04.100 "Доходы будущих периодов" теперь применяется и для начисления доходов от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия:

  • начисление в течение года доходов от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия по плановой стоимости Д-т 105.06.340, К-т 401.04.130;
  • зачисление в конце финансового года в доход текущего отчетного периода по договорной стоимости продукции животноводства и земледелия Д-т 401.04.130, К-т 401.01.130.

Забалансовые счета

Получателям средств бюджетов разрешается вводить дополнительные забалансовые счета для обеспечения их управленческого учета.

Примечание:
В "Бухгалтерии для бюджетных учреждений" введен забалансовый счет С01 для оперативного учета малоценных основных средств, стоимостью до 1000 руб. включительно, списанных с балансового учета при передаче в эксплуатацию.

Счет 02 "Материальные ценности, принятые на ответственное хранение" применяется теперь для учета товарно-материальных ценностей, не только принятых учреждением на ответственное хранение, а также изъятых в принудительном порядке до момента обращения их в собственность государства.

На счете 07 "Переходящие награды, призы, кубки" теперь учитываются не только переходящие призы, знамена, кубки, учрежденные разными организациями и получаемые от них для награждения команд - победителей, а так же ценные подарки и сувениры. Это изменение нашло отражение и в наименовании счета 07 "Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры". Призы, знамена, кубки учитываются в течение всего периода их нахождения в данном учреждении. Переходящие награды, призы, кубки, учитываются в условной оценке 1 рубль за 1 предмет. Ценные подарки и сувениры учитываются по стоимости приобретения.

Уточнено применение счетов 17 "Поступление денежных средств на банковские счета учреждения" и 18 "Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения".

Для счета 17 "Поступление денежных средств на банковские счета учреждения" указано, что он применятся для учета поступлений в разрезе кодов доходов и возвратов поступлений. Также на счете 17 отражается финансирование, поступающее на банковские счета (Д-т 201.01.510, К-т 304.04.000), т.е. получается, что учет по счету должен вестись и в разрезе кодов расходов и источников финансирования дефицита бюджетов.

Для счета 18 указано, что он применяется для учета выбытий денежных средств в разрезе кодов бюджетной классификации, а также восстановления выбытий.

Не понятно как отражать уплату налогов, которые начислены как уменьшение доходов - по счету 17 с "минусом" или по счету 18 по коду дохода?

Кроме того, как и прежде не прописан порядок закрытия счетов 17, 18 - ведутся в течении финансового года или накапливаются до бесконечности.

Следует отметить, что в "Бухгалтерии для бюджетных учреждений, редакция 6" параллельный аналитический учет по КБК и экономической классификации ведутся на счетах 17 и 18 не только для счетов 201.01 и 201.07, а также для счетов 201.04 "Касса" и 201.03 "Денежные средства учреждения в пути".

Приказом № 25н внесены изменения и в другие разделы Инструкции по бюджетному учету - в Порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями, в Приложение № 1 "Корреспонденция счетов бюджетного учета", в Приложении № 2 "Унифицированные формы первичных учетных документов", в частности приведены формы Актов о списании мягкого и хозяйственного инвентаря и о результатах инвентаризации. Приложение № 3 к Инструкции по бюджетному учету "Перечень рекомендуемых регистров бюджетного учета с указанием обязательных реквизитов и показателей" приведено в соответствие Приказу Минфина России от 23.09.2005 г. № 123н.

Инструкция дополнена новым Приложением - 4 "Таблица соответствия кода счета бюджетного учета коду классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов". Таблица применяется вместо аналогичной таблицы, приведенной в Приказе Минфина России от 24.02.2005 г. № 26н.

Следует отметить, что в варианте Приказа № 25н, размещенного на интернет сайте Минфина России, в Приложении 4 содержится ошибка. Для счета 020821000 Расчеты с подотчетными лицами по приобретению непроизведенных активов задан вид БК "КГ, ФКР". Однако во всех операциях с непроизведенными активами используются коды источников финансирования дефицита бюджетов "КИВФ". Аналогично для счета 020903000 Расчеты по недостачам непроизведенных активов: указан "КД", а должен быть "КИВФ". Напротив, для счета 020902000 Расчеты по недостачам нематериальных активов указан "КИВФ", а должен быть "КД".

Приказом № 25н также вносятся изменения в принятые ранее нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации. Перечень изменений приведен в Приложении 6 к Приказу.

В "Бухгалтерии для бюджетных учреждений, редакция 6" не только План счетов и список корректных проводок приведены в соответствие Приказу № 25н от 10.02.2006 г., а также внесены соответствующие изменения в хозяйственные операции электронных документов.

Помимо отслеживания изменений законодательства, проанализированы замечания и предложения партнеров и пользователей и добавлены новые функциональные возможности, например, учет многоэтапного (многопередельного) производства, учет финансирования и сметных назначений на забалансовых счетах с возможностью отслеживания кассового исполнения и др.

До выхода редакции 6 следует вести учет в редакции 5 исходя из правил Инструкции по бюджетному учету, определенных в приказе 70н.

В ред. 6 будет обеспечен как перенос входящих остатков на 1 января 2006 года, так и перенос всех документов (операций) 2006 года из информационной базы редакции 5 в редакцию 6 по новым кодам счетов и источникам финансирования, исходя из плана счетов и правил учета, определенных приказом 25н (из типовой конфигурации в типовую конфигурацию).

На 1 января 2018 года на счете 206 23 образовалась дебиторская задолженность за электроэнергию в результате того, что авансовый платеж превысил фактически потребленную электроэнергию. В январе 2018 года договор с контрагентом расторгается, и на лицевой счет администратора доходов контрагент перечисляет данную сумму. Орган местного самоуправления осуществляет полномочия по администрированию доходов бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет в полном объеме.
Какие применить бухгалтерские проводки?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Перевод "расходной" дебиторской задолженности прошлого года в отношении получателя авансовых платежей по контракту в случае его расторжения осуществляется с применением счета 209 30 "Расчеты по компенсации затрат".

Обоснование вывода:
Суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета (смотрите, в частности, БК РФ).
Абзацем 13 п. 86 Инструкции, утвержденной Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - N 162н), прямо предусмотрен перевод "расходной" дебиторской задолженности, в том числе учитываемой на счете 206 00 "Расчеты по выданным авансам", на счет 209 30 "Расчеты по компенсации затрат" в отношении получателей авансовых платежей по контракту в случае его расторжения и при ее невозврате контрагентом.
При этом в случае возмещения расходов прошлых лет по номеру счета 209 30 в 1-17 разрядах указывается код бюджетной классификации доходов бюджета (п. 1.1.8 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120).
Для учета учреждением, выполняющим функции администратора доходов бюджета, операций по поступлению в бюджет администрируемых им платежей предназначен счет 210 02 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" (п. 227 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н). Поступление средств на лицевой счет администратора доходов отражается в бюджетном учете в порядке Инструкции N 162н.
На основании изложенного рассматриваемая ситуация отражается в бюджетном учете следующими записями:
1. Дебет КДБ 1 209 30 560 Кредит КРБ 1 206 23 660
- отражена сумма финансовых требований по компенсации затрат государства в размере дебиторской задолженности, образовавшейся у органа местного самоуправления по состоянию на начало текущего финансового года в рамках расчетов за электроэнергию;
2. Дебет КДБ 1 210 02 130 Кредит КДБ 1 209 30 66
- на лицевой счет администратора доходов поступил возврат дебиторской задолженности прошлых лет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

ОБСУЖДЕНИЕ НОВОЙ ИНСТРУКЦИИ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ СЧЕТА В БЮДЖЕТНОМ УЧЕТЕ

Л.В. Долгова
И.о. гл. бухгалтера филиала ВВАГС в г. Кирове

Выносится на обсуждение применение счетов в целях единообразия отражения одинаковых экономических операций в разных разделах Инструкции. НА ПРАКТИКЕ НЕ ПРИМЕНЯТЬ!
Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию на 2005 год одним из значимых направлений реформы бюджетного процесса было названо реформирование бюджетной классификации РФ и бюджетного учета. И реализация этого требования нашла свое отражение в структуре номера счета Единого плана счетов бюджетного учета, которая включает в себя 26 разрядов. Почти все разряды находятся в соответствии с бюджетной классификацией.
На государственном уровне необходимо провести курсы переподготовки бухгалтеров бюджетных учреждений, разработать методические указания по внедрению Единого плана счетов и инструкции по его применению, сформировать требования к информационным системам бухгалтерского учета.
А главная задача на уровне бюджетного учреждения сейчас состоит в том, чтобы каждый специалист, занимающийся бюджетным учетом, понимал, какое огромное значение имеет работа по внедрению и реализации положений Инструкции по бюджетному учету. Необходимо приложить все силы для ее изучения и правильного использования. С 1 января 2005 года бухгалтерия бюджетного учреждения в своей деятельности использует 9 последних разрядов: 18-й разряд – код вида деятельности; 19–21-й разряды – код синтетического счета; 22–23-й разряды – код аналитического счета; 24–26-й разряды – код классификации операций сектора государственного управления. Некоторые из часто используемых в работе бухгалтерии бюджетных счетов представлены в таблице № 1.
Получается, что бухгалтеру придется не только освоить новые принципы учета, но и запомнить большое количество комбинаций цифр, а любая ошибка приведет к искажению информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств. Кроме того, для получения оперативных данных необходимо наличие определенной системы в синтетических счетах (что в Инструкции № 70н и сделано) и по возможности в аналитических счетах.
Исходя из этого предлагаем привести наиболее сложные для запоминания разряды аналитического учета в соответствие, используя коды экономической классификации расходов (далее – ЭКР).

Для учета расчетов с дебиторами Инструкцией №25н предусмотрено несколько счетов.

Счет 0 205 00 000 «Расчеты с дебиторами по доходам» предназначен для учета расчетов по начисленным сумма доходов в момент возникновения требований соответствующих администраторов к плательщикам.

Этот счет открывается и ведется только администраторами поступлений в бюджет, то есть:

Органами государственной власти,

Органами местного самоуправления,

Органами управления государственным внебюджетным фондом,

Центральным банком Российской Федерации,

Бюджетными учреждениями, созданными органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание, принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) обязательных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним и иным поступлениям в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетные учреждения не используют счет 00 205 00 000 для отражения полученных доходов.

Счет 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» предназначен для отражения бюджетными учреждениями всех видов перечисленных авансов (то есть дебиторской задолженности), за исключением авансов, выданных подотчетным лицам.

Расчеты с подотчетными лицами отражаются бюджетными учреждениями на счете 0 208 00 000.

Аналитический учет расчетов с поставщиками по выданным авансам ведется бюджетными учреждениями в Журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками или в Карточке учета средств и расчетов.

К счету 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» Инструкцией №25н рекомендовано открывать следующие субсчета:

0 206 01 000 «Расчеты по выданным авансам на заработную плату»;

0 206 02 000 «Расчеты по выданным авансам на прочие выплаты»;

0 206 03 000 «Расчеты по выданным авансам на начисления на оплату труда»;

0 206 04 000 «Расчеты по выданным авансам за услуги связи»;

0 206 05 000 «Расчеты по выданным авансам за транспортные услуги»;

0 206 06 000 «Расчеты по выданным авансам за коммунальные услуги»;

0 206 07 000 «Расчеты по выданным авансам за арендную плату за пользование имуществом»;

0 206 08 000 «Расчеты по выданным авансам за услуги по содержанию имущества»;

0 206 09 000 «Расчеты по выданным авансам за прочие услуги»;

0 206 10 000 «Расчеты по выданным авансам по безвозмездным и безвозвратным перечислениям государственным и муниципальным организациям»;

0 206 11 100 «Расчеты по выданным авансам по безвозмездным и безвозвратным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»;

0 206 12 200 «Расчеты по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;

0 206 13 300 «Расчеты по выданным авансам по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;

0 206 14 400 «Расчеты по выданным авансам по перечислениям международным организациям»;

0 206 15 500 «Расчеты по выданным авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения»;

0 206 16 000 «Расчеты по выданным авансам по пособиям по социальной помощи населению»;

0 206 17 000 «Расчеты по выданным авансам по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления»;

0 206 18 000 «Расчеты по выданным авансам на прочие расходы»;

0 206 19 000 «Расчеты по выданным авансам на приобретение основных средств»;

0 206 20 000 «Расчеты по выданным авансам на приобретение нематериальных активов»;

0 206 21 000 «Расчеты по выданным авансам на приобретение непроизведенных активов»;

0 206 22 000 «Расчеты по выданным авансам на приобретение материальных запасов»;

0 206 23 000 «Расчеты по выданным авансам на приобретение ценных бумаг, кроме акций»;

0 206 24 000 «Расчеты по выданным авансам на приобретение акций и иных форм участия в капитале».

Счет 0 207 00 000 «Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам» применяется для отражения сумм задолженности по основному долгу, начисленным процентам, штрафам и пеням по предоставленным из бюджета бюджетным кредитам, государственным кредитам, по государственным и муниципальным гарантиям.

Этот счет, так же, как и счет 0 205 00 000 «Расчеты с дебиторами по доходам», применяется главными распорядителями бюджетов.

Учет задолженности по предоставленным бюджетным кредитам, государственным кредитам ведется на следующих счетах:

0 207 01 000 «Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам, предоставленным юридическим и физическим лицам, резидентам Российской Федерации»;

0 207 02 000 «Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам, предоставленным другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;

0 207 03 000 «Расчеты с дебиторами по государственным кредитам правительствам иностранных государств»;

0 207 04 000 «Расчеты с дебиторами по государственным кредитам иностранным юридическим лицам»;

0 207 05 000 «Расчеты с дебиторами по государственным кредитам международным финансовым организациям».

Счет 0 209 00 000 «Расчеты по недостачам» применяется для отражения расчетов по суммам выявленных недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей, суммы потерь от порчи материальных ценностей и другие суммы, подлежащие удержанию с виновных лиц или списанию в установленном порядке, если виновные лица отсутствуют.

Определение размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, бюджетными учреждениями производится исходя из рыночных цен на материальные ценности, существующих на день обнаружения ущерба.

Для того чтобы бюджетное учреждение могло возместить причиненный ущерб за счет виновных лиц, необходимо передать оформленные соответствующим образом документы в суд.

При получении решения суда суммы недостач и хищений могут быть удержаны с виновных лиц.

В том случае, когда по решению суда во взыскании было отказано или виновное лицо не было установлено – понесенные убытки подлежат списанию.

Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов по каждому виновному лицу с указанием фамилии, имени и отчества, должности, даты возникновения задолженности и суммы недостачи.

Счет 0 209 00 000 «Расчеты по недостачам» включает следующие субсчета:

0 209 01 000 «Расчеты по недостачам основных средств»;

0 209 02 000 «Расчеты по недостачам нематериальных активов»;

0 209 03 000 «Расчеты по недостачам непроизведенных активов»;

0 209 04 000 «Расчеты по недостачам материальных запасов»;

0 209 05 000 «Расчеты по недостачам финансовых активов».

Порядок отражения операций на счете 0 209 00 000 «Расчеты по недостачам» рассмотрим на примере нематериальных активов:

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Отражена в составе дебиторской задолженности сумма недостачи объекта нематериальных активов, установленная в ходе инвентаризации, по рыночной стоимости

Списана ранее начисленная амортизация объекта нематериальных активов

Списана остаточная стоимость объекта нематериальных активов

Отражена сумма, поступившая в счет возмещения причиненного ущерба, на банковский счет учреждения, внесенная виновным лицом

Отражена сумма, внесенная виновным лицом, в счет возмещения причиненного ущерба, в кассу бюджетного учреждения

Отражена сумма, поступившая на счет органов, организующих исполнение бюджетов, в счет погашения причиненного ущерба

Удержана из заработной платы виновного лица сумма, в счет погашения причиненного материального ущерба

Списана сумма недостачи нематериальных активов, выявленная в результате инвентаризации. Во взыскании недостачи с виновных лиц отказано

Счет 0 210 00 000 «Расчеты с прочими дебиторами».

Инструкцией №25н определено, что учет расчетов с прочими дебиторами ведется на следующих счетах:

0 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»;

0 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов»;

0 210 03 000 «Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств».

Остановимся подробнее на порядке ведения учета на счете 0 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».

На счете 0 210 03 000 учитываются расчеты бюджетного учреждения в рамках деятельности, приносящей доход и облагаемой налогом на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Российской Федерации:

По суммам налога на добавленную стоимость, предъявленным поставщиками (подрядчиками) за поставленные нефинансовые активы, выполненные работы, оказанные услуги;

По суммам налога с полученных предварительных оплат в счет предстоящих поставок нефинансовых активов (выполнений работ, услуг).

Напомним, что бюджетные учреждения, в рамках своей основной деятельности, чаще всего не являются плательщиками НДС, и поэтому не выделяют его на особом счете, а учитывают в стоимости приобретенных материальных ценностей (работ и услуг).

Только при приобретении материальных ценностей (работ и услуг) для предпринимательской деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость, возникает право на возмещение ранее уплаченного НДС. Для этого необходимо, чтобы материальные ценности (работы, услуги) поступили от поставщиков и подрядчиков и были приняты на учет бюджетным учреждением.

Кроме этого у бюджетного учреждения должен быть в наличии счет-фактура, оформленный в соответствии с требованиями, в котором указана сумма НДС.

Операции по счету 0 210 03 000 оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Отражена сумма НДС, предъявленная учреждению поставщиками за услуги связи

Отражена сумма НДС, предъявленная учреждению поставщиками за коммунальные услуги

Отражена сумма НДС, предъявленная учреждению поставщиками за приобретенные основные средства

Отражена сумма НДС, предъявленная учреждению поставщиками за приобретенные нематериальные активы

Отражена сумма НДС, предъявленная учреждению поставщиками за приобретенные материальные запасы

Начислена сумма НДС по полученным предварительным оплатам в счет предстоящей реализации нефинансовых активов (работ, услуг)

Списана сумма НДС, принятая бюджетным учреждением в качестве налогового вычета в порядке

Списана сумма НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов (работ, услуг)

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов

В США многие вещи стоят в несколько раз дешевле, чем в России. Но большинство людей даже не задумывается о возможности покупок за рубежом. Кажется, что это сложно. Но, благодаря сервису eBayWorld , совершать покупки за рубежом очень просто !

Что предлагает eBayWorld?

  • Доставка товаров с аукциона eBay . У сервиса есть снайпер, который позволяет выигрывать торги за минимальную цену и существенно экономить на покупках! Покупать на аукционе eBay становится очень просто.
  • Доставка товаров из любых интернет-магазинов США . Через eBayWorld Вы можете купить ЛЮБОЙ товар в ЛЮБОМ американском интернет-магазине так же просто, будто Вы находитесь в США.
  • Услуга "Виртуальный адрес в США" . Эта услуга будет полезна тем, кто хорошо владеет английским и имеет опыт самостоятельных покупок за рубежом. Услуга "Виртуальный адрес в США" предоставляет Вам адрес доставки, который Вы можете использовать при оплате товара в интернет-магазине! Сотрудники компании примут Ваши посылки и отправят их в Россию по Вашему настоящему адресу.
  • Удобные способы оплаты . Вам не нужно заводить PayPal или рисковать своей банковской картой, чтобы совершать покупки. EbayWorld принимает к оплате рубли, электронные деньги (Яндекс.Деньги, WebMoney, Qiwi-кошелек и т.д.), денежные переводы и многое другое.
  • Низкая комиссия - от 7% . У сервиса есть система поощрения постоянных покупателей. Чем больше Вы пользуетесь услугами сервиса, тем меньшую комиссию Вы платите. Это очень выгодно тем, кто совершает множество покупок!

Покупать вещи за рубежом можно в 2-3 раза дешевле! Начните экономить на покупках прямо сейчас!

===============================================================================================

Бюджетные учреждения при осуществлении своей деятельности производят авансирование предстоящих работ, услуг или приобретаемых товаров.

Рассмотрим особенности осуществления данных платежей в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н), а также законодательством о налогах и сборах.

Право на осуществление предварительной оплаты товара установлено гражданским законодательством. Так, согласно ст. 487 ГК РФ в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи продавцом товара (предварительная оплата), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором, а если такой срок договором не установлен - в разумный срок после возникновения обязательства.

На продавца, получившего сумму предварительной оплаты, возлагается обязанность по исполнению своих обязательств в установленный договором срок. В противном случае, как определено п. 3 ст. 487 ГК РФ, покупатель имеет право потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом. Если же продавец не исполняет обязанность по передаче предварительно оплаченного товара и иное не предусмотрено договором купли-продажи, то, как определено п. 4 ст. 487 ГК РФ, на сумму предварительной оплаты подлежат уплате проценты, размер которых определяется в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

В то же время законодательством РФ установлены определенные размеры предоплаты, осуществляемой бюджетными учреждениями. Так, при определении размеров авансовых платежей для оплаты договоров на приобретение продукции, выполнение работ, оказание услуг бюджетные учреждения должны руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1181 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (далее - Постановление Правительства РФ N 1181).

Согласно п. 8 данного Постановления получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и об оказании услуг, включая договоры, подлежащие оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, вправе предусматривать авансовые платежи:

В размере до 100% суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в 2010 г., - по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, обучении на курсах повышения квалификации, участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях, о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведении Всероссийской олимпиады школьников и приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение, по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также по договорам о проведении лечения граждан РФ за пределами территории РФ, заключаемым Минздравсоцразвития с иностранными организациями;

В размере до 60% суммы договора (контракта), но не более 60% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в 2010 г., - по государственным контрактам на оказание услуг по авиационным перевозкам высших должностных лиц органов государственной власти РФ, иных должностных лиц и представителей официальных делегаций, выполняемым по отдельным решениям Президента РФ, авиационным перевозкам, осуществляемым в целях обеспечения визитов и рабочих поездок указанных лиц, а также по договорам (контрактам), заключенным с организаторами российских экспозиций на международных, национальных и иных выставочно-ярмарочных мероприятиях, в случае когда для организации таких экспозиций предусмотрено частичное финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета;

В размере до 30% суммы договора (контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в 2010 г., - по остальным договорам (контрактам), если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Кроме того, авансирование может предусматриваться по договорам (государственным контрактом) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ, заключенным получателем средств федерального бюджета. При этом сумма договора (государственного контракта) должна превышать 600 000 000 руб., и предусматривается авансовый платеж в размере до 30% суммы договора (государственного контракта), а также последующее авансирование выполняемых работ в указанном размере после подтверждения выполнения предусмотренных договором (государственным контрактом) работ в объеме произведенных авансовых платежей (п. 9 Постановления Правительства РФ N 1181).

Получатель средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) с производителями автомобильной и дорожно-строительной техники, произведенной на территории РФ, в случаях, предусмотренных п. 17.1 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", вправе предусматривать авансовые платежи в размере до 50% суммы договора (государственного контракта), но не более объема соответствующих лимитов бюджетных обязательств, доведенных в 2010 г. до него в установленном порядке (п. 10 Постановления Правительства РФ N 1181).

Бухгалтерский учет авансовых платежей

Учет расчетов по выданным авансам в бюджетных учреждениях согласно Инструкции N 148н (далее - Инструкция N 148н) ведется на счете 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам". На данном счете учитывают только авансы, перечисленные учреждениям за приобретенные товары (работы, услуги), оплата которых осуществляется безналичными перечислениями.

Бухгалтерские проводки по отражению авансовых платежей приведены в п. 155 Инструкции N 148н, а именно:

1. Перечислен аванс:

Дебет счета 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам"

Кредит счетов 201 01 610 "Выбытия денежных средств учреждения со счетов", 201 06 610 "Выбытия денежных средств с аккредитивного счета", 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами".

2. Принятие на основании Уведомления по расчетам по межбюджетным трансфертам (ф. 0504817) сумм восстановленного неиспользованного остатка межбюджетного трансферта в форме субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, прошлых лет в уменьшение расходов по межбюджетным трансфертам:

Дебет счета 206 12 560 "Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации"

Кредит счета 401 01 251 "Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации".

3. Получение материальных ценностей и потребление услуг в счет перечисленной ранее предварительной оплаты:

Дебет счета 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам"

4. Зачет субсидий, субвенций, предоставленных автономным учреждениям, бюджетам соответствующих публично-правовых образований согласно отчету о произведенных расходах, финансовым источником которых являются указанные субсидии, субвенции:

Дебет счетов 302 10 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям", 302 12 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации"

Кредит счетов 206 10 660 "Расчеты по выданным авансам по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям", 206 12 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации".

5. Начисление сумм, подлежащих возврату в доход бюджета в счет ранее предоставленных и не использованных соответствующими бюджетами межбюджетных субвенций, субсидий:

Дебет счета 205 05 560 "Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"

Кредит счета 206 12 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации".

6. Списание с балансового учета на основании первичных документов нереальной к взысканию суммы задолженности по произведенным авансовым платежам:

Дебет счета 401 01 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами"

Кредит счета 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам".

Пример 1. Бюджетное учреждение приобрело автомобиль стоимостью 826 000 руб., в том числе НДС - 126 000 руб. В соответствии с условиями договора бюджетное учреждение перечислило поставщику аванс в размере 30%. Окончательная оплата осуществляется по истечении трех дней после поступления автомобиля на склад учреждения.

По отдельным договорам произведена оплата услуг по установке сигнализации в сумме 7080 руб., в том числе НДС - 1080 руб., обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) в сумме 8260 руб., в том числе НДС - 1260 руб.

За регистрацию автомобиля в ГИБДД бюджетным учреждением уплачена госпошлина в размере 500 руб.

Оплата расходов осуществлена за счет средств федерального бюджета. Деятельность бюджетного учреждения не облагается НДС.

Сумма,
руб.

Перечислен аванс по договору
на приобретение автомобиля


учреждение


с поставщиком

Принят к зачету ранее перечисленный
аванс

Произведена установка сигнализации

Произведена оплата установки
сигнализации

Уплачена госпошлина в ГИБДД

Произведен окончательный расчет
с поставщиком


(826 000 + 7080 + 500) руб.


на расходы

Учет НДС с авансовых платежей

Бюджетные учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность, подлежащую обложению НДС, при перечислении сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) суммы НДС, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) при получении таких сумм оплаты (частичной оплаты), принимают к вычету. Данный порядок вытекает из положений п. 12 ст. 171 НК РФ.

Указанные вычеты осуществляются (п. 9 ст. 172 НК РФ):

На основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении предварительной оплаты (частичной оплаты);

Документов, подтверждающих фактическое перечисление этих сумм;

Договора, предусматривающего их перечисление.

Срок выставления продавцом покупателю счета-фактуры определен в п. 3 ст. 168 НК РФ и составляет не более пяти календарных дней с момента получения сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав).

Стоит отметить, что если в течение пяти календарных дней считая со дня получения предварительной оплаты (частичной оплаты) осуществляется отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг, передача имущественных прав) в счет этой оплаты, то счета-фактуры по предварительной оплате покупателю не выставляются.

Порядок применения налогового вычета по НДС по перечисленным авансовым платежам разъяснен специалистами Минфина в Письме от 06.03.2009 N 03-07-15/39 (далее - Письмо Минфина России N 03-07-15/39).

Как определено п. 2 данного Письма, если в договоре на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг, передачу имущественных прав) предусмотрено условие о перечислении предварительной оплаты (частичной оплаты) без указания конкретной суммы, то к вычету принимается НДС, исчисленный исходя из суммы перечисленной предварительной оплаты (частичной оплаты), указанной в счете-фактуре.

Примечание. При осуществлении предварительной оплаты наличными денежными средствами или в безденежной форме вычет НДС не предусматривается ввиду отсутствия у покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав) платежного поручения (абз. 4 п. 2 Письма Минфина России N 03-07-15/39).

Однако, по мнению судебных органов, если оплата и отгрузка товара произошли в одном налоговом периоде, то платежи нельзя признать авансовыми. Принимая во внимание, что налоговым периодом по НДС считается квартал, соответственно, авансы получены в том квартале, в котором отгружен товар (выполнены работы, оказаны услуги), счета-фактуры продавец выставлять не должен (Постановление ФАС СКО от 08.05.2009 по делу N А63-13178/2008-С4-33).

Также стоит отметить, что если налогоплательщик не примет к вычету НДС при перечислении предоплаты, то никаких негативных последствий быть не должно. Данная позиция поддерживается ФНС в Письме от 20.08.2009 N 3-1-11/651. В таком случае налогоплательщик имеет право производить налоговый вычет по принятым к учету товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным для осуществления облагаемых НДС операций, при выполнении требований, предусмотренных гл. 21 НК РФ.

Аналогичное мнение высказано и в абз. 5 п. 2 Письма Минфина России N 03-07-15/39, а именно уменьшение общей суммы НДС на налоговые вычеты по перечисленным суммам предварительной оплаты является правом налогоплательщика, а не обязанностью. Иными словами, если налогоплательщик использует свое право на принятие к вычету НДС по полученным товарам (работам, услугам), а не по осуществленной предварительной оплате указанных товаров (работ, услуг), то это не приводит к занижению налоговой базы и суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.

Рассмотрим на примере отражение предоплаты в бухгалтерском учете.

Пример 2. Федеральное бюджетное учреждение в рамках приносящей доход деятельности заключило договор с ОАО "Авторусь" на поставку автомобиля общей стоимостью 590 000 руб., в том числе НДС - 90 000 руб. Согласно условиям договора учреждение производит предоплату поставщику в размере 30%.

Заключен договор ОСАГО на сумму 5000 руб., а также уплачена госпошлина в ГИБДД за государственную регистрацию автомобиля в сумме 400 руб.

Оплата всех расходов осуществлена за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, облагаемой НДС в рамках одного налогового периода (II квартал 2010 г.).

В бухгалтерском учете приобретение автомобиля будет отражено следующими проводками:

Сумма,
руб.

Перечислен аванс по договору
на приобретение автомобиля

Автомобиль поступил в бюджетное
учреждение

Учтен НДС по приобретенному
автомобилю

Принят к зачету ранее выданный аванс

Произведен окончательный расчет
с поставщиком автомобиля

Уплачена госпошлина в ГИБДД

Госпошлина учтена в составе расходов

Автомобиль введен в эксплуатацию

Предъявлен к зачету НДС
по приобретенному автомобилю

Сумма страховки по ОСАГО отнесена
на расходы

Произведена оплата услуг по ОСАГО

Пример 3 . Бюджетное учреждение заключило договор с поставщиком на приобретение компьютера стоимостью 29 500 руб., в том числе НДС - 4500 руб. По условиям договора бюджетное учреждение перечисляет аванс в счет предстоящих поставок в размере 30% - 8850 руб., в том числе НДС - 1350 руб.

Оплата расходов осуществлена за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, облагаемой НДС. При этом аванс перечислен в одном налоговом периоде (I квартал 2010 г.), а поставка компьютера и его окончательная оплата произведены в следующем налоговом периоде (II квартал 2010 г.).

В бухгалтерском учете операции будут отражены следующими проводками:

Сумма,
руб.

Перечислен авансовый платеж
в размере 30%

Предъявлен к вычету авансовый НДС
на основании счета-фактуры

Компьютер поступил в бюджетное
учреждение

Выделена сумма отгрузочного НДС
по приобретенному компьютеру

Восстановлен ранее принятый к вычету
авансовый НДС

Принят к зачету ранее выплаченный
аванс

Произведен окончательный расчет
с поставщиком

Компьютер принят на учет

Отражена сумма отгрузочного НДС,
принятая к налоговому вычету


© 2024
russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал