01.07.2021

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в рф. Правовое регулирование аудиторской деятельности Правовое регулирование и лицензирование аудиторской деятельности


Действующая в России система нормативного регулиро­вания аудиторской деятельности включает пять уровней:

Первый уровень - Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» относится к основ­ным законодательным актам. Этот закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный контроль превалировал над другими видами контроля. Имен­но принятие закона позволяет считать, что становление ауди­та в России состоялось.

К документам первого уровня относят также кодексы Рос­сийской Федерации и указы Президента РФ.

К документам второго уровня относят постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты уполномочен­ного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призван­ные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступатель­ное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов, такие, как:

    Постановление Правительства РФ от 06.02,02 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».

    Постановление Правительства РФ от 29.03.02 № 190 « Лицензировании аудиторской деятельности».

    Приказ Минфина РФ от 27.10.99 № 69н «Порядок пре­ставления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности» и др.

Третий уровень системы нормативного регулирована аудиторской деятельности представлен федеральными стандартами (правилами) аудиторской деятельности и стандартами аудиторской деятельности. Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, и прежде всего арбитражным судом.

Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключе­ния. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходи­мый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целе­сообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество ауди­торской проверки.

    Четвертый уровень - методики аудиторской деятель­ности, регламентирующие порядок осуществления аудитора­ми проверок применительно к конкретным отраслям, по от­дельным вопросам налогообложения, финансов и по специ­альным аудиторским заданиям.

    Пятый уровень - внутренние стандарты аудиторских организаций, подготавливаемые с целью разъяснения поло­жений аудиторской деятельности, оказания помощи в их реа­лизации, выработке приемов и способов выполнения кон­кретных аудиторских процедур. Они разрабатываются ауди­торскими организациями и обеспечивают единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской организации.

Формируемая система нормативного регулирования аудита представлена в табл. 4.

Таблица 4

Система нормативного регулирования аудита в России

Документы

Органы, принимающие Документы

I уровень

Федеральные -законы, кодексы, указы

Федеральное собрание, Правительство РФ, Государственная дума, Президент РФ

И уровень

Постановления приказы

Правительство РФ, Президент РФ, Минфин РФ, департамент организации аудиторской деятельности

III уровень

Федеральные стандарты ауди­торской деятель­ности, стандарты аудиторской дея­тельности

Правительство РФ, Комиссия по аудитор­ской деятельности при Президенте РФ .

IV уровень

Внутренние стан­дарты

Профессиональные аудиторские объединения

V уровень

Внутрифирменные стандарты

Аудиторские организации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

АНО ВПО «Региональный финансово-экономический институт»

Курсовая работа

по дисциплине: Аудит

на тему: Нормативное регулирование аудиторской деятельности

Введение

2.2 Права и обязанности субъектов аудиторской деятельности

Заключение

Введение

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что на сегодняшний день нормативное регулирование аудиторской деятельности играет важнейшую роль в деятельности субъектов экономических отношений, а результаты аудиторской проверки представляют собой основу множества их решений. аудиторский проверка право

Во всех странах с развитой рыночной экономикой государство активно осуществляет регулирование аудиторской деятельности. Оно определяет обязательность аудита, выделяя значимые для государства предприятия, финансовые затруднения которых могли бы существенно повлиять на экономику. Государство определяет требования и к аудитору (образование, квалификация, порядок сдачи экзаменов, ответственность и т.п.). Как правило, регулирование аудиторской деятельности в развитых странах государство осуществляет через посредство законов, оставляя при этом значительные возможности саморегулирования аудита со стороны общественных организаций аудиторов.

Работа аудиторов постоянно усложняется в связи с часто меняющейся нормативной и законодательной базой. В современных условиях регулярно выходят новые законы, указы, постановления, инструкции, вносятся изменения и дополнения в ранее принятые нормативные документы, регламентирующие организацию бухгалтерского учета и налогообложения предприятий, поэтому аудиторы должны располагать полным банком данных действующей нормативной информации.

Гипотеза исследования в данной курсовой работе состоит в том, что нормативное регулирование аудиторской деятельности обеспечивает эффективное согласование общих интересов различных субъектов экономической жизни, непосредственно участвующих в осуществлении аудиторской деятельности, а также стабильность данных отношений.

Целью исследования в данной курсовой работе является изучение нормативного регулирования аудиторской деятельности. В соответствии с поставленной целью, был предложен ряд задач, а именно:

Предоставить понятие аудиторской деятельности и аудита;

Осветить саморегулирование аудиторской деятельности;

Сравнить инициативный и обязательный аудит;

Рассмотреть уровни нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ;

Проанализировать права и обязанности субъектов аудиторской деятельности.

Методологическую базу исследования в данной курсовой работе составили такие методы, как анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение, классификация и наблюдение.

Нормативно-правовой базой для написания курсовой работы послужили Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», Приказ Министерства финансов РФ № 46н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» и т.п.

Теоретической базой для написания курсовой работы выступили труды таких авторов, как Дмитриева И.М., Карагод В.С., Лебедева Е.М., Лемеш В.М., Подольский В.И., Савин А.А., Суворова С. П., Федоренко И.В. и другие.

Курсовая работа по структуре состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованных источников.

1. Теоретические основы аудиторской деятельности

1.1 Понятие аудиторской деятельности и аудита

Аудит (аудиторская проверка) является независимой проверкой финансовой отчетности организаций. Ключевым принципом проведения аудита выступает независимость аудиторов и аудиторских организаций при проведении аудиторской проверки.

Таким образом, все аудиторские организации создаются в соответствии с ГК РФ, в первую очередь, с целью получения прибыли, как и другие предпринимательские формы.

Объектом аудита выступают как организации, так и индивидуальные предприниматели, так как действующее законодательство не устанавливает различия при определении критериев обязательности аудита между ними.

Аудитор - это физическое лицо, которое имеет соответствующий квалификационный аттестат аудитора. Для осуществления профессиональной деятельности аудитором необходимо наличие у него безупречной деловой репутации, установленной рекомендациями не менее трех аудиторов, а также отсутствие судимости .

Аудитор имеет право реализовывать аудиторскую деятельность как в качестве сотрудника аудиторской организации, так и в качестве лица, задействованного аудиторской организацией в работе на основе гражданско-правового договора, а также в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, т.е. индивидуальный аудит. Индивидуальный аудитор имеет право проводить все виды аудита, кроме обязательного, и оказывать услуги, сопутствующие аудиту.

Аудиторская организация представляет собой коммерческую организацию, осуществляющую аудиторские проверки и оказывающую услуги, сопутствующие аудиту. Индивидуальным аудиторам и аудиторским организациям запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих услуг.

Следует отметить, что аудиторская организация может быть образована в любой организационно-правовой форме, кроме открытого акционерного общества.

Рассмотрим современную систему регулирования аудиторской деятельности в РФ, представленную на рисунке 1:

Рисунок 1. Современная система регулирования аудиторской деятельности в РФ

Таким образом, Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. (ред. от 01.12.2014 г.) выступает главенствующим официальным документом в системе регулирования аудиторской деятельности, определяя понятия аудита, критерии обязательности аудиторских проверок, правовые моменты организации и функционирования, место стандартов и норм профессиональной этики, виды сопутствующих аудиту услуг, права и обязанности аудиторов, проверяемых субъектов, вопросы аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, основные аспекты контроля качества в аудите, роль саморегулируемых аудиторских объединений и т.п.

Соблюдение данного закона является обязательным для всех аудиторских организаций, аудиторов и подлежащих обязательному аудиту лиц.

Рассмотрим основные виды аудита, представленные в таблице 1 :

Таблица 1 Виды аудита

Рассмотрим более подробно виды аудита, представленные в таблице 1. Внешний аудит осуществляется аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами в целях оценки достоверности бухгалтерского учета и отчетности фирмы.

В свою очередь, внутренний аудит проводится внутри организации по инициативе и требованию ее руководства. Внутренний аудитор - сотрудник, работающий в самой организации. Отличительной особенностью внутреннего аудита состоит в том, что со стороны государственного аппарата он не регулируется.

Инициативная аудиторская проверка проводится по решению руководства фирмы, а обязательная - в случаях, установленных законодательством РФ .

Таким образом, аудит представляет собой лицензируемую предпринимательскую деятельность независимых аттестованных физических и юридических лиц (аудиторов и аудиторских организаций), законных и полноправных участников экономической деятельности, ориентированную на подтверждение достоверности бухгалтерской, финансовой и налоговой отчетности в целях снижения информационного риска для пользователей бухгалтерской отчетности, предоставляемой фирмой собственникам и иным физическим и юридическим лицам.

Аудиторская деятельность в РФ является предпринимательской деятельностью аудиторов (аудиторских организаций), направленной на реализацию вневедомственных проверок финансовой (бухгалтерской) отчетности, налоговых деклараций, документов бухгалтерского учета и иных требований экономических субъектов и финансовых обязательств, а также реализацию других видов аудиторских услуг.

1.2 Саморегулирование аудиторской деятельности

В соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г., саморегулируемая организация аудиторов (СРОА) представляет собой некоммерческую организацию, образованную на условиях членства для обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Организация признается саморегулируемой с фактической даты включения ее в единый государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, в связи с чем, она должна соответствовать определенным обязательным требованиям, а именно:

В составе СРОА должно входить не менее 500 аудиторских организаций и не менее 700 аудиторов;

Наличие официально утвержденных правил проведения внешнего контроля качества работы всех членов СРОА, а также кодекса профессиональной этики аудиторов;

Обеспечение СРОА дополнительной имущественной ответственности каждого участника перед потребителями аудиторских услуг путем организации специального компенсационного фонда .

Формирование средств данного фонда проводится в установленном Федеральным законом № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 1.12.2007 г. (ред. от 13.07.2015 г.) порядке. В данном законе определено, что компенсационный фонд изначально формируется в денежной форме за счет взносов всех членов СРО в размере не менее 3 000 рублей.

Ст. 18 Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» устанавливает специфические требования к членству в СРОА.

Данная коммерческая организация может быть образована в любой организационно-правовой форме, кроме ОАО, МУП и ГУП.

Численность аудиторов, являющихся сотрудниками на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех человек.

Доля складочного (уставного) капитала организации, принадлежащая аудиторам или аудиторским организациям, должна составлять не менее 51 %. В свою очередь, численность аудиторов в исполнительном коллегиальном органе данной организации должна быть 50% и более состава данного исполнительного органа .

Остальные требования (по уплате средств в компенсационный фонд и членских взносов и др.) являются общими.

Полученный от инвестирования и размещения средств компенсационного фонда доход направляется на покрытие связанных с обеспечением условий инвестирования средств фонда расходов и его пополнение. В законодательном порядке установлено, что в объекты недвижимости может быть инвестировано менее 10% средств компенсационного фонда.

В ценные бумаги РФ должно быть инвестировано более 10% средств компенсационного фонда. Также запрещается осуществление выплат из компенсационного фонда, кроме выплат с целью обеспечения имущественной ответственности членов СРОА перед непосредственными потребителями услуг, оказанных ими .

СРОА выполняет следующие функции в процессе своей деятельности:

Разрабатывает и утверждает внутренние стандарты, принимает кодекс профессиональной этики аудиторов, правила независимости аудиторских организаций и аудиторов;

Разрабатывает и устанавливает требования к членству аудиторских организаций и аудиторов в СРОА;

Организует прохождение обучения по программам повышения квалификации аудиторами;

Участвует в разработке проектов стандартов в сфере бухгалтерского учета и отчетности, разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности;

Организует третейские суды в целях разрешения споров, которые возникают между членами СРОА, а также между потребителями оказанных услуг и ними;

Применяет в отношении своих членов предусмотренные внутренними документами СРО аудиторов и законодательством меры дисциплинарного воздействия;

Представляет интересы членов СРОА в их отношениях с органами государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления;

Проводит анализ на основании отчетов своих членов их деятельности;

Организует аттестацию и профессиональное обучение аудиторов;

Обеспечивает полную информационную открытость деятельности всех членов СРОА, а также публикует информацию о данной деятельности в установленном законодательством порядке и т.д.

Требования к членству аудиторов в СРОА:

Безупречная профессиональная (деловая) репутация;

Наличие квалификационного аттестата аудитора;

Уплата взносов в СРОА в порядке и размерах, установленных ею;

Для индивидуального аудитора - неукоснительное соблюдение правил проведения внутреннего контроля качества работы;

Уплата взносов в компенсационный фонд СРОА .

Следует отметить, что аудитор или аудиторская организация могут выступать членами только одной СРОА.

Таким образом, сегодня на рынке аудиторских услуг в РФ наблюдается заметное усиление роли саморегулируемых организаций. Данные организации представляют законные интересы входящих в них членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Их регулирующая функция состоит в разработке и установлении обязательных правил профессиональной деятельности, стандартов деятельности, профессиональной этики и внутренних правил для выполнения своими членами. Кроме того, они контролируют деятельность своих членов на предмет соблюдения установленных правил и законодательства, а также рассматривают жалобы на осуществляемые ими действия.

Особенности формирования и дальнейшего функционирования саморегулируемых организаций аудиторов определены Федеральным законом № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 1.12.2007 г. (ред. от 13.07.2015 г.)

1.3 Инициативный и обязательный аудит

Обязательный аудит - это ежегодная аудиторская проверка, которая проводится исключительно аудиторскими организациями. Так, согласно ст. 932 ГК РФ, аудиторская организация обязана застраховать риск своей ответственности при возможном нарушении договора об оказании аудиторских услуг.

В первую очередь, обязательному аудиту подлежат те хозяйствующие субъекты, которые должны официально опубликовывать свою бухгалтерскую отчетность (ОАО, биржи, кредитные, страховые организации т.д.)

Кредитные организации обязаны направлять результаты ежегодной аудиторской проверки в ЦБ РФ, в котором проводится внутренний и внешний аудит. В целях проведения внутреннего аудита в ЦБ РФ организована Служба главного аудитора, подчиняющегося Председателю Банка России.

Ежегодной аудиторской проверки подлежит также бюро кредитных историй, т.е. юридические лица, осуществляющие новый для российской предпринимательской практики вид деятельности: услуги по организации, обработке, хранению кредитных историй, а также предоставление кредитных отчетов.

Аудиторские проверки государственных внебюджетных фондов (Фонд социального страхования РФ, Фонд медицинского страхования РФ Пенсионный фонд РФ) проводят аудиторские организации, заранее отобранные на конкурсной основе. Негосударственные пенсионные фонды обязаны проходить независимую аудиторскую проверку по итогам финансового года, а заключение независимого аудитора при этом выступает важнейшей частью годового отчета о деятельности определенного фонда, реорганизация которого также проводится при учете заключения аудитора .

Обязательному аудиту подлежат также некоммерческие фонды при условии, что источник формирования их средств - добровольные отчисления юридических и физических лиц.

Муниципальные и государственные унитарные предприятия, а также организации, доля государственного участия в уставном капитале которых составляет свыше 25%, на основе открытого конкурса выбирают аудитора. Данный конкурс проводится унитарным предприятием или соответствующим хозяйственным обществом не реже одного раза в 3 года.

Индивидуальные предприниматели и организации, вне зависимости от вида деятельности, осуществляемой ими, обязаны осуществлять ежегодные аудиторские проверки в том случае, если объем годовой выручки у них превышает 500 тыс. МРОТ или сумма активов баланса превышает 200 тыс. МРОТ на конец года.

Обязательному аудиту подлежат также и финансово-промышленные группы, т.е. объединения юридических лиц. Годовой отчет о деятельности данной группы составляется по результатам независимой аудиторской проверки, оплачиваемой за счет центральной управляющей компании финансово-промышленной группы.

Согласно ст. 15.11 КоАПРФ, должностные лица организаций подлежат административной ответственности за грубое нарушение правил представления бухгалтерской отчетности и ведения бухгалтерского учета. Данная мера объясняется тем, что аудиторское заключение является неотъемлемой частью бухгалтерской отчетности в тех случаях, когда организация и проведение аудита являются обязательными для организации.

Законодательство РФ содержит нормы об обязательном проведении аудиторской проверки, которая не является разновидностью обязательного аудита. Например, согласно ст. 561 ГК РФ, стороны должны рассмотреть заключение независимого аудитора о стоимости и составе предприятия до процедуры подписания договора о продаже данного предприятия .

Инициативный аудит может быть проведен в организации в любое время, однако, можно выделить ряд специальных законодательных норм, которые регламентируют данные проверки. Инициативный аудит проводится по той же методике, что и обязательный аудит, а также имеет своей главной целью выражение мнения аудитора (независимого проверяющего) о достоверности финансовой отчетности.

Следовательно, основное отличие обязательного аудита от инициативного заключается в том, что первый осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ в обязательном порядке, а второй - по желанию лиц(а), заказывающего(их) услуги аудитора.

Следует отметить, что действующий Закон об аудите не содержит такого конкретного понятия, как «инициативный аудит», т.е. инициативный аудит и обязательный аудит системно не отличаются друг от друга (соответствие федеральным стандартам).

В том случае, если инициативная проверка необходима исключительно для внутреннего пользования (по заказу собственников, менеджмента), а также если нет необходимости получения соответствующего аудиторского заключения, то данную ревизию лучше проводить в формате проверки соблюдения правил бухгалтерского учета и налогового законодательства.

Таким образом, обязательный аудит представляет собой ежегодную аудиторскую проверку, проводимую аудиторскими организациями. В свою очередь, инициативный аудит может быть проведен в организации в любое время, однако, с учетом специальных норм законодательства, которые регламентируют данные проверки.

2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности

2.1 Уровни нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

На сегодняшний день действующая в РФ система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает в себя пять уровней.

Первый уровень образует Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. (ред. от 01.12.2014 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2015 г.); Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 г. и другие федеральные законы; Указы Президента РФ .

Данный Федеральный закон определяет правовые основы аудиторской деятельности в РФ и содержит:

Формулировку понятия и основные цели аудиторской деятельности в РФ;

Требования к аудиторским организациям и аудиторам;

Перечень услуг, сопутствующих аудиту, которые имеют право оказывать аудиторские организации и аудиторы;

Перечень организаций, для которых организация и проведение ежегодного аудита осуществляется в обязательном порядке;

Перечень прав и обязанностей аудиторских организаций, аудиторов и проверяемых экономических субъектов;

Требование о соблюдении принципа конфиденциальности при осуществлении аудита (аудиторская тайна);

Требование о неукоснительном соблюдении принципа независимости при проведении аудита, а также ограничения для его обеспечения;

Закрепление статуса аудиторского заключения и соответствующая ответственность за предоставление ложного заключения;

Определение стандартов (правил) аудита и требования их обязательного применения;

Требования к аттестации аудиторов;

Условиях аннулирования аттестата аудиторов;

Требования к обязательному контролю качества аудита;

Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов (СРОА);

Требования к СРОА, необходимые для ее включения в государственный реестр СРОА;

Определение соответствующей компетенции федерального органа, реализующего государственный контроль и надзор за деятельностью СРОА;

Требование к аудиторским организациям об обязательном страховании рисков ответственности при проведении обязательного аудита за нарушение условий договора .

Второй уровень нормативного регулирования аудиторской деятельности объединяет Постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты государственного регулирования аудиторской деятельности, ведомств и министерств, которые призваны обеспечить эффективное функционирование института российского аудита в современных рыночных условиях, стабильное развитие и совершенствование данного института, а также контроль за деятельностью аудиторов.

Третий уровень нормативного регулирования аудиторской деятельности представляют стандарты (правила) аудиторской деятельности, разрабатываемые в целях установления таких норм аудита, которые будут интерпретируемы однозначно всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.

Четвертый уровень нормативного регулирования аудиторской деятельности включает в себя определенные методики аудиторской деятельности, которые регламентируют порядок проведения проверок аудиторами по отдельным вопросам финансов, налогообложения, а также по специальным аудиторским заданиям, применительно к конкретным отраслям .

Пятый уровень нормативного регулирования аудиторской деятельности содержит внутренние стандарты аудиторских организаций, формируемые с целью разъяснения положений стандартов (правил) аудиторской деятельности и содействия их технической реализации при выработке конкретных способов и приемов выполнения определенных аудиторских процедур.

Данные стандарты разрабатываются аудиторскими организациями и формируют единый подход к осуществлению проверок и надлежащему контролю в конкретной аудиторской организации их результатов .

Таким образом, основными документами, определяющими правовые основы аудиторской деятельности в РФ, выступают:

Гражданский кодекс Российской Федерации № 51-ФЗ от 30.11.1994 г.

Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. (ред. от 01.12.2014 г.);

2.2 Права и обязанности субъектов аудиторской организации

Права и обязанности субъектов аудиторской организации определены в Федеральном законе № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы имеют устанавливать для своих членов стандарты (правила) аудиторской деятельности, не противоречащие федеральным стандартам (правилам) аудиторской деятельности, а также требования которых не могут быть ниже требований федеральных стандартов (правил) аудиторской деятельности.

Основным принципом аудиторской деятельности выступает принцип разделения ответственности, согласно которому заказчик несет ответственность за финансовую отчетность и другие документы, которые он предоставил с целью проверки, а аудитор, в свою очередь, - только за собственное заключение о финансовой отчетности проверяемой фирмы.

Плата за профессиональные услуги аудитора должна отвечать нормам профессиональной этики (выплачиваться в зависимости от качества и объема предоставляемых услуг).

Рассмотрим права и обязанности аудиторских организаций, представленные в таблице 2 :

Таблица 2 Права и обязанности аудиторских организаций

Права аудиторских организаций

Обязанности аудиторских организаций

самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, за исключением вопросов, относящихся к планированию, документированию, рабочих документов, аудиторского заключения,

осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации и Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;

проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, фактическое наличие имущества, учтенного в документации;

предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации;

получать разъяснения у должностных лиц по возникшим вопросам и дополнительные сведения в устной и письменной формах;

в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг

отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой отчетности в аудиторском заключении;

обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, т.е. соблюдать аудиторскую тайну;

Кроме прав и обязанностей, представленных в таблице 2, аудиторские организации могут иметь другие права и исполнять иные обязанности, установленные договором оказания аудиторских услуг и не противоречащие действующему законодательству РФ.

Отношения между аудитором и аудируемым лицом должны быть в обязательном порядке закреплены договором на оказание аудиторских услуг, в котором четко устанавливаются начальный и конечный сроки выполнения аудитором работ. Следует отметить, что по согласованию сторон в договоре могут быть также предусмотрены промежуточные сроки, т.е. сроки завершения отдельных этапов работы. Исполнитель несет ответственность за нарушение начального, конечного или промежуточного сроков выполнения работ, если иное не установлено в законодательном порядке и не предусмотрено действующим договором.

Аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора при осуществлении обязательного аудита. Так, что аудиторская организация должна заключить договор со страховой организацией, предметом которого выступает страхование риска ответственности за возможное нарушение договора.

Выделяют следующие виды ответственности аудиторской организации (аудитора):

Административная;

Гражданско-правовая;

Уголовная.

Административная ответственность регулируется КоАП РФ, а также Федеральным законом № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Гражданско-правовая ответственность определена ст. 15 ГК РФ в виде возмещения убытков.

Уголовная ответственность определена ст. 202 «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами» УК РФ.

Рассмотрим права и обязанности аудируемого лица, определенные в Федеральном законе № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и наглядно представленные в таблице 3:

Таблица 3 Права и обязанности аудируемого лица

Права аудируемого лица

Обязанности аудируемого лица

получать от аудиторской организации информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации

заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;

получить от аудиторской организации аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг

создавать аудиторской организации условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;

осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации

не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;

оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности

своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций в соответствии с договором на проведение аудита

За несоблюдение обязанностей, определенных действующим законодательством (таблица 3), аудируемые лица, подлежащие обязательному аудиту, несут административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну о всех операциях аудируемых лиц, а также лиц, которым были оказаны услуги, сопутствующие аудиту. Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечить сохранность документов и сведений, получаемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать данные документы сведения, в том числе и их копии третьим лицам или разглашать их без письменного согласия организаций и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводился аудит и оказывались услуги, сопутствующие аудиту, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности и другие лица, получившие доступ к составляющим аудиторскую тайну сведениям в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, обязаны хранить конфиденциальность в отношении данных сведений.

Таким образом, изучив Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», можно отметить, что аудиторы в РФ на сегодняшний день получили уточненную правовую базу, а эффективная реализация данного Закона должна способствовать дальнейшему стабильному развитию и укреплению аудита в России, повышению его авторитета в мировом сообществе.

Заключение

Аудиторская деятельность в РФ является предпринимательской деятельностью аудиторов (аудиторских организаций), направленной нареализацию вневедомственных проверок финансовой (бухгалтерской) отчетности, налоговых деклараций, документов бухгалтерского учета и иных требований экономических субъектов и финансовых обязательств, а также реализацию других видов аудиторских услуг.

Следует отметить, что аудиторская деятельность включает в себя, кроме проверок, оказание широкого спектра услуг: консультации по вопросам ведения учета налогообложения, ведение, восстановление учета, обучение, переподготовка и т.п.

Сегодня на рынке аудиторских услуг в РФ наблюдается заметное усиление роли саморегулируемых организаций. Особенности формирования и дальнейшего функционирования саморегулируемых организаций аудиторов определены Федеральным законом № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 1.12.2007 г. (ред. от 13.07.2015 г.)

Обязательный аудит представляет собой ежегодную аудиторскую проверку, проводимую аудиторскими организациями. В свою очередь, инициативный аудит может быть проведен в организации в любое время, однако, с учетом специальных норм законодательства, которые регламентируют данные проверки.

Основными документами, определяющими правовые основы аудиторской деятельности в РФ, выступают:

Гражданский кодекс Российской Федерации № 51-ФЗ от 30.11.1994 г.;

Уголовный кодекс Российской Федерации № 63-ФЗ от 13.06.96 г.;

Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г.;

Постановление Правительства РФ №696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23.09.2002 г.;

Постановление Правительства РФ №482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ» от 06.05.94 г.

Изучив Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», можно отметить, что аудиторы в РФ на сегодняшний день получили уточненную правовую базу, а эффективная реализация данного Закона должна способствовать дальнейшему стабильному развитию и укреплению аудита в России, повышению его авторитета в мировом сообществе.

В случае разглашения составляющих аудиторскую тайну сведений, аудиторской организацией (индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом и иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну), на основании действующего Федерального закона и других нормативно-правовых актов РФ, аудируемое лицо или лицо, которому были оказаны сопутствующие аудиту услуги, а также индивидуальные аудиторы и аудиторские организации имеют право потребовать возмещения причиненных убытков от виновного лица.

Права и обязанности субъектов аудиторской деятельности отражены в условиях договора и его содержании. Для того, чтобы считать договор на проведение аудиторской проверки заключенным, сторонам необходимо достигнуть по всем его существенным условиям соглашения. Ответственность аудиторов и аудируемых лиц за нарушение договора или законодательства РФ прописана в КоАП РФ, УК РФ и ГК РФ.

Список использованных источников

1) Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 г. (ред. от 13.07.2015 г.) // СЗРФ.-2016.-№ 1.

2) Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. (ред. от 01.12.2014 г.) // СЗРФ.-2016.-№ 1.

3) Постановление Правительства РФ № 696 от 23.09.2002 г. (ред. от 27.01.2011 г.) // СЗРФ.-2015.-№ 2.

4) Приказ Минфина РФ № 46н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» от 20.05.2010 г. // СЗРФ.-2015.-№ 2.

5) О.В. Агабекян, К.С. Макарова. Аудиторское заключение: формы выражения мнения, составление и представление // Аудиторские ведомости. - 2015. - № 12. - С. 33 - 59

6) Л. И. Воронина Аудит: теория и практика: учебник для бакалавров. - М.: Омега-Л, 2012. - 674 с.

7) Л.Н. Герасимова Профессиональные ценности и этика бухгалтеров и аудиторов: учебник. - М.: Юрайт, 2014. -- 318 с.

8) И.М. Дмитриева Бухгалтерский учет и аудит: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2014. -- 306 с.

9) В.А. Ерофеева Аудит. Краткий курс лекций. - М.: Юрайт, 2014. -- 208 с.

10) В.С. Карагод. Аудит. Теория и практика: учебник. - М.: Юрайт, 2014. - 672 с.

11) Ж.А. Кеворкова. Международные стандарты аудита. - М.: Юрайт, 2014. -- 464 с.

12) Т.М. Коноплянник, Н.А. Мухарева. Основы аудита: учебное пособие. - М.: КноРус, 2012. - 311 с.

13) Е.М. Лебедева. Аудит: учебник. - М.: Академия, 2013. -- 176 с.

14) Е.М. Лебедева. Аудит. Практикум: учебное пособие. - М.: Академия, 2014. -- 176 с.

15) В.М. Лемеш. Ревизия и аудит. - М.: Изд-во Гревцова, 2013. -- 272 с.

16) В.И. Подольский, А.А. Савин. Аудит: учебник. -- М.: Юрайт, 2015. -- 605 с.

17) Т.М. Рогуленко. Аудит: учебник. - М.: КноРус, 2014. -- 432 с.

18) Савин А.А. Аудит. - М.: Инфра-М, 2013. - 512 с.

19) С.П. Суворова, Н.В. Парушина. Международные стандарты аудита: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2012. - 303 с.

20) И.В. Федоренко. Аудит. - М.: Инфра-М, 2013. -- 272 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность, понятие и цели аудиторской деятельности. Перечень объектов, подлежащих обязательной ежегодной аудиторской проверке. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, ее организационно-правовая структура.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2010

    Комплексный анализ истории и эволюции нормативного регулирования аудиторской деятельности. Общая характеристика аудиторских правоотношений и оценка основных проблем осуществления аудиторской деятельности в России. Порядок проведения аудиторской проверки.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2012

    Правовые основы и нормативное регулирование аудиторской деятельности. Уровни нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ. Характеристика основных положений Федерального закона "Об аудиторской деятельности". Субъекты обязательного аудита.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2015

    Возникновение аудита и система его нормативного регулирования. Виды инициативных аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к аудитору, их права и обязанности. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности ОАО "Полистрой" за 2008г.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2010

    Профессиональная этика аудиторов. Кодексы этики аудиторов. Правовое регулирование аудиторской деятельности. Федеральные стандарты аудиторской деятельности. Развитие нормативного регулирования аудиторской деятельности. Сопутствующие аудиторские услуги.

    реферат , добавлен 09.02.2009

    Организационные аспекты аудиторской деятельности, понятие, цели и задачи. Организация деятельности аудиторских фирм в условиях внутрихозяйственного контроля. Стандарты, нормативное регулирование и федеральные законы об аудиторской деятельности.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2009

    Понятие, сущность, цели и задачи аудиторской деятельности, ее лицензирование. Роль федеральных стандартов аудита в регулировании аудиторской деятельности в Российской Федерации. Введение механизма общественного надзора за аудиторской профессией.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2016

    Закон "Об аудиторской деятельности". Квалификационный аттестат аудитора, который дает право аудиторам проводить аудит в отраслях экономики. Аудит в современной России. Правовое регулирование аудиторской деятельности. Права и обязанности аудиторской фирмы.

    реферат , добавлен 04.05.2009

    Место стандартизации в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности. Их цели и основные принципы. Особенности применения международных аудиторских стандартов. Характеристика механизма и стандартов этой сферы в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 09.11.2014

    Понятие аудитора и аудиторской деятельности. Права, обязанности, ответственность аудиторов и аудиторских организаций. Нормативно-правовые акты Российской Федерации, федеральные стандарты аудиторской деятельности. Приемы, методы и документирование аудита.

Кто осуществляет государственное регулирование аудиторской деятельности

Орган, играющий ведущую роль в контроле и регулировании работы аудиторов, — Министерство финансов РФ. Непосредственно данной сферой деятельности в Минфине России занимается департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности (ст. 15 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Так, например, данное подразделение Минфина ведет:

  • нормотворческую деятельность в рассматриваемой сфере;
  • реестр аудиторов и их СРО и т. д.

Кроме того, функционирует Совет по аудиторской деятельности (далее — Совет). Он периодически (не реже раза в квартал) собирается при Минфине России. Данный орган в большей степени выступает как эксперт и критик: изучает проекты постановлений, вносит свои предложения и рекомендации, оценивает контроль качества проведения аудита. Полный список функций приведен в положении «О совете по аудиторской деятельности», утвержденном приказом Минфина России от 29.12.2009 № 146н.

Для организации документооборота, в т. ч. вынесения решений, при Совете создан рабочий орган.

В дополнение ко всему аудиторы организуют некоммерческую саморегулируемую организацию (СРО).

Вывод! Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в РФосуществляется на нескольких уровнях.

Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ включает несколько уровней:

  1. Основным правоустанавливающим документом является закон № 307-ФЗ. Его структура будет рассмотрена ниже.
  2. Затем следуют Международные стандарты аудита, введенные с 01.01.2017 приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н (заменены приказом Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н). В стандартах описан порядок взаимодействия аудитора с руководством проверяемой организации, составления аудиторского задания, подготовки отчетности.
  3. 3-й уровень включает методические рекомендации, разъяснения по отдельным (частным) вопросам, одобренные Советом.
  4. Правила, требования, разъяснения и другие нормативные акты, устанавливаемые СРО и частными компаниями, оказывающими услуги аудита, также учитываются аудиторами. Они находятся на 4-м уровне правового регулирования деятельности аудиторов.
  5. Технические моменты типа порядка ведения реестров (СРО или аудиторов) либо правил проведения экзаменов на квалификацию зачастую регулируются письмами Минфина России.

Основные положения закона об аудиторской деятельности

Поскольку закон № 307-ФЗ выступает основополагающим актом по организации и регулированию аудиторской деятельности в РФ, в этом разделе изучим его структуру.

Закон № 307-ФЗ состоит исключительно из статей, в нем отсутствуют разделы или главы:

  • Первые 4 статьи являются вводными, в них содержатся основные понятия (термины) и ключевые моменты, связанные с ними. К примеру, в ст. 4 дается определение понятия «аудитор» и указывается, что статус приобретается только после внесения сведений о лице в реестр аудиторов.
  • После перечисления ситуаций, при которых аудит проводится в обязательном порядке (ст. 5), в законе № 307-ФЗ определяется, что такое аудиторское заключение, как организуется аудиторская деятельность в целом и что относится к аудиторской тайне (ст. 6-9). Конечно, в нем указаны только основные моменты, которые более подробно расписаны в нормативных актах нижестоящих уровней.
  • Ст. 10-12 закона № 307-ФЗ связаны с контролем качества работы аудиторов.
  • В ст. 13-14 закона № 307-ФЗ перечисляются права и обязанности участников аудита: аудиторов и аудируемых лиц.
  • Как происходит государственное регулирование аудиторской деятельностиописано в ст. 15-22. Здесь же рассказано о порядке организации СРО, условиях членства аудиторов в СРО, меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов и контроль за деятельностью СРО.
  • Последние 4 статьи закона № 307-ФЗ содержат несколько дополнительных требований и примечаний, отменяют ряд нормативных актов и вводят в действие настоящий закон.

Таким образом, закон № 307-ФЗ хоть и лаконичен, но содержателен и императивен.

Несколько слов о МСА

Таким образом, система нормативного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время приобрело законченные очертания, осуществив интеграцию в международное право — переход к международным стандартам аудита.

Говоря о системенормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ, упоминают в первую очередь закон № 307-ФЗ как нормативный акт, устанавливающий правовые основы аудиторской деятельности. После него следуют МСА и несколько еще действующих нормативных актов, толкующих, уточняющих и дополняющих практически каждую норму указанного закона.

Аудиторская практика часто опережала создание нормативной базы. Существенное количество компаний, занимающихся аудитом, стремилось к быстрому освоению соответствующего рынка, расширяло разные виды услуг, оказывало услуги различным субъектам хозяйственной деятельности, что зачастую приводило к недостаточному уровню требовательности к качеству осуществляемых проверок. Временами речь шла даже о нарушениях правовых норм, а также выдаче заключений по результатам процедуры за вознаграждение, то есть без реальной реализации аудита. Такое положение дел возложило на органы, которые регулируют ауд. деятельность, важнейшую задачу, связанную с контролем за качеством проверок. В нашей статье рассмотрим понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности на территории РФ.

Единый нормативный документ

В связи с описанными выше событиями появилась настоятельная необходимость в создании единого нормативного документа. Таким образом, в августе 2001 года «Временные правила аудита» заменили полноценным ФЗ от 13.07.2001 "Об аудиторской деятельности". За 8 лет существования представленного Закона в него внесли большое количество существенных изменений и дополнений, которые в конечном итоге привели к появлению в декабре 2008 года нового ФЗ от 30.12.2008 "Об аудиторской деятельности". Именно он является главным руководством по нормативно-правовому регулированию и организации аудиторской деятельности на территории России.

Что утверждено в Законе?

  • Определение категории, а также аудиторской деятельности; список услуг, которые сопутствуют аудиту.
  • Система нормативных актов и органов, которые регулируют данный вид деятельности.
  • Определение аудиторской структуры, а также объединения аудиторов саморегулируемого типа.
  • Порядок осуществления аттестации аудита и обоснование необходимости ее реализации.
  • Критерии вхождения в реестр СРО (то есть саморегулируемых организаций), а также показатели членства аудиторов и аудиторских структур.
  • Порядок ведения гос. реестра СРО и реестра аудиторских компаний и аудиторов.
  • Случаи осуществления обязательной аудиторской проверки.
  • Понятие и разделение аудиторских стандартов.
  • Определение заключения по аудиту и его структура.
  • Обязанности и права аудиторских компаний и аудируемых лиц в процессе реализации проверки.
  • Порядок надзора за работой СРО со стороны государства, а также контроль качества деятельности работы аудиторских организаций.

Место аудита в экономической деятельности

Как выяснилось, нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в первую очередь осуществляется посредством ФЗ «Об аудиторской деятельности». Данный Закон дает определенное место аудиту в финансово-хозяйственной деятельности. Стоит отметить, что для России это является важным, потому что исторически складывалась такая картина, что контроль со стороны государства был почти единственной разновидностью контроля. Так, необходимо было выяснить место и роль вне зависимости от формы финансового контроля, которой выступает аудит.

Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ: другие источники

ФЗ "Об аудиторской деятельности" считается наиболее важным нормативным актом, однако не только он предъявляет основополагающие требования к данному виду деятельности. На сегодняшний день в Российской Федерации утверждена концепция смешанного типа в отношении регулирования аудита. Кроме того, законодательным образом определены все основные компоненты системы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ. Следует заметить, что смешанная система регулирования реализуется не только с помощью законов и актов подзаконного плана, которые издаются государственными органами, но и посредством нормативных актов организаций общественного характера.

Уровни нормативных актов

В системе нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности есть четыре уровня в отношении нормативных актов. Рассмотрим их подробнее:

  • Первый уровень. Документы: законы, указы, кодексы федерального значения. Органы: Правительство РФ, Президент РФ, Федеральное собрание, Государственная Дума.
  • Второй уровень. Документы: приказы, постановления, кодекс этики аудиторов в профессиональном плане, стандарты аудита, федеральные стандарты аудита. Органы: Минфин, Правительство, Департамент регулирования гос. фин. контроля, аудита, бух. учета и отчетности.
  • Третий уровень. Документы: стандарты организаций общественного типа, кодексы проф. этики общественных структур, их положения и методические руководства (в пределах соответствующих полномочий). Органы: организации аудиторов саморегулируемого типа.
  • Четвертый уровень. Документы: правила реализации контроля качества, внутрифирменные стандарты. Органы: организации аудиторского типа, индивидуальные предприниматели, осуществляющие данную деятельность.

Первый уровень регулирования

1-й уровень правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации представлен НК РФ, ГК РФ, ФЗ "Об аудиторской деятельности", ФЗ "О саморегулируемых организациях", ФЗ "О Центральном банке РФ", Законом под названием "Об акционерных обществах" и прочее. Имеют место и нормативные акты гос. органов власти. Среди них важно отметить постановление Правительства РФ "О вопросах гос. регулирования аудиторской деятельности в РФ" и так далее. Именно на основании названных нормативных актов реализуется правовое регулирование аудиторской деятельности со стороны государства.

Второй уровень регулирования

Второй уровень правового регулирования аудита и аудиторской деятельности составляют следующие документы: национальный кодекс проф. этики аудиторов, стандарты данного вида деятельности федерального уровня, методические руководства и нормативные акты, которые издаются в пределах определенной компетенции уполномоченной федеральной структурой регулирования данной деятельности со стороны государства, то есть Минфином России. В последнюю категорию целесообразно включить приказ Минфина России под названием "Временные положения о системе аттестации, повышения квалификации и обучения аудиторов в РФ", а также "Временное положение об организации и реализации контроля за соблюдением аудиторами стандартов (правил) проф. деятельности и проф. этики", которое было одобрено Советом по аудиту при Минфине России 30.10.2008, и так далее.

Третий уровень регулирования

На третьем уровне правового регулирования аудиторской деятельности — нормативные акты проф. аудиторских объединений. Стоит отметить, что издаются они данными структурами исключительно в пределах собственной компетенции. Как правило, нормативные акты представлены кодексами проф. этики СРО, стандартами СРО специалистов данной области, а также методическими положениями и руководствами, которые издаются СРО в пределах определенной компетенции.

Четвертый уровень регулирования

К четвертому уровню правового регулирования аудиторской деятельности в России целесообразно отнести конкретные правила реализации внутреннего контроля на предприятии или в организации в плане качества. Помимо того, сюда включаются внутренние методики и стандарты. Все они разработаны непосредственно аудиторскими организациями или индивидуальными предпринимателями, продвигающими соответствующий вид деятельности.

Саморегулируемые организации

Стоит отметить, что посредством нормативных актов 3 и 4 уровней, лежащих в основе правового регулирования аудиторской деятельности, происходит саморегулирование аудита. ФЗ "О саморегулируемых организациях" занимается регулированием отношений, связанных с деятельностью таких организаций. Данные отношения объединяют субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности, осуществляют взаимодействие саморегулируемых структур и их членов, а также потребителей произведенной ими товарной продукции (услуг, работ), органов исполнительного типа власти.

Что определяет ФЗ?

Важно знать, что ФЗ "О саморегулируемых организациях" поясняет следующие моменты:

  • Понятие непосредственно саморегулирования, а также субъектов данной категории.
  • Предмет саморегулирования, правила и стандарты саморегулируемых структур, общие критерии признания организации некоммерческого типа СРО. Содержанием саморегулирования выступает разработка и последующее установление правил и стандартов определенного вида деятельности и, конечно же, контроль за исполнением требований определенных правил и стандартов.
  • Структуру органов управления, ключевые функции, обязанности и права саморегулируемых организаций.
  • Необходимость разработки и последующего утверждения правил и стандартов СРО, а также формирования специализированных структур для реализации контроля за их исполнением членами СРО.
  • Порядок выполнения контрольных функций в отношении саморегулируемых организаций, которые относятся к деятельности их членов.
  • Методы обеспечения имущественного типа ответственности членов СРО непосредственно перед потребителями товарной продукции (услуг, работ), а также перед другими лицами.

Следует дополнить, что российские стандарты в данном случае имеют название Федеральных правил ауд. деятельности (ФПСАД).

Категория ФПСАД

Интересно знать, что первые ФПСАД — их было шесть, они вступили в действие в далеком 2003 году. С того времени стандарты постоянно обновляются и совершенствуются. Их редактирование связано как с развитием рынка аудита, динамикой эк. активности на территории России, так и с изменениями, происходящими в международной практике аудиторской деятельности, выявлением и последующим обобщением принципиально новых случаев, с которыми в процессе реализации профессиональной деятельности сталкивается аудитор.

На конец 2010 года действовало порядка 34 ФПСАД. Они были приняты согласно уже не действующему ФЗ от 07.08.2001 "Об аудиторской деятельности" и утверждены посредством постановления Правительства РФ от 23.09.2002. Стоит иметь в виду, что названные стандарты не будут терять актуальности до утверждения уполномоченной федеральной структурой стандартов аудита, которые предусмотрены новым Законом от 30.12.2008 "Об ауд. деятельности", на федеральном уровне.

Необходимо знать, что ФПСАД в настоящее время охватывают систему сведений, которые нужны для реализации аудиторской деятельности как в плане аудита, так и относительно услуг сопутствующего типа. Они формируют единые требования, предъявляемые к порядку оказания данного вида услуг, оформлению их итогов, а также к оценке качества аудита.

Требования ФПСАД нужны аудиторам и структурам государственного регулирования для создания и реализации грамотной политики в сфере осуществления аудита. Соответствие отечественных стандартов международным так или иначе обеспечивает доверие к аудиторскому заключению от пользователей как внутри РФ, так и за рубежом.

Заключительная часть

Итак, мы рассмотрели основные аспекты правового регулирования аудиторской деятельности на территории России. В заключение следует отметить, что развитие аудита должно базироваться на лучших мировых достижениях, а также на практике функционирования отечественных организаций и предприятий. Оно должно объединять в себе существующие достижения специалистов в сфере аудита и консалтинга, а также способствовать самосовершенствованию ауд. деятельности в дальнейшем.

Действующая в России система нормативного регулиро­вания аудиторской деятельности включает пять уровней:

Первый уровень - Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» относится к основ­ным законодательным актам. Этот закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный контроль превалировал над другими видами контроля. Имен­но принятие закона позволяет считать, что становление ауди­та в России состоялось.

К документам первого уровня относят также кодексы Рос­сийской Федерации и указы Президента РФ.

К документам второго уровня относят постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты уполномочен­ного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призван­ные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступатель­ное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов, такие, как:

    Постановление Правительства РФ от 06.02,02 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».

    Постановление Правительства РФ от 29.03.02 № 190 « Лицензировании аудиторской деятельности».

    Приказ Минфина РФ от 27.10.99 № 69н «Порядок пре­ставления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности» и др.

Третий уровень системы нормативного регулирована аудиторской деятельности представлен федеральными стандартами (правилами) аудиторской деятельности и стандартами аудиторской деятельности. Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, и прежде всего арбитражным судом.

Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключе­ния. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходи­мый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целе­сообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество ауди­торской проверки.

    Четвертый уровень - методики аудиторской деятель­ности, регламентирующие порядок осуществления аудитора­ми проверок применительно к конкретным отраслям, по от­дельным вопросам налогообложения, финансов и по специ­альным аудиторским заданиям.

    Пятый уровень - внутренние стандарты аудиторских организаций, подготавливаемые с целью разъяснения поло­жений аудиторской деятельности, оказания помощи в их реа­лизации, выработке приемов и способов выполнения кон­кретных аудиторских процедур. Они разрабатываются ауди­торскими организациями и обеспечивают единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской организации.

Формируемая система нормативного регулирования аудита представлена в табл. 4.

Таблица 4

Система нормативного регулирования аудита в России

Документы

Органы, принимающие Документы

I уровень

Федеральные -законы, кодексы, указы

Федеральное собрание, Правительство РФ, Государственная дума, Президент РФ

И уровень

Постановления приказы

Правительство РФ, Президент РФ, Минфин РФ, департамент организации аудиторской деятельности

III уровень

Федеральные стандарты ауди­торской деятель­ности, стандарты аудиторской дея­тельности

Правительство РФ, Комиссия по аудитор­ской деятельности при Президенте РФ .

IV уровень

Внутренние стан­дарты

Профессиональные аудиторские объединения

V уровень

Внутрифирменные стандарты

Аудиторские организации


© 2024
russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал