30.06.2024

Список ролей конфигурации. Ведение нси на практических примерах Выполнение требований закона и снижение рисков


Федеральное Государственное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

Национальный Исследовательский Технологический Университет "МИСиС"

Кафедра автоматизированных систем управления

Курсовая работа по курсу

"Теория систем и системный анализ"

Выполнил : Авдошина Ольга

Группа: МА-10-1/И810-4

Преподаватель : Морозов Е.А.

Москва2014

1.Определение нормативно-справочной информации 3

2.Проблемы и потребности компаний к системе управления НСИ. 3

3.Едина система управления НСИ (ЕС НСИ) 5

4.Создание автоматизированной системы управления НСИ 8

4.1.Анализ НСИ 8

4.2.Выбор архитектуры и оценка стоимости создания автоматизированной системы управления НСИ 10

4.3.Внедрение 15

5.Лица, ответственные за ведение НСИ 16

6.Эффективность внедрения 18

7.Список использованной литературы 20

    Определение нормативно-справочной информации

В основе работы каждой автоматизированной системы лежит нормативно-справочная информация (НСИ). НСИ – это условно-постоянная часть всей корпоративной информации, не претерпевающая существенных изменений в процессе повседневной деятельности организации. В состав НСИ входят: словари, справочники и классификаторы, элементы которых (например, коды, наименования материалов, услуг, контрагентов, единицы измерения и т.п.) используются при формировании текущих документов.

Справочные данные используются в автоматизированных системах при формировании оперативных документов, планировании и отчетности. Соответственно, качество этой плановой, оперативной и отчетной информации напрямую зависит от качества НСИ. Ошибки в управлении, связанные с некачественной информацией, обходятся бизнесу иногда много - миллионными потерями.

    Проблемы и потребности компаний к системе управления НСИ.

В компаниях, как правило, используется несколько автоматизированных систем, поддерживающих различные бизнес-процессы, в которых независимо друг от друга ведутся одни и те же справочники. Такая совершенно типичная ситуация вызывает следующие проблемы:

Дополнительные расходы на независимое ведение одних и тех же справочников;

Дополнительные расходы, связанные с обеспечением информационного взаимодействия систем, использующих различные справочники одних и тех же объектов НСИ;

Большая трудоемкость и высокая затратность формирования консолидированной отчетности на основе данных, в которых одни и те же объекты справочных данных (товары, услуги, контрагенты) имеют различные коды и наименования;

Низкое качество нормативно-справочных данных.

Что значит “некачественные” нормативно - справочные данные? Это справочные данные, которые:

Имеют проблемы структуризации МТР по группам;

Дублирующиеся или противоречивые данные справочника материально-технических ресурсов (товары и услуги) в 70 % случаев приводят к значительному увеличению складских запасов предприятия и образованию неликвидов. Например:

Отсутствие нужных параметров в описании товара в справочнике может привести к тому, что будет закуплен товар, не отвечающий требуемым характеристикам. В результате, на складах образуются неликвиды;

Наличие дублей в справочнике не позволит корректно выполнить автоматическое сведение всех заказанных одноименных МТР с целью получения сводной заявки. В результате заказ будет размещен у поставщика разными партиями и компания не получит скидку за размещение заказа большого объема, а следовательно, закупка будет выполнена по более высокой цене;

Использование разных кодов и наименований МТР различными подразделениями не позволяет производить анализ наличия МТР на складах и использования имеющихся запасов, вместо закупки новых МТР, что также приводит к финансовым потерям.

Низкое качество данных НСИ является следствием отсутствия специализации в ведении НСИ. Задачи повышения эффективности бизнеса, необходимость построения современного фундамента для развития ИТ-ландшафта компаний, построение новых корпоративных ERP-систем и развитие существующих требуют повышения эффективности управления нормативно - справочными данными. Внедрение Единой системы управления НСИ решает эту задачу.

    Едина система управления НСИ (ЕС НСИ)

Подсистема НСИ всегда присутствовала в составе прикладных автоматизированных систем (бухгалтерских, кадровых, систем оперативного планирования и управления производством, систем управления снабжением и сбытом, и пр.) именно как подсистема. Однако в конце XX и начале XXI века сформировался и стремительно развивается новый подход к управлению нормативно-справочной информацией, позволяющий обеспечить высокое качество нормативно - справочной информации.

Суть нового подхода состоит в создании в компаниях специализированной Единой системы управления НСИ (ЕС НСИ). Ведение всей нормативно - справочной информации компании выделяется в отдельную систему, в которой производится ведение Единых справочников компании: Единого справочника материально-технических ресурсов (МТР), Единого справочника работ и услуг, Единого справочника контрагентов, Единых финансовых справочников, Единых кадровых справочников и т.д. Данные Единой системы управления НСИ используются как источник НСИ всеми прикладными корпоративными системами.

Рис.1. Связка данных с помощью НСИ

Ведение НСИ, таким образом, производится централизованно в одной специализированной системе. Во всех других автоматизированных системах изменение данных НСИ прекращается. Данные НСИ изменяются на основании запросов пользователей, направленных в Единую систему НСИ. Программное обеспечение Единой системы НСИ должно обеспечивать формирование, согласование и обработку таких запросов в соответствии с утвержденным Регламентом, а также репликацию обновленных данных НСИ в прикладные автоматизированные системы. Ведение Единых баз данных НСИ выполняют специалисты в области НСИ – эксперты НСИ. В компаниях создаются Службы ведения НСИ. Появляется новая профессия – эксперт НСИ. При создании Единых систем управления НСИ в компаниях проводятся работы по нормализации нормативно - справочных данных. Под нормализацией понимается устранение ошибок, неточностей и неполноты в данных, устранение дублей, дополнение недостающей информации, унификация данных в справочнике НСИ.

При значительном количестве ИТ-приложений или территориально-распределенной структуре для ведения и актуализации НСИ требуется создание специальной автоматизированной системы (АС). Ее разработка станет одним из элементов создания на предприятии единого информационного пространства. Во всех АС, независимо от того, где они находятся, будут использоваться единые наименования объектов, а работа подразделений и филиалов станет основываться на общих регламентах, правилах, процедурах.

Создание автоматизированной системы управления НСИ происходит в несколько этапов: анализ состава НСИ и процессов ее ведения, выбор архитектуры автоматизированной системы, оценка стоимости ее создания, разработка и поддержка.

    Создание автоматизированной системы управления НСИ

    1. Анализ НСИ

К основным видам НСИ относятся: справочники, классификаторы и нормативные документы. Состав НСИ приведен на рис.2.

Рис. 2. Типовой состав НСИ

Одним из первых шагов организации ведения НСИ является создание реестра, где детально описываются все использующиеся на предприятии виды НСИ. Например, для регламентов должны быть указаны такие характеристики, как название, ответственный специалист, дата введения, рассматриваемые объекты, подразделения, на которые распространяется действие регламента, связанные классификаторы и справочники.

Кроме того, необходимо установить связи между различными видами НСИ, определить состав содержащейся в них информации, обозначить, в каких системах ведется работа с данными (источники информации) и для каких бизнес-процессов необходимо их использование (потребители информации).

Подобный анализ позволяет выбрать модели ведения НСИ по всем функциональным направлениям, разработать регламенты работы при изменении или удалении данных (к примеру, понять, с какими подразделениями должны быть согласованы изменения), а также выявить случаи дублирования информации. Так, на одном из предприятий было установлено, что в отдельных подразделениях ведутся и используются собственные классификаторы и справочники, которые в точности повторяют содержание материалов НСИ, поддерживаемых централизованно. Например, локальные «Справочник дебиторов», «Справочник кредиторов» по содержанию дублировали общий «Справочник контрагентов». Вместо использования общего «Справочника филиалов и структурных подразделений» применялись собственные «Справочник обособленных подразделений» и «Классификатор филиалов и обособленных подразделений». В результате происходила трата ресурсов на поддержание нескольких видов НСИ, которые содержали одни и те же данные.

На основе анализа реестра нормативно-справочной информации и данных о связях между различными видами НСИ, а также с учетом структуры и специфики деятельности предприятия формируются основные функциональные требования к будущей АС:

    возможность централизованного управления справочниками, классификаторами и другими документами;

    возможность централизованного контроля всех нормативно-справочных данных (при хранении, использовании или изменении);

    поддержка централизованного и распределенного (если это необходимо) ведения НСИ;

    хранение актуальных и исторических данных в центральном офисе и в филиалах, обеспечение оперативного доступа к ним;

    автоматическая синхронизация нормативно-справочной информации между элементами системы в различных подразделениях или филиалах (если необходимо);

    возможность изменения состава справочников, их структуры без модернизации программного кода системы.

      Выбор архитектуры и оценка стоимости создания автоматизированной системы управления НСИ

Архитектуру системы управления НСИ можно выбрать с помощью функционально-стоимостного анализа. Это метод, при котором определяется оптимальное соотношение важных для пользователя характеристик, свойств, функций системы и затрат на их реализацию.

Применительно к НСИ использование метода функционально-стоимостного анализа означает, что для каждого вида НСИ определяются:

    перечень и количество бизнес-процессов, для которых необходимо его использование;

    «полезность» данного вида НСИ (в разрезе функциональных направлений);

    объем затрат, которые связаны с его созданием, ведением и актуализацией.

Финансовые затраты определяются с учетом стоимости разработки и внедрения ИТ-приложений, закупки программно-аппаратного обеспечения, необходимого для создания и использования системы НСИ, а также с учетом расходов на персонал, который будет заниматься обслуживанием системы (обучение, оборудование рабочих мест, заработная плата и т.д.). Во внимание надо принять и косвенные затраты, которые появляются, если не обеспечен контроль над ведением и поддержкой НСИ, внесением изменений в справочники. Например, это может быть стоимость устранения неверно введенной записи в классификатор или справочник. Для дублированных записей в справочнике материалов цена подобной ошибки равна стоимости излишних запасов на складе.

Стоит отметить, что метод функционально-стоимостного анализа также используется для снижения стоимости и повышения качества бизнес-процессов, связанных с работой с НСИ. Для этого формируется список выполняемых функций по ведению, поддержке, актуализации данных с ранжированием по стоимости, трудоемкости или времени. Принимаются меры для снижения стоимости или времени выполнения наиболее «дорогих» или «длительных» функций. Устраняются ненужные или дублирующие друг друга операции и затем перераспределяются ресурсы, которые освободились за счет произведенных изменений.

На основе полученных данных определяется архитектура системы НСИ - централизованная или децентрализованная. Выбор централизованной схемы позволит, например, значительно повысить качество предоставляемой информации, что крайне важно для ключевых бизнес-процессов предприятия. Однако стоимость этого варианта может быть выше, чем стоимость противоположного.

Более эффективным является вариант, при котором создается система с многоузловой архитектурой. Что это означает?

Внешние организации

Внутренние подразделения

Центральный узел АС НСИ

ПотребителиНСИ

ПотребителиНСИ

ПотребителиНСИ

ПотребителиНСИ

ПотребителиНСИ

Подчиненные узлы АС НВИ

Рис. 3. Схема системы НСИ с многоуровневой архитектурой

В состав АС НСИ включаются центральный узел и подчиненные узлы. Организационно центральный узел располагается в головном офисе предприятия, а подчиненные - в его региональных филиалах или подразделениях. Таким образом, система выстраивается по территориально-распределенному принципу в соответствии со структурой предприятия. Каждый узел может взаимодействовать с поставщиками, инициаторами изменений или потребителями НСИ. Все узлы связаны между собой через различные виды телекоммуникаций, что позволяет проводить оперативный обмен данными и их синхронизацию в автоматическом режиме. Схема такой системы приведена на рис.3.

Фактически каждый узел является мини-автоматизированной системой по ведению НСИ и предоставляет необходимые данные для всех ИТ-приложений, которые используются в этом подразделении (рис. 4). Распространение информации по всей системе и поддержание базы НСИ в актуальном состоянии обеспечивается за счет автоматического обмена данными между узлами.

Рис. 4. Архитектура типового узла

Выбор подобной архитектуры дает возможность воспользоваться преимуществами централизованного ведения НСИ (все справочники ведутся в единой системе) и в то же время распределить связанную с этим процессом нагрузку по нескольким подразделениям (узлы единой системы расположены не только в центральном офисе предприятия, но и в региональных филиалах). Кроме того, при таком подходе система настраивается под уже использующуюся на предприятии технологию ведения НСИ и одновременно позволяет плавно реорганизовать ее для повышения эффективности. Это приводит к уменьшению затрат и рисков, которые возникают при внедрении единой системы НСИ.

Система позволяет автоматически отслеживать выполнение операций по ведению НСИ и в случае необходимости принимать решения о перераспределении ресурсов, задействованных в этом процессе. Еще одно преимущество - возможность привязать изменения в справочниках к соответствующим нормативным документам и тем самым обосновать необходимость подобных корректировок. Обеспечивается контроль изменений в связанных справочниках, что минимизирует риск рассогласования информации. Кроме того, система не позволяет вводить или модифицировать информацию без авторизации. Это означает, что всегда известно, кто из специалистов и когда внес те или иные данные в справочники или другие документы.

Обновление одного и того же справочника может проводиться на разных узлах - таким образом организуется распределенное ведение НСИ. При этом возможно разделение прав доступа для выполнения этого действия (если ответственным за ведение справочника является один узел, то изменения, проведенные на других узлах, сначала получат статус временных). Все сделанные корректировки оперативно тиражируются по всей системе, при этом передается только та часть данных, которая подверглась изменению. В результате значительно минимизируется межузловой трафик. Стоит отметить, что связь между узлами может быть организована с использованием практически любых средств и каналов, что не требует специальных инвестиций в развитие телекоммуникаций.

      Внедрение

После определения архитектуры будущей системы начинается ее непосредственное внедрение: разработка, установка и конфигурирование центрального узла. Затем в систему заносятся справочники, классификаторы, нормативные документы и другие аналогичные данные из различных источников. Проводится настройка процессов ведения НСИ с учетом технологий, которые применяются на предприятии. Далее система интегрируется с используемыми ИТ-приложениями. И, наконец, на заключительном этапе созданная структура тиражируется в филиалы и подразделения предприятия: формируются региональные узлы.

    Лица, ответственные за ведение НСИ

Важным вопросом при реализации проекта является формирование отдела НСИ, задачей которого станет обеспечение единства и актуальности всех видов НСИ. Участие специалистов необходимо уже на этапах разработки и развертывания АС НСИ: в их функции будет входить координация работ по созданию, внедрению и ведению единых информационных справочников и классификаторов (например, «Справочник структурных подразделений», «Справочник технологических объектов», «Справочник основных фондов» и т.д.).

Кроме того, деятельность отдела НСИ будет связана с ведением корпоративных справочников, контролем над применением общероссийских и отраслевых классификаторов, разработкой и ведением реестра справочников, а также с взаимодействием с внешними организациями (Федеральное агентство по метрологии, Госстрой) по вопросам применения НСИ. Еще одно направление деятельности - создание хранилища данных для приказов, распоряжений и других аналогичных документов.

Дополнительно отдел выполняет задачи сопровождения и развития единой системы НСИ. В число основных вопросов входит: разработка технологических и операционных инструкций для пользователей и специалистов, ответственных за ведение НСИ; организация их обучения; разработка перспективных и текущих планов развития системы НСИ. Наконец, отдел НСИ взаимодействует с другими предприятиями, входящими в тот же холдинг, по вопросам совместного ведения справочников (если есть такая необходимость).

Участник процесса

Пользователь системы

Поиск информации:

В централизованных справочниках;

Во вспомогательных справочниках.

Формирование:

Заявки на добавление записей в централизованные справочники;

Заявки на изменение записей в централизованных справочниках;

Заявки на добавление/изменение информации во вспомогательных справочниках.

Специалист по НСИ

Обработка заявки пользователя:

Анализ на корректность заявки пользователя;

Анализ на наличие дублирующихся позиций и существование рабочей заявки на добавление или изменение этого же объекта;

Отправка заявки пользователю на уточнение информации;

Отказ от исполнения некорректной заявки пользователя с указанием причины;

Дополнение, при необходимости, информации об объекте НСИ;

Классификация объекта НСИ;

Завершение обработки.

Методолог

Проверка корректности классификации и обработки;

Возврат заявки на дополнительную обработку;

Отказ от исполнения некорректной заявки пользователя с указанием причины.

Старший специалист по НСИ

Назначение исполнителя по обработке заявки из числа специалистов по НСИ;

Контроль сроков исполнения заявок;

Классификационные процедуры:

Внесение дополнений и изменений в Классификаторы;

Назначение набора характеристик объектам НСИ;

Классификация созданного / измененного объекта НСИ.

Табл.1. Функции централизованного управления НСИ в зависимости от роли его участника

    Эффективность внедрения

Что же заставляет компании внедрять у себя в том или ином виде системы поддержки НСИ? Предпосылки бывают разными, но можно выделить задачи, общие для любой крупной организации:

    потребность в интеграции информационных систем на уровне справочных данных, которая позволила бы упорядочить и сократить расходы на процессы ведения НСИ;

    желание использовать единые коды справочной информации для автоматизации сбора и анализа корпоративной отчетности;

    возможность повысить качество и достоверность нормативно-справочной информации за счет устранения дублирования справочных данных, оптимизации регламентов ее ведения, сокращения рутинных операций;

    централизация функций ведения эталонной справочной информации на основе разработанных корпоративных стандартов классификации и кодирования.

Помимо решения вышеперечисленных задач внедрение системы поддержки НСИ может принести следующие преимущества.

Прямые финансовые выгоды:

    экономия средств, затрачиваемых на обеспечение качества (актуальности, непротиворечивости, полноты) справочной информации во всех эксплуатируемых информационных системах в рамках “традиционной схемы” (т.е. проверка справочной информации и обеспечение ее качества в момент, когда поступает запрос на использование информации такого рода в конкретной системе);

    экономия на пользовательских лицензиях эксплуатируемого на предприятии ПО для управления справочными данными;

    снижение затрат на ведение корпоративной НСИ путем организации единой точки входа для управления справочной информацией, используемой всеми системами компании;

    снижение затрат на осуществление информационного обмена данными между эксплуатируемыми в компании ИС, повышение его оперативности.

Косвенные финансовые выгоды:

    предотвращение потерь компании, связанных с использованием некачественной (неактуальной, противоречивой, неполной) справочной информации;

    сохранение инвестиций в уже развернутые системы и снижение затрат на их интеграцию в информационное пространство компании;

    предотвращение потерь от ошибок в консолидированной отчетности, связанных с неактуальностью или противоречивостью использованной при ее формировании справочной информации.

Выгоды благодаря средствам поддержки НСИ:

    рост степени актуальности НСИ всех подключенных информационных систем;

    доступность НСИ для любого сотрудника компании в реальном времени независимо от его местоположения;

    четкое распределение ответственности за управление конкретными справочниками.

    Список использованной литературы

    http://www.epam-group.ru/

    http://computel.ru/upload/press%20about%20Computel/20130516_AutomatizationIT.pdf

    http://consulting.1c.ru/ejournalPdfs/vlasov.pdf

    http://nsint.ru/

    Асадуллаев C. «Управление метаданными средствами IBM Information Serve»", 2008

    Максим Власов «НОРМАТИВНО-СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: ПРОВЕРЕНО ПРАКТИКОЙ»

Нормативно-Справочная информация - условно-постоянный компонент корпоративной информации, являющийся основой для унификации и нормализации данных, сопровождающих протекающие бизнес-процессы, а также регламентацию деятельности организации. Другими словами, нормативно-справочная информация – это информационный ресурс компании, формируемый внутри и получаемый, как правило, извне. Она содержит стандарты, требования, правила, положения и прочую информацию, нормирующую и систематизирующую деятельность компании.

Требование обеспечения взаимодействия и унификации различных прикладных систем бизнес-процессов протекающих на http://en.wikipedia.org/wiki/Service_oriented_architecture предприятиях и в различных организациях, консолидации отчетной документации, приводит к необходимости построения системы нормативно-справочной информации. Систему нормативной справочной информации образуют группы объектов, построенных на общероссийских, отраслевых и корпоративных (внутренних) [классификаторах] и справочниках.

Основные проблемы НСИ в корпоративных информационных системах:

  • Не в полном объеме используются Общероссийские классификаторы и справочники, разработанные государственными службами и утвержденные на федеральном уровне, предназначенные для актуального содержания информации с регулярным ее обновлением и выверкой:
  • Общероссийские классификаторы, частично представленные в системах, не актуализируются и не нормализуются;
  • Информация, в совокупности представляющая собой единое целое, разбита на несколько частей, собрана в отдельные справочники;
  • Справочники систем дублируются по содержанию информации и функциональному использованию;
  • Основной объем данных справочников не нормализован, ведение нормативно-справочной информации не регламентировано, в результате чего происходит дублирование информации при пополнении справочников. Отсутствует достаточность информации в записях справочников (записи не полно описаны);
  • Основная доля представленных в системах классификаторов, имеет слабую структуру по признакам группировки информации, и является одноуровневой, что не обеспечивается гибкостью и информативностью классификации.

Информационные системы Нормативно-Справочной Информации .

Корпоративная система НСИ обеспечивает хранение , обработку и предоставление постоянной и условно-постоянной информации пользователям системы.

Системы НСИ предназначены для поддержания корпоративных данных в актуальном состоянии, обеспечению полноты, устранению ошибок, контролю целостности и непротиворечивости данных.

Модификация хранимых в системе НСИ данных и их структуры допускается только экспертами системы. Все действия по модификации данных строго регламентируются. Пользователями информации выступают прочие ИС предприятия, получающие данные через заранее определенные интерфейсы.

Такой подход обеспечивает корректность данных внутри предприятия вне зависимости от количества и разнообразия используемых ИС, устраняя дублирование информации разными подразделениями и упрощая построение сводных отчетов.

Термин НСИ имеет советское происхождение, хотя чёткого определения в СССР введено не было. На западе более подходящим аналогом НСИ является Master Data или Master Referenced Data, сутью которых является не-транзакционная нормализованная справочная информация (каталоги) и классификаторы (иерархии). Таким образом Master Data (Мастер данные) можно рассматривать только как подмножество понятия НСИ.

Системы Управления Справочниками можно приравнять к международному понятию Master Data Management (MDM), которые могут рассматриваться как часть Service-Oriented Аrchitecture (SOA).

Принципиальным является, что словари, стандарты, правила, нормативы, которые обыкновенно включают в понятие НСИ, не являются объектами систем MDM.

См. также

  • Блог по НСИ Сабира Асадуллаева
  • SAP Master Data Management

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "НСИ" в других словарях:

    НСИ - несанкционированный съём информации Источник: http://www.energosys.ru/?nav=entr&id=6105 НСИ нормативно справочная информация; нормативная справочная информация юр. НСИ нашлемная система индикации в маркировке …

    НСИ - нормативно справочная информация … Словарь сокращений русского языка

    НСИ Банк - Банк Невастройинвест http://nsvbank.ru/​ банк., организация, Санкт Петербург … Словарь сокращений и аббревиатур

    НСИ Рунавик Полное название Nes Sóknar Ítróttarfelag Runavík Основан 1957 Стадион Рунавик … Википедия

    Полное название Nes Sóknar Ítróttarfelag Runavík Основан 1957 Стадион Рунавик … Википедия

    НСИ Рунавик Полное название … Википедия

    Нескл., мн. (ед. манси, нескл., м. и ж.). Народ, составляющий коренное население Ханты Мансийского автономного округа РСФСР, а также лица, относящиеся к этому народу … Малый академический словарь

    И грунши, груси, нескл., м. и ж … Русское словесное ударение

    Манси, нескл., м. и ж. (народ) … Русское словесное ударение

    ЕОС НСИ - единая отраслевая система управления нормативно справочной информацией Источник: rosatom.ru … Словарь сокращений и аббревиатур

Книги

  • Интегрированные системы проектирования и управления. SCADA. Учебное пособие , Музипов Халим Назипович , Кузяков Олег Николаевич , Хохрин Сергей Александрович , Чащина Маргарита Викторовна , Мартынюк Роман Васильевич , В учебном пособии рассмотрены основные сведения о программах системы реального времени "Сириус-SCADA" . Описана программа" Редактор БД НСИ", предназначенная для создания баз данных… Категория: Автоматика. Вычислительная техника Серия: Учебники для вузов. Специальная литература Издатель: Лань ,
  • Интегрированные системы проектирования и управления. SCADA , Музипов Х.Н. , Рекомендовано Региональным отделением УрФО УМО вузов РФ по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации в качестве учебного пособия для студентов… Категория:

УДК 004.37.01

А.Х. Жиляев,
Институт информатики и
проблем регионального управления
КБНЦ РАН, н.с., г.Нальчик.

Введение

Создание единого информационного пространства – необходимое условие эффективного управления различными объектами, будь то предприятие, ведомство, регион или государство. Формирование единой среды предполагает интеграцию управленческих процессов, сопровождающуюся нормализацией информационных потоков. Часто, перемещение информации на разных уровнях и частях объекта управления поддерживается различными информационными и учетными системами. Соответственно, возникает необходимость интеграции этих систем. Набирающие силу процессы глобализации мировой экономики, есть – по сути – интеграционные процессы. Такие интеграционные задачи особенно актуальны для России в связи с предстоящим вступлением во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

Задача интеграции информационных и учетных систем состоит из двух взаимосвязанных частей: интеграции данных и следующей за ней интеграции приложений. Выполняя интеграцию данных, следует провести унификацию и стандартизацию нормативно-справочной информации (НСИ). .

НСИ - это условно-постоянная часть всей информации в информационной системе (ИС), в отличие от текущей информации, формируемой непосредственно в процессе работы в ИС. В состав НСИ входят: справочники, словари, линейные и иерархические списки, классификаторы, реестры, кодификаторы, данные из которых используются при формировании текущих документов.

Для обозначения подобной справочной информации в англоязычной литературе используется термин Master Data (мастер-данные, основные данные), а задачи управления ею получили название Master Data Management (MDM).. Однако, в русском языке сейчас чаще применяется понятие нормативно-справочная информация (НСИ), которое появилось в дисциплинах, касающихся управления народным хозяйством, еще в докомпьютерные времена. В данном случае определение “нормативная” отражает тот факт, что проблема создания справочников должна решаться с учетом отраслевых, государственных и международных стандартов.

Если сегодня такие термины как, например, АСУ (Автоматизированные Системы Управления) или ИС (Информационные Системы) стали уже привычными, то аббревиатура «СУ НСИ» (Система Управления Нормативно-Справочной Информацией) нередко вызывает недоумение. Даже тот смысл, который лежит за ее расшифровкой, понятен зачастую только специалистам. НСИ – это не просто база данных, а сложно организованная система с множеством перекрестных ссылок между отдельными справочниками и классификаторами. Особенно важен механизм поддержки актуальности справочной информации. Требования к полноте, точности и актуальности информации в системе НСИ гораздо жестче, чем в обычной БД, так как при функционировании любой информационной системы, в том числе АСУ, информационное наполнение прикладных задач зависит от данных НСИ. НСИ является "фундаментом" всей ИС и управление этой системой должно быть централизованным. На рисунке 1. данные НСИ показаны нижним уровнем, "информационным фундаментом" всей структуры ИС.

Рис. 1 Уровни информационной системы

Именно централизованное ведение системы НСИ, подчиненное единому регламенту и обеспеченное единой технологической средой, позволяет поддерживать унификацию данных, полноту, целостность и актуальность всех входящих в ее состав справочников и классификаторов. Следовательно – иметь эффективно работающую ИС, решающую реальные задачи.

Разработка полноценного программного обеспечения для управления НСИ началась всего несколько лет назад. Ведущие производители программного обеспечения в последнее время уделяют все больше внимания средствам управления НСИ (в англоязычном варианте MDM, Master Data Management – управление основными данными).

Решение задач интеграции трудно представить без централизованного управления НСИ. Проблема управления НСИ возникает даже в таких автоматизированных и информационно обеспеченных структурах как банки или страховые компании. Системы управления НСИ позволяют не только аккумулировать данные из нескольких объединенных банковских систем, например, для формирования отчетности по нескольким учетным системам; но и решать задачи оперативного управления НСИ.

В России отсутствует единый центр формирования НСИ, аналогичной ГОСТам. И, хотя, в последнее время вступили в силу новые законы, связанные с разработкой и обращением электронных технических документов, они еще не оказали заметного влияния на ситуацию.

Роль НСИ в информатизации региона

Важная роль в реализации стратегии развития сферы информационных технологий в нашей стране принадлежит региональной информатизации. В последнее время в субъектах Российской Федерации активизировались работы по использованию информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности регионов. Этому способствовало проведение федеральными органами государственной власти ряда мероприятий и принятие нормативных документов в сфере использования информационных технологий на федеральном, ведомственном, региональном и муниципальном уровнях. Одним из таких документов, призванным способствовать решению задач по комплексной информатизации региона является постановление Правительства РФ "О порядке формирования и использования базовых классификаторов, справочников и реестров при оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме" от 31.08.2010 г.

Особая роль НСИ отводится также в программах информатизации отраслей и ведомств. Например, в опубликованном 31 марта 2010г. проекте Концепции Информатизации Здравоохранения особо подчеркивается, что информационные системы в здравоохранении должны проектироваться с учетом стандартов и регламентов и базироваться на единой НСИ. (В состав НСИ, применяемой в сфере здравоохранения, социального развития и трудовых отношений Российской Федерации входит всего 163 различных классификаторов и справочников)..

На уровне региона – цель реализации инфраструктуры НСИ в автоматизированных системах управления – создание единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах субъекта РФ, а также формирование базовых учетных реестров, обеспечивающих сбор и хранение предоставляемой информации по основным объектам управления регионом. Система управления НСИ, являясь централизованным хранилищем и единственным поставщиком общей НСИ для всех инфраструктурных и ведомственных информационных систем региона должна обеспечить информационную совместимость локальных информационных систем и приложений «электронного правительства» субъекта.

Очевидно, следующим шагом в развитии сферы информационных технологий в РФ должна стать последующая интеграция ведомственных, региональных и муниципальных ИС на федеральном уровне. Эта задача интеграции государственных ИС настолько сложна, что помимо стандартизации документов (например, на основе XML) и инфраструктуры интеграции в виде программного обеспечения, маршрутизации XML-документов, нужны усилия государства и в области стандартизации описания данных.

Примером инициативы в этой области является стандарт e-GMS (UK GoverNmeNt Metadata StaNdard), принятый в Великобритании. . Многие страны взяли за основу, так называемое «Дублинское ядро», включающее 15 элементов описания информации:

  • заголовок;
  • автор или создатель;
  • тема и ключевые слова;
  • описание;
  • публикатор;
  • другие контрибуторы;
  • дата;
  • тип ресурса;
  • формат;
  • идентификатор ресурса;
  • источник;
  • язык;
  • связи;
  • область (coverage);
  • управление правами.

Помимо самих элементов в «Дублинском ядре» имеются, так называемые, уточнения элементов, например: «Дата создания», «Дата публикации», «Дата окончания действия» и пр. Страны могут не только использовать это ядро, но и добавлять к нему любые дополнительные элементы, которые они считают необходимыми. Кроме того, первым инструментом при поиске информации, как правило, является просмотр категорий. Поэтому в рамках инициатив разработки стандартов на государственные метаданные определяются стандарты на список категорий (инструмент первичного поиска без использования ключевых слов).

Выводы

При знакомстве с законодательством, направленным на регулирование вопросов оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, и организацию межведомственного информационного взаимодействия на государственном и муниципальном уровнях, видно:

  • фактическое отсутствие в нормативных правовых актах обязательных для выполнения требований к стандартизации информационных технологий и программного обеспечения, используемого в государственных информационных системах, необходимых для обеспечения межведомственного обмена информацией;
  • отсутствие в нормативных правовых актах единых чётких требований к справочникам, классификаторам и схемам данных информационных систем, используемых в межведомственном информационном обмене;
  • отсутствие в нормативных правовых актах единых и обязательных для реализации всеми федеральными, региональными и муниципальными органами власти механизмов предоставления информации и оказания государственных услуг в электронном виде. .

На сегодняшний день, как в РФ, так и за рубежом, основная сложность реализации проектов в области оказания электронных услуг на государственном, региональном и муниципальном уровнях, а также, аналогичных межведомственных проектов, в условиях, когда требуются существенные усилия по интеграции данных и приложений, заключается не в применении тех или иных конкретных технологий, а в организации процесса принятия соответствующих стандартов и согласования архитектур информационных технологий различных организаций и ведомств.

Проекты в области оказания электронных услуг на государственном, региональном, муниципальном и ведомственном уровнях, которые осуществляются правительствами разных стран, предусматривают следующие основные типы стандартов:

  • стандарты данных;
  • стандарты межведомственного обмена информацией;
  • стандарты метаданных (и поиска информации);
  • стандарты безопасности.

Нужна единая современная методология ведения НСИ, иначе, по мере увеличения количества данных, система окажется неуправляемой.
Должны быть детально прописаны регламент и методика наполнения справочников и классификаторов, иначе будет чрезвычайно сложно обеспечить качественную и упорядоченную работу экспертов по ведению НСИ. Нужно четкое разграничение сфер компетенции и ответственности пользователей НСИ и экспертов по ее ведению.

Необходима высокоэффективная современная технология и система управления НСИ, решающая задачу многопользовательского доступа к ней с возможностью физического разграничения полномочий, реализующая взаимодействие пользователей с экспертами и обеспечивающая легкое масштабирование системы при наращивании как самой базы НСИ, так и количества обслуживающих экспертов.

Литература:
1. "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации" (утв. Президентом Российской Федерации 07 февраля 2008 г. № Пр-212);
2. Проект постановления Правительства РФ "О порядке формирования и использования базовых классификаторов, справочников и реестров при оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме" от 31.08.2010 г.
3. "Обзор НСИ", Издание Минэкономразвития, 2010г
4. "Концепция создания информационной системы в здравоохранении на период до 2020 года», 2010г.
5. Полотнюк И. "Метаданные как базис интеграции", PC Week/RE (492), 2005г.
6. Ray Wang, Rob Karel. «Trends 2008: Master Data Management» 2008.


Роли конфигурации делятся на следующие группы:
Производство
Торговля и склад
Финансы
Зарплата и управление персоналом
Внеоборотные активы и спецодежда
Анализ и планирование
Регламентированный учет
Настройка НСИ
Торговое оборудование
Административные
Сервисные


  • Кладовщик – предоставляет права на оформление складских операций по управленческому учету.
  • Менеджер по заказам - предоставляет права на работу с подсистемой заказов. Может использоваться как самостоятельно, так и совместно с другими ролями.
  • Менеджер по закупкам – предоставляет права для работы с подсистемой управления закупками.
  • Менеджер по продажам – предоставляет права для работы с подсистемой управления продажами.
  • Розничные продажи – предоставляет права на оформление документов по розничным продажам, роль не самостоятельна - используется совместно с ролью "Менеджер по продажам".
  • Ценообразование – предоставляет права для работы с подсистемой ценообразования.




Финансы

  • Банковские операции - предоставляет права на выполнение операций с банковскими документами.
  • Ввод заявок на расходование средств - предоставляет права на оформление документов "Заявка на расходование средств" и "Закрытие заявок на расходование средств".
  • Выплата зарплаты - роль назначается совместно с ролями "Кассир", "Банковские операции". Роль предоставляет права на оформление документов:

    • "Приходный кассовый ордер" с видами операций:

      • Возврат денежных средств работником
    • "Расходный кассовый ордер" с видами операций:

      • Расчеты по кредитам и займам с работниками
      • Выплата заработной платы по ведомостям
      • Выплата заработной платы работнику
      • Выплата депонированной заработной платы
      • Выдача денежных средств в кассу ККМ
    • "Платежное поручение исходящее" с видами операций:

      • Расчеты по кредитам и займам с работниками
      • Перечисление заработной платы
  • Кассир - предоставляет права на оформление кассовых документов.
  • Обмен данными с программами Клиент-банк - назначается пользователю, если ему необходимо иметь возможность использовать обработку "Клиент-банк".
  • Подотчетные лица - предоставляет права на оформление документов по подотчетным лицам.
  • Согласование заявок на расходование ДС - предоставляет права на согласование заявок.
  • Финансист – предоставляет права на отражение операций управления денежными средствами в управленческом учете.


  • Кадровик регламентированных данных – предоставляет права на работу с кадровыми документами по организациям, персонифицированным и воинским учетом работников организаций, штатным расписанием организаций.
  • Кадровик управленческих данных – предоставляет права на работу с кадровыми документами по предприятию, документами по обучению, планированию и утверждению отпусков, анкетированию.
  • Менеджер по набору персонала – предоставляет права на работу с кандидатами, с подсистемой анкетирования, с кадровым планом предприятия.
  • Расчетчик регламентированной зарплаты – предоставляет права на расчет регламентированных начислений, расчет налогов, отражение зарплаты в бухгалтерском учете.
  • Расчетчик управленческой зарплаты – предоставляет права на расчет управленческих начислений.


  • Бюджетирование – предоставляет права для работы с подсистемой бюджетирования.
  • Планирование – предоставляет права для работы с подсистемой планирования.
  • Учет затрат - предоставляет права к данным учета затрат и себестоимости номенклатуры по управленческому и регламентированному учетам.


  • Бухгалтер МСФО – предоставляет права на отражение хозяйственных операций в МСФО.
  • Выполнение регламентных операций по регламентированному учету - предоставляет права для проведения регламентных документов по регламентированному учету (БУ и НУ).
  • Отражение в регламентированном учете - предоставляет права для проведения документов по бухгалтерскому и налоговому учету, а также права для формирования отчетов подсистемы бухгалтерского и налогового учета.
  • Просмотр данных регламентированного учета - предоставляет права для просмотра данных бухгалтерского и налогового учета, а также права для формирования отчетов подсистемы бухгалтерского и налогового учета.
  • Регламентированная отчетность - предоставляет права для использования регламентированной отчетности. Роль используется совместно с ролью "Отражение в регламентированном учете".
  • Право на защищенный документооборот с налоговыми органами - Роль предоставляет право на использование встроенного механизма информационного взаимодействия с ФНС по каналам связи. Роль назначается совместно с ролью "Регламентированная отчетность".
  • Учет НДС - предоставляет права к объектам подсистемы НДС, проведению регламентных операций по НДС и формированию отчетов по НДС.
  • Учет РБП - предоставляет права к учету расходов будущих периодов.


  • Администратор ККМ - предоставляет права на настройку касс ККМ и закрытие кассовой смены.
  • Использование торгового оборудования - назначается пользователю, если ему необходимо иметь возможность использовать торговое оборудование.
  • Настройка торгового оборудования - назначается пользователю, если ему необходимо иметь возможность настраивать торговое оборудование.
  • Оператор ККМ - предоставляет права на оформление документа по розничным продажам "Чек ККМ".




Административные

  • Администратор пользователей - предоставляет права для администрирования пользователей.
  • Полные права - предоставляет доступ ко всем объектам конфигурации и предназначена для выполнения сервисных операций:

    • обновление ИБ
    • удаление помеченных на удаление объектов
    • работа с журналом регистрации
    • и т.п.
    Не рекомендуется работать в системе на постоянной основе под ролью "Полные права", в том числе выполнять бизнес-операции.
  • Установка даты запрета изменения данных - назначается пользователю, если ему необходимо иметь возможность устанавливать дату запрета редактирования данных.
  • Право администрирования - назначается пользователю, если ему необходимо выполнять административные функции и работать монопольно.




Сервисные

  • Администрирование дополнительных форм и обработок - назначается пользователю, если ему необходимо редактировать справочник "Внешние обработки".
  • Администрирование сохраненных настроек - назначается пользователю, если ему необходимо управлять сохраненными настройками отчетов построенных на базе универсального.
  • Право внешнего подключения - назначается пользователю, если ему необходимо работать с информационной базой через внешнее соединение.
  • Право вывода информации - назначается пользователю, если ему необходимо иметь возможность выводить на печать печатные формы, копировать сформированные печатные формы в буфер обмена или сохранять их виде внешних файлов.
  • Право запуска внешних отчетов и обработок - назначается пользователю, если ему необходимо иметь возможность открывать внешние отчеты и обработки.
    Роль следует назначать только компетентным сотрудникам:
    Использование внешних отчетов или обработок может представлять угрозу безопасности данных системы в виде: разрушения (злонамеренного или из-за некомпетентности), несанкционированного доступа.
  • Право использования электронной почты - назначается пользователю, если ему необходимо работать со встроенной электронной почтой.
  • Просмотр движений документов - назначается пользователю, если ему необходимо смотреть движения документов (в управляемом приложении).
  • Просмотр структуры подчиненности - назначается пользователю, если ему необходимо смотреть структуру подчиненности документов (в управляемом приложении).

Также в конфигурации определена роль "Пользователь ". Эта роль дает доступ на вход в программу и назначается всем пользователям автоматически (при изменении ролей пользователей в режиме предприятия).

Собственники и управленцы принимают решение внедрять ERP, чтобы ИТ-система приносила бизнесу новые преимущества? давая несколько шагов вперед перед конкурентами, упрощала менеджмент и увеличивала прибыль. Поэтому мы не будем здесь цитировать терминологию, которая уже мало общего имеет с тенденциями развития рынка в условиях ИТ.

Так что же такое ERP нового поколения? Что нужно понимать сегодня об этом термине? - Вот на что мы хотим обратить ваше внимание.

Еще в 2013 году Gartner вводит новый термин: "постмодерновая ERP ". Которая представляет собой не монолитную систему, как у нас принято воспринимать ERP продукт, а информационное пространство интегрированных приложений, которое развивается и комплектуется по мере роста уровня и потребностей предприятия. Это некий синтез облачных сервисов, приложений на различных платформах, локальных систем и т.д., которые позволяют предприятию быть гибким, быстро внедрять новые продукты, использовать накопленные данные в сквозных процессах, внедрять лучшие предложения от разработчиков, обновлять свой портфель программного обеспечения (быстро менять "старое" на более продвинутый "новый" продукт), автоматизировать процессы пошагово, в соответствии с возможностями и потребностями.

Аналитики Gartner прогнозируют, что компании, которые не будут иметь постмодерновой стратегии развития, а будут продолжать использовать "монолитную структуру", ожидает рост уровня сложности системы, увеличение затрат, а главное - они не смогут поспевать перестраиваться так быстро, как это смогут делать их конкуренты, использующие интегрированные комплексы внешних приложений.

Трансформация на ERP нового поколения - вот вызов, который стоит сейчас перед бизнесом и IT компаниями.

Что мы можем предложить?

Внедрение, разработку и поддержку: в рамках вашей долгосрочной стратегии развития, последовательного, постепенного перехода и построения интегрированной ERP-системы нового поколения: вы сможете пошагово выстраивать ИТ-архитектуру с использованием интеграционной платформы, которая соответствует современным тенденциям и дает вам возможность быть "на шаг впереди".

Примеры внешних модулей, интегрируемых через IPaaS :

CRM (Small Business) - система для малого бизнеса. CRM как SaaS-сервис: просто, легко, доступно. MRP (Small Manufacture) - система для автоматизации процессов небольшого производства, работающих "под заказ". Atom.PharmDist: Аналитический сервис для фармацевтических компаний amoCRM - интегрированная CRM система. Эффективный лид менеджмент. Модуль интеграции 1С:Підприємство с Новой Почтой Модуль "Сервисное обслуживание"

Cloud ERP

Облачные ERP-системы позволяют компаниям:

  • сократить первоначальные затраты на разработку,
  • ускорить время развертываения и масштабирования
  • упрощения настроек, соответствующих их уникальным потребностям.

С облаком, бизнес может запускать ERP урезанной версией, - это значит что компании получают новейшие инновации автоматически, от новых функций для поддержки новейших правил.

Облачная ERP освобождает предприятия от негибкой и устойчивой к изменениям ERP прошлого. Больше не нужно ждать никаких дорогостящих обновлений, больше никаких рисков обновлений. Нет больше устаревшей ERP-системы.

Службы ИТ-поддержки минимизированы, поскольку облачный поставщик обрабатывает обновления, и обновляет. И облачная ERP-модель значительно упрощает совместное размещение или перенос данных в другую страну.

Интеграционная Платформа IPaaS: интеграция приложений c ERP системой.

Документация ERP 2 для Украины (бета-версия)

Официальная документация поставляется только при поставке программного продукта

Концепция и функциональные возможности ERP

Описание блоков функциональных возможностей. Концепция решеня. Функции ERP: описание и сравнительный анализ.

Клиенты

Сегодня в Украине крупные компании внедряют ERP:

Инструкции пользователя для BAS ERP Украина

Документация и пользовательские инструкции к продукту BAS ERP Украина

Инструкции ERP

Описание использование функционала для решения конкретных задач в системе. Пользовательские инструкции и кейсы.

Документация ERP

Официальная документация к продукту от вендора поставляется только при покупке продукта

Дополнительные модули к ERP

Дополнительные готовые модули, расширяющие функционал основного решения 1С:Підприємство ERP


© 2024
russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал