21.01.2022

Школа для инвестора. Как привлечь частные средства в сферу образования. Надо ли инвестировать именно в образование? Укажите основания инвестирования в информатизацию образования


Прочная база знаний - это главный шаг в направлении к успешной карьере и перспективе достойного заработка в будущем. Улучшить благосостояние без вложений как бы этого ни хотелось - невозможно. Однако не все инвестиции в образование окупаются и приносят желаемый результат. Как выгодно инвестировать деньги в образование, не упустив важнейших нюансов, рассмотрим детальнее.

Разумное инвестирование в обучение

Для начала разберемся с понятием "престижное образование". При его упоминании на ум приходят Гарвард, Стэнфорд или MBA. Неоспоримо эти учреждения и программы признаны международным образовательным комитетом лучшими. Однако вы наверняка удивитесь, узнав, что существуют ситуации, когда качественное образование мешает человеку устроиться на работу. Подобное явление называются сверхквалификацией. Чтобы с ней не столкнуться, нужно искать не престижные, а востребованные в месте вашего проживания специализации. К примеру, в городе, где вы живете, популярна профессия рядового программиста, а вы мечтаете о карьере разработчика, тогда лучше выбрать первый вариант. Зачастую, в такой ситуации люди предпочитают отучиться на разработчика в надежде на повышенную оплату. В итоге при больших затратах времени и денег на обучение, получают разочарования от неоправданных ожиданий и кучу дополнительных обязанностей за зарплату рядового специалиста. Иными словами не стоит делать инвестиции в будущую профессию, за которую работодатели не готовы переплачивать.

Когда инвестирование в образование стало осознанным и обдуманным пора проанализировать свои цели. Необходимо подкорректировать их по методике SMART и выбрать способы достижения.

Классическое образование предусматривает учебу в образовательном учреждении на родине или заграницей. Самостоятельное обучение также может быть успешным наравне с вузовским. Оно подходит для людей с отлаженной самоорганизацией и целеустремленностью. В качестве доступной альтернативы общепринятой обучающей системе можно выбрать учебу онлайн. В любом случае первоначально придется инвестировать в себя:

  • Время, затраченное на получение базовых знаний;
  • Силы, для усердного долгосрочного обучения;
  • Деньги, потраченные на занятия.

Кроме платы за обучение под расходами подразумевается и упущенная в этот период зарплата. Статистические подсчеты показывают, что она возмещается в срок до 5 лет в виде повышенного дохода в будущем.

Все вышеперечисленные факторы должны быть в достаточном количестве. Тогда человек может рассчитывать на эффективный старт и конкурентоспособность на рынке труда. При нехватке одного из пунктов риск выкинуть деньги на ветер увеличивается.

Параллельно мы инвестируем в эти выгодные программы:

5 причин инвестировать в образование

Авторы популярного американского учебника по экономике утверждают, что инвестиции в образование - главное первоначальное . Ведь вклады в учебу увеличивают продуктивность, а процесс обучения способствует закреплению теории вкупе с практикой. Люди с качественным образованием оперативно реагируют на изменения в передовых технологиях, поэтому больше получают и быстрее окупают вложения.

Выделяют 5 причин, почему люди стремятся сделать инвестиции в себя:

  1. Самореализоваться - раскрыть свои способности в полной мере;
  2. Стать финансово-независимым;
  3. Подстраховаться от непредвиденных ситуаций;
  4. Накопить сбережения для старости;
  5. Улучшить благосостояние семьи или родственников.

Инвестиции в обучение зарубежом

Иностранная система образования в корне разнится с российской. Студенты много времени уделяют кейсам - проигрыванию различных ситуаций в игровой форме, теория же отложена на самостоятельное изучение. Также будущие эксперты проходят длительную стажировку, где имеют шанс завязать выгодные связи и получить работу в престижной компании. Стоимость образования в США начинается от 15000$ за год обучения. По аналитическим подсчетам средний срок окупаемости таких инвестиций в себя составляет 3 года.

При выборе образовательного учреждения заграницей нужно понимать, что престижный диплом это не панацея. Важно и то, какой специалитет вы выбрали. По статистике люди с математическим, инженерным и техническим уклоном более востребованы и получают доход выше своих коллег гуманитариев.

MBA

Отдельно стоит рассмотреть инвестиции в MBA. Многие работодатели отдают предпочтение выпускникам бизнес-школ, рассчитывая, что сотрудники применят опыт и методики, полученные у зарубежных коллег в их компании. Согласно рейтингу аналитических агентств люди с МВА получают зарплату выше на 25%. Обучение в MBA особенно ценится в сфере банковского управления, госслужбе и HR.

Стоимость программы длительностью 1,5-2 года варьирует в нескольких ценовых категориях, которые представлены в таблице ниже:

Стоимость обучения в МВА в ценовой градации
Верхний сегмент 550000-600000 руб.
Средний сегмент 450000-550000 руб.
Нижний сегмент от 400000 руб.

Если взять за основу эти цифры и учесть, что средняя зарплата финансового директора или рядового топ-менеджера 100000 руб., то инвестиции в свое будущее окупятся через 4 года.

Инвестиции в российское образование

Исследования показывают, что закладывая инвестиции в себя до 30 лет можно рассчитывать на повышение зарплаты к 50 годам в 2,5 раза. Рентабельность вложений составит 8% в год, тот же эффект дает и дополнительное образование. Однако некоторые образовательные программы окупаются уже в первый год работы. Они направлены на подготовку востребованных высокооплачиваемых специалистов в IT и юридической сфере.

В целом окупаемость инвестиций в российское обучение занимает больше времени, чем в зарубежное. Это связано с маленьким уровнем зарплат по сравнению с развитыми странами. При этом стоимость обучения в РФ лишь немногим ниже, чем заграницей.

Наиболее популярными российскими вузами для инвестирования в себя считаются: МФТИ, МГУ имени М.В. Ломоносова, РГУ нефти и газа, МГТУ имени Н.Э. Баумана.

Инвестиции в самообразование

В любом начинании первый шаг самый трудный. Так и в самообразовании, чтобы понять с чего начать, проанализируйте деятельность людей, достигших успехов в желаемой вами области. Для достоверности картины среди кандидатов стоит отсеивать людей, добившихся общественного признания с помощью влиятельных родственников. Далее определите, благодаря каким качествам и знаниям человек получил статус эксперта. В итоге получится список тех дисциплин и вопросов, которым стоит уделить особое внимание. Кроме самостоятельного изучения учебных материалов, технология самообразования основывается на следующих элементах обучения:

  • Вебинары;
  • Научные конференции;
  • Неформальное общение с экспертами;
  • Практика и свободные эксперименты.

Особое внимание нужно направить на общение с экспертами. Теория - это базовая часть, но она кардинально разнится с практикой и человек, застрявший на ее изучении, рискует застопориться и долго стоять на одном месте.

Для успешного закрепления материала важно получать знания систематически, не допуская долгих перерывов и сбоев в обучении. Лучше заниматься понемногу ежедневно, чем сразу перегружать мозг кучей информации, а потом неделю отдыхать. Повторяйте пройденный материал спустя 2 недели и через месяц. При этом пройдитесь по ключевым моментам, освежите их в памяти.

Прочие виды инвестиций

В потоке профессиональных знаний важно не упустить из виду и приобретение косвенных навыков, которые также потребуют дополнительного инвестирования в образование. К ним относятся:

  • Знание иностранного языка. Владение хотя бы английским языком на среднем уровне расширяет карьерные перспективы, а для ряда профессий является обязательным условием. Наиболее востребованными языками считаются английский, французский и немецкий. Доплата специалисту за знание в среднем составляет 200$.
  • Владение компьютером. Компьютерная глобализация требует от людей знания информационных технологий на высоком уровне, т.к. они упрощают и ускоряют работу во многих сферах;
  • Водительские права. Стоит признать, что умение водить автомобиль повышает шансы человека заполучить более высокооплачиваемую должность.

Подытоживая все вышесказанное, хочется отметить, что инвестиции в будущее обучение это важный шаг в направлении стабильного благосостояния. Конечно, полноценную обучающую базу нельзя назвать панацеей, но она открывает широкие горизонты для самореализации, а также позволяет стартовать с более высокой ступени карьерной лестницы. Однако окупаемость вложений в конечном итоге зависит от того, насколько продуктивно человек распорядится полученным капиталом знаний.

Похожие записи

Инвестиции в систему образования в РФ

Благодаря идеям, заложенным в теории человеческого капитала, изменилось отношение общества к вложениям в человека. В этих вложениях научились видеть инвестиции, обеспечивающие не только производственный эффект, но и выгоды для самого человека.

Наращивание инвестиций в образование является важной задачей современного российского государства, от которой может реально зависеть его будущее. По эффективности образования Россия в третьем десятке, 50 лет назад была в первой тройке. В конце прошлого года В.В. Путин подчеркнул, что сегодняшние инвестиции в образование завтра станут нашим конкурентным преимуществом.

В сфере образования особое внимание будет уделено созданию сети национальных исследовательских университетов, внедрению современных моделей дошкольного образования, повышению квалификации школьных учителей. Если мы хотим поднимать человеческий потенциал страны, то основные усилия государства должны быть направлены на развитие образования. Это эффективно с социальной точки зрения и с экономической, ибо давно уже проведены исследования: в долгосрочной перспективе, именно инвестиции в образование определяют экономическую и социальную эффективность общества. Рассмотрим, в какой мере инвестиционная политика современного российского государства соответствует задачам инвестирования в человеческий потенциал. Разделим проблему на 4 аспекта: бюджетные инвестиции, налоговый режим для системы образования, образовательные займы и образовательные гранты.

Бюджетные инвестиции

Как известно, образование объявлено у нас приоритетным национальным проектом, что, увы, не вполне подтверждается практикой. Посмотрим на бюджет 2006 года. В 2006 году федеральный бюджет увеличился на 40%, бюджет по разделу «Образование» - на 26%. В этих условиях трудно говорить о приоритетности. В прошлом году рост расходов на здравоохранение был около 70%.

В 2007 году, ситуация лучше. Если бюджет в среднем вырастет примерно на 28%, то бюджет образования, за вычетом тех статей, которые перенесены из других разделов бюджета и не могут считаться реальным увеличением расходов, примерно 32%. То есть, в этом году бюджет образования растёт быстрее, чем бюджет страны в целом. Это позитивный шаг, хотя явно недостаточный.

Налоговый режим для системы образования

Образование, как некоммерческий сектор, повсеместно в мире либо налогов не платит, либо пользуется широким спектром налоговых льгот.

Южная Корея. Государственные учебные заведения налогов не платят вовсе, негосударственные - не платят налоги в части реинвестируемой в образовательный процесс. Такое же положение нами было подготовлено в Закон об образовании в 1992 году, там касалось всех учебных заведений.

США. Система образования не платит налогов от основной деятельности. Если формируются побочные, коммерческие проекты, тогда с доходов от этих проектов берутся налоги.

Великобритания. Государственные учебные заведения налогов не платят. Негосударственные учебные заведения не платят, если они существуют как бесприбыльные организации.

Налоговая политика нашего правительства по отношению к системе образования противоречит заявленной задаче повышения его качества. Социологи говорят, что в среднем в России бюджетное образование остаётся более качественным. Хотя бы потому, что там существует конкурсный отбор. Поэтому, когда государство сокращает бюджетные места, оно соответственно наносит вред качеству образования. Точно так же и в отношении налоговой политики. Если государство вводит налоги на землю и имущество, то оно экономически наказывает те негосударственные вузы, которые создают собственную материальную базу и, в то же время, критикует их за то, что они этого не делают. И наоборот, те, кто не создают материально-техническую базу и не проводят кадровой политики, от такой налоговой политики не страдают.

Если мы хотим отвечать общемировым тенденциям образовательной политики, нам придётся рано или поздно возвращаться к системе налоговых льгот. Другого варианта просто нет. Отсутствие налоговых льгот приводит к повышению платы за обучение.

Система государственных займов - один из механизмов, который широко используется в государствах, преимущественно с либеральной моделью экономики, для выравнивания возможностей в системе образования. Если страны с социальной моделью экономики, как правило, исходят из сохранения бюджетных мест для студентов (Германия - бюджетные места далеко за 90%, Франция - 80%), либо, как Бельгия, идут путём общедоступного высшего образования с номинальной платой за обучение (одна минимальная зарплата в год), остальное компенсирует государство.

Ставка по образовательным кредитам в США равна ставке рефинансирования федеральной резервной системы (около 4% в год).

В Великобритании сохранена часть бюджетных мест (35%-40%), они предоставляются студентам из семей с низкими доходами, с другой стороны - кредит под низкий процент и, он тем ниже, чем ниже уровень доходов семьи. И кредит возвращается, когда выпускник начинает получать зарплату определённого уровня. Только тогда, когда ты начинаешь получать достаточно высокую заработную плату, ты начинаешь возвращать образовательный кредит.

Идея образовательного кредита была заложена в первую редакцию Закона об образовании РФ 1992 года. После этого правительство добилось того, что эта идея из закона была исключена. Мотивировка - это невозможно отследить, у нас полный хаос, банки не смогут отслеживать и т. д. Сейчас правительством объявлен эксперимент по образовательным кредитам, он буде продолжаться около 3-х лет. Пока под 17%-19%. Понятно, что такой кредит для большинства граждан страны недоступен. А тот, кто способен его взять, способен и сам оплатить обучение.

Во всех развитых странах инвестиции в образование - одно из наиболее эффективных мероприятий как с точки зрения самого человека, так и общества в целом. В России образование долгое время было бесплатным для обучающегося. Сегодня, когда и коммерческие, и государственные вузы предоставляют возможность учиться на платной основе, человек может принимать активное участие в формировании своего человеческого капитала, в который он и вкладывает деньги, платя за получаемое образование.

Отметим еще один важный и принципиальный момент: кроме материального выигрыша повышение уровня образования человека часто дает ему количественно слабо измеримые, но важные преимущества в виде улучшения условий труда, досуга и потребительского выбора. Кроме того, человек получает более широкий доступ к интересной, приятной и перспективной работе. Обязательно нужно отметить также повышение престижа в обществе и возможность получения удовлетворения от самореализации.

Во всем мире заработная плата рассматривается в качестве мерила уважения, с которым общество относится к конкретной профессии. Согласно результатам исследований ученых разных стран, 60% разницы в доходах людей приходится на образование, а 40% - на все остальные факторы (здоровье, природные способности, социальное происхождение). Поэтому, вкладывая средства в высшее образование, человек в первую очередь определяет свое будущее.

Вкладывая в образование, страна вкладывает в свое будущее. Вот уже третий год лучшие школы и вузы, талантливая молодежь, учителя получают мощную финансовую поддержку в рамках приоритетного национального проекта. Уже более 10 тысяч школьников, студентов и аспирантов - победителей различных соревнований, олимпиад и конкурсов - государство поддержало солидными "вливаниями" - по 60 и 30 тысяч рублей.

Одним из вариантов инвестирования может быть вложение денег в обучение персонала. Но, перед тем как выбирать учебную программу для своих работников, стоит оценить: нет ли в настоящий момент каких-нибудь более удобных инвестиционных средств, быстрее приводящих к заданной цели? Например, можно вложить деньги в обучение и ожидать прибыли через Х лет. Другой вариант — продать нынешний бизнес и вложить деньги в более прибыльный. Можно также использовать свободные средства не на обучение, а на скупку активов для расширения.Однако кроме прагматичного подхода, существуют и другие. Собственника может не волновать, в какой срок окупятся потраченные деньги. Приглашение модного тренера это, зачастую, вопрос амбиций. Хочется быть «не хуже других». У отдельных бизнесменов, слова: «коучинг», «тимбилдинг», «тайм-менеджмент» ассоциируются с волшебной пилюлей, способной исправить все недостатки менеджмента. В последнем случае, инвестирования не происходит. Налицо обычная трата денег на покупку элементов престижа, чувства защищенности и прочих благ. Теперь вспомним о теории сравнительной эффективности капитальных вложений. Согласно ей, при выборе из нескольких вариантов, реализации подлежит тот, который обеспечит минимальные затраты, максимальную прибыль, либо максимум накопленного эффекта (за период реализации инвестиционного проекта). В случае инвестирования в образование, затраты вряд ли могут быть минимальными, а прибыль максимальной. Наибольший интерес представляет такой показатель, как комплексный эффект, который может быть накоплен в ходе реализации образовательного проекта.

Принципы расчета рентабельности инвестиций в образование.

Расходы:

1. Необходимо учитывать не только прямые денежные затраты, но и косвенные: стоимость аренды помещений, рабочего времени сотрудников, командировочные и т.д.

2. Очевидно, что при обучении людей имеет смысл опираться на какой-то базовый уровень знаний и навыков, который у них уже есть. Но, многие коллективы представляют собой «сборную солянку». Сотрудники оканчивали ВУЗы с разным уровнем преподавания, имеют различный опыт предшествующей работы. Имеет смысл провести аудит имеющихся знаний, чтобы составить программу занятий, максимально приближенную к нуждам конкретного предприятия. Проведение такого аудита требует некоторых расходов.

3. Одной из главных задач собственника, становится удержание людей, в обучение которых вложены деньги, что влечет за собой дополнительные траты. Тратиться приходится на проведение корпоративных праздников, подарки, премии, служебное жильё и т.д. – всё, что повышает лояльность и препятствует увольнению сотрудников. В итоге, может оказаться, что вместо обучения работников, дешевле будет уволить некоторых из них и взять на их место новых.

Доходы:

Большинство методов подсчета основывается на измерении отдельных параметров до обучения и после него. Параметрами могут служить объемы продаж, среднее время, затраченное на одну операцию, количество жалоб и т.д. Они могут выражаться в разной форме – в единицах, долях, процентах. Измерения проводятся в период до обучения и через некоторое время после него. Разница между параметрами считается эффектом от обучения и экстраполируется на весь год. Ее можно выразить в денежном эквиваленте и использовать при расчёте финансовых показателей. Такой подход к делу имеет массу недостатков:

1. Изменение показателей может быть вызвано другими причинами кроме обучения. В осеннее и зимнее время, а также после праздников у людей снижается работоспособность. Увольнение или, наоборот, появление нового негласного лидера может повлиять на показатели целой группы людей, которые его окружают. Если добавить к этому сезонность спроса и предложения, характерную для многих видов бизнеса, то выявить влияние обучения в чистом виде непросто.

2. Положительный эффект может продержаться короткий период, а потом, сойти на нет. Экстраполяция на весь год не всегда обоснованна.

3. В период после обучения может снизиться «текучесть» кадров, повыситься скорость взаимодействия между отделами. Соответствующий экономический эффект с трудом поддается количественной оценке.

4. В крупных российских компаниях практикуется «каскадный» способ передачи знаний. Его суть в том, что сначала топ-менеджеры проходят дорогое и высококачественное обучение (обычно в странах Европы или США), затем они передают свои знания менеджерам среднего звена, а те, в свою очередь, персоналу более низких уровней или региональным менеджерам. При многократной передаче знаний «по цепочке», дополненной приглашением сторонних тренеров, очень трудно вычислить на каком именно этапе проявился экономических эффект. Также трудно просчитать этот эффект заранее: он «размазан» во времени, неопределенность при его подсчете усиливается на каждом следующем этапе передачи информации.

5. Методы сравнения параметров «до» и «после» требуют проведения пробных курсов или тренингов. Трудно рассчитать параметр «после» теоретически. По причине неубедительности подобных вычислений часть экспертов считает, что достоверно рассчитать эффективность корпоративного образования невозможно.

Елена Гордеева, директор по персоналу группы «АльфаСтрахование» в интервью на сайте E-xecutive (июнь 2007) отметила:

«…Я не стала бы считать экономический эффект. Как математик по образованию я не вижу перспектив даже в попытках определить эти закономерности. Мы просто решили, что будем заниматься обучением и развитием персонала, и далеко не все результаты можно оценить экономически».

Почему же руководители огромного количества фирм всё-таки принимают решение об обучении сотрудников?

Мотивы принятия решений об обучении сотрудников.

1. Недостаток квалифицированных работников

Основным мотивом является недостаток на рынке труда специалистов с нужной квалификацией и наличие сложностей в усвоении ими внутренних требований, принятии идеологии компании. Если специалистов не хватает, то их зарплатные ожидания чрезвычайно высоки, подбор нужного человека может тянуться месяцами, на адаптацию нового сотрудника тратится время, а в итоге его лояльность компании может оказаться минимальной. Поэтому фирмам приходится самим заниматься подготовкой кадров. То есть, отбирать перспективных выпускников ВУЗов, обучать и прививать им уважение к корпоративным ценностям. Выпускники, подготовленные по академическим программам, не могут быстро приступить к эффективной работе. Первое время они не приносят прибыли работодателю. Однако позже, за счёт того, что подготовка ведётся в соответствии с нуждами конкретной фирмы, такие сотрудники более лояльны и работают эффективнее, чем пришедшие с других мест работы. Недостаточное количество профессионалов на рынке труда, может быть следствием многих причин. Одна из них – смена эпох. Вспомним обстановку советских магазинов времён дефицита. Продавцы чувствуют себя элитой, покупатели – просителями. Но наступили новые времена. Владельцы магазинов стали бороться за посетителей, вводить западные стандарты обслуживания, переучивать персонал. Нередко выяснялось, что проще набирать молодых вежливых девушек и учить их «с нуля», чем менять стереотипы опытных продавцов. Неумение специалистов «старой закалки» пользоваться современным оборудованием, несоблюдение ими стандартов и технологий и нежелание менять отношение к работе, послужили толчком к созданию первых корпоративных университетов для обучения молодых перспективных специалистов. Впервые на российском рынке корпоративный университет появился у компании «Вымпелком», это произошло в начале 1999 года. Позже и другие организации включились в процесс создания собственных учебных центров.

«… наши затраты на рекрутинг менеджеров такого уровня были бы намного выше, чем затраты на университет».

Вице-президент, директор по управлению персоналом ЗАО «ЮКОС РМ» Юлия Анохина. (Газета «Нефтяная параллель», 13 августа 2002 года.)

«…Не секрет, что во многих подразделениях Компании средний возраст персонала более чем солидный, необходимо проводить омоложение коллективов. Вместе с тем качество подготовки кадров оставляет желать лучшего. В связи с этим была пересмотрена программа подготовки кадрового резерва…»

2. Сотрудники как главный актив успешной компании.

Бурное развитие сферы высоких технологий и информационный бум последних двух десятилетий, привели к тому, что любые технические новинки не могут долго гарантировать конкурентное преимущество. Если новый продукт пользуется спросом, конкуренты быстро создают подобный. В итоге, самым долгосрочным конкурентным преимуществом компаний являются их сотрудники. То, на чьей стороне окажется очередная «светлая голова», является решающим фактором в борьбе за доли рынка. Работа менеджера по персоналу становится всё более ответственной. Пытаясь первыми заполучить талантливую молодёжь, менеджеры используют массу ухищрений. Например, за рубежом распространена такая практика: неформальная плата профессорам школ МБА, за предоставление данных о наиболее перспективных выпускниках ещё до официального окончания учёбы. 3. Обучение сотрудников, как средство обеспечить единые стандарты работы всех подразделений компании. Нередко, при слиянии нескольких компаний, менеджмент оказывается неэффективным и непрозрачным. Подобная проблема возникает при наличии сети филиалов в регионах, когда работа головного и региональных офисов строится несогласованно. В результате, масса усилий и ресурсов оказывается бесполезно растраченными, как в басне Крылова о лебеде, раке и щуке. В ходе обучения, единые стандарты могут быть введены и отработаны на всех уровнях управления компанией. 4. Обучающая структура в составе компании, как средство привлечения инвестиций. Собственный корпоративный университет может быть одним из инструментов для привлечения иностранного капитала. Зарубежные инвесторы обращают большое внимание на прозрачность управления бизнесом и гарантии его стабильности. Результат корпоративного обучения — наличие единых внутренних стандартов в управлении персоналом — обеспечивает необходимую степень прозрачности менеджмента. Имеет смысл сделать небольшое отступление. Компания «ЮКОС» сумела наладить качественное обучение менеджеров и привлечь зарубежных инвесторов, но это не спасло её от краха. Крупная американская компания «Enron», потерпела банкротство, имея в своем составе массу специалистов с дипломами МБА. Системы обучения в бизнес-школах всё чаще подвергаются критике. Например, со стороны таких зарубежных профессоров, как Генри Минцберг, Сумантра Гошал, Джефри Преффер.

Степень рискованности при инвестициях в образование.

Само по себе наличие обученных менеджеров – ещё не гарантия процветания, если руководство допустило стратегические ошибки, или образование не было качественным. Инвестиции в образование являются долгосрочными, поэтому высокорискованными. Реалии же российского бизнеса таковы, что решения законодательных органов можно приравнять к форс-мажорным обстоятельствам, а рейдерство – повседневное явление. Помимо прочего, у таких инвестиций чрезвычайно низкая ликвидность. Деньги, потраченные на подготовку квалифицированных специалистов, невозможно вернуть в случае их увольнения.

Практика образования сотрудников в Российских компаниях.

В России активное развитие бизнеса началось в постсоветский период, поэтому большая часть обучающих программ заимствована из практики бизнес-школ Европы и США, где образованию сотрудников придаётся очень большое значение. В настоящее время свыше 2000 западных компаний имеют собственные учебные заведения. Ведущие американские фирмы обучают практически весь свой персонал. В крупных корпорациях существуют специальные должности: CKO (Chief Knowledge Officer) — главный специалист по знаниям и CLO (Chief Learning Officer) — главный специалист по обучению. В России более 30 крупных компаний создали корпоративные университеты. Значительное число организаций с числом работников более тысячи имеют собственные отделы обучения. Многие собственники не организуют учебных отделов в своих фирмах, но регулярно посылают сотрудников на открытые тренинги, курсы или конференции. Относительно небольшое число работодателей (около 2%) старается нанять топ-менеджеров с дипломами МБА. На наличие этой степени обращают внимание около 20% собственников, кое-кто даже готов оплачивать своим менеджерам её получение. Постепенно, всё большую популярность приобретают программы дистанционного образования, которые позволяют заниматься самостоятельно, получая доступ к учебным материалам через сеть Интернет. Возможности дистанционного обучения используют как крупные компании, так и частные лица. Ведь результат (при добросовестном отношении к делу) бывает очень неплохим, сочетаясь с относительно невысокой стоимостью учебного пакета. Например, цена за полный комплекс дистанционного курса по программе MBA – около 100 тыс. рублей. Стоимость аналогичного курса обучения при традиционном методе занятий в несколько раз выше (есть ещё плюс – не приходится тратить время, чтобы добраться до места, где проходят занятия). Небольшие фирмы, помимо отправки сотрудников на открытые тренинги и конференции, практикуют такие малобюджетные способы обучения, как:

Участие всех сотрудников в ведении корпоративного блога.

Компенсация сотрудникам средств на покупку литературы по профессиональной тематике, или организация мини-библиотеки.

Семинары в кругу работников фирмы, когда люди поочерёдно готовят доклады на актуальные темы и представляют их коллегам.

Стоит также упомянуть, что во многих городах существуют профессиональные клубы, где за небольшую входную плату можно пообщаться с коллегами. Таким образом, не приходится говорить о том, каковы затраты на «среднее» образование. Его стоимость может варьировать от десятков миллионов долларов (для создания корпоративного университета), до десятков тысяч рублей (стоимость рабочего времени сотрудников, при «малобюджетных» способах обучения). Всё зависит от масштабов бизнеса, его стратегических целей и уже существующей кадровой и материальной базы.

Эффективность обучения

Постскриптум

Сорокина Галина Внимание!. Копирование материала разрешено с обязательным указанием гиперссылки на https://сайт

Применение технологий в образовании, или EdTech, - одно из самых интенсивно развивающихся направлений на рынке технологических компаний. По оценке американской исследовательской компании Metaari, в прошлом году инвестиции в EdTech-компании в мире выросли на 30% до рекордных $9,5 млрд. В общей сложности за 2017 год финансирование привлекли 813 компаний - этот показатель также стал рекордным.

Этот рынок стал расти очень быстро именно в последние несколько лет. С 1997 года компании, занимающиеся образовательными технологиями, привлеки инвестиции на $37,8 млрд, и 62% этих инвестиций приходятся на период с 2015 по 2017 годы. Еще в 2016 году генеральный директор британской компании Knowledgemotion Дэвид Бейнбридж опубликовал статью под названием «Edtech - это следующий Fintech», тем самым сравнив образовательные технологии с одним из самых популярных современных направлений - финансовыми технологиями. По прогнозам Бейнбриджа, уже к 2020 году инвестиции в EdTech достигнут $252 млрд.

Образовательные технологии и правда становятся все более привлекательными для инвесторов. Так, в апреле индийская платформа Embibe, использующая искусственный интеллект в образовании, привлекала $180 млн. В январе 2018 инвестфонды Warburg и Genesis Capital инвестировали в китайскую образовательную онлайн-платформу Zhangmen $120 млн. В июне прошлого года очередной раунд финансирования провела известная платформа онлайн-курсов Coursera - тогда она привлекла $64 млн, а в общей сложности инвестиции в сервис составили уже $2,12 млрд. Один из последних примеров - в середине мая британская EdTech-компания Fuse Universal, разработавшая образовательную платформу, которой пользуются для обучения сотрудников многие компании, в том числе Merck и EY, привлекла $30 млн.

EdTech в России

Довольно активно развиваются образовательные технологии и в России - российские стартапы, работающие в этой сфере, также привлекают инвестиции, хотя объемы и несравнимы с американскими или китайскими. Так, онлайн-школа английского языка Skyeng в январе привлекла финансирование от инвестфонда Baring Vostok (размеры инвестиций не раскрывались). В декабре прошлого года компания Sistema VC во второй раз инвестировала в образовательный VR/AR-стартап MEL Science, в 2016 году она уже вложила в него $2,5 млн. Также в 2016 году одна из крупнейших технологических компаний России Mail.Ru Group инвестировала в образовательный портал для программистов GeekBrains.

Согласно опубликованному в прошлом году масштабному исследованию российского рынка онлайн-образования и EdTech, подготовленному компаниями «Нетология» и EWDN, в целом российский образовательный рынок, который уже составляет 1,8 трлн рублей, будет в ближайшие годы расти в среднем на 17–25% в год. В 2016 году рынок онлайн-образования составил 20,7 млрд рублей, а к 2021 году его объем вырастет более чем в два с половиной раза - до 53,3 млрд рублей.

По мнению инвестиционного директора государственного фонда «Российская венчурная компания» (РВК) Алексея Басова, рынок EdTech в России развивается активно и действительно становится все более популярным среди инвесторов. «Долгое время образование оставалось сегментом рынка, заметно обделенным частными инвестициями… Однако в последние годы мы наблюдаем энергичное развитие EdTech и появление целого ряда успешных российских компаний в этой сфере, с выручкой в сотни миллионов рублей и более», - отмечет он.

По словам Басова, сейчас на образовательном рынке можно насчитать не менее сотни успешных стартапов, которые входят в портфели многих частных фондов, а также фондов с участием государственного капитала. Среди успешных российских компаний этой сферы он назвал платформу «Дневник.ру» и систему контроля обучения Maximum Education.

Самые перспективные

Аналитики видят наметившееся изменение направления инвестиций в этой сфере - привлекательными становятся наиболее «технологические» из EdTech-компаний. Так, EdTech-компании, занимающиеся разработками, связанными с искусственным интеллектом, в прошлом году привлекли $1,7 млрд.

По мнению многих экспертов, все более важной тенденцией становится необходимость стандартизации EdTech-продуктов. Этот пункт особенно важен именно с точки зрения инвесторов - ведь до тех пор, пока речь идет о единичном решении, бизнес остается сложно масштабируемым и не может расти. «Нам нужно больше инноваций в EdTech, и для того, чтобы это могло стать бизнес-моделью, EdTech-компании должны иметь довольно стандартизированные продукты, которые не нужно слишком сильно подстраивать под нового клиента», - считает Мортен Амструп, генеральный директор датской организации EdTech Denmark, целью которой является создание сети, связывающей образование и технологические компании.

Также, по оценке экспертов, в ближайшее время сохранится довольно высокий интерес к массовым открытым онлайн-курсам, будет продолжать расти стремление применять в образовании технологии дополненной и виртуальной реальности, будет повышаться доступность образовательных технологий, а также сохранится интерес к использованию технологий для формирования так называемых soft skills - неспециализированных, «гибких», но важных для карьеры навыков, например, коммуникативных.

Сложно, но можно

Безусловно, вкладывать деньги в образовательные технологии - не самый простой вариант для инвестора. В этой сфере нужно очень пристально следить за тенденциями и по возможности прогнозировать, какие направления смогут «взлететь» в будущем. Пока что большинство EdTech-компаний - это лишь небольшие стартапы. Кому из них удастся расшириться и выпустить на рынок приносящие прибыль продукты, понять на этом этапе сложно.

Это перспективный, но сложный рынок, так как услуги, связанные с образованием, обычно дороги, сложны и продолжительны. Одна из основных сложностей для инвестора состоит в том, что ему очень трудно понять, действительно ли тот или иной сервис является качественным и перспективным. В этой сфере это намного сложнее, чем, например, в случае с онлайн-сервисами заказа такси или доставки еды.

«Стартапам сложно сделать хороший продукт, а инвесторам - отличить качественный сервис от некачественного. Все приложения доставки еды действительно привезут клиенту пиццу, и требуется десяток заказов за неделю, чтобы составить компетентное мнение об уровне сервиса. Но на примере подготовки разработчиков мы видим, что далеко не все модные образовательные стартапы действительно учат программированию, и совершенно непонятно, как это может оценить сторонний инвестор», - отмечает директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александр Горный. По его мнению, лучший совет для инвесторов - вкладывайте в то, что хорошо понимаете.

Наличие сложностей, однако, не означает, что в EdTech не стоит инвестировать. Если инвестору удастся не промахнуться с командой и правильной бизнес-моделью, любой доллар, вложенный в EdTech, отобьется в десятки и более раз, считает управляющий партнер венчурного фонда Genesis Technology Capital Максим Шеховцов.

Так, одним из самых перспективных направлений с точки зрения инвестирования в EdTech остается изучение языков. По некоторым оценкам, рынок репетиторов достигает 100 млрд рублей в России и более $180 млрд в мире в год. Пока что этот рынок лишь на 1-2% перешел в интернет, но, по мнению Шеховцева, через некоторое время изучение языка перейдет в онлайн-формат на 60%, так что потенциал здесь огромен.

«На мой взгляд, языковые курсы уже «случились», но, несмотря на это, потенциал у это сегмента еще есть», - считает и Тимур Боридко из Inventure Partners. По его мнению, интересным выглядит сегмент обучения компьютерным играм - среди игроков есть очень увлеченная публика, которая готова к дистанционному формату обучения. Учитывая степень проникновения интернета в этой области, у создателя такого сервиса не будет географических ограничений, он сможет работать с игроками из разных регионов мира.

На что обратить внимание

Боридко дает два совета инвесторам, которые хотят вкладывать деньги в EdTech: во-первых, уделять основное внимание качеству контента, потому что именно в этой сфере он имеет решающие значение, во-вторых, оценивать не только количественные показатели, но и то, как основатели стартапа взаимодействуют между собой и с коллективом, так как в случае с развивающимся бизнесом команда - один из важнейших факторов.

Алексей Басов из РВК считает, что инвесторы могут сконцентрировать свое внимание на сервисах, решающих наиболее массовые и легко монетизируемые задачи, такие как подготовка к поступлению в учебные заведения, повышение профессиональной квалификации и переподготовка, развитие soft skills, компенсация недостатков базового государственного образования, углубленное развитие языковых и других бизнес-компетенций.

По его мнению, пока этот рынок не вступил в фазу консолидации, так что вариантов продуктов и бизнес-решений тут почти неограниченное количество, но затем, на этапе консолидации, придет время супер-игроков. «Это логика развития почти любого рынка, и для сегодняшних инвесторов она означает достойные шансы на лидерство или выход через стратега», - считает Басов.

Так что несмотря на сложности, инвестировать в образовательные технологии стоит - с развитием технологий и все большей заинтересованностью людей, особенно молодежи, в цифровых сервисах, эта сфера просто не может не развиваться быстро. Сейчас рынок EdTech находится на раннем этапе своего развития, и это дает большие возможности для инвесторов, которые могут вложить деньги в пока малоизвестные и не слишком дорогие компании.

Сегодня одной из важных задач для каждого члена социума является конкурентоспособность на рынке труда. Над тем, чтобы оставаться востребованным, приходится постоянно работать. И дело не столько в большом количестве специалистов в конкретных секторах, сколько в динамике требований работодателей.
Чтобы получить престижную работу, современный соискатель должен иметь профильное образование, специальные навыки, желательно – уникальный опыт. Также во многих сферах требуется знание как минимум одного иностранного языка на уровне свободного общения. Основы для подобных личных достижений закладываются на школьной скамье.

Инвестиции в образование

Практика показывает, что вложение средств в образование своих детей является самым выгодным инвестиционным инструментом. Финансовый показатель здесь напрямую влияет на увеличение капитала знаний. Последний играет немалую роль в формировании финансовой стабильности члена общества. Инвестиции родителей в образование детей приводят к увеличению денежного капитала последних.

То есть, вкладывая средства в обучение, вы даете своим детям финансовый инструмент пролонгированного действия. Наличными средствами можно воспользоваться разово (и, как это часто бывает, неудачно). Капитал знаний же обеспечит выросшего ребенка источниками постоянного активного и пассивного дохода на многие годы.

Подтвержденное соответствующим дипломом, сертификатами и т.п., свидетельствует о наличии у молодого специалиста прочных познаний в конкретной области деятельности, практического опыта. Это существенно увеличивает его шанс на занятие достойной должности. Последняя обеспечит специалиста высокой зарплатой. Увеличение дохода приведет к повышению качества жизни. Стоит отметить, что размеры прибыли от некогда вложенного капитала не ограничены. Здесь все зависит только от желаний, стремлений, способностей и мотивации молодого специалиста.

Выбор инструментов инвестирования

Любой инвестиционный процесс предусматривает использование соответствующих инструментов. Их выбор – одна из самых сложных задач современных родителей. Каждому предстоит определиться с тем, когда начинать инвестировать в образование ребенка и какие методы для этого использовать.

Вложение капитала может начаться на . Также инвестиции в образование подразумевают получение базовой и второй специальности, повышение квалификации, изучение иностранных языков, прохождение профильных курсов. Желаемые знания ребенок может получить за границей. Обучение в Европе, других странах приобретает все большую популярность. Инвестиции в зарубежное образование открывают перед ребенком двери на мировой рынок труда, являются прочной стартовой ступенью будущей успешной карьеры.


© 2024
russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал