30.06.2024

Российские стандарты бухгалтерского учета. Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" Стандарты по бухг


Важная информация из Минфина Росии для всех бухгалтеров. Чиновники утвердили новую программу разработки федеральных стандартов бухучета на 2018-2019 годы и отложили начало действия некоторых уже утвержденных стандартов на несколько лет. Так, стандарт «Основные средства» станет обязательным только в 2020 году.

Что случилось?

Минфин России издал приказ от 7 июня 2017 г. № 85н , которым утвердил новую программу разработки федеральных стандартов бухучета на 2018-2019 годы. Прежняя программа на 2016-2018 годы утратила силу. Фактически, чиновники пересмотрели сроки вступления в силу основных федеральных стандартов бухгалтерского учета.

Новые сроки для введения федеральных стандартов

По новой программе вместо ранее планируемого 2018 года станут обязательными в 2019 году следующие стандарты бухучета:

  • «Запасы»;
  • «Нематериальные активы».

В 2020 году начнут действовать стандарты:

  • «Основные средства»;
  • «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»;
  • «Бухгалтерская отчетность».

Ранее предполагалось, что эти стандарты также заработают в 2018 году. Кроме того, Минфин перенес срок начала действия с 2019 года на 2020 год таких стандаров как:

  • «Доходы»;
  • «Расходы»;
  • «Аренда».

Сам список стандартов бухучета в программе также притерпел значительные изменения. Минфин решил отказаться от разработки нескольких стандартов, в частности, из перечня исключены:

  • «Реорганизация юридических лиц»;
  • «Финансовые активы и обязательства»;
  • «Вознаграждения работникам»;
  • «План счетов бухгалтерского учета»;
  • ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Вместо этого в программе появились новые стандарты:

  • «Финансовые инструменты»;
  • «Добыча полезных ископаемых»;
  • «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)»;
  • «Незавершенные капитальные вложения».

Некоторые из них начнут действовать с 2020 года, а некоторые только с 2021 года, если чиновники к тому времени опять не изменят свои планы.

Для чего нужны федеральные стандарты

Напомним, стандартизация бухгалтерского учета предполагает наличие законодательных актов, делающих соответствие стандартам обязательным для бухгалтеров различных организаций. В первую очередь, федеральные стандарты бухучета станут обязательным для организаций и учреждений госсектора. Коммерческим организациям также придется руководствоваться ими, чтобы не отходить от единых требований к учету и отчетности.

В данной статье профессор М.Л. Пятов (СПбГУ) анализирует положения действующего Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», отражающие новый для отечественного законодательства подход к формированию системы документов, регулирующих практику ведения официального бухгалтерского (финансового) учета экономическими субъектами в России. В статье показывается действительное содержание вводимых Законом новаций, раскрывается преемственность норм нового Закона относительно существующей системы регулирования учетной практики.

Система документов, регулирующих практику учета, как предмет законодательного определения

Новацией, во многом влияющей на возможное развитие учета в России, является определение новым Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон 2011 года) структуры документов, регулирующих практику финансового учета. Эту функцию выполняет .

Следует отметить, что нормы, определяющие структуру системы нормативных правовых актов, регулирующих практику бухгалтерского учета в России, содержал и Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (далее - Закон 1996 года).

Прежде всего, здесь следует вспомнить содержание статьи 3 Закона 1996 года , определявшей структуру законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете. Напомним, Закон 1996 года устанавливал, что «Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации».

В приведенных нормах и старого, и нового законов речь фактически в определенном смысле и идет о стандартах экономического субъекта в области бухучета.

Эти документы нельзя отнести к нормативным правовым. Они носят локальный характер и обязательны для применения работниками конкретного экономического субъекта в силу действия норм гражданского и трудового законодательства.

Соподчиненность документов в области регулирования бухгалтерского учета

3. Федеральные законы РФ.

4. Указы Президента РФ.

5. Постановления Правительства РФ.

6. Федеральные стандарты по бухгалтерскому учету.

7. Отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету.

В следующей статье мы рассмотрим порядок разработки и принятия документов, регулирующих практику бухгалтерского учета, органами, имеющими соответствующие полномочия.

О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета мы рассказывали в . В этом материале подробнее остановимся на стандартах бухгалтерского учета.

Что такое стандарты бухучета

Стандарт бухгалтерского учета - это документ, который устанавливает минимально необходимые , а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Выделяют следующие виды учетных стандартов (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • федеральные стандарты бухгалтерского учета;
  • отраслевые стандарты бухгалтерского учета;
  • стандарты учета, установленные самой организацией.

При этом федеральные стандарты бухучета и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено такими стандартами (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Отличие отраслевых стандартов бухучета от федеральных в том, что отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Ниже рассмотрим, какие вопросы регламентируются федеральными стандартами.

Федеральные учетные стандарты

Федеральные бухгалтерские стандарты применяются независимо от вида экономической деятельности и устанавливают, в частности (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • определения и признаки , порядок их классификации, условия принятия их к бухучету и списания;
  • допустимые способы оценки учетных объектов;
  • порядок пересчета стоимости объектов бухучета, выраженной в иностранной валюте, в рубли;
  • требования к учетной политике;
  • план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;
  • состав, содержание и порядок формирования бухгалтерской отчетности;
  • упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность;

Порядок разработки и утверждения федеральных стандартов предусмотрен ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ .

Федеральные стандарты утверждаются Минфином (ст. 23 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ , п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.06.2004 № 329).

До утверждения федеральных стандартов основными российскими стандартами бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) (ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

В настоящее время национальные стандарты бухгалтерского учета насчитывают 24 ПБУ. К национальным учетным стандартам можно также отнести Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина от 29.07.1998 №34н), а также Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (

4) стандарты экономического субъекта.

2. Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами.

3. Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;

2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;

4. Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.

5. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

6. Планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядок их применения, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского учета и группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций устанавливаются нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.

9. Рекомендации в области бухгалтерского учета могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.

11. Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.

12. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.

13. Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Стандарт – это определенная норма, закрепленная документально. Что касается бухучета, к нему существуют определенные требования, декларирующие минимальные нюансы и допустимые способы ведения. Их и называют стандартами.

Познакомимся подробнее с отраслевыми стандартами бухучета, в отличие от федеральных и внутренних.

Виды стандартов для ведения учета

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06 декабря 2011 года в ч. 1 ст. 21 выделяет такие виды стандартов для учета:

  • федеральные – установленные законодательством страны, актуальны для любых организаций, действующих на территории Российской Федерации;
  • отраслевые – принятые нормативными документами по соответствующей области деятельности;
  • внутренние – принимаемые локальными актами каждого отдельного предприятия.

ВАЖНО! Федеральные и отраслевые стандарты являются обязательными к применению. Разрабатывая внутрифирменные стандарты, организация должна позаботиться о том, чтобы они не противоречили отраслевым и федеральным.

Особенности отраслевых стандартов

Отраслевые стандарты – это правила, регулирующие применение федеральных стандартов бухучета в разных отраслях функционирования, создающиеся с учетом нюансов отдельных видов деятельности (отраслей) или их направлений.

Принципы составления отраслевых, как и иных стандартов бухучета, направлены на его регулирование:

  • приведение требований в соответствие с потребностями людей и организаций, составляющих и получающих бухгалтерскую отчетность;
  • достижение современного уровня развития практики и научных методов финансового учета;
  • организация единства правил для различных систем бухгалтерского учета;
  • упрощение учета и отчетности (для тех категорий, имеющих право применять упрощенные методы бухгалтерии).

Общее между федеральными и отраслевыми стандартами

  1. Регулируют способы бухгалтерского учета в организации.
  2. Безоговорочно обязательны к применению.
  3. Устанавливают:
    • минимально необходимые правила ведения бухгалтерского учета;
    • допустимые методы учета.

Отличия отраслевых стандартов от федеральных

  1. Отраслевые стандарты конкретизируют федеральные.
  2. Имеют более элементарный механизм использования.
  3. Принимается во внимание вид деятельности, для которого они создаются.
  4. Могут быть утверждены только по результатам экспертизы в Совете по стандартам.

Отраслевые стандарты могут быть универсальными для отдельных направлений деятельности, детализировать специальные правила к бухучету или же раскрывать особенности его ведения в конкретных сферах.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В свете постепенного перехода к международным стандартам учета (МСФО) разработка и использование отраслевых стандартов являются весьма целесообразными. Центробанк РФ, регулирующий отечественный рынок, активно занимается разработкой и внедрением стандартов для всех основных отраслей, действующих сегодня в различных экономических секторах.

Поводы для разработки отраслевых стандартов

Помимо необходимости приближения требований учета к международным, Банк РФ руководствуется следующими соображениями, диктующими появление разнообразных отраслевых стандартов:

  • стремлением к универсальности бухгалтерской отчетности;
  • желанием повысить информативность подаваемых форм;
  • планируемым в ближайшем будущем переходом на план бухгалтерских счетов, единый для кредитных и некредитных финансовых организаций.

Отраслевые стандарты постоянно пополняются и внедряются в жизнь организаций постепенно, по мере их принятия и утверждения в Совете по Стандартам.

Что входит в отраслевые стандарты

Отраслевые требования к способам и методом бухучета конкретизируют особенности применения федеральных, поэтому содержат ту же информацию, но имеющую специфичный характер:

  • сведения об объектах бухучета, их определении и классификации;
  • правила их принятия к учету и списания;
  • методы, по которым устанавливается их стоимость;
  • применяемый план бухгалтерских счетов;
  • требования к финансовой отчетности и др.

Примеры отраслевых стандартов

Выпуская новый отраслевой стандарт, Банк РФ размещает его на своем официальном сайте. Кроме уже утвержденных, там содержатся проекты стандартов, готовящихся к экспертизе. Относительно каждого из опубликованных Положений Банк России публикует специальные разъяснения и инструкции. Приведем примеры самых «свежих» новинок отраслевых стандартов от Банка РФ.

  1. Отраслевые стандарты для некредитных финансовых организаций (НФО):
    • для деятельности по договору доверительного управления имуществом (№505-п от 18 ноября 2015 года);
    • для операций с резервами, отражающими оценочные и условные обязательства некредитных организаций (№508-п от 03 декабря 2015 года);
    • учет бухгалтерией производных финансовых инструментов (№488-п от 04 сентября 2015 года);
    • бухгалтерский учет доходов, расходов, прочего совокупного дохода (№487 от 04 сентября 2015 года);
    • порядок составления бухгалтерских отчетных документов (№526-п от 28 декабря 2015 года);
    • порядок составления финотчетности участников рынка ценных бумаг и различных инвестиционных фондов, торговых организаторов и контрагентов, агентств кредитного рейтинга и кредитных историй, брокеров по страховкам (№532-П от 03 февраля 2016 года) и др.
  2. Отраслевые стандарты для страховых организаций:
    • порядок составления документов для отчетов бухгалтерии (№526-п от 28 декабря 2015 года);
    • операций по ведению страховой деятельности (№502-п от 05 ноября 2015 года);
    • бухучет в российских страховых организациях и обществах взаимного страхования (№491-П 04 сентября 2015 года) и др.
  3. Отраслевые стандарты для кредитных финансовых организаций (КФО):
    • правила начисления и выплаты вознаграждений персоналу КФО (№465-п от 15 апреля 2015 года);
    • особенности выполнения требований по резервам (№554-п от 20 октября 2016 года);
    • учет основных средств, недвижимости, активов, которые временно не эксплуатируются, запасов, предназначенных на продажу и полученных в качестве залога или отступного (№448-п от 22 декабря 2014 года);
    • требования по осуществлению хеджирования (№525-п от 28 декабря 2015 года) и др.

Новшества 2018 года

Банк России стал исполнять новые, дополнительные функции: по регулированию отраслевых требований к бухгалтерскому учету отдельных видов деятельности. Например, ранее контроль для некредитных финансовых организаций выполняли Финансовая служба по финансовым рынкам и Федеральная служба страхового надзора, а сами требования разрабатывал Минфин РФ. Для НФО с 1 января 2018 года начинают действовать отраслевые стандарты, принятые Банком России: эти организации должны перейти на новый ПБУ.

Для создания Положений относительно бухучета в НФО Банк России использовал базу, ранее разработанную им относительно КФО. Многие пункты остались аналогичными, но есть и новшества, связанные с повсеместным сближением с МСФО.

СПРАВКА! Если в положениях, принятых Банком РФ как главным регулятором рынка, какие-либо вопросы не нашли урегулирования в соответствующих нормативных актах, рекомендуется пользоваться требованиями МСФО.

Специализированные организации готовы помочь руководству предприятий оперативно перейти на новые способы ведения учета, оказав содействие в:

  • формулировании учетной политики;
  • соотнесении имеющихся ПБУ с отраслевыми и федеральными стандартами;
  • нумерации новых лицевых счетов;
  • разработке методики оценки активов и обязательств;
  • автоматизации бухучета по новым требованиям.

Специалисты готовы обучать и консультировать работников бухгалтерской сферы по любым вопросам, связанным с переходом на новый уровень учета финансовой деятельности.


© 2024
russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал