06.01.2022

Современная экономика и ее реальное название. Реальная экономика: кормильцы власти. Экономическая система и типы экономических систем


Обрисовав и оценив ситуацию, сложившуюся в современном мейнстриме, мы хотели бы в завершение поместить неоклассику в контекст других направлений современной экономической науки и представить классификацию основных школ и направлений новейшего этапа развития экономической теории.

В новейшей истории экономических учений необходимо четко различать научные программы, характеризующиеся лишь общей, пусть даже новаторской, постановкой вопросов и отдельными оригинальными выводами, научные школы, предстающие в виде устоявшегося единства собственной методологии, самой теории и практической программы, и, наконец, научные направления, объединяющие несколько научных школ или состоящие из одной-единственной, но влиятельной школы.

Опираясь на опыт подготовки пятитомного издания "Мировая экономическая мысль" и учитывая данные новейших публикаций, попробуем предложить собственное видение эволюции новейшей истории экономической теории Запада.

Общий замысел предложенных таблиц состоит в попытке связать теоретическое содержание основных течений и школ западной экономической теории с социально-политической практикой, как это было принято во многих публикациях отечественных ученых. Теоретические "потоки" в экономических учениях Запада расположены на каждом из рисунков слева направо (то есть снизу вверх) - от левого революционализма (Э. Мандель) к ультралиберализму Ф. Хайека, Л. Мизеса и их последователей. Таблица включает: левый фланг (западный марксизм и леворадикальную критику ); левоцентристские течения (социал-демократические экономические теории, традиционный институционализм, эволюционизм, французский дирижизм и регуляционизм, неортодоксальную теорию благосостояния А. Сена и др.);

Центристские концепции (в основном теорию "социального рыночного хозяйства", представляющую идейное ядро современного германского неолиберализма, а также экономические воззрения многочисленных последователей Дж. М. Кейнса); праволиберальный фланг, представленный в основном современной неоклассикой и ультралиберализмом неоавстрийской школы.

Относительным новшеством является включение в общую схему весьма широкого "институционально-эволюционного направления"(64). Кроме современных последователей вебленовского институционализма и французского дирижизма, институционально-эволюционный комплекс включает школу французского регуляционизма Р. Буайе, левоцентристскую теорию благосостояния А. Сена, имеющую много последователей, а также разновидности современного эволюционизма: неошумпетерианство (Р. Нельсон, С. Уинтер), исторический неоинституционализм (Д. Норт, Р. Фогель), "qwerty-номику" П. Дэвида и Б. Артура.

Основанием для занесения всех этих теорий и школ в единое течение служит наличие у них сходной методологии - с акцентом на изменчивость, подвижность частных экономических структур в отдельности и всего народного хозяйства как целого; использование близкого категориального аппарата с особым вниманием к социальным институтам; вербальное (а не математическое) моделирование экономических ситуаций; общее критическое, доходящее порой до откровенно негативного, отношение к неоклассическому мейнстриму, умеренно реформаторская практическая экономическая программа.

Отметим, что схемы на рисунках построены на противопоставлении теоретико-экономического мейнстрима антимейнстриму или, следуя удачному выражению А. М. Либмана, - "экономической неортодоксии".

Мейнстрим при этом не ограничивается современным неоклассическим направлением, а включает также некогда конкурировавшие с неоклассикой, а ныне ассимилировавшиеся с ней (в той или иной степени) школы: неоклассический синтез (П. Самуэльсон, Дж. Тобин), неоинституционализм (Р. Коуз, О. Уильямсон, Г. Беккер), поведенческую экономическую теорию (Г. Саймон и др.), неоавстрийскую школу. Родовым признаком всех школ и направлений мейнстрима является индивидуалистическая методология (учение об "экономическом человеке"), общая теория маржинализма, прежде всего концепция максимизации выгод рациональным индивидом, выраженное в той или иной степени стремление к оправданию status quo (в отношении к капитализму как к системе), консервативная правоцентристская либо ультралиберальная экономическая программа.

Экономическая теория, пройдя сложную эволюцию, дифференцируясь на множество направлений и школ, устойчиво воспроизводила существенное различие в подходах, непосредственном предмете, особенностях анализа . В результате, с одной стороны, сформировался развернутый анализ функционирования экономических систем в процессе использования ограниченных ресурсов и, с другой, анализ социально-экономической структуры и содержания экономики в ее реальных формах и в тесной взаимосвязи с другими отношениями и институтами общества.

Структура экономической теории сегодня - это, во-первых, результат развития экономики от простейших до сложных экономических систем смешанного типа. Во-вторых, это результат усложнения и многообразия моделей . В-третьих, современная теория - результат развития методов науки. В конце XIX века возникла целая совокупность качественных и количественных методов, существенно расширивших возможности науки. Все очевиднее становится то, что объект и предмет экономической теории многогранен, что попытки описать экономику исходя из одного подхода, одного метода непродуктивны и не перспективны.

Современная экономическая теория - это система экономических наук, связанных общим предметом, - . При этом каждая составная часть экономической теории имеет свой непосредственный предмет.

В качестве основных структурных частей современной экономической теории можно выделить следующие.

Теория рационального (эффективного) использования ограниченных ресурсов - анализ функционирования экономических отношений на микроуровне () и макроуровне ().

Социально-экономическая теория - анализ экономики как социально-экономической системы, в единстве экономического и социального содержания, анализ экономического строя и конкретных моделей экономики.

Институциональная экономическая теория, которая рассматривает преимущественно организационно-экономические отношения, взаимосвязь экономических и других институтов и их воздействие на развитие экономической системы.

Особое место в экономической теории занимает история экономической теории, призванная не только дать исторический взгляд на развитие экономической науки, но и интегрировать различные подходы как звенья единого целостного взгляда на экономику. Экономическая теория является общетеоретической наукой об экономике, в отличие от частных экономических наук, которые изучают отраслевые, конкретные экономические проблемы. Последние дисциплины имеют и теоретическую часть, однако, она базируется на общих выводах экономической теории. При этом в современных условиях теоретической базой всестороннего изучения экономики являются как курсы, в которых излагаются основы рационального использования ограниченных ресурсов общества (Economics), так и дисциплины, изучающие социально-экономический строй общества в его реальных формах и противоречиях.

В связи с тем, что экономическая теория изучается различными дисциплинами, возникает вопрос о названии "экономической теории" и ее составных частей. При этом предметом дискуссии часто является вопрос о соотношении Economics с политической экономией и их связи с основными составными частями экономической теории.

К наименованию дисциплин, составляющих экономическую теорию, следует подойти с учетом истории и ее реального экономического содержания на том или ином этапе развития общества. История показывает, что за одним и тем же названием науки часто скрывались противоположные направления экономической теории, разные методологические принципы ее анализа и интересы.

Первоначально экономическая теория получила наименование "политическая экономия" в начале XVII в. по названию труда Антуана Монкретьена "Трактат политической экономии, посвященный королю и королеве", вышедшего в 1615 г. в Руане. Нынешнее представление о предмете политэкономии, которое срослось в XX в. с анализом социально-экономических, производственных отношений, имеет мало общего с тем, что имел в виду А. Монкретьен, употребляя термин "политэкономия". Его стремлением подчеркнуть необходимость не просто умелого ведения хозяйства, а государственной национальной экономики и объясняется появление слова "политическая" в названии экономической науки. И здесь апелляция к данному термину была вполне оправдана: ведь "политика" от греческого "politike" и означает искусство управления государством. Однако имелись и другие, более глубокие основания для возникновения названия нашей науки в XVII в. А. Монкретьен был меркантилистом, а представители этого направления в истории экономической мысли были едины в необходимости государственного подхода к экономике, в необходимости осуществления государством политики с целью роста нации. Поэтому не случайно для периода меркантилизма характерным стало название экономической теории как науки о богатстве. И хотя, представления о богатстве, о мерах государственной политики менялись от раннего до развитого меркантилизма, такое понимание экономической науки присутствовало в названиях основных трудов всех крупнейших представителей меркантилизма (Т. Мена "Богатство Англии во внешней торговле, или баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства", И.Т. Посошкова "Книга о скудости и богатстве" и др.).

Экономическая наука длительное время по своему названию оставалась наукой о богатстве, если судить по названиям трудов ее видных представителей: П. Буагильбера ("Рассуждение о природе богатства, денег, платежей"), А.Тюрго ("Размышления о создании и распределении богатства"), А. Смита ("Исследование о природе и причинах богатства народов") и др. Однако следует отметить, что "официальная вывеска" названий данных трудов обманчива - за одним и тем же названием науки скрывались идеи и меркантилистов, и физиократов (Тюрго), и классической английской политэкономии (Смит).

С разложением меркантилизма, становлением капитализма, подчинением им не только сферы обращения, но и производства экономическая наука все более и более превращалась в науку об исследовании отношений производства, причин антагонистического характера распределения продукта, существенных социально-экономических противоречий общества. В результате в XIX веке название "Политическая экономия" сменило прежнее название науки и стало типичным для всех направлений и школ экономической теории. Под этим названием были опубликованы работы классика английской политэкономии Д.Рикардо, последующих экономистов Т.Мальтуса, Дж.С.Милля, Дж.Мак-Куллоха, Г.Кэри, основоположников маржинализма К.Менгера, Л.Вальраса, У.Джевонса, представителей социальной школы в Германии Ф.Оппенгеймера, А.Амонна и теоретические труды видных представителей дореволюционной экономической мысли России Я.Железнова, А.И.Чупрова, М.И.Туган-Барановского. И в современных условиях ряд направлений социально-экономической мысли использует термин "политическая экономия" для обозначения нового предмета исследований - влияния политики, распределения доходов и других социальных факторов на экономический рост и развитие.

Экономическая теория сегодня использует различные наименования для обозначения своего предмета. Применительно к учебным дисциплинам это, прежде всего курсы Economics, предлагающие систематические изложения теории эффективного и рационального использования ограниченных ресурсов. Используется и классическое название науки - "политическая экономия" (Р.Барр. "Политическая экономия" в 2-х томах. М., 1994), Для немецкой экономической школы характерно название науки как учения о народном хозяйстве или экономике (Х.Зандель, Р.Теммен. "Основы учения об экономике". М., 1994). Имеют место и другие варианты названий экономической теории.

Современные направления и школы экономической теории служат основой для понимания процессов хозяйственной жизни и принятия экономических решений. В этом разделе будут рассмотрены важнейшие современные направления в экономической науке: , .

Развитие и преемственность в экономической науке

В экономической науке существуют разные направления (теории) и , в основе типологии которых лежат различия в методах анализа, понимании предмета и задач исследования, общем концептуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем. Это деление в значительной мере условно. В рамках одного направления может существовать несколько школ. Например, монетаризм (школа) примыкает к неолиберальному направлению, а экономика предложения (школа) — к неоклассическому.

Представители одной школы объединяются в силу общности взглядов, методологии, позиций, хотя обычно различаются по изучаемой тематике, кругу интересов, занимаются разработкой более частных проблем. К одной школе принадлежат нередко профессора одного крупного вуза, ученики и продолжатели идей и концепций «основателя» школы.

Появление тех или иных взглядов и концепций тесно связано с объективными условиями, потребностями и интересами живой экономической практики. Так, меркантилисты превозносили и абсолютизировали созидательную роль торговли. И это было обусловлено небывалым ростом торговых операций, Великими географическими открытиями, усилением роли и влияния представителей торгового капитала. Накопление благородных металлов, золота и серебра, меркантилисты рассматривали в качестве главной цели хозяйственного развития, основной заботы государства. Физиократы , стремившиеся отбить натиск торгового капитала, утверждали, что национальное богатство увеличивают только «дары земли», т.е. сельское хозяйство. С помощью реформ физиократы рассчитывали сохранить старый порядок с господством земельной собственности, избежать острых коллизий и «жестокостей» нового общественного строя.

Классическая экономическая теория возникла в период разложения феодализма и зарождения капитализма. Основной труд шотландца Мама Смита (1723-1790) получил название «Исследование о природе и причинах богатства народов». Главная его идея состоит в том, что люди, преследуя собственные интересы и личную выгоду, создают, ведомые «невидимой рукой» рыночных законов, блага и выгоды для общества в целом. Английский предприниматель и экономист Давид Рикардо (1772-1823), один из основателей классической экономической системы, оставил нам «Начала политической экономии». Труд теоретика и систематика англичанина Джона Стюарта Милля (1826-1873) назывался «Основания политической экономии».

Узловые этапы

Экономическая наука в своем развитии прошла несколько узловых этапов. Ее формирование, как особой отрасли знаний, началось с трудов классической школы, представители которой А. Смит и Д. Рикардо стремились найти внутренние причины, лежащие в основе функционирования рыночной экономики. Создатели классической школы заложили фундаментальные основы экономической науки, что обеспечило се дальнейшее углубление и совершенствование.

С некоторой долей условности можно сказать, что временные рамки этапа, связанного с именами этих классиков и их ближайших последователей, охватывают конец XVIII — первую половину XIX в. В 70-е гг. XIX в. пробила себе дорогу новая парадигма, получившая название маржинализма, представители которой положили

в основу объяснения всех явлений принцип предельной полезности. Уже в тот период — в XIX в. с теоретиками классической школы и школы предельной полезности полемизируют оппоненты — сторонники социального направления, марксистской школы, институционализма.

Существенное влияние на формирование взглядов многих представителей экономической науки оказала концепция исторического развития, основополагающие принципы которой были разработаны Карлом Марксом (1818-1883). Исходные положения марксистской концепции состоят в том, что способ производства материальных благ определяет процесс социального, духовного, политического развития. В отличие от классиков Маркс рассматривает капиталистическую рыночную экономику не как окончательно завершенную, а развивающуюся социально-экономическую систему. Экономические законы, на основе которых функционирует капитализм, не вечные, а обусловленные определенными историческими рамками. Капитализм — это определенная ступень в историческом движении (эволюции) общества.

С появлением многотомного груда А. Маршалла «Принципы экономической науки» (1890) в формировании экономической теории обозначился крупный поворот, фактически наступил новый этап ее развития. Неоклассический подход, используемый при разработке различных областей экономической науки, применяется и в современных условиях.

Еще один поистине революционный сдвиг в создании и углублении основ экономической теории связан с именем Дж. М. Кейнса, опубликовавшего в 1936 г. свою общую теорию. Кейнсианская концепция заставила экономистов по-новому взглянуть на фундаментальные основы науки, особенно на теорию и практику макроэкономического регулирования.

Попытаемся несколько полнее и детальнее обрисовать или, по крайней мере, обозначить упомянутые выше направления и научные школы экономической теории.

Интенсификация научных исследований происходит под влиянием практических нужд и запросов. Все большее внимание уделяется работам прикладного характера. Увеличивается поток информации, растет число специализированных журналов, все шире становится тематика прикладных исследований. Лауреаты Нобелевской премии 2003 г. американец Роберт Ингл и британец Клайв Грейнджер получили премию за методы анализа экономического временного ряда, предложив модели, позволяющие полнее анализировать связи между экономическими переменными, а значит, следить за движением цен, валютных курсов, структурными сдвигами. За развитие теории и методов анализа дискретного выбора отмечен премией Даниел Мак-Фадден (2000). За разработку теории и методов формирования статистической выборки стал лауреатом Джеймс Хекман (2000).

Франко Модильяни (р. 1918) описывал закономерности образования личных сбережений, мотивы поведения инвесторов и принятия инвестиционных решений. Джеймс Тобин (1918-2002) разработал теорию выбора портфельных инвестиций и пришел к выводу, что инвесторы стремятся сочетать инвестиции с повышенной степенью риска и менее рискованные, чтобы добиться сбалансированности своих вложений.

Разработки и публикации по прикладной экономике активизируются и в отечественной науке — в теории переходного периода, экономической социологии, экономической политике, макроэкономическом прогнозировании. Усиливаются связи экономических исследований и разработок со смежными областями — политологией, правом, психологией, историей.

Среди экономистов продолжается поиск новых идей и концепций, которые наиболее полно учитывали бы происходящие перемены, поднимали значимость прикладных исследований. Они стремятся не только находить и совершенствовать инструментарий, но понять глубинные силы, играющие определяющую роль в экономике.

Метод «чистого» экономического анализа, представленный главным образом неоавстрийской школой (Ф. Хайек, Л. Мизес, Бэрри), не получил достаточно широкой поддержки. Эмпирические закономерности, определяемые на основе опыта, при изменении экономических условий вступают в противоречия с реальной практикой, нуждаются в коррективах (кривая Филлипса, концепция Хекшера-Олина).

Прогресс методологии, повышение ее роли — характерная особенность современного этапа экономических исследований. При этом экономическая наука использует различные методы. Все более широко используются многофакторные модели, сопоставительный анализ, регрессивный анализ данных, экспериментальные методы. В различных областях экономической науки находит применение теория игр, начало которой положили Дж. Нейманн (1903-1957) и О. Моргенштерн (1902-1977). Наличие альтернативных методов расширяет возможности познания, решения все более многообразных и противоречивых проблем.

Важная особенность современного этапа — расширение тематики исследований, появление новых областей и направлений экономической науки. Отметим лишь некоторые разделы и темы: теория рациональных ожиданий; поведение экономических агентов в условиях риска и неопределенности; теория отраслевых рынков; современные теории международной торговли; экономика окружающей среды; экономическая теория поиска работы; проблемы международной координации экономической политики.

Степень привязки капитала к какой-то отдельной стране существенно уменьшилась, а вместе с тем существенно возросла роль финансовой сферы.

При этом во всём мире значительно увеличилась роль государств или их объединений, таких как Евросоюз, а также наблюдается определенное обобществление субъектов хозяйственной деятельности. Последнее выражается в укрупнении роли транснациональных корпораций и международных финансовых и товарно-сырьевых бирж, транснациональных банков.

Если до последней четверти 20-го века превалировала роль частного капитала, то теперь всё большее значение имеет государственный сектор и рыночные институты мировой экономики. Государства становятся гарантом экономической стабильности работы крупных корпораций, активно используют собственные средства для создания предприятий. Часто используется подход, основанный на совместной собственности частных лиц и государства, как субъекта права и хозяйственной деятельности.

Развитие экономики России на современном этапе

Особенностью российского развития экономики является целенаправленное сочетание различных форм собственности. Каких-то конкретных инструментов для регулирования экономики в РФ нет, каждый раз используется то, что является наиболее оптимальным для сложившейся обстановки. Тоже самое можно сказать и о способах распределения национального продукта.

Основным способом участия в макроэкономических процессах является экспорт природных ресурсов, не только углеводородов, которыми богата страна, но и различных металлов, а также редких полезных ископаемых. Помимо этого на внешнем рынке успешно реализуется продукция химических предприятий, оборудование и машины, сельхозпродукция и различные виды вооружения.

Начиная с 2014 года на экспорт негативное влияние оказали экономические санкции. Тем не менее, РФ остаётся крупнейшим мировом поставщиком сырой нефти и природного газа.

Если в период до 2014 года еще можно было говорить о том, что наличие природных богатств и грамотной инвестиционной политики положительно влияли на уровень жизни населения, то в период ужесточения санкций, изменения мировых цен на нефть в меньшую сторону, падения национальной валюты и продолжающегося кризиса в экономике, положение наиболее бедных слоев населения стало критическим. К этому прибавляется то, что внутренняя политика оказалась несовместимой с развитием малого бизнеса. Наблюдается повсеместная тенденция к развитию крупных хозяйств и сворачивание индивидуального предпринимательства.

Российское государство не гарантирует малообеспеченным слоям населения хоть сколько приемлемой жизни.

Современные экономические модели в других странах мира

Каким образом выглядят основные экономические тенденции в других странах мира?

В США и Европе главенствует идеология превосходства высокотехнологичных методов создания материальных ценностей. Государство незначительно вмешивается в рыночные процессы, но сохраняет за собой большой объём собственности. Предпринимательская деятельность активно поощряется, в том числе и мелкий бизнес. Большую роль играет сфера услуг. Социальная защита населения приводит к тому, что вопрос социального неравенства уже давно не является актуальным. Серьёзное внимание уделяется антимонопольной политике и развитию здоровой конкуренции.

В Японии государство не принимает непосредственного участия в хозяйственной деятельности, но сохраняет контроль за наиболее важными аспектами экономической жизни. Особое внимание уделяется кадровой политике, а 45% государственных средств тратятся на социальные нужды.

Китай остаётся уникальной страной, где рыночная экономика соседствует с командно-административной системой управления. Доходы различных пластов населения не имеют существенной разницы, а на стимулирование предпринимательства большое влияние оказывают китайцы, живущие за пределами страны.

1. Когда и как возникла реальная экономика

В отечественных и зарубежных учебниках по экономике (в особенности по экономической теории) ничего не говорится о том, когда и почему возникла хозяйственная деятельность людей.

Некоторые студенты дают собственный ответ на этот вопрос. Они заявляют, что экономику «открыл» выдающийся ученый Древней Греции Аристотель. Но в таком ответе ошибочно отождествляется определение Аристотелем термина «экономика» с практическим процессом создания реальной (от лат. гваШ - существующего в действительном положении вещей) экономики.

Вместе с тем очень важно получить правильные представления об экономике, существовавшей с самого начала и развивающейся в настоящее время. Иначе невозможно определить исторические сроки развития хозяйственной деятельности людей, выяснить качественные изменения в различные периоды экономического развития, включая XXI столетие.

Поэтому в лекции возникает задача интеллектуального характера 1.1 (первая цифра обозначает номер раздела, вторая - номер задачи. В каждой теме таблицы и рисунки обозначаются одной очередной цифрой).

Задача 1.1. Когда и как возникла экономика?

Чтобы решить эту задачу, требуется:

а) использовать фактические данные исторической науки о начале существования человеческого общества;

б) знать, какие способности были необходимы людям для орга-низации хозяйственной деятельности;

в) установить причины, побудившие человека постоянно заниматься экономикой.

Читателям, которые справились с этой задачей, можно сверить полученные результаты с ответом, помещенным в конце I раздела лекционного курса.

Продолжая выяснять сущность и роль реальной экономики, мы перейдем к выяснению ее главной цели и путей ее достижения.

2. Главная цель хозяйственной деятельности людей

Несомненно, что целью экономики является создание таких благ, которые необходимы для жизнедеятельности людей. Под благом принято понимать то, что удовлетворяет потребности человека, отвечает его жизненным задачам. Все разнообразие благ можно подразделить на два рода:

а) естественные блага - продукты природы (лес, земля, плоды растений и деревьев и т.д.);

б) экономические блага - результат созидательной деятельности людей.

В свою очередь, используемые людьми естественные блага делятся на два вида:

готовые предметы потребления, именуемые «дары природы»;

природные ресурсы (средства, запасы), из которых создаются средства производства.

Что касается экономических благ, то они подразделяются на два вида:

средства производства - природные вещества, используемые для изготовления предметов потребления;

предметы потребления - блага потребительского назначения. Наглядное представление о взаимозависимости всех видов благ

дает рис. 1.

Изображенное на рис. 1 различие между двумя видами благ мате-риального производства указывает на два основных подразделения:

а) производство средств производства;

б) производство предметов потребления.

Чтобы лучше уяснить такое деление производства благ, попробуем решить следующую задачу. Для этого потребуется использовать личный опыт и практику хозяйственной деятельности.

Задача 1.2. Какие экономические блага являются средствами производства,

а какие - предметами потребления:

а) сахар-песок; б) автомашина; в) добытая из скважин нефть;

г) персональные компьютеры; д) конфеты.

Сейчас, имея некоторые представления о внутренней структуре и результатах хозяйственной деятельности, мы приступим к важному вопросу о значении главного звена реальной экономики - производства.

3. Значение производства для развития экономики

Важнейшим принципом (от лат. рпнаршт - основа) хозяйственной деятельности является обеспечение ее непрерывности. От этого зависит постоянное поддержание человеческой жизни. В свою очередь, такая жизненная необходимость обеспечивается благодаря безостановочному развитию производства.

Производство служит начальным звеном всей цепочки хозяйствования. Возьмем для примера простое крестьянское хозяйство. Производитель сначала выращивает, положим, помидоры. Затем он распределяет их: часть оставляет для своей семьи, а остальное продает. На рынке излишние для семьи помидоры обмениваются на иные нужные в хозяйстве продукты (скажем, мясо, обувь). Наконец, материальные блага доходят до конечного пункта - лично

Задача 1.3. Изобразите графически основные варианты динамики производства.

После сопоставления трех вариантов возможных изменений состояния производства можно легко найти самое предпочтительное изменение. Им является прогрессивное развитие производственной деятельности. Что означает этот прогресс?

4. Новые потребности как движущая сила экономики

Теперь нам предстоит рассмотреть такое неотъемлемое звено реальной экономики, которое входит в механизм его движения. Речь идет о потребностях людей. Потребности - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом.

Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает множество различных потребностей. Они подразделяются на следующие виды:

физиологические потребности (в пище, одежде, жилье и др.);

потребность в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни и т.п.);

потребность в социальных контактах (общении с людьми, име-ющими те же интересы; в дружбе и др.);

потребность в уважении (уважении со стороны других людей, приобретении определенного общественного положения);

потребность в саморазвитии (совершенствовании всех возможностей и способностей).

Весьма характерной чертой человеческих потребностей является их эластичность (гибкость, растяжимость). Это предопределяет их быструю и значительную изменчивость. Важно также отметить: что касается верхнего предела роста всех нужд и запросов, человек поразительно отличается от любого животного, у которого конечное желание - удовлетворить только естественные биологические потребности. У людей такого ограничителя нет.

При благоприятных хозяйственных и других условиях потребности более всего способны к возвышению - безграничному росту в количественном и качественном отношении.

Каждому человеку свойственны в определенные периоды его жизни тенденции к возвышению потребностей. В связи с этим читатель учебника, по-видимому, может решить очередную интеллектуальную задачу.

Задача 1.4. Как возвышаются потребности в обществе?

Решение этой задачи позволяет лучше понять следующие обстоятельства. При спиралевидном движении производства и по-требления (см. рис. 1 в Ответах на интеллектуальные задачи) начинается процесс возвышения потребностей людей по вертикали (подъем их в качественном отношении) и по горизонтали (необходимом расширении производства новых поколений экономических благ).

Однако при таком подъеме уровня потребностей общества обнаруживается, что достигнутый ранее уровень производства не в состоянии удовлетворить новые общественные потребности. В результате возникает и обостряется основное противоречие реальной экономики, т.е. углубляется несоответствие между новым состоянием потребностей и устаревшим производством.

Совершенно очевидно, что для разрешения такого противоречия требуется коренным образом перестроить производство. Как осуществить это преобразование экономики?

5. Пути преобразования производства

Некоторые авторы учебников по экономической теории своеобразно определяют производственные возможности общества. Они утверждают, что потребности людей растут безгранично, но хозяйственные ресурсы всегда ограниченны. Выход из такого тупикового состояния они видят в следующих изменениях. При появлении новых потребностей надо перераспределять ресурсы: сокращать выпуск прежних благ, чтобы создавать новые продукты.

Верно или ошибочно такое суждение?

Чтобы найти правильный ответ на данный вопрос, нам важно решить следующую задачу.

V Задача 1.5. Каковы движущие силы производства?

После выяснения ответа на интеллектуальное задание мы можем понять, что и как следует изменять при преобразовании экономики.

В зависимости от роли факторов производства в развитии экономики их можно подразделить на: традиционные и прогрессивные.

Традиционными являются возникшие в предыдущие периоды времени и все более устаревающие условия хозяйственной деятельности.

Прогрессивными являются такие условия, которые многократно превосходят слабо изменяющиеся факторы и в качественном, и в количественном отношениях.

Из истории реальной экономики известно, что с момента ее возникновения и в течение примерно девяти тысячелетий традиционными для производства и преобладающими были физический труд людей и орудия ручного труда, применявшиеся для освоения природных богатств. И только в ХУ1-ХУШ вв. наступила новая эра в развитии факторов производства. Человечество во все больших масштабах стало использовать творческую силу качественно совершенно нового фактора прогресса - достижения науки и техники.

Наука и техника породили революционные перемены в производ-ственных процессах, которые стали осуществляться путем применения машин, химических и других методов. Ограниченные возможности человеческой силы заменялись силами природы, рутинные способы работы - сознательным применением естествознания. В результате резко ускорились качественные преобразования в соответствии с вновь возникающими потребностями общества. Такие преобразования впервые получили количественное измерение в особых экономических показателях. Ими стали показатели производительности труда и эффективности производства.

Производительность труда измеряется количеством продукции, созданной за определенное время работником. Характерно, что если в начальный период существования сельского хозяйства один работник мог создать продуктов для двух человек, то в XX в. в наиболее развитых странах один работник создавал продукты питания для 20 человек.

Эффективность производства (Эп) может быть измерена с по-мощью показателя:

где В - объем выпуска продукции (на предприятии, в стране);

Р - величина затраченных ресурсов.

Из всего сказанного очевидными являются следующие выводы. Если в обществе возникают новые потребности, то они становятся мощным побудителем технического прогресса. В свою очередь, прогресс техники и технологии вызывает вполне естественную экономию ресурсов в расчете на единицу продукции, или рост эффективности производства.

Однако этой причинно-следственной зависимости противостоит совершенно иная тенденция. Дело в том, что, во-первых, возвышение потребностей в течение определенного времени завершается, когда достигается какой-то предельный уровень. Потребности перестают развиваться по вертикали и по горизонтали. Во-вторых, начавшийся технический прогресс развивается неравномерно и за определенный период исчерпывает свои возможности. Все это вновь ведет к обострению основного противоречия практической экономики. Так исторически назревает необходимость перехода производства экономических благ на более высокую орбиту.

За всю экономическую историю возникли три стадии развития производства (возникли три орбиты их движения). Их отличия друг от друга можно видеть в табл. 1-3.

Как известно из темы I, 10 тыс. лет назад произошла неолитическая (свойственная новому каменному веку) революция, а вместе с ней аграрная (сельскохозяйственная) революция. Люди научились хорошо отшлифовывать каменные орудия и с их помощью создавать разнообразные изделия из кости и дерева. Аграрная революция основывается на двух великих открытиях - земледелии (вначале в виде примитивной обработки почвы и посевов зерна) и скотоводстве (приручение диких животных и разведение их как домашнего скота). Позже продукты питания создавались с помощью более производительных металлических технических средств (были изобретены плуг и колесо).

Производящая экономика благоприятствовала резкому увеличению численности населения. В эпоху неолита темпы роста населения Земли возросли почти втрое. В Новое время еще более ускорился рост населения, повысился уровень его потребностей. Это пришло в резкое противоречие с теми ограниченными возможностями, которые свойственны производству с применением ручного труда. Такое противоречие было преодолено на второй стадии производства (табл. 2).

Таблица 2

Вторая стадия производства

Для второй стадии производства характерны следующие качественно новые процессы:

главным является машинизированное промышленное производство;

промышленность на основе машинной техники преобразует другие важнейшие отрасли хозяйства;

быстрый рост городов: в них проживает до 2/3 всех жителей страны;

важным был переход к новым источникам энергии (от паровой техники к использованию электричества и двигателей внутреннего сгорания).

С новой стадией экономики связан новый большой рост населения: численность населения мира (составлявшая в 1650 г. 650 млн человек) выросла в семь раз.

Однако достижения индустриальной экономики явно недостаточны для современного этапа развития потребностей. Ведь при механизированном труде работник зачастую управляет одной машиной. И он не в состоянии постоянно обеспечивать высокое качество изделий, без чего нельзя создавать новейшую технику. Промышленно развитые страны все более остро стали испытывать нужду в природном сырье и энергоносителях. В итоге сложилось глубокое противоречие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совершенно новым - в количественном и качественном отношении - уровнем потребностей. Это противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40-50-х гг. XX в. грандиозной научно-технической революции (НТР), которая открыла необычайно перспективную эпоху хозяйственного развития. Взамен традиционных природных веществ и топлива она создала множество новых (не имеющих аналогов в биосфере) видов материалов и энергоносителей (табл. 3).

На всех исторических этапах развития человечества перед обществом встает один и тот же вопрос: что, для кого и в каких количествах производить с учетом ограниченности ресурсов. Экономическая система и типы экономических систем как раз и призваны решить эту проблему. Причем каждая из этих систем делает это по-своему, у каждой из них есть свои преимущества и недостатки.

Понятие экономической системы

Экономическая система - это система всех экономических процессов и производственных отношений, которая сложилась в конкретном обществе. Под этим понятием понимается алгоритм, способ организации производственной жизни общества, который предполагает наличие устойчивых связей между производителями с одной стороны и потребителями - с другой.

Основными в любой экономической системе выступают следующие процессы:


Производство в любой из существующих экономических систем осуществляется на основе соответствующих ресурсов. некоторые элементы все же отличаются в разных системах. Речь идет о характере механизмах хозяйствования, мотивации производителей и т. п.

Экономическая система и типы экономических систем

Важным моментом в анализе любого явления или понятия является его типология.

Характеристика типов экономических систем, в общем и целом, сводится к анализу пяти основных параметров для сравнения. Это:

  • технико-экономические параметры;
  • соотношение доли государственного планирования и рыночного регулирования системы;
  • отношения в сфере собственности;
  • социальные параметры (реальный доход, количество свободного времени, охрана труда и т. д.);
  • механизмы функционирования системы.

Исходя из этого, современными экономистами выделяются четыре основных типа экономических систем:

  1. Традиционный
  2. Командно-плановый
  3. Рыночный (капитализм)
  4. Смешанный

Рассмотрим более детально, чем отличаются все эти типы друг от друга.

Традиционная экономическая система

Для этой системы экономики характерно собирательство, охота и низкопродуктивное фермерство, основанное на экстенсивных методах, ручном труде и примитивных технологиях. Торговля развита слабо или не развита вообще.

Пожалуй, единственным плюсом такой экономической системы можно назвать слабое (практически нулевое) и минимальные антропогенные нагрузки на природу.

Командно-плановая экономическая система

Плановая (или же централизованная) экономика является историческим типом хозяйствования. В наши дни она нигде не встречается в чистом виде. Ранее была характерна для Советского Союза, а также некоторых стран Европы и Азии.

Сегодня чаще говорят о недостатках данной экономической системы, среди которых стоит назвать:

  • отсутствие свободы для производителей (команды "что и в каких количествах" производить посылались сверху);
  • неудовлетворенность большого количества экономических потребностей потребителей;
  • хронический дефицит некоторых товаров;
  • возникновение (как закономерная реакция на предыдущий пункт);
  • невозможность быстро и эффективно внедрять новейшие достижения научно-технического прогресса (благодаря чему плановая экономика всегда остается на шаг позади остальных конкурентов глобального рынка).

Тем не менее, были у этой экономической системы и свои преимущества. Одним из них являлась возможность обеспечения социальной стабильности для всех и каждого.

Рыночная экономическая система

Рынок - это сложная и многогранная экономическая система, которая характерна для большинства стран современного мира. Также известна под другим названием: "капитализм". Основополагающими принципами этой системы является принцип индивидуализма, свободного предпринимательства и здоровой рыночной конкуренции, основанной на соотношении спроса и предложения. Здесь доминирует частная собственность, а главным стимулом к производственной деятельности выступает жажда прибыли.

Тем не менее, и такая экономика - далеко не идеальна. Рыночный тип экономической системы также имеет свои недостатки:

  • неравномерное распределение доходов;
  • социальное неравенство и социальная незащищенность отдельных категорий граждан;
  • нестабильность системы, что проявляется в виде периодических острых кризисов в экономике;
  • хищническое, варварское использование природных ресурсов;
  • слабое финансирование образования, науки и других неприбыльных программ.

Кроме также выделяют четвертый - смешанный тип экономической системы, в котором и государство, и частный сектор имеют равнозначный вес. В подобных системах функции государства в экономике страны сводятся к поддержке важных (но убыточных) предприятий, финансированию науки и культуры, контролированию безработицы и т. п.

Экономическая система и систем: примеры стран

Осталось рассмотреть примеры для которых характерна та или иная экономическая система. Для этого ниже представлена специальная таблица. Типы экономических систем в ней поданы с учетом географии их распространения. Стоит отметить, что данная таблица весьма субъективна, так как по многим современным государствам бывает сложно однозначно оценить, к какой из систем они относятся.

Какой тип экономической системы в России? В частности, профессор МГУ А. Бузгалин охарактеризовал современную экономику России как "мутацию позднего капитализма". В целом же, экономическую систему страны принято сегодня считать переходной, с активно развивающимся рынком.

В заключение

Каждая экономическая система по-разному отвечает на три "что, как и для кого производить?" Современные экономисты выделяют четыре их основных типа: это традиционная, командно-плановая, рыночная, а также смешанная система.

Говоря о России, можно сказать, что в этом государстве конкретный тип экономический системы еще не устоялся. Страна находится на переходном этапе между командной и современной рыночной экономикой.


© 2024
russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал