29.12.2023

Перечень операторов электронных денежных средств. Тонкости работы с виртуальной валютой. Принудительное взыскание налога, пеней, штрафа


1. Оператором электронных денежных средств является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная пунктом 1 части третьей статьи 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

2. Лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе становиться обязанным по электронным денежным средствам и осуществлять перевод электронных денежных средств.

3. Лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе становиться обязанным по денежным обязательствам, которые используются для исполнения денежных обязательств между иными лицами или совершения иных сделок, влекущих прекращение обязательств между иными лицами, на основании распоряжений, передаваемых в электронном виде обязанному лицу. Положения настоящей части не распространяются на прекращение денежных обязательств с участием организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность, деятельность центрального контрагента и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.

4. Оператор электронных денежных средств обязан уведомить Банк России в установленном им порядке о начале деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств не позднее 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронных денежных средств. В уведомлении должны быть указаны:

1) наименование и место нахождения оператора электронных денежных средств, а также номер его лицензии на осуществление банковских операций;

2) вид (виды) предоставляемых клиентам электронных средств платежа;

3) наименования организаций, привлеченных оператором электронных денежных средств для оказания операционных услуг и (или) услуг платежного клиринга (при их привлечении).

4.1. Оператор электронных денежных средств обязан предоставлять Банку России отчетность по операциям, осуществляемым в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, в соответствии с установленными Банком России требованиями к составу, объему и порядку предоставления такой отчетности.

5. Оператор электронных денежных средств обязан установить правила осуществления перевода электронных денежных средств, включая:

1) порядок деятельности оператора электронных денежных средств, связанной с переводом электронных денежных средств;

2) порядок предоставления клиентам электронных средств платежа и осуществления перевода электронных денежных средств с их использованием;

3) порядок деятельности оператора электронных денежных средств при привлечении банковских платежных агентов, организаций, оказывающих операционные услуги и (или) услуги платежного клиринга;

Статья 4. Общие требования к деятельности операторов по переводу денежных средств и операторов по приему платежей

1. В целях настоящего Федерального закона операторами по переводу денежных средств являются:

Банк России; кредитные организации; государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (далее - Внешэкономбанк).

2. Оператор по переводу денежных средств, оператор по приему платежей обязан предоставлять клиентам информацию о видах и условиях оказания платежных услуг, размере комиссионного вознаграждения, если оно предусмотрено условиями договора, порядке обеспечения информационной безопасности (если применимо к оказываемой платежной услуге), порядке урегулирования споров, а также иную информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Информация должна предоставляться и быть доступна для ознакомления клиентами до заключения договора и в любой момент по требованию клиента в течение рабочего времени оператора по переводу денежных средств, оператора по приему платежей.

3. Денежные средства клиентов, полученные оператором по приему платежей, должны находиться на платежном счете и не могут быть использованы в иных целях, чем для перевода денежных средств.

На денежные средства, находящиеся на платежном счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам оператора по приему платежей.

4. Оператор по приему платежей обязан предоставлять в Банк России информацию об оказываемых платежных услугах в порядке и в объеме, установленном нормативным актом Банка России.

Статья 5. Требования к деятельности операторов по переводу денежных средств - кредитных организаций при осуществлении переводов денежных средств с использованием предоплаченных электронных средств платежа

1. Кредитные организации, имеющие право осуществлять перевод денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов, могут осуществлять перевод денежных средств с использованием предоплаченных электронных средств платежа.

2. Кредитные организации вправе заключать договоры с организациями, не являющимися кредитными организациями, по условиям которых последние вправе оказывать кредитным организациям операционные и клиринговые услуги.

3. При осуществлении переводов денежным средств с использованием предоплаченных электронных средств платежа: физические лица могут являться плательщиками и (или) получателями средств; индивидуальные предприниматели и юридические лица могут являться получателями средств.

4. Кредитные организации могут осуществлять перевод денежных средств с использованием следующих видов предоплаченных электронных средств платежа: с возможностью однократного предоставления денежных средств физическими лицами в целях перевода денежных средств с использованием одного предоплаченного электронного средства платежа (непополняемые предоплаченные электронные средства платежа);

с возможностью многократного предоставления денежных средств физическими лицами в целях перевода денежных средств с использованием одного предоплаченного электронного средства платежа (пополняемые предоплаченные электронные средства платежа).

5. Перевод денежных средств с использованием непополняемых электронных средств платежа осуществляется в соответствии со следующими условиями: установлением лимита суммы предоставляемых физическим лицом денежных средств не более 15 000 рублей (либо на сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублям, по официальному курсу Банка России, установленному на день предоставления физическим лицом денежных средств кредитной организации);

без обязательного проведения идентификации физического лица в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

без начисления процентов на денежные средства или уплаты вознаграждения за пользование денежными средствами, предоставленными физическим лицом.

6. Перевод денежных средств с использованием пополняемых электронных средств платежа осуществляется в соответствии со следующими условиями: становлением лимита суммы предоставляемых физическим лицом денежных средств в размере, предусмотренном нормативными актами Банка России;

с обязательным проведением идентификации физического лица в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; ез начисления процентов на денежные средства или уплаты вознаграждения за пользование денежными средствами, предоставленными физическим лицом.

7. Сведения о размере остатка денежных средств, предоставленных физическим лицом в целях перевода денежных средств с использованием пополняемого предоплаченного электронного средства платежа, предоставляются кредитными организациями уполномоченным государственным органам и их должностным лицам в порядке и случаях, установленных Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» для предоставления сведений, составляющих банковскую тайну.

8. Операции с денежными средствами, предоставленными физическими лицами в целях перевода денежных средств с использованием пополняемых предоплаченных электронных средств платежа, могут быть приостановлены в порядке и случаях, аналогичных порядку и случаям приостановления операций по счету, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

9. На денежные средства, предоставленные физическими лицами в целях перевода денежных средств с использованием пополняемых предоплаченных электронных средств платежа, может быть обращено взыскание по обязательствам клиента - физического лица.

10. Банк России вправе устанавливать для кредитных организаций, не являющихся участниками системы страхования вкладов, следующие требования: соотношению размера денежных средств, предоставленных клиентами-физическими лицами в целях переводов денежных средств с использованием предоплаченных электронных средств платежа, и ликвидных активов, определяемому в соответствии с методикой Банка России;

к размеру совокупной суммы обязательств кредитной организации перед клиентами - физическими лицами по переводам денежных средств с использованием предоплаченных электронных средств платежа.

Статья 6. Требования к деятельности оператора платежной системы (за исключением Банка России)

1. Оператор платежной системы обязан:

разработать и принять правила платежной системы и обеспечить контроль за их соблюдением участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры;

осуществить привлечение операторов услуг платежной инфраструктуры, исходя из характера и объема операций в платежной системе, обеспечить контроль оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы, а также вести перечень операторов услуг платежной инфраструктуры;

обеспечить (организовать) оценку и управление рисками в платежной системе;

разработать меры обеспечения информационной безопасности в платежной системе и обеспечить контроль их соблюдения;

предусмотреть правилами платежной системы порядок создания и использования гарантийного фонда с учетом требований статьи 19 настоящего Федерального закона;

обеспечить возможность досудебного рассмотрения споров с участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры в соответствии с правилами платежной системы.

2. В случае несоблюдения участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры правил платежной системы оператор платежной системы вправе применять к ним меры воздействия в соответствии с правилами платежной системы.

3. Оператор платежной системы обязан направить в Банк России уведомление.

В срок не более десяти рабочих дней со дня получения уведомления Банк России включает информацию об организации, направившей уведомление, в реестр операторов платежных систем с направлением указанной организации подтверждения, содержащего регистрационный номер оператора платежной системы.

Оператор платежной системы обязан указывать свой регистрационный номер при предоставлении (раскрытии) информации о платежной системе.

Банк России вправе принимать решение об исключении сведений об организации из реестра операторов платежных систем.

Исключение сведений об организации из реестра операторов платежных систем осуществляется Банком России по следующим основаниям и в следующие сроки:

1) на основании заявления оператора платежной системы - со дня представления заявления в Банк России;

2) в случае неоднократного нарушения оператором платежной системы законодательства о национальной платежной системе - со дня принятия решения Банком России;

3) в случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций у оператора платежной системы, являющего кредитной организацией - со дня отзыва лицензии;

4) в случае ликвидации оператора платежной системы как юридического лица - со дня получения сведений о ликвидации Банком России.

Исключение сведений об организации из реестра операторов платежных систем по иным основаниям, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, не допускается.

Со дня, следующего за днем исключения сведений об организации из реестра операторов платежных систем осуществление переводов денежных средств в рамках платежной системы прекращается, а в случаях, предусмотренных в подпунктах 1-3 абзаца пятого настоящего пункта, переводы денежных средств, осуществление которых было начато до указанного дня, должны быть завершены в течение срока, установленного пунктом 2 статьи 861.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. В отношении значимых платежных систем срок прекращения осуществления и завершения переводов денежных средств может быть увеличен Банком России, но не более чем до одного месяца.

Порядок направления уведомления для включения организации в реестр операторов платежных систем, ведения реестра операторов платежных систем, принятия решения об исключении организации из реестра операторов платежных систем устанавливается нормативными актами Банка России.

4. Оператор платежной системы обязан предоставлять в Банк России в порядке и в объеме, установленном нормативным актом Банка России:

правила платежной системы (вносимые в правила изменения), перечень операторов услуг платежной инфраструктуры (вносимые в перечень изменения) в срок не позже десяти дней со дня вступления в силу правил платежной системы (вносимых в правила изменений), включения в перечень операторов услуг платежной инфраструктуры (исключения из перечня);

информацию о своей деятельности, деятельности операторов услуг платежной инфраструктуры (в части оказания услуг платежной инфраструктуры), деятельности участников платежной системы (в части участия в платежной системе).

5. Оператор платежной системы может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора по переводу денежных средств, оператора услуг платежной инфраструктуры и иной деятельностью, если это не противоречит федеральным законам.

Статья 7. Требования к деятельности Банка России в качестве оператора платежной системы

Права и обязанности Банка России в качестве оператора платежной системы определяются нормативными актами Банка России.

Статья 8. Общие требования к деятельности операторов услуг платежной инфраструктуры

1. Оператор услуг платежной инфраструктуры осуществляет свою деятельность в соответствии с правилами платежной системы и договорами, заключаемыми с участниками платежной системы и другими операторами услуг платежной инфраструктуры (для операционных центров).

2. Оператор услуг платежной инфраструктуры может совмещать, в том числе в рамках одной организации, оказание операционных, клиринговых и расчетных услуг (с учетом требований пункта 1 статьи 11).

3. Оператор услуг платежной инфраструктуры может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора по переводу денежных средств, оператора платежной системы и иной деятельностью, если это не противоречит федеральным законам.

4. Операторы услуг платежной инфраструктуры обязаны предоставлять оператору платежной системы информацию о своей деятельности (в части оказания услуг платежной инфраструктуры) в соответствии с правилами платежной системы.

5. Операторы услуг платежной инфраструктуры значимых платежных систем обязаны предоставлять информацию о своей деятельности (в части оказания услуг платежной инфраструктуры) Банку России в порядке и в объеме, установленном нормативным актом Банка России.

6. Банк России осуществляет деятельность оператора услуг платежной инфраструктуры в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России и заключаемых договоров.

Статья 9. Требования к деятельности операционных центров

1. Банк России вправе устанавливать требования к деятельности операционных центров значимых платежных систем, включая требования к бесперебойности, информационной безопасности, а также порядок оценки соответствия операционных центров значимых платежных систем установленным требованиям.

2. Операционные центры не вправе передавать информацию, касающуюся переводов денежных средств, осуществляемых на территории Российской Федерации, на территорию иностранных государств или предоставлять доступ к ней с территории иностранных государств, за исключением случаев резервного хранения указанной информации с правом ее передачи на территорию Российской Федерации или доступа с территории Российской Федерации, в том числе в целях восстановления информации или подтверждения осуществленных переводов денежных средств, при условии гарантий обеспечения операционным центром иностранного государства, осуществляющим резервное хранение информации, соблюдения указанных в настоящем пункте ограничений в отношении третьих государств.

Статья 10. Требования к деятельности клиринговых центров

1. Банк России вправе устанавливать требования к деятельности клиринговых центров значимых платежных систем, касающиеся управления рисками в платежной системе.

2. Клиринговый центр, являющийся кредитной организацией, Внешэкономбанком может становиться в соответствии с правилами платежной системы и заключенными договорами стороной (центральным клиринговым контрагентом) по обязательствам, возникающим (возникшим) у операторов по переводу денежных средств. В указанных целях центральный клиринговый контрагент должен обладать средствами, достаточными для исполнения своих обязательств и участвовать в гарантийном фонде, создаваемом в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Статья 11. Требования к деятельности расчетных центров

1. Расчетным центром может являться Банк России, кредитная организация или Внешэкономбанк.

2. Банк России вправе устанавливать требования к деятельности расчетных центров значимых платежных систем, касающиеся управления рисками в платежной системе.

Комментарий к федеральному закону от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ О национальной платежной системе

Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ вступил в силу 29 сентября 2011 г., а 1 октября 2011 г. "заработали" и те поправки, которые были внесены указанным Законом в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием данного документа (в частности, изменения, внесенные в часть первую НК РФ).

Электронные денежные средства

В соответствии с Законом N 161-ФЗ каждая организация может рассчитываться со своими контрагентами электронными денежными средствами. "Превратить" в электронные деньги можно только те безналичные средства, которые числятся на банковском счете организации.
Денежные средства становятся электронными в том случае, когда организация передает "безнал" оператору электронных денежных средств без открытия банковского счета для того, чтобы рассчитаться с контрагентом.
Электронные денежные средства - это , которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа (п. 18 ст. 3 Закона N 161-ФЗ).
Денежные средства не превращаются в электронные в случае, когда они предоставлены без открытия банковского счета организациям, которые осуществляют:
профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
клиринговую деятельность;
деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Электронные деньги приравнены к реальным

В соответствии с Законом N 161-ФЗ получили официальный статус.
На денежные средства организации может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством. При этом не имеет значения, числятся ли они на банковском счете организации или лежат в "электронном кошельке" (п. 12 ст. 10 Закона N 161-ФЗ).
Более того, операции с "электронным кошельком", так же, как и операции по расчетному счету организации, могут быть приостановлены (п. 11 ст. 10 Закона N 161-ФЗ).
Аналогичные положения появились и в части первой НК РФ.

Принудительное взыскание налога, пеней, штрафа

Если организация не перечислит налоги в бюджет в срок, то взыскание будет обращено сначала на денежные средства на счетах в банке, затем - на электронные денежные средства и только потом - на имущество организации (п. 1 ст. 46 НК РФ). При этом не имеет значения, в какой валюте лежат деньги у организации в "электронном кошельке".
Взыскание электронных денег будет производиться по решению налогового органа в случае, если денежных средств на расчетном счете оказалось недостаточно. Порядок принудительного взыскания прописан в п. 6.1, которым дополнена ст. 46 НК РФ.
В банк, в котором у организации открыт "электронный кошелек", налоговые органы направляют поручение на перевод электронных денежных средств на счет организации.
В поручении должны быть указаны:
реквизиты корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика;
сумма, подлежащая переводу;
реквизиты счета.
Исполнить это поручение банк обязан в течение одного операционного дня. Электронные деньги банк должен зачислить на расчетный счет организации, а затем перечислить в бюджет.
Если в электронном кошельке организации денег недостаточно, то электронные деньги будут списываться по мере поступления.
Если для взыскания недоимки недостаточно электронных денег в рублях, то оно может осуществляться за счет электронных средств в валюте (в таком случае они переводятся на валютный счет организации). Помимо поручения на перечисление налога налоговая инспекция направляет банку поручение на продажу иностранной валюты организации. Такую продажу банк должен осуществить не позднее следующего дня.

Приостановление переводов электронных денег

При взыскании налога налоговые органы могут приостановить переводы электронных денежных средств в порядке и на условиях, установленных ст. 76 НК РФ (п. 8 ст. 46 НК РФ).
Приостановление переводов электронных денежных средств - это прекращение банком всех операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств в пределах суммы, указанной в решении налогового органа (п. 1 ст. 76 НК РФ).
В течение трех дней после приостановки переводов электронных денежных средств банк обязан сообщить в налоговые органы сведения об остатках денежных средств (п. 5 ст. 76 НК РФ).
Приостановление переводов электронных денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа (п. 8 ст. 76 НК РФ).

Чем электронные деньги отличаются от "безнала"?

Между электронными деньгами и безналичными денежными средствами имеются и различия.
Во-первых, безналичные денежные средства зачисляются на банковский счет организации. Следовательно, "безнал" может существовать только при наличии расчетного или текущего счета у организации. Банк может выдавать владельцу счета пластиковую карту, при помощи которой он может использовать свои безналичные денежные средства.
Для электронных денег открывать банковский счет не следует - они располагаются в виртуальном пространстве и называются "электронным кошельком ".
Во-вторых, размер остатка средств в "электронном кошельке" организации ограничен. На конец рабочего дня он не должен превышать 100 000 руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 руб. по официальному курсу Банка России (п. 7 ст. 10 Закона N 161-ФЗ). Электронные деньги, которые превышают установленный предел, переводятся на банковский счет организации.
В-третьих, получить электронные деньги и осуществлять расчеты электронными деньгами организация может только с физическими лицами (п. 9 ст. 7 Закона N 161-ФЗ). Между юридическими лицами расчеты электронными деньгами не предусмотрены.
В-четвертых, организации не могут уплачивать налоги электронными деньгами.

Оператор электронных денежных средств

Для создания, наполнения и использования "электронного кошелька" организации необходимо заключить договор с оператором электронных денежных средств.
Оператор электронных денежных средств - это оператор по переводу денежных средств, который осуществляет перевод электронных денежных средств без открытия банковского счета (перевод электронных денежных средств).
Оператором электронных денежных средств (далее - оператор ЭДС) может стать кредитная организация, которая имеет право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций.
Кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии Банка России имеет право осуществлять банковские операции, указанные в ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Напомним, что кредитные организации подразделяются на банки и небанковские кредитные организации.
Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять отдельные банковские операции. Например:
осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц;
инкассировать денежные средства, векселя, платежные и расчетные документы;
производить кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
покупать и продавать иностранную валюту в наличной и безналичной форме;
выдавать банковские гарантии;
осуществлять переводы денежных средств.
Помимо перечисленных операций банки имеют право открывать и вести банковские счета граждан и организаций, привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, предоставлять кредиты.
О начале своей деятельности по переводу электронных денег кредитная организация должна уведомить Банк России в течение десяти рабочих дней (п. 4 ст. 12 Закона N 161-ФЗ).
На оператора ЭДС возложена обязанность установить правила осуществления перевода электронных денежных средств, в том числе порядок предоставления клиентам электронных средств платежа и осуществления перевода электронных денежных средств с их использованием.

Как создать "электронный кошелек"?

Создать "электронный кошелек" организация может как в том банке, где у нее открыт расчетный счет, так и в иной кредитной организации. В этом случае организации необходимо сообщить оператору ЭДС сведения о банковском счете, который у нее открыт в другой кредитной организации (п. 23 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Направлять деньги в "электронный кошелек" организация может только со своего банковского счета (п. 3 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Оператор ЭДС ведет учет операций, которые организация осуществляет через "электронный кошелек", и предоставляет клиентам информацию об остатке электронных денег (п. 4 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Оператору ЭДС запрещено предоставлять клиенту денежные средства для увеличения остатка на счете; он также не вправе начислять проценты на остаток электронных денежных средств или выплачивать вознаграждение клиенту (п. 6 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Если организация создает "электронный кошелек", то она должна уведомить об этом налоговые органы, что установлено новым пп. 1.1, которым дополнен п. 2 ст. 23 НК РФ.
Сведения о возникновении или прекращении права использования корпоративных электронных средств платежа для перевода электронных денежных средств необходимо представить в течение семи календарных дней со дня возникновения или прекращения такого права. Однако ответственность за нарушение сроков представления сведений в налоговые органы по-прежнему предусмотрена только в отношении открытия или закрытия счетов в банке, поскольку никаких изменений в ст. 118 НК РФ не внесено. Сумма штрафа за такое правонарушение составляет 5000 руб. (п. 1 ст. 118 НК РФ).
За несвоевременное представление сведений об открытии "электронного кошелька" специалисты налоговых органов могут оштрафовать организацию на основании п. 1 ст. 126 НК РФ. При этом сумма штрафа составит всего 200 руб.
По мнению специалистов налоговых органов, организацию можно оштрафовать за подобное правонарушение и на основании ст. 129.1 НК РФ, предусматривающей ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу. Размер штрафа в этом случае составляет 5000 руб.

Поступления в "электронный кошелек"

Содержимое "электронного кошелька" организации может пополняться за счет поступлений от физических лиц. Юридические лица и индивидуальные предприниматели переводить электронные деньги организации не имеют права.
При этом договором с оператором ЭДС может быть предусмотрена возможность автономного режима использования средств платежа. В этом случае уменьшение "электронного кошелька" физического лица (плательщика) и зачисление электронных денежных средств в "электронный кошелек" организации (получателя) происходят неодновременно.

Как потратить электронные деньги?

Для того чтобы перевести электронные деньги получателю, организации необходимо направить оператору ЭДС распоряжение (п. 7 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Распоряжение о переводе электронных денег организация передает исключительно с использованием корпоративного электронного средства платежа (далее - КЭСП).
Электронное средство платежа - это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора ЭДС составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием:
информационно-коммуникационных технологий;
электронных носителей информации, в том числе платежных карт;
иных технических устройств.
Использование КЭСП осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного организацией с оператором ЭДС (п. 1 ст. 9 Закона N 161-ФЗ).
Здесь следует обратить внимание на то, что банк предоставляет организации право использовать КЭСП для перевода электронных денежных средств только при представлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (п. 1 ст. 86 НК РФ). При этом оператор ЭДС идентифицирует организацию в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Идентификация юридического лица - это установление следующих сведений: наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения (пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
Распоряжение о переводе электронных денежных средств оператор ЭДС должен выполнять незамедлительно.
Перевод электронных денежных средств осуществляется путем одновременного принятия оператором ЭДС распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя на сумму перевода.
Условиями договора с оператором ЭДС может быть предусмотрена и другая схема - перевод электронных денежных средств осуществляется по распоряжению получателя (п. 7 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Остаток электронных денег может быть переведен на банковский счет организации (п. 22 ст. 7 Закона N 161-ФЗ). Туда же направляются и электронные деньги, превышающие установленный размер остатка в "электронном кошельке" в размере 100 000 руб. (п. 9 ст. 10 Закона N 161-ФЗ).
Банки обязаны выдавать налоговым органам справки об остатках и переводах электронных денежных средств в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа (п. 2 ст. 86 НК РФ). Данную информацию специалисты налоговых органов могут запросить:
после вынесения решения о взыскании налога;
в случае принятия решения о приостановлении переводов электронных денежных средств.
За нарушение банком его обязанностей, связанных с электронными денежными средствами, новой ст. 135.2 НК РФ предусмотрена ответственность.

3.1. Организация деятельности операторов по переводу денежных средств

В настоящее время национальная платежная система строится в соответствии с потребностями субъектов национальной платежной системы и их клиентов в платежных услугах, при оказании которых широко использовались возможности современных технологий.

Количественная характеристика субъектов национальной платежной системы на 1.01.2014 года представлена на рис. 3.1.1.

Рис. 3.1.1. Субъекты национальной платежной системы России.

При этом сеть учреждений субъектов национальной платежной системы, предоставляющих платежные услуги, насчитывала: по Банку России – 505 подразделений Банка России, по кредитным организациям – 956 головных офисов, 2,3 тыс. филиалов и 42,6 тыс. внутренних структурных подразделений, по ФГУП «Почта России» – 41,6 тыс. стационарных отделений почтовой связи. За январь-сентябрь 2013 года через национальную платежную систему было проведено 3,2 млрд. платежей на сумму 321,3 трлн. рублей. В среднем ежедневно осуществлялось 15,1 млн. платежей на сумму 6,4 трлн. рублей. В рамках национальной платежной системы функционировали две системно значимые платежные системы: платежная система Банка России и Платежная система НКО ЗАО НРД.

В соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» оператор по переводу денежных средств – организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств.

Операторами по переводу денежных средств являются:

1) Банк России;

2) кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств;

3) государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Отметим, что право кредитной организации на осуществление перевода денежных средств должно быть прописано в лицензии на осуществление банковских операций.

Банк России осуществляет деятельность оператора по переводу денежных средств в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Федеральным законом N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и нормативными актами Банка России.

Кредитные организации осуществляют деятельность операторов по переводу денежных средств в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Федеральным законом № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и нормативными актами Банка России.

Внешэкономбанк осуществляет деятельность оператора по переводу денежных средств в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и Федеральным законом N 82-ФЗ «О банке развития».

Количество учреждений операторов по переводу денежных средств на 01.10.2013 составило 46897 ед., на 01.01.2013 – 46 451 ед., т. е. за 9 мес. увеличилось на 1 %. Из этого количества: 504 учреждения Банка России, 942 кредитные организации, 2093 филиала кредитных организаций, 24521 дополнительный офис, 18837 иных внутренних структурных подразделений кредитных организаций. Количество учреждений операторов по переводу денежных средств в расчете на 1 млн. жителей составило 327 ед..

В 2013–2014 годах продолжилось сокращение числа кредитных организаций (с 956 на 01.01.2013 до 923 на 01.01.14) и их филиалов (на 16,3 %, до 2005). Во многом эта тенденция связана с проводимой Банком России санацией банковского сектора и продолжающейся оптимизацией крупными многофилиальными банками сети своих региональных подразделений.

Характеризуя деятельность операторов по переводу денежных средств, необходимо рассмотреть вопрос об открытии и ведении счетов клиентов.

Для осуществления переводов денежных средств в безналичной форме операторы по переводу денежных средств открывают своим клиентам следующие виды счетов :

1. Текущие предназначены для учета денежных средств физических лиц, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности. В зависимости от того является клиент резидентом или нерезидентом банки могут открывать 2 типа текущих счетов: текущие счета резидентов, текущие счета нерезидентов.

Текущие счета открываются и ведутся в валюте Российской Федерации или иностранной валюте на основании заключенного сторонами (банком и клиентом-физическим лицом) договора банковского счета.

2. Карточные текущие счета предназначены для учета денежных средств физических лиц на банковской карте, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Так же как и для текущих счетов в зависимости от того является клиент резидентом или нерезидентом банки могут открывать 2 типа карточных счетов: карточные счета резидентов; карточные счета нерезидентов.

Карточные счета аналогично текущим счетам могут быть рублевыми и валютными. Основанием для открытия карточного текущего счета может быть договор банковского счета, заключенный между банком и клиентом-физическим лицом, а также другие формы двусторонних соглашений, например, акцептованное банком заявление (анкета) на открытие карточного счета.

3. Расчетные счета. В практике основной группой счетов, которые открываются банками фактически на ежедневной основе, являются расчетные счета. Назначение таких счетов весьма многообразно. Они открываются:

– для совершения любых расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью;

– для совершения расчетов, связанных с финансовой деятельностью, имеющей коммерческий характер;

– для совершения расчетов, связанных с некоммерческой деятельностью;

– для учета переводных операций организаций федеральной почтовой связи, а также средств, направляемых уполномоченными органами на выплату пенсий и пособий;

– для учета сумм поступлений и расходования денежных сумм физических лиц – индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, осуществлением в установленном законодательством РФ порядке частной практикой;

– для учета денежных средств и расчетов юридических лиц – нерезидентов без использования специальных банковских счетов.

Подробнее остановимся на характеристиках основных расчетных счетах, которые могут открываться банками в зависимости от статуса клиента и характера его деятельности:

А) Расчетные счета финансовых организаций открываются для совершения расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью финансовых организаций, как в рублях, так и в иностранной валюте. При этом к финансовым организациям относят таких юридических лиц, которые представляют услуги финансового характера. В их состав входят: инвестиционные фонды и компании, трастовые, лизинговые, факторинговые компании, товарные и валютные биржи, брокерские организации, оперирующие на фондовом рынке, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и ряд других. Основанием для открытия банковского счета данного типа должен быть заключенный между банком и клиентом-финансовой организацией договор банковского счета.

Б) Расчетные счета коммерческих организаций. Основная цель открытия таких расчетных счетов – совершение с их использованием расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью. Подобные счета открываются коммерческим организациям, а именно, юридическим лицам, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли (среди них – хозяйственные товарищества и общества, полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества, дочерние и зависимые общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

Расчетные счета могут открываться для коммерческих организаций как в рублях, так и в иностранной валюте на основании договора банковского счета, заключенного между банком и клиентом-юридическим лицом.

В) Расчетные счета некоммерческих организаций. Напомним, что некоммерческими организациями являются юридические лица, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться в виде общественных, религиозных организаций (объединений), фондов, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, объединений – юридических лиц (ассоциации, союзы), а также в других формах, предусмотренных действующим законодательством.

Банки открывают рублевые и валютные расчетные счета таким организациям с целью совершения расчетов, связанных с их некоммерческой деятельностью. Счет некоммерческой организации также как и многие банковские счета открывается на основании договора банковского счета, заключенного между банком и клиентом.

Г) Расчетные счета организаций Федеральной почтовой связи. Это расчетные счета особого рода, открываются с целью учета переводных операций организаций Федеральной почтовой связи, а также учета средств, направляемых уполномоченными органами на выплату пенсий и пособий. Счета открываются в банках только в том случае, если в нормативных правовых актах предусмотрено открытие подобных счетов именно в этих в кредитных организациях.

Основанием для открытия банковского счета данного типа является заключенный между банком и клиентом-организацией Федеральной почтовой связи договор банковского счета.

Д) Расчетные счета индивидуальных предпринимателей открываются индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой (например, адвокатам, нотариусам). На основании заключенного между банком и предпринимателем (адвокатом, нотариусом) договора банковского счета расчетный счет может быть открыт как в рублях, так и в иностранной валюте, в зависимости от потребностей потенциального клиента.

Основная цель открытия таких счетов – это учет сумм поступлений и расходования денежных сумм физических лиц – индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, осуществлением в установленном законодательством РФ порядке частной практики.

Е) Расчетные счета юридических лиц – нерезидентов открываются для учета денежных средств и расчетов юридических лиц – нерезидентов без использования специальных банковских счетов, как в рублях, так и в иностранной валюте. Основанием для открытия банковского счета данного типа является заключенный между банком и организацией-нерезидентом договор банковского счета.

4. Бюджетные счета. В зависимости от государственного органа, которому открывается счет, уровня бюджета (федеральный, субъекта РФ, местный) и непосредственно самой цели открытия бюджетного счета можно выделить следующие их виды:

– бюджетные счета Федерального казначейства и его территориальных органов;

– бюджетные счета Министерства финансов РФ;

– бюджетные счета распорядителей и получателей средств бюджета;

– прочие бюджетные счета.

Практически все бюджетные счета могут открываться кредитными организациями в валюте Российской Федерации или иностранной валюте. Основанием для их открытия служит заключенный сторонами договор банковского счета.

5. Счета внебюджетных фондов. К ним относятся банковские счета, открываемые Пенсионному фонду РФ, Фонду социального страхования РФ, Федеральному и территориальным фондам обязательного медицинского страхования, фондам социальной поддержки населения, внебюджетных фондов субъектов РФ и муниципальных образований для учета поступления и расходования средств указанных внебюджетных фондов.

6. Корреспондентские счета и субсчета открываются на основании договора о корреспондентских отношениях, кредитным организациям и их филиалам. Во втором случае и появляется приставка «суб-», как бы показывая статус открываемого корреспондентского счета («счет» – головной банк; «субсчет» – филиал). Основное назначение корреспондентских счетов (субсчетов) – учет денежных средств кредитной организации (филиала кредитной организации) и расчетов с ней (с ним – относительно филиала).

7. Счета доверительного управления. Для ведения учета операций с имуществом, полученным банком в доверительное управление, открываются счета доверительного управления. Благодаря этому имущество, принадлежащее учредителям управления, учитывается обособленно от имущества самого банка, выступающего доверительным управляющим.

Счета доверительного управления делятся на активные, на которых учитывается имущество, полученное в траст (денежные средства, ценные бумаги, драгоценные металлы и прочее имущество), и пассивные, отражающие источники покрытия этого имущества. Кроме того, в числе счетов доверительного управления предусмотрено открытие счетов для учета расчетов по доверительному управлению, расходов и доходов, прибылей и убытков по доверительной деятельности.

8. Специальные банковские счета. Специальные банковские счета имеют специальное назначение и поэтому могут быть открыты в настоящее время коммерческим банком ограниченному кругу лиц и для реализации определенных целей. К специальным банковским счетам среди прочих относятся специальные банковские счета банковского платежного агента, банковского платежного субагента, платежного агента, поставщика, торговый банковский счет, клиринговый банковский счет, счет гарантийного фонда платежной системы открываются юридическим лицам, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям в случаях и в порядке, установленных законодательством РФ для осуществления предусмотренных им операций соответствующего вида.

9. Депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов открываются соответственно судам, подразделениям службы судебных приставов, правоохранительным органам, нотариусам для зачисления денежных средств, поступающих во временное распоряжение, при осуществлении ими установленной законодательством Российской Федерации деятельности и в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

10. Счета по вкладам (депозитам) открываются физическим и юридическим лицам для учета денежных средств, размещаемых в банках с целью получения доходов в виде процентов, начисляемых на сумму размещенных денежных средств.

Основанием открытия банковского счета является заключение договора банковского счета и представление всех документов. Договор банковского счета предполагает, что банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Деятельность операторов по переводу денежных средств напрямую связана с организацией денежных переводов, о правилах осуществления которых подробно изложено в п.2.3. настоящего пособия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Рынок ценных бумаг. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

62. Организация денежных расчетов Любая национальная система денежных расчетов обслуживает весь платежный оборот той или иной страны.Денежные расчеты по операциям с цененными бумагами – только часть выполненных его функций.Ценные денежные бумаги – это коммерческие и

Из книги Банковское право автора Рождественская Татьяна Эдуардовна

1. Размещение денежных средств Сутью банковской деятельности является трансформация сбережений в инвестиции. Поэтому законодателю важно было подчеркнуть правомочие кредитной организации направлять привлеченные во вклады денежные средства в качестве инвестиций и

автора

7.4. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА РАСЧЕТНОМ СЧЕТЕ Сельскохозяйственные предприятия ведут расчеты по своим обязательствам с другими организациями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые

Из книги Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве автора Бычкова Светлана Михайловна

7.5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА ВАЛЮТНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СЧЕТАХ, ПЕРЕВОДОВ В ПУТИ Кроме расчетных счетов, у сельскохозяйственных предприятий могут быть открыты в банках валютные и специальные счета.Сельскохозяйственные предприятия могут открывать валютные

Из книги Бухгалтерский учет в страховании автора Красова Ольга Сергеевна

3.6 Учет денежных средств Денежные средства организации могут находиться в виде наличных денег и денежных документов на расчетных, текущих, специальных счетах в банках, в выставленных аккредитивах, чековых книжках и т. д.Порядок хранения и расходования денежных средств,

Из книги Анализ финансовой отчетности. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

79. Анализ денежных средств В бухгалтерском балансе отражают денежные средства, находящиеся на дату составления отчетности в кассе, на расчетных и валютных счетах, на специальных счетах в кредитных организациях (за исключением, отражаемых на депозитных счетах, которые в

Из книги Бухгалтерский учет и налогообложение от создания до ликвидации организации автора Красова Ольга Сергеевна

2.2 Учет денежных средств Денежные средства организации могут находиться в виде наличных денег и денежных документов на расчетных, текущих, специальных счетах в банках, в выставленных аккредитивах, чековых книжках и т. д.Порядок хранения и расходования денежных средств,

автора Коллектив авторов

3.3. Организация деятельности операторов платежной системы Согласно определению, изложенному в п. 6 ст. 3 Федерального закона № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», под оператором платежной системы следует понимать юридическое лицо, определяющее правила

Из книги Платежные системы автора Коллектив авторов

3.4. Организация деятельности операторов услуг платежной инфраструктуры Раскрывая понятие «оператор услуг платежной инфраструктуры», Федеральный закон № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» перечисляет возможные статусы операторов, а именно – операционный

Из книги Основы кибернетики предприятия автора Форрестер Джей

14.4.8. Потоки денежных средств Диаграмма потоков денежных средств представлена на рис. 14–15. Согласно ранее сказанному, эти потоки мы используем лишь для оценки работы системы в оставшейся части модели. Предполагается, что состояние кассовой наличности, темпы изменения и

Из книги Экономический анализ автора Литвинюк Анна Сергеевна

41. Состав, структура и движение денежных средств по видам деятельности организации Большинство видов хозяйственных операций организации в той или иной форме связано с поступлением или выбытием де нежных средств.Для осуществления своих расходов организация должна

Из книги Бухгалтерский учет в медицине автора Фирстова Светлана Юрьевна

Глава 3. Бухгалтерский учет финансовых активов (денежных средств). Порядок учета наличных денежных средств и кассовых операций (1-й ур.) Нормативная база Организация ведения кассовых операцийРасчеты наличными денежными средствами осуществляются через кассу и

Из книги Учредитель и его фирма [От создания ООО до выхода из него] автора Анищенко Александр Владимирович

2.1.1. Внесение денежных средств Взнос денег в уставный капитал осуществляется на расчетный счет или в кассу организации. Поступление денежных взносов учредителей в кассу фирмы обязательно оформляется приходным кассовым ордером.Внесение учредителем своего вклада в

Из книги Закон о СМИ автора Автор неизвестен

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Статья 7. УчредительУчредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредителем (соучредителем) печатного средства

Из книги Турбостратегия. 21 способ повысить эффективность бизнеса автора Трейси Брайан

Поток денежных средств – это всё Рассмотрите движение денежных средств и уровень прибыльности для каждого товара, услуги и области деятельности вашей компании. Растут ваши прибыли или падают? Согласуются ли они с бюджетом или выходят за его рамки? Взгляните на

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Источники денежных средств К кому вы обратитесь в поисках необходимых денег? Какие обязательства вам придется принять на себя и в чем будут состоять ваши выгоды? В представленных в конце главы таблицах вы найдете краткое описание различных источников долгового и

«О национальной платежной системе» . «Электронные деньги» были признаны на законодательном уровне. В частности, было закреплено само понятие «электронных денег» - денежные средства, которые внесены клиентами в кредитные организации, которые учитываются без открытия банковских счетов». Право на выпуск «цифровой валюты» имеют теперь организации, которые обладают минимальным уставным капиталом в размере не менее 18 млн. руб. Чтобы стать оператором электронных денег, таким НКО (небанковские кредитные организации) достаточно уведомить Центробанк.

Обсудить закон «О национальной платежной системе» и его возможное влияние на работу интернет–магазинов SEOnews решил со специалистами юридической фирмы «КЛИФФ»:

Еленой Денисовой , руководителем коммерческой практики гражданско-правового департамента, и

Светланой Максимовой, ведущим аудитором Департамента аудита и бухгалтерского сопровождения.


Оператор платежной системы, оператор по переводу денежных средств, оператор электронных денег…. В чем разница?

Елена: ФЗ № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», принятым 27 июня 2011 г., даны следующие определения основных участников платежных систем.

Под оператором платежной системы следует понимать юридическое лицо, фактически организовавшее такую систему. Операторами платежной системы могут являться Банк России, Внешэкономбанк, кредитные, а также не кредитные организации (т.е. любое юридическое лицо при соблюдении определенных условий, установленных названным ФЗ). В качестве примера не кредитной организации, которая сможет принять статус оператора платежной системы, можно привести наиболее крупных игроков этого рынка, таких как: WebMoney, ЯндексДеньги, операторы международных платежных систем Visa и MasterCard и прочие крупные платежные системы (при условии, что они будут подпадать под критерии установленные ФЗ о минимальном размере активов и пр.). Кроме того, поскольку в число платежных инструментов, наравне с кредитными картами, войдет обычный мобильный телефон, к операторам платежной системы можно будет также отнести операторов сотовой связи.

К операторам по переводу денежных средств новый ФЗ относит Банк России, государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств (п.1 ст.11 ФЗ №161-ФЗ). Таким образом, кредитные организации, в лицензии которых отсутствует указание на возможность осуществления операций по переводу денежных средств, не смогут стать операторами по переводу денежных средств.

Оператором электронных денежных средств признается кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная п. 1 части третьей ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» (п.1 ст.12 ФЗ). Т.е. небанковская кредитная организация, в лицензии которой будет отсутствовать указание на возможность осуществления операций по переводу денежных средств, не сможет осуществлять деятельность в качестве оператора электронных денежных средств и осуществлять перевод электронных денежных средств.

Примером оператора электронных денег могут служить уже ранее названные игроки. Однако, для осуществления названными игроками деятельности в качестве операторов электронных денег им необходимо будет получить соответствующую лицензию ЦБ РФ.

Разница между вышеназванными операторами можно наглядно продемонстрировать в следующей таблице:

Основные Критерии

Оператор платежной системы

Оператор электронных денежных средств

Оператор по переводу

денежных средств

Субъекты

Любые юридические лица

Кредитные организации, в том числе небанковские кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств

Банк России

Внешторгбанк

Кредитные организации, имеющие право на осуществление переводов денежных средств

Функционал

ü Создает платежную систему;

ü Определяет правила функционирования ПС;

ü Создает систему управления рисками; Обеспечивает возможность рассмотрения споров с участниками и операторами ПС

Фактически является одним из участников ПС и устанавливает только правила осуществления перевода ЭДС

Фактически является одним из участников ПС

Осуществляет свою деятельность в соответствии с банковским законодательством РФ

Порядок принятия статуса

Для организаций, не являющаяся кредитными необходимо направить регистрационное заявление по форме и в порядке, которые установленные Банком России.

Банк России осуществляет соответствующую деятельность с даты вступления ФЗ в силу

Обязаны уведомить Банк России о начале своей деятельности в соответствующем статусе не позднее 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронных денежных средств.

Осуществляют деятельность в качестве оператора по переводу денежных средств со дня вступления ФЗ в силу

Какие участники структуры могут быть некредитными организациями?

Елена: Юридические лица, не являющиеся кредитными организациями, могут участвовать в платежной системе в статусе: операторов платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры (таких как операционный центр, платежный клиринговый центр и расчетный центр); банковские платежные агенты.

Возможно ли совмещать деятельность оператора электронных денег с иными видами деятельности внутри НПС (национальной платежной системы)?

Елена: Как указывалось выше, операторами электронных денег будут признаваться кредитные организации, в том числе небанковские кредитные организации, имеющие право (предоставленное соответствующей лицензией) на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (п.1 ст.12 ФЗ №161-ФЗ).

В соответствии с положениями ФЗ «О банках и банковской деятельности» небанковской кредитной организацией признается кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные ФЗ и лицензией на осуществление такой деятельности. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

В соответствии с ст.5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Указанные ограничения не распространяются на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами и предусматривающих либо обязанность одной стороны договора передать другой стороне товар, либо обязанность одной стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать товар, если обязательство по поставке будет прекращено без исполнения в натуре.

Таким образом, на операторов электронных денег будут распространяться все ограничения и требования, установленные действующим законодательством РФ для кредитных организаций. Осуществление операторами электронных денег видов деятельности, приведенных в качестве примера в вопросе, невозможно.

Что касается второго вопроса о возможности совмещения операторами электронных денег с иными видами деятельности внутри НПС, на него может быть дан положительный ответ. Операторы электронных денег могут совмещать свою деятельность с деятельностью иных субъектов платежной системы, с учетом имеющихся ограничений, предусмотренных для операторов электронных денег получивших статус небанковской кредитной организации. Напомним, что оператор электронных денег, созданный в форме НКО не сможет осуществлять деятельность в качестве оператора по переводу денежных средств, центрального платежного клирингового контрагента, а также расчетного центра.

Что изменится в практической схеме работы интернет - магазинов, принимающих оплату за товары от пользователей через Интернет? Какие меры необходимо предпринять владельцам магазинов, чтобы узаконить теперь свою деятельность?

Елена: После вступления ФЗ №161-ФЗ и №162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» 29.09.2011г в практической схеме работы интернет - магазинов, принимающих оплату за товары от пользователей, существенным образом ничего не измениться. Однако, в последствие, таким участникам рынкам необходимо будет открыть специальный расчетный счет у оператора по переводу денежных средств и оператора по переводу электронных денег (для возможности использования ЭСП), а также стать банковскими платежными агентами для сохранения статуса оператора по приему денежных средств (в соответствии с положениями ФЗ № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» в ред. ФЗ №162-ФЗ от 27.06.2011).

Электронные средства платежа могут быть персонифицированными и неперсонифицированными (неидентифицированные и только физические лица). Для первого вида нет ограничений по месячным переводам, для второго – 40 тысяч рублей. Остаток по счету не должен превышать соответственно100 и 15 тысяч рублей. Насколько я понимаю, эти ограничения можно обойти, просто заведя, например, несколько карт на одно лицо, не так ли?

Светлана: Статьей 10 Закона №161-ФЗ ограничен размер остатков электронных денежных средств, а также общая сумма переводимых электронных денежных средств в использованием неперсонифицированного средства платежа в месяц 40 тыс. руб. При этом данные ограничения относятся ко всем видам электронных денежных средств у одного оператора (например: WMR, WMZ, WME, WMU, WMB, WMY, WMC, WMZ, WMG). На наш взгляд данные ограничения можно обойти, имея ЭСП у разных эмитентов таких средств платежа.

Предположим, ЭСП – это карта пользователя, физ. лица. Если идет речь о юр. лице, например, интернет - магазине. Его лицевой счет считается ЭСП? Будут ли здесь действовать ограничения? Ведь обороты таких магазинов превышают 100 тысяч.

Светлана: Во-первых, хотелось бы напомнить, что расчеты электронными денежными средствами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрещены (ч. 9 ст.7 Закона №161-ФЗ).

Во-вторых, ограничения установленные ч.7 ст.10 Закона №161-ФЗ, говорят об остатках (а не об оборотах) электронных денежных средств.

В-третьих, необходимо напомнить определение ЭСП, данное в пункте 19 ст.3 Закона №161-ФЗ

Электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Клиенты - юридические лица или индивидуальные предприниматели предоставляют денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием своего банковского счета. Для юридических лиц ЭСП – это специальный банковский счет открытый для приема электронных денег.

Таким образом, если физические лица используют банковские карты для расчетов с интернет - магазином ограничения, предусмотренные ст.10 Закона №161-ФЗ, на данный случай не распространяются.

Если интернет – магазины принимает в счет оплаты электронные денежные средства через ЭСП ограничения, предусмотренные ст.10 Закона №161-ФЗ, на данный случай распространяются.

Как и кто сможет обналичить виртуальные деньги?

Елена, Светлана: Обналичить можно только персонифицированные электронные денежные средства. То есть, это могут сделать физические лица идентифицированные в соответствии с законом №115-ФЗ от 07.08.01 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ч.21 ст.7 Закона №161-ФЗ). Остатки электронных денежных средств неперсонифицированных физических лиц и юридических лиц могут быть переведены только на банковский счет (ч.20 и 22 ст.7 Закона №161-ФЗ).

Для обналичивания электронных денежных средств или перевода их на банковский счет клиент дает соответствующее распоряжение оператору электронных денежных средств.

Закон дает огромные полномочия ЦБ. Как вы оцениваете перспективу его действия в этой структуре? Будет ли это регламентная или ограничительная деятельность?

Елена: На наш взгляддеятельность ЦБ РФ и его действия, в том числе надзорные и контрольные функции, не будут сильно отличаться от существующих в отношении банковской сферы, а его деятельность будет носить скорее смешанный характер, т.е регламентно-ограничительный. Мы считаем, что основной целью законодателя, при предоставлении столь широких полномочий для ЦБ, было урегулирование этого рынка и выстраивание системы с той же четкостью и возможностью контроля, что и при построении банковской деятельности.

Закон «О национальной платёжной системе» был принят и опубликован в конце июня. Когда закон вступит в силу и вступит ли он целиком?

Елена : Федеральный закон об НПС вступает в силу 29 сентября 2011 г. частично. Стоит отметить, что ФЗ будет вступать в силу «частями», в течение следующих 15 (пятнадцати) месяцев соответственно все участники этого рынка будут иметь определенное время для подготовки необходимых документов, принятия какого либо статуса в качестве субъектов платежной системы, а также для привидения в соответствие своих действующих документов.


© 2024
russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал