27.12.2023

Пример компенсации внешних эффектов. Роль государства в современной экономике. Внешние эффекты и общественные блага. Четыре направления действий внешних эффектов


Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

13.1 Внешние эффекты

Внешние эффекты (их еще называют экстерналии (англ. externality) – влияние деятельности одного экономического агента на благосостояние другого, которое не находит отражения в рыночной цене блага. При отрицательном внешнем эффекте третьи лица, не вовлеченные в сделку (то есть это ни продавцы, ни покупатели), несут издержки. При положительном внешнем эффекте третьи лица имеют выгоды.

Как мы показывали в предыдущих главах, цены являются лучшим носителем информации в рыночной экономике, позволяя миллионам покупателям и продавцов получать релевантные сигналы и координировать усилия . Однако при наличии внешних эффектов рыночный механизм дает сбой: ведь цены не отражают интересов всех участников рынка, и рыночное равновесие уже не является эффективным.

Рассмотрим подробнее действие отрицательных и положительных внешних эффектов

Для того, чтобы оценить влияние внешних эффектов на рыночное равновесие, мы обратимся к знакомым графикам спроса и предложения. По главе «Спрос» мы помним, что спрос представляет собой готовность заплатить за товар предельного покупателя, который выбирает между различными вариантами удовлетворения потребительского спроса. То есть спрос отражает частные предельные выгоды (marginal private benefits, MPB). Предложение товара отражает предельные издержки на производства товара производителей, которые имеют ресурсы и делают выбор между производством различных товаров. Кривая предложения отражает предельные частные издержки (marginal private cost, MPC).

При наличии внешних эффектов на рынке существуют неучтенные в цене интересы третьих лиц, экстернами (externalities). Это и есть внешние эффекты: неучтенные предельные выгоды (marginal external benefit, MEB) или неучтенные предельные издержки (marginal external cost, MEC).

Рассматривают следующие виды внешних эффектов:

  1. Отрицательный внешний эффект в производстве
  2. Отрицательный внешний эффект в потреблении
  3. Положительный внешний эффект в производстве
  4. Положительный внешний эффект в потреблении

13.1.1.Отрицательный внешний эффект в производстве

Наиболее популярный пример отрицательного внешнего эффекта в производстве – это загрязнение окружающей среды. Например, крупный промышленный завод сливает сточные воды в реку и выбрасывает диоксид углерода в атмосферу. В результате этого ущемляются интересы многих лиц: люди больше не могу купаться в чистой воде и дышать свежим воздухом, недвижимость и земля в стоящем рядом на берегу реки коттеджном поселке начинает падать, а располагающееся рядом рыбное хозяйство начинает терять уловы рыбы. Ни один из данных эффектов не учтен в цене продукции завода.

В этом случае предельные общественные издержки (marginal social cost, MSC) оказываются больше предельных частных издержек (то есть издержек завода) на величину предельных внешних издержек (то есть на величину внешнего эффекта):

MSC = MPC + MEC

Графически данная ситуация изображается следующим образом:

При наличии отрицательного внешнего эффекта в производстве предельные общественные издержки оказываются выше предельных частных издержек. При этом предельные общественные выгоды равны предельным частным выгодам.

В этом случае равновесие рынка находится в точке, тогда как общественно оптимальное равновесие находится в точке B.

То есть с точки зрения общества товара должно производиться и потребляться меньше, а стоить он должен дороже.

13.1.2. Отрицательный внешний эффект в потреблении

Также возможна ситуация, когда потребление блага сопровождается отрицательным внешним эффектом для третьих лиц. Классическим примером является прослушиване громкой музыки. В этом случае ваше потребление создает издежрки для соседей.

В этом случае предельные общественные выгоды (marginal social benefit, MSB) оказываются ниже предельных чатсных выгод (marginal private benefit, MPB) на величину предельных внешних выгод (marginal external benefit, MEB).

MSB = MPB - MEB

С точки зрения общественных интересов товара должно производиться и потребляться меньше, и стоить он должен дешевле.

13.1.3. Положительный внешний эффект в производстве

Классическим примером положительного внешнего эффекта в производстве являются инновации. Фирмы в процессе производственной деятельности в поиске эффективных способов производства нередко прибегают к инновациям, которые вскоре становятся доступными для всего общества.

В этом случае предельные общественные издержки (marginal social cost) оказываются ниже предельных частных издержек (marginal private cost) на величину предельных внешних издержек (marginal external cost):

MSC = MPC - MEC

При положительном внешнем эффекте в производстве товара с точки зрения общественных интересов товара должно производиться и потребляться больше, а стоить он должен дешевле.

13.1.4. Положительный внешний эффект в потреблении

Допустим, вы решили облагоустроить собственный подъезд. На свои деньги вы покупаете красивые кустарники и деревья, вешаете на стены красивые картины. Но выгоду от вашей покупки получаете не только вы, но и остальные жители подъезда.

В этом случае третьи лица получают выгоды от процесса вашего потребления, и предельные общественные выгоды (marginal social benefit) становятся выше ваших предельных частных выгод (marginal private benefits) на величину предельных внешних выгод ваших соседей (marginal external benefit):

MSB = MPB + MEB

С точки зрения общественных интересов товара должно производиться больше и стоить он должен дороже.

Данные примеры внешних эффектов позволяют сделать вывод: при отрицательных внешних эффектах, в производстве или потреблении, с точки зрения общественных интересов товара должно производиться меньше, то есть он производится в избыточном количестве. При положительных внешних эффектах, наоборот, товар производится в недостаточном количестве. То есть с точки зрения общественных интересов товара должно производиться больше.

Поскольку внешние эффекты приводят к неэффективному распределению ресурсов, общество ищет способы их устранения. Устранение внешних эффектов заключается в обращении внешних эффектов во внутренние издержки или выгоды, и называется этот процесс «интернализация» .

Интернализация – обращение внешних эффектов третьих лиц во внутренние издержки или выгоды участников рынка.

Один из способов интернализации внешних эффектов заключается в налогообложении или субсидировании участников, которые производят отрицательный или положительный внешний эффект.

Одним из способов интернализации отрицательного внешнего эффекта в производстве, например при загрязнении окружающей среды, выступает налогообложение предприятий, осуществляющих вредные выбросы. Данные налоги называются «налоги Пигу» по имени американского экономиста Артура Пигу, который впервые предложил интернализацию внешних эффектов таким образом.

«Налог Пигу» увеличивает предельные издержки завода таким образом, чтобы новая цена и объем производства отвечали общественно оптимальным интересам:

В случае положительного внешнего эффекта в производстве государство может субсидировать производство товара, например, предоставляя налоговые льготы инновационным предприятиям.

Но кроме государственного вмешательства существуют и частные способы интернализации внешних эффектов, когда стороны самостоятельно могут договориться об устранении внешних эффектов, и это утверждает великая теорема Коуза.

13.1.6 Теорема Коуза

Материалы данного раздела не публикуются на сайте, а доступны в полной версии данного пособия, которое я использую на занятиях с учениками.

В начале главы «Рыночное равновесие» мы рассуждали о том, что именно наличие множества рынков, на которых потребитель могут альтернативно удовлетворять потребности, а производители альтернативно решить, какие товары производить из имеющихся ресурсов, делает экономику эффективной, позволяя участникам извлекать нужную информацию из цен. В случае урегулирования судом проблем внешних эффектов и споров между сторонами решается наилучшим образом, когда им доступно максимальное количество возможностей для выработки совместных решений.

Основываясь на приведенных выше рассуждениях, попробуем проанализировать, какой из методов регулирования внешних эффектов является эффективным. Рассмотрим известный случай загрязнения окружающей среды, который является отрицательным внешним эффектом.

Можно предложить три способа регулирования загрязнения окружающей среды:

  1. Принудительное сокращение объемов производства
  2. Обложение вредных производств налогов
  3. Организация рынка загрязнений
Рассмотрим каждый из способов подробнее

Принудительное сокращение объемов производства, одинаковое для каждой фирмы, не является эффективным экономическим решением. Разные компании могут по разному загрязнять окружающую среду. Если обязать все компании сократить производство на одинаковую величину, то это будет неэффективным решением. Далее, какие-то компании имеют низкие издержки устранения загрязнений, и могут предпочесть потратить деньги на дополнительное оборудование без сокращения выпуска, а какие-то компании имеют высокие издержки на устранение загрязнений и предпочтут сократить выпуск или же уплатить штраф.

В этом отношении налоги Пигу являются более эффективным методом устранения внешних эффектов. Некоторые компании предпочтут потратить деньги на очистные сооружения и платить меньше налогов, а некоторые предпочтут не снижать выбросы и платить налоги. Но при налогах Пигу мы забыли о выводах нашего предыдущего анализа: загрязнения неэффективны не сами по себе, а потому что они имеют негативный эффект на разнообразных внешних агентов, например, на владельцев расположенных рядом рыбных ферм. В случае налогов Пигу заводы имеют стимулы сокращать выбросы, но тогда владельцы ферм не имеют стимулов самим ставить очистное оборудование. Если же фермеры имеют более низкие издержки по устранению последствий загрязнений, чем заводы, то налоги Пигу будут неэффективным способом решения проблемы с точки зрения общественных издержек.

Третий способ заключается в организации рынка разрешений на загрязнение. Это означает, что завод, производящий загрязнения, должен купить на рыке право загрязнять окружающую среду в размере определенного количества единиц загрязнений (речь идет о квотах на загрязнение). Первоначальное распределение квот на загрязнение построено таким образом: тот, кто обладает технологией с низким уровнем загрязнения, получает большую квоту. Тот, кто обладает технологией с высоким уровнем загрязнения, получает меньшую квоту. Далее между участниками организуется рынок квот.

Рассмотрим модельную работу такого рынка на нашем примере про ферму и завод.

В нашем примере про завод и рыболовную ферму первоначальное распределение таково: ферма имеет все квоты на загрязнение (потому что ее деятельность не загрязняет воду вообще), завод их не имеет вообще. Теперь, для того, чтобы заводу осуществлять свою деятельность, он должен купить их у фермы. По какой цене ферма будет продавать заводу право загрязнять воздух? Посмотрим на логику действия фермы. Если завод не загрязняет воду, то ферма не несет издержек в результате отрицательного внешнего эффекта. Но в то же время она и ничего не получает от продажи квоты на загрязнение. Когда ферма начинает продавать квоты, то завод может начинать загрязнять воду. В этом случае ферма начнет нести издержки в размере отрицательного внешнего эффекта от загрязнения воды заводом, но, в то же время, начнет получать выручку от продажи заводу разрешений на загрязнение. Если подобных ферм и заводом будет много, и информация об их деятельности будет общедоступной, то цена на загрязнения установится на уровне издержек фермы по установке очистных сооружений. Если же издержки по установке очистных сооружений будут ниже у завода, то он предпочтет не платить ферме за разрешения на загрязнения, а поставить очистные сооружения самостоятельно и не осуществлять загрязнение. В любом случае, будет найдено оптимальное с точки зрения общества решение.

И в этом смысле организация конкурентного рынка разрешений на загрязнения оказываются еще более эффективным методом устранения внешних эффектов по сравнению с налогом Пигу.

Под внешними эффектами (экстерналиями ) понимаются изменения в благосостоянии субъектов, не обусловленные их действиями на рынке и не отражаемые в ценах. Поскольку экстерналии не находят отражения в рыночном механизме ценообразования, они приводят к снижению эффективности его работы и к неоптимальному размещению благ в экономике или иначе, переливу ресурсов .

Внешние эффекты могут быть отрицательными и положительными. Отрицательные внешние эффекты сопровождаются негативными последствиями для третьих лиц, то есть лиц, не являющихся участниками рыночной сделки. Они ведут к издержкам перелива , что означает неполное отражение в кривых спроса и предложения всех издержек производства определенного товара. Вследствие этого ресурсы в производство данного товара поступают в чрезмерном количестве, равновесный объем производства Qe выше оптимального Qo - наблюдается его перепроизводство, а равновесная цена Pe ниже цены Po, которая имела бы место при учете издержек перелива (рис. 9.1.).

Рис 9. 1. Отрицательный внешний эффект

Отрицательный внешний эффект равен стоимости использования ресурса, которая не отражается в цене продукта, например, виде ущерба от загрязнения воды. Если через МЕС обозначить предельные внешние издержки, то есть дополнительные издержки, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц, а через МРС - предельные частные издержки, включающие только стоимость услуг тех ресурсов, которые фирма покупает или которыми владеет, то при отрицательном внешнем эффекте предельные общественные издержки MSC= МРС+ МЕС.

Государство, пытаясь исправить отрицательные внешние эффекты, проводит различную политику, либо за счет установления законодательных норм, либо за счет установления корректирующих налогов.

При положительном внешнем эффекте возникают выгоды перелива . Ресурсы поступают в производство данного товара в недостаточном количестве и равновесный объем производства Qe ниже оптимального Qo, наблюдается его недопроизводство (рис.9.2.). предельная индивидуальная полезность данного товара (MPB ); предельная общественная полезность на величину внешней для данной сделки выгоды МЕВ; , предельные общественные издержки MSC = MPB +МЕВ.

Рис. 9.2. Положительный внешний эффект

Положительные внешние эффекты приводят к выгодам третьих лиц.

В целом государство для трансформации внешних эффектов во внутренние использует два вида регулирующих мер: законодательные ограничения и налоговые меры в виде корректирующих налогов и субсидий. При законодательном ограничении на загрязнения правительство устанавливает нормы выброса как такие объемы и виды загрязняющих веществ, которые могут сбрасываться в разрешенных количествах бесплатно. Дальнейшее увеличение выбросов запрещается. Законодательные ограничения побуждают фирмы соблюдать нормы, но не стимулируют к уменьшению выбросов ниже установленных норм.

Корректирующий налог (налог Пигу) - это налог, которым облагается производитель негативной экстерналии. Он устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции. В условиях свободной конкуренции это приводит к тому, что цена продаваемого товара растет до тех пор, пока она не станет равной предельным общественным издержкам производства данного товара и производство продукции с отрицательными внешними эффектами сокращается до оптимального уровня.

Корректирующая субсидия - это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект. Корректирующая субсидия направлена на интернализацию внешнего эффекта путем оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, которое увеличит объем его выпуска до эффективного уровня. Корректирующая субсидия устанавливается в размере, равном предельной внешней выгоде на каждую единицу выпускаемой продукции с позитивными экстерналиями.

– это дополнительные выгоды или издержки, возникающие как побочный эффект от деятельности других лиц или организаций. Экстерналии не являются результатом деятельности тех, кто их получает.
В основе внешних эффектов лежит явное или скрытое использование (присвоение) какого либо ресурса без принятия на себя издержек в размере его альтернативной стоимости (3).
В качестве примера отрицательных внешних эффектов можно привести совершение экологических правонарушений и преступлений, когда субъект рынка фактически снижает издержки свой деятельности путем нанесения ущерба окружающей среде. Совершение подобных общественно опасных деяний облегчается в том случае, если отрицательные внешние эффекты носят неосязаемый характер, то есть не проявляются на рынке.
Другим примером неосязаемых внешних эффектов является потребление наркотических средств, других товаров и услуг с отрицательными и не проявляющимися непосредственно на рынке последствиями.
Для компенсации внешних эффектов используются различные средства, одним из наиболее значимых из которых является государственное регулирование. Так, государство устанавливает правовой запрет на немедицинское потребление наркотиков, предусматривая уголовную ответственность за их незаконное производство, распространение, хранение, а в ряде случаев и потребление. Аналогичные действия предпринимаются в сфере защиты экологии.
Однако несовершенство законодательства, относительно низкие издержки сокрытия правонарушений и преступлений в сочетании с высокой экономической выгодой от их совершения при ориентации субъекта на максимизацию прибыли является криминогенным обстоятельством, внутренне присущим рынку.
5. Неспособность рынка обеспечить социально приемлемые границы неравенства в рыночной экономике. Рыночный механизм нейтрален в существующим в обществе социальным и моральным требованиям и имеет тенденцию к неоправданной дифференциации доходов и имущества между участниками рыночных отношений.
Даже в условиях государственного вмешательства в распределение доходов проблемы остаются, поскольку реализуемая политика распределения может не соответствовать нормам принятым в обществе, в отдельных социальных группах либо отдельными индивидами. Высокий уровень дифференциации доходов и имущества в сочетании с восприятием распределения как несправедливого способно явиться важным условием для морального самооправдания при совершении имущественных правонарушений и преступлений. Это относится, в частности, к уклонению от обязательных платежей и незаконному получению прав на льготы, компенсации и другие трансферты за счет бюджета и внебюджетных фондов. Наличие морального самооправдания является, по мнению криминологов, необходимым условием совершения мошенничества (4).
Ограничение изъянов рыночного механизма осуществляется посредством государственного вмешательства в действие рыночных сил и регулирование экономических отношений. Далеко не всегда изъян рынка может быть компенсирован эффективным вмешательством государства. Часто изъяну рынка соответствует изъян государства и устранение первого влечет усиление негативных последствий второго. Оптимальное решение существует не всегда.
Изъяны или дисфункции государства также могут быть использованы в криминальных целях для получения незаконной выгоды. Рассмотрим важнейшие изъяны государства и их криминогенный потенциал.
6. Ограниченность объективной информации для принятия решений является важным условием, способствующим путем манипулирования информацией получать у государства необоснованные преимущества в сфере налогообложения, льготного кредитования, дотирования, субсидирования, квитирования, лицензирования.
Бюрократизм в принятии экономических решений проявляется в сложной и длительной процедуре согласования принимаемых решений между различными ведомствами. Возможность государственных служащих оказывать влияние на сроки и результативность принятия решений создают спрос на незаконные услуги со стороны заинтересованных лиц и организаций, что создает условия для коррупции.
7. Несовершенство политического процесса – серьезный изъян современного государства, состоящий в том, что в современном демократическом обществе принятие экономических решений увязано с политическими интересами властных структур и организаций.
Характерными особенностями современного политического процесса выступают рациональное неведение избирателей, возможность принятия произвольных и манипулируемых решений, влияние групп специальных интересов и погоня за рентой. Это создает реальные возможности для навязывания обществу экономических решений, противоречащих его интересам. Большинство форм общественно опасного поведения в политическом процессе некриминализованы, за исключением наиболее откровенных форм коррупции.
8. Недостаток мотивации к эффективному и рациональному ведению дел в государственной управленческой или производственной структуре. В качестве примера можно привести нелояльное поведение менеджмента государственной организации, состоящее в заключении убыточных для предприятия сделок. Другим примером может быть неэффективное управление государственной собственностью, вложенной в предприятия, что проявляется, в частности в практически полном отсутствии прибыли либо ее доли, распределяемой по дивидендам.
9. Ограниченные возможности контроля над государственным аппаратом признается наиболее значимым "провалом" государства. В силу профессионализации управленческих функций и ряда других причин высшие государственные структуры, особенно исполнительные органы, приобрели относительную автономность от общества. В сочетании с широкими дискреционными полномочиями государственных служащих в сфере регулирования экономики это является фактором, способствующим коррупции.
10. Самодетерминация криминальной экономической деятельности. Совершение противоправных деяний, сокрытие их от государственного контроля ведет к совершению новых правонарушений и преступлений. Это объясняется как невозможностью использовать легальный институты для защиты экономических интересов, так и возникновением специфического криминального риска. Информация о скрытой деятельности становится инструментом торга и шантажа в отношениях с вымогателями и криминальными покровителями.
Сокрытие экономической деятельности создает условия для заключения незаконных соглашений по распределению скрытого дохода. Экономическая природа этого явления может быть объяснена на основе теоремы Р.Коуза, посвященной рыночным способам урегулирования проблемы внешних эффектов.
Таким образом, любая скрываемая от контроля государства информация потенциально создает криминогенную ситуацию путем превращения ее в предмет незаконных соглашений и вымогательства.
Результаты незаконного соглашения по поводу информации могут принимать различную форму: либо рыночного типа (получение выгоды, выраженной в денежной форме), либо нерыночного институционального типа, когда платой за неразглашение информации является принуждение к совершению каких-либо действий либо к соблюдению неформальных норм какой-либо группы или сообщества, например, реализация принципа Blutkit, укрепляя членство в группе соучастием в нарушении правового запрета.
Существует тесная связь между явлениями скрытого производства нормальных товаров и услуг и криминализацией экономических отношений. Исследования показывают, что при передаче крупных сумм наличных, без которых невозможно теневое производство, как правило, возникают контакты с криминальными структурами. От разовых услуг по неформальной защите отношения с преступниками приобретают систематический характер. Кризисные предприятия чаще прибегают к услугам преступных организаций для защиты и разрешения экономических споров. Аналогичные отношения могут быть установлены и с коррумпированными государственными служащими.
В свою очередь, криминализация экономики, вытеснение государственных институтов криминальными становится самостоятельной причиной роста сектора теневой экономики. Высокая криминализация и коррумпированность экономических отношений побуждает предприятия формировать неформальные фонды денежных средств для осуществления не предусмотренных законодательством платежей.
Согласно проведенным выборочным обследованиям предприятий Тульской, Иркутской областей и Удмуртской Республики доля теневых платежей в общих расходах предприятия составили для малого бизнеса около 23%, для крупных и средних предприятий – 18% (5). Государство не может обеспечить отсутствие произвола со стороны собственных чиновников в рамках официальных, легальных процедур, связанных с регулированием рынка. В результате предприятия вынуждены решать свои проблемы с помощью взяток, для которых им требуются неучтенные наличные.
Рассмотренный фрагмент демонстрирует одно из многочисленных проявлений тесной взаимосвязи и взаимодетерминации скрытого производства и криминальной деятельности. Установление этого факта делает необходимым включение в рассмотрение детерминант криминальной экономической деятельности также и причин сокрытия производства нормальных товаров и услуг.
Для понимания причин криминализации важно не только уяснение ее причинной связи с сокрытием, но и неизбежности сокрытия некоторых значимых аспектов экономической деятельности и информации о ней от официального контроля. Это обусловлено следующими причинами.
В целях минимизации издержек функционирования экономической системы (трансактных издержек) в экономике формируются институты, которые включают в себя как формальные правила и неформальные ограничения (общепризнанные нормы поведения, достигнутые соглашения, внутренние ограничения деятельности), так и определенные характеристики принуждения к выполнению тех и других (6).
Формальная и неформальная системы регулирования находятся в противоречии, что обусловлено различием их функций. По мнению В.М.Рейсмена (W.M.Reisman), идеальная нормативная система, закрепленная в праве, которую он называет мифом, выполняет своеобразную интегративную функцию, обеспечивая стабильность существования различных социальных групп и общества в целом. Она отражает ключевые ценности общества и отдельных его социальных групп.
Система операционального, или делового кодекса поведения обеспечивает эффективное достижение практических целей, минимизацию издержек. Ее большая рыночная эффективность может быть обусловлена перекладыванием части издержек на общество или другие группы экономических агентов.
Нормативная система более стабильна, консервативна, в то время как операциональная более динамична и эффективна.
Несоответствие операциональной и идеальной нормативной систем существует всегда, но в отдельные периоды может принимать значительные масштабы и трактоваться как нарушение закона. В этих условиях преступное, но эффективное с групповой точки зрения экономическое поведение может стать в ряде случаев неотъемлемым элементом операционального кодекса, получить молчаливое или явное групповое одобрение и скрываться от формального контроля.
Обусловленная несовершенством рынка и государства неэффективность системы регулирования экономических отношений способна усилить противоречие между формальной и неформальной нормативными системами, стимулируя рост теневой экономики и ее криминализацию.
С точки зрения экономического подхода к деятельности институтов регулирования экономики полное пресечение всей противоречащей формальным нормам деятельности не только невозможно, но и нецелесообразно. Усилия и издержки по обеспечению контроля должны быть таковы, чтобы совокупные издержки, состоящие из затрат по обеспечению контроля и ущерба от нарушения формальных норм, были минимальны. Постановка задачи полной ликвидации отклоняющегося поведения потребует несоразмерного увеличения издержек. Этот вывод в целом согласуется с предыдущими рассуждениями о различных функциях формальной и неформальной нормативных систем в регулировании экономического поведения.
Таким образом, рынок и государство обладают принципиально неустранимыми изъянами (несовершенствами), которые создают возможность для совершения общественно опасных деяний в сфере экономики и криминальной деформации экономической системы. Несовершенство и внутренняя противоречивость нормативного регулирования экономической деятельности порождает тенденцию к сокрытию значимой информации от официального контроля и возможность криминализации скрытой экономики. Данные особенности являются детерминантами криминальной экономики на уровне хозяйственной системы рыночного типа.
Отмеченные неустранимые несовершенства рынка и государства усиливаются как в условиях чрезмерного усиления роли государства, так и при необоснованном устранении государства от осуществления присущих ему функций.
Масштабы и конкретные формы участия государства в экономической деятельности определяются проводимой социально-экономической политикой, которая также может создать специфические возможности для криминализации экономической системы. Это так называемые конкретные, или специфические причины совершения экономических преступлений, которые будут рассмотрены ниже.
Поскольку сокрытие от государственного контроля также является криминогенным фактором, то среди причин криминализации экономики следует изучать и те, которые способствуют выталкиванию экономической деятельности за пределы контролируемой государством сферы.
В заключении отметим еще несколько специфических детерминантов криминальной экономической деятельности.
11. Анонимность и коллективность жертв также является немаловажным криминогенным фактором. Эти преступления вызывают меньше страха и раздражения у общественности, так как виктимизация происходит постепенно в течение долгого периода времени по сравнению с разовым причинением вреда традиционными преступлениями.
При совершении преступлений против корпораций одним из основных криминогенных факторов является психологический механизм деперсонализации корпораций в сознании преступника: так, для служащего кража – это лишь "взятие взаймы". Возмещение ущерба в таких случаях, как правило, переносится на плечи потребителей путем поднятия цен на товары и услуги.
Немаловажным фактором является несовершенство законодательства, высокая латентность экономических преступлений, сложность их выявления и расследования. Мягкость наказания способствует тому, что корпорации, как правило, избегают негативных последствий для себя, так как оплата штрафов списывается как деловой риск или переносится на потребителей при помощи поднятия цен.
Одним из факторов, способствующих совершению преступлений, признается то значение, которое традиционно придается материальному успеху и власти как основе положения в обществе.
12. Устройство рыночной экономической системы, создающее возможность практически безнаказанно распределять ущерб от криминальной деятельности на неопределенный круг лиц. Современная институциональная система создает для этого благоприятные возможности.
Так, торговцы, потерпевшие от экономических преступлений, перекладывают потери на покупателей, страховщики – на страхователей, кредитные организации на заемщиков и вкладчиков, государство – на налогоплательщиков и потребителей трансфертов, общественных благ. Неплатежи бюджету превратились в эффективное средство переноса бремени кредиторской задолженности и нехватки оборотных средств лоббирующих групп специальных интересов реального сектора на общество.
Ущерб от деятельности компактной группы специальных интересов, добившихся существенных льгот за счет государственного бюджета, будет практически неощутим для каждого отдельного налогоплательщика или получателя бюджетных ресурсов. Значительный ущерб, нанесенный торговой организации, может выразиться в весьма незначительной наценке к цене товара. Потребитель может совершенно не придать значения этому небольшому изменению цены.

Поскольку внешние эффекты существуют в экономике длительное время, к решению их проблем привлекают государство.

Решить проблему непропорционального распределения ресурсов, связанную с наличием выгод и издержек перелива возможно следующими способами:

1) принятием соответствующих нормативных актов, которые обязывали бы производителя нести затраты по снижению отрицательных побочных эффектов;

2) стимулированием производителей, занимающихся производством товаров, обладающих положительным побочным эффектом;

3) стимулированием и прямым финансированием потребителей, предъявляющих спрос на товары с «положительным побочным эффектом»;

4) государство может само выступить в роли производителя соответствующих товаров и услуг.

Наиболее часто применяемыми формами государственного регулирования внешних эффектов являются:

1) Административно-командные методы – связаны с прямым запретом или требованием выполнения экономическими субъектами определенных действий. Государственные органы устанавливают уровни предельно допустимых концентраций вредных и токсичных веществ и облекают их в виде административных приказов.

2) Корректирующие налоги (налоги А. Пигу) – налоги на выпуск товаров или услуг, которые поднимают предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводят к сокращению производства. Налог Пигу устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу продукции.

3) Корректирующие субсидии – это платежи потребителям или производителям товара, который создает положительный внешний эффект. Такие субсидии предназначены для интернализации внешних эффектов посредством воздействия на цену потребляемого товара, которая увеличивает объем его производства до эффективного уровня.

Теорема Коуза

Не все решения в сфере регулирования внешних эффектов происходят при непосредственном участии государства. Исследование, предпринятое Рональдом Коузом, показало, что добровольные переговоры между заинтересованными сторонами при определенных условиях могут привести к эффективному результату.



При нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права собственности распределены между экономическими агентами, частные и социальные издержки будут равны. Регулирование отрицательных внешних эффектов может производиться без участия государства в форме компенсаций источником отрицательных внешних эффектов пострадавшей стороне.

Общественный выбор и государственные решения

Каждый раз, когда речь заходит о теории общественного выбора, первым делом вспоминают имя нобелевского лауреата по экономике 1986 года Дж. Бьюкенена. Этот экономист был в числе авторов, выбравших абсолютно новое направление экономического анализа – нерыночные отношения. Первая его статья на тему «Чистая теория общественных финансов: предполагаемый подход» была опубликована еще в 1949 году. Лишь в конце 80-х годов ХХ века за этим направлением закрепилось собственное название – теория общественного выбора.

Теория общественного выбора – это изучение политики с применением инструментов и методов экономики в отношении коллективных или нерыночных решений. В связи с этим теория общественного выбора имеет сегодня и другое название – новая политическая экономия.

Согласно представлениям Дж. Бьюкенена, эта новая дисциплина строится на двух методологических постулатах:

1) Индивид преследует свои собственные интересы;

2) Политический процесс, с помощью которого индивид реализует свои интересы, рассматривается как разновидность обмена.

Постулату индивидуализма отводится при этом главное место. Политические и другие институты оцениваются в соответствии с тем, насколько хорошо они позволяют индивидам преследовать собственные интересы. Индивидуализм, выбранный Бьюкененом в качестве предпосылки анализа, как раз и позволяет осмыслить политический процесс как взаимовыгодный процесс обмена. Идеалом является установление таких общественных институтов, которые подобно конкурентному рынку позволят преследующим индивидуальные интересы индивидам одновременного обеспечивать и общественные интересы.

Общественный выбор – представляет собой процесс объединения частных предпочтений в коллективные решения. Однако, в отличие от рынка частных благ, политический рынок, где решения принимаются коллективно, становится все менее эффективным с ростом числа участников. Общественное решение может быть эффективным, если за него проголосовали единодушно. Если же число участников сделки увеличивается, то вероятность единодушия сокращается до нуля, так же как и возможность установить эффективное состояние.

Рынок частных благ имеет более высокую способность к «точной настройке» – человек может выбрать между многочисленными разновидностями одного блага. Общественный выбор осуществляется из малого набора взаимосвязанных альтернатив. По этой причине, коллективные решения являются чаще всего принудительными, по сравнению с частными решениями, и принимаются в основном правительством.

В рамках теории общественного выбора для объяснения процесса выбора рассматриваются различные методы принятия коллективных решений.

Единодушие

Многие социальные деятели и экономисты подчеркивают преимущества решений, принятых при всеобщем согласии и единодушии. При этом подходе необходимо, чтобы все и каждый были согласны с принятым коллективным решением.

Ни одно решение не может быть принято без согласия каждого члена общества, что означает, что все решения должны повышать доход каждого члена общества. Избирательная система, основанная на единодушии, будет гарантировать, что все принятые решения будут эффективными. Кроме того, так как каждый избиратель согласен с любым решением, при такой системе не будет принуждения меньшинства большинством.

Но всеобщее согласие требует огромной энергии и значительного времени. Избирательная система, основанная на единодушии, настолько бы увязла в бесконечных переговорах и отсрочках, что практически ни одно решение не могло бы быть выполнено. При управлении по принципу единодушия вероятно сохранение равновесия, независимо от того, благоприятно оно или нет.

Правило большинства

Практически все демократические органы власти при принятии решений основываются на правиле большинства.

Закон или правило считается принятым только тогда, когда за него проголосовало более половины избирателей.

Свойства правила большинства:

1) правило большинства не гарантирует эффективности;

2) правило большинства может привести к «тирании большинства». Большинство может вынуждать меньшинство принять его политическую волю с помощью дискриминации, перераспределения дохода или жестоких законов. В условиях единодушия такая тирания невозможна.

Очевидно, что недостатки политического рынка и принятия решений по правилу большинства определяют склонность теоретиков общественного выбора отдавать первенство частному рынку перед государством везде, где это возможно. Однако, как быть там, где частный рынок не работает или работает крайне неэффективно и требуются коллективные решения?

Дж. Бьюкенен предложил решение этой проблемы, получившей название «конституционная экономика». Для того, чтобы политический механизм стал по своей сути и эффективности подобным рынку совершенной конкуренции, все индивиды должны быть, во-первых, участниками одного и того же контракта, во-вторых, как уже отмечалось, этот контракт должен быть заключен единодушно. И этот контракт – Конституция.

В государствах с демократическим устройством политический курс определяется, как мы выяснили, в конечном счете, не предпочтениями отдельного индивида (монарха или диктатора), а результатами всеобщих выборов, а также голосований в центральных, региональных и местных представительных органах.

Голосование представляет собой процедуру коллективного выбора. Понятно, что от свойств процедуры может во многом зависеть принимаемое решение. Процедура в данном случае призвана служить поиску вариантов, в наибольшей степени приемлемых для всех, кто участвует в голосовании. Процедуры голосования базируются на принципе приоритета большинства.

При анализе проблем, возникающих в ходе коллективного выбора, обычно в качестве примера используется простейшая процедура голосования, а именно попарное сравнение альтернатив на основе правила большинства.

Рассмотрим пример, в котором каждый член общества расположит три варианта в таком порядке, который соответствует её или его предпочтениям, а потом сделает наиболее предпочтительный выбор. Это значит, что каждый участник голосования заявит, например, что он предпочитает 1-ый товар 2-ому, 2-ой третьему. Затем мы можем попытаться, используя процедуру голосования, определить общий профиль предпочтений в обществе. Точнее говоря, может быть сделан выбор одного из любых двух общественных товаров, а победивший в этом состязании соревнуется с третьим общественным товаром.

Допустим, городские власти имеют не использованные средства для строительства либо нового стадиона, либо театра, либо больницы. Решение должно быть принято путем опроса граждан или голосования депутатов местного представительного органа. Как среди граждан, так и среди депутатов имеются по три равные по численности группы. Члены первой группы более всего предпочитают театр, на втором месте для них стоит больница, а на третьем – стадион. Для второй группы характерны несколько иные предпочтения: на первом месте больница, на втором - стадион, на третьем - театр. Наконец, предпочтения третьей группы располагаются в таком порядке (по убыванию): стадион, театр, больница.

Сведем эти предпочтения в таблицу, характеризующую данный профиль предпочтения (табл. 1).

Таблица 1

Профиль предпочтения избирателей

Больница против стадиона: «победила» больница (большинство избирателей предпочитают больницу стадиону);

Стадион против театра: «победил» стадион (большинство избирателей предпочитают стадион театру).

Таким образом, мы определили, что большинство избирателей в обществе предпочитают товар стадион театру и больницу стадиону. Поэтому может показаться логичным вывод: общество предпочитает больницу театру. Но на самом деле это не так.

Если рассмотреть прямой выбор между товаром больницей и театром, мы увидим, что большинство избирателей предпочтут театр больнице.

Таким образом, решение зависит от порядка сравнения альтернатив. Если этот порядок выбирается случайным образом, то и окончательное решение окажется случайным. Если же определение порядка сравнения (формирование «повестки дня») находится в распоряжении одной из групп, то она способна без труда обеспечить победу наиболее устраивающей ее альтернативы.

Суть данной проблемы в том, что наши решения в этом случае голосования не обладают свойством транзитивности. Последнее предполагает, что если при сравнении альтернатив А и В побеждает А, а при сравнении В и С побеждает В то, сравнивая А и С, мы заведомо отдадим предпочтение А. Когда выбор не является транзитивным, его невозможно признать рациональным. В самом деле, мы вряд ли признали бы рациональным поведение домохозяйки, которая, выбирая покупки, сначала отдала предпочтение товару А перед товаром В, затем признала, что C ещё хуже, чем В, а в конечном счете купила бы именно товар С, заявив, что он лучше, чем А. В коллективном же выборе подобные ситуации, как мы видели, могут встречаться.

Выводы:

1. Все участники экономического процесса преследуют свои собственные интересы и стараются при этом действовать рационально. Следовательно, данное положение можно применить и к исследованию целей и социальных процессов, определяющих направления государственной деятельности. При этом государство обладает общепризнанным и исключительным правом принуждения и убеждения.

2. Государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям. Воздействие государства на экономические процессы предполагает сочетание рыночного саморегулирования с государственными регуляторами и основано на использовании прямых и косвенных методов.

3. Зачастую складываются ситуации, когда рыночный механизм не способен эффективно распределить ограниченные ресурсы (провалы рынка), поэтому направлениями государственного регулирования являются: защита конкуренции, производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных внешних эффектов (экстерналий), осуществление социальной политики.

4. Общественные блага являются противоположностью чистых частных благ, обладая свойствами несоперничества в потреблении, неделимости в потреблении и неисключаемости. Правительство берет на себя обязательство их производства или финансирования, чтобы не допустить возможного возникновения дефицитного выделения ресурсов в эту сферу. Источником оплаты общественных благ являются налоги, взимаемые с частных лиц и корпораций, с зарплаты, с продаж потребительских благ и т.д.

5. Воздействие экономических субъектов, участвующих в данной сделке, на третьих лиц, не принимающих участие в сделке проявляется в наличии внешних эффектов, оказывающих положительное или отрицательное влияние на благосостояние людей. Суть внешних эффектов состоит в неэффективном размещении и использовании ресурсов и продуктов в экономике в результате несовпадения индивидуальных и общественных издержек или индивидуальной и общественной полезности.

6. При принятии правительственных решений возникает ряд проблем, которые могут быть рассмотрены в русле теории общественного выбора. Общественный выбор – представляет собой процесс объединения частных предпочтений в коллективные решения. Для объяснения процесса выбора рассматриваются такие методы принятия коллективных решений как единодушие, правило большинства и парадокс голосования

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите типичные «провалы рынка» и причины их возникновения?

2. Классифицируйте основные функции государства?

3. Охарактеризуйте чистое общественное благо?

4. По каким причинам регулирование внешних эффектов является функцией государства?

5. Охарактеризуйте методы определения общественного выбора с точки зрения эффективности принимаемых решений?

Необходимость воздействия государства на экономическую сферу и степень этого воздействия зависят от чрезвычайно большого количества факторов: как от состояния рыночной экономики в целом, так и от стратегии государственного экономического развития. Основные причины отказов (провалов) рынка и государственного вмешательства сводятся к следующему:

1. Монопольная власть . Парето-эффективное равновесие в производстве и потреблении может возникнуть только на рынке совершенной конкуренции. Однако реальные рынки весьма далеки от подобного состояния. В связи с этим необходимо рассмотреть проблему монополии и выбор адекватной реакции государства.

2. Внешние эффекты, или экстерналии – прямые воздействия одного экономического контрагента на результаты деятельности другого либо на третье лицо, непосредственно не включенное в рынок данного блага, т.е. не являющееся ни продавцом, ни покупателем.

Внешние эффекты могут производиться как при производстве, так и при потреблении благ. При этом внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Положительный внешний эффект (выгода) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности каких-либо других потребителей или увеличению прибыли каких-либо других фирм. Например, на рынке платных медицинских услуг делают прививки от гриппа. В этом случае выигрывают не только потребители этой услуги, но и другие люди, поскольку в итоге общее число заболевших гриппом уменьшается. Отрицательный внешний эффект (издержки) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к сокращению полезности каких-либо других потребителей или уменьшению прибыли каких-либо других фирм. Например, нефтехимический комбинат загрязняет воду в городе, в результате моральные и материальные потери (на лекарства) его жителей увеличиваются. Здесь процесс производства одного предприятия приводит к сокращению уровня потребления многих индивидов.

Основные способы регулирования отрицательных внешних эффектов следующие:

– административно - законодательный контроль;

– создание стимулов для ограничения нежелательной деятельности (налог Пигу, субсидии, компенсации за причиненный ущерб и т.п.). Налог Пигу устанавливается на каждую единицу продукции, выпускаемой предприятием, производящим отрицательный внешний эффект. Для того чтобы налог полностью компенсировал негативные для общества последствия производства, его величина t должна равняться внешним предельным издержкам при общественно оптимальном выпуске. Теорема Коуза утверждает, что регулирование отрицательных внешних эффектов может производиться без вмешательства государства в форме компенсаций источником отрицательных внешних эффектов пострадавшей стороне;

– косвенное вмешательство государства;

– интернализация внешнего эффекта, т. е. превращение внешних издержек в частные.

3. Общественные блага. Большинство экономических благ являются частными. Они покупаются частными лицами и потребляются обществом. Однако имеются и многочисленные и очень важные общественные блага, которые не ограничиваются лишь сферой частных интересов (оборона государства, коммуникации, поддержание общественного правопорядка и др.). Общественное благо обладает следующими свойствами:

– неисключаемость – невозможно лишить потребителя пользоваться данным благом, даже по его собственному желанию;

– неделимость – индивид не может сам выбрать объем потребления блага;

– неконкурентность – с увеличением числа потребителей блага уровень потребления каждого из них не уменьшается.

Если какой то товар (услуга) обладает всеми тремя свойствами, то он называется чисто общественным благом. Отметим, что чисто общественных благ чрезвычайно мало. Потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет. Подобное поведение потребителя получило название проблемы безбилетника : условие, связанное с неисключаемостью блага, когда индивид рационально утаивает свое желание платить за общественное благо, ожидая получать выгоду без ее оплаты.

4. Асимметричность информации. Достижение Парето-эффективности подразумевает абсолютную информированность покупателей и продавцов о свойствах потребляемых благ, но на практике подобная информированность недостижима. Получение информации о качестве товара стоит дорого, поэтому чаще всего продавцы знают о характеристиках блага гораздо больше, чем поку­патели. Определенную позитивную роль в сфере информированности потреби­телей могут играть общества защиты потребителей, независимые экспертизы, информированность населения в СМИ и специальной литературе. Но и этого часто оказывается недостаточно. Основную заботу по устранению нежелатель­ных внешних воздействий должно взять на себя государство. Прежде всего, это касается законодательной области: преследование мошенничества по закону, регулирование трудовых отношений и юридических споров и т.п.

Что нужно сделать, чтобы устранить этот провал рынка? Необходимо сделать так, чтобы лицо, порождающее внешний эффект, считалось с внешними затратами или получало вознаграждение за внешние выгоды. Существуют три подхода к решению этой проблемы: интернализация внешних эффектов, введение корректирующих налогов и субсидий и закрепление прав на все ресурсы в соответствии с теоремой Коуза


© 2024
russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал