03.07.2024

Сельский кредит на ЛПХ — понятие и меры господдержки. Какие существуют государственные программы субсидирования сельского хозяйства Кредитование лпх


В 2012 году на территории России стартовала долгосрочная Программа «Как стать фермером с нуля», направленная на развитие сектора сельского хозяйства. Главная цель новой политики – за период времени с 2013 по 2020 год включительно - увеличить численность фермерских хозяйств и улучшить производительность национального сельхоз сектора. В рамках воплощения поставленных целей разработан действенный алгоритм, как стать фермером с нуля. Помогут в этом субсидии и гранты государства в 2019 году.

Согласно требованиям, максимальная сумма выплаты не может превышать 30 000 000 рублей. И предоставляемая льгота должна покрывать до 60% всех расходов. Остальные 40% – это вложения самого фермера. И минимум четвертая часть от этой суммы должна быть в наличии, оставшиеся 30% – деньги кредита.

Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства — порядок оформления ЛПХ

  • достиг 18 лет;
  • имеет среднее специальное или высшее образование с сельскохозяйственной специализацией;
  • при отсутствии специального образования может иметь свидетельство об окончании специализированных курсов, либо наличие документов, подтверждающих работу не менее 3-х лет в качестве главы КФК;
  • зарегистрирован в налоговом органе в качестве предпринимателя.
    Фермерское хозяйство считается начинающим и может быть выдвинуто на конкурс для соискания грантов при его полном соответствии положениям Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2007 г.

Под понятие личного подсобного хозяйства (ЛПХ) подходят только те категории, когда на участке земли, приобретенном или взятым в аренду, производится непредпринимательская деятельность гражданина и членов его семьи, направленная на производство и переработку сельхозпродуктов.

КФХ субсидии от государства в 2019 году

Государственную поддержку в 2019 г. смогут получить начинающие фермеры и семьи, решившие создать крепкое хозяйство. Помощь открыта для всех, но чтобы воспользоваться ею, следует соответствовать определенным критериям. Насколько КФХ отвечает необходимым требованиям, проверяет квалифицированная комиссия. Именно она рассматривает заявки и оценивает выполнение обязательных условий.

Субсидии для КФХ представляют собой определенную сумму средств, которую государство выделяет фермерам из федерального бюджета. Она обязательно является целевой. Направить средства в ином направлении, которое выходит за предназначенные рамки, невозможно. Фермерам придется обязательно отчитываться за каждый потраченный рубль и подтверждать документально расходование денег.

Программа государственной поддержки «Начинающий фермер» в 2019-2019 году

  • опыт (не менее 10-и лет), образование (желательно высшее), рекомендации, выданные кооперативом и местными властями;
  • высокое качество бизнес плана (должен содержать описание деятельности, финансирование, анализ рисков, обоснование эффективности);
  • наличие собственного капитала (не менее 10% от стоимости проекта);
  • наличие договоров по реализации производимой продукции;
  • значимость для конкретного региона.
  • субсидию на возврат процентов по кредиту, оформленному ранее на развитие;
  • компенсацию на построенные производственные объекты;
  • оплату первых взносов при приобретении техники (оборудования) в лизинг;
  • компенсацию убытков при оформлении земли;
  • средства на газификацию, устройство системы орошения и др.

Какие предусмотрены субсидии для ЛПХ в Краснодарском крае 2019

  • регистрация в налоговых органах и ведение деятельности на территории Краснодарского края;
  • отсутствие долгов по налогам и задолженностей по зарплате на начало месяца, когда подано заявление на льготы;
  • оплата всех квитанций за аренду земли и имущество, которые находятся в краевой собственности.
  • На развитие и поддержку молочного и племенного животноводства, в том числе выплаты на племенной крупный рогатый скот мясного направления.
  • Субсидии на посадку и выращивание виноградников.
  • Возмещение части расходов на покупку качественных семян, посадку и выращивание ягодных и плодовых многолетников.
  • Компенсация части затрат на вырубку и раскорчевание старых садов.
  • Возмещение убытков при гибели посевов или животных.

Бесплатная юридическая консультация

  1. Заявление на участие в конкурсе на получение гранта.
  2. Анкета участника конкурсного отбора.
  3. Бизнес-план.
  4. Ксерокопия паспорта РФ (разворота с фото и штампом о регистрации).
  5. Любые два из перечисленных ниже документов:
    • Выписка (заверенная установленным законом образом) из похозяйственной книги, подтверждающая занятие развитием личного хозяйства.
    • Ксерокопия трудовой книжки с записями о работе в отрасли сельского хозяйства на протяжении более 3 лет.
    • Ксерокопия сертификата об окончании специализированных курсов подготовки фермеров.
    • Ксерокопия диплома о получении среднего специального или высшего образования в аграрной области.
  6. Учредительные документы фермерского или крестьянского хозяйства или предприятия другой формы.
  7. Ксерокопия свидетельства о регистрации предприятия в налоговой службе.
  8. Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  9. Выписка из расчётного счёта, свидетельствующая о наличии как минимум 10% от суммы запрашиваемого гранта.
  10. Подробная смета работ.
  11. Договор о реализации продукции на сумму не менее 30 000 рублей.
  12. Свидетельство о постановке на налоговый учёт.
  13. Справка о приобретении специальной техники, материалов, оборудования, скота и так далее.
  14. Любые договоры с партнёрами, розничными и оптовыми точками продаж.
  15. Рекомендательные письма из муниципалитета, справка о членстве в кооперативе.
  1. Корректировку бюджетной политики , направленную на выделение дополнительных инвестиций в сельскохозяйственные отрасли. Власти сначала выясняют, какие отрасли являются наиболее приоритетными, после чего назначают субсидии процентных ставок по займам на развитие АПК, компенсации по договорам лизинга, оформленным на необходимое оборудование.
  2. Бюджетные дотации , выраженные в целенаправленном ассигновании убыточной продажи продуктов сельскохозяйственной отрасли во время плохого урожая. Также возможно выделение компенсации фермерам упущенной выгоды при сдерживании повышения стоимости социально значимых продуктов.
  3. Предоставление кредитов по льготным ставкам , приоритетное вложение денег в аграрные проекты, разработка специальных форм страхования (от падежа племенного скота, от порчи культурных растений при выращивании в зонах рискованного земледелия).
  4. Планирование будущих инвестиций в с/х отрасль , составление прогнозов их развития, разработка проектов помощи.

Субсидии на развитие личного подсобного хозяйства — порядок оформления и использования

  • заявление на получение субсидии;
  • выписку из похозяйственной книги, используемой при ведении ЛПХ;
  • копии платежных документов, подтверждающих факт несения затрат на развитие ЛПХ;
  • копии технических паспортов транспорта, используемого в ЛПХ;
  • копии договоров на получение кредита или займа, направленного на развитие ЛПХ;
  • реестр скота;
  • акты выполненных работ по убою скота и т.п.

Согласно п. 13.1 ст. 217 Налогового кодекса РФ, субсидии, полученные на развитие личного подсобного хозяйства и использованные по назначению, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. При этом законодатель отмечает, что для освобождения от налогового бремени необходимо выполнение следующих условий:

Процедура получения субсидии на развитие личного подсобного хозяйства

Продукты питания – главный ресурс, производимый в ходе сельскохозяйственного производства. Небольшая доля в нем производится на собственных земельных участниках жителями сел, городов и пригорода. Несмотря на незначительную часть в структуре производственных масштабов, значение подсобных хозяйств сложно переоценить. Они позволяют гражданам выживать в рамках стремительно падающей экономике, на фоне продуктовых санкций и пропагандистского импортозамещения. В свете этого возможность производить хотя бы часть продуктов для собственных нужд или реализации становится все более актуальной. Есть способ собственникам земельных участков, как увеличивать масштаб своего производство, можно получить субсидию на развитие личного подсобного хозяйства (ЛПХ) в 2019 году.

Таким образом, при соблюдении несложных предусмотренных законом правил лицо, ведущее личное подсобное хозяйство, может претендовать на субсидию. Госпосмощь предусматривается в разных направлениях деятельности и на различные нужды мелкого сельского хозяйства. Конкретные правила получения денежных средств, порядок и размеры денежных выплат можно узнать непосредственно в региональных госорганах и органах местного самоуправления.

Грант на развитие сельского хозяйству начинающему фермеру в 2019 году

  • компенсация средств за удобрения;
  • средства на приобретение сельскохозяйственных животных;
  • компенсация (не в полном объеме) за строительство производственных объектов (например, завод по производству молочных продуктов);
  • средства для модернизации в хозяйстве (например, для приобретения современного оборудования);
  • средства для приобретения земли, подведения коммуникационных сетей, строительства сельскохозяйственных объектов (например, свиноферма);
  • компенсация по платежам за лизинг (дословно - аренда за отдельную плату).

В случае если профессионального опыта у начинающего фермера не хватает, то грант может быть одобрен с дозволения муниципальных властей. То есть представители муниципалитета могут дать рекомендации для гражданина, который начинает развивать сельское хозяйство в районе, и рассчитывает получить субсидии.

Личное подсобное хозяйство законодательство 2019

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. 5. При включении земель сельских поселений в черту городских поселений граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сохраняют право на ведение личного подсобного хозяйства на земельных участках, которые были им предоставлены и (или) приобретены ими для этих целей.

В числе прочего - подавать налоговую декларацию и вести учет. (ред. от 21.06.2011) «О личном подсобном хозяйстве» О ЛИЧНОМ ПОДСОБНОМ ХОЗЯЙСТВЕ 26 июня 2003 года Список изменяющих документов (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 302-ФЗ,

Под определением “личное подсобное хозяйство (ЛПХ)” подразумевается законодательная форма хозяйственной деятельности . В свою очередь, ЛПХ включает в себя многочисленные виды деятельности из сферы сельского хозяйства: выращивание скота или птицы, выращивание овощей или декоративных растений.

Нужно ли оформлять ЛПХ

В пределах деятельности ЛПХ каждый гражданин РФ имеет полное юридическое право осуществлять любую деятельность в сельскохозяйственном направлении. Изначально предполагается, что при ведении такой деятельности граждане производят товар для своих нужд , но излишки могут быть реализованы.

В сравнении с крестьянским видом фермерской деятельности, при ЛПХ нет необходимости регистрировать свою трудовую деятельность в налоговой инспекции . Помимо этого, на такой тип осуществления трудовой деятельности не распространяются требования по ведению отчетов и остальных документов.

Благодаря этому, ЛПХ предоставляет немало возможностей:

  • предоставляется возможность реализовывать сельскохозяйственную продукцию;
  • отсутствует необходимость в предоставлении отчетов;
  • санитарная и прочая служба не имеет права на внезапную проверку, поскольку человек не является индивидуальным предпринимателем;
  • ЛПХ находиться под поддержкой государственной и региональной власти (субсидиями). Более того, в некоторых районах РФ региональные органы местно самоуправления предоставляют даже торговые места на рынках.

Но при этом необходимо помнить: при ЛПХ налоги нужно уплачивать (на доходы). По большому счету, всю прибыль можно указать в декларации.

Сколько соток можно оформить под ЛПХ

Еще в 2011 году законодательством РФ было введено ограничение на площадь участка под ЛПХ до 0,5 га . Данное ограничение является государственным, но региональные органы самоуправления имеют право увеличить площадь не более чем в 5 раз .

Помимо этого, на приусадебных участках допускается возможность возводить жилую недвижимость и другие строения .

Стоит отметить, что разница индивидуального жилищного строительства от ЛПХ заключается в том, что на предоставленном земельном допускается возведение жилого дома с наличием не более 3 этажей. Причем в нем может проживать исключительно одна семья.

Говоря о полевых участках (определение полевых участков приводится ниже), то на них категорически запрещается возводить капитальную недвижимость, но разрешается установка теплиц, сараев и так далее.

Где оформлять

Оформлением занимается администрация регионального отдела органа местного самоуправления того района, на балансе которого находиться участок под ЛПХ .

Инструкция по оформлению

Алгоритм выделения земельного участка гражданам органами самоуправления для ведения ЛХП заключается в следующем:

  1. Нужно создать схемы месторасположения земельного участка, определить территорию и размеры – это необходимо делать в том случае, если участок до момента выделения гражданам не был еще образован.
  2. Необходимо сформировать заявление о предварительном согласовании вопроса выделения земельного участка – это также следует делать исключительно в ситуации, если участок еще не образован, но уже выдается.
  3. Территориальный отдел органа самоуправления принимает решение о возможности предварительно согласовать выделение .
  4. На данном этапе организовывается мероприятии по вопросы проведения необходимых кадастровых работ (формируется новый земельный участок для дальнейшей передачи его претенденту).
  5. Осуществляется .
  6. Претенденту на получение участка необходимо составить заявление о рассмотрении вопроса предоставления ему земельного участка под ЛПХ.
  7. Формирование и последующее подписание соглашения между собственником земельного участка и получателем .

В ситуации, когда участок приобретается у иных собственников, алгоритм заключается исключительно в подготовке нужной документации для дальнейшего оформления .

Нужно подготовить:

  • оригинал и копию кадастровой формы на имеющийся участок;
  • соглашение , подписанное между новым и прежним собственником на землю;
  • оригинал заявления о регистрации ;
  • оригинал и копию квитанции об уплате государственной пошлины.

В обязательном порядке нужно помнить: во всех документах должно быть отмечено, что земельный участок будет служить в качестве личного подсобного хозяйства. Это необходимо для избегания каких-либо недоразумений в дальнейшем.

Заявление о регистрации прав на землю ЛПХ

Бланк для составления заявления включает в себя установленную форму, которая может подаваться несколькими вариантами:

  • через интернет (портал Госуслуги) ;
  • стандартно (в письменной форме, при личном обращении).

Бланк заполняется исключительно русскими буквами. При подаче в письменном варианте, необходимо использовать листы бумаги формата А4. В ситуации, когда одного листа недостаточно, можно использовать дополнительные (тогда каждая страница должна быть пронумерована).

В тексте заявления нужно указать информацию об объектах недвижимости, если они используются одновременно и не могут функционировать друг без друга. К примеру, если речь идет о приусадебном участке и недвижимости, которая располагается на нем.

ЛПХ и субсидии

Финансовый капитал в пределах программы субсидирования ЛПХ могут предоставляться на такие цели:

  • содержание крупного рогатого скота (к примеру, коров);
  • в качестве компенсации приобретенной ранее современной или модернизированной техники;
  • искусственное оплодотворение коров;
  • приобретение горюче-смазочных материалов и различных запчастей для осуществления нормальной сельскохозяйственной деятельности.

Для принятия участия в программе субсидирования ЛПХ необходимо подготовить перечень такой документации:

  • заявление на принятие участия в программе;
  • копии все квитанций, которые способны доказать факт финансовых затрат при ведении ЛПХ;
  • оригиналы и копии паспортов на весь транспорт, используемый в ЛПХ;
  • оригиналы и копии соглашений о выдаче займов, выданные на развитие ЛПХ;
  • реестр скота;
  • акт об осуществлении убоя скота и так далее.

Сумма финансовой помощи регулируется на региональном уровне и зависит от экономического развития конкретного региона страны.

К примеру:

  • в Томске можно получит субсидию в размере 4,5 тысяч рублей за 1 корову с теленком и 3 тысячи рублей за нетель;
  • в Воронеже выдаются не только субсидии на содержание крупного рогатого скота в размере 790 рублей за 1 единицу, но и на приобретение скота в сумме 41 рубль за килограмм живого веса. За рождение теленка можно получит 3 тысячи рублей.

ЛПХ и кредиты, особенности получения

Оформить заем для дальнейшего развития ЛПХ можно, воспользовавшись одной из программ:

  • для возведения коммуникаций. Максимальная сумма займа 500 тысяч рублей, процентная ставка – 15,5%;
  • для развития ЛПХ. Максимальная сумма 700 тысяч рублей, процентная ставка 14%;
  • программа кредитования “Надежный партнер”. Займы выдаются для постоянных клиентов банков под 13,5%;
  • программа кредитования “Садовод”. Процентная ставка от 16%, максимальный лимит до 150 миллионов рублей.

Оформить кредит можно в таких банка:

  • Сбербанк;
  • Россельхозбанк;
  • Россгострах.

Основные требования к заемщикам:

  • обязательное подтверждение платежеспособности;
  • наличие движимого либо недвижимого имущества под залог;
  • предъявление поручителей.

Как оформить дом на земле ЛПХ, регистрация строений

Право на возведение объектов недвижимости на земельном участке для ЛПХ оформляется стандартным образом (как на сам участок).

Для регистрации в Росреестре необходимо предоставить перечень такой документации:

  • заявление по установленной форме (аналогичное для прав на земельный участок);
  • правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие разрешение на строительные работы по возведению объектов недвижимости.

Передать документы в Росреестр можно:

  • личным обращением;
  • с помощью третьих лиц (при условии, что будет составлена нотариальная доверенность);
  • через почту России;
  • с помощью МФЦ;
  • через интернет.

Налоги на землю ЛПХ

Единственный налог, необходимый для уплаты – . Сумма составляет 0,3% от кадастровой себестоимости земельного участка.

Необходимо учитывать, что:

  • участком для ведения личного подсобного хозяйства может выступать местность в пределах городской черты. В этом случае он имеет название “приусадебный” , если речь идет об участке за городом – называется “полевым” ;
  • на приусадебной территории можно заниматься любой разновидностью деятельности, на полевой местности – можно только выращивать овощи;
  • допускается получение несколько участков земли, главное – суммарная площадь не должна превышать 0,5 га .

Это памятка, которую должен знать каждый владелец подсобного хозяйства.

Старт фермерского хозяйства

Личное подсобное хозяйство или все-таки крестьянско-фермерское хозяйство? На видео ниже авторы показывают и рассказывают о начальных шагах по созданию своей фермы.

Получить кредит в Россельхозбанке для ЛПХ можно при условии оформления его на оплату расходов для реализации бизнес-идеи потенциального предпринимателя. Финансовая организация предоставит заявителю займ, только после рассмотрения кредитной комиссией бизнес-плана субъекта предпринимательской деятельности, в котором следует отразить виды затрат, необходимых для реализации идеи. Они должны соответствовать установленным требованиям банка, который примет положительное решение о выдаче денег, только при отнесении их к категории нужд:

  • приобретение молодняка или взрослых особей животных для выращивания или для разведения;
  • покупка топлива и смазочных материалов;
  • оплата электроэнергии, арендной платы за землю и помещения, которые необходимы для реализации идеи предпринимательства;
  • приобретение строительных материалов;
  • закупка минеральных удобрения и защитных препаратов от вредителей и болезней растений сельскохозяйственного назначения;
  • сезонные затраты.

Сроки кредитования

Стандартная банковская программа рассчитана на кредитование субъектов предпринимательской деятельности сроком от 3 месяцев до 2 лет . Однако при планировании крупных расходов на проведение дорогостоящих мероприятий, необходимость в которых отражена в бизнес-плане, возможно оформить займ на 5 лет. При этом банком могут быть профинансированы операции:

  • покупка движимого и недвижимого имущества;
  • проведение строительных и ремонтных работ помещений и загонов для ведения животноводства;
  • приобретения оборудования для обеспечения производства.

Размеры предоставления займа

Субъекты предпринимательской деятельности могут рассчитывать на кредитную помощь банка в размере 1 000 000 рублей. Постоянным клиентам финансовых учреждений, имеющим положительную кредитную историю и соответствующий требованиям банка стабильный доход, сумма кредита может быть увеличена на 500 000 рублей.

При необходимости в кредитовании большей денежной суммы, получить её можно воспользовавшись дополнительными опциями:

  • поручительства;
  • залога имущества.

Поручителем может быть любое физическое или юридическое лицо, со стабильными доходами, готовое в случае невыплаты заёмщиком обязательного кредитного платежа оплатить его вместо него.

При взятии кредита под залог имущества, договор займа оформляется только после нотариального заверения о присвоении объекту собственности залогового статуса. При отсутствии платежей по кредиту на протяжении установленного договорными отношениями срока, имущество, оформленное в залог, изымается в установленном в суде порядке, продаётся на открытых торгах или на аукционе. При этом часть денежных средств возвращается финансовому учреждению в качестве компенсации задолженности по телу кредита, процентов, штрафов и неустоек, а оставшаяся часть возвращается должнику.

При оформлении в Россельхозбанк кредиты ЛПХ, стоит учесть, что финансовое заведение может использовать комбинацию нескольких условий обеспечения займа по своему усмотрению.

Как оформить

Кредит физическим лицам, ведущим личное подсобное хозяйство, выдаётся только в случае соответствия требованиям:

  • гражданство Российской Федерации;
  • возраст от 23 лет;
  • возраст заёмщика не более 75, а поручителя – не более 65 лет на момент полного взаиморасчёта с банком, в соответствии с предусмотренными в договоре сроками.

Для того чтобы оформить кредит на сельское хозяйство в Россельхозбанке, потенциальный клиент финансового заведения должен иметь разработанный бизнес-план по реализации и продвижению своей деятельности.

Обязательным условием рассмотрения заявки на кредитование является компетентное определение назначения кредитных средств под соответствующую категорию расходов . Для оформления сделки требуется два поручителя.

К заёмщику выдвигаются особые требования, предполагающие период ведения личного подсобного хозяйства на протяжении 12 месяцев до момента обращения в банк , о чём должна быть соответствующая запись в хозяйственной книге, которая ведётся местными органами самоуправления.

После принятия решения о необходимости кредитования своей предпринимательской деятельности, потенциальный заёмщик должен предоставить в банковское заведение комплект документации, подтверждающей:

  • личность - паспорт и идентификационный код ;
  • ведение индивидуального предпринимательства в области личного подсобного хозяйства на протяжении 12 месяцев - справка, выданная местными органами самоуправления ;
  • ведение деятельности на правах индивидуального предпринимателя – свидетельство о регистрации ИП ;
  • доход на протяжении 12 месяцев - отчёты из Налоговой службы .

После оформления анкеты-заявления, к которому следует приложить необходимые документы, банк оценивает соответствие характеристик клиента требованиям, и на протяжении пяти рабочих дней принимает решение. Получив одобрение заявки, заёмщик имеет право оформить кредит на протяжении 45 дней.

Совершив покупку на кредитные средства, в финансовое учреждение необходимо представить подтверждающую данное событие документацию в установленные сроки.

Условия сотрудничества

Кредитные средства перечисляются на открытый клиентом счёт, с которого он имеет право снять деньги на предусмотренные в договоре нужды или совершить безналичный расчёт за приобретённую продукцию или оказанные услуги. На этот же счёт субъект предпринимательской деятельности должен вносить оговорённую с банком денежную сумму в ежемесячном порядке.

Платежи могут носить характер:

  • дифференцированный;
  • аннуитетный.

Финансовое учреждение предоставляет возможность погашать кредит денежными суммами, превышающими размер ежемесячного обязательства. Досрочное погашение задолженности не предусматривает начисление дополнительных штрафных санкций.

Условия кредита на ЛПХ в Россельхозбанке предусматривают различные ставки начисления процентов на сумму задолженности, в зависимости от обстоятельств:

  1. При оформлении договорных отношений на срок до 12 месяцев , процентная ставка будет соответствовать величине 16,5%. Для категории заёмщиков, которых банк относит к надёжным клиентам, ставка снижается до 14,9%.
  2. Кредит от 12 до 60 месяцев предусматривает ставку начисления процентов 16,5% – для новых клиентов, а для постоянных – 15,5%.
  3. В случае нарушения условий , определяющих целевые критерии расходов, оговорённые в договорном соглашении, ставка будет увеличена на 2,5%.
  4. При отказе оформления страховки жизни и здоровья , заёмщику предстоит автоматическое увеличение размера ставки на 5%.

При выполнении обязательств в плановом режиме увеличение его размера, вследствие повышения ставки, обусловленное отказом от услуг страхования, является меньшей величиной, чем суммарный размер ежемесячного обязательного и страхового платежей.

Стоит отметить, что при планировании погашения кредита в досрочном порядке, выгоднее будет оформить страховку, поскольку после полного взаиморасчёта с банком клиент имеет право на компенсацию денежных средств, вложенных в страховую компанию.

Перспектива развития личных подсобных хозяйств - кооперация

Комплексный подход . Сегодня в экономических кругах всё больше внимания уделяют личным подсобным хозяйствам (ЛПХ), что обусловлено их большим количеством и высокой долей в производстве сельскохозяйственной продукции . В связи с этим возникают дискуссии о дальнейших перспективах ЛПХ, их роли и месте в сельском хозяйстве страны, государственной стратегии по их регулированию, стимулированию и реформированию.

Стратегия по развитию ЛПХ должна быть увязана с общей стратегией развития сельского хозяйства, со стратегией развития сельских территорий, которые, в свою очередь, должны соответствовать стратегии развития народного хозяйства. При отдельном рассмотрении ЛПХ вероятен исход, как в басне Крылова «Лебедь, щука и рак».

Каким мы в будущем видим сельское хозяйство, какое место будем ему отводить в многоотраслевой экономике? К какой структуре сельского хозяйства мы стремимся? Какие решения будем принимать по заселению территорий страны? Ответы на эти и многие другие вопросы должны напрямую влиять на выработку стратегии развития ЛПХ. В большинстве современных исследований по ЛПХ не рассматривают эти аспекты, что делает полученные в них выводы трудно применимыми на практике.

Основа или пережиток . При принятии стратегического решения по развитию ЛПХ необходимо отталкиваться от объективных недостатков и преимуществ этой формы хозяйствования.

Основными недостатками ЛПХ являются низкая производительность факторов производства; недостаточная обеспеченность материально-техническими ресурсами; низкая окупаемость затрат; невысокая информированность (по законодательству, государственным программам, технологиям и др.). Все перечисленные минусы подсобного хозяйствования обусловлены главным образом ограниченностью индивидуального, мелкомасштабного, использования ресурсов (по производству, сбыту, снабжению и др.).

Собственно сам термин «подсобное хозяйство» свидетельствует о второстепенном, вспомогательном характере ЛПХ. Исторически подсобные хозяйства и появились как дополнение по отношению к более крупным формам хозяйства (колхозам и совхозам). Зачастую, по мнению многих руководителей колхозов, ЛПХ мешали коллективному труду, что снижало его производительность.

Несмотря на объективные недостатки, ЛПХ обладают и рядом преимуществ. Во-первых, в ЛПХ заключён большой потенциал расширения сельскохозяйственных товаров внутреннего производства (продовольственная безопасность, доступные и качественные продукты питания). Во-вторых, ЛПХ – основа исчезающего сельского населения, по сути, главный источник его выживания. Не содействовать развитию ЛПХ сегодня – значит бросить на произвол большое количество сельских жителей. В-третьих, ЛПХ имеет большое социальное значение в качестве дополнительного источника благ (продукты питания, оздоровление, отдых и туризм, воспитание детей, культурное преображение и др.) для малообеспеченных слоёв населения, которых в либерально управляемой России – большинство. В-четвёртых, развивающееся ЛПХ имеет огромный потенциал как составная единица для развития крупных форм хозяйствования на основе кооперирования или интегрирования.

Кажущееся преобладание преимуществ ЛПХ над недостатками не должно вводить в заблуждение относительно перспективности подсобной формы как самостоятельной хозяйствующей единицы. Большинство общественных выгод от ЛПХ при условии справедливого распределения дохода могут с лихвой быть обеспечены в рамках крупных хозяйственных форм, способных использовать все преимущества экономии от масштаба.

Однако при решении вопроса о будущем ЛПХ нельзя руководствоваться лишь критериями экономической эффективности. Бросить на произвол судьбы тружеников ЛПХ и заняться поддержкой исключительно «крупных игроков» - означает повторить ошибку 90-х годов, когда многие решения принимались без учёта переходного периода, с его трудностями, жертвами, диспропорциями и др.

ЛПХ, безусловно, не может быть базой, основой для сельского хозяйства, но оно в то же время сегодня – его неотъемлемая часть. Поэтому необходимо обеспечить условия для вовлечения ЛПХ в более крупные организационно-экономические комплексы. Перспективным представляется расширение за счёт ЛПХ пока слабого кооперативного сектора сельского хозяйства.

Перспектива развития – кооперация . Более чем вековой мировой опыт свидетельствует о том, что развитие малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве, к которым относится и ЛПХ, сопряжено с развитием обслуживающих их кооперативов. Так было и в дореволюционной России, так есть и сейчас в западных странах. Во Франции и США, например, почти 80% фермеров охвачено кооперацией. В Швеции кредитование фермеров практически полностью осуществляется за счёт кредитной кооперации.

Кооперативные формирования позволяют разрозненным малым хозяйствам объединить свои ресурсы (трудовые, технические, земельные, денежные, транспортные, сбытовые и др.) для более эффективного использования. В на сегодня сложившихся условиях мелкие сельскохозяйственные производители практически на всех стадиях ведения хозяйственной деятельности сталкиваются с монополистами или олигополистами (банки, лизинговые компании, поставщики электроэнергии и техники, перекупщики, транспортные компании, торговые сети и др.). Вести рентабельное хозяйство в такой ситуации возможно только при объединении усилий, расширении, укрупнении, диверсификации и др. Осуществить это позволяет производственная и потребительская (снабженческая, сбытовая, кредитная, перерабатывающая и др.) кооперация.

Кооперативная организационно-правовая форма является более предпочтительной среди прочих крупных хозяйственных форм, так как она лишена многих отрицательных особенностей им присущих. К примеру, альтернативный вариант сочетания мелких форм и сверхкрупных, корпоративных, который реализуется сегодня в России, менее продуктивен по ряду причин: увеличение диспаритета цен, повышение доли наёмного труда, ухудшение социально-экономического состояния сельских территорий, концентрация земельных ресурсов у крупных компаний и др.

Кооперативная форма хозяйствования уже давно по всему миру зарекомендовала себя как эффективный инструмент решения социально-экономических задач. Во многих странах с так называемой рыночной экономикой фермерские кооперативы играют существенную, а где-то и главенствующую роль во взаимодействии сельского хозяйства с другими секторами экономики и развитии аграрной промышленности в целом.

В Северной Европе, Нидерландах, Ирландии и Японии практически все первичные сельскохозяйственные производители охвачены кооперативным движением. Чуть меньшее участие фермеров в сельскохозяйственной кооперации наблюдается в континентальной Европе (80%) и США, Канаде, Австралии (от 60 до 80%).

В странах Европейского союза сельскохозяйственные кооперативы производят до 60% продовольственных товаров, в США на долю кооперативов приходится 30% от всей реализуемой товарной сельскохозяйственной продукции. Кооперативы Японии осуществляют сбыт порядка 90% всей сельскохозяйственной продукции и поставляют фермерам примерно 80% необходимых средств производства. Скандинавские кооперативы поставляют до 85% всей продукции сельского хозяйства, а кооперативные предприятия производят до половины продукции пищевой промышленности.

Меры поддержки . Государственная поддержка ЛПХ должна быть связана с государственной поддержкой всего сельского хозяйства и должна соответствовать стратегии развития сельского хозяйства. Сейчас существует много частных стратегий, программ, концепций по развитию сельского хозяйства (например, отраслевые целевые программы «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы», «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы», концепция развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов). Все они индивидуальные, мало связанные между собой. Отсутствует комплексная, общая, связующая концепция.

Эффективность современной государственной поддержки сельского хозяйства и ЛПХ в частности очень низкая. Среди прочего это объясняется как раз частным, не комплексным подходом к сельскому хозяйству. Народное хозяйство – система отраслей, которые влияют друг на друга. Регулирование и поддержка одной отрасли сказывается и на других отраслях (через доходность, относительные цены, спрос и др.). Поэтому невозможно управлять отраслью при несогласованных макроэкономической (народнохозяйственной) и отраслевой (в нашем случае сельскохозяйственной) политики.

Тарифы естественных монополий, процентные ставки банков, сектор торговли и др. непосредственно влияют на сельское хозяйство, сейчас чаще отрицательно. Поэтому можно бесконечно помогать сельскому хозяйству, но рост тарифов, высокая ставка ЦБ, монополизм торгового капитала сведут на нет всю эту помощь.

Например, В государственной программе развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2011 гг. примерно 38% (38 млрд. руб. в 2009 г.) ежегодного общего объёма заложенного финансирования составляют расходы на субсидирование выплат по процентам. То есть 38% средств государственной поддержки сельского хозяйства ежегодно идут в банковский сектор (по оценкам экспертов фактически ещё больше).

Необходимая поддержка ЛПХ, как и всего с/х, - обеспечение условий для реализации продукции по приемлемым ценам (соответствующим ценам на продукцию I, III секторов АПК), чего можно достигнуть предоставлением торговых мест на льготных условиях, государственными закупками, стимулированием развития потребительской кооперации, развёртыванием сети информационно-консультационных центров и др.

Основной результат такой поддержки ЛПХ для всего сельского хозяйства больше даже косвенный, стратегический, нежели прямой, так как будет создаваться благоприятная среда для жизни на земле, ведения сельского хозяйства, труда в деревне и др. По мере вовлечения в хозяйственные процессы ЛПХ начнут расширяться, создавать артели, союзы, кооперативы, будут объединяться с другими предприятиями.

С точки зрения государственного управления намного эффективнее поддерживать и развивать не множество разрозненных подсобных хозяйств, а их организованные кооперативы. Государство заинтересовано в устойчивом функционировании многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации. С помощью такой структуры можно реализовывать сельскохозяйственные государственные программы и решать стратегические задачи, в частности продовольственной безопасности, финансирования сельскохозяйственного производителя, государственных закупок, образования, информационного обеспечения и др. Система региональных представительств Минсельхоза, как показывает опыт, не способна решать подобного рода задачи. Во многом это объясняется тем, что министерская иерархия построена по принципу «сверху вниз», а кооперативная, наоборот, «снизу вверх».

Современный мировой и отечественный опыт начала 20-го века свидетельствуют о том, что задача по кооперированию мелких и средних хозяйств может быть успешна решена. Например, дореволюционная маслосыродельная кооперация в России явилась блестящей страницей всего кооперативного движения. В 1895 г. в Тобольской губернии открылась первая кооперативная маслодельня, а через несколько лет молочные артели охватили почти всю Сибирь. Молочные артели создали в 1907 году «Союз сибирских маслодельных артелей», который открыл свои конторы в Москве, Петербурге, Омске, Барнауле, Владивостоке и других городах России. В 1912 г. он наладил контакты с английскими торговыми организациями и учредил акционерную русско-английскую компанию по экспорту масла. К этому году союз объединял уже 382 артели, а к 1918 году - почти 2000. Помимо этого функционировало 628 артельных потребительских обществ. Союз организовал десятки своих контор, увеличил парк вагонов-холодильников, оборудовал причалы в балтийских портах и создал в Лондоне товарищество «Юнион». Члены маслодельных артелей снабжались в кредит товарами. Доходы маслодельных артелей распределялись пропорционально поставляемому молоку. В период своего расцвета через Союз артелей проходило до 30% всего сибирского масла.

Данный материал был подготовлен в 2012 году. С тех пор эта статья по-прежнему актуальна. Все идеи в отношении личных подсобных хозяйств применимы и для экопоселений, малых фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей. Баланс между эффективностью и инициативой малых систем и ресурсностью и масштабом крупных систем может быть найден в кооперативных объединениях малых форм хозяйствования.

Сельский кредит для развития ЛПХ

Многие задумываются над тем, чтобы обзавестись собственным подсобным хозяйством. Для этих целей разработан такой банковский продукт, как кредит на ЛПХ (личное подсобное хозяйство) или, как его ещё называют, сельский кредит . Более того, государство разработало программу субсидирования таких намерений своих граждан. Давайте попробуем во всём этом разобраться.

Сельский кредит – ЛПХ – раскрываем понятие

Вначале давайте раскроем само понятие личного подсобного хозяйства – что закон вкладывает в него? Это непредпринимательская деятельность граждан, связанная с производством и переработкой разнообразной сельскохозяйственной продукции (растительного и животного происхождения), предназначенной не на продажу, а на удовлетворение персональных нужд данной конкретной семьи.

Сельский кредит – ЛПХ – нормативно-правовая база

Наши парламентарии издали в 2003 году (7 июля) целый федеральный закон за номером 112, который регулирует создание и развитие личных подсобных хозяйств. В том числе в нем изложены правовые взаимоотношения между гражданами, ведущими ЛПХ, и властями, а также обозначена государственная поддержка данной деятельности.

Сельский кредит на ЛПХ – меры государственной поддержки

В соответствии с ФЗ-112 предусмотрены следующие меры господдержки граждан, развивающих ЛПХ:

  • Создание инфраструктуры – подъездных путей, инженерных сетей;
  • Селекционная и племенная работа с животными;
  • Ежегодные бесплатные вет. осмотры скота, вакцинация и лечение.

Кроме того, в соответствии с правительственным постановлением от 4 февраля 2009 года за номером 90 (с последующей редакцией от 31 декабря 2010 года за номером 1209) гражданам, ведущим ЛПХ, предоставляются субсидии по сельским кредитам в размере, не превышающем ставку рефинансирования. Субсидии идут на погашение процентов по взятым кредитам на ЛПХ, причём 95% субсидии выделяется из федерального бюджета, а 5% — из местного, областного.

Сельский кредит на развитие ЛПХ – как получить

Чтобы получить субсидию на заем для ЛПХ, понадобится представить в отдел сельского хозяйства местной администрации следующие документы:

  1. Выписка из похозяйственной книги, в которой засвидетельствован учёт ЛПХ конкретного гражданина (выдается органами местного самоуправления).
  2. Информация о личном или расчетном счете Заемщика в любом российском банке, открытом для перечисления субсидии.
  3. Копия кредитного договора, выписка из ссудного счета, график погашения займа и уплаты процентов по нему (всё должно быть заверено печатью банка или с/х КПКГ).

Сельский кредит на ЛПХ – условия предоставления гос. субсидий

Государство готово субсидировать только добросовестно обслуживаемые Заемщиком кредиты. Есть еще несколько условий выделения субсидии:

  1. Кредит ЛПХ должен быть выдан в сумме до 300 тысяч рублей на срок до 2 лет и предназначен для покупки:
  • ГСМ, запчастей и расходных материалов для с/х техники, тракторов и грузовиков;
  • Кормов;
  • Семян;
  • Удобрений;
  • Средств защиты с/х и плодовых растений от насекомых и болезней;
  • Посадочного материала (включая мальков рыбы);
  • Ветеринарных препаратов;
  • Электроэнергии, затрачиваемой на орошение посадок;
  • Различных материалов для парников и теплиц (грунт, стекло, плёнка, песок и т.п.).
  • Оборудования для животноводства (доильные аппараты, кормушки, поилки и т.п.);
  • Оборудование для переработки продуктов животноводства и с/х работ;
  • С/х малогабаритная техника (культиваторы, сеялки, мини-комбайны и т.п.);
  • Тракторы с мощностью до 100 л.с. и агрегатируемые с ними машины с/х назначения;
  • Грузовики с нагруженной массой до 3,5 т.
  1. Кредит ЛПХ должен быть выдан в сумме до 300 тысяч рублей на срок до 2 лет и предназначаться для уплаты страховой премии (взносов) при страховании урожая с/х культур.
  2. Кредит на ЛПХ должен быть выдан в сумме до 700 тысяч рублей на срок до 5 лет и идти на покупку:

Сельский кредит на ЛПХ – банки, где можно его получить

Конечно же, в первую очередь за таким займом следует обратиться в Россельхозбанк. Также выдают сельские кредиты:

  • Сбербанк;
  • АК-Барс банк;
  • Русфинансбанк и многие другие.

Подробнее об условиях выдачи кредитов на ЛПХ мы расскажем в другой статье. Следите за нашими анонсами!


© 2024
russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал