14.03.2024

Проблемы и пути их решения на рынке строительных услуг российской федерации. Проблемы и перспективы развития строительной отрасли Организационные проблемы при строительстве зданий


Ключевые слова

КОНТРОЛЬ; КАЧЕСТВО / ИНЖЕНЕР / СТРОИТЕЛЬСТВО / ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ / СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ / ПРОБЛЕМА / МОНИТОРИНГ / ОБСЛЕДОВАНИЯ / НАРУШЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР / ЗАКАЗЧИК / CONTROL / QUALITY / ENGINEER / CONSTRUCTION / ARTIFICIAL CONSTRUCTIONS / BUILDING AND CONSTRUCTION WORKS / PROBLEM / MONITORING / INSPECTIONS / VIOLATIONS / TECHNICAL SUPERVISION / CUSTOMER

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы - Дмитриев Александр Сергеевич, Квитко Александр Владимирович

Контроль качества работ в строительстве-это слова, знакомые каждому инженеру . Но все ли должным образом разбираются и, что самое главное, применяют это на практике? В этой статье я попытался разобраться с этим вопросом. Статья основана на моем личном опыте и наблюдениях за строительным процессом, будучи непо-средственным его участником. В ней приведены основные узловые моменты в данной сфере строительства , трудности, сопровождающие ее в современном мо-стостроении, а так же основные пути для решения проблемы контроля качества. Вместе с контролем качества попутно рассмотрена тема мониторинга искусствен-ных сооружений и актуальности ее применения в более широких форматах, чем это ведется в настоящее время. Не обойден стороной и вопрос взаимоотношений между техническим надзором заказчика и подрядчиками. В разобранном в конце статье отвлеченном примере я постарался провести прямую зависимость итогового качества работ и длины жизненного цикла от контроля качества работ на этапе строительства . Также параллельно с этой зависимостью проведена мысль о допол-нительных трат времени и ресурсов на устранение этих замечаний и дефектов.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре, автор научной работы - Дмитриев Александр Сергеевич, Квитко Александр Владимирович

  • Современные направления информационного моделирования в аспекте дорожно-транспортного строительства

    2017 / Кожевников М.М., Гинзбург А.В., Кожевникова С.Т.
  • Задачи обеспечения качества процессов строительства

    2012 / Белов Александр Вячеславович
  • Моделирование и оценка зарубежного опыта повышения качества строительных работ и услуг хозяйствующих субъектов

    2015 / Романова А.И., Добросердова Е.А.
  • Концепция контроля качества организации строительных процессов при проведении строительного надзора на основе использования информационных технологий

    2019 / Топчий Д.В., Токарский А.Я.
  • Разработка организационно-технологических решений в строительстве с использованием технологий информационного моделирования (тим)

    2016 / Вайсман Станислав Михайлович, Байбурин Альберт Халитович
  • Контроль качества работ при содержании, ремонте и реконструкции мостов

    2006 / Шестериков В.И.
  • Порядок проведения контроля в строительстве

    2016 / Ковалёва А.М., Семёнов А.С., Ряховский Ю.А.
  • Управление качеством как эффективный инструмент регулирования конкурентной позиции строительной продукции на рынке

    2018 / Левицкий Тимур Юрьевич, Эсетова Аида Махмудовна
  • Современное обеспечение эффективного управления реализации авторского надзора в проектных организациях

    2017 / Самофеев Никита Святославович, Гареева Земфира Анисовна
  • Потенциал эффективности комплексной оценки качества строительства от этапа проектирования до ввода объекта в эксплуатацию

    2019 / Савушкина Т.Ю., Зенов В.С., Зеленцов А.С., Лапидус А.А.

Problems of quality control of works in modern construction

Quality control of works in construction are the words familiar to each engineer . Whether but all properly understand and, what the most important, put it into practice? In this arti-cle I tried to deal with this question. Article is based on my personal experience and su-pervision over construction process, being its direct participant. In it the main focal points are given in this sphere of construction , the difficulties accompanying it in a modern bridge building, and also main ways for a solution of the problem of quality control . To-gether with quality control the subject of monitoring of artificial constructions and rele-vance of its application in wider formats is in passing considered, than it is conducted now. Also the question of relationship between technical supervision of the customer and contractors isn"t avoided. In the abstract example sorted at the end to article I tried to car-ry out direct dependence of total quality of works and length of life cycle on quality con-trol of works at a construction stage. Also in parallel with this dependence the thought about an additional waste of time and resources on elimination of these remarks and de-fects is carried out.

Текст научной работы на тему «Проблемы контроля качества работ в современном строительстве»

УДК 69.007-05

Проблемы контроля качества работ в современном строительстве

Дмитриев А.С., Квитко А.В.

Аннотация: Контроль качества работ в строительстве-это слова, знакомые каждому инженеру. Но все ли должным образом разбираются и, что самое главное, применяют это на практике? В этой статье я попытался разобраться с этим вопросом. Статья основана на моем личном опыте и наблюдениях за строительным процессом, будучи непосредственным его участником. В ней приведены основные узловые моменты в данной сфере строительства, трудности, сопровождающие ее в современном мостостроении, а так же основные пути для решения проблемы контроля качества. Вместе с контролем качества попутно рассмотрена тема мониторинга искусственных сооружений и актуальности ее применения в более широких форматах, чем это ведется в настоящее время. Не обойден стороной и вопрос взаимоотношений между техническим надзором заказчика и подрядчиками. В разобранном в конце статье отвлеченном примере я постарался провести прямую зависимость итогового качества работ и длины жизненного цикла от контроля качества работ на этапе строительства. Также параллельно с этой зависимостью проведена мысль о дополнительных трат времени и ресурсов на устранение этих замечаний и дефектов.

Ключевые слова: Контроль; качество; инженер; строительство; искусственные сооружения; строительно-монтажные работы; проблема; мониторинг; обследования; нарушения; технический надзор; заказчик.

Problems of quality control of works in modern

Dmitriev A.S., Kvitko A.V.

Annotations: Quality control of works in construction are the words familiar to each engineer. Whether but all properly understand and, what the most important, put it into practice? In this article I tried to deal with this question. Article is based on my personal experience and supervision over construction process, being its direct participant. In it the main focal points are given in this sphere of construction, the difficulties accompanying it in a modern bridge building, and also main ways for a solution of the problem of quality control. Together with quality control the subject of monitoring of artificial constructions and relevance of its application in wider formats is in passing considered, than it is conducted now. Also the question of relationship between technical supervision of the customer and contractors isn"t avoided. In the abstract example sorted at the end to article I tried to carry out direct dependence of total quality of works and length of life cycle on

quality control of works at a construction stage. Also in parallel with this dependence the thought about an additional waste of time and resources on elimination of these remarks and defects is carried out.

Keywords: Control; quality; engineer; construction; artificial constructions; building and construction works; problem; monitoring; inspections; violations; technical supervision; customer.

В эпоху возрастающего восприятия необходимости рационального, а главное качественного строительства транспортной инфраструктуры, как никогда ранее встает вопрос об оптимизации системы контроля качества при возведении этих самых объектов дорожного комплекса. Однако, при этом возникнет ряд проблем, решение которых требуется незамедлительно.

Да, бесспорно, сейчас многие крупные фирмы активно развивают штат отдела контроля качества работ своего филиала и субподрядчиков. При этом, некоторые из них готовы вкладывать деньги в развитие этого самого штата и обучение сотрудников последним нормам и стандартам, действующим ныне на территории нашего государства. Это, безусловно, важный шаг в решении вопросов контроля качества строительно-монтажных работ.

К сожалению, обучение персонала вопросам качества СМР на объекте могут позволить себе в настоящее время только крупные фирмы. Для небольших фирм это считается непозволительной роскошью и первая проблема контроля качества СМР заключается именно в этом. Решить ее без обоснованной законодательной базы практически невозможно. Здесь следует обозначить и вторую проблему, которая распространена в строительных организациях-очень часто инженер по качеству выполняет работу не входящую в круг его прямых обязанностей и привлекается в помощь инженерно-техническому составу ПТО (оформление всевозможных актов, разработку ППР и технологических карт, оформление геодезических схем и т.д.), а иногда по совместительству является инженером ПТО. Решить данную проблему можно только изменив мировоззрение руководящего персонала организации, повернув их «лицом» к контролю качества СМР. Если же этого не произойдет, то на лицо будут все тенденции ухудшения качества СМР в результате отсутствия внутреннего контроля в организации.

Следующая проблема заключается в отсутствии на должном уровне подготовки нижней ступени руководящего состава (мастеров, прорабов) строительной организации в вопросах качества выполнения СМР. К тому же существует зависимость данной категории от среднего руководящего звена, которыми зачастую являются менеджеры, не связанные со стройкой. Им, в первую очередь, нужны такие вещи, как: вы-

полненные в сроки работы (поставленные такими же менеджерами), минимальные затраты на материал, максимальные объемы работ. В результате, зачастую, бездумных действий таких управляющих страдают все сферы непосредственного строительства: в первую очередь-качество работ, затем в зависимости от ситуации зарплата (нарушение технологического регламента не несет никаких дивидендов для работников), текучка кадров, неверное представление о работе тех или иных структур. В итоге -недоверие со стороны заказчика к подрядчику (потому что мастера и рабочие меняются, а ошибки остаются), отношение к заказчику, как к карательному элементу строительства (приедет технический надзор, найдет нарушения, придерется и потом опять необходимо исправлять). Все это создает неблагоприятную среду для строительства транспортных объектов, значимость которых несомненно велика для развития транспортной инфраструктуры страны.

От проблемы взаимоотношений перейдем к другой, не менее актуальной проблеме-мониторинга искусственных сооружений. Сейчас этот вопрос, бесспорно, поднят на достаточно высокий уровень, однако проблемы имеются и здесь, и заключаются они в следующем:

1). В настоящее время «львиная» доля обследуемых мостов-это мосты, построенные в 60-х-80-х годах прошлого века. Как правило, в выводах по обследованию ставится диагноз о капитальном ремонте или реконструкции таких объектов. Здесь правомочен вопрос: «как и что послужило доведению этих мостов до критического состояния?». Кроме банального ответа «время», других ответов нет. И это потому, что по результатам таких обследований зачастую можно сделать только фактический анализ, а не постепенный. Так почему бы не избежать этих недочетов и не начать мониторинг и обследование искусственных сооружений сразу после их возведения? Для этого необходимо предусмотреть затраты на проведение обследований уже на стадии проектирования в разделе обеспечение жизненного цикла и, кстати, сейчас делаются такие попытки.

2). К обследованию искусственных сооружений привлекаются далеко не специализированные организации, не имеющие в своем штате профильных работников (но имеющих допуск СРО к проведению подобных работ). От непрофессионального подхода страдает качество проводимых обследований.

3). Организации, проводящие тендер или торги на работы по обследованию, порой осуществляют эту работу бездумно, устанавливая нереальные сроки (зависящие от освоения денежных средств) выполнения работ, с непрофессионально составленным техническим заданием, отдавая предпочтения не профессионализму организаций, а ценовому критерию. В результате-некачественно выполненное обследование и как след-

ствие-некачественное выполнение СМР. Это изменит отношение к складывающейся картине о качестве работ, описанной выше. Ведь увеличение срока службы конструкций (в том числе и не только исследуемых) это больше половины успеха в строительстве мостовых сооружений.

Для решения этих проблем должна быть разработана законодательная база, регламентирующая выполнение работ по мониторингу и техническому обследованию искусственных сооружений.

Таким образом, оба вопроса, мониторинг и качество работ, необходимо решать параллельно и не только на законодательном уровне. Качество работ-увеличение (или создание) штата инженеров по качеству в приказном порядке (с объяснением руководителям организации в необходимости таковых), повышение квалификации этого самого штата, составление верных должностных инструкций, где не менее 70 процентов рабочего времени должно уходить именно на контроль качества работ, правильная постановка данных сотрудников в иерархической структуре организации и адекватного отношения других сотрудников к ним. Ведь главная цель государственного строительного надзора, технического надзора заказчика, инженера по качеству едина. Это-реальное улучшение качества работ, а не «карающий меч» в виде предписаний, остановок работ, недопонимания и конфликтных ситуаций. Как только строители это поймут и примут, то работа пойдет совсем на иной лад. В мостостроительной сфере появятся и деньги за качественно выполненные объемы работ, заключающиеся в сдаче объектов транспортной инфраструктуры, которые реально прослужат обещанные 80-100 лет.

В сфере мониторинга тоже произойдут видимые результаты буквально за несколько сезонов. Взять хотя бы методы «лечения» бетона различными ремонтными составами. В большинстве своем не до конца изучены и требует доработки для местных условий применения. Многие способы и качество окраски также требуют дополнительного освидетельствования. Что мы получим на выходе после такого постоянного мониторинга? Во-первых, буквально с самого начала будет ясна картина общего качества работ на объекте, соответственно, можно составить список подрядчиков, чья работа внушает доверие и возможно дальнейшее сотрудничество. Во-вторых, будет определено качество используемых материалов и ремонтных составов. Наверняка, не все используемые подходят для местного климата. Можно будет провести собственную жесткую, независимую градацию. В-третьих, объединяя с предыдущим пунктом, будет дан анализ поведения конструкции и развивающихся в ней процессах на ближайшее время.

Подводя итоги вышеизложенного, хочется отметить, что у нас есть недоработки в области качества СМР, но есть и понимание происходящего, и примерный путь следования вперед.

В заключении можно привести условный пример улучшения работ при привлечении инженера по качеству в штат работников.

Пусть некую условную фирму ООО «М» берут на субподряд на транспортный объект- двухпролетный мост через реку N. Рассмотрим вариант без должного операционного контроля и отсутствия инженера по качеству.

При проведении работ в летний сезон были допущены следующие ошибки:

Защитные слои не соответствуют проектным-на монолитных бортиках карнизных блоков. В результате, весной произошли сколы бетона, обнажение арматуры, начальная стадия ее коррозии. Заказчик обязал исправить это-необходимо обнажение арматуры в эти участках минимум на два сантиметра (или полторы фракции щебня), далее зачистка или замена арматуры, отжатие ее для достижения необходимого проектного защитного слоя, затем устройство местной опалубки и только в конце добетонирование этих участков.

Закладные детали, установленные под барьерное ограждение были не проектные, заводские, а кустарные-покрытые на месте цинолом. В результате, цинол, нанесенный к тому же некачественно, «отлетел», начались процессы коррозии. Заказчик обязал разработать регламент по ремонту и окраски закладных деталей и замену тех, чья коррозия имеет необратимые последствия

Окраска мостового сооружения выполнена с нарушениями-так же сошла краска, при тщательном осмотре были обнаружены несрезан-ные тяжи от опалубки на сточных треугольниках ригеля промежуточной опоры, которые вначале были не видны, так как были тщательно закрашены и замаскированы. Естественно, за полгода краска с них частично осыпалась и они стали заметны. Вертикальная поверхность шкафной стенки перед непосредственной окраской не была обеспылена, что вначале было скрыто от заказчика. Само собой, через полгода это все проявилось. Заказчик обязал вырезать тяжи, заделать отверстия ремонтной смесью, очистить поверхность шкафной стенки, выполнить повторную покраску этих участков.

Эти три нарушения на условном мосту, работы на котором выполняла условная фирма, взяты, естественно, из реальной жизни. Этих дефектов можно было бы без труда избежать, если вовремя были бы замечены ошибки в защитных слоях, не было бы экономии на закладных деталях, проведена добросовестная подготовка поверхности перед покраской и обеспыливание ее. Отсутствие операционного контроля и инженера по качеству дало свой отрицательный результат. Несомненно при наличии инженера по качеству и грамотном подходе этих дефектов можно было бы избежать.

Здесь, конечно, правомерен вопрос-а где же технадзор заказчика?? Он же принимает работы, значит сам виноват, недоглядел. Да, но зачастую физически невозможно осмотреть каждый конструктив перед бетонированием. Или, скажем, проконтролировать исправление всех указанных ошибок. Да и те из строителей, которые недобросовестны, могут утаить какие-либо огрехи тем более в уже забетонированных конструкциях. Визуально-измерительного контроля порой недостаточно. Отсюда и возникают вопросы ко взаимному уважению и профессиональному доверию. Только один небольшой пример показывает как много зависит от качества выполнения СМР. Обозначенные проблемы требуют незамедлительного решения. Только решив их, можно говорить о качественном строительстве объектов транспортной инфраструктуры, увеличения их «жизненного цикла», доверительных отношений между заказчиком и подрядчиком.

В заключении хочется обратиться ко всем участникам, задействованным в создании транспортной инфраструктуры страны. Вы-двига-тель, реальный механизм, от которого зависит что будет с мостостроением в ближайшем будущем. И его реально обратить в лучшую сторону.

Дмитриев Александр Сергеевич - Магистр СПб ГАСУ Россия, Санкт-Петербург

Квитко Александр Владимирович - Заведующий кафедрой «Автомобильные дороги, мосты и тоннели» СПб ГАСУ Россия, Санкт-Петербург. [email protected]

About the authors:

Dmitriev Alexander Sergeevish - Master, SPb GASU, Russia, Saint-Petersburg.

Kvitko Alexander Vladimirovish - Head of the Department of «highways, bridges and tunnels» SPb GASU, Russia, Saint Petersburg [email protected].

Значение экономических проблем

Яркой особенностью современного мира можно считать обострение экономических проблем. По характеру, эти проблемы в значительной степени выходят за грани интересов самых разнообразных классов и общественных систем. Экономические проблемы современного мира носят самый разнообразный характер. Они включают в себя широкий перечень трудностей от ядерной войны до экологических катастроф, от разделения стран на богатые и бедные до истощения природных ресурсов. От решения данных проблем зависит не только будущее, но даже и само существование человеческой цивилизации.

Трудно представить себе полноценное развитие общества без экономики. Наряду с этим, все присущие экономике проблемы, также находят своё отражение и в судьбе общества. Экономика и общество связаны друг с другом с самых древних времён.

Испытывая на себе влияние общественной жизни, экономика способна существенно повлиять на все аспекты существования общества. Данное обстоятельство порождает ряд определённых положений о взаимосвязи экономики и общества, экономических проблем и общественной жизни.

Примером можно отметить следующие положения:

  1. Существование общества невозможно без постоянного производства экономических благ; сложившиеся разделения труда определяют развитие социальной инфраструктуры; политическая жизнь общества находится под влиянием его экономической жизни; материальные условия для развития духовной жизни общества порождаются в процессе производства;
  2. Нельзя не заметить то, что, казалось бы, незначительные изменения в одной сфере, молниеносно влечёт изменения в другой, что, в свою очередь, означает невозможность их существования друг без друга.

Замечание 1

Основное назначение экономики – это поддержание жизнедеятельности людей, создание необходимых для этого благ и любая проблема экономической деятельности тут же находит своё отражение непосредственно в жизни человека.

Экономика и строительство

Определение 1

На сегодняшний день строительство – это динамично развивающаяся сфера экономической и предпринимательской деятельности.

Так, застой в строительстве происходил долгое время, начиная с конца 80-х годов и до конца 2000-х годов. Но сейчас ситуация изменилась и строительство стало масштабным, причем во всех регионах нашей страны, а не только в Центральных областях.

Особую популярность строительные компании и их деятельность начала набирать с 2007 года, когда экономика страны была на высоте. У населения появились дополнительные средства, хороший заработок, а также пошла в развития банковская система, которая могла выдавать кредиты под хороший процент. Все это привело к массовому спросу на жилье, торговые объекты, подсобные хозяйства и т.д.

Но, начиная с 2012 года, когда вступил в силу экономический кризис, далее последовала нестабильная политическая ситуация, сфера строительства начала терять обороты. Экономическая ситуация в этой сфере начала ухудшать по различным причинам:

  • Ухудшение благосостояния граждан привела к долгам по строительным объектам;
  • Стали пресекаться экономические субсидии от государства;
  • Вопросы с земельным комитетам стали все сложнее решаться;
  • Удорожание строительных материалов;
  • Уход с рынка основных поставщиков (из-за политической ситуацией с Украиной) и т.д.

Такие тенденции привели к различным формам экономических проблем в сфере строительства.

Экономические проблемы в строительстве

На сегодняшний день, в период экономического кризиса в стране и в мире, отрасль строительства переживает ряд экономических проблем, основными из которых являются:

  • Выстраивание рыночных отношений между фирмами – конкурентами. Рыночные отношения именно в строительстве строить сложно, все по тому, что сфера деятельности очень специфическая, а также население страны мало грамотное в вопросах выбора и использования материалов или проектов строительных объектов, поэтому здоровая конкуренция не получается;
  • Низкая платежеспособность населения, особенно в отдаленных регионах от Москвы. Строительство предполагает большое вложение инвестиций от дольщиков, что невозможно для столь бедного населения нашей страны. Поэтому люди вынуждены брать кредиты или оплачивать строительство по частям, по долям на разных этапах стройки. Ввиду этого строительные фирмы замедляют строительство, получается слишком низкая экономия на материалах, а также большие простои в поступлении денежных средств. Все это приводит к удорожанию жилья и экономическим проблемам;
  • Слабая государственная поддержка строительной отрасли. Нужно отметить, что не все регионы в лице правительства поддерживают и всячески помогают строительным фирмам в рамках различных вопросов. Так, основные проблемы возникают с покупкой земли, бюрократическим аппаратом, получением разрешения на строительство и т.д. Все эти процедуры тормозят этапы строительства, время идет, и цена жилья с каждым месяцем простоя растет. Правительству государства и регионам необходимо разрабатывать программы и действовать в рамках их с целью поддержки строительных фирм, что приведет к эффективной работе и в целом поможет гражданам быстрее въезжать в новое жилье и по менее дорогой стоимости;
  • Большие неоплаченные долги дольщиков. Дольщики, покупая жилье, берут кредиты или сами в установленный срок должны оплачивать свою долю в строительстве. Но часто бывает, что первый взнос прошел, а последующие дольщик не оплачивает, ввиду различных причин. Чтобы подстраховать себя строительные компании предлагают таким дольщикам сразу брать ипотеку, где банк берет на себя обязательства по выплате оставшейся суммы, но не все на это согласны. В итоге получается, что квартира забронирована на определенного дольщика, а денег на ее строительство нет, что тормозит строительство и возникают различные экономические проблемы.

Таким образом, экономические проблемы в сфере строительства есть, они усугубляют положение не только самих компаний на рынке, но и дольщиков, то есть обычных граждан, так как основное экономическое бремя в основном ложится в итоге на их плечи. На сегодняшний день государство в состоянии помочь строительству, и должно разрабатывать все более новые и совершенные программы поддержки.

Рассмотрим существующие проблемы на рынке строительных услуг Российской Федерации. Основные проблемы строительных услуг России возникли еще задолго до наступления кризиса - в конце 2007 года. По мнению специалистов если бы не произошел глобальный экономический кризис, то кризис строительного комплекса все равно неминуемо наступил .

Строительная отрасль Российской Федерации сталкивается с семью проблемами:

Сокращение потребительского спроса на рынке жилья;

Сокращение основных источников финансирования строительства;

Проблемы с кадрами для строительства -- постоянно испытывается нехватка специалистов и квалифицированных рабочих;

Стандартизация;

Лицензирование;

Производительность ее является одной из самых низких;

Имидж отрасли невысок, и она по-прежнему относится к категории низкооплачиваемых;

Также спад в строительной отрасли, произошедший во всех субъектах Российской Федерации под воздействием последствий кризисных явлений, в наибольшей степени отразился на экономике данных регионов.

Объем работ по виду деятельности «Строительство» за 2009 г. сократился на 18,5 % к предыдущему году.

Рассмотрим подробнее некоторые из вышеуказанных проблем.

Первая проблема это сокращение потребительского спроса на рынке жилья. Общая экономическая ситуация в наибольшей степени повлияла на сферу жилищного строительства, что определяется, прежде всего, сокращением потребительского спроса на рынке жилья. При этом потенциальный спрос на жилье остается высоким. В немалой степени возможность граждан приобрести жилье ограничена снижением доходов населения и объема предоставляемых ипотечных кредитов.

Сокращение потребительского спроса на жилье и ужесточение условий банковского кредитования определяют недостаточность оборотных средств строительных организаций. В сложившихся условиях актуальной становится проблема наличия значительного количества недостроенного жилья. Объем общей площади жилых домов, введенной в эксплуатацию в 2009 году, обеспечивается в основном созданным в предыдущие годы значительным заделом. В 2009 году основной объем реализации на рынке жилья приходится на дома с высокой степенью готовности .

Вторая проблема это сокращение основных источников финансирования. Строительная отрасль в последние годы претерпела серьезные изменения, взять хотя бы упразднение Госстроя России и принятие закона № 214-ФЗ о долевом строительстве, согласно которому государство, по сути, сняло с себя обязанности по строительству жилья. Далее строительная отрасль перенаправляется в сторону саморегулирования. Вся законодательная база и инфраструктура отрасли до кризиса были настроены на постоянный спекулятивный рост цен на рынке. С началом кризисных явлений в экономике в 2008 г., предприятия строительной отрасли почувствовали на себе все последствия в полной мере.

Самым главным препятствием нормального развития строительного рынка в России послужило трансформационное сокращение основных источников финансирования строительства жилья.

Во первых банковское кредитование застройщиков. Банки практически полностью остановили кредитование строительных проектов из-за существенного снижения ликвидности и роста рисков нереализации жилищных объектов, несмотря на то, что только в сентябре-октябре 2008 года Банк России направил в экономику России 1,411 трлн. руб. в виде кредитов, выданных банковскому сектору. Приостановлено финансирование проектов даже по открытым кредитным линиям на согласованных ранее условиях. Поскольку банки не могут идти на нарушения нормативов Банка России, в частности требований резервирования, они вынуждены закрывать овердрафты и кредитные линии. В свою очередь в банках растут объемы кредиторской задолженности, увеличивается доля ненадежных кредитов. Итогом этим процессам - взаимный кризис доверия между заемщиками и кредиторами.

Во вторых ипотечное кредитование потребителей долевого строительства.

Начиная с третьего квартала 2008 года, сформировалась устойчивая тенденция сокращения объемов ипотечного жилищного кредитования. Почти в 20 раз сократилось количество банков, выдающих ипотечные кредиты. Лишь единицы сохранили ипотечные программы. Банки, как и в случае с кредитованием строительства, ужесточили требования к заемщикам и условия предоставления кредитов, а также существенно повысили размеры ставок (от 20 процентов и выше). Полностью остановились сделки по рефинансированию выданных ипотечных кредитов из-за отсутствия долгосрочных внешних источников и недостаточного развития российского фондового рынка. Кредитование населения на этапе строительства полностью прекращено.

В третьих движение на рынке вторичного жилья, прямые продажи.

Произошла массовая остановка продаж жилья, связанная с ожиданием потенциальными покупателями падения цен на недвижимость, сокращением объемов ипотечного жилищного кредитования, а также снижением реальных заработных плат и сокращением рабочих мест. Параллельно, реальный сектор в целом столкнулся с драматическим падением платежеспособного спроса, следствием которого также стала нехватка ликвидности во всех базовых отраслях экономики.

Исходя из вышеупомянутых предпосылок, девелоперы вынуждены «замораживать» значительное количество строительных проектов, находящихся на стадии получения исходно-разрешительной документации, а также замедлять темпы начатого строительства, вплоть до его полной остановки, из-за нехватки средств для расчетов с подрядными организациями. Быстрыми темпами происходит снижение финансовой устойчивости девелоперских компаний, что создает реальную угрозу их банкротства. Ситуация усугубляется тем, что многие инвестиционно-строительные компании и банки в предыдущий период проводили весьма агрессивную и рискованную политику по наращиванию объемов жилищного строительства. Рынок жилищного строительства, в основном, был спекулятивным, когда покупался актив или производились инвестиции без законтрактованного сбыта .

Инвесторы, да и сами девелоперы теряют интерес к отрасли в настоящее время. Но проблема предприятия строительной отрасли для его владельца - длительность жизненного цикла каждого продукта. Один объект реализуется не менее 3-4 лет вместе с проектированием, согласованиями и проч. Следовательно, строителям - владельцам бизнесов в кризис просто невозможно «быстро соскочить с темы», особенно при наличии дольщиков. Бизнесмены-строители и рады были бы уйти с рынка, при полной его бесперспективности, но сделать это весьма и весьма проблематично. Таким образом, предлагается оценить ситуацию внутри предприятия глубже с точки зрения управления и понять пути выживания в кризис.

Следовательно, необходимо решать проблемы «изнутри»: внедрение в строительном комплексе РФ «Долгосрочной стратегии массового строительства жилья»: отмена платы за аукционы земли, отмена платы за подключения к сетям, внедрение наряду с ипотекой и долевым строительством накопительных схем привлечения средств от населения; организация массового некоммерческого строительства жилья в России; опыт применения накопительных кооперативных схем через «Фонд социальной ипотеки при Президенте Татарстана».

Для защиты инвестиционного рынка строительства от недобросовестных зарубежных и отечественных подрядчиков -- проводить тендерные торги и сертификацию поставщиков товаров и услуг. Осуществление действий по повышению безопасности, качества и востребованности услуг, изделий и материалов является одним из методов повышения конкурентоспособности.

Разработать нормативные акты, препятствующие проникновению на рынок строительных услуг недобросовестных субъектов строительной деятельности;

Совершенствовать правовое регулирование взаимоотношений заказчика и подрядчика;

Сформировать единые правила проведения тендерных торгов.

Третьей проблемой является нехватка специалистов и квалифицированных рабочих. Строительное сообщество сегодня не обладает необходимыми ресурсами для самостоятельного управления отраслью, для решения как региональных, так и общенациональных задач в сфере строительства. В основном это связано с отсутствием финансирования, когда профессиональные объединения работают практически на общественных началах. Отсутствуют специализированные комитеты, сертификационные органы, страховые и компенсационные фонды, стандарты и система взаимодействия. А чтобы всем этим заниматься, нужны квалифицированные кадры, которых нет.

В России до сих пор не производится строительная техника, оборудование для производства строительных материалов, не разрабатываются технологии, соответствующие международным стандартам. Отсутствуют оснащенные современным диагностическим оборудованием лаборатории.

Сложная ситуация складывается с подготовкой рабочих и специалистов среднего звена для строительства и в области промышленного сервиса зданий и сооружений, с формированием кадрового потенциала.

Социально-экономические особенности современного этапа развития строительной отрасли объективно требуют качественного совершенствования системы профессионального образования.

Пути решения проблем строительных организаций: консолидация строительного сообщества через профессиональные объединения по секторам деятельности. Во всем мире существенную, а подчас и главную роль в формировании, поддержании и реформировании отраслей экономики, в частности -- строительной отрасли, играют профессиональные объединения. Они берут на себя солидарную ответственность за деятельность своих членов и активно участвуют во всех этапах функционирования отрасли -- от разработки и обсуждения законодательных и нормативных актов до принятия конкретных форм и механизмов представительства отрасли в структурах власти и государственного управления; развитие отраслевого саморегулирования; разработка и закрепление на федеральном уровне единых требований к строительным организациям; регулирование заработной платы в секторах строительной отрасли необходимо последовательно выводить из-под опеки государства.

Главное требование в сложившейся ситуации -- изменить акценты в существующих программах обучения и ориентировать их на качественно новую модель специалиста, усваивающего материал не только на уровне знаний, а в большей степени на уровне навыков и умений. Таким образом, в подготовке специалистов среднего звена особое внимание необходимо уделять практической стороне.

Четвертой проблемой является отсутствие единых федеральных (национальных) стандартов может создать дискриминационные условия деятельности не только для участников строительного рынка, но и для производителей стройматериалов. Нормативная база в России в настоящее время значительно устарела. Согласно закону «О техническом регулировании» №184-ФЗ, нормы СНиП и ГОСТ должны быть заменены системой технических регламентов и технических инструкций. Однако ни одного технического регламента в области строительства и промышленного сервиса с 2002 г. не было разработано .

Пути решения по четвертой проблеме следующие. Проведение работ по стандартизации, унификации технических решений, повышению уровня технических требований на оборудование, материалы и технологии, применяемые в строительстве и промышленном сервисе зданий и сооружений.

Необходимость внести предложения по изменению налогового законодательства в части отнесения расходов, связанных с разработкой стандартов, на себестоимость продукции.

Пятой проблемой является лицензирование. Сегодня лицензирование является пока единственным, но недостаточным средством для предотвращения многочисленных нарушений в сфере строительства. Кто выдал лицензию, тот, по логике, должен отвечать за действия тех, кому он ее выдал. Однако регулирование в форме государственного лицензирования не в состоянии обеспечить необходимый уровень ответственности строительных компаний за то, что происходит на рынке. Лицензия перестала защищать рынок от недобросовестных участников.

Между тем отмена лицензирования в строительной деятельности без введения альтернативной системы регулирования и контроля создает условия для проникновения на рынок непрофессионалов, что неминуемо ухудшает качество строительства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Фундаментальные исследования и разработки

1.1 Фундаментальные исследования

1.2 Связь фундаментальных и прикладных исследований

1.3 Прикладные научные исследования

Глава 2. Анализ ситуации в развитии строительной отрасли на основе статистических данных

2.1 Развитие строительной отрасли

2.2 Проблемы развития строительной отрасли

Заключение

Список литературы

Введение

Научные исследования и разработки представляют собой творческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний.

Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.

Фундаментальные исследования - экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.

В отличие от фундаментальных исследований, прикладные исследования имеют целью решение конкретных практических задач. Они представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний, поиск путей использования результатов фундаментальных исследований; новых методов решения тех или иных проблем.

Разработки - это работы, направленные на создание новых продуктов или устройств, новых материалов, внедрение новых процессов, систем и услуг или усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. Они могут быть связаны с разработкой: определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы).

Таким образом, научные исследования и разработки включают:

Конструкторские работы;

Проектные работы;

Технологические работы;

Создание опытных образцов;

Проведение испытаний.

Глава 1. Фундаментальные исследования и разработки

1.1 Фундаментальные исследования

В соответствии с логикой развития инновационного процесса появление нововведения начинается с генерации идеи нового продукта. Часто идеи рождаются в процессе проведения фундаментальных исследований.

Фундаментальные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды. Цель фундаментальных исследований - раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые.

Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые фундаментальные исследования обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Все поисковые фундаментальные исследования проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности только персоналом высокой научной квалификации. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания. Финансирование фундаментальных исследований ведётся из государственного бюджета или в рамках государственных программ.

1.2 Связь фундаментальных и прикладных исследований

Фундаментальные и прикладные исследования - типы исследований, различающиеся по своим социально-культурным ориентациям, по форме организации и трансляции знания, а соответственно по характерным для каждого типа формам взаимодействия исследователей и их объединений. Все различия, однако, относятся к окружению, в котором работает исследователь, в то время как собственно исследовательский процесс - получение нового знания как основа научной профессии - в обоих типах исследований протекает одинаково.

Фундаментальные исследования направлены на усиление интеллектуального потенциала общества путем получения нового знания и его использования в общем образовании и подготовке специалистов практически всех современных профессии. Ни одна форма организации человеческого опыта не может заменить в этой функции науку, выступающую как существенная составляющая культуры. Прикладные исследования направлены на интеллектуальное обеспечение инновационного процесса как основы социально-экономического развития современной цивилизации. Знания, получаемые в прикладных исследованиях, ориентированы на непосредственное использование в других областях деятельности (технологии, экономике, социальном управлении и т. д.).

Фундаментальные и прикладные исследования являются двумя формами осуществления науки как профессии, характеризующейся единой системой подготовки специалистов и единым массивом базового знания. Более того, различия в организации знания в этих типах исследования не создают принципиальных препятствий для взаимного интеллектуального обогащения обеих исследовательских сфер. Организация деятельности и знания в фундаментальных исследованиях задается системой и механизмами научной дисциплины, действие которых направлено на максимальную интенсификацию исследовательского процесса. Важнейшим средством при этом выступает оперативное привлечение всего сообщества к экспертизе каждого нового результата исследований, претендующего на включение в корпус научного знания. Коммуникационные механизмы дисциплины позволяют включать в такого рода экспертизу новые результаты независимо от того, в каких исследованиях эти результаты получены. При этом значительная часть научных результатов, вошедших в корпус знания фундаментальных дисциплин, была получена в ходе прикладных исследований.

1.3 Прикладные научные исследования

Прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач, в том числе имеющих коммерческое значение. На данном этапе проверяется техническая осуществимость идеи, анализируются масштабы потребностей рынка, а также потенциальные возможности предприятия по разработке и производству нового продукта. Выполнение работ на данном этапе связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов, возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных научных исследований. Финансирование прикладных научно-исследовательских работ ведётся, во-первых, из государственного бюджета, во-вторых, за счёт отдельных заказчиков в лице крупных промышленных фирм, акционерных обществ, коммерческих фондов и венчурных фирм.

Формирование прикладных исследований как организационно специфичной сферы ведения научной деятельности, целенаправленное систематическое развитие которой приходит на смену утилизации случайных единичных изобретений, относится к кон. 19 в. и обычно связывается с созданием и деятельностью лаборатории Ю. Либиха в Германии. Перед 1-й мировой войной прикладные исследования как основа для разработки новых видов техники (прежде всего военной) становятся неотъемлемой частью общего научно-технического развития. К сер. 20 в. они постепенно превращаются в ключевой элемент научно-технического обеспечения всех отраслей народного хозяйства и управления.

Хотя в конечном счете социальная функция прикладных исследований направлена на снабжение инновациями научно-технического и социально-экономического прогресса в целом, непосредственная задача любой исследовательской группы и организации состоит в обеспечении конкурентного преимущества той организационной структуры (фирмы, корпорации, отрасли, отдельного государства), в рамках которой осуществляются исследования. Эта задача определяет приоритеты в деятельности исследователей и в работе по организации знания: выбор проблематики, состав исследовательских групп (как правило, междисциплинарных), ограничение внешних коммуникаций, засекречивание промежуточных результатов и юридическая защита конечных интеллектуальных продуктов исследовательской и инженерной деятельности (патенты, лицензии и т п.).

Ориентация прикладных исследований на внешние приоритеты и ограничение коммуникаций внутри исследовательского сообщества резко снижают эффективность внутренних информационных процессов (в частности, научной критики как основного двигателя научного познания).

Поиск целей исследований опирается на систему научно-технического прогнозирования, которая дает информацию о раз витии рынка, формировании потребностей, а тем самым и о перспективности тех или иных инноваций. Система научно-технической информации снабжает прикладные исследования сведениями как о достижениях в различных областях фундаментальной науки, так и о новейших прикладных разработках, уже достигших лицензионного уровня.

Знание, полученное в прикладных исследованиях (за исключением временно засекреченных сведений о промежуточных результатах), организуется в универсальной для науки форме научных дисциплин (технические, медицинские, сельскохозяйственные и др. науки) и в этом стандартном виде используется для подготовки специалистов и поиска базовых закономерностей. Единство науки не разрушается наличием различных типов исследований, а приобретает новую форму, соответствующую современной ступени социально-экономического развития.

Глава 2 . Анализ ситуации в развитии строительной отрасли на основе статистических данных

2.1 Развитие строительной отр асли

Строительная отрасль в ее современном представлении существует не один десяток лет и, соответственно, пережила не один кризис на своем веку. Практически все аналитики рынка предрекают спад в строительстве в будущем году, связанный в первую очередь с диспропорциями спроса и предложения, а не отголосками мирового кризиса.

Стремительный рост строительной отрасли по всем ключевым показателям продолжался последние несколько лет, и в "докризисную эпоху" все прогнозы развития имели чрезвычайно позитивный тренд. Это было связано, в первую очередь, с неплохими темпами развития российской экономики и необходимостью замены ветхого фонда, основная часть которого дала о себе знать еще в 90-е годы. Кроме того, уровень обеспеченности населения жилплощадью сильно отстает от нормы, а темпы ежегодного прироста жилищного фонда в России в разы ниже, чем в развитых странах. Строительная отрасль последние годы наращивала и без того значительный вклад в ВВП. Строительство стало объектом государственной заботы и опеки, и по этой причине, и благодаря высокой социальной значимости отрасли. Общее число организаций строительного комплекса по состоянию на октябрь 2008 года составило более 130 тысяч, а число работников, официально занятых в строительном комплексе - 3,3 млн. человек (около 7,0 % от всего работающего населения).

Таблица 1. Источник: Данные Федеральной Службы Государственной Статистики РФ.

Из таблицы 1 видно, что строительство с 2002 года росло неплохими темпами, а что касается последнего периода - рост замедлился, но не так значительно, чтобы можно было бы делать негативные выводы. Очевидно, что строительная отрасль с ее огромными размерами, как тяжелый поезд по инерции катится вперед на рельсах недавних кредитных вливаний, темпы роста которых заставляют призадуматься.

"Независимость" отрасли, обратно пропорциональная росту ее кредитных обязательств, падает с 2003 года с наименьшим постоянством, чем показатели других отраслей в период кризиса.

Ситуация в жилищном строительстве в 2008 году по сравнению с соответствующим периодом 2007 изменилась довольно мало (таблица 2). Тем не менее, заметный рост в 2008 году показали только март, июль и октябрь-месяц.

Что касается темпов роста ввода в действие жилья в 2008 году, они оказались значительно ниже (по сравнению с отношением - 2007 к 2006). Не очень оптимистично выглядит рост за весь период январь-ноябрь 2008 года - 104,6 % к соответствующему периоду предыдущего года - против 129,2 % за январь-ноябрь 2007 года. В первой половине 2007 года прирост объемов строительства жилья составил 30-36 процентов. По результатам 1 полугодия 2008 года в целом по стране отмечается 2,9 процента темпа роста. Однако, сравнивать эти цифры нужно с учетом того, что высокие отметки были достигнуты по 7-8 областям-лидерам, в которых в текущем году просто нет возможности расти такими темпами - строительные площадки ограничены, нельзя отрицать и тот факт, что строительство тесно связано с другими отраслями экономики - некоторые из которых "почувствовали" кризис уже в 1 полугодии 2008.

Таблица 3. Источник: Данные Федеральной Службы Государственной Статистики РФ.

Во всех регионах можно отметить рост отгрузки за 10 месяцев 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Лидеры роста Ямало-Ненецкий автономный округ и Нижегородская область. Сахалинская область и Башкортостан - существенно отстали от других регионов по темпам роста.

Состав ТОП-10 весьма предсказуем - в него вошел и Краснодарский край. Его перспективы обнадеживают, так по заявлениям министерства регионального развития - финансирование олимпийских объектов в 2009 году, несмотря на предрекаемый дефицит бюджета, будет осуществляться в запланированном объеме.

Что касается отгрузки в целом по России, непредвиденные тренды в динамике за 2007 - октябрь 2008 года увидеть трудно. Разве что, темпы роста оказались чуть менее оптимистичными.

Что касается ценовой составляющей - за январь-сентябрь 2008 года рост стоимости строительно-монтажных работ в среднем по Российской Федерации составил - 124,7 %. Рост стоимости обусловлен повышением цены на строительные материалы (122,5 %), эксплуатацию строительных машин (118,6 %), оплату труда рабочих (132,9 %).

В 4 кв. 2008 года прослеживается снижение стоимости строительных материалов, обусловленное как сезонным фактором, так и наметившимися тенденциями к сокращению объемов производства строительной продукции. С сентября по ноябрь 2008 года стоимость цемента, строительной арматуры, топлива, арматурных каркасов снизилась на 10-20 %.

В случае сохранения отрицательных трендов на смежных рынках и тенденции к снижению стоимости строительных материалов общая стоимость строительства в среднем снизится на 10 %.

Что касается сырьевой составляющей для строительства - Минрегионом предусмотрена программа развития отрасли промышленных материалов до 2020 года. Только за 1 полугодие 2008 года начали работу более 140 новых предприятий по производству строительных материалов. Каждое третье из них прямо или косвенно связано с производством цемента.

2.2 Проблемы развития строительной отрасли

По мнению участников строительного рынка - во многих сегментах по направлению "строительные материалы" - имеется существенный дефицит. На рынке материалов отечественного производства - качество чрезвычайно низкое, что, в первую очередь, связано с применением устаревшего морально и физически оборудования, отсутствием широкого распространения современных технологий в производстве. Те немногочисленные производители, которые занимаются изготовлением действительно качественного продукта, имеют сильно завышенные цены (по сравнению со среднерыночной), что значительно снижает их востребованность среди строительных организаций. На рынке не хватает качественного кирпича, очень дефицитными во многих регионах остаются продукты деревообрабатывающей отрасли. Сложившаяся ситуация - заставляет строителей отдавать предпочтение импортной продукции, которая, несмотря на более высокие цены, обладает гораздо более приемлемым качеством.

Например, во Владимирскую область кирпич везется из Беларуси, во многих случаях кладка наружных стен выполняется из не экологичного, но более эстетичного на вид, силикатного кирпича, в то время, как внутренние стены выполняются из совершенно неприглядного красного - для соблюдения условий экологической безопасности. Строители вынуждены искать компромиссы - для получения приемлемой себестоимости единицы жилплощади, при использовании имеющегося бедного ассортимента строительных материалов. Что касается продукции деревообрабатывающего комплекса - ситуация не менее острая - в небольшой степени строители обеспечены "вагонкой", оцилиндрованное бревно местного производства - по качеству малопригодно для использования для более-менее требовательного заказчика. Таким образом, наличие дефицита на рынке качественных строительных материалов на конец 2008 года имеет место быть. Остается надеяться, что вновь открывшиеся производства смогут наполнить рынок продуктом сравнимого с импортным сырьем качества, при этом повысят уровень конкуренции, предоставив строительным организациям широкий ассортимент по качеству и цене. Ведь ценовой фактор - особенно в малоэтажном строительстве, играет существенную роль в динамике развития рынка.

В первую очередь, нельзя недооценивать роль государства в разработке и контроле исполнения законодательства в области строительства. Естественно, что провозглашение приоритетов свободного рынка, выполнения законов спроса и предложения, одинаково актуальны и в строительной отрасли. Однако, для этого необходимо, чтобы все участники рынка были в равных условиях, нужны четко прописанные правила и механизмы на государственном уровне.

Анализируя длинный перечень программ государственной поддержки жилищного строительства, развития ЖКХ и малоэтажного строительства, ряд программ регионального уровня - не представляется возможным сделать какие-то конкретные выводы об объекте и объеме государственной поддержки. Проблема всех этих документов - в излишней обобщенности и отсутствии детализированных систем целевого финансирования. Очевидно, что в планах на ближайшие годы заложен высокий уровень государственной поддержки строительства, поэтому можно ожидать неснижающегося внимания к отрасли на правительственном уровне.

Что касается развития малоэтажного сегмента - одних из главных препятствий на пути развития рынка являются недоработки земельного кодекса. Механизмы приобретения земли в собственность остаются непрозрачными для рядовых покупателей, стоимость оформления пакета документов высока, существует множество невыясненных нюансов и проблем в отношении выделения и оформления земельных участков, создающих почву для развития коррупции. Похожая ситуация сложилась и в сфере обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой.

В большинстве развитых стран многоквартирная застройка в жилищном строительстве не имеет такого развития как в России. Однако, в случае устранения обозначенных выше проблем на государственном уровне, развитии рынка строительных материалов - широкое распространение индивидуального и массового малоэтажного строительства можно ожидать уже в ближайшей перспективе. Очевидно, что эта ниша имеет много шансов на положительную динамику, при этом являясь наиболее цивилизованным и качественным способом развития жилищной сферы.

Объем строительных работ в I квартале 2010 года в сравнении с аналогичным периодом 2009 года сократился на 8,1 % и составил 590,7 млрд. рублей. По данным ФСГС всего в I квартале 2010 года введено в эксплуатацию 42,4 тыс. зданий общей площадью 13,6 млн. кв. метров, что соответственно на 2,3 тыс. зданий и 14,9 млн. кв. метров меньше, чем в I квартале 2009 года.

В рассматриваемом периоде жилых квартир построено 105,3 тыс. площадью 9,6 млн. кв. метров, что на 8,3 % меньше, чем в I квартале 2009 года.

По данным ФСГС в I квартале 2010 года средний уровень загрузки производственных мощностей строительных организаций равен 56 %.

При этом средняя численность занятых в строительстве в рассматриваемом периоде составила 2,9 млн. человек, что на 7 % меньше, чем в I квартале 2009 года. Увеличилось также количество убыточных предприятий на 2,1 %: 2,4 тысяч строительных организаций понесли убыток на сумму 27,2 млрд. рублей. А вот средняя фактическая стоимость 1 кв. метра жилой площади выросла с 28814 рублей до 31135 рублей. Основные факторы, сдерживающие деятельность строительных организаций названы неплатежеспособность заказчиков, высокий уровень налогов и конкуренция со стороны других строительных фирм.

В I квартале 2010 года объемы строительства жилья снизились на 2,4 %. Всего за этот период было построено 105,3 тысяч квартир. Однако в апреле 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года отмечен значительный рост. Так в апреле 2010 года введено в эксплуатацию на 16 % площадей больше, что составляет 3,8 миллиона квадратных метров.

Министерство регионального развития считает 2009 год - переломный год в строительной отрасли. И если в 2009 году по сравнению с 2008 годом наблюдалось сокращение объемов вводимого жилья (на 6,7 %), то в 2010 году объемы строительства останутся неизменными в отношении 2009 года и будут равны примерно 60 миллионов квадратных метров жилых площадей.

Число договоров, заключенных в строительном секторе, и численность занятых продолжает сокращаться. У 10 % организаций отмечено увеличение объема работ, а у 29 % - его уменьшение. Портфель заказов уменьшается. Наибольшая обеспеченность заказами зафиксирована в строительных организациях совместной российской и иностранной формы собственности. Основные направления деятельности строительных организаций представлены в Приложении.

25 % организаций отказались от инвестиционной деятельности в I квартале 2010 года. Неплатежеспособность заказчиков, высокий уровень налогов и конкуренция со стороны других строительных фирм - те основные факторы, которые замедляют деятельность строительных организаций.

Трудности начинаются отнюдь не на стройплощадке, а еще на этапе запуска проекта. По словам президента Союза строителей России Виктора Забелина, поступательное развитие отрасли уже затормозилось по ряду причин. Одна из важнейших - сроки согласования. "К примеру, на 100-квартирный жилой дом необходимо получить от 170 до 180 согласований", - отмечает специалист. В итоге, весь процесс согласования занимает в среднем около года. Иначе говоря, порой, возвести здание можно быстрее, чем подписать необходимые документы.

На практике это приводит не только к увеличению сроков сдачи объекта, но и к росту стоимости недвижимости. Ведь сегодня около 30 % от стоимости квартиры составляют взятки, которые застройщики платят за ускорение оформления документов. Изменить ситуацию способно создание системы "одного окна". В этом случае, строители могли бы получить сразу все необходимые разрешения. Уже в начале этого года заместитель руководителя Министерства регионального развития РФ Юрий Тыртышов представил проект, который позволит упростить процесс прохождения экспертиз при строительстве объектов. Согласно документу, все согласования будут проводиться в одном органе. Сейчас же, по данным "Ассоциации строителей", компании вынуждены проходить по 13 экспертиз и собирать около 180 подписей.

Безусловно, многие проблемы в строительной отрасли связаны не только с бюрократией, но и с внутренними причинами. О том, что у большинства компаний есть неиспользованный резерв для снижения сроков сдачи и стоимости зданий, свидетельствуют результаты исследования "Автоматизация в управлении бизнес-процессами в строительстве", которое провели аналитики Ассоциации Строителей России (АСР).

Проанализировав деятельность более 50 компаний-лидеров отрасли, эксперты пришли к выводу: лишь в 12 % организаций регламентированы более 80 % бизнес-процессов, в 63 % регламентированы лишь 30-50 %. Иначе говоря, лишь в 12 % строительных компаний "бумаги" находятся в порядке, и то на 80 %. А в большинстве других фирм имеются широкие возможности для нерационального распоряжения денежными и иными средствами. Наибольшей популярностью в настоящее время пользуются автоматизация бухгалтерского учета, бюджетирование и планирование, а также сметные расчеты. Менее всего регламентированы логистика и снабжение.

На Западе сегодня наблюдается огромный интерес к российской строительной индустрии. Останавливает инвесторов именно низкая финансовая прозрачность рынка. Улучшить ситуацию в этой сфере - в интересах самих же строительных компаний.

Основной показатель финансовой прозрачности - формирование отчетности по международным стандартам. В настоящее время, по данным экспертов "АСР". Таким образом, работают лишь 6 % опрошенных строительных компаний.

Еще одна важная проблема данного сегмента экономики - это дефицит кадров. Дефицит кадров, в числе прочего, привел и к тому, что многие компании не отдают предпочтение конкретному учебному заведению и готовы рассматривать кандидатов просто со строительным или техническим образованием. Хотя нельзя не отметить, что стабильно высоким рейтингом у работодателей пользуются МГСУ и МАРХИ.

Для многих соискателей мотивирующим фактором, наравне с достойным компенсационным пакетом, является перспектива профессионального роста в компании, например, возможность повышения квалификации и посещения языковых курсов. Ведь широкое распространение современных технологий диктует необходимость постоянного обучения.

В целом, по прогнозам рекрутеров, напряженная кадровая ситуация в строительной сфере сохранится еще долго. Сейчас потребность рынка жилья намного превышает возможности отрасли. В 2011 году в России должно быть введено в эксплуатацию более 80 млн. м?. Кроме того, реализация программы "Доступное жилье" повлечет за собой спрос на квалифицированный персонал не только в Москве, но и в регионах России.

Одно из последствий кризиса строительной отрасли 90-х годов - это то, что в настоящее время значительная часть профессионалов уже не молодые люди. Поэтому необходимо стимулировать приток молодежи в отрасль и дать ей возможность перенимать опыт у старшего поколения. При разумном подходе и заинтересованности работодателей, потенциала российской молодежи достаточно для обеспечения рынка квалифицированными кадрами.

Острота кадрового вопроса сопоставима по уровню сложности с накопившимися за долгие годы инфраструктурными проблемами. Ставшая уже легендарной тема "плохих дорог" и железнодорожной связи актуальна и в строительной сфере. Так, совладелец международной группы КНАУФ (производитель стройматериалов для внутренней и внешней отделки, тепло- и звукоизоляции) Николаус Кнауф обращает внимание на такую проблему, как отсутствие достаточного количества вагонов и локомотивов у "Российских железных дорог": с 1993 года из оборота РЖД изъята одна треть вагонов, поэтому необходимо строить новые заводы по производству вагонов и локомотивов. Российской промышленности для ее развития в будущем необходимо больше энергоносителей - неважно, будет это газ или электроэнергия. Здесь не обойтись без строительства новых электростанций.

Любой застройщик знает, как сложно подключить новый дом к электрическим сетям. Нехватка энергомощностей значительно затрудняет строительный процесс. Например, во время московского энергетического кризиса прошлой зимой одними из первых, кого отключали от электричества, были именно строительные площадки.

В целом можно говорить, что в стоимости будущего "квадратного метра" заложены издержки не столько на само возведение объекта, сколько на создание инфраструктуры. По словам руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергея Круглика, "цена учитывает не только стоимость непосредственно строительства, но и подготовку инженерного обеспечения территорий, подключение к источникам электроэнергии, создание социальной инфраструктуры - устройство поликлиник, детских садов, школ, спортивных сооружений, пожарной части, участка дорожно-транспортной сети и многого другого. Все это резко увеличивает стоимость жилья".

По мнению специалиста, выходом из этой ситуации могло бы стать разграничение данных затрат. Уровень бюджетной системы (субъекты Федерации, муниципальные образования) должен нести ответственность за строительство своих объектов, а инвестор и застройщик - лишь непосредственно за возводимое жилье. В этом случае покупатель будет платить именно за квартиру, а не за всю сопутствующую инфраструктуру, а также появится возможность адекватно оценить уровень реальных затрат и заявляемой цены. научная фундаментальное прикладное строительная

Впрочем, о проблемах можно говорить не только применительно к инфраструктуре, но и к самим строительным технологиям. Ректор Казанского государственного архитектурно-строительного университета Валерий Куприянов подчеркивает, что "в последнее время в российскую отрасль буквально врываются зарубежные технологии проектирования и возведения зданий, широкое распространение получило применение новых конструкций. В связи с этим они требуют дополнительной проверки, тщательных исследований".

Подобными экспертизами могут заниматься лишь специализированные организации. По данным заседания Комиссии по строительному комплексу Совета Российского Союза промышленников и предпринимателей (апрель, 2007 года), в стране существуют 182 организации, деятельностью которых являются научные исследования для строительства. Однако в большинстве из них отсутствуют современная экспериментальная база, оборудование и технологии.

Из уже существующих экспериментальных площадок можно назвать единственный в России и Европе эталонированный геодинамический строительный полигон в Московском Государственном Строительном Университете (МГСУ). Здесь есть возможность провести экспериментальную сертификацию новых информационных технологий, отработку нормативных требований, а также модельную аттестацию комплексной безопасности архитектурно-строительных решений и проектов, в том числе по высотному домостроению.

Заключение

В целом можно говорить, что в стоимости будущего "квадратного метра" заложены издержки не столько на само возведение объекта, сколько на создание инфраструктуры.

Впрочем, о проблемах можно говорить не только применительно к инфраструктуре, но и к самим строительным технологиям. Ректор Казанского государственного архитектурно-строительного университета Валерий Куприянов подчеркивает, что "в последнее время в российскую отрасль буквально врываются зарубежные технологии проектирования и возведения зданий, широкое распространение получило применение новых конструкций. В связи с этим они требуют дополнительной проверки, тщательных исследований". Также наличие дефицита на рынке качественных строительных материалов на конец 2008 года имеет место быть. Остается надеяться, что вновь открывшиеся производства смогут наполнить рынок продуктом сравнимого с импортным сырьем качества, при этом повысят уровень конкуренции, предоставив строительным организациям широкий ассортимент по качеству и цене. Ведь ценовой фактор - особенно в малоэтажном строительстве, играет существенную роль в динамике развития рынка.

Несмотря на столь "солидный" перечень "препятствий", все же есть основания для оптимизма. Ведь если российский отраслевой комплекс обладает способностью развиваться даже в таких сложных условиях, то с решением хотя бы некоторых проблем, его ждет еще больший рывок.

Список литературы

1. www.bestreferat.ru.

2. www.allbest.ru.

3. Статистический ежегодник Госкомстат России 2005 г.

4. Ефимова М, Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 416 с.

5. Статистика: Учебник/ И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; Под ред. проф. И.И. Елисеевой. - М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2003. - 448 с.

6. Теория статистики: Учебник/ под ред. проф. Р.А. Шмойловой. - 3 изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2002. -560 с.: ил.

7. Теория статистики: Учебник/ под. ред. проф. Г.Л. Громыко. - М.: ИНФРА - М, 2000. - 414 с. - Серия "Высшее образование".

8. Mauksch H.O. Обучение прикладной социологии: возможности и препятствия//Прикладная социология: роли и действия социологов в разнообразных параметрах настройки / Эд. H.E. Freeman, Дины R.R., Росси П.Х и Уайт В.Ф. - Сан-Франциско и т.д.: Jossey-басовый Publischers, 2002. р. 312-313.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности строительства как отрасли материального производства. Характеристика капитального строительства, основные понятия инвестиционной политики в нем. Нормативно-правовая основа строительства. Управление в строительной отрасли Нижегородской области.

    контрольная работа , добавлен 09.01.2011

    Характеристика основных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность саморегулируемых организаций в строительной отрасли. Анализ практики перехода отрасли от лицензирования к саморегулированию, с выявлением их сильных и слабых сторон.

    контрольная работа , добавлен 17.11.2012

    Пути преодоления кризисных явлений в строительной отрасли и жилищном строительстве. Закон "О предотвращении мирового финансового кризиса и развитие строительной отрасли и жилищного строительства". Действия правительства по преодолению последствий кризиса.

    доклад , добавлен 27.05.2009

    Особенности и проблемы развития капитального строительства в условиях рыночной экономики. Факторы, влияющие на функционирование строительного рынка. Дефицит квалифицированных рабочих и инженеров как одна из важнейших проблем в строительной отрасли.

    реферат , добавлен 17.01.2016

    Анализ развития строительной отрасли в России и в республике Хакасия. Сравнительная характеристика, история и этапы развития, анализ и оценка современных тенденций и перспектив данной сферы деятельности в Российской Федерации и строительства за рубежом.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2012

    Понятие массового строительства, тенденции и основные периоды его развития в СССР и на современном этапе, проблемы данной отрасли и перспективы их разрешения. Кредитование в строительной сфере. Государственная жилищная политика. Новые технологии.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2014

    Участники в системе капитального строительства. Способы организации строительства. Формы воспроизводства фондов народного хозяйства строительной отраслью. Анализ стоимости жилищного строительства Вологодской области. Развитие строительной отрасли России.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2011

    Сущность и значение коммерческой деятельности производственного предприятия. Источники закупки товаров. Макроэкономические показатели строительной отрасли России. Формирование собственных каналов сбыта. Технология производства нерудных материалов.

    дипломная работа , добавлен 17.05.2013

    Роль строительной отрасли в едином народно-хозяйственном комплексе. Направления деятельности крупнейшей строительной организации Новосибирска "Кварсис". История сооружения Новосибирского театра оперы и балета. Строительное предприятие ООО "Уникон".

    отчет по практике , добавлен 09.03.2011

    Составление дефектной ведомости и локальных смет. Порядок составления сводного сметного расчета стоимости строительства. Порядок формирования цен на строительную продукцию. Формирование финансовых результатов деятельности строительной организации.

Строительный сектор России в 2016 году переживает непростые времена. А ведь именно он считается одним из образующих в экономике страны. При этом не секрет, что строительная отрасль и ее развитие во многом зависят от ряда факторов, среди которых:

  • юридические;
  • экономические;
  • организационные;
  • производственные;
  • климатические и пр.

Актуальные проблемы в производственном секторе как раз и связаны с зависимостью, которая порождает ряд проблем для строительных компаний. В чем же особенности существующих проблем? Возможно ли их решение в будущем? Действительно ли важна нехватка кадров?

В 2016 году рыночные отношения видоизменяются, появляются особенности, которые характерны только для строительной отрасли, а также компаний, которые в ней работают. Из основных особенностей стоит выделить:

  • Повышение общей стоимости строительных объектов России. Особенно этот нюанс заметен в 2016 году.
  • Слишком продолжительные циклы производства и внедрения инвестиций.
  • Чрезмерное вмешательство в строительный сектор со стороны государства.
  • Наличие стабильного спроса на товары и услуги строительного назначения.
  • Высокая себестоимость строительных мероприятий в России. На фоне текущего кризиса и падения курса национальной валюты эти проблемы считаются чуть ли не основными.
  • Производство строительных работ при условии четкого соблюдения норм и правил, прописываемых в проекте и сметной документации.
  • Дефицит квалифицированных кадров.
  • Размещение госзаказов с применением системы электронных аукционов.

С одной стороны, выделенные особенности могут поспособствовать развитию строительной отрасли, но с другой – они слишком малозначительны, чтобы сделать рынок строительных услуг по-настоящему привлекательным. При этом основные проблемы связаны даже не с дефицитом кадров в России или плотным контролем со стороны законодательства (это обычное явление для многих стран). Другое дело – сложности для малых предпринимателей, которые в 2016 году столкнулись со многими вызовами.

Проблемы для малого предпринимательства

Главные сложности для малых предпринимателей связаны с двумя факторами:

  • Большая продолжительность инвестиционного цикла (об этом уже упоминалось выше).
  • Повышенная себестоимость производственного процесса.

Столь актуальные для России проблемы ставят в тупик новичков, которые вынуждены выискивать пути для поиска дополнительных средств. Кроме этого, свою лепту вносят еще два негативных фактора:

  • Завышенная бюрократизация в сфере получения разрешений и ввода объектов в эксплуатацию.
  • Маловыгодные условия при осуществлении государственных закупок в строительной отрасли. В комплексе все это создает большие сложности для продвижения представителей малого, а порой и среднего бизнеса.

И здесь главная задача правительства России, а также субъектов исполнительной власти заключается в поддержании вектора развития, создания благоприятных условий, способствующих получению крупных заказов небольшими компаниями. Частично проблема решается путем подбора кадров, способных не только грамотно готовить документацию для участия в тендерах, но и побеждать в них.

Сегодня так сложилась ситуация, что для получения госзаказа подрядной компании не предоставляется никакого аванса. Но даже не это хуже всего. Участника заставляют переводить на счет заказчика обеспечение, размер которого составляет до трети от стоимости заказа. В качестве альтернативы может предоставляться банковская гарантия на такую же сумму, что также приводит к ряду проблем.

В первой ситуации компания вынуждена отдавать часть средств из оборотного капитала, что в нынешней ситуации весьма рискованно. Во втором случае приходится тратиться на услуги банковских учреждений. При этом не каждый банк готов предъявить гарантию новичкам. В 2016 году получение таких гарантий и вовсе стало проблемой. В такой ситуации одним из лучших решений для дальнейшего развития строительной отрасли был бы отказ от подобных требований к обеспечению.

Главные проблемы отрасли и пути решения

Одна из главных проблем, тянущих строительный сектор вниз – регулярные ошибки, которые допускаются при оформлении и подаче проектной документации. Наиболее распространенные из них:

  • Неучтенные работы, которые по той или иной причине оказались вне подготовленного проекта.
  • Передача неполного пакета бумаг.
  • Несоответствие указанных в документе цен тем, которые имеют место на рынке на текущий момент времени и др.

Причиной здесь может быть как некомпетентность кадров, так и низкое качество самих проектировочных решений. Кроме этого, многие заказчики пускают процесс подготовки проекта и передачи бумаг в соответствующие органы на самотек, что и приводит к упущению основных моментов. В России проблемы с ошибками в документации встречаются повсеместно. Чтобы хоть как-то переломить ситуацию и стать на путь развития, стоит действовать следующим образом:

  • Работать в направлении развития кадров, повышения их уровня квалификации. В 2016 году с подбором качественных курсов проблем нет. Главное – наличие желания со стороны руководства.
  • Усилить контроль. Здесь заказчик должен лично брать «бразды правления» и контролировать действия кадров, следить за их работой и вносить корректировки по мере необходимости.

Подобные действия способны положительно сказаться на строительной отрасли, дать шанс представителям малого бизнеса, снизить объем брака при подаче документации.

Нельзя не отметить еще одну проблему, которая препятствует развитию строительного сектора России не только в 2016-м, но и в прошлых годах – сложности распределения государственных заказов на аукционах электронного типа. Сегодня такой тип размещения заказов считается главным, поэтому большая часть заказов в строительной отрасли проходит именно через такие порталы. При этом у подобной системы присутствует ряд плюсов, которые выделяют ее среди других способов получения госзаказа. К таковым относится:

  • Экономия бюджета, что для предприятий России является чуть ли не главным фактором.
  • Рост конкуренции среди подрядчиков, что по идее должно повышать качество продукции. Главные современные достижения в секторе экономики зачастую связаны именно с ростом конкуренции.
  • Минимальное влияние бюрократии. Все вопросы по подаче документации и получения ответа решаются через один сайт. Главная задача заявителя – четко следовать требованиям системы.
  • Точность организации торгов, а также автоматизация процесса. Многие эксперты сходятся во мнении, что главный путь развития – частичное или полное устранение человеческого фактора. В 2016 году следование этому пути хорошо заметно, но при желании можно достичь много больших результатов.
  • Снижение рисков, что стороны договорятся друг с другом.

Несмотря на ряд положительных качеств электронных торгов в России, нельзя не отметить и ряд минусов, среди которых:

  • Наличие только одного фактора при выборе подрядной организации – цены. Известно, что победителем в торгах выступает тот поставщик, стоимость которого наиболее выгодна для заказчика. При этом нет уверенности в квалификации кадров компании, наличия достаточного качества товара, своевременности поставки так далее;
  • Риск недобросовестной конкуренции. Система электронных торгов пока продумана не до конца. В 2016 году уже было много случаев участия в торгах подставных компаний или преднамеренного вытеснения конкурентов за счет выставления неподъемных условий.

Указанные недостатки приводят к существенным проблемам в строительной отрасли и приостановке ее развития. Причин здесь несколько:

  • Применение стоимости как единственного критерия приводит к риску получения низкокачественного товара. При этом не берется в учет опыт исполнителя, квалификация его кадров, способность выполнять работы подобной сложности и в сроки выполнять заказы.
  • Чтобы предложить заказчику лучшую цену, исполнители вынуждены работать в убыток или же нанимать низкооплачиваемую рабочую силу, то есть снижать текущие издержки. Все это сказывается на остановке развития и необходимости применения устаревшего (более доступного) оборудования. Кроме этого, многие компании вынуждены укрывать доходы, выплачивать заработную плату в «конвертах», экономить на обучении кадров и так далее. Чтобы избежать таких проблем, при выборе потенциального исполнителя должна оцениваться не только цена, но и количественные и качественные характеристики.

Таким образом, тенденции развития строительного сектора в России пока не вызывают особого восторга. В 2016 году существует масса проблем, требующих решения. Но здесь все зависит от воли и действий правительства. Только коллективные усилия могут помочь в решении текущих проблем.


© 2024
russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал