03.03.2024

Основные бюджетные показатели. Статистика государственных финансов. Структура доходной части бюджета


Статистика государственного бюджета занимается совершенствованием бюджетных классификаций и привидением их в соответствие с принятыми международными классификациями. Статистика определяет степень исполнения бюджетов разных уровней, объемы и динамику доходов и расходов, структуру бюджетных источников доходов и основных направлений их расходования.В задачи статистики входит сбор и обработка материалов об исполнении бюджетов, систематизации данных для их разработки. Наличие внутреннего и внешнего долгов государства, влияющих на расходную часть бюджета, делают необходимым определять их объем, динамику и структуру.

Источниками информации о государственном бюджете являются показатели федерального бюджета, устанавливаемые Законом о федеральном бюджете на каждый год, показатели региональных и местных бюджетов, принятые соответствующими законодательными органами, отчетность Главного управления федерального казначейства, отчетность Министерства РФ по налогам и сборам, отчетность Государственного таможенного комитета РФ, отчетность Центрального банка России, а также статистическая отчетность предприятий и организаций.

Для изучения бюджета широко используются различные статистические методы. Наибольшее применение получил метод группировки доходов и расходов бюджетов. Проведение группировок обеспечивается наличием бюджетной классификации.

Метод группировок применяется для решения задач, возникающих в ходе научно-статистического исследования:

  • - выделения социально-экономических типов явлений;
  • - изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;
  • - выявление связей и зависимостей между отдельными признаками явления.

Для решения этих задач применяют три вида группировок: типологические, структурные, аналитические (факторные).

Типологическая группировка решает задачу выявления и характеристики социально-экономических типов. Признаки, по которым производится распределение единиц изучаемой совокупности на группы, называются группировочными признаками.

Структурной называется группировка, в которой происходит разделение выделенных с помощью типологической группировки типов явлений, однородных совокупностей на группы, характеризующие их структуру по какому-либо варьирующему признаку.

Одной из задач группировок является исследование связей и зависимостей между изучаемыми явлениями и их признаками. Это достигается с помощью аналитических (факторных) группировок.

Временной анализ показателей государственного бюджета предполагает построение динамических рядов.

Ряд динамики представляет собой ряд расположенных в хронологической последовательности числовых значений статистического показателя, характеризующего изменение явления во времени.

В каждом ряду динамики имеется два основных элемента: время t и конкретное значение показателя (уровень ряда) y .

Уровни ряда - это показатели, числовые значения которых составляют динамический ряд. Время - это моменты или периоды, к которым относятся уровни.

При построении ряда динамики принципиальным моментом является обеспечение сопоставимости уровней бюджетных показателей отражаемых в рядах динамики, поскольку бюджетная классификация, применяемая для группировки доходов и расходов государственного бюджета, с течением времени претерпевает изменения. Сопоставимость уровней может быть достигнута путем перегруппировки доходов и расходов за предшествующие годы согласно действующей в данный момент классификации. Кроме того, причиной несопоставимости уровней рядов динамики может быть меняющиеся масштабы цен, причина которых инфляция. Преодолеть подобную несопоставимость можно путем замены абсолютных показателей относительными, либо путем пересчета показателей с учетом индекса инфляции.

Для разработки плана и прогнозов исполнения бюджета используется метод экстраполяции и экспертных оценок. Применительно к бюджету метод экстраполяции заключается в составлении перспективы экономического развития исходя из практики предшествующих периодов, показателей социально-экономического развития страны, отдельных ее регионов, а метод экспертных оценок - это прогноз, базирующийся на оценках сделанных и обоснованных высококвалифицированными специалистами.

Важнейшими аналитическими показателями государственного бюджета являются относительные показатели доходов (расходов) бюджета, позволяющие определить долю каждого раздела доходов (расходов) в общем объеме доходов (расходов) бюджета и сделать вывод о самых значимых статьях доходной (или расходной) частях бюджета. Наличие подобных данных в динамике дает возможность сделать выводы о структурных сдвигах в составе доходов и расходов государственного бюджета и определить круг факторов, вызвавших эти изменения.

Превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит) также очень значимые показатели статистики.

Дефицит (или превышение расходов над доходами) государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и «кредитования минус погашение».

Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования дефицита он может быть определен как:

Дефицит = (Заимствование -- Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.

Для аналитических целей наряду с основными показателями применяются другие показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета в проведении экономической и социальной политики. Исходной посылкой при формировании системы показателей, характеризующих динамику и структуру государственного бюджета, является то, что доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы необходимы для удовлетворения общегосударственных потребностей. Итог финансовой деятельности государства выражается, как указывалось выше, в превышении доходов над расходами (профиците). Величину дефицита государственного бюджета принято сопоставлять с показателем объема ВВП. Этот аналитический показатель является характеристикой финансового положения страны. Финансовое положение страны считается нормальным, если отношение величины бюджетного дефицита к ВВП не превышает 3%. Важно и то, каким образом покрывается дефицит государственного бюджета -- инфляционным или неинфляционным, т. е. за счет внешних заимствований и операций с ценными бумагами, каково соотношение между внутренними и внешними источниками финансирования бюджетного дефицита (см.таб 1.3).

Таблица 1.3

Результат финансовой деятельности государства (2003-2004 г.г. млр.руб.)?

Источник: Пресс-релиз к заседанию Правительства РФ рт 26.05.2005 http:// www.govrnment.gov.ru

Рис.1.1 Удельный вес доходов консолидированного бюджета РФ (% к ВВП)

Статистические данные о бюджете позволяют анализировать величину задолженности по налогам, а также недоимки по отдельным их видам.

Статистический анализ данных государственного бюджета предполагает исчисление цепных и базисных индексов, позволяющих сделать вывод об интенсивности изменения показателей во времени.

Под индексом в статистике понимают относительный показатель, характеризующий изменение величины какого-либо явления во времени, пространстве или по сравнению с любым эталоном (нормативом, планом, прогнозом и т.д.). При анализе изменения индексируемых величин за ряд лет, возникает необходимость построения индексов за ряд последовательных периодов, которые образуют индексные системы. В зависимости от базы сравнения системы индексов бывают базисными и цепными.

В системе базисных индексов сравнения уровней индексируемого показателя в каждом индексе производят с уровнем базисного периода, а в системе цепных индексов с уровнем предыдущего периода.

Для характеристики интенсивности, т.е. относительного изменения уровня динамического ряда за какой - либо период времени исчисляют темпы прироста показателей.

Показатель интенсивности изменения уровня ряда, выраженный в долях единицы называется коэффициентом роста , а в процентах - темпом роста. Коэффициент роста (снижения) показывает во сколько раз сравниваемый уровень больше уровня, с которым производится сравнение. Темп роста всегда положительное число.

Темп прироста (сокращения) показывает, на сколько процентов сравниваемый уровень больше или меньше уровня, принятого за базу сравнения и вычисляется как отношение абсолютного прироста к абсолютному уровню принятому за базу сравнения. Чтобы правильно оценить значение темпа прироста, его рассматривают в сопоставлении с показателем абсолютного прироста. Результат выражают показателем, который называют абсолютным значением одного процента прироста и рассчитывают как отношение абсолютного прироста к темпу прироста за тот же период времени.

В тех случаях, когда сравнение производится с отдалением периода времени, принятого за базу сравнения, рассчитывают пункты роста , которые представляют собой разность базисных темпов роста, % двух смежных периодов.

В отдельных случаях возникает необходимость установить тенденцию изменения отдельных показателей. В этом случае прибегают к аналитическому выравниванию ряда динамики бюджетных показателей.

Важной задачей статистики бюджета является изучение и анализ закономерностей формирования и расходования средств бюджета на всех уровнях бюджетной системы.

Основные факторами влияющими на уровень доходов федерального и регионального бюджетов можно отнести следующие макроэкономические с показатели:

  • - объем валового внутренний продукта (ВВП));
  • - объем использованного национального дохода;
  • - объем налоговых поступлений в бюджет и т.д.

К числу факторов влияющих на изменение налоговых поступлений, относится изменение налоговых ставок и величины налоговой базы.

Таким образом, абсолютное изменение объема налоговых поступлений по одному виду налога в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет двух факторов (изменение объема налоговой базы и изменение налоговой ставки) может быть исчислено по формуле:

Новой аналитической задачей статистики государственного бюджета являются изучение источников бюджетного финансирования и определение роли каждого источника в покрытии дефицита государственного бюджета.

Определение степени исполнения бюджета происходит путем сравнения фактических показателей доходов расходов с установленными (расчетными) показателями (табл. 1.5). Такие сопоставления производятся по сводным показателям, так и по отдельным статьям доходов и расходов бюджета и являются исходным пунктом установления причин дефицита (или профицита) бюджета.

Таблица 1.5

Исполнение Федерального бюджета Российской Федерации в 2004 году?

Статьи бюджета

Утверждено ФЗ «О ФБ на 2004 г.) млр.руб.

Фактически исполнено

Фактически исполнено в % отношении к утвер.бюджету млр.руб.

1. Доходы всего

1.1. Доходы без ЕСН

2.Расходы всего

2.1. Национальная оборона

2.2.Фундаментальные исследования и содействие НТП

2.3. Сельское хозяйство и рыболовство

2.4. Промышленность,энергетика и строительство

2.5. Образование

2.6. Культура и искусство

2.7. Здравоохранение и физкультура

3. Профицит

Совокупность доходов и расходов государства в строго определенный временной период, оформленная в виде финансового документа с обязательным указанием источников и предполагаемых размеров денежных поступлений, направлений и объемов их расходования.

Для формирования государственного бюджета, отражающего потребности страны, подлежащие финансированию для их удовлетворения из казны государства, правительственные органы, участвующие в его составлении, исследуют и утверждают расходную и доходную части, каждая из которых является обязательной структурной формой госбюджета.

Государственный бюджет складывается из следующих уровней:

  • федерального;
  • регионального;
  • муниципального;
  • местного;
  • бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Структура расходной части бюджета

Государственные расходы, закладываемые в бюджет страны, формируются из совокупности всех потребностей государства в определенный временной период. Денежные средства из госказны направляются на удовлетворение таких национальных целей и интересов, как:
  • Военные. Обеспечение безопасности и обороноспособности государства.
  • Экономические. Формирование госсобственности, погашение внешнего долга, поддержка предпринимательства, пополнение государственного резерва, участие в инвестиционных проектах, прочие расходы экономического характера.
  • Внешнеполитические. Расходы для осуществления международной деятельности, участия в интернациональных объединениях, организациях, ассамблеях, обеспечения международных соглашений и прочее.
  • Социальные. Обеспечение страховых, пенсионных, целевых и прочих выплат, бюджетные ассигнования на содержание медицинских, образовательных, культурных и других социальных объектов. Расходы на формирование и функционирование социальной политики государства.
  • Расходы на государственное управление. Предусматривают обеспечение деятельности президента страны, органов власти и другие потребности общегосударственного управления.
Таким образом, государственный бюджет имеет три структуры расходов, включая ведомственную, экономическую и функциональную. Главный финансовый документ страны также включает в себя закрытые статьи расходов, как правило, используемые Министерством обороны, но часто распределяющиеся и на социально-экономическую сферу.

Структура доходной части бюджета

Государственные доходы представляют собой денежные средства, поступившие в безвозвратном и безвозмездном порядке в соответствии с законодательством государства.

Формируется доходная часть из:

  • Налоговых выплат, включающих налоги и сборы на собственность, на внешнюю торговлю, на прибыль и другие сферы деятельности, пошлины и отчисления.
  • Неналоговых поступлений, основанных на доходах от коммерческой деятельности, штрафах, административных сборах, поступлениях от санкций и других платежей, не являющихся налоговыми.
  • Доходов от операций с капиталом. Торговые операции с землей, государственными запасами, основным капиталом.
Государственные доходы, превысившие расходы, образуют профицит бюджета, фактически избыток денежных средств. В случае, когда расходная часть оказывается больше доходной, формируется дефицит.

Принципы построения государственного бюджета

В абсолютном большинстве демократических стран составление государственного бюджета возложено на правительство, принятие и утверждение его поручено высшим законодательным органам.

Бюджет может формироваться на различные временные периоды, устанавливаемые Конституцией или соответствующими национальными законами государств.

К принципам построения государственного бюджета относятся:

  • единая бюджетная система;
  • достоверность показателей бюджета;
  • самостоятельность бюджетных уровней;
  • открытость и гласность бюджета;
  • разграничение доходной и расходной частей между уровнями бюджетной системы.
Для эффективности использования бюджетных средств, адекватности и актуальности формирования государственного бюджета государство обеспечивает бюджетный учет, основы которого заложены в действующем законодательстве.

1. Сущность и строение государственных финансов. Задачи статистики государственных финансов.

    Основные показатели государственного бюджета.

    Статистические методы анализа показателей государственного бюджета.

    Статистика внебюджетных фондов.

  1. Сущность и строение государственных финансов. Задачи статистики государственных финансов.

Государственные финансы – важнейшая составная часть финансовой системы страны. Задача государственных финансов состоит в том, чтобы обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения своих функций.

Задачами статистики государственных финансов являются:

    Изучение количественных закономерностей массовых процессов, происходящих при формировании и расходовании государственных финансов;

    Определение основных направлений изменения величины и структуры государственных финансов;

    Характеристика показателей, определяющих содержание и направление фискальной политики государства.

Государственные финансы складываются из нескольких элементов:

    Государственный бюджет, включающий бюджеты разных уровней государственного управления;

    Внебюджетные фонды;

    Государственный кредит;

    Финансы государственных предприятий.

Основным элементом государственных финансов является государственный бюджет. Это очень значительный инструмент управления экономикой страны. Направленное изменение фискальной политики государственного бюджета позволяет государству оперативно влиять на экономическую ситуацию в стране, правильное распределение собранных средств – сглаживать социальное напряжение в обществе, изменять пропорции между различными отраслями экономики, вызывать изменение темпов роста производства и потребления. Такой широкий круг проблем, решаемых при помощи государственного бюджета, вызывает потребность в его глубоком изучении.

Изучают государственный бюджет при помощи статистических методов анализа, которые позволяют:

    Совершенствовать бюджетные классификации в соответствии с международными стандартами;

    Определять общую величину бюджетных доходов и расходов, рассчитывать размер превышения одного показателя над другим;

    Изучать структуру доходов и расходов, ее изменение в течение определенного периода;

    Выявлять основные источники финансирования дефицита государственного бюджета или направления размещения свободных средств при наличии профицита;

    Определять размеры государственного внутреннего долга;

    Проводить анализ исполнения государственного бюджета на всех уровнях управления;

    Выявлять влияние фискальной политики государства на экономическое развитие страны и уровень жизни населения.

  1. Основные показатели государственного бюджета.

Для правильного построения, расчета и анализа выполнения государственного бюджета необходимо определить основные принципы его построения, правильно очертить круг институционных единиц, операции которых подлежат отражению в государственном бюджете, классифицировать экономические категории, учитываемые при его составлении.

Государственный бюджет отражает доходы и расходы одного сектора экономики – «Государственные учреждения». Задачей статистики в данной области является осуществление группировки основных операций данного сектора. Такая группировка создает аналитическую базу для определения потребности органов государственного управления в расходах, кредитах и возможности их удовлетворения за счет имеющихся финансовых ресурсов.

В сектор «Государственные учреждения» включаются институционные единицы, деятельность которых заключается в предоставлении услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и национального богатства. Перераспределение производится, как правило, путем налогообложения институционных единиц, включаемых в другие сектора экономики, а также путем предоставления пенсий, пособий и других социальных выплат.

К основным показателям государственного бюджета относятся:

  • официальные трансферты;

    кредитование минус погашение (чистое кредитование);

    превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит);

    государственный долг.

Доходы – это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Они разделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относят налоговые и неналоговые поступления, к капитальным – доходы от продаж капитальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли).

Официальные трансферты – это безвозмездные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный характер в виде субвенций, репараций, дарений, полученные от других учреждений государственного управления (отечественных или зарубежных) или международных организаций. Если аналогичные платежи поступают из негосударственных источников, они включаются в состав неналоговых доходов бюджета.

Расходы – это все невозвратные платежи, независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются. В состав расходов включаются и трансфертные платежи другим органам государственного управления.

Чистое кредитование включает предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала. Чистое кредитование объединяется с расходами и выступает как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита.

Дефицит или профицит бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и чистого кредитования.

В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг.

Государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена в будущем или преобразована в бессрочный долг.

Государственный долг разделяется на внешний и внутренний с подразделением каждого вида долга по типу держателя.

Статистика государственного бюджета является одной из составных частей статистики финансов.

В составе общегосударственных фондов денежных средств в РФ выделяют:

1) государственный бюджет;

2) внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования, Фонды развития НИОКР и др.).

Объектами изучения статистики государственного бюджета являются основной общегосударственный фонд – государственный бюджет, а также финансовые отношения, которые складываются у государства с предприятиями, учреждениями и населением.

Государственный бюджет является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Его структура определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в общественных интересах.

Главная задача статистки государственного бюджета – это характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Данная задача раскрывается в более конкретных подзадачах. Среди них:

1) определение общей величины доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);

2) анализ структуры доходов государственного бюджета;

3) анализ структуры расходов государственного бюджета;

4) определение источников финансирования бюджетного дефицита;

5) расчет размеров государственного внутреннего долга;

6) характеристика эффективности проведения государством фискальной политики;

7) анализ влияния фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.

В процессе решения данных задач статистика государственного бюджета собирает и обобщает данные, подготавливая статистическую информацию, которая необходима для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики.

В статистике государственного бюджета РФ отражаются организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности учреждений государственного управления с учетом международных стандартов в этой области.

Направления статистики государственных финансов, выделяемые в международной статистической практике:

1) бюджета органов государственного управления:

а) статистика бюджетного хозяйства:

· статистика проекта государственного бюджета и финансового планирования;

·статистика кассовых операций (фактические расходы и доходы);

б) статистика финансов высших учебных заведений (их годовые доходы и расходы);

в) статистика задолженности всех единиц сектора государственных учреждений, кроме органов социального страхования и хозяйствующих единиц, осуществляющих непосредственное управление государством;



г) статистика государственных служащих. Основными задачами являются учет численности служащих, их группировка по возрасту и разрядам для определения фонда оплаты их труда;

2) налоговая статистика:

а) статистика налоговых поступлений. Определяются суммы, предусмотренные для распределения и перераспределения;

б) статистика акцизов. Учету подлежат налоги на нефть, табак, спиртные напитки, ювелирные изделия и другие продукты, а также предприятия, облагаемые налогами и освобожденные от них на отдельные виды продукции;

в) статистика налогооблагаемой суммы доходов (сумма оплаты труда, облагаемая подоходным налогом, стоимость имущества и добавленная стоимость, подлежащая налогообложению и т.д.).

Основные определения статистики государственного бюджета.

Одним из основных понятий, которые используются в статистике государственного бюджета, является понятие сектора государственного управления .С помощьюданной экономической категории определяется круг институциональных единиц (государственных предприятий и учреждений), чьи доходы и расходы подлежат отражению в государственном бюджете.

В сектор государственного управления включаются институциональные единицы, деятельность которых связана с выполнением функций государственного управления :

1) проведение государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера;

2) перераспределение доходов и богатства, которое осуществляется с помощью налогообложения единиц других секторов экономики и путем предоставления пенсий, пособий и других социальных выплат.



Помимо сектора государственного управления, выделяются другие категории, которые определяют характер системы статистических показателей государственного бюджета и отражают сущность различных хозяйственных операций, осуществляемых учреждениями государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики :

1) поступления или платежи;

2) поступления (платежи) невозвратные или возвратные;

3) поступления (платежи) возмездные или безвозмездные;

4) текущие или капитальные поступления (платежи);

5) приобретение финансовых активов или принятие обязательств;

6) приобретение финансовых активов для проведения государственной политики или управления ликвидностью.

Категории поступлений или платежей (возвратных или невозвратных) относятся ко всем экономическим операциям. Категории возмездных или безвозмездных поступлений касаются только невозвратных операций. Приобретение финансовых активов и принятие обязательств относятся ко всем возвратным операциям.

При осуществлении любой экономической операции предполагается наличие двух сторон, которые называются участниками операции. В большинстве операций задействованы два встречных потока: один поток направляется участнику операции (поступления), другой поток – от него (платежи).

Платежи или поступления являются возвратными в том случае, если обратный поток осуществляется в виде договорных обязательств с фискальным сроком погашения. Если же обратный поток осуществляется в иной форме, то платежи или поступления считаются невозвратными .

Невозвратные платежи и поступления являются возмездными в том случае, если обратный поток осуществляется в виде платежей посредством товаров и услуг. Если же поток товаров и услуг отсутствует, то невозвратные платежи или поступления являются безвозмездными . Таким образом, возмездные операции изначально предполагают платежи на условиях компенсации.

Деление поступлений (платежей) на текущие или капитальные связано с их целевым назначением. Операции с капиталом включают те поступления (платежи), которые связаны с приобретением, созданием или продажей активов, срок использования которых в процессе производства составляет более 1 года (включая нематериальные активы и землю). Безвозмездные капитальные платежи классифицируются на официальные трансферты капитала, если они получены из государственных источников, и на капитальные трансферты, если они получены из негосударственных источников.

В статистике государственного бюджета учет операций осуществляется на кассовой основе, т.е. на основе регистрации фактических денежных потоков, а в системе национального счетоводства (СНС) – на основе начисленных сумм, т.е. на момент возникновения дебиторской или кредиторской задолженности.

Абсолютные показатели статистики государственного бюджета

Основными абсолютными показателями статистики государственного бюджета является:

1) доходы;

2) официальные трансферты;

3) расходы;

4) чистое кредитование;

5) превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит).

Доходы – это обязательные безвозвратные платежи, которые поступают в бюджет. Бюджетные доходы делятся на текущие и капитальные доходы. В составе текущих доходов выделяют налоговые и неналоговые поступления.

Налоги – это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, которые взыскиваются государственными учреждениями для удовлетворения государственных потребностей. В налоги включается прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, и прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты.

Неналоговые поступления – это возмездные поступления (доходы от собственности, поступления от случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий и др.) и некоторые безвозмездные поступления (частные пожертвования, штрафы и др.).

Официальные трансферты – это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, которые имеют нерегулярный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций. Данный финансовый поток поступает от других учреждений государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Если же поступления носят характер безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников, то они включаются в категорию доходов.

Расходы – это вся совокупность невозвратных платежей вне зависимости от их возвратности и целей расходования (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления выделяются в отдельную категорию.

Чистое кредитование (кредитование минус гашение) – это вся совокупность операций учреждений государственного управления с финансовыми требованиями по отношению к другим секторам, которые осуществляются в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм возвращенных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

Итоговыми показателями финансовой деятельности государства является дефицит (или профицит).

Дефицит (превышение расходов над доходами) = (заимствование - погашение долга) + уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.

Профицит (превышение доходов над расходами)= (погашение-заимствование)+увеличение остатков финансовых средств.

Результатом накопления бюджетного дефицита является государственный долг.

Государственный долг – это неоплачиваемая сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром. Данная задолженность образовалась в результате операций между учреждениями государственного управления и секторами экономики в прошлом. Она может быть погашена с помощью операций этих учреждений в будущем периоде или переформирована в бессрочный долг.

В государственный долгне включаются :

1) внутренние и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления;

2) обязательства органов денежно-кредитного регулирования;

3) необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок;

4) любая текущая задолженность по неоплачиваемым обязательствам.

Относительные показатели статистического государственного бюджета.

Анализ выполнения бюджета любого уровня осуществляется с помощью вычисления относительных величин выполнения плана по доходам и расходам в целом, а также по различным видам и целевому назначению.

Характеристика факторов, которые повлияли на отклонение от плана, может быть осуществлена с помощью метода цепных подстановок. Например, изменение налоговых доходов Н могло произойти под влиянием двух факторов :

1) изменение налоговой базы Б;

2) изменение налоговой ставки С.

Влияние изменения налоговой базы на абсолютный прирост налоговых доходов определяется по формуле:

Влияние изменения налоговой ставки на абсолютный прирост налоговых доходов определяется по формуле:

где и – размер налоговой базы, соответственно, в отчетном и

базисном (плановом) периоде;

Уровень налоговой ставки, соответственно, в отчетном и

базисном (плановом) периоде.

Общий прирост налоговых доходов по конкретному виду налогов может быть рассчитан как сумма абсолютных приростов за счет двух факторов:

На основании абсолютных показателей статистки государственного бюджета можно рассчитать относительные статистические показатели, характеризующие экономическую деятельность сектора государственного управления:

В этом случае, если показатель доли налогов и сборов растет более быстрыми темпами чем показатель доли налогов, то можно сделать вывод о подорожании системы социального обеспечения.

С помощью показателя доли задолженности характеризуется число месяцев или периодов производственной деятельности, необходимое для погашения долга:

Показатель доли покрытия (1) показывает, какой процент расходов на социальные нужды покрывается за счет налоговых поступлений:

Показатель доли покрытия (2) показывает, какая доля объема расходов финансируется за счет займов.

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

— документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

  • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
  • Легально контролирует действия правительства
  • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
  • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 28).

Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:
  • Объем производства
  • Инветиции
  • Реальные доходы

Рис. 28. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

  • Налоги на доходы юридических и физических лиц
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
  • Поступление косвенных налогов и акцизов
  • Пошлины и неналоговые сборы
  • Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность
  • Социальная политика
  • Сельское хозяйство
  • Государственного управление
  • Международная деятельность
  • Оборона
  • Правоохранительная деятельность
  • Наука
  • Здравоохранение

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам , важнейшим из которых является финансирование государством своих функций : экономической, социальной, оборонной и пр.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
  • содержание органов власти;
  • национальная оборона;
  • финансирование науки;
  • финансирование реального сектора;
  • образование госрезервов;
  • обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);
  • регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).
К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:
  • господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

Текущие расходы — это:

  • содержание органов власти, управления и правоохранительных органов;
  • текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
  • отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

  • новое строительство;
  • реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

  • социальные расходы;
  • военные расходы;
  • содержание судебной системы;
  • образование и здравоохранение.

© 2024
russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал