05.02.2022

Военных переводят на полевой банк. Я.А. Гейвандов. Полевые учреждения Центрального банка РФ: особенности правового положения. Решение учреждения банка


– специализированные структурные подразделения Центрального банка, которые являются воинскими учреждениями. Руководствуются в своей деятельности уставами и положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением ЦБ РФ и Министерства обороны.

Система полевых учреждений служит для того, чтобы сделать расчеты Минобороны независимыми от системы коммерческих банков, а также для сохранения государственной тайны.

Впервые воинские банковские учреждения появились в России в годы русско-турецкой войны (1877–1878 годы) в форме полевых касс. В новейшей истории их создание датируется 1937 годом - как структурных подразделений Госбанка СССР.

Полевые учреждения реализуют следующие функции:

  • проведение расчетов между Министерством обороны и предприятиями и организациями различных отраслей экономики за вооружение, военную технику, разного рода имущество, продукцию и услуги;
  • обслуживание бюджета Министерства обороны, выделение воинским частям, учреждениям и организациям средств по смете Минобороны, проведение операций с этими средствами;
  • хранение свободных денежных средств воинских частей, предприятий и организаций Министерства обороны, осуществление безналичных расчетов, кредитование унитарных предприятий, строительных организаций и военторгов;
  • обеспечение подразделений наличными деньгами для выплаты зарплат, денежного довольствия и других расчетов воинских частей с личным составом.

Полевые учреждения не являются самостоятельными юридическими лицами и действуют в соответствии с доверенностями, выдаваемыми ЦБ.

Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определяет исчерпывающий круг лиц, которых может обслуживать полевое учреждение: воинские части, учреждения и организации Министерства обороны РФ, а также иные государственные органы; юридические лица, обеспечивающие безопасность России; физические лица, проживающие на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений ЦБ невозможно.

Согласно закону, деятельность полевых подразделений Центробанка должна регулироваться положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением ЦБ и Министерства обороны. Однако к осени 2011 года такое положение официально не принято, поэтому данный вид подразделений имеет двойное подчинение: в соответствии с принципом независимости Банка России полевые учреждения по вопросам банковской деятельности подчинены только ЦБ, но, будучи военными структурами, в других вопросах обязаны исполнять распоряжения военного ведомства.


Смотреть что такое "Полевые учреждения Банка России" в других словарях:

    ПОЛЕВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ БАНКА РОССИИ - один из структурных элементов системы Банка России. П.у.Б.Р. являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а тж. Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением Банка… … Юридическая энциклопедия

    ПОЛЕВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ БАНКА РОССИИ Юридический словарь

    Полевые учреждения Банка России - являются воинскими учреждениями и входят в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления. Полевые учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с Федеральным законом О Центральном… … Википедия

    ПОЛЕВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ БАНКА РОССИИ - воинские учреждения, входящие в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления. В повседневной деятельности они руководствуются воинским уставом и Положением о полевых учреждениях Банка России, утвержденным… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    ПОЛЕВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ БАНКА РОССИИ - один из структурных элементов системы Банка России. П.у.Б.Р. являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а т.ж. Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением Банка… … Энциклопедический словарь экономики и права

    полевые учреждения банка россии - один из структурных элементов системы ЦБ РФ; являются воинскими учреждениями и руководствуются уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением ЦБ РФ и Министерства обороны РФ. Предназначены для… … Большой юридический словарь

В октябре 1921 года в составе Народного комиссариата финансов был учрежден Государственный банк РСФСР. Кассово-расчетное обслуживание воинских частей осуществлялось его учреждениями по месту дислокации. Однако в 1939-1940 годах, в период войны с белофиннами, стало ясно, что в условиях ведения боевых действий расчетно-кассовое обслуживание войск стационарными учреждениями Госбанка невозможно. Возникла необходимость иметь подвижные, постоянно действующие в составе войск учреждения банка, которые смогли бы в условиях ведения боевых действий обеспечить воинские части наличными деньгами и осуществлять по их поручению расчетные операции.

В этих целях создавались небольшие подвижные учреждения Госбанка, получившие название «полевые». Они предназначались для расчетно-кассового обслуживания воинских частей и военной торговли действующей армии и представляли собой систему банковских органов с подчинением нижестоящих учреждений вышестоящим и соответствующему военному командованию.

Война коренным образом изменила всю экономику страны, потребовала перевода ее на военное положение. В этот период большая работа была проведена в области организации расчетов. Работа осложнялась наличием незаконченных расчетов за товары, отгруженные до войны, а также из зоны военных действий в другие районы страны.

С началом Великой Отечественной войны началось создание системы полевых учреждений Госбанка. В ее развитии можно выделить четыре этапа.

  • - организация и становление системы в первый период Великой Отечественной войны (22 июня 1941 - 18 ноября 1942);
  • - совершенствование системы во второй период Великой Отечественной войны (19 ноября 1942 - конец 1943);
  • - развитие системы в третьем периоде Великой Отечественной войны (январь 1944 - май 1945);
  • - деятельность и развитие системы полевых учреждений в послевоенный период.

Правовое положение, структура, задачи, функции, полномочия, материально-техническое и финансовое обеспечение полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации определяются Положением о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации (Банка России), утвержденным Советом директоров Центрального банка Российской Федерации (протокол № 20 от 25 мая 1998 г.).

Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, органов Федерального казначейства, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, и физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно.

В своей деятельности полевые учреждения Банка России руководствуются Федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «Об обороне», иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, воинскими уставами, нормативными актами Банка России, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, а также Положением о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации (Банка России).

Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями, входят в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.

Общее руководство полевыми учреждениями Банка России по вопросам банковской деятельности осуществляется Председателем Банка России через Департамент полевых учреждений Банка России. Вмешательство органов военного управления в вопросы банковской деятельности полевых учреждений Банка России не допускается.

Создание, реорганизация, передислокация и ликвидация полевых учреждений Банка России производятся по решениям Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, согласованным с Банком России.

Полевые учреждения Банка России имеют следующую организационную структуру:

  • - Департамент полевых учреждений Банка России - в составе центрального аппарата Банка России;
  • - полевые учреждения Банка России (управления) - при видах и родах Вооруженных Сил Российской Федерации, округах и флотах;
  • - полевые учреждения Банка России (отделы)- при армиях, флотилиях, корпусах или при других приравненных к ним воинских частях, в которых предусмотрена военная служба;
  • - полевые учреждения Банка России (отделения) - при дивизиях, бригадах или при других приравненных к ним воинских частях, в которых предусмотрена военная служба.

В мирное время полевые учреждения Банка России (управления, отделы, отделения) могут создаваться при гарнизонах.

Организационная структура полевых учреждений Банка России определяется начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и Председателем Банка России.

Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации каждому полевому учреждению Банка России (управлению, отделу, отделению) присваиваются действительное и условное наименования, а Департаменту полевых учреждений Банка России - условное наименование. Банк России присваивает полевым учреждениям Банка России индивидуальные наименования принадлежности к Банку России.

Полевые учреждения Банка России имеют печати установленного образца, с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим действительным, условным и индивидуальным наименованиями, банковский идентификационный код, а также бланки и штампы.

Основными функциями полевых учреждений Банка России являются:

  • - осуществление работы по денежному обращению, выпуску, денег в обращение в целях своевременного обеспечения воинских частей, учреждений и других органов наличными банкнотами и монетой, изъятие денег из обращения, учет эмиссионных операций;
  • - привлечение денежных средств юридических лиц, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России и кредитных организаций невозможно, во вклады на условиях, определяемых Банком России;
  • - открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц;
  • - осуществление банковских операций в иностранной валюте в соответствии с нормативными актами Банка России и международными договорами Российской Федерации, в том числе открытие и ведение счетов юридических лиц, осуществление расчетов по поручению юридических лиц, кассовое обслуживание юридических лиц;
  • - осуществление кассового обслуживания юридических и физических лиц;
  • - разработка и представление в Банк России прогноза кассовых оборотов по источникам поступления наличных денег;
  • - хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними;
  • - ведение бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с нормативными актами Банка России, представление отчетности по формам и в сроки, которые установлены Банком России;
  • - обеспечение защиты ценностей, банковских документов и банковской информации от несанкционированного доступа.

Решениями Банка России, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России, на полевые учреждения Банка России может быть возложено осуществление иных функций.

Начальник Департамента полевых учреждений Банка России по вопросам банковской деятельности подчиняется Председателю Банка России, а по другим вопросам - Министру обороны Российской Федерации

Начальник Департамента полевых учреждений Банка России начальники полевых учреждений Банка России осуществляют свою деятельность на основании Генеральной доверенности, выдаваемой Банком России в установленном порядке.

В г.Хабаровске полевая касса Госбанка СССР № 2056 (МФО 29783) с условным наименованием войсковая часть 96800 создана в 1941 году. Для более эффективного обслуживания воинских формирований и организаций Министерства обороны СССР, на основании Директивы ГШ ВС № ОРГ/6/463195 от 04 марта 1955 года полевая касса преобразована в Полевое учреждение Госбанка СССР № 96800. В течение шестидесяти лет Управление полевого учреждения Центрального банка Российской Федерации (УПУ ЦБ РФ Приамурское) № 96800 успешно справляется с поставленными задачами по своевременному и бесперебойному эмиссионно-кассовому и расчетно-денежному обслуживанию воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации.

Полевое учреждение Банка России Приамурское осуществляет функции расчетно-кассового центра и обслуживает Хабаровский военный гарнизон и выполняет следующие задачи:

  • - кассовое обслуживание воинских частей и учреждений соединения;
  • - осуществление расчетного обслуживания воинских частей;
  • - учет эмиссионных операций, выпуск денег в обращение;
  • - открытие и ведение банковских счетов;
  • - хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций;
  • - ведение бухгалтерского учета и отчетности, представление отчетности;
  • - обеспечение защиты ценностей, банковских документов и банковской информации.

В подчинении полевого учреждения Приамурское находятся полевые учреждения территориально расположенные в Приморском и Хабаровском краях, в Амурской и Сахалинской областях, в Еврейском автономном округе: 3 отдела и 10 отделений.

Осуществляемые полевыми банками безналичные расчеты направлены на наиболее эффективное финансово-банковское обслуживание войск, на укрепление денежного обращения, сокращение затрат, связанных с обращением наличных денег.

Переход к рыночным отношениям повысил экономическую самостоятельность командиров воинских частей, дал им возможность принимать наиболее эффективные решения с учетом конкретных условий и осуществлять рациональное использование выделенных средств.

Полевые банки организуют безналичные расчеты с применением новых банковских технологий в масштабах всего народного хозяйства, содействуют бесперебойности реализации совокупного общественного продукта. Безналичный оборот непрерывно увеличивается, повышается его удельный вес в денежном обороте Вооруженных Сил и в целом страны. Повышение безналичного денежного оборота связано с ростом технической и энергетической оснащенности предприятий с удорожанием стоимости производимой продукции в связи с инфляционными процессами.

В современных условиях, когда от своевременности документооборота зависит хозяйственная сторона деятельности воинских частей, предприятий, роль безналичных расчетов с применением новых банковских технологий возрастает.

Одной из важнейших задач банков является организация и широкое применение наиболее экономных и прогрессивных форм расчетов, способствующих ускорению платежей и оборачиваемости оборотных средств, укреплению расчетной дисциплины. Роль полевых банков в деле организации расчетов существенно возрастает.

Учреждения полевых банков, анализируя финансовое состояние воинских частей и организаций, обращают внимание на целесообразность применения форм расчетов и могут рекомендовать введение более рациональных форм, как с позиции трудоемкости расчетных операций, так и по скорости документооборота.

Вооруженные Силы содержатся за счет ассигнований, выделенных из государственного бюджета. Для существования Вооруженных Сил, их жизнедеятельности из государственного бюджета выделяются необходимые денежные средства. Выделенные денежные средства в безналичном порядке поступают на счет ГУВБиФ (Главное Управление военного бюджета и финансирования), которые через свои органы финансируют военные округа, флота, Главные и Центральные управления МО. Финансирование производятся через полевые и стационарные учреждения в безналичном порядке.

По организационному признаку экономику Вооруженных Сил можно разделить на три звена: центральное, окружное и войсковое. Такое деление позволяет определить место безналичных расчетов с применением новых банковских технологий в системе военно-экономических отношений (распределение, обмен, потребление) как внутренних для каждого звена, так и внешних.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении положения о полевых учреждениях
Центрального банка Российской Федерации

Президиум верховного Совета Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации.

Первый заместитель Председателя
Верховного Совета Российской Федерации С.А.Филатов

Москва, Дом Советов России

Утверждено постановлением Президиума
Верховного Совета Российской Федерации
от 1 июня 1992 г. N 2987-I.

Положение о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации (Банка России)

о полевых учреждениях Центрального банка
Российской Федерации (Банка России)

I.Общие положения

1. Полевые учреждения Центрального банка Российской Федерации (Банка России) являются воинскими учреждениями, входят в единую централизованную систему Банка России и предназначены для кассового, расчетного и кредитного обслуживания воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации.

Руководство полевыми учреждениями Банка России по вопросам банковской деятельности осуществляется председателем Банка России через Управление полевых учреждений Банка России. Вопросы боевой и мобилизационной готовности, службы войск, организации работ полевых учреждений банка России по банковскому обслуживанию войск и сил флота, подготовки кадров для банковских структур и повышения их квалификации, а также командирской подготовки личного состава полевые учреждения Банка России решают под руководством соответствующих финансовых органов (командиров соединений) Вооруженных Сил Российской Федерации, находясь в их оперативном подчинении.

2. Полевые учреждения Банка России организуются по следующей структуре:

Управление полевых учреждений Банка России -в составе центрального аппарата Банка России;

полевая контора Банка России -при виде вооруженных сил, округе, фронте, группе войск, флоте или контингенте российский войск за границей;

полевой отдел Банка России -при армии, флотилии или приравненном к ним воинским формированиям;

полевое отделение Банка России -при корпусе, дивизии, бригаде или другом приравненном к ним воинском формировании.

В мирное время полевые учреждения Банка России могут организовываться по гарнизонам.

Полевые учреждения Банка России формируются органами военного правления в установленные сроки в пунктах, определяемых Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации по представлению Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации и по согласованию с Банком России. расходы по формированию этих учреждений производятся за счет сметы Министерства обороны Российской Федерации.

3. Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации каждому полевому учреждению банка России присваивается действительное и условное наименование, а Управлению полевых учреждений Банка России -условное наименование.

Полевые учреждения банка России и Управление полевых учреждений Банка России имеют печати с изображением герба Российской Федерации и со своим наименованием.

II.Управление полевых учреждений Банка России

4. Управление полевых учреждений Банка России является воинским учреждением. В своей деятельности Управление руководствуется воинскими уставами, законами России, регламентирующими банковскую деятельность, Уставом Банка России, инструкциями и другими актами Банка России, приказами, директивами и указаниями органов военного управления, а также настоящим положением и обеспечивает правильное применение законодательства и других нормативных актов в полевых учреждениях Банка России.

5. Все вопросы банковской деятельности Управление полевых учреждений Банка России решает под руководством Банка России. Вмешательство органов военного управления в вопросы банковской деятельности не допускается.

На Управление полевых учреждение Банка России возлагается:

руководство банковской деятельностью полевых учреждений Банка России;

обеспечение кассового исполнения бюджета Российской Федерации полевыми учреждениями Банка России;

организация кассовой работы в полевых учреждениях Банка России, подкрепление, учет и контроль за сохранностью и расходованием резервных фондов денежных знаков и металлической монеты;

своевременная выдача полевым учреждениям Банка России разрешений на выпуск денег в обращение;

организация расчетного и кредитного обслуживания предприятий торговли, а также состоящих на хозяйственном расчете строительных организаций и промышленных предприятий;

организация экономической работы в полевых учреждениях Банка России;

организация безналичных расчетов и операций по вкладам военнослужащих;

руководство учетно-операционного работой полевых учреждений Банка России;

организация контрольно-ревизионной работы;

обеспечение полевых учреждений Банка России вычислительной техникой и бланками банковской документации;

организация хранения архивных материалов полевых учреждений Банка России.

На Управление полевых учреждений Банка России совместно с Главным управлением военного бюджета и финансирования Министерства обороны российской Федерации возлагается:

организация кассового, расчетного и кредитного обслуживания войск и сил флота;

контроль за соблюдением воинскими частями, учреждениями, военно-учебными заведениями, предприятиями и организациями Министерства обороны российской Федерации установленных лимитов хранения наличных денег в кассах;

разработка проектов указаний, инструкций и других нормативных документов Банка России по вопросам деятельности полевых учреждений Банка России, не относящихся к исключительной компетентности Банка России и Управления полевых учреждений Банка России;

подготовка и обоснование предложений по развертыванию сети полевых учреждений Банка России;

организация подготовки кадров для полевых учреждений Банка России и повышения их квалификации;

изучение, подбор и расстановка офицерских кадров полевых учреждений Банка России;

обобщение опыта работы полевых учреждений Банка России, разработка мероприятий по улучшению банковского обслуживания войск и сил флота, расширению сферы деятельности этих учреждений в интересах армии и флота;

поддержание на необходимом уровне боевой и мобилизационной готовности полевых учреждений Банка России, организация боевой, мобилизационного и специальной подготовки личного состава полевых учреждений Банка России.

6. Начальник Управления полевых учреждений Банка России осуществляет руководство деятельностью Управления и полевых учреждений Банка России, несет ответственность за бесперебойное кассовое, расчетное и кредитное обслуживание воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, самостоятельно или совместно с начальником Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации дает полевым учреждениям Банка России указания в пределах компетенции, а также представляет Председателю Банка России и органам военного управления предложения по вопросам деятельности полевых учреждений Банка России.

Начальник Управления полевых учреждений Банка России подчиняется по вопросам банковской деятельности председателю Банка России, а по другим вопросам - начальнику Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации.

III. Полевые учреждения Банка России

7. Функции полевых учреждений Банка России и перечень банковских операций определяются действующим банковским законодательством. Вопросы организации банковского обслуживания войск и сил флота регламентируются инструкциями и другими нормативными документами, согласованными с главным управлением военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации.

8. Начальники полевых учреждений Банка России несут ответственность за деятельность подчиненных полевых учреждений Банка России по бесперебойному кассовому, расчетному и кредитному обслуживанию воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, за сохранность денежных средств, ценностей и расчетных документов, ведение вкладных операций, правильность и законность совершаемых операций, составление и своевременное представление установленной отчетности.

Начальники полевых управлений, отделов и отделений Банка России подчиняются по вопросам банковской деятельности начальнику Управления полевых учреждений Банка России или вышестоящим полевым учреждениям, а по другим вопросам в видах Вооруженных Сил российской Федерации, на флотах и в объединениях -начальникам финансовой службы, в соединениях -командирам этих соединений.

Совместно с финансовыми органами Министерства обороны Российской Федерации полевые учреждения Банка России решают следующие задачи:

организация кассового, расчетного и кредитного обслуживания войск и сил флота (зачисление на банковское обслуживание, планирование очередности обеспечения воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации наличными деньгами, контроль за соблюдением ими установленных лимитов хранения наличных денег в кассах, утверждение распорядка работы полевых учреждений Банка России, подбор помещений для вновь формируемых полевых учреждений Банка России, контроль за их надлежащим оборудованием, обеспечением мебелью, оргтехникой, средствами связи и охраны);

разработка мер по своевременному обеспечению войск и сил флота денежной наличностью, изыскание внутренних источников пополнения фондов денежной наличности;

изучение, подбор и расстановка кадров, организация боевой и мобилизационной подготовки личного состава полевых учреждений Банка России;

поддержание на необходимом уровне боевой и мобилизационной готовности полевых учреждений Банка России.

IV Комплектование и материально-техническое обеспечение

9. Полевые учреждения Банка России и Управление полевых учреждений Банка России комплектуются офицерским составом, прапорщиками, мичманами, военнослужащими сверхурочной и срочной службы и служащими, имеющими специальную подготовку.

Структура и штаты полевых учреждений Банка России разрабатываются и утверждаются генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации по согласованию с Советом директоров Банка России.

Штат Управления полевых учреждений Банка России утверждается Председатели Банка России и Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Личный состав полевых учреждений Банка России, обслуживающих воинские части, учреждения, военно-учебные заведения, предприятия и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, входит в штатную численность армии и флота.

10. Офицерский состав, прапорщики, мичманы, сержанты, старшины, солдаты и матросы полевых учреждений Банка России и Управления полевых учреждений Банка России состоят на действительной военной службе, на них распространяются воинские уставы и положения, определяющие порядок прохождения воинской службы.

Присвоение воинских званий офицерскому составу полевых учреждений Банка России и Управления полевых учреждений Банка России производятся в соответствии с Положением о прохождении воинской службы офицерским составом.

Начальник Управления полевых учреждений Банка России назначается приказом Министра обороны Российской Федерации по представлению председателя Банка России и по согласованию с начальником Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации.

11. Подготовка и повышение квалификации офицеров полевых учреждений Банка России осуществляются в Ярославском высшем военном финансовом училище имени генерала армии А.В.Хрулева, на Военном финансово-экономическом факультете при ГФА и на военных кафедрах финансовых и финансово-экономических высших гражданских учебных заведений.

12. Полевые учреждения Банка России содержаться за счет сметы Министерства обороны Российской Федерации, а Управление полевых учреждений Банка России -за счет сметы Банка России.

13. Военнослужащие полевых учреждений Банка России и Управления полевых учреждений Банка России обеспечиваются всеми видами натурального и денежного довольствия наравне с военнослужащими воинских частей и учреждений армии и флота.

14. Ответственность за охрану материальных ценностей и денежных средств,находящихся в полевых учреждениях банка России, несут ответственность начальники этих учреждений, а также соответствующие командиры и начальники воинских формирований, при которых указанные учреждения созданы для банковского обслуживания.

15. Материально-техническое снабжение, обеспечение специально оборудованным транспортом и служебными помещениями, средствами связи и вооруженной охраной полевых учреждений Банка России, а также обеспечение жилыми помещениями личного состава этих учреждений осуществляется органами управления (штабами) воинских формирований, при которых эти учреждения созданы для банковского обслуживания.

Обеспечение полевых учреждений Банка России счетновычислительной техникой, вкдными и чековыми книжками, а также бланками банковской документации осуществляется Банком России.

Некоторое время назад наметилась тенденция перевода счетов органов федерального казначейства по обеспечению войск расчетами из полевых учреждений Банка России в расчетные кассовые центры и другие кредитные учреждения. По моему убеждению, такой подход к материальному обеспечению войск не имеет достаточно веских обоснований.
Полевые учреждения Банка России созданы и дислоцируются в соответствии с задачами обороны и социально-экономическими условиями соответствующих территорий согласно Федеральному закону «Об обороне». Они предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации. Указами Президента России установлено, что банковское обслуживание всех этих органов и сил производится полевыми учреждениями Банка Российской Федерации.
Бюджетным кодексом и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что Банк России обслуживает счета бюджетов и что средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России.
Не следует забывать, что одна из основных задач полевых учреждений Банка России, как и Вооруженных Сил, заключается в готовности выполнять свои функции в условиях ведения боевых действий. Сегодня денежное обращение России функционирует в нелегких условиях, характеризуемых определенным продолжением процессов в экономике и банковской системе, деформацией платежной системы страны. Сохраняются неплатежи, в расчетах применяется бартер. Иностранная валюта, в основном доллар США, используется для накоплений гражданами России сбережений, а также обслуживает очень значительную часть криминальной и теневой деятельности, применяются денежные суррогаты.
При наступлении кризисов снижается надежность всей денежной системы, и именно в эти периоды возрастают роль и объем совершаемых при посредстве наличных денег операций. Во времена войн, социально-политических потрясений значение денежной наличности в выполнении повседневных расчетов и обеспечении функционирования денежной системы выходит на первый план. Указанная тенденция просматривается на примерах многих стран мира.
Не учитывать всего этого по крайней мере недальновидно.
Отсюда следует, что средства федерального бюджета в разделе, касающемся содержания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны и других государственных органов и сил, обеспечивающих безопасность государства, должны находиться на счетах органов федерального казначейства, а именно в полевых учреждениях Банка России. Именно поэтому наметившаяся тенденция перевода счетов органов федерального казначейства по обеспечению войск безналичными расчетами (в некоторых случаях и наличными денежными средствами) из полевых учреждений Банка России в РКЦ и другие кредитные учреждения, по моему мнению, пагубна. Ее последствия отрицательно повлияют на качество банковского обслуживания войск. В период мобилизационного развертывания и в военное время они будут отрезаны от финансовых потоков, предназначенных для обеспечения их действий.

На прошлой неделе Счетная палата РФ сообщила, что тесное сотрудничество Минобороны с коммерческим Военным банком обошлось государству в $50,22 млн. Между тем взаимодействие военных и банкиров далеко не всегда было столь плодотворным. Историю банковского обслуживания советской армии восстановил обозреватель ЕВГЕНИЙ ЖИРНОВ.

СССР был, а Россия остается единственной страной в мире, где существуют специальные военно-полевые банки. Их придумал в середине 20-х годов прошлого века красный полководец Тухачевский. Логика его была предельно простой: солдат воюет хорошо, когда не испытывает материальных затруднений. А доставка жалования в действующую армию, как показывал опыт первой мировой и гражданской войн, нередко превращалась в неразрешимую проблему. Поэтому Тухачевский и предложил максимально приблизить места хранения наличности к передовым частям.
На основе его идей Междуведомственный мобилизационный комитет разработал "Положение о подготовительном к войне периоде", утвержденное Советом труда и обороны 11 августа 1926 года. Этим документом Наркомату финансов СССР предписывалось в период осложнения международных отношений проверять план развертывания военно-полевых касс, а "с момента выявления неизбежности столкновения" приступить к этому развертыванию. Соответствующие планы в Наркомфине были созданы, и, судя по некоторым документам, до их реализации дело едва не дошло в 1938 году, во время конфликта с японцами на Дальнем Востоке.

Валютообманные операции
Вновь о плане уже покойного маршала Тухачевского вспомнили в 1939 году после подписания пакта Молотова--Риббентропа. Для освободительного, как его тогда называли, похода на Польшу стали формировать максимально приближенные к войскам Белорусского и Украинского фронтов полевые конторы Государственного банка, к которому за время, прошедшее с 1926 года, перешли от Наркомфина функции казначейства.
Полевые конторы и подчиненные им полевые отделения были сформированы быстро. Киевская городская контора Госбанка выделила своих людей для полевой конторы Украинского фронта, Минская — для Белорусского.
Сначала задачи, поставленные перед полевыми банковскими учреждениями, были просты и очевидны: обеспечивать начфинов частей наличностью, принимать и выдавать деньги учреждениям полевой почты, а также работать с вкладами солдат и командиров. Полевые конторы наделили и кое-какими контрольными функциями. К примеру, они могли проверять целесообразность управленческих расходов штабов частей, к которым были приписаны.
Однако вскоре после вступления на польскую территорию оказалось, что полевые банки должны взять на себя еще одну роль — хранителя и учетчика дорогих трофеев. К примеру, полевая контора Украинского фронта получила "разнохарактерные трофеи и ценности", часть которых потом была передана в Артиллерийский музей в Ленинграде. А банкирам, которые в 1940 году участвовали в присоединении к СССР Северной Буковины и Бессарабии, довелось принять от генерала Кирилла Москаленко клад, обнаруженный им в Кишиневе.
Принимавший ценности оценщик Янкель Салита отчитывался в 1962 году:
"Я... принял от генерала МОСКАЛЕНКО К. С. (ныне Маршала Советского Союза) по описи, насколько мне помнится, следующие драгоценности: золотые монеты различного достоинства в количестве 203 штуки общим весом в два килограмма и 933 грамма, на что была выдана квитанция и составлен акт в трех экземплярах, из коих один был передан в банк, второй был вручен генералу МОСКАЛЕНКО и третий совместно с драгоценностями был послан в Москву.
Примерно через 2-3 дня я принял также по описи от одной гражданки, которая оказалась супругой генерала МОСКАЛЕНКО К. С., несколько драгоценных предметов, в том числе около двадцати штук золотых монет различного достоинства. Этими предметами, насколько мне помнится, были следующие:
1. Одна пара мужских часов платиновых с бриллянтом (так в тексте.— Ъ ) в крышке.
2. Две или три пары дамских золотых часов.
3. Одна пара платиновых запонок с бриллянтами.
4. Различные золотые кольца с драгоценными камнями.
5. Одна вязка (десять-двенадцать штук) золотых колец с бриллянтами.
Кроме того, были еще некоторые драгоценности, о которых подробностей я не помню".
Оказалось также, что полевые банки могут быть полезны не только военным, но и новым гражданским властям присоединенных к СССР территорий. С их помощью на Западной Украине, в Западной Белоруссии, а затем в Молдавии и Прибалтике вводились в обращение рубли и изымались польские злотые, румынские леи, латышские латы, литовские литы и эстонские кроны. А в местные банки назначали советских комиссаров, немалая часть которых была командирована из полевых банков. Кстати, после перевода в рубли накоплений новых советских граждан их фактически лишили сбережений, разрешая снимать не более 200 рублей в месяц.
Весной 1940 года, после окончания войны с Финляндией, боевые функции полевых контор были исчерпаны, и они одна за другой прекратили свое существование. Военные банкиры написали отчеты о проделанной работе и вернулись в свои городские и областные конторы Госбанка.

Банкир с ружьем
Вновь полевые учреждения Госбанка начали формировать на второй день войны с Германией. Сделать это было несложно. Все банковские служащие состояли в резерве своих полевых учреждений и в кратчайшие сроки были призваны в армию. Задачи перед полевыми конторами, отделениями и кассами стояли прежние. Но исполнять их было часто попросту невозможно. Быстрое отступление Красной Армии лишило военных банкиров связи друг с другом, Госбанком и обслуживаемыми частями.
Полевая контора Западного фронта, к примеру, в районе Минска лишилась связи со штабом фронта и смогла восстановить ее, лишь когда отступающие войска были уже под Смоленском. А полевая контора Юго-Западного фронта не имела даже списка подчиненных ей банковских учреждений. В июле 1941 года эта контора трижды запрашивала у Москвы разрешение на выдачу денег прикрепленным частям. И разрешение трижды давалось, но из-за перебоев со связью так и не было получено.
А во время отступления порой случались трагические курьезы. Командование корпуса потребовало от начальника приписанного к нему полевого отделения Госбанка немедленно выплатить денежное содержание командному составу, несмотря на отсутствие разрешающих документов.
"Когда я отказался выполнить такое распоряжение,— вспоминал банкир,— мне был дан срок один день, в крайнем случае я должен быть расстрелян за невыполнение приказания. Мой был ответ: когда расстреляете, можете тогда распоряжаться деньгами. Начальник тыла корпуса предотвратил этот драматический эпизод".
В первые месяцы войны, когда армия отступала, не менее важным, чем выплата денежного довольствия, стало обеспечение сохранности документов и наличных. В отчетах полевых банков и воспоминаниях их сотрудников есть немало примеров того, как военным банкирам удавалось спасать ценности. Одна из полевых касс попала в окружение, и ее начальник принял решение прорываться на грузовике. Мешки с деньгами и документами закрепили в кузове, банкиры и охрана встали с ручными пулеметами у бортов и, стреляя во все стороны, чтобы ошеломить солдат противника, рванули к выезду из деревни. Маневр удался: когда немцы опомнились, машина уже ушла из зоны обстрела. Бухгалтер другой полевой кассы вынес из окружения мешок со всей документацией и наличными. Чтобы переправиться через реку, он выломал дверь из ближайшего дома и на ней перевез свой ценный груз.
Энтузиазм, правда, проявляли далеко не все. Западный фронт потерял 81 банковского работника, из которых только четверо были убиты, а остальные пропали без вести. Среди последних, вероятно, было немало тех, кто сдался в плен или попросту дезертировал.
При отступлении военные банкиры спасли миллионы рублей. Но и утрачено было немало. Только на восьми из шестнадцати фронтов в начале войны потеряли почти 90 млн — исчезло вместе с пропавшими финансистами, сгорело или досталось немцам.

Безналичный обсчет
Численность армии непрерывно возрастала. Увеличивались и расходы на ее содержание, и это расстраивало финансы страны. С начала войны до конца 1941 года полевые банки выдали воинским частям 1,88 млрд рублей. (Зарплата наводчика орудия, к примеру, тогда составляла 15 рублей в месяц.) Возврат наличности в кассы за то же время составил всего 40,5%. Это означало запуск печатного станка и рост инфляции. (инфляция за все время войны, по некоторым оценкам, составила 1000-1500%). И перед военными банкирами была поставлена задача сокращения денежного потока из тыла в действующую армию, что на практике означало изъятие наличности у военнослужащих в добровольно-принудительном порядке.
Сделать это было непросто, поскольку одновременно руководство страны решило внедрить в войсках принцип материальной заинтересованности. Летчикам-истребителям за каждый сбитый самолет противника устанавливалась премия в тысячу рублей. Премии платили и экипажам штурмовиков и бомбардировщиков. За пять выполненных боевых заданий ночью или десять днем полагалась та же тысяча. Летом 1942 года была введена система премирования за уничтоженные танки — по 500 рублей командиру и наводчику орудия (командиру танка и механику-водителю), остальному составу расчета или экипажа — по 200. Позднее ввели премирование и за быстрый и качественный ремонт боевой техники (например, за ремонт танка Т-34 платили 500 рублей) и за многое другое.
И все же способов для изъятия денег нашлось немало. Первым и, наверное, главным из них стало, как было написано в одной из инструкций Управления полевых учреждений (УПУ) Госбанка, "расширение вкладных операций". Успех этих операций чаще всего зависел от того, насколько тесные контакты полевые банкиры устанавливали с командирами и политработниками частей. Хорошие отношения, как правило, приводили к тому, что командование армией или фронтом издавало специальный приказ о содействии банкирам в зачислении денег бойцов и командиров на счета в полевых учреждениях Госбанка. При этом, как скромно отмечается в документах, иногда нарушался принцип добровольности. Вкладные книжки военнослужащих находились у начфинов частей, и снять с них деньги, когда это требовалось бойцу, было, мягко говоря, непросто.
В других случаях использовался метод привлечения финансового актива. В подразделениях назначались люди, которые убеждали сослуживцев вносить деньги на счета, и получали за это довольно солидные премии.
УПУ Госбанка распространяло по подчиненным конторам, отделениям и кассам передовой опыт. В частности, в одном из циркуляров говорилось о необходимости обратить большее внимание на сержантов, которые имеют большее денежное содержание, чем рядовые, а также склонность к накопительству: "остатки сумм вкладов достигают 700-800 рублей и являются вполне устойчивыми".
Результат был налицо: на 1 января 1942 года остатки вкладов составляли 80,9 млн рублей, на 1 марта — 233,7 млн, на 1 апреля — 361,9 млн. Всего же за 1942 год количество денег на счетах выросло в 25 раз. А к концу войны остатки вкладов достигли 4 млрд рублей.
Следующим по значимости способом сокращения наличного оборота была сдача денег в Фонд обороны и подписка на военные займы (за войну их было четыре). Однако надо признать, что эта работа по изъятию наличных проводилась в основном силами политработников, которые чаще всего лично подписывали поголовно всех своих подчиненных на указанные командованием суммы.
Не менее важной была агитация за отправку денег родным и близким. Солдатам и офицерам настоятельно советовали больше помогать семьям и, не дожидаясь выплаты жалования, писать заявления о безналичном переводе его части домой, в тыл.
Но самый приятный для солдат способ расставания с деньгами — через подразделения военторга, который передали под жесткий финансовый контроль полевых банкиров. Начальники отделений и касс строго следили за тем, чтобы полковые палатки, столовые и чайные военторга имели все необходимые товары и своевременно возвращали выданные полевыми учреждениями кредиты. А главное, надзирали за тем, чтобы военторговцы использовали для децентрализованных закупок продуктов не более 30% попадающей в их руки наличности.
В итоге из выплаченных в 1942 году военнослужащим 11,12 млрд рублей на руках у них осталось меньше трех миллиардов. Еще более успешным был 1943 год. Из выплаченных 15,9 млрд не вернулось в кассы лишь 2,26 млрд.
Конечно, у этой политики была и оборотная сторона. Лишенные наличных красноармейцы занялись самообеспечением. Особенно ярко это проявлялось во время наступления. Нынешний начальник департамента полевых учреждений ЦБ РФ генерал Заставнюк отмечал в одной из своих статей:
"Опыт работы полевой сети Госбанка за три года войны показал, что в условиях наступления советских войск потребности военнослужащих в денежной наличности резко снизились, а следовательно, возросли потребности в организации их сбережений".
После того как Красная Армия пересекла границу СССР, с наличными у военнослужащих стало еще туже. Рубли по решению правительства у них были изъяты уже в обязательном порядке. А валюта страны пребывания выдавалась в крайне ограниченных масштабах. Генералам и офицерам выплачивалось 25-30% начисленных денег, сержантам — 50%, и только рядовые получали свои незначительные суммы полностью.

Убитые вкладчики
У военных банкиров была и еще одна обязанность — позаботиться о вкладах погибших красноармейцев. О том, как они исполняли эту обязанность, свидетельствует совместный приказ, изданный финансовым управлением Наркомата обороны и УПУ Госбанка 29 мая 1945 года, через три недели после окончания войны.
"Произведенными проверками и ревизиями финансовых отделов фронтов и полевых контор Госбанка выявлены серьезные недостатки в работе некоторых финансовых органов и полевых учреждений Госбанка по выполнению завещаний вкладчиков-военнослужащих, погибших на фронтах Отечественной войны. Установлены случаи, когда начальники финансовых органов войсковых частей и соединений... задерживали у себя вкладные книжки погибших и пропавших без вести военнослужащих вместо немедленной передачи этих вкладных книжек полевым учреждениям Госбанка.
В ряде случаев вкладные книжки погибших военнослужащих направлялись... по месту призыва военнослужащих, минуя Госбанк. Отдельные из таких вкладных книжек терялись.
Имели место факты отсылки вкладных книжек родственникам, которым вклад по завещанию не принадлежит. Посылались родственникам даже такие книжки, вклад по которым завещан в фонд обороны. Начальники полевых учреждений Госбанка... не всегда проявляют нужную заботу о своевременном выполнении завещаний вкладчиков, а также не ведут систематической работы по выявлению судьбы владельцев неподвижных вкладов.
В целях решительного улучшения работы... предлагаем:
1. Начальникам финансовых органов войсковых частей вкладные книжки погибших, умерших, пропавших без вести и выбывших из части военнослужащих-вкладчиков сдавать немедленно полевому учреждению Госбанка. Непосредственная пересылка вкладных книжек в адреса наследников или убывших вкладчиков — отменяется..."
Но "решительного улучшения" не произошло. Наоборот, работа по выплате вкладов погибших затухла почти на тридцать лет. Только в 1973 году было создано Красноармейское отделение Госбанка СССР, которое должно было разыскивать и выплачивать вклады, внесенные в полевые учреждения во время войны. Как ни удивительно, оно работает по сей день. Как и система полевых банков, которые Тухачевский предлагал создавать только на время войны.

Банк "Вечный"
Как и любую бюрократическую структуру, полевые банки оказалось легче создать, чем ликвидировать. Во второй половине 1945 года было принято решение о полной ликвидации и окончании расчетов полевой сети Госбанка. Однако оказалось, что советские оккупационные войска в Германии, а также советские части в других странах нуждаются в банковском обслуживании. И УПУ сохранилось, хотя и в сильно сокращенном виде. В пятидесятые годы оно стало обслуживать закрытые и отдаленные объекты. Полевые банки появились на Новой Земле, на Байконуре, а затем в ракетных частях в Забайкалье. Полевые банкиры входили и в контингент войск в Афганистане. После вывода войск из Восточной Европы тамошние военные банки не расформировали, а создали для них новый фронт работ — обслуживание частей внутри России.
В последние годы разговоры о ликвидации военно-полевых банков стихли — их только пытались переподчинить. Сначала военных банкиров хотело забрать себе Министерство обороны, а затем их функции планировали передать Федеральному казначейству. Но военные банкиры пережили и эти наскоки и продолжают оставаться подразделением Центробанка. Хотя возможность выполнять свою прямую работу — снабжать деньгами воюющую армию — у них осталась только одна: в Чечне.

При содействии издательства ВАГРИУС "ВЛАСТЬ" представляет серию исторических материалов в рубрике АРХИВ


© 2024
russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал