21.01.2022

Налоговые правонарушения. Налоговые правонарушения Грубое нарушение налогового законодательства является


Налоговая ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 НК РФ Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 26.11.2008 г.). // СС Консультант Плюс.. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекло три года (срок давности) Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Финансовое право. - СПб: Питер, 2002. - С. 141..

Ответственность за налоговые правонарушения предусмотрена ст.ст. 116-129.2 НК РФ. Представляется возможным вкратце рассмотреть каждое правонарушение.

1) Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе. Обязанность подать заявление о постановке на учет в налоговом органе установлена при осуществлении деятельности через обособленное подразделение. Заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения. В соответствии со ст. 116 НК РФ при нарушении срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе менее чем на 90 дней налогоплательщику грозят штрафные санкции в сумме 10 тыс. руб.

2) Уклонение от постановки на учет в налоговом органе. В соответствии со ст. 117 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб. Если срок составил более 90 дней, то штраф составит 20% от доходов, полученных после 90-го дня деятельности без постановки на учет, но не менее 40000 рублей.

3) Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке. Налогоплательщик обязан информировать налоговый орган об открытии или закрытии счета в банке (абз. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это нужно сделать в течение 7 дней. Если данный срок нарушен, то наступает ответственность в соответствии со ст. 118 НК РФ. Штраф в таком случае составит 5 тыс. руб. за каждый факт несообщения сведений.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ к счетам относятся расчетные (текущие) и другие счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. Налоговые органы исходят из того, что о наличии таких счетов необходимо информировать налоговый орган.

4) Непредставление налоговой декларации. Для каждого вида налога установлен свой срок подачи декларации. Если налогоплательщик не подаст декларацию в срок, на него будет наложен штраф в соответствии со ст. 119 НК РФ. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 2 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Непредставление налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Если декларация не представлена в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока, следует взыскание штрафа в размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119 НК РФ).

5) Грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения подразумевается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур либо регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения установлена ст. 120 НК РФ. Так, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, то на налогоплательщика будет наложен штраф в размере 5 тыс. руб. Если же они совершены в течение более одного налогового периода, то влекут взыскание штрафа в размере 15 тыс. руб. Если при этом они повлекли занижение налоговой базы, то штраф составит 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.

6) Неуплата или неполная уплата сумм налога. Если налогоплательщик не уплатил или не полностью уплатил налог в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), то это обернется штрафом в размере 20% от неуплаченных сумм налога (п. 1 ст. 122 НК РФ).

7) Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов. Если налогоплательщик, являющийся налоговым агентом, не удержал и (или) не перечислил налог, то он понесет ответственность в соответствии со ст. 123 НК РФ: неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

8) Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

9) Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Если налогоплательщик не представил в установленный срок в налоговый орган документы и (или) иные сведения, предусмотренные НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, он будет оштрафован в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Если налогоплательщик откажется представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, по запросу налогового органа, будет уклоняться от представления таких документов, либо представит документы с заведомо недостоверными сведениями, штраф составит 5 тыс. руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).

10) Ответственность свидетеля налогового правонарушения. В соответствии со ст. 90 НК РФ налоговые органы при проведении мероприятий налогового контроля имеют право вызвать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. При этом физическое лицо не может отказаться от такого вызова без уважительных на то причин. Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влекут взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влекут взыскание штрафа в размере 3 тыс. руб.

11) Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб.

12) Ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу установлена ст. 129.1 НК РФ. Налогоплательщики и налоговые агенты за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, несут ответственность в соответствии со ст. 126 НК РФ. Таким образом, ст. 129.1 применяется к иным категориям лиц, на которые возложена обязанность сообщать налоговым органам те или иные сведения. Например, п. 2 ст. 375 НК РФ предусматривает обязанность уполномоченных органов и специализированных организаций, осуществляющих учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, сообщать в налоговый орган об инвентаризационной стоимости каждого объекта недвижимости, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. Если эти действия совершены повторно в течение календарного года, то штраф составит 5 тыс. руб.

Ответственность законодательства о налогах и сборах, содержащая признаки административного правонарушения . В связи с введением в действие с 1 июля 2002 года Кодекса об административных правонарушениях РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 г.). // СС Консультант Плюс., из НК РФ и ряда нормативных правовых актов иного уровня исключен ряд норм, устанавливавших ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административного правонарушения. Нормы, включенные в главы 15 и 16 КоАП РФ, предусматривают составы противоправного поведения, которые условно можно разделить на следующие группы:

1) Нарушения, заключающиеся в неисполнении налоговых обязанностей или противодействии контрольной деятельности налоговых органов;

2) Нарушения, заключающиеся в несоблюдении порядка работы с денежной наличностью и применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;

3) Нарушения банками обязанностей, связанных с исполнением обязанностей по содействию в сборе налогов;

4) Нарушения, заключающиеся в несоблюдении порядка производства и оборота подакцизной продукции;

5) Нарушения таможенных правил.

Административная ответственность - это особый вид юридической ответственности, которой присущи определенные свойства:

1) Ее основанием является административное правонарушение;

2) Она состоит в применении к нарушителям административных взысканий, является карательной ответственностью, мерой принуждения;

3) К административной ответственности вправе привлекать органы, которым такое право предоставлено законом (суды, органы исполнительной власти);

4) К административной ответственности в области налогов и сборов привлекаются следующие должностные лица (руководители; главные бухгалтеры; другие работники организаций, наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями) Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России. Учебник для вузов. - М.: Юстиницинформ, 2006. - С. 239..

В соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ налоговый орган составляет протокол об административном правонарушении немедленно после выявления совершения такового. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице, либо сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Протокол подписывают должностное лицо, в отношении которого возбуждено дело, и должностное лицо налогового органа. Налогоплательщику должна быть вручена копия протокола под расписку. В течение суток с момента составления протокола инспектора направляют его в районный суд или мировому судье. Суд (или мировой судья) должен рассмотреть дело в течение 15 дней.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока лицо, рассматривающее дело, выносит мотивированное определение. По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление либо о назначении административного взыскания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении Крохина Ю.А. Налоговое право России. Учебник для вузов. - М.: Норма, 2006. - С. 538..

Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства. Налоговые преступления для государств с рыночной экономикой являются типичным явлением, и поэтому для защиты от нарушений налогового законодательства за уклонение от уплаты налогов используются в том числе и меры уголовно-правового характера. В странах с развитой рыночной экономикой (Франция, Германия) уголовные санкции за налоговые преступления устанавливаются нормами налогового, а не уголовного законодательства. В Российской Федерации уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов закреплена в статьях Уголовного кодекса РФ Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 г.). // СС Консультант Плюс..

В уголовном законодательстве нашей страны содержится три состава налоговых преступления, за которые предусмотрена ответственность.

1) Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ). Объектом преступного посягательства являются финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет налогов и сборов, уплачиваемых организациями. Предметом посягательства являются установленные налоги и (или) сборы, уплачиваемые организациями.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащийся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах, должны содержать обязательные, указанные в законе, реквизиты. Фактами наличия, отсутствия или несоответствия определенных документов, а также содержащихся в них показателей данным бухгалтерского учета и отчетности применительно к конкретным условиям и обстоятельствам совершения хозяйственных операций проверяется достоверность указываемых налогоплательщиком сведений о реальной налогооблагаемой базе, суммах, подлежащих уплате и фактически перечисленных налогов и сборов.

Обязательным условием наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов с организации является предельный размер неуплаченных налогов и сборов, устанавливаемый дифференцированно в зависимости от суммы неуплаты за период трех финансовых лет подряд от общей суммы, подлежащих уплате платежей.

Размер неуплаченных сумм платежей должен составлять более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо превышает 1 млн. 500 тыс. руб.

2) Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ). Объект преступного посягательства - финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет налогов и сборов, поступление которых обеспечивается налоговыми агентами.

Налоговыми агентами признаются организации и физические лица, которые являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и осуществляют в установленном порядке обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов.

Преступление считается оконченным (составом) по истечении установленного налоговым законодательством срока, в который налоговый агент обязан перечислить налоги и (или) сборы.

Субъект преступного посягательства - физическое лицо, достигшее 16 лет, являющееся индивидуальным предпринимателем, руководителем, главным (старшим) бухгалтером организации, на которых возложено исполнение обязанностей налоговых агентов.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Мотив - личные интересы (коммерческий расчет и выгода, корысть и т.д.) Вострикова Л.Г. Финансовое право. Учебник для вузов, 2-е изд. перераб. и дополн. - М.: Юстиницинформ, 2006. - С. 287. .

3) Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).

Объект преступного посягательства - финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет денежных средств и имущества налогоплательщиков-недоимщиков.

Предмет посягательства - денежные средства в валюте РФ и (или) иностранной валюте (ст. 140 ГК) как наличные, так и безналичные (на счетах в банках), а также иное имущество (ст. 128 ГК).

С объективной стороны преступление выражается в сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам. Под сокрытием следует понимать любые формы их утаивания от налоговых органов и судебных приставов. Например, фиктивная передача имущества, раздел имущества собственниками, различные способы перевода денежных средств на разно-образные услуги, имитация преступления или несчастного случая (пожара), внесение в бухгалтерские и иные учетные документы заведомо ложных сведений и т.д.

Обязательным элементом объективной стороны является крупный размер сокрытых денежных средств либо имущества, который согласно примечания к ст. 169 по стоимости должен превышать 250 тыс. руб.

Субъект преступного посягательства - индивидуальные предприниматели, руководители и лица, выполняющие управленческие функции в организации, в том числе выступающие в роли налоговых агентов, а также собственники организации, т.е. создавшие ее лица.

Субъективная сторона сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов характеризуется прямым умыслом Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России. Учебник для вузов. - М.: Юстиницинформ, 2006. - С. 241..

нарушение ответственность налог законодательство

Налоги шуток не любят. Это всегда стоит помнить, если вы задумали осуществить нарушение налогового законодательства РФ. Для начала стоит уяснить, что видов ответственности очень и очень много. Они будут подразделяться не только на те, что прописаны в Налоговом кодексе РФ, но также и на те, что указаны в Уголовном кодексе. Конечно, санкции за нарушение налогового законодательства, как правило, будут бить по вашему карману. Но есть и иные меры, которые мы рассмотрим далее.

Для начала стоит сказать, что налоговые органы недолго будут терпеть ваши нарушения. Чуть что не так - сразу могут обратиться в суд. Попытка скрыться от них обернется возбуждением уголовного дела и привлечением органов полиции к вашему поиску.

Многие витают в мечтах, что можно не платить налоги, копить деньги и потом быстренько уехать куда-нибудь за границу (как история с кредитами), но на самом деле вас просто не выпустят из страны, если будет обнаружена подобная задолженность. Помните это и тогда, когда собираетесь с семьей (или сами) на отдых за рубеж.

Для налогоплательщиков

Сразу отметим, что ответственность за нарушение налогового законодательства существует для физических и юридических лиц (она будет разной лишь по сумме) и для должностных лиц (различные механизмы действия). Подобные санкции могут выражаться в процентах (к примеру, если вы объявили себя индивидуальным предпринимателем или открыли свою фирму, а зарегистрировать ее в налоговой забыли - это по 10% от всей вашей выручки за каждый день) или твердой сумме. Минимальная сумма - 200 рублей, максимальная же - 80 тысяч рублей (подробности можно посмотреть в Налоговом кодексе или системах типа "Гарант"). Если не считать того, что санкции, выражаемые в процентном соотношении, могут перевалить за 100 тысяч, то все верно. Для должностных лиц нет процентных санкций, а суммы колеблются от 100 рублей до 5 тысяч.

Для экспертов, свидетелей и иных лиц

Тут все просто - неявки, отказы и прочее. Ответственность за нарушение налогового законодательства в этом случае выражается в денежном штрафе в размере от 500 рублей до 20 тыс. (для должностных лиц - от 500 до 1000 рублей за несообщение факта по делу и пр.)

Банки

Вот тут все намного серьезнее, ведь банки в РФ - крупные организации, осуществляющие различного рода финансовые операции (часть института финансов). Ответственность за нарушение налогового законодательства для банков также выражена либо в процентах, либо в твердой сумме. Минимальная сумма - 10 тыс., максимальная - 40 тыс. А вот в процентах ответственность за нарушение налогового законодательства может сильно ударить по "карману" банка (свыше 500 тыс. - не новость, потому как налоги, накладываемые на банк, высоки, а проценты взимаются с них).

Уголовная ответственность

Ответственность за нарушение налогового законодательства может быть и уголовной. Здесь дела обстоят совсем плохо. Правда, чтобы "добиться" таких санкций, придется неплохо постараться. Здесь у нас только самые злостные неплательщики, которые ни в какую не идут на переговоры с налоговыми органами, да еще и должны круглую сумму. В этом случае дело направляется в суд, и тогда можно ждать гостей из полиции у себя дома, которые сами (если это необходимо) вручат вам повестку.

Всего 4 статьи предусматривают наказание за нарушения налогового законодательства - ст. 198, 199, 199.1, 199.2 (подробнее с содержанием статей можете ознакомиться в УК РФ). Здесь можно не только не отделаться штрафами, но еще и получить исправительные работы или реальный срок (лишение свободы). Все виды санкций делятся на два вида: нарушение в крупном размере (свыше 600 тыс. рублей) и нарушение в особо крупном размере (свыше 3 миллионов рублей). Минимальная сумма штрафа здесь - 100 тысяч рублей, максимальная - 300 тысяч. А вот для тех же деяний, но в особо крупном размере - до 500 тысяч рублей (срок лишения свободы и иных санкций за такие правонарушения также намного выше).

Кстати, уголовная ответственность должностных лиц не предусмотрена. Дело в том, что должностное лицо в принципе со своим нарушениями не может попасть под влияние данных статей. Но еще стоит помнить, что уголовное законодательство выделяет таких лиц в отдельную категорию, так что к ним будет применён особый порядок производства.

Юридическая ответственность за нарушение налогового законодательства - это комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодателем случаях и порядке.

Основанием применения мер ответственности является налоговое правонарушение. Под ним понимается совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ предусмотрена ответственность. Действие норм о налоговой ответственности распространяется как на физических лиц, так и на организации. Налоговая ответственность обладает всеми признаками юридической ответственности:

  • является средством охраны правопорядка;
  • состоит в применении мер государственного принуждения;
  • наступает за нарушение правовых норм;
  • является следствием виновного деяния;
  • состоит в применении санкций.

Специфическими особенностями ответственности за налоговое правонарушение являются:

  • во-первых, установление законодательством только судебного порядка привлечения к ответственности;
  • во-вторых, урегулирование применения ответственности нормами налогового права;
  • в-третьих, специальный субъект ответственности - налогоплательщик .

В зависимости от субъектов устанавливается 3 вида ответственности:

1. Ответственность налогоплательщика за нарушение порядка исчисления и уплаты налогов - глава 16 НК РФ: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; уклонение от постановки на учет в налоговом органе; нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке; непредставление налоговой декларации ; грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения; неуплата или неполная уплата сумм налога; невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов; несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест; непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; неправомерное несообщение сведений налоговому органу, ст. 15.3-15.6, 16.12, 16.22 КоАП РФ;

2. Ответственность сборщиков налогов за нарушение порядка удержания и перечисления налогов (глава 16 НК РФ, ст. 15.6 КоАП РФ);

3. Ответственность кредитных учреждений обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (глава 18 НК РФ: нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику; нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора, ст. 15.7-15.10 КоАП РФ).


Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента; неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени ; непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка.

По видам ответственность за нарушение налогового законодательства классифицируется на

  • административную в соответствии с КоАП РФ (статьи 15.3, 15.4, 15.5, 15.6, 15.7, 15.8, 15.9, 15.10, 16.12, 16.22);
  • налоговую (финансовую) - порядок и условия привлечения к налоговой ответственности установлены ст. 108 НК РФ и предусматривают: недопустимость привлечения к налоговой ответственности иначе как в порядке, предусмотренном НК РФ; недопустимость повторности привлечения к налоговой ответственности за одно и тоже правонарушение; отсутствие в деятельности физического лица признаков уголовного преступления; возможность дальнейшего административного и уголовного преследования должностных лиц организаций после привлечения организации к налоговой ответственности; сохранение обязанности налогоплательщика по уплате налогов и пени при привлечении его к налоговой ответственности; лицо, привлекаемое к ответственности, не виновно, пока не будет доказано обратное.

Лицо не подлежит привлечению к налоговой ответственности, если

  • отсутствует событие налогового правонарушения;
  • отсутствует вина в совершении правонарушения;
  • правонарушение совершено лицом, не достигшим 16-летнего возраста;
  • истек срок давности привлечения к ответственности (3 года) с момента совершения правонарушения.

Ответственность за налоговое правонарушение выражается в налоговых санкциях , которая устанавливается в виде штрафов в определенных НК РФ размерах. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза. При наличии отягчающего обстоятельства - увеличивается в 2 раза.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налоговых правонарушений, признаются:

  1. совершение правонарушений вследствие стечения тяжёлых личных или семейных обстоятельств;
  2. совершение правонарушений под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  3. иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признаётся совершение налоговых правонарушений лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное налоговое правонарушение.

Налоговые органы имеют право обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта; Уголовная ответственность предусмотрена в статьях 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ ;

Ответственность налоговых органов . Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета. Должностные лица несут ответственность в соответствии КоАП РФ.

  • 2.1. Понятие и содержание финансов. Финансовая система государства
  • 2.2. Финансовая деятельность государства: понятие, формы, методы и принципы
  • 2.3. Функции органов общей компетенции в финансовой сфере
  • 2.4. Правовой статус государственных специализированных финансовых органов
  • 2.4.1. Министерство финансов Республики Беларусь
  • 2.4.2. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь
  • 2.4.3. Национальный банк Республики Беларусь
  • 2.4.4. Комитет государственного контроля Республики Беларусь
  • Тема 3. Финансовый контроль в республике беларусь
  • 3.1. Понятие и виды финансового контроля. Органы финансового контроля
  • 3.2. Формы и методы осуществления финансового контроля. Виды проверок
  • 3.3. Порядок проведения проверок. Права и обязанности участников контрольной деятельности
  • 3.4. Оформление результатов проверки. Обжалование решений контролирующих органов, принятых по результатам проверки
  • Тема 4. Бюджетное право республики беларусь
  • 4.2. Субъекты бюджетного права, их взаимодействие
  • 4.3. Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь. Принципы построения бюджетной систем.
  • 4.4. Понятие и функции бюджета
  • 4.5. Состав доходной и расходной частей бюджета
  • 4.6. Межбюджетные отношения и межбюджетные трансферты
  • 4.7. Дефицит бюджета, пути его сокращения. Профицит бюджета, порядок его использования
  • 4.8. Целевые бюджетные, резервные, государственные внебюджетные фонды
  • Тема 5. Бюджетный процесс в республике беларусь
  • 5.1. Понятие, стадии и участники бюджетного процесса
  • 5.2. Порядок составления бюджета
  • 5.3. Рассмотрение и утверждение бюджета
  • 5.4. Порядок исполнения бюджетов. Отчет об исполнении бюджета
  • 5.5. Контроль за исполнением бюджетов. Ответственность за совершение правонарушений в бюджетной сфере
  • Тема 6. Правовые основы государственного финансирования
  • 6.1. Понятие и принципы государственного финансирования. Расходы бюджета, их классификации
  • 6.2. Сметно-бюджетное планирование и финансирование
  • Тема 7. Государственный долг республики беларусь
  • 7.1. Понятие и содержание государственных заимствований
  • 7.2. Внутренний государственный долг Республики Беларусь
  • 7.3. Внешний государственный долг Республики Беларусь
  • Тема 8. Основы налогового права республики беларусь
  • 8.1. Понятие налога, сбора (пошлины). Функции налогов. Принципы налогообложения. Налоговое законодательство Республики Беларусь
  • 8.2. Налоговая система Республики Беларусь: понятие, характеристика, принципы ее функционирования
  • 8.3. Виды налогов, их структура
  • 8.4. Ответственность за нарушения налогового законодательства
  • Тема 9. Финансы государственных предприятий
  • 9.1. Понятие финансов предприятия и правовое регулирование организации финансовой работы на предприятии
  • 9.2. Основы формирования доходов и финансовых ресурсов предприятия
  • 9.3. Финансирование расходов предприятия
  • Тема 10. Правовое регулирование страхования в республике беларусь
  • 10.1. Понятие и значение страхования
  • 10.2. Отрасли, виды и формы страхования
  • 10.3. Обязательное страхование в Республике Беларусь
  • 10.4. Правовое регулирование деятельности страховых организаций. Обеспечение финансовой устойчивости страховщиков
  • Тема 11. Правовые основы функционирования банковской системы республики беларусь
  • 11.1. Понятие и структура банковской системы Республики Беларусь. Субъекты банковской системы
  • 11.2. Государственное регулирование банковской деятельности
  • Тема 12. Правовые основы валютной системы республики беларусь
  • 12.1. Понятие валюты и валютных ценностей. Валютный курс, методы его регулирования
  • 12.2. Валютная политика государства. Правовое регулирование осуществления валютных операций
  • 12.3. Валютное регулирование и валютный контроль в Республике Беларусь
  • Тема 13. Денежная система республики беларусь
  • 13.1. Денежная система: понятие и элементы. Эмиссия денег
  • 13.2. Порядок осуществления безналичных расчетов
  • 13.3. Правовые основы наличного денежного оборота
  • 8.4. Ответственность за нарушения налогового законодательства

    Ответственность за совершение налоговых правонарушений – это применение уполномоченными на то государственными органами (должностными лицами) соответствующих мер наказания к гражданам и субъектам хозяйствования за совершенные ими нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве.

    Ответственность за совершение налоговых правонарушений обладает всеми признаками, присущими юридической ответственности вообще, а также характерными признаками, а именно:

        Основанием является налоговое правонарушение;

        Носит, как правило, имущественный характер;

        Применение ответственности урегулировано нормами налогового, административного или уголовного права;

        Объектами ответственности являются плательщики (иные обязанные лица), налоговые агенты, их представители, банки.

    Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

    Отсутствие события налогового правонарушения;

    Отсутствие состава налогового правонарушения;

    Истечение сроков давности привлечения к ответственности. При этом, сроки давности для привлечения к ответственности в отношении административных правонарушений в сфере налогообложения установлены ст. 7.6 КоАП и составляют 3 года со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения правонарушения , за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.61, 11.62, 13.1, 13.3, 13.8–13.11 КоАП, совершенных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, административное взыскание за которые может быть наложеноне позднее одного года со дня их совершения .

    В отношении уголовных преступлений, связанных с уплатой обязательных платежей сроки давности зависят от степени тяжести совершенного преступления и в соответствии со ст. 12 и 83 УК составляют:

    - два года за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 261.1 УК (Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных акцизных марок Республики Беларусь);

    - пять лет за совершение преступлений, предусмотренных ст. 231 УК (уклонение от уплаты таможенных платежей), ч. 1 ст. 243 УК (Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере), ч. 2, 3 ст. 261.1 (Использование заведомо поддельных акцизных марок Республики Беларусь, действия, предусмотренные частями первой и второй указанной статьи, совершенные повторно либо организованной группой);

    - десять лет за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 243 УК (Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере).

    Основанием применения мер ответственности является совершение налогового правонарушения.

    Состав налогового правонарушения идентичен составам других правонарушений: объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект.

    Объект правонарушения - это определенная разновидность общественных отношений, урегулированных правом, на которые посягает противоправное виновное деяние. В данном случае объектом являются интересы государства в сфере уплаты налогов и предпринимательской деятельности.

    Субъект правонарушения - лицо, совершившее противоправное деяние. Рядом составов налоговых правонарушений предусмотрен специальный субъект - должностное лицо, индивидуальный предприниматель, а в отношении административных правонарушений, субъектом может признаваться юридическое лицо.

    Важнейшим признаком субъекта налогового правонарушения является наличие у него правоспособности, а в отдельных случаях и дееспособности.

    Объективная сторона правонарушения - ее образуют все те элементы противоправного деяния, которые характеризуют его с внешней стороны. Объективная сторона правонарушения может выражаться в действии (например, сокрытие прибыли (дохода)) или бездействии - непостановка на налоговый учет в налоговой инспекции, непредставление в налоговый орган соответствующих документов.

    Субъективная сторона правонарушения - состоит из элементов психического характера, представляющих собой внутреннее отношение правонарушителя к своему противоправному деянию, к его результатам, к средствам достижения целей. К этим элементам относятся: 1) вина правонарушителя; 2) мотивы, которыми руководствовался нарушитель, совершая противоправное деяние (мотив – это непосредственная внутренняя побудительная причина совершения противоправного деяния); 3) цель, которую он стремился достичь своими противоправными деяниями.

    За совершение налоговых правонарушений законодательство устанавливает два вида ответственности :

        Административная;

        Уголовная.

    В зависимости от вида, устанавливаются и особенности привлечения виновного лица к ответственности.

    Административная ответственность за правонарушения в налоговой сфере предусмотрена главой 13 КоАП «Административные правонарушения против порядка налогообложения» (Приложение). Данная глава содержит 14 составов правонарушений:

    Статья 13.1. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

    Статья 13.2. Осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе;

    Статья 13.3. Нарушение срока представления информации об открытии (закрытии) счета в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации;

    Статья 13.4. Нарушение срока представления налоговой декларации (расчета);

    Статья 13.5. Нарушение правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, других элементов налогового учета;

    Статья 13.6. Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа;

    Статья 13.7. Невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины);

    Статья 13.8. Непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений, а равно отказ от подписания акта налоговой проверки;

    Статья 13.9. Нарушение порядка открытия счета плательщику;

    Статья 13.10. Нарушение порядка и сроков исполнения поручений, решений органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о перечислении, взыскании налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени, а равно неисполнение указанных документов;

    Статья 13.11. Неисполнение решения органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента, иного обязанного лица;

    Статья 13.12. Незаконные начисление и выплата премий;

    Статья 13.13. Отсутствие при реализации товаров, оказании услуг документа, предусмотренного законодательством о едином налоге;

    Статья 13.14. Необеспечение зачисления выручки от реализации товаров (работ, услуг), иного имущества на счета в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях и неосуществление платежей с них.

    В результате унификации действующего законодательства, 20 июля 2007 года были внесены изменения в КоАП, в результате которых главы 11, 12 и 13 были изложены в новой редакции. В данной редакции нашли отражение все ранее существовавшие положения, которые позволяли дифференцировать меры ответственности в зависимости от различных критериев: от суммы неуплаченных налогов, периода просрочки, формы вины, субъекта правонарушения.

    Так статья 13.6 предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплату суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа. При этом, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности, если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за проверенный период не превышает одного процента от общей суммы исчисленных за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, – влекут наложение штрафа в размере от двух до восьми базовых величин. Те же деяния, но если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за проверенный период составляет более одного, но не более трех процентов от общей суммы исчисленных за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, – влекут наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин и т.д. Неуплата или неполная уплата физическим лицом, не являющимся должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, – плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные по неосторожности, если неуплаченная или неполностью уплаченная сумма налога, сбора (пошлины) превышает одну базовую величину, – влекут наложение штрафа в размере пятнадцати процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее одной базовой величины.

    Если же в деянии субъекта присутствует умысел, то п. 7 ст. 13.6 устанавливает, что: «Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица умышленно, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до шестидесяти базовых величин» и т.д.

    При этом в текст главы 13 включены примечания, которые позволяют снизить размер применяемых санкций или вообще не привлекать лицо к ответственности. В частности примечание к той же статье 13.6 устанавливает, что не являются административным правонарушением, предусмотренным частями 1–6 ст. 13.6, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), если ими:

    Своевременно направлено без последующего отзыва поручение банку и (или) небанковской кредитно-финансовой организации на перечисление причитающейся суммы налога, сбора (пошлины), не исполненное банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией по причине отсутствия на счете плательщика, иного обязанного лица средств, достаточных для исполнения этого поручения в полном объеме;

    Внесены изменения и дополнения в налоговую декларацию (расчет) и уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены такие неуплата или неполная уплата (по административным правонарушениям, выявленным в результате камеральной налоговой проверки, – до составления акта проверки).

    Наличие таких положений позволяют говорить о действительной справедливости наказания и адекватности наказания совершенному деянию, поскольку во главу угла ставится не только сам факт неисполнения налогового обязательства, но и обстоятельства совершения правонарушения. Кроме того, наличие таких критериев, на взгляд автора, стимулирует плательщика принимать все меры для скорейшего исполнения налоговых обязательств, т.е. своевременно передавать в банк платежное поручение на перечисление сумм налогов, сокращать просрочку уплаты платежей и т.д.

    В соответствии со ст. 3.30 ПИКоАП протоколы по правонарушениям, предусмотренным главой 13 КоАПвправе составлять :

    1. Органы внутренних дел – по правонарушению, предусмотренному ст. 13.13 «Отсутствие при реализации товаров, оказании услуг документа, предусмотренного законодательством о едином налоге».

    2. Органы КГК – по всем правонарушениям, предусмотренным главой 13 КоАП.

    3. Таможенные органы - по правонарушению, предусмотренному ч. 9 ст. 13.6 КоАП «Неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более одной четвертой базовой величины, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица», ст. 13.10 «Нарушение порядка и сроков исполнения поручений, решений органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о перечислении, взыскании налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени, а равно неисполнение указанных документов», ст. 13.11 «Неисполнение решения органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента, иного обязанного лица»

    4. Налоговые органы - по всем правонарушениям, предусмотренным главой 13 КоАП, кроме ч. 9 ст. 13.6.

    5. Органы Министерства торговли - по правонарушению, предусмотренному ст. 13.13 «Отсутствие при реализации товаров, оказании услуг документа, предусмотренного законодательством о едином налоге».

    6. Органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - ФСЗН) - по правонарушению, предусмотренному ст. 13.14 «Необеспечение зачисления выручки от реализации товаров (работ, услуг), иного имущества на счета в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях и неосуществление платежей с них».

    Рассмотрение административных дел , предусмотренных гл. 13относится к компетенции :

      Суда (ст. 3.2 ПИКоАП) – по правонарушениям, предусмотренным ст. 13.13 «Отсутствие при реализации товаров, оказании услуг документа, предусмотренного законодательством о едином налоге» и ст. 13.14 «Необеспечение зачисления выручки от реализации товаров (работ, услуг), иного имущества на счета в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях и неосуществление платежей с них» (дело рассматривается единолично судьей районного (городского суда)).

      Органов внутренних дел (ст. 3.6 ПИКоАП) – по правонарушению, предусмотренному ст. 13.13 «Отсутствие при реализации товаров, оказании услуг документа, предусмотренного законодательством о едином налоге».

    3. Органов КГК (ст. 3.7 ПИКоАП) – по всем правонарушениям, предусмотренным главой 13 КоАП.

    4. Таможенных органов (ст. 3.12 ПИКоАП) – по правонарушениям, предусмотренным ч. 9 ст. 13.6, 13.10 «Нарушение порядка и сроков исполнения поручений, решений органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о перечислении, взыскании налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени, а равно неисполнение указанных документов», 13.11 «Неисполнение решения органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента, иного обязанного лица».

    5. Налоговых органов (ст. 3.13 ПИКоАП) - по всем правонарушениям, предусмотренным главой 13 КоАП, кроме ч. 9 ст. 13.6.

    Таким образом, как правило, в отношении налоговых правонарушений, орган, составивший протокол, сам рассматривает дело об административном правонарушении. Исключением являются правонарушения, предусмотренные ст. 13.13 и 13.14 (по этим правонарушениям дела, протоколы по которым, составлены органами Министерства торговли и органами ФСЗН, рассматривает суд).

    Уголовная ответственность за преступления в сфере налогообложения предусмотрена главой 25 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности».

    Статья 231 УК «Уклонение от уплаты таможенных платежей»

        Уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере. Санкция ч. 1 ст. 231 предусматривает штраф, или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительные работы на срок до 2-х лет, или арест на срок до 6 месяцев, или лишение свободы на срок до трех лет.

        То же деяние, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору. Санкция ч. 2 ст. 231 предусматривает ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до шести лет с конфискацией имущества или без конфискации.

    Уклонение в крупном размере признается деяние, в результате которого сумма неуплаченных таможенных платежей превышает в две тысячи раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

    Под уклонением от уплаты таможенных платежей понимается:

    Бездействие: неуплата таможенных платежей в крупном размере в установленные сроки;

    Действие: заявление в таможенной декларации заведомо недостоверных сведений о таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств или других заведомо недостоверных сведений, дающих основания для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера (сокрытие или занижение объекта платежа), повлекшее неуплату таможенных платежей в крупном размере.

    Статья 243 УК «Уклонение от уплаты налогов, сборов» предусматривает ответственность за:

      Уклонение от уплаты налогов, сборов путем сокрытия или умышленного занижения прибыли, доходов или иных объектов налогообложения либо путем уклонения от подачи декларации о доходах и имуществе или внесение в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере. Санкция ч. 1 ст. 243 предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арест на срок до 6 месяцев, или ограничение свободы на срок до 3 лет, или лишение свободы на тот же срок.

      То же деяние, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере. Санкция ч. 2 ст. 243 предусматривает ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

    С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в совершении следующих альтернативных деяний:

    1) сокрытие объектов налогообложения. Под сокрытием следует понимать невнесение в документы бухгалтерского и налогового учета фактических данных о прибыли, доходах или иных объектов налогообложения;

    2) занижение объектов налогообложения. Занижение – это внесение в документы бухгалтерского и налогового учета сведений, заведомо не соответствующих действительности, о величине объекта налогообложения, скорректированной в сторону ее уменьшения;

    3) уклонение от подачи декларации о доходах и имуществе. Уклонением от подачи декларации признается непредставление этого документа в установленный срок в налоговый орган при наличии возможности выполнения соответствующей обязанности;

    4) внесение в декларацию о доходах и имуществе заведомо ложных сведений, т.е. включение в текст декларации, представляемой в налоговый орган, сведений, заведомо для виновного не соответствующих действительности, которые влияют на исчисление уплачиваемого налога ив сторону его уменьшения.

    Для выполнения состава преступления достаточно совершения хотя бы одного из указанных деяний при обязательном условии причинения ущерба в крупном (ч. 1) или особо крупном (ч. 2) размере. В качестве ущерба выступает сумма недовнесенных в бюджет сумм налогов и сборов, при этом крупным размером признается сумма в размере 250 базовых величин и более на момент совершения преступления, а особо крупным – 1000 базовых величин и более.

    Статья 261.1 УК «Изготовление, сбыт либо использование поддельных акцизных марок Республики Беларусь» предусматривает ответственность за:

      Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных акцизных марок Республики Беларусь. Санкция ч. 1 ст. 261.1 предусматривает общественные работы, или штраф, или исправительные работы на срок до двух лет, или лишение свободы на тот же срок.

      Использование заведомо поддельных акцизных марок Республики Беларусь. Санкция ч. 2 ст. 261.1 предусматривает штраф, или исправительные работы на срок до двух лет, или лишение свободы на срок до трех лет.

      Действия, предусмотренные частями первой и второй, совершенные повторно либо организованной группой. Санкция ч. 3 ст. 261.1 предусматривает лишение свободы на срок от трех до пяти лет.

    В соответствии со ст. 182 УПК, по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью второй статьи 231, статьями 243 и 261-1 УК, предварительное следствие производится следователями органов финансовых расследований.

    По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 231 предварительное расследование производится органами дознания в соответствии с их компетенцией. По уголовным делам указанной категории преступлений предварительное следствие производится в случае, если это признает необходимым прокурор.

    Налоговым законодательством РФ предусмотрена налоговая ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на налогоплательщика обязанностей. Мерой такой ответственности является налоговая санкция, направленная на предотвращение повторного совершения налогоплательщиком налогового правонарушения. В данной статье рассмотрим налоговые санкции и их непоглощение .

    Основные положения

    Налоговая санкция, как определено в п. 1 ст. 114 НК РФ, является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафа).

    Отметим прежде всего, что налоговые санкции применяются лишь при совершении налогового правонарушения; этим налоговая санкция отличается и от мер ответственности, предусмотренных в главе 18 НК РФ, и от пени (ст. 75 НК РФ).

    Итак, налоговая санкция означает, что лицо, допустившее правонарушение, должно понести определенные неблагоприятные последствия — денежные штрафы в размерах, указанных в ст. 116-129.6 НК РФ (в зависимости от вида налогового правонарушения соответственно).

    Применение налоговой санкции возможно в случаях, если:

    • не истекли сроки давности привлечения к ответственности (ст. 113 НК РФ);
    • не истекли сроки давности взыскания налоговых санкций (ст. 115 НК РФ).
    Если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в п. 1 ст. 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленном соответствующей статьей главы 16 НК РФ.

    Так, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть:

    1. совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
    2. совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
      1. тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
    3. иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
    При наличии хотя бы одного из них размер штрафа в обязательном порядке уменьшается в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ). Также последний пункт перечня оставляет большую свободу действий для организации-нарушителя, так как любое обстоятельство совершения налогового правонарушения можно представить в суде как смягчающее.

    Пленум ВС РФ и Пленум ВАС РФ в п. 19 постановления от 11.06.99 г. № 41/9 разъяснили, учитывая, что в п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза (например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9.07.09 г. по делу № А43-904 / 2009-30-16 , в котором суд уменьшил размер штрафа в 10 раз; постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26.01.09 г. по делу № А32-4908 /2008-13/83 и ФАС Северо-Западного округа от 1.04.09 г. по делу № А56-41772 /2008 — арбитры снизили штрафы более чем в 29 раз).

    В соответствии с п. 4 ст. 114 НК РФ при наличии отягчающих обстоятельств размер штрафа увеличивается на 100%. НК РФ устанавливает единственное отягчающее обстоятельство — совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение (п. 2 ст. 112 НК РФ).

    Президиум ВАС РФ в постановлении от 25.05.10 г. № 1400/10 пришел к следующему выводу: если до совершения правонарушения, ставшего основанием для принятия инспекцией решения о привлечении к налоговой ответственности, налогоплательщик не был привлечен к ответственности за аналогичное противоправное деяние, как этого требует п. 2 ст. 112 НК РФ, у инспекции не имеется правовых оснований для взыскания с него сумм налоговых санкций, увеличенных на 100% в силу п. 4 ст. 114 НК РФ.

    Согласно п. 3 ст. 112 НК РФ срок, в течение которого налогоплательщик считается привлеченным к ответственности, равен 12 месяцам с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа. То есть если лицо, совершившее налоговое правонарушение и привлеченное за это к ответственности в виде штрафа, совершит в течение 12 месяцев после вступления в законную силу решения суда или налогового органа аналогичное совершенному ранее правонарушение, то это будет считаться обстоятельством, отягчающим ответственность. При этом правонарушение должно быть именно аналогичным, т. е. привлечение организации к ответственности за нарушение налогового законодательства по иной статье, чем она была привлечена ранее (в течение 12 месяцев), не будет считаться обстоятельством, отягчающим ответственность.

    В постановлении Президиума ВАС РФ от 9.12.08 г. № 9141/08 высшие арбитры пояснили , что увеличение размера штрафа допустимо только в случае, когда лицо, привлекаемое к ответственности с учетом отягчающего обстоятельства, совершило правонарушение после привлечения его к ответственности за ранее совершенное аналогичное правонарушение. Следовательно, взыскание штрафа в двойном размере за правонарушение, совершенное налогоплательщиком в 2016 г., возможно только при условии совершения им аналогичного правонарушения до 2016 г., за которое он был привлечен к налоговой ответственности. В случае, если эти условия соблюдены, размер штрафа может быть увеличен судом или налоговым органом не более чем на 100%.

    Смягчающие обстоятельства поглощают отягчающие

    Тем не менее даже при наличии отягчающего обстоятельства суды часто уменьшают размер санкций, так как при этом находят и смягчающие обстоятельства, т. е. фактически смягчающие обстоятельства поглощают отягчающие.

    Так, арбитры отмечают, что при одновременном наличии документально подтвержденных смягчающих и отягчающих обстоятельств недопустимо принимать во внимание только смягчающие либо только отягчающие обстоятельства. Они должны рассматриваться в совокупности по каждому эпизоду налогового правонарушения.

    Неоднократность привлечения к налоговой ответственности в течение 12 месяцев не является препятствием для одновременного уменьшения судом налоговых санкций при наличии соответствующих смягчающих обстоятельств, поскольку в налоговом законодательстве не предусмотрен запрет на применение норм п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии обстоятельства, отягчающего ответственность налогоплательщика. Например, несмотря на наличие отягчающего обстоятельства, судьи уменьшили сумму налоговой санкции в постановлениях ФАС Уральского округа от 9.06.08 г. по делу № Ф09-4133/08-С3 , ФАС Волго-Вятского округа от 16.04.07 г. по делу № А38-3216-17/288-2006 и др.

    В аналогичной ситуации, когда налоговый орган, признав наличие как отягчающих, так и смягчающих ответственность обстоятельств, размер штрафа не увеличил и не уменьшил, ФАС Центрального округа в постановлении от 6.03.09 г. по делу № А14-9844/2008-304/24 признал правомерным снижение суммы санкции на 200 000 руб.

    Менее строгая санкция не поглощает более строгую

    Механизм реализации налоговых санкций не допускает поглощение менее строгой санкции более строгой в случае совершения одним лицом двух и более налоговых правонарушений. Согласно п. 5 ст. 114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности.

    Например, налогоплательщик признан виновным в нарушении срока постановки на учет, что влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб., и в грубом нарушении правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения в течение двух налоговых периодов, за что установлен штраф в размере 15 000 руб. Поскольку более строгая санкция 15 000 руб. не поглощает менее строгую 5000 руб., в общей сумме с правонарушителя должно быть взыскано 20 000 руб.

    Правило о запрете поглощения менее строгой налоговой санкции более строгой принято в противоположность предусмотренных ст. 69 УК РФ правил поглощения менее строгого наказания более строгим при назначении уголовного наказания по совокупности преступлений.

    Правила п. 5 ст. 114 НК РФ подлежат применению, когда:

    • одно лицо совершило два различных правонарушения, предусмотренных одной и той же статьей главы 16 НК РФ;
    • одно лицо совершило два правонарушения, предусмотренных разными статьями главы 16 НК РФ (например, если лицо нарушило срок постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ), то с него взыскиваются два штрафа в размере по 5000 руб. каждый);
    • одно и то же лицо совершило два налоговых правонарушения, предусмотренных разными статьями главы 16 НК РФ, и при этом за совершение одного из них предусмотрено взыскание штрафа в большем размере;
    • одно и то же лицо совершило более двух правонарушений. И в этом случае сказанное ранее сохраняет силу.
    Следует также учесть, что указанные правила императивны. Другими словами, орган, применяющий налоговую санкцию, не вправе самостоятельно решать вопрос о поглощении или сложении штрафов за различные правонарушения; в любом случае штраф должен быть взыскан отдельно за каждое налоговое правонарушение и в полном объеме (если нет смягчающих обстоятельств).

    Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации (п. 6 ст. 114 НК РФ).


    © 2024
    russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал