15.02.2022

Экономическая система государства переходного типа в основном. Разновидности переходной экономики. Введение в теорию переходной экономики


Понятие и сущность переходной экономики

Определение 1

Переходная экономика представляет собой период, когда идет смена экономической системы в стране.

Так, например, самым последним таким переходом экономики в нашей стране стало время перехода на рыночные отношения, то есть конец 20 века. На сегодняшний день в России господствует рыночная экономика и рыночные отношения. Более наглядно основные черты переходной экономики представлены на рисунке:

Рисунок 1. Черты переходной экономики. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Основные направления изменений к переходу на новую экономику:

  1. Меняются все экономические и социальные отношения внутри государства, то есть вся система экономики претерпевает глобальные перемены в своей основе и структуре;
  2. Полностью подлежат изменениям принципы, а также методы, способы хозяйствования в стране. По-другому организовывается производственный процесс, меняются условия экономических взаимодействий, распределение ресурсов начинает происходить по другим направлениям;
  3. Меняется законодательство страны, из-за глобальных изменений экономической структуры и системы в целом, где-то вносятся дополнения в законы, а в некоторые законодательные документы подлежат полному пересмотру.

Суть переходной экономике также отображена на рисунке:

Особенности переходной экономики

Переходная экономика, то есть переход к другой системе подразумевает ряд особенностей, которые характерны для всех стран и их экономик:

  • Главной особенностью переходной экономики ученые всего мира признают то, что в данном случае реализуется переход к совершенно другому типу экономической системы, но не как не способу регулирования этой системы;
  • Другая особенность заключается в том, что новая система переходной экономики сочетает в себе также и элементы старой системы, тем самым получается плавный переход, а не резкий, также большая часть нововведений переходной экономики строится на старых методах и опыте;
  • Неустойчивость новой экономической системы, что подразумевает хаос, а также кризисные процессы в период самого перехода, то есть когда новая система еще не полноценно вошла в свои права, а старая система не потеряла полностью свою власть. Данный период считается не самым лучшим для страны, так как чаще всего из-за этого страдают многие секторы экономики: торговля, производство, сельское хозяйство и т.д. Для налаживания новой экономической системы, как правило, требуется достаточно много времени, обычно от года до нескольких лет;
  • Значительные изменения в производственной сфере. Так как экономика в большей своей степени держится и зависит от производственных процессов в стране, от их развития и качества, то именно этот сектор претерпевает большие изменения, а именно, иначе начинает работать распределительная функция, меняются группы потребителей, новшества с поставщиками сырья, по-другому организован обмен и т.д.;
  • В связи с переходом на новую экономическую систему меняется сам уклад экономики. Сектор экономики страны, где рассматривается сама форма собственности в зависимости от средств производства называется укладом экономики. В экономическом укладе реализуется свой тип всех экономических отношений. Так, известны следующие уклады в экономике: муниципальный, частная собственность (мелкое производство), капиталистический, а также государственный и т.д.;
  • Длительный переход от одной системы к другой. Если переход осуществляется старой системой в совершенно новую, несхожую с ней, то этот процесс может длиться не несколько лет, а несколько десятков лет, чтобы перестроить все процессы (торговые, налоговые, законодательные, социальные и др.).

Как правило, время, в течение которого и происходит переход, называется переходной экономикой.

Типы переходной экономики

В переходной экономике есть выделяют несколько ее типов:

  • Первый тип переходной экономики называется естественным или еще в некоторых экономических документах естественно – эволюционный. Само название типа экономики говорит о том, что он формируется сам по себе под влиянием определенных факторов. Такими факторами могут быть глобальное развитие научно – технического прогресса (скачек в области информационных, инновационных технологий), социальное и культурное развитие общества (повышение качества знаний, умений, навыков, обмен опытом и т.д.), совершенствование законодательной базы и т.п. Естественный тип переходной экономики проходит достаточно спокойно, без лишних проблем для страны, так как к нему страна готовится, как бы заранее осознавая, что плавно перейдет из одной экономической системы в другую;
  • Другой тип переходной экономики – это реформаторский. Он предполагает заранее спланированный правительством сценарий, в основу которого положен переход от одной системы к другой. Реформирование общества, социальной среды, в том числе и экономики страны, начинается в одночасье, то есть все меняется одним днем. Такая переходная экономика сложно адаптируется в обществе, так как подразумевает множество проблем, которые, хоть и были заранее определены, но их разрешение на практике требует множество усилий и времени. Надо отметить, что к такому типу переходной экономики государства готовится за несколько лет, проблемы также пытаются решить прогрессивными методами и способами, и выбирать такой тип нужно только в случае, если общество имеет высокоразвитую структуру и возможности.

Замечание 1

Данные типы экономики определяют дальнейшее развитие экономической системы, которую выбрало для себя государство. Какие - то страны подвержены естественным процессам эволюции, а другие, наоборот, используют реформаторские пути.

Каждая страна, в зависимости от своих ресурсов, возможностей, выбирает для себя путь, но в эру высоких технологий предпочтительнее использовать все, же путь реформ, только необходимо заранее готовится к этому, создавать программы и систематизировать развитие экономических отношений.

Таким образом, переходная экономика представляет собой время перехода от одной экономической системы к другой. Она имеет ряд особенностей, учитывая которые, можно сделать этот переход менее болезненный. Также есть два типа переходных экономик, предпочтительнее для современного времени использовать реформаторский путь.

Переходная экономика – это экономическая система, которая существует в период перехода из одной системы общественно-экономической системы в другую.

В этот период радикально изменятся и преобразуются социальные и экономические системы, происходит общая трансформация отношений в вопросах собственности, меняются механизмы и инструменты в управленческой сфере, полностью меняются как средства так и цели экономического развития.

В случае с Россией, а также стран постсоветского пространства, термин переходная экономика применим в период перехода от модели централизованного управления экономикой к новой экономике рыночного типа.

О переходной экономике читайте также на ANSWR

В современной классической экономической теории изучается рыночная экономика как устойчивая, упорядоченная и равновесная система, которая находится в состоянии поступательного развития.

В конце ХХ века, в период перехода индустриального общества в постиндустриальное, сформировалась новая наука транзитология, которая изучает теоретические основы экономических трансформаций. Таким образом, транзитология – это наука об экономике переходного периода. Предметом этой науки являются проблемные вопросы трансформации системы хозяйствования.

Субъектом же исследований транзитологии является экономическая система конкретной страны (или стран) которая находится в переходном состоянии, от одного качественного уровня к другому.

Особенность переходной экономики в том, что, по сути, одновременно экономическая система имеет характерные черты сразу двух, зачастую диаметрально противоположных, систем. Эти особенности переходной экономики делают ее нечто большим, нежели процесс реформирования некоторых частей и элементов, это процесс смены всей существующей системы экономических отношений.

Классификация переходных процессов по характеру и типу

В процессе анализа истории экономических процессов выявилось, что в процессе развития существует несколько типов переходных экономик, отличающихся друг от друга по масштабам, а также по характеристике протекания процессов.

По масштабу принято разделять экономические процессы на:

По данной классификации локальная переходная экономика существует в некотором отдельном районе, регионе или отдельно взятой стране.

В своей основе локальная экономика переходного периода содержит конкретные экономические процессы, которые присущи данному региону, и делающие экономику данного региона уникальной и отличительной от экономики других стран и регионов. В плане масштаба локальная переходная экономика является экономикой исходного типа.

Под глобальной переходной экономикой подразумевают всеобщий процесс изменений, протекающий в масштабах мирового хозяйства или даже всей цивилизации, как правило, специалисты разделяют восточную и западную цивилизации.

Естественно, что глобальные процессы по определению не возможны без включения в них локальных экономических изменений, именно благодаря этим локальным изменениям и происходят масштабные подвижки глобального характера.

Однако глобальные процессы могут развиваться и вследствие неких глобальных факторов, как, например, глобальное разделение труда. Глобальные изменения процессы всегда имели место быть на протяжении существования человеческого общества.

Для примера можно взять процесс разделения человеческой цивилизации на западную и восточную цивилизации в I тысячелетии до нашей эры. На данном этапе развития нашего общества существуют все предпосылки к тому, что вскоре произойдет объединение этих двух цивилизаций.

По тому, как протекают процессы, также выделяются два типа переходной экономики:

  • естественно-эволюционная;
  • и реформаторско-революционная.

Первый тип происходит при естественном ходе истории, второй – при возникновении в обществе, зачастую в случае революционных кардинальных процессов, программ и направлений развития общества, в том числе и в сфере экономики. Одним из примеров второго типа переходной экономики можно считать опыт воплощения в жизнь программы Л. Эрхарда в Германии после окончания Второй Мировой Войны.

Некоторые экономические школы считают, что в чистом виде эти типы переходной экономики встречаются весьма редко. В большинстве случаев имеет место их переплетение, по сути, это и есть переходная система экономики. Совершенно очевидно, что любая реформа будет ускорять (или замедлять) ход естественной экономической эволюции.

В качестве примера можно рассмотреть реформу 1861 года в России, которая была направлена на ускорение перехода от традиционного уклада в экономике к экономике нового капиталистического, то есть рыночного типа. Логичным продолжением этих реформ можно рассматривать реформы Столыпина.

По сути, эти реформы в экономической плоскости можно сравнивать с социально-политическими революциями, которые произошли в России.

Конец ХХ века ознаменовался массовым переходом от административно-командной экономической системы к рыночной во многих странах мира. В целом способы осуществления этих переходов можно разделить на два типа.

Это переход путем создания специальных экономических институтов (это сделали Китай, а также Венгрия в Европе), или же путь «шоковой» терапии (этот тип характерен для большинства стран Восточной Европы, в том числе и для России).

Классическую форму такого перехода продемонстрировала Польша 90-х годов.

Разница между этими вариантами состоит не только в сроках, за которые проведены изменения, но и объеме регулируемых секторов, избранных мер стабилизации, степени охвата отраслей.

Вопреки расхожему мнению, что выбор пути перехода зависит от политической воли руководства страны, экономисты считают выбор того или иного пути обусловленным целым комплексом социальных, политических и экономических факторов.

Чаще всего шоковый вариант обусловлен сложившимися тяжелыми обстоятельствами в экономике страны, финансовым дисбалансом, товарным дефицитом и структурными нарушениями по отраслям экономики, которые остались от предыдущей системы хозяйственных отношений.

Главные особенности переходной экономики

Переходная экономика – это нормальное эволюционное состояние экономической системы, когда экономика работает в период перехода от одной ступени эволюции общества к другой, часто это период экономических, политических и социальных изменений. Исходя из этого, черты переходной экономики отличают ее от «обычной» экономической системы. Среди этих специфических особенностей можно выделить:

  • Заторможенность (инерционность) процесса воспроизведения.
  • Развитие новых форм, элементов и экономических институтов.

Зачастую эти особенности определяются как главные проблемы переходной экономики.

Первая особенность (инерционность) объясняется тем, что из-за постоянного оглядывания на предыдущий этап не возможна быстрая, как бы этого не хотелось, замена экономических форм и отношений новыми.

Именно этим явлением объясняется сохранение на достаточно большом промежутке времени пережитков старых экономических взаимоотношений.

Но поскольку процесс эволюции остановить не возможно, новые формы и новые отношения будут возникать и развиваться. Особенно интенсивно развиваются новые экономические институты в случае наличия спланированной программы реформ.

Эффективность реформ возрастает в том случае, если они проводятся не спонтанно, а базируются на экономических законах.

В этот период возрастает роль субъективных факторов, в конце концов, определяющих пути реализации реформ и их практическое значение.

Основные черты характерные для переходной экономики

В экономической теории выделяют основные черты переходной экономики, их как минимум пять.

Экономика переходного периода отличается своей изменчивостью, которая нарушает равновесие. Данная черта присуща для любого типа переходной экономики, обеспечивает как динамизм развития процесса, так и неопределенность перспектив процесса развития экономической системы.

  • Смешение нового и старого.

Особенности переходной экономики проявляются в переплетении новых и старых форм ведения хозяйства являются лакмусовой бумажкой на то, что процесс действительно начат, он идет и по мнению многих специалистов свидетельствует о необратимости процесса.

Является фактором многовариантности развития событий и свидетельствует о возможности выбора наиболее благоприятного варианта развития.

Эта особенность касается не столько функционирования экономики, сколько возникающих противоречий между слоями общества и стоящими за ними субъектами хозяйствования. Обострение противоречий насколько сильно, что это может привести к революционным потрясениям и социальным катаклизмам.

Экономика переходного периода сама по себе носит исторический характер, который, несомненно, зависит от особенностей региона. Это значит, что одни и те же закономерности протекания экономических процессов проявляются в каждой стране по-разному.

Совершенно очевидно, что при формировании программ экономического развития следует учитывать основные черты переходной экономики, с целью недопущения возможных ошибок и просчетов.

Российская переходная экономика и ее особенности

Несмотря на то, что в России экономические процессы протекают по той же схеме, что и в большинстве стран мира, переходная экономика России имеет целый ряд собственных уникальных особенностей. Также существуют проблемы переходной экономики характерные только для России.

Под этим термином понимают то, что переход к рыночной экономике происходит не от традиционного уклада, а от специфического, складывавшегося 70 лет особого типа «социалистической» экономики.

Российская переходная экономика как экономическая и социальная система, бесспорно, накладывает свои отпечатки на ход преобразований. Более того, ход процесса не до конца предсказуем, поскольку аналогов в мировой истории попросту нет.

Россия вновь, как и после 1917года, выступает как первопроходец.

Дело в том, что основные понятия рыночной экономики для России не совсем чужды. Многие понятия были попросту «вытравлены» из сознания людей советской идеологией и способом жизни. Сегодня происходит возврат к утраченным ценностям.

Особенности переходной экономики усиливаются процессами глобализации. Мировые процессы попросту не могут не влиять на Россию, на сами переходные процессы и на главные ориентиры. Поэтому российская переходная экономика представляет собой уникальное переплетение локальных тенденций и направлений развития.

Переходная экономика России связана с географическим положением, как звена связывающего экономики западной и восточной цивилизации. Эта особенность накладывает свой отпечаток не только на стили хозяйствования, но и на ментальность жителей.

Задачи переходной экономики России

Переход на новую экономическую систему процесс тяжелый и требует четко поставленных задач:

  • Либерализация экономической системы. Для России трудно, но жизненно необходимо отказаться от запретов и ограничений, а также от чрезмерного государственного контроля во всех экономических сферах. Поэтому государство в переходной экономике играет важную и сложную роль.
  • Демонополизация. Суть заключается в создании в стране среды истинной конкуренции, то есть равных условий для ведения бизнеса абсолютно всеми субъектами хозяйствования.
  • Структурные преобразования. Такие преобразования, которые устранят диспропорции как в экономической системе в целом, так и в отдельных ее отраслях в частности.
  • Стабилизация макроэкономических параметров. Под этим подразумевается контроль над инфляцией, денежной эмиссией, сбалансированности государственного бюджета.
  • Социальная защита. Поскольку от не всегда популярных экономических реформ страдают простые люди, необходима четко функционирующая по установленным прозрачным правилам социальная сфера. задача социальных служб должна заключаться в облегчении адаптации населения к новым экономическим условиям.
  • Институциональные преобразования включают в себя создание частного сектора, действующей рыночной инфраструктуры, создание эффективного законодательства адаптированного под условия рынка.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш телеграм-канал

Отличия переходной экономики России от других стран

Определение 1

Переходной экономикой называется эволюционный процесс изменения состояния экономической системы, происходящее через переход от одной ступени эволюции общества к другой. Такой период сопровождается не только экономическими изменениями, но и политическими и социальными.

Соответственно переходная экономика имеет свои отличительные черты. В разных странах переходная экономика имеет свои особенности.

В России также основные процессы протекают по стандартной схеме, как и в других странах мира, но тем не менее, переходная экономика, протекающая в России, имеет некоторые уникальные особенности, присущие только нашей стране. Помимо особенностей существуют и некоторые проблемы переходной экономики, которые также характерны только для России.

Процесс трансформации, проходящий в бывших социалистических странах, образовавшихся после распада СССР, следует охарактеризовать как процесс перехода к новой экономической системе.

Такая переходная экономика имеет некоторые отличительные черты от тех разновидностей переходных экономик, когда переход осуществляется в рамках одной и той же системы.

В случае с Россией происходит преобразование всех экономических основ.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Исходное положение страны в процессе переходной экономики

Исходным положением общества в период переходной экономики была некоторая разновидность социализма. Название такому типу социализма на сегодняшний день дано самое распространённое и звучит оно как административно-командная система. Итоговым пунктам в переходе экономики от административно-командной системы стала капиталистическая рыночная, смешанная экономика.

Централизованно планируемая экономика характеризуется некоторыми признаками:

  • Высокая степень государственного вмешательства в национальные ресурсы;
  • Соответственно рынок находится в состоянии давления;
  • Господствующее положение дефицита ресурсов и товаров;
  • Высокий уровень монополизма государства в сферах национального хозяйства и в отношении внешней деятельности;
  • Устоявшаяся мало эффективная и сложная система всеобщего планирования;
  • Соответствующее такому состоянию экономики положение в сфере политической, идеологической и правовой.

Основным способом организации производства общественно значимых товаров и распределения всего объема ресурсов в силу плотного государственного вмешательства во все основные объемы ресурсов являлся планомерное ведение хозяйственной деятельности директивного и командного характера, что считается полной противоположностью конкуренции, присущей капиталистической системе экономики.

Сформированные плановые органы, определяющие и оценивающие объем ресурсов и объем общественных потребностей большего числа субъектов хозяйственных связей и населения, занимались планированием и распределением ресурсов, а также произведенной продукции между предприятиями и отраслями. При этом была организована выдача обязательных заданий прямого назначения, которые устанавливались в большей степени согласно политическим критериям, а не экономическим потребностям.

Существовавшая государственная монополия на внешнюю торговлю и большую часть внутреннего рынка, распространилась также и на банковскую деятельность.

Практически полное отсутствие рынка труда также характеризовало административно-командную систему России в исходном состоянии переходной экономики.

Процесс воспроизводства рабочей силы происходил в большей степени через общественные фонды потребления.

Рынок труда распределялся в основном по отраслям и регионам, не в соответствии стоимости рабочей силы и тем более не по воле её носителей, то есть граждан страны, а в основном через плановые органы, путем специфических социальных методов: так называемых “призывов”, смысл которых заключался в том, что рабочая сила направлялась на определённые участки работы, происходила мобилизация рабочей силы, на основе идеологического воздействия на всё население.

Результатами проведения централизованной планируемой экономики, стало фактическое растущее отставание стран с социалистическим укладом от групп стран с буржуазным развитым строем, которые превосходили по эффективности производства, совокупности успешно работающих экономических, социальных и политических свобод, более высокому уровню жизни населения. Именно эти причины, характеризующие экономическую неэффективность данного строя, послужили толчком для падения этой экономической системы в большинстве стран.

Замечание 1

Идеей переходной экономики стал уход от неэффективной централизованной планируемой экономики, которая должна была трансформироваться в наиболее эффективную рыночную экономику.

Отличительные черты переходной экономики России

  • Беспрецедентность. Выражается в том, что исходным состоянием общества, исходным состоянием страны был не традиционный уклад, а специфический, складывающиеся 70 лет особый тип социалистической экономики. Россия первопроходец. Аналогов такого перехода в мировой истории не существует.
  • Возвратность. Заключается в том, что некоторые особенности рыночной экономики для России весьма законы со времен Царской России. Многие правила были изъяты из сознания людей в советское время через советскую идеологию и приучение населения к особому укладу жизни. При переходе России к рыночной системе экономики происходит возврат утраченных ценностей.
  • Глобализация. Вследствие того, что Россия занимает весомую роль в мировых процессах, которые не могут не влиять на страну, на сами переходные процессы и на основные ориентиры, особенности переходной экономики под влиянием этих глобальных мировых процессов усиливаются. Поэтому переходная экономика России является уникальным переплетением различных направлений развития и локальных тенденций.
  • Территориальность. Географическое положение страны неизбежно связано с переходной экономикой, так как страна является тем звеном которая связывает экономики Западной и Восточной цивилизации. Такая отличительная черта неизбежно накладывает свой отпечаток на стиль хозяйственной деятельности и на ментальность жителей.

Переходная экономика в России

Введение

Глава 1. , функции и цели развития национальной экономики переходного периода

1.1 Понятие переходной экономики и ее основные черты:

1.2 Закономерности функционирования переходной экономики

1.3 Главные цели и задачи переходного периода и пути их решения:

Глава 2. Мировые тенденции и развитие переходной экономики

2.1. Тенденции развития национальной экономики в переходный период

2.2 Модели переходной экономики на примере зарубежных стран

Глава 3.Переходная экономика в России

Заключение

Список использованных источников

Введение

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Неэффективность функционирования административно-командной системы обусловлена, по крайней мере, двумя существенными предпосылками.

Во-первых, негибкостью, неспособностью этой системы быстро адаптироваться к экономическим переменам.

Формальное существование товарно-денежных отношений подрывало здоровую конкуренцию производителей, а централизованное, директивное планирование подавляло хозяйственную инициативу.

Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность труда.

Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения научно-технической революции.

В результате страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в технических и технологических отношениях. Все это и обусловило необходимость реформирования административно-командной экономики, ее преобразования в рыночную.

Становление современной рыночной экономики – дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему.

Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно.

Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой - весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития.

С одной стороны, это процесс постепенного “подрыва” коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми.

С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.

Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем.

Переходная экономика характеризует как бы “промежуточное” состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется.

Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

Цель курсовой работы – проанализировать особенности и специфику функционирования переходной экономики.

Задачи курсовой работы:

 определить сущность, основные черты и особенности функционирования переходной экономики.

 рассмотреть модели переходной экономики на примере зарубежных стран;

 изучить исторические этапы перехода к рыночным отношениям;

 определить проблемы и пути решения переходной экономики.

 рассмотреть переходную экономику России.

Выбранная мной тема достаточно актуальна. Проанализировав литературу по данной теме, можно с уверенностью сказать, что материалов достаточно как по теоретическим аспектам, так и по практическим, т.е. с рассмотрением развития отдельных государств. Немало данных и статистического характера.

Глава 1., функции и цели развития национальной экономики переходного периода

1.1 Понятие переходной экономики и ее основные черты:

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой.

Переходный период - это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

Данный переход для пост социалистических стран, имеет одно избранное направление - социально ориентированная рыночная экономика. Переходная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся систем.

Во-первых, она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики представляет собой смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем с их зачастую противоречиво функционирующими элементами.

Во-вторых, если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности.

Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости, неравновесия системы имеют свою причину: изменение цели.

Если в обычной, устойчивой системе такой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики - трансформация в другую систему.

В-третьих, переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней “по наследству” остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство.

Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои “функции, связанные с зарождением рыночной экономики.

Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.

В-четвертых, в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей.

Однако последние еще носят “переходный" неустойчивый характер и проявляются в такой деформированной форме, как “бартерные” расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями.

Следует отметить, что понятие “переходная экономика” является не новым в истории развития нашей страны. Она существовала в 20-е годы нашего столетия и насчитывала 5 общественно-экономических укладов:

– частно-капиталистический,

– государственно-капиталистический,

– мелкотоварный

– патриархальный.

– социалистический.

Однако ее цели и направленность трансформационных процессов были прямо противоположны современной переходной экономике.

Тогда главная задача заключалась в переходе от многоукладной экономики к одноукладной - социалистической.

Теперь же стоит прямо противоположная задача - заменить одноукладную экономику государственного социализма на многоукладное народное хозяйство, выступающее базой современного рыночного хозяйства.

м же переходной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации.

Целью идущих преобразований в странах СНГ, как отмечалось, является социально ориентированная модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей тем, что в ее основе лежит широкий плюрализм форм собственности, причем значительное место в экономике занимает госсектор.

Основная трудность переходного периода - это создание институтов рыночной экономики.

Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования.

В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.

Характерный признак переходной экономики - институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом.

Значительно замедляют рыночные преобразования недейственность законов несостоятельности и банкротстве предприятий. Объективные причины этого – глубокий экономический кризис, характерный для первого этапа рыночных преобразований. Он обусловил массовую финансовую несостоятельность и взаимные неплатежи предприятий.

Приведение в действие в таких условиях закона о банкротстве, без учета объективных причин, приведет к закрытию большинства предприятий и вызовет массовую безработицу .

Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего строя; отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание.

Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.) .

Существенной чертой переходной экономики является социально-экономический кризис. Возникший как результат краха командно-административной системы, этот кризис характеризуется массовым падением объемов производства, снижением жизненного уровня населения, банкротством предприятий, увеличивающейся безработицей.

Ему способствовали такие факторы, как деформация структуры народного хозяйства (прежде всего преобладание производства средств производства над производством предметов потребления), совпавший по времени с трансформацией экономики массовый износ основных фондов, катастрофически медленное внедрение достижений НТП в производство.

1.2 Закономерности функционирования переходной экономики

В переходной экономике любого типа обязательно осуществляется воспроизводственный процесс. Его общие особенности по сравнению с «воспроизводством» в чистой системе можно было бы назвать специфическими закономерностями функционирования переходной экономики. К их числу следует отнести инерционность воспроизводства и интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений.

Инерционность воспроизводства связана с непрерывностью воспроизводственного процесса, исключающей развитие по принципу первоначального «разрушения до основания» всего старого, а затем создания на этом основании всего нового.

Эта непрерывность предопределяет и невозможность быстрой замены существующих форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно вносят хаос в производственный процесс, деформируют его, ведут к спаду производства.

Инерционность воспроизводства в этом смысле предполагает сохранение в переходной экономике – и на достаточный длительный период – старых экономических форм.

Это, прежде всего, проявляется в сохранении в течение какого-то времени структуры производства, преобразование которой требует сравнительно большого срока. Не может быстро измениться сложившаяся социально-экономическая структура общества.

Инерционность воспроизводственного процесса порождает ряд следствий, которые важно иметь в виду в экономической политике.

Во-первых, она обусловливает глубокую преемственность переходной экономики с исходным состоянием перехода. Во-вторых, она обусловливает относительно длительные сроки переходной экономики. В-третьих, инерционность усиливает сохранение сложившегося в прошлом общественного менталитета.

Игнорирование инерционности воспроизводственного процесса – недооценка объективного характера общественной эволюции, преклонение перед якобы особой ролью сознательного начала в развитии общества.

Экономическое развитие общества неизбежно связано с переходами экономики из одного состояния в другое. Теоретически необходимо различать переходные отношения и переходную экономику. Общим для всех переходных экономических отношении является то, что на период перехода они соединяют в себе некоторые черты и свойства как прежних, так и новых экономических процессов. Изменения первого рода постоянно происходят на наших глазах - изменяются формы собственности предприятий, появляются совершенно новые формы доходов, изменяются отношения между людьми по поводу прав собственности и т.д. И ранее, в прежних системах, постоянно происходили подобные изменения. В качестве примера можно привести изменения, которые претерпевали эволюция денег, хозяйственный расчет как метод хозяйствования предприятий в социалистической системе, формы оплаты труда и т.п. Постоянно происходящие локальные изменения свойственны любой развивающейся экономике на всех этапах ее развития.

От локальных изменений в экономике следует отличать всеобщие изменения, которые характеризуют переход всей системы экономических отношений в новое качество, когда преобразуются основные свойства и исходные отношения системы и формируется новая экономическая система вместо прежней. В последнем случае имеет место переход от одной экономической и общественно-политической системы к другой, качественно отличной системе. История знает много примеров подобного рода. Феодальная система отношений в течение нескольких веков мучительно, через ряд социальных революций, преобразовывалась в капиталистическую, основанную на новых отношениях собственности, когда на место личной зависимости пришли система личной свободы производителей и гражданское общество. Переход от капиталистической системы XIX в. к системе социалистического типа в России также носил характер всеобъемлющих изменений в экономике и других сферах общества.

Переходная экономика - это переходное состояние от одной экономической системы к другой. В этом случае происходит как изменение основ данной системы, так и радикальное изменение всей системы. Из сказанного вытекают основные черты переходной экономики и ее отличия от сложившихся экономических систем.

Во-первых, если сложившаяся экономика воспроизводится на своей собственной экономической и институциональной основе, то переходная призвана сформировать основу новой экономической системы. Основа экономической системы относится к числу ключевых понятий в экономической теории.

Понятие «основа экономической системы » включает в себя прежде всего установившиеся в экономике формы хозяйственных связей или тип координации деятельности между субъектами экономики. Зачастую сюда относят также присущий системе господствующий тип собственности и институтов, организующих ее функционирование. Когда эти элементы экономической системы сформированы, то можно говорить о завершении переходного состояния экономики и о вступлении ее в стадию развития на собственной основе.

Во-вторых, свойством переходной экономики является ее многоуклад- ность. Экономический уклад - это особый тип экономических отношений, существующий наряду с другими отношениями. В любой экономике, в том числе и развитой, существуют различные типы экономических отношений (уклады), характеризующиеся различными формами собственности, интересами, способами ведения хозяйства. Например, современная экономика Запада характеризуется большим слоем малых предприятий, источником функционирования и развития которых является собственный труд их владельцев. Однако этот слой производителей существует на базе господствующего типа координации и капиталистических форм собственности.

Иное дело - переходная экономика. Многоукладное™ здесь присутствует как равноправный элемент основы . В переходной экономике в течение определенного периода времени существуют и старая, и новая основы, и только постепенно формируется новая система связей. Преодоление многоукладное™ в основе экономики - одна из ключевых целей переходной экономики.

В-третьих, переходную экономику характеризует неустойчивость развития как ее внутреннее свойство. Стабильных переходных экономик не существует в силу того, что происходят постоянные изменения старых отношений при отсутствии новых институтов, норм и правил, возникают новые отношения, в которых участвуют новые экономические субъекты, происходит столкновение старых и новых экономических интересов. В силу этого тенденция к постоянному обострению экономических, социальных и политических отношений - внутреннее свойство переходных экономик. Все это требует создания особых способов поддержания стабильности и устранения экстремальных условий, способствующих нарушениям в экономике.

В-четвертых, для переходной экономики характерна относительная длительность преобразований. Она объясняется не только сложностью и противоречивостью процессов; это прежде всего следствие естественных, нс зависящих от политической власти, факторов: известной инерционности прежних подходов, невозможности единовременно изменить технологический базис, заменить кадры, изменить структуру народного хозяйства, создать новые политические и экономические институты. Все это требует создания для всего периода переходной экономики особого механизма согласования интересов, а также государственной поддержки тех субъектов экономики, которые оказались в трудном положении по не зависящим от них причинам.

Иногда переходную экономику отождествляют со смешанной экономикой. Однако это неправомерно. По форме переходная экономика имеет общие черты со смешанной экономикой. И в первом, и во втором случае в рамках одной экономики имеет место соединение разнородных элементов: рынка и государственного регулирования, капиталистических форм и процессов социальной ориентации и т.д. Однако за этим скрывается качественное различие типов экономик.

Смешанная экономика - это характеристика сложившейся современной экономической системы развитых государств как целостности, воспроизводящейся на основе устойчивого единства рыночной системы и государственного регулирования. Переходная экономика - это не воспроизводящаяся на своей основе экономическая система, а переход одной системы в другую. Хотя в переходной экономике и должно постоянно поддерживаться состояние равновесия, это не свойство воспроизводства системы на собственной основе, а средство устранения нарушений, нестабильности переходной экономики в ходе решения ее исторических задач. Переходная экономика, несмотря на ее длительность, охватывает ограниченный период, а смешанная современная экономика - это постоянное состояние развитых экономических систем конца XX и XXI вв.

В ходе социально-экономической эволюции XX в. мир столкнулся с несколькими разновидностями переходных состояний экономики. Несмотря на то, что они отличаются и по времени возникновения, и по содержанию, общим для них является изменение основных базовых отношений экономических систем. Эти изменения приводили к коренному преобразованию прежних и даже к возникновению новых систем.

Исторический экскурс

Особой исторической разновидностью и примером переходных экономик явилась экономика переходного периода от капитализма к социализму. Исторически она существовала в России в течение особого периода, начавшегося с Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. и завершившегося в 1930-х гг., что отражено в Конституции Российской Федерации 1937 г. Теоретическое обоснование содержания экономики переходного периода опиралось па марксистские положения о противоположности капиталистической и социалистической систем, а также на теории социалистической революции. Основными чертами теории данной экономики переходного периода являлись следующие.

Во-первых, уничтожение частной собственности и формирование государственной (общенародной) собственности как основы системы. Теория экономики переходного периода исходила из концепции создания «чистых» экономических систем, не включающих никаких других инородных элементов и отношений. Сущностью переходного периода, согласно такому подходу, является революционная замена капиталистических отношений новыми, социалистическими.

Многоукладность экономики рассматривалась как присущее лишь этапу переходной экономики свойство. Не допускалось наличие укладов в развитой системе. Задача переходного периода - превращение экономики в одноукладную «чистую» социалистическую систему.

Во-вторых, особая роль и значимость в переходный период отводились государственной и политической власти как проводнику и гаранту преобразований. Это нашло выражение в положении о диктатуре пролетариата как организующей силе преобразований и орудии подавления сопротивления преобразованиям.

В-третьих, теория экономики переходного периода исходила из необходимости минимизации продолжительности перехода, сведения его к ограниченному периоду. Отсюда и название данного типа переходной экономики - экономика переходного периода.

Таким образом, теория экономики переходного периода - крайне радикальный вариант переходной экономики от одной экономической системы к другой. Исторический опыт и уроки такого варианта показывают, что, несмотря па концентрацию сил всего общества на построении новой системы, на создании отечественной индустрии, форсированном преобразовании сельского хозяйства на путях коллективизации, издержки и потери в условиях радикального преобразования общества были исключительно велики. Это выразилось в устранении системы рыночных отношений, огосударствлении экономики, однобокой ее структуре, разрушении производительных сил в сельском хозяйстве. Политически такая концепция переходной экономики явилась одной из основ репрессий в 1930-х гг. Эти и другие факторы подорвали потенциал самосовершенствования социальной системы в СССР в будущем.

Трансформация экономики - по содержанию более широкое понятие, чем переходная экономика. Процесс трансформации охватывает как стадию (период) замены прежних отношений новыми (собственно переходная экономика ), так и процесс относительно длительного становления и формирования новой модели экономики , весь процесс ее становления. Таким образом, от переходной экономики, которая составляет начальный этап становления экономической системы государства, следует отличать трансформацию системы, которая проходит несколько этапов развития.

Имеются и другие разновидности переходных состояний экономики, когда изменения осуществляются в рамках одной и той же экономической системы, преобразуют формы экономических связей и ведут к созданию системы новых институтов, регулирующих жизнь общества. Эти периоды в развитии экономики наступают, например, когда прежние способы регулирования экономической жизни всего общества перестают действовать, старые институты не справляются с изменившимися условиями и возросшими возможностями субъектов экономики, нарастает хаотичность и непредсказуемость в развитии системы. Выход из этого положения требует изменения характера действия прежних институтов и структур, прежних методов воздействия на экономику, выработки новых способов регулирования, перехода к новым теоретическим концепциям развития.

Исторический экскурс

В XX в. примером переходных экономических изменений подобного рода служит трансформация регулирования экономики Запада после кризиса 1929- 1932 гг. Последний, завершая полосу кризисов капиталистической системы XIX - начала XX в., со всей очевидностью показал несостоятельность прежнего подхода к регулированию экономической жизни, основанного на слепом следовании за «невидимой рукой» рынка.

Возникновение методов государственного регулирования всей экономики страны , признание необходимости систематических мер макроэкономической политики, ориентированных не только на устранение недостатков рыночной системы, но и на регулирование поведения субъектов экономики; переход к новым, кейнсианским теоретическим концепциям капиталистической экономики характеризовали наступление нового этапа развития капиталистической системы. Данные изменения охватили довольно длительный период современной истории и продолжительное время обеспечивали относительно стабильное развитие стран Запада.

Иные последствия вызвал нефтяной кризис в середине 1970-х гг. В качестве объекта регулирования после этого кризиса стали выступать не только отдельные субъекты внутреннего рынка, но и крупнейшие корпорации и государства как субъекты международных экономических отношений. Возросла роль экономически согласованной политики государств в рамках «большой семерки», роль международных организаций и институтов. Были сформированы новые интеграционные образования в различных регионах мира. С точки зрения внутренней экономики эти изменения ускорили переход на новые технологические принципы, структурные изменения народного хозяйства, переход к новой волне научно-технической революции.

Экономические преобразования носят в отдельных странах переходный характер и в тех случаях, когда исторически сложившиеся в них экономическая система и структура народного хозяйства в новых исторических условиях должны быть изменены в связи с изменением места данной страны в системе международных экономических и политических отношений. Как правило, такие целенаправленные преобразования связаны с ликвидацией деформаций в экономике стран. Они вызываются внешними причинами или комбинацией внутренних и внешних причин. Примером трансформации экономик данного рода является преодоление длительной полосы нестабильности в развитии экономики государств в развитии стран Латинской Америки. Как правило, такие периоды связаны не с циклическими причинами, а с противоречиями развития государств и требуют применения стабилизационных программ различного типа.

Переходная экономика, присущая современной России, представляет собой особую историческую разновидность переходных экономик, результатом которой является переход к новому типу экономической системы и модели национальной экономики России. В результате преобразований произошли радикальные изменения всех сторон жизни общества и места России в мире.

Российская переходная экономика имеет ряд качественных особенностей по сравнению с прежними разновидностями переходной экономики и трансформациями экономики в XX в. Прежде всего, она качественно отлична от разновидностей трансформации экономик в рамках одной и той же основы экономической системы, которые связаны с характером форм экономической координации. На первый взгляд, имеется много общего, например, у переходной экономики России с изменением форм координации в ходе кризиса 1929-1932 гг. Глубокий экономический кризис производства, крах многих представлений о прежней системе, радикализация экономической политики - все это имело место в годы Великой депрессии, имеет место и сейчас. Однако на этом основании неправомерно рассматривать современную переходную экономику России как разновидность перехода к новому типу регулирования.

Современная трансформация экономики России - это, во-первых, переход к экономике с принципиально новой экономической основой по сравнению с советской, и представляет собой рыночную систему координации ее субъектов. В данном аспекте это не трансформация экономики, а переход от одной системы к другой. Однако если создание централизованной экономики могло происходить в короткие сроки, то создание рыночной системы носит неизбежно длительный характер и черты спонтанного , постепенного развития.

Во-вторых, это переход от «чистой» экономики к экономике сметанного типа. Прежняя, социалистическая экономическая система в отличие от предреволюционной России 1917 г. имела только социалистические огосударствленные отношения. Негосударственные формы собственности (колхозно-кооперативная, личная), по сути, были огосударствлены. Это проявлялось в регулировании государством воспроизводства во всех типах и формах хозяйств. Перед современной переходной экономикой стоит практическая задача - восстановить присущее любой экономике реальное многообразие форм собственности.

В-третьих, еще одна особенность современной переходной экономики по сравнению с прежней экономикой состоит в различных способах решения социальных задач. Прежняя экономическая система отличалась всеобщей системой гарантий. Этого фактора не было в истории предреволюционной России XIX - начала XX в. Огосударствленный социализм, создав систему гарантий, обусловил сложность восприятия населением радикальных мер, осуществляемых в ее пределах. По внешней форме переходная экономика, с одной стороны, как бы возвращается к многообразию и сложности экономической структуры общества, а с другой - отказывается от форм социально гарантированного общества в условиях новых огромных возможностей, которые создаются производительными силами XXI в. Это противоречие переходной экономики и всей трансформации дополняется другими трудностями и противоречиями перехода.

Преобразование экономики России, как и других государств, возникших на территории бывшего СССР, осуществлялось в условиях разрушения Советского Союза как единого государства. Это имело и имеет серьезные экономические и другие последствия.

Следует учитывать геополитический характер современной переходной экономики и трансформации. Она затрагивает не только отношения между бывшими республиками СССР - новыми государствами, но и влияет на геополитические процессы и расстановку сил в мире между различными государствами и центрами силы. Происходит формирование новых международных связей и отношений, новых центров влияния в мире, что непосредственно сказывается на формировании национальных моделей экономики в постсоветских государствах и в России.

Первым видом переходной экономики в XX в. была экономика перехода от капитализма к социализму в связи с Великой Октябрьской Социалистической революцией 1917 г., завершившегося в 30-х гг.

Основные черты переходной экономики от капитализма к социализму:

– революционная замена капиталистических производственных отношений социалистическими;

– многоукладность экономики при постепенном переходе к одному укладу, основанному на общественном типе собственности;

– установление диктатуры пролетариата, как орудия подавления сопротивления идеям социализма;

– стремление сократить переходный период.

Задачами переходного периода являлись:

– установление господства общественной собственности в двух формах: государственной и колхозно-кооперативной;

– переход к распределению общественного продукта по труду;

– проведение индустриализации и коллективизации;

– создание материально-технической базы (МТБ) социализма;

– ограничение сферы действия рыночного механизма и переход к плановому ведению хозяйства.

Вторым видом переходной экономики (если стоять на позициях технократического подхода к классификации экономических систем) можно назвать переход к новому кейнсианскому типу регулирования экономики в странах Запада в середине XX в., что в результате привело к появлению постиндустриального типа экономической системы.

В этот переходный период происходили коренные изменения
в способах координации экономической деятельности, а именно, отказ от идеи Смита о «невидимой руке», регулирующей экономику, и признание идеи Кейнса о необходимости государственного регулирования экономики.

Страны начали разрабатывать специальную бюджетно-налоговую, кредитно-денежную политику, т. е. систему мер, регулирующую поведение субъектов экономики. Все это обеспечивало стабильное развитие стран Запада довольно долго, до 70-х гг. XX в.

Третий вид переходной экономики – переход развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки к новой независимой экономике после освобождения от колониальной зависимости в середине XX в.

Основные задачи переходного периода в этих странах:

1) ликвидация деформаций в экономике: изменение структуры народного хозяйства; создание базиса для независимости;

2) переход к новой экономической системе – смешанной экономике.

Четвертый вид переходной экономики – переход от административно-командной экономики к рыночной.

Основными чертами переходного периода являются:

– переход к многоукладной экономике с господством частной формы собственности – основы рыночных отношений;

– сочетание элементов старой и новой экономических систем;

– неустойчивость, состояние неравновесия (кризисные явления в производстве, торговле, финансах и т. д.);



– качественные изменения производственных отношений: замена административных методов хозяйствования рыночными;

– переход осуществляется в условиях разрушения СССР – единого мощного государства, когда разорвались сложившиеся хозяйственные связи;

– переход осуществляется в условиях формирования новых международных отношений.

Необходимость перехода к рыночной экономике обусловлена ее эффективностью. Исторический опыт показал, что наиболее эффективным, обеспечивающим наиболее высокий жизненный уровень населения, типом экономической системы является рыночная экономика, основанная на частной собственности и личном интересе, где ниже трансакционные издержки, и где возникают «общественные выгоды», т. е. выгоды для потребителя и производителя при условии, что товары продаются по равновесной (конкурентной) цене.

Цель и задачи переходного периода к рыночной экономике

Основная цель переходного периода – переход к новой экономической системе – рыночной экономике смешанного типа.

Для этого необходимо решить следующие задачи :

1. Путем реформирования отношений собственности, создать новую, характерную для рыночной экономики основу.

2. Осуществить переход от плановой системы хозяйствования к рыночной. Сформировать рыночные отношения, создать инфраструктуру рынка.

3. Преодолеть кризисные явления в экономике.

4. Создать развитую систему социальной защиты населения.

Эти задачи решаются разными способами .

Первая задача – реформирование отношений собственности осуществляется путем разгосударствления и приватизации , сущность и способы осуществления которых рассмотрены в теме «Социально-экономическая сущность отношений собственности».

Вторая задача – формирование рыночных отношений решается тремя способами: 1) путем либерализации экономики; 2) структурных преобразований экономики; 3) институциональных преобразований.

Либерализация экономики – это система мер, с помощью которых устраняются государственные ограничения в предпринимательской деятельности субъектов экономики в таких процессах, как: 1) движение цен (они должны складываться под влиянием спроса и предложения, т. е. устанавливаться рынком, а не государством); 2) движение товаров и услуг, особенно ресурсов; 3) налогообложение, квотирование, лицензирование и
т. д.; 4) государственная монополия на осуществление хозяйственной деятельности.

Структурные преобразования , как способ решения второй задачи – это изменение структуры народного хозяйства: ликвидация отживших отраслей и производств, создание новых с учетом имеющихся ресурсов, переход на новые технологии и т. д. Все это может осуществляться с помощью государства (правительства), которое способно разработать и реализовать промышленную политику, т. е. систему мер для быстрого роста экономики.

Институциональные преобразования – это процесс возникновения, развития и укрепления рыночных правил экономического поведения субъектов экономики, создание рыночных организаций и учреждений и замена ими старых, командно-административных. Это создание условий для действия рыночной системы, т. е. создание рыночной инфраструктуры.

Рыночные институты – это рыночные правила, законы и учреждения, которые разрабатывают эти правила, контролируют их выполнение. Без контроля рыночные институты разрушаются и возникают криминальные структуры.

В переходный период необходимо создать новые законы о собственности, налогах, ценах, предпринимательстве, конкуренции, банках, биржах, о новой системе государственного регулирования экономики. Надо создать рынки потребительских товаров, капитала, земли, труда, денег, валюты.

Рыночные отношения будут созданы тогда, когда все субъекты экономики будут обладать рыночным поведением, т. е. обладать экономической свободой, экономической обособленностью, а в экономике будет господствовать конкурентная среда.

Третья задача – преодоление кризисных явлений, решается путем разработки эффективной экономической политики (бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, социальной).

При решении этой задачи возникают большие трудности. Прежде всего не ясно, какими методами воздействовать на экономику. От административно-командных надо отказываться, а рыночные еще не действуют, т. к. еще не созданы рыночные отношения. Такое промежуточное состояние, особенно если оно продолжается долго, влечет за собой появление кризисных явлений. Необходимо как можно быстрее создавать рыночные отношения и придать им господствующий характер.

Четвертая задача – создание развитой системы социальной защиты, обусловлена необходимостью оградить население от тяжелых последствий реформирования экономики. При этом надо разработать систему мер с адресной социальной поддержкой нуждающимся слоям населения: выплата вовремя пенсий, пособий, зарплаты, дотирование оплаты коммунальных услуг и др.

Социальная политика государства включает в себя систему мер, направленных на повышение жизненного уровня и улучшение качества жизни населения.

В порядке самостоятельной работы студенты подготовят рефераты-доклады о способах решения основных задач переходного периода в Республике Беларусь.

2. Пути перехода к рыночной экономике:
эволюционный и «шоковая терапия»

Можно выделить два пути перехода к рыночной экономике: эволюционный и «шоковая терапия».

Эволюционный путь предполагает проведение медленных, последовательных реформ государством, которое играет главную роль в формировании рыночных отношений. Постепенное преобразование социально-экономических отношений позволяет избежать резкого снижения жизненного уровня населения.

Основные черты эволюционного пути:

– государство постепенно, на основе долгосрочных реформ формирует рыночные отношения;

– рыночные отношения сначала охватывают сферу производства
и сбыта потребительских товаров, в том числе и сельскохозяйственной продукции и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли (производство средств производства);

– либерализация цен проводится постепенно и на последующих этапах реформы экономики, причем сохраняется государственный контроль над ценами в отраслях, продукция которых входит в производство любых товаров (энергетика, транспорт), чтобы не усиливалась инфляция;

– проводится жесткая финансовая, денежная политика в целях сдерживания инфляции и недопущения нарушения закона денежного обращения;

– активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, особенно мелкий и средний бизнес в производстве и сфере услуг.

Примером такого пути перехода является Китай, Венгрия, Республика Беларусь, Россия.

Шоковая терапия – это такой путь перехода к рыночной экономике, который предполагает одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и формирование бездефицитного бюджета.

В основе этого подхода лежит идея монетаризма о способности рыночной экономики к саморегулированию, что обусловливает минимальную роль государства в переходном периоде. Главная задача государства в этот период – поддержание устойчивости финансовой системы, денежного обращения, недопущение инфляции. Однако, считают сторонники шоковой терапии, на пути к рыночным отношениям много препятствий и одно из главных – это позиция аппарата чиновников, которые заинтересованы в сохранении своего социального статуса, т. е. хотят всегда управлять и поэтому препятствуют развитию рыночных отношений, при которых их руководящая роль сводится к минимуму, т. к. экономика сама развивается.

Основные черты шоковой терапии :

– одномоментная либерализация цен, т. е. государство перестает регулировать цены на все товары, и они продаются свободно по конкурентным ценам. Эта мера приводит к ликвидации товарного дефицита и запускает механизм рынка;

– ускоренная приватизация государственной собственности, в том числе переход к частной собственности на землю, что создает основу рыночных отношений;

– ликвидация централизованного планирования и включение экономических методов регулирования экономики с помощью инструментов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики;

– либерализация внешнеэкономической деятельности, создание открытой экономики.

При использовании метода шоковой терапии возникает ряд отрицательных (негативных) последствий: стремительный рост цен, т. к. в наследство достается дефицит на многие товары; массовые банкротства предприятий и рост безработицы; падение жизненного уровня значительной части населения, социальная дифференциация; наиболее прибыльной становится не сфера производства, а перераспределительная деятельность в финансовой сфере, куда устремляется поток реальных денег.

Шоковая терапия наиболее широко применялась в Польше, в других странах Центральной и Восточной Европы.

3. Проблемы переходной экономики в Республике Беларусь

В настоящее время экономика республики находится на этапе перехода к смешанной экономике рыночного типа. Поставлена цель – создать социально-ориентированную рыночную экономику , т. е. такой тип экономической системы, который предполагает активное участие государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

Основными чертами такой модели экономики являются:

– господство конституционных гарантий личных прав и свобод граждан;

– свобода предпринимательства, выбора профессии и места работы;

– равенство всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества;

– обеспечение взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда;

– социальная защита нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения.

Необходимость социальной ориентации экономики обусловлена социальным характером экономических отношений, т. е. тем, что в основе экономических процессов лежат не только личные интересы, но и общественные (всех членов общества). Поэтому любые экономические реформы влекут за собой соответствующие социальные преобразования. Эти преобразования нельзя сводить лишь к социальному обеспечению и социальной защите малоимущих групп населения. Более важным элементом социальной политики является социальный аспект приватизационной, финансовой, налоговой, инвестиционной, ценовой и иной экономической политики, т. е. создание условий, при которых благосостояние населения будет достигаться не столько перераспределением благ, сколько активной деятельности его населения. Только в этом случае можно говорить о социальной ориентации экономики.

В мировой практике сложилось несколько моделей рыночного хозяйства, по-своему решающих социальные проблемы.

Американская модель рыночной экономики предусматривает проведение либеральной социальной политики, ориентированной на снижение вмешательства государства в решении индивидуальных проблем граждан, на предоставление им возможно большей экономической свободы. Задача государства – создать условия для самостоятельного решения гражданами своих социальных проблем, для чего активно поощряется предпринимательство, обогащение наиболее активной части населения. Социальное равновесие обеспечивается за счет перераспределения части национального дохода.

К особенностям американской модели рынка относится и антициклический и антиинфляционный характер вмешательства государства в экономику. Регулирование экономики осуществляется через систему государственного лицензирования производства определенных товаров, ограничение вывоза ряда товаров в другие страны, контроля за денежным обращением при помощи банковского кредита, регулирования рынка труда путем определения минимального размера зарплаты, создания фронта общественных работ.

Шведская модель рыночной экономики характеризуется иным подходом к решению социальных проблем. В основе модели лежат рыночные отношения в рамках трех форм собственности (частной, государственной и кооперативной) в сочетании с активным использованием государственного регулирования. Главным объектом регулирования являются трудовые отношения на общенациональном уровне (например, установление тарифных ставок), а также на уровне предприятий государственной собственности, на которых воспроизводится основная часть рабочей силы страны. Поэтому в Швеции самый высокий среди индустриально развитых стран уровень занятости.

Сердцевину шведской системы составляет социальная политика, в основе которой – три основных принципа: равенство, т. е. обеспечение равных возможностей достижения благосостояния; предоставление социальных гарантий населению при разных ситуациях; достижение полной занятости трудоспособного населения. Сокращение имущественного нера-
венства достигается за счет перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения.

Для успешного проведения социальной политики в государстве установлен один из самых высоких уровней налогообложения, который составляет более 50% ВНП (в других странах он колеблется от 30 до 40%).

Немецкая модель рыночной экономики называется еще социальным рыночным хозяйством, для которого характерны значительный удельный вес государственной собственности, сильные позиции частного предпринимательства и рыночного механизма в структуре экономики.

Законодательство направлено на строгое соблюдение договорных обязательств, выпуск высококачественной продукции, защиту конкуренции, охрану окружающей среды.

Особую роль играет государство в решении социальных проблем (ликвидация безработицы, обеспечение социального страхования), в производстве общих благ (охрана окружающей среды, строительство дорог и т. д.).

Особенностью немецкой модели является регулирование экономики посредством преимущественно кредитно-денежной политики, а не бюджетно-налоговой, что связано с традиционно более высокой организацией финансового капитала в Германии по сравнению с США. Воздействие на уровень цен, структуру спроса и предложения осуществляется не через налоговую систему (американская модель), а через поддержание оптимального сочетания между величиной ссудного капитала и капитала, занятого в промышленности, и связанной с этим величиной процента.

Особое место в немецкой модели занимает политика доходов и занятости. Государство поощряет рост доходов производителей.

Японская модель рыночной экономики характеризуется смещением социальных функций от государства в сторону фирм и организаций.

В Японии фирмы не только дают работу домашним хозяйствам, но и берут на себя функции обеспечения работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, проявляют заботу об обучении и образовании подрастающего поколения, о переподготовке и повышении квалификации взрослого населения.

Центральным звеном японской модели является система пожизненного найма работника фирмой. Сущность системы состоит в том, что предприятие поддерживает тесную связь с высшими и средними учебными заведениями, обеспечивая студентам производственную практику, в ходе которой выясняется, на какую должность и в какой отдел будет зачислен практикант после окончания учебы. Через каждые 3–5 лет работник перемещается по служебной лестнице и в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин увольняется на пенсию.

Системой пожизненного найма охватывается от 25 до 35% работников, остальные нанимаются на определенный срок. Они увольняются без каких-либо условий за счет чего фирма гибко приспосабливается к рынку.

Китайская модель – модель социально ориентированного рыночного социализма, характерна для стран социалистической ориентации, реформирующих свою экономику в сторону широкого использования рыночных отношений.

Страны, использующие данную модель, активно сотрудничают с развитыми и развивающимися странами, особенно в инвестиционной сфере.
С одной стороны, они способствуют развитию индивидуальных, интеллектуальных, предпринимательских способностей у населения, а с другой стороны, создают равные возможности для каждого получить образование, медицинскую помощь, доступ к культуре и передовой цивилизации.

Основная идея реформирования экономики Китая – поощрять рыночные отношения там, где возможно, и сохранять государственный контроль, где необходимо. В середине 80-х гг. XX в. в Китае были сняты все ограничения на индивидуальную трудовую деятельность, на создание частных предприятий в сфере производства потребительских товаров, в торговле и в аграрном секторе, где сосредоточено 80% населения. Поэтому прежде всего широко осуществлялись аграрные преобразования. Земля осталась в государственной собственности, но коллективные хозяйства распущены,
а земля передана крестьянам в аренду сроком на 30 лет (затем срок продлили еще на 30 лет). Была разрешена субаренда (сдача земли в аренду другим лицам), а арендную плату разрешили платить и натурой (произведенной продукцией). Реформа пошла на столько успешно, что за 5 лет
в стране был ликвидирован дефицит товаров. Удачным решением было создание свободных экономических зон, куда устремились иностранные инвестиции. В государственной собственности остается тяжелая промышленность, где проводятся постепенные реформы, например, этим предприятиям разрешается выпускать и продавать акции. Госпредприятия финансируются из госбюджета. Они зачастую неконкурентоспособны. В конечном итоге они будут преобразованы, но пока нельзя допустить кризиса
и массовой безработицы.

Таким образом, в Китае сформировалась двухсекторная модель экономики: частный сектор и государственный. Государство планирует и регулирует денежно-кредитные отношения, контролирует цены, осуществляет социальную политику.

Рассмотрение некоторых моделей рыночной экономики показывает, что не существует единой общепризнанной модели социально ориентированной рыночной экономики. Каждая страна исходит из своей специфики.

Что касается выбора Республикой Беларусь модели социально ориентированной рыночной экономики, в качестве перспективной, то следует отметить, что в силу экономической и политической специфики республики, менталитета ее народа ни одна из рассмотренных моделей не может быть полностью использована. Республике необходима своя модель рыночного хозяйства. (Конечно же, с учетом зарубежного опыта).

Во-первых, проблему создания социально ориентированной экономики нельзя сводить к простому обеспечению максимального числа жителей страны средствами существования, к перераспределению доходов. Это слишком дорогостоящее дело, т. к. надо вводить высокие налоги, чтобы собирать большие суммы денег и перераспределять в пользу малообеспеченных слоев населения.

Во-вторых, социально ориентированная экономика – это экономика, где созданы условия для роста благосостояния каждого в результате трудовой деятельности, в результате предпринимательства.

В-третьих, проводя социальную политику, надо учитывать менталитет людей, унаследованные от прошлого иждивенческие настроения, надежду на помощь государства. Люди еще не имеют стимулов к борьбе за существование. Еще не все могут воспользоваться возможностью самореализации и самообеспечения. Если это не учитывать, то произойдет расслоение общества на очень богатых и очень бедных, что может привести, в свою очередь, к расколу общества.

В-четвертых, система социальной защиты не должна ограничиваться поддержкой малообеспеченных слоев населения. Она должна включать и защиту лиц, участвующих в общественном производстве и прежде всего людей, работающих по найму. Осуществляется это через законодательное регулирование труда (продолжительность рабочего дня, отпусков, охрана труда и т. д.) и его оплаты (установление минимальной зарплаты и др.),
а также через определение прав работников при приеме на работу и увольнении.

В-пятых, социально ориентированная рыночная экономика – это экономика, способная эффективно функционировать и обеспечивать рост производства и развитие общества. В то же время создание данной модели требует в качестве предпосылки высокого уровня развития экономики.

Таким образом, чтобы в стране была высокоэффективная экономика, надо обеспечить преобладание рыночных отношений, для чего надо решить основные задачи переходного периода: реформировать отношения собственности (разгосударствление и приватизация); создать рыночные отношения, включая инфраструктуру рынка; преодолеть кризисные явления в экономике и создать систему социальной защиты.

От характера намеченных преобразований будет зависеть процесс превращения бывшей государственно-социалистической экономики в рыночную.

Одной из важнейших задач в Республике Беларусь является регулирование процессов разгосударствления и приватизации . На ближайшую перспективу государственная программа приватизации в Беларуси предусматривает: завершение приватизации малых предприятий; активизацию процесса разгосударствления крупных предприятий; введение института банкротств; продажу предприятий-должников и ликвидацию отдельных безнадежно неэффективных предприятий; создание условий для более активного участия иностранных инвесторов и капитала.

Для создания рыночных отношений в Республике Беларусь принят целый пакет «рыночных» законов, создающих правовую основу для формирования рыночной экономики. Это законы: «О собственности», «О предпринимательстве», «О разгосударствлении и приватизации», «О занятости», «О труде», «О защите прав потребителя», «О социальной защите населения», «О валютном регулировании», «О едином налоге с предпринимателя» и др. Предстоит дальнейшая законодательная работа и работа по выработке механизмов реализации законов.

Преодоление кризисных явлений (спад производства, безработица, инфляция) осуществляется не только с помощью жесткой кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики, но и путем структурной перестройки экономики, основанной на высоких наукоемких и ресурсосберегающих технологиях. Предусмотрено на первом этапе ресурсы направлять в отрасли с коротким циклом воспроизводства и оборотом, т. е. с быстрой отдачей вложений. На втором, после того, как будет достигнута стабилизация (подавлена инфляция, укреплен рубль и т. д.) и будет создан механизм превращения накоплений (сбережений) в инвестиции, объектами технического перевооружения будут отрасли с высокими технологиями.

Особое значение в Республике Беларусь придается регулированию социальных отношений . Государство реализует программу социальной защиты населения. Регулируются доходы с тем, чтобы не допустить значительного разрыва в уровне жизни различных слоев и предотвратить социальную напряженность в обществе. Постоянно повышается минимальная зарплата, которая в перспективе должна быть равна прожиточному минимуму. Нуждается в совершенствовании и пенсионная система.

Что удалось сделать в Республике Беларусь в переходный период?

Заложена база суверенного государства, сформированы необходимые государственные институты.

Утвердились принципы сильной социальной политики государства.

Удалось существенно продвинуться в вопросах обеспечения законности и правопорядка, формирования гражданского общества.

Намечена структурная перестройка экономики с целью перейти на ресурсосберегающие технологии. Определены приоритеты экономического развития:

– наращивание экспорта товаров и услуг;

– развитие агропромышленного комплекса;

– развитие жилищного строительства;

– активизация инновационной и инвестиционной деятельности;

– формирование эффективной системы здравоохранения.

Сегодня, в 2003 г., в республике поставлены следующие задачи:

– повысить конкурентоспособность экономики, т. е. производить продукцию по мировым стандартам, для чего наращивать экономический и научно-технический потенциал, повысить образовательный и квалификационный уровень работающих;

– обеспечить экономическую безопасность страны, т. е. не допускать зависимости от других стран;

– добиться социальной стабильности, благоприятной демографической ситуации, и экологии;

– поддерживать достаточный оборонительный потенциал и высокие политические позиции в мире;

– обеспечить развитие демократии, обеспечивающей свободу предпринимательства.

Термин "переходная экономика" впервые был введен в литературу Марксом и Энгельсом в середине ХIХ века и характеризовал трансформацию от капитализма к социализму. Применяемый сегодня термин принадлежит новейшей истории и характеризует экономическое состояние трансформации из командно-административной в рыночную систему. Проблемы переходной экономики, иначе трансформационной экономики изучает наука транзитология. Сам термин "транзитология" был предложен в 1992 г. М. Бэравуа.

В целом, трансформационная (переходная) экономика - это совокупность общественных экономических отношений, возникших в среде эволюционного исторического процесса перехода от старой к новой социальной системе.

Переходный период - это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

Переходный период может быть вызван объективными и субъективными причинами. К объективным причинам следует отнести эволюционное развитие экономики и общества, научный прогресс, историческое движение, несоответствие другим системам (окружающая среда и пр.), которые создают естественные противоречия, требующие идейного и материального переустройства окружающей системы. Субъективными причинами являются политическое, экономическое вмешательство государства, крупных частных компаний, профсоюзов, церкви или иных сил в развитие общества. Это вмешательство может не соответствовать естественному ходу событий и сопровождаться революциями и войнами. Очевидно, что только объективные причины могут оправдать существование переходного периода.

По специализации причины, вызывающие переходный период, могут быть:

  • - социальными - увеличение разрыва между доходами населения падение общего уровня благосостояния, снижение продолжительности жизни населения, падение нравственности, рост преступности увеличение смертности, снижение рождаемости и др.;
  • - экономическими - противоречия внутренних и внешних экономических отношений, снижающие эффективность последних, т. е. приводящие в итоге к падению благосостояния и порождающие социальные проблемы;
  • - технологическими - моральный и материальный износ технического обеспечения социально-экономической системы, старение технологий, техники, приводящее к снижению конкурентоспособности;
  • - управленческими - рост управленческого аппарата, бюрократии, коррупции, снижение общей эффективности организационно-управленческой системы;
  • - мотивационными - снижение заинтересованности в труде, изменение ценностных ориентиров, ослабление иных сил, движущих социально-экономическое, технологическое и управленческое развитие;
  • - идеологическими - нарушение внутреннего психологического индивидуального и общественного равновесия, связанного с потерей доверия к основам проводимой социально-экономической политики.

Переходный период включает три этапа:

  • 1) деформация старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы, что нередко связано с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике;
  • 2) становление нового экономического порядка, целью которого является создание необходимых условий и зарождение новых структур и механизмов. В этой фазе получает развитие новая институциональная среда, обеспечивающая экономическую деятельность в условиях рынка;
  • 3) структурная перестройка, целью которой являются регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящие ее воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям.

Таким образом, переход от одной социально-экономической системы к другой - весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития, который требует довольно продолжительного периода. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в её недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми внутри старой системы. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов новой системы и ослабление отношений и элементов старой системы.

На основе этого можно выделить следующие основные черты переходной экономики, отличающие её от других сложившихся систем:

  • 1) Переходный период - это длительная историческая полоса ввиду сложности и многогранности преобразований.
  • 2) Наличие двух линий развития: восходящей, знаменующей становление новой системы экономических отношений, и нисходящей, выражающейся в отмирании прежней.
  • 3) Если для устойчивых экономик и систем (командной, рыночной и т.д.) характерна определённая целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости, неравновесия системы имеет свою причину: изменение цели. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является её самосохранение, то для переходной экономики - трансформация в другую систему. Эта неустойчивость, нестабильность состояния переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений - необратимость, неповторяемость, а с другой - рост неопределенности итогов развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы.
  • 4) Переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней "по наследству" остались структурные элементы предыдущей системы. Но эти элементы функционируют в качестве иной, преобразующейся экономической системы, и поэтому изменяют как своё содержание, так и свои функции, связанные с зарождением принципиально новой экономики. Вместе с тем в экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы. Например, для рыночной экономики характерно наличие предпринимательских структур различных форм собственности, негосударственных предприятий, бирж, коммерческих банков, негосударственных пенсионных, страховых и других фондов, фермерских хозяйств.
  • 5) При равенстве исходного и конечного пунктов преобразований в тех или иных странах неизбежна в наиболее существенных моментах общность способов, методов, последовательности, темпов преобразований, хотя национальные особенности и уж тем более различия исторических эпох придают им весьма существенную специфику.

Характерным признаком переходной экономики также является институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка (рынка земли, фондового рынка и т.д.). Рассмотрим эти явления на примере перехода от административно-командной к рыночной экономике. Основной трудностью переходного периода является создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.

Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности. Наглядно общие закономерности могут быть представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 Ї Общие закономерности перехода к рыночной экономике

Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.). Рассмотрим основные задачи переходной экономики и пути их решения.


© 2024
russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал