30.05.2021

Основные понятия кризиса, виды кризисов. Понятие, причины и виды кризисов Понятие природа и причины возникновения кризисов


В самом общем видекризис - это крайнее обострение противоречий в социально-

экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Сущность кризиса в терминах экономики можно определить следующим образом:

кризис - это рассогласование в деятельности отдельных систем организации

(экономической, финансовой, социальной и др.);

кризис - это неплатежеспособность, это нарастающая опасность банкротства и

ликвидации организации.

Представление о кризисе теснейшим образом связано с сущностью и деятельностью

организации. Так, в современной литературе понятие «организация» рассматривается как группа

людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или

целей; как обособленная общественная ячейка в общей системе общественного разделения труда.

В качестве организаций могут рассматриваться: отдельная фирма, банк, компания, предприятие,

учреждение образования и т. п.

Для понимания сущности кризиса и его природы рассмотрим две тенденции

существования организации: функционирование и развитие.

Функционирование - это поддержание жизнедеятельности организации, сохранение ее

целостности, качественной определенности, сущностных характеристик. Развитие - это

приобретение организацией нового качества, укрепляющего ее жизнестойкость в условиях

изменяющейся внешней среды.


Функционирование и развитие взаимосвязаны между собой, отражают диалектическое

единство основных тенденций социально-экономической системы. Функционирование

организации предполагает обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека,

осуществляющего трудовую деятельность. Функционирование организации возможно лишь при

определенном соответствии этих факторов производства, а результат должен отвечать интересам

и потребностям человека.

Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и в человеке. Критерием

этих изменений является повышение производительности труда, возникновение новой

технологии, повышение эффективности производства.

Связь функционирования и развития имеет диалектический характер. Функционирование

сдерживает развитие, а развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает

условия для более устойчивого функционирования организации в перспективе. То есть возникает

циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов.

Таким образом, наступление кризисов вызывается не только субъективными, но и

объективными причинами, самой природой организации.

Кризисы могут также возникать и в самих процессах функционирования. Например,

противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и

условиями ее использования.

Понятие кризиса тесным образом связано с понятием социально-экономической системы,

которая может проявлять способность своего существования в двух направлениях. Это

функционирование (сохранение своих особенных функций для поддержания целостности) и

развитие (приобретение новых качеств и функций в условиях изменяющейся внешней среды).

Рис. 1. Возникновение опасности кризиса в социально-экономической системе

Причины кризиса могут быть:

− объективными - связанные с циклическими потребностями модернизации и

реструктуризации;

− субъективными - порожденные ошибками и недостатками в управлении.

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними.Внешние - связаны с

несовершенством управления на макро- и микроэкономических уровнях, с инновациями (новые

научные знания, развитие научно-технического прогресса), с природными изменениями

(например, ухудшение экологической ситуации), наконец, с обстоятельствами непреодолимой

силы. Внешние причины для возникновения и развития кризиса существуют всегда, поэтому так

важно предвидеть его возможные проявления.Внутренние - связаны с неэффективным

менеджментом на предприятии из-за непрофессионализма персонала, усложнения-деятельности

вследствие роста масштабов бизнеса и консерватизма личности.

Кризисы различаются по своей сути, причинам проявления и последствиям.

Классификацию кризисов обычно связывают с выбором средств и способов управления ими (рис.



18

Рис. 2. Типология кризисов

Причины кризиса могут носить объективный и субъективный характер. Из-за изменений в

окружающей среде их можно назвать внешними, а, к примеру, неэффективный менеджмент или

тихий саботаж персонала можно отнести к внутренним причинам. Причины кризиса могут носить

случайный характер и проявляться в результате ошибок и просчетов менеджмента.

Последствия кризисов могут привести к обновлению или разрушению, оздоровлению или

возникновению нового кризиса, ослаблению или его обострению, плавному выходу или резкому

усугублению кризиса.

Рис. 3. Последствия кризисов

В анализе конкретных кризисных ситуаций необходимо отслеживать пограничные линии

охвата социально-экономической системы, структуру этой системы и среду функционирования.

Каждый из нас на протяжении всей предшествующей жизни неоднократно встречался с понятием «кризис». Оно широко используется в нашей повседневности, когда мы говорим о кризисах перепроизводства, о духовно-нравственном кризисе общества, о кризисе в состоянии больного, о психологическом кризисе отдельной личности.

Теория кризисов появилась на психологическом горизонте сравнительно недавно. Начало было положено статьей Е. Линдеманн, опубликованной в 1944 году и посвященной анализу острого горя. По мнению ряда зарубежных психологов, на теорию кризисов повлияли четыре интеллектуальных движения:

* теория эволюции и ее приложения к проблемам общей и индивидуальной адаптации;

* теория достижения и роста человеческой мотивации;

* подход к человеческому развитию с точки зрения жизненных циклов;

* интерес к совладанию с экстремальными стрессами.

Среди идейных истоков теории кризисов также психоанализ (и в первую очередь такие его понятия, как психическое равновесие и психологическая защита), некоторые идеи К. Роджерса, а также теория ролей.

Дословно «кризис» (krisis) в переводе с греческого означает решение, поворотный пункт, исход. В психологии эта категория понимается:

во-первых, как жизненный кризис, то есть поворотный момент в жизни человека, а не общества;

во-вторых, как тяжелое переходное состояние, вызванное болезнью, стрессом, травмой и т.п.; как, эмоционально значимое событие или радикальное изменение статуса в персональной жизни.

По мнению А. Ребера, под кризисом понимаются резкие отклонения от обычной жизни, любые внезапные прерывания нормального хода событий в жизни индивида или общества, которые требуют переоценки моделей поведения, действий, мышления. Кризис - это общее значение потери обычных основ повседневной деятельности

Кризис - это сложное переходное состояние, возникающее в условиях невозможности (или затрудненности) жить, как прежде, и незнания, как жить дальше, связанное с мучительным переживанием своего нового «Я».

Стадии кризиса:

* шок и оцепенение (игнорирование травмирующих событий);

* осознание действительности и поиск смысла (гнев, чувство несправедливости, попытки «разрушить реальность)

* острое горе и отчаяние (душевная боль, трудности концентрации, утрата энергии);

* реорганизация и рождение нового (создание образа памяти).

Кризис как процесса переживания (Василюк Ф.Е.):

* внутренней необходимостью жизни личности является реализация своего жизненного замысла;

* психологическим «органом», осуществляющим замысел, несмотря на неизбежные трудности и сложности мира, является воля;

* когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения человека, воля оказывается бессильной (не в данный момент, а в принципе, в перспективе реализации жизненного замысла), возникает специфическая критическая ситуация - кризис;

* таким образом, кризис - это критический момент и поворотный пункт жизненного пути, когда реализация жизненного замысла серьезно затрудняется, либо становится невозможной;

* динамика возникновения и развития кризиса следующая: он начинается с развертывания борьбы мотивов в процессе осуществления жизненного замысла (испытания) и достигает апогея, когда индивид все так же остро ощущает актуальность своего сорвавшегося замысла и уверен в невозможности его реализации.

Процесс переживания может протекать в двух формах:

* когда, реализация жизненного замысла серьезно затрудняется и осложняется (при этом сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни);

* когда реализация жизненного замысла становится невозможной (в этом случае происходит метаморфоза личности, перерождение и принятие нового замысла, жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа «Я»).

Понимание и объяснение кризиса возможно лишь при анализе всей совокупности факторов (по крайней мере большинства), воздействующих на человека. Не менее важно отношение к человеку как к активному участнику своей повседневности, к человеку, осуществляющему активное конструирование повседневной реальности.

К числу основных событий повседневной жизни, способных привести к кризису, относят:

* смерть или тяжелую болезнь близкого человека;

* тяжелое заболевание, вызывающее страх смерти;

* отделение от родителей, семьи, друзей, любимой (привычной) работы, смену места жительства;

* изменение внешности;

* смена социальной обстановки;

* женитьба;

* резкие изменения социального статуса.

Основные причины возникновения кризиса:

* значимый «другой» ведет себя не так, как мы ожидаем:

* наше тело повергает нас в состояние болезни или травмы;

* происходят весьма значительные нарушения привычного хода событий (катастрофы, бедствия и др.).

Процесс переживания кризиса усугубляется действием ряда факторов , к которым можно отнести следующие.

1. Когнитивная ригидность, т.е. нежелание человека изменить собственные представления.

3. Наличие неверных представлений и установок («относительно безвредные в обычных обстоятельствах, они могут создавать проблемы на фоне сильного
стресса».

4.Инерция мышления.

5. Стремление избежать болезненных эмоциональных переживаний.

Каковы же характерные черты кризиса как явления? Обычно к ним относят следующие:

* кризис переживается как событие, не поддающееся (или слабо поддающееся) контролю. Если человеку угрожает стресс (опасность), он может попытаться спастись бегством. При кризисе нет действия, позволяющего уйти от стресса (опасности), невозможно такое преобразование действительности, которое разрешало бы ситуацию. Дж. Каплан к жизненным событиям, ведущим к кризису, относит такие, которые ставят перед индивидом проблему, «от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом»;

* кризис связан с открытием чего-то весьма не приятного для себя (потеря, опасность, унижение - все это разрушает мир привычных реалий и образ «Я»);

* кризис возникает неожиданно;

* кризис носит глобальный характер, то есть он связан не с какой-то одной проблемой или сферой жизнедеятельности, а затрагивает все сферы личности;

* кризис придает будущему неопределенный характер (само будущее ставится под вопрос), лишает возможности предсказать будущее;

* кризис разрушает привычный ход событий, жизни;

* кризис включает длительное страдание (как правило, процесс травмирующего переживания может продолжаться от двух до шести недель).

Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Кризис может пониматься и как этап в развитии социально-экономической системы, необходимый для устранения напряжения и неравновесия в ней. Может возникнуть ситуация, при которой механизмы, связанные с существующей системой регуляции, оказываются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, когда обостряются противоречия, развивающихся в недрах важных институциональных форм, определяющих режим накопления материальных благ. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными самые важные закономерности, на которых базируются организация производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и структура общественного спроса. Кризисы можно определить по факторам их проявления - наиболее значимым показателям, параметрам функционирования системы, свидетельствующим о наличии разбалансированности, острых противоречиях в ней. В отличие от фактора симптом кризиса - это первоначальный признак надвигающейся проблемы, показатель наиболее уязвимых сторон в функционировании системы. Типология кризисов включает отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, демографических, экологических, распределяемых таким образом, по структуре отношений в социально-экономической системе, по проблематике ее развития. Причем разные типы кризисов можно представить как цепочку, в которой разрыв одного звена, т. е. появление фактора одного из типов кризиса тянет за собой возникновение факторов других типов. Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельной организации. Это кризисы перепроизводства, падения продаж, противоречий во взаимоотношениях экономических агентов рынка, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ и разорения предприятий. Основными факторами экономического кризиса являются сокращение общего объема промышленного производства, производственных мощностей, рост уровня инфляции, гиперинфляция, снижение ВВП, внешнеторгового оборота, падение курсов ценных бумаг, развал в сельском хозяйстве, снижение инновационной активности предприятий, рост числа банкротств компаний. Политические кризисы характеризуются острыми противоречиями в политическом устройстве общества, затрагивающими интересы различных социальных групп, правящих элит, оппозиционных партий. Факторами политических кризисов являются: резкое снижение легитимности власти, ее обесценивание в глазах граждан, отсутствие у власти способности управления происходящими в обществе процессами, смена правящей верхушки, отставка правительства, "министерская чехарда", резкое обострение социальных конфликтов, приобретающих ярко выраженный политический характер. Острый политический кризис может протекать как: - конституционно-правовой, связанный с прекращением действия или ограничением основного закона страны; - кризис партийной системы, вызванный расколом в партиях, ведущих общественных силах; - правительственный кризис, связанный с ограничением или невозможностью государственно-административного воздействия; - внешнеполитический кризис, вызванный нарастанием внешних угроз, войн, падения международного авторитета страны. Социальные кризисы возникают при обострении противоречий и столкновении интересов различных социальных групп и часто являются продолжением экономических кризисов, потому что последние сопровождаются такими негативными социальными проявлениями, как падение уровня занятости, рост цен на потребительские товары, снижение уровня жизни граждан, сокращение государственных ассигнований на образование и здравоохранение.Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др. (см. приложение А ).Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые - с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Причины кризисов:

финансово-экономическая ситуация в стране;

острая конкуренция;

непрофессиональное управление (ошибочные решения);

рискованное развитие (стратегия);

кризисное управление (создающее конфликты, кризисы);

сложная социально-политическая обстановка;

природные катаклизмы.

В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возможность и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время

Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. И послекризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.

Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может или смягчать кризис или обострять его.

  • XIX и XX династии Египетских фараонов. Внутренняя и внешняя политика. Рамзес II и хетты. Причины упадка новоегипетской державы.
  • А. Конец династии Рюриковичей и вопрос о престолонаследии
  • Администрация Президента РФ: понятие, правовы основы, внутренняя структура.
  • 3. Виды и стадии банкротства

    Лекция 2. Тема 2. Антикризисное управление предприятием, организацией в условиях банкротства на основе комплексного экономического анализа

    1.Антикризисное регулирование и экономико-правовые условия управления предприятием, организацией;

    2.Функционально-стоимостный анализ (ФСА) - инструментарий поиска резервов предприятия.

    Лекция 3. Анализ вероятности наступления банкротства

    1.Значение, задачи и информационное обеспечение анализа. Способы и приемы анализа финансового состояния предприятия.

    2.Методы анализа вероятности наступления банкротства.

    3 Корректировка методик предсказания банкротства с учетом специфики отраслей.

    Лекция 4. Финансовое оздоровление

    1. Сущность, порядок и последствия финансового оздоровления.

    2. Управление должником в ходе финансового оздоровления.

    3. Окончание процедуры финансового оздоровления.

    4. Бухгалтерский учет финансовой помощи предприятию-банкроту.

    Лекция 5. Методические принципы составления ликвидационных балансов

    1. Экономическая сущность ликвидационных и нулевых балансов.

    2. Очередность удовлетворения требований кредиторов.

    3. Механизм составления промежуточного ликвидационного баланса.

    Лекция 1. Понятие и признаки несостоятельности и банкротства

    1. Понятие, причины возникновения кризисов и их виды.

    2. Понятия несостоятельности и банкротства.

    3. Виды и стадии банкротства.

    Вопрос 1. Понятие, причины возникновения кризисов и их виды

    В самом общем виде кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

    Сущность кризиса в терминах экономики можно определить следующим образом:

    - кризис - это рассогласование в деятельности отдельных систем организации (экономической, финансовой, социальной и др.);

    - кризис - это неплатежеспособность, это нарастающая опасность банкротства и ликвидации организации.

    Представление о кризисе теснейшим образом связано с сущностью и деятельностью организации. Так, в современной литературе понятие «организация» рассматривается как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей; как обособленная общественная ячейка в общей системе общественного разделения труда. В качестве организаций могут рассматриваться: отдельная фирма, банк, компания, предприятие, учреждение образования и т. п.



    Для понимания сущности кризиса и его природы рассмотрим две тенденции существования организации: функционирование и развитие.

    Функционирование - это поддержание жизнедеятельности организации, сохранение ее целостности, качественной определенности, сущностных характеристик. Развитие - это приобретение организацией нового качества, укрепляющего ее жизнестойкость в условиях изменяющейся внешней среды.

    Функционирование и развитие взаимосвязаны между собой, отражают диалектическое единство основных тенденций социально-экономической системы. Функционирование организации предполагает обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность. Функционирование организации возможно лишь при определенном соответствии этих факторов производства, а результат должен отвечать интересам и потребностям человека.



    Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и в человеке. Критерием этих изменений является повышение производительности труда, возникновение новой технологии, повышение эффективности производства.

    Связь функционирования и развития имеет диалектический характер. Функционирование сдерживает развитие, а развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для более устойчивого функционирования организации в перспективе. То есть возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов.

    Таким образом, наступление кризисов вызывается не только субъективными, но и объективными причинами, самой природой организации.

    Кризисы могут также возникать и в самих процессах функционирования. Например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями ее использования.

    Понятие кризиса тесным образом связано с понятием социально-экономической системы, которая может проявлять способность своего существования в двух направлениях. Это функционирование (сохранение своих особенных функций для поддержания целостности) и развитие (приобретение новых качеств и функций в условиях изменяющейся внешней среды).

    Рис. 1. Возникновение опасности кризиса в социально-экономической системе

    Причины кризиса могут быть:

    Объективными - связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации;

    Субъективными - порожденные ошибками и недостатками в управлении.

    Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Внешние - связаны с несовершенством управления на макро- и микроэкономических уровнях, с инновациями (новые научные знания, развитие научно-технического прогресса), с природными изменениями (например, ухудшение экологической ситуации), наконец, с обстоятельствами непреодолимой силы. Внешние причины для возникновения и развития кризиса существуют всегда, поэтому так важно предвидеть его возможные проявления. Внутренние - связаны с неэффективным менеджментом на предприятии из-за непрофессионализма персонала, усложнения-деятельности вследствие роста масштабов бизнеса и консерватизма личности.

    Кризисы различаются по своей сути, причинам проявления и последствиям. Классификацию кризисов обычно связывают с выбором средств и способов управления ими (рис. 2).

    Рис. 2. Типология кризисов

    Причины кризиса могут носить объективный и субъективный характер. Из-за изменений в окружающей среде их можно назвать внешними, а, к примеру, неэффективный менеджмент или тихий саботаж персонала можно отнести к внутренним причинам. Причины кризиса могут носить случайный характер и проявляться в результате ошибок и просчетов менеджмента.

    Последствия кризисов могут привести к обновлению или разрушению, оздоровлению или возникновению нового кризиса, ослаблению или его обострению, плавному выходу или резкому усугублению кризиса.

    Рис. 3. Последствия кризисов

    В анализе конкретных кризисных ситуаций необходимо отслеживать пограничные линии охвата социально-экономической системы, структуру этой системы и среду функционирования.

    В условиях разразившегося мирового финансового кризиса в сентябре 2008 года вновь наблюдается рост интереса к проблемам цикличности, неравномерности общественного развития, его переходным формам, возможностям прогнозирования и регулирования экономического развития муниципальных образований.

    Естественно предположить, что органы местного самоуправления, обладая значительными материальными, финансовыми, организационными, информационными и другими ресурсами, оказывают существенное влияние на способы реализации государственной антикризисной политики на их территории. Одной из специфических особенностей системы муниципального управления в условиях рыночной экономики является двойственная роль органов местного самоуправления в хозяйственных процессах. С одной стороны, они являются крупными собственниками и активными участниками хозяйственных отношений, с другой стороны, обладая властными полномочиями, имеют возможность непосредственно регулировать эти отношения путем издания соответствующих нормативных правовых актов. Такое положение требует обоснования научных подходов к пониманию сущности и природы кризисных явлений, к определению места и роли антикризисного управления в системе управления территорией.

    Целью данной работы является изучения кризисов. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

    Дать определение понятию кризиса;

    Определить стадии развития кризиса;

    Определить причины возникновения кризиса;

    Определить основные типы кризисов и методы их преодоления.

    1 кризис: понятие, причины, стадии

    1.1 Понятие кризиса

    Экономический кризис (др.-греч. Krisis – поворотный пункт) – серьезные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.

    Возможность и необходимость возникновения экономических кризисов определяются противоречиями между производством и потреблением товаров. По мере развития рыночной экономики, товарного и денежного обращения увеличивается вероятность обострения этого противоречия, так как исчезают прямые экономические связи. В них вклиниваются интересы посредников. Возникает региональная и отраслевая структура экономики, и это происходит в условиях общей интеграции экономической жизни.

    Разделение труда, развитие специализации и кооперации обостряют противоречие между производством и потреблением. Это противоречие проявляется также в разрыве производства и потребления как во времени, так и в пространстве. Обострение противоречия становится не только заметным, но и регулярным и протекает как периодически наступающие экономические кризисы.

    В докапиталистических способах производства экономический кризис проявлялся в виде недопроизводства материальных благ. При капитализме он наиболее остро проявляется в перепроизводстве.

    Проявление этого противоречия в разные исторические периоды и в различных странах имеет свою специфику. Однако кризис как любое явление общественного развития имеет определенные особенности. Сущность экономического кризиса проявляется в значительном рассогласовании производства и потребления. Это нарушает нормальное функционирование всей экономической системы и проявляется в перепроизводстве товаров по отношению к платежеспособному совокупному спросу, нарушении процесса условий воспроизводства общественного капитала, массовых банкротствах фирм, росте безработицы и других социально-экономических потрясениях .

    1.2 Причины возникновения экономических кризисов

    Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

    Противоречие между производством и потреблением – главная, но не единственная причина экономических кризисов. Истоками экономических кризисов являются комплексы противоречий, которые накапливаются и обостряются в разнообразных процессах экономического развития. Многие противоречия и их обострение можно предвидеть, но не всегда можно полностью их устранить. Изменение потребностей и интересов человека, а следовательно, и спроса на те или иные виды продукции, естественно и закономерно. Производство до определенной степени является инертным и может лишь периодически перестраиваться. Научно-технический прогресс, который определяет возникновение новых технологий, также имеет импульсивный характер: накопление потенциала новых открытий и – реализация его в технологических решениях; он же, по мнению многих специалистов, определяет и продолжительность циклов.

    Но непосредственными причинами экономических кризисов могут быть разнообразные события не только экономического, но и социально-политического характера. В этом обнаруживается связь экономики и социально-политической жизни общества.

    Точки зрения о причинах экономических кризисов весьма противоречивы. Воздействие одних и тех же факторов на цикличность экономического развития в разные периоды и на разных этапах различно, и проявление их в отдельных государствах имеет отличительные особенности. Потребность в обновлении основного капитала является стимулом экономического оживления. Исходным толчком служит замена оборудования и технологии, поэтому обновление основного капитала является материально-технической основой экономического цикла и причиной возникновения кризиса. Сокращение периодов цикла (с 10-11 лет в ХIХ в. до 7–8 лет в предвоенные и 4–5 лет в послевоенные годы ХХ в.) характеризует ускорение развития НТП в современном мире.

    Причины кризиса могут быть объективными, связанными с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации; субъективными, отражающими ошибки и волюнтаризм в управлении; природными, обусловленными особенностями климата, землетрясениями и др.

    Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Например, для фирмы внешние причины кризиса могут быть связаны с тенденциями и стратегиями макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политическими ситуациями в стране, а внутренние причины – с рискованными стратегиями маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

    Если понимать кризис таким образом, то можно констатировать, что опасность кризиса существует всегда, что его необходимо предвидеть и прогнозировать.

    Рис. 1 Причины кризисов

    В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и последствия – возможно, обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса, может быть, даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция .

    1.3 Стадии кризисного процесса в экономике

    Необходимо разделение кризисного процесса на различные стадии связана в первую очередь с тем, чтобы определить точку и время применения мероприятий по оказанию влияния на кризис, недопущению и преодолению кризиса.

    Кристек характеризует стадии кризисного процесса с точки зрения возможностей, потенциала преодоления кризиса и раннего оповещения о нем.

    Отдельные стадии кризисного процесса по Кристеку можно описать следующим образом:

    1. Стадия: потенциальный кризис

    Кризис предприятия как процесс находит свое начало в фазе потенциального, т.е. только возможного но еще не реального кризиса предприятия. И из-за отсутствия достоверных симптомов кризиса данное состояние предприятия характеризуется как квазинормальное, т.е. практически как состояние в котором постоянно находится предприятие, и оно дает время/точку отсчета возникновения кризиса на предприятии.

    2. Стадия: латентный/скрытый кризис

    Эта фаза кризисного процесса характеризуется скрытым уже имеющимся или с большой вероятностью скоро начинающимся кризисом, воздействия которого не определяемы имеющимся в наличии у предприятия стандартным инструментарием. Но применение специальных методик раннего распознавания позволяет на этой стадии оказать активное воздействие на латентный кризис с помощью предупреждающих мероприятий.

    В общем на данной стадии имеющийся в наличии у предприятия потенциал преодоления кризиса как правило не используется в полном объеме. Основной упор здесь лежит в применении систем раннего оповещения/распознавания.

    3. Стадия: острый преодолимый кризис

    На этом этапе начинается непосредственное ощущение предприятием исходящего от кризиса негативного воздействия. Вместе с этим усиливается интенсивность реальных, против предприятия направленных деструктивных воздействий, что вызывает резкую нехватку, давление времени, срочность/неотложность принятия решений. При дальнейшем уменьшении альтернативных вариантов действий из-за исчерпывания имеющегося в наличии времени повышаются требования по нахождению действенных путей решений проблем (факторов преодоления кризиса). На этом этапе для преодоления кризиса требуется мобилизация все больших сил предприятия и исчерпываются полностью имеющиеся в наличие резервы по преодолению кризиса. На данной стадии еще есть возможность преодоления (обуздание) острого кризиса, т.к. имеющийся в наличии потенциал преодоления кризиса достаточен для того чтобы справиться с кризисом. Повышаются до предела требования к преодолению кризиса, и мероприятия по преодолению кризиса должны проявить свое действие на улучшение ситуации за очень незначительный промежуток времени, имеющийся в распоряжении.

    4. Стадия: острый не преодолимый кризис

    Если не удается обуздать острый кризис, то предприятие вступает в последнюю стадию развития кризисного процесса, которая заканчивается ликвидацией предприятия. На этом этапе требования для преодоления кризиса значительно превышают имеющийся потенциал. Преодоление кризисного процесса не возможно, в особенности из-за отсутствия или неудачных мероприятий, действий, из-за экстремально сильного давления времени и из-за усиливающейся интенсивности направленных против предприятия деструктивных воздействий .

    2 Классификация кризисов

    Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. Можно сделать разветвленную классификацию кризисов, которая необходима и предназначена для дифференциации средств и способов управления ими. Если есть понятие и понимание характера кризиса, тогда больше возможность снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания (рис. 2).

    Рисунок 2 – Типология кризисов

    В целях диагностики и разработки адекватной антикризисной стратегии можно применить следующую классификацию кризисов.

    1. По причинам возникновения.

    1.1. Стратегический кризис – затрагивает все сферы местной экономики, возникает при потере администрацией стратегического видения проблем развития территории, при желании сохранить преимущественно административный механизм управления и отказе переходить на рыночные методы хозяйствования. Особенно характерен для территорий с относительно высокой долей государственного и муниципального сектора.

    1.2. Кризис «успеха» – возникновение неплатежеспособности в связи с недостатками менеджмента, когда наблюдается необоснованный рост расходов бюджета, что в будущем может привести к необходимости расширенного использования заемных средств. Выражается в снизившейся доле собственных доходов бюджета.

    1.3. Кризис неплатежеспособности – внешнее проявление нарушений в функционировании территориальной системы, когда муниципальное образование не способно погасить свои долги. Причиной такого кризиса чаще всего является несвоевременное поступление средств в местный бюджет от других уровней бюджетной системы, разовые незапланированные расходы бюджета, необходимость формировать резервные фонды. Кредиторы отказываются ждать оплату за поставленные товары и оказанные услуги, а также выполнять работы или услуги по муниципальному заказу без предоплаты, банки отказывают в дальнейшей выдаче кредитов. Кризис неплатежеспособности может быть устранен за короткое время, но при частом возникновении фактов неплатежеспособности с некоторого момента платежи резко прекращаются.

    2. По длительности.

    2.1. Долгосрочный – для стратегического кризиса.

    2.2. Среднесрочный – для кризиса «успеха».

    2.3. Краткосрочный – для кризиса неплатежеспособности.

    3. По стадиям.

    3.1. Обратимые кризисы – администрация муниципального образования самостоятельно или с участием заинтересованных сторон производит преобразования в экономической, финансовой, социальной и политической сферах, в результате которых восстанавливает платежеспособность.

    3.2. Необратимые кризисы – администрация муниципального образования не в состоянии самостоятельно разрешить кризисную ситуацию, требуется федеральное вмешательство.

    4. По сфере возникновения.

    4.1. Эндогенные кризисы – возникают внутри муниципального образования, как правило, в результате ошибочного управления. Для его выявления необходимы дополнительные исследования в области маркетинга и менеджмента на основе внутреннего анализа.

    4.2. Экзогенные кризисы возникают по причинам, не зависящим от муниципального образования – высокий уровень инфляции, высокие проценты по кредитам, нестабильность налоговой системы и межбюджетных отношений, социальная напряженность, несовершенство системы государственного регулирования цен и тарифов, особенно на услуги субъектов естественных монополий и др. Для диагностики необходимы дополнительные исследования региональных и местных рынков ссудного капитала, рабочей силы и др.

    5. По природе.

    5.1. Экономические . В основе экономических кризисов нерациональное использование ресурсов (трудовых, природных, земельных, производственных) или их недостаток в силу невыгодного географического положения или истощения месторождений природных ископаемых, физического и морального износа основных фондов, низкой квалификации рабочих и управленческих кадров, неэффективного использования муниципальной собственности, низкой инвестиционной привлекательности территории.

    5.2. Бюджетно-финансовые кризисы возникают в связи с несбалансированной бюджетной политикой, низкой налоговой базой местного самоуправления, несвоевременным или неполным поступлением налогов и других обязательных платежей, высоким уровнем заимствований, низкой платежной дисциплиной, недостаточным правовым и методическим обеспечением системы управления муниципальным долгом, прямыми нарушениями финансовой дисциплины, выполнением муниципальными образованиями отдельных государственных полномочий без соответствующей финансовой или имущественной поддержки.

    5.3. Общественно-политические кризисы объективно присущи территориальным системам и могут возникать как результат неадекватной политики местных властей, внутренней борьбы между политическими партиями и течениями, утраты контроля над ситуацией со стороны главы администрации, личных амбиций отдельных политических лидеров.

    5.4. Социальные кризисы связаны с национальными, этническими, религиозными конфликтами, а также с высоким уровнем безработицы, резкой дифференциацией доходов населения и невозможностью получить весь необходимый пакет социальных услуг по минимальным социальным стандартам.

    5.5. Экологические кризисы и чрезвычайные ситуации возникают вследствие стихийных бедствий, природных и техногенных катастроф, неадекватного воздействия человека на окружающую среду, животный и растительный мир и непринятия своевременных мер по их защите. Характерно ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, возникновение эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.

    6. По масштабу.

    6.1. Национальные – охватывают территорию всей страны.

    6.2. Региональные – охватывают территорию отдельного субъекта федерации или территорию нескольких муниципальных образований, расположенных в разных субъектах федерации, но имеющих общие границы.

    6.3. Местные – охватывают территорию отдельного муниципального образования или локальные кризисные территории внутри крупных муниципальных образований.

    7. По глубине.

    7.1. Локальные – затрагивают отдельные подсистемы территориальной системы управления, выделенные по предметному, функциональному или другому признаку.

    7.2. Системные – затрагивают все подсистемы территориальной системы управления.

    8. По периодичности.

    8.1. Циклические кризисы связаны с циклическими колебаниями экономики.

    8.2. Нециклические кризисы не связаны с циклическими колебаниями экономики, а вызваны причинами объективного или субъективного характера .

    3 преодоление кризисов

    3.1 Методы преодоления кризисов на муниципальном уровне

    Изучение проблем антикризисного управления в муниципальных образованиях можно вести в четырех направлениях:

    1) участие органов местного самоуправления в финансовом оздоровлении предприятий-должников;

    2) участие органов местного самоуправления в процедурах антикризисного управления (банкротства) муниципальных предприятий и муниципальными организациями;

    3) антикризисное управление муниципальным образованием как единым хозяйственно-территориальным комплексом.

    В настоящее время, по мере становления и развития новых форм территориального управления, становится очевидным, что муниципальные образования и регионы являются сложными социально-экономическими системами, подверженными кризисам так же, как и системы производственные. В связи с этим в общей системе антикризисного управления целесообразно выделить антикризисное управление территориальными системами(рисунок 3).



    Рисунок 3 – Структура понятия «антикризисное управление»

    Если рассматривать кризис территории как период, характеризуемый наибольшей вероятностью возникновения ситуаций, при которых условия ее устойчивого развития оказываются невыполнимыми, то в самом общем виде антикризисное управление муниципальным образованием можно определить как один из важнейших постоянно реализуемых видов деятельности органов местного самоуправления, обеспечивающий сохранение определенной структуры местной экономики, ее устойчивое развитие и сглаживание негативных последствий кризисов различной природы.

    В современной литературе принято давать узкую и широкую трактовку понятия «антикризисное управление», а также разделять понятия «антикризисное управление» и «антикризисное регулирование».

    Антикризисное управление муниципальным образованием в узком смысле слова можно рассматривать как комплекс мероприятий по восстановлению платежеспособности муниципального образования и удовлетворению требований кредиторов .

    Платежеспособность – способность муниципального образования своевременно и полностью выполнять свои обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера.

    Неплатежеспособность финансовое положение муниципального образования, при котором оно не может своевременно погашать свои финансовые обязательства.

    Муниципальное образование признается неплатежеспособным , т.е. не способным обеспечить обслуживание и погашение своих обязательств, при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

    Отказ органов местного самоуправления от исполнения обязанности по погашению и (или) обслуживанию своих обязательств, а также непредставление ответа на предъявленные требования кредиторов в установленные законодательством или договором сроки;

    Отсутствие на счете местного бюджета средств, необходимых для исполнения решения суда о взыскании денежных средств для погашения и (или) обслуживания обязательств муниципального образования;

    Недостаточность объема предусмотренных местным бюджетом ассигнований на погашение и обслуживание муниципального долга для финансирования указанных расходов исходя из сроков исполнения долговых обязательств.

    Причинами неплатежеспособности муниципального образования могут быть:

    Нарушение процедуры подготовки и рассмотрения проекта бюджета; ошибки в самой логике разработки и рассмотрения проекта бюджета; отсутствие системы казначейского исполнения бюджета;

    Отказ администраций субъектов РФ принимать в расчет фактические долги муниципальных образований при рассмотрении объема трансфертов; неясность процедуры выяснения отношений между органами государственной власти, местного самоуправления и кредитором;

    Несоблюдение принципа единства кассы. Переход на казначейское исполнение бюджетов в муниципальных образованиях осуществлен частично. Несмотря на то что казначейское исполнение бюджета закреплено в Бюджетном кодексе РФ, в муниципалитетах нарушаются основные принципы казначейства, в частности – единство кассы: по факту доходы бюджетов зачисляются на разные счета;

    Отсутствие сводной информации о полном внутреннем долге, поскольку кредиторская задолженность не входит в состав внутреннего долга; в долг бюджета переоформляется лишь незначительная часть просроченной кредиторской задолженности муниципальных предприятий и организаций, в то время как большинство предприятий ЖКХ и муниципального городского пассажирского транспорта фактически являются банкротами;

    Отсутствие системы консолидированного учета кредиторской задолженности муниципальных предприятий и учреждений. Формат ведения долговой книги не позволяет адекватно отслеживать ситуацию с задолженностью перед предприятиями-поставщиками топливно-энергетических ресурсов и принимать соответствующие управленческие решения;

    Отсутствие системы муниципального заказа и контроля цен товаров, работ, услуг, приобретаемых за счет средств бюджета.

    Антикризисное управление муниципальным образованием в широком смысле – это применение антикризисных процедур по отношению к конкретной территории с целью недопущения кризиса или сглаживания его негативных последствий.

    Антикризисные процедуры в этом понимании включают:

    1) анализ внешней среды и внутреннего потенциала территории (имущественного, финансового, налогового, природного, географического и др.), а также ее конкурентных преимуществ на основе SWOT-анализа;

    2) бюджетный анализ на основе сопоставления собственных и регулирующих доходов муниципального образования, прогноз доходов и расходов бюджета;

    3) диагностику возникновения кризисных ситуаций с целью принятия адекватных причине появления кризиса мер;

    4) разработку антикризисной стратегии;

    5) разработку антикризисной программы развития территории, в т.ч. краткосрочных мероприятий по реструктуризации задолженности, увеличению доходов и снижению расходов бюджета и долгосрочных мер по реструктуризации основных отраслей, градообразующих предприятий, оздоровлению местных финансов;

    6) создание структур для организации управления программой и последующий контроль за ходом ее реализации .

    3.2 Принципы антикризисного управления территорией

    1. Принцип единства целей управления на разных уровнях иерархии (федерация, субъект федерации и муниципальное образование).

    2. Принцип адекватности. Методы разработки и принятия решений в кризисной ситуации должны быть адекватны реальной ситуации. Антикризисные управляющие должны обладать более высоким уровнем квалификации по сравнению с управляющими в обычных условиях с тем, чтобы быстро и адекватно реагировать на изменение внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие территории.

    3. Принцип системного подхода к решению поставленных задач. Система антикризисного управления развитием территории рассматривается как сложная социально-экономическая система и построена как совокупность функциональных, обеспечивающих и предметных подсистем (подсистемы антикризисного управления собственностью, жилищно-коммунальным хозяйством, градообразующими предприятиями, социальной сферой и др.), поэтому необходимо постоянно анализировать политические, социальные, экономические, финансовые, экологические, правовые, техногенные и другие факторы, которые влияют на каждую из этих подсистем и в совокупности обеспечивают устойчивое развитие территории.

    4. Принцип целенаправленности. Антикризисное управление может быть эффективно только при наличии глубоко проработанного плана финансового оздоровления территории, который базируется на миссии территории – обеспечении устойчивого социально-экономического развития муниципального образования. Такая стратегия антикризисного управления полностью соответствует следующим локальным целям в период кризиса: (1) обеспечение текущих платежей – текущая деятельность администрации муниципального образования должна быть организована таким образом, чтобы при ее осуществлении как минимум рассчитаться с кредиторами, в т.ч. с бюджетами других уровней бюджетной системы; (2) накопленных финансовых средств должно быть достаточно для того, чтобы по окончании особых процедур антикризисного управления рассчитаться с ранее возникшей и «замороженной» на момент введения особого режима кредиторской задолженности; (3) недопущение возникновения задолженности в будущем.

    5. Принцип ведущего звена. В силу многоаспектности и разноплановости процесса анти­кризисного управления муниципальным образованием необходимо выбирать и реализовывать реально достижимые цели. Как правило, при наличии двух равновеликих целей приоритет принадлежит ближайшей из них – обеспечению текущих платежей.

    6. Принцип оптимальности. В процессе разработки и принятия управленческих решений необходимо определить некоторые критерии оптимальности. Каждое решение принимается таким образом, чтобы выбранный критерий оптимальности имел экстремальное значение при некоторых ограничительных условиях. Различные ограничения и их комбинации обусловливают различные варианты управленческих решений. Очевидно, что одним из критериев должен стать бюджетный эффект – разница между доходами, полученными по результатам антикризисной программы, и расходами на ее разработку и реализацию.

    Каждое из описанных выше направлений формирования современной системы антикризисного управления территорией, безусловно, требует более детальной проработки и уточнения, однако единый концептуальный подход к построению муниципальной системы антикризисного управления на основе единой методологии позволит обеспечить эффективное управление кризисными территориями и создать предпосылки для их устойчивого развития в будущем.

    Заключение

    Экономическая теория исходит из предпосылки, что циклические колебания и кризисы являются необходимыми составляющими экономического развития, поэтому многие современные исследования посвящены проблемам создания и организации функционирования системы стабилизационных мер, сглаживающих негативные моменты цикличности (в т.ч. на местном уровне).

    Стабильное или нестабильное финансовое состояние предприятий напрямую влияет на местные бюджеты, которые, в свою очередь, являются индикаторами экономического состояния территории. Именно в таком контексте, как правило, рассматривается система антикризисного управления территорией. Однако защитные механизмы риск-менеджмента, применяемые в настоящее время на микроуровне (на уровне отдельных предприятий), которые способствуют раннему обнаружению, предупреждению и ограничению даже слабых сигналов кризиса, в той или иной степени могут быть адаптированы и к территориальным системам в целом.

    1. Балдин К. В. Антикризисное управление. М.: «Дашков и К», 2005. 316 с.

    2. Брылёв Н.И. Кризис. Общее понятие, определение, признаки. URL: http://www.nbrilev.ru/krizis.htm (дата обращения 20.01.2011).

    3. Коротков Э.М. Антикризисное управление. М.: Инфра-М, 2003. 432 с.

    4. Лебедев И.Н. Понятие и сущность кризисов, фазы экономического кризиса. URL: http://eumtp.ru/?p=933 (дата обращения 20.01.2011).

    5. Мау В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису / Вопросы экономики. 2009. № 2. С. 4-24.

    6. Основы функциональной реструктуризации организации в условиях кризиса. Программно-методический комплекс КИС:Бюджетирование 2.2. URL: http://www.smartcat.ru/Management/sunkcostsM.shtml (дата обращения 20.01.2011).

    7. Ряховская А.Н. Антикризисное управление в муниципальных образованиях. Попытка оценки перспектив. URL: http://www.anticrisis.ru/01_910_02.htm (дата обращения 20.01.2011).

    8. Хубиев К. Особенности российского экономического цикла / Экономист. 2009. № 3. С. 38-45.


    © 2024
    russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал