09.03.2023

Минфин отложил применение федеральных стандартов бухучета. Новый закон «О бухгалтерском учете»: система регулирующих практику документов К отраслевым стандартам бухгалтерского учета относятся


Национальные бухгалтерские стандарты

В большинстве странах, в том числе и в России, национальные бухгалтерские стандарты разрабатываются на основе МСФО. К тому же ориентация на исторически сложившиеся стандарты ведения учета сомнительна, поскольку отечественная учетная практика в условиях рынка прервалась на несколько десятилетий. За это время принципы организации рыночной экономики претерпели существенные изменения. Текущий опыт зарубежных стран в организации бухгалтерского учета будет весьма полезен.

Необходимость и логичность комплексного подхода к реформированию системы бухгалтерского учета и отчетности диктуется не только причинами методологического характера, но и чисто прикладными аспектами бухгалтерской деятельности. С обретением хозяйственной самостоятельности все большее число предприятий включается в международный бизнес. Поэтому методологические основы международных стандартов учета и отчетности легли в основу подготовки отечественных стандартов бухгалтерского учета. Однако такой подход не предполагает полный демонтаж существующей системы учета. Речь идет о серьезных изменениях, связанных с естественным расширением круга объектов учета, приданием гибкости в применении существующих и введением принципиально новых методик учета, изменением места бухгалтера в управлении хозяйственными процессами.

Стандарты бухгалтерского учета России (ПБУ) определяют основные правила, устанавливающие порядок учета и оценки определенных объектов бухгалтерского учета. ПБУ конкретизируют Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". В настоящее время в России разработаны и утверждены 24 стандарта по бухгалтерскому учету и отчетности. В 2014 г. ожидается принятие двух новых ПБУ – "Аренда", "Вознаграждения работников" и еще три ПБУ, предусматривающими внесение существенных изменений в действующие ПБУ, главным образом, направленные на сближение этих ПБУ с МСФО – "Основные средства", "Запасы" и "Доходы и расходы".

Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:

  • – название и номер ПБУ;
  • общие положения (указывается сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета);
  • – определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учета);
  • – оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);
  • – порядок учета (описывается порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта учета);
  • – раскрытие информации (указывается состав информации, подлежащей раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности).

Отечественные ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов.

В 2013–2014 гг. принимается ряд ПБУ, которые позволят максимально сблизить отечественные стандарты в соответствии с МСФО.

Рассмотрим сравнительную характеристику действующих в настоящее время МСФО и РСБУ1 (табл. 1.1).

Основные задачи, объекты и принципы бухгалтерского учета (правила, допущения и требования)

Бухгалтерский учет – формирование документизированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета.

Главная цель бухгалтерского учета-.

  • – формирование полной и достоверной информации для обеспечения внутренних и внешних пользователей;
  • – анализ информации для выявления тенденций развития предприятия, принятие управленческих решений.

Таблица 1.1

Сравнительная характеристика международных и отечественных стандартов учета и отчетности

Стандарт

Наименование

Стандарт

Наименование

Стандарты, устанавливающие структуру отчетов

"Представление финансовой отчетности"

  • 2. Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н

"Отчет о движении денежных средств"

"Промежуточная финансовая отчетность"

  • 1. "Бухгалтерская отчетность организации".
  • 2. Проект Федерального закона "Об официальном бухгалтерском учете"

"Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибках"

  • 1. ПБУ 1/2008.
  • 2. ПБУ 22/2010
  • 1. "Учетная политика организации".
  • 2. "Исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности"

Стандарты, устанавливающие порядок учета активов и их обесценение

"Основные средства"

  • 1. "Учет основных средств".
  • 2. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)"

" Нематериальные активы"

"Учет нематериальных активов"

"Обесценение активов"

Отдельные

  • 1. 11БУ6/01.
  • 2. ПБУ 14/2007

"Учет основных средств".

"Учет нематериальных активов"

"Учет материально-производственных запасов"

  • 1. Глава 34 ГК.
  • 2. Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)"

Стандарты, связанные с финансовыми результатами компании. Налоги на прибыль

"Выручка"

"Доходы организации"

"Налоги на прибыль"

"Учет расчетов по налогу на прибыль"

"Прибыль на акцию"

Приказ Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29н "Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию"

Стандарты, связанные с объединением бизнеса и участием в совместной деятельности

"Объединение предприятий"

  • 1. "Учет нематериальных активов".
  • 2. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности".
  • 3. Часть первая ГК

"Консолидированная

отчетность"

  • 1. Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
  • 2. Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности"

"Операционные сегменты"

"Информация по сегментам"

Прочие стандарты

"Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции"

"Первое применение МСФО"

В России отсутствует аналог данного стандарта

"События после отчетной даты"

"События после отчетной даты"

"Вознаграждения работникам"

Следует руководствоваться нормами "ГК и НК

"Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи"

"Учет государственной помощи"

"Влияние изменений обменных курсов валют"

"Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте"

"Затраты по займам"

"Учет расходов по займам и кредитам"

"Раскрытие информации о связанных сторонах"

"Информация о связанных сторонах"

"Учет и отчетность по пенсионным планам"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Порядок реализации права граждан России на трудовые пенсии устанавливается Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

"Инвестиции в ассоциированные предприятия"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Данный учетный вопрос затронут лишь в приказе Минфина России от 30 декабря 1996 г. .К" 112 "Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности"

"Финансовые инструменты: представление информации"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Данный учетный вопрос затронут в Положении ЦБ РФ от 14 ноября 2007 г. № 313-П "О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска"

"Резервы, условные обязательства и условные активы"

"Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы"

"Финансовые инструменты: признание и оценка"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Данный учетный вопрос затронут в приказе ФСФР России от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", а также в НК

"Инвестиционное имущество"

  • 1. ПБУ6/01.
  • 2. ПБУ 2/2008

"Учет основных средств".

"Учет договоров строительного подряда"

"Сельское хозяйство"

В России отсутствует аналог данного стандарта. В российском учете биологические активы включаются в состав основных средств

"Платеж, основанный на акциях"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Данный учетный вопрос частично затрагивается в приказе Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29н "Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию", а также в НК

"Договоры страхования"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Вопросы по договорам страхования затрагиваются в ГК и НК

"Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Данные вопросы частично рассматриваются в ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности"

"Разведка и оценка запасов полезных ископаемых"

"Учет затрат на освоение природных ресурсов"

"Финансовые инструменты: раскрытие информации".

"Финансовые инструменты"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Основные правила ведения учета в банках" содержатся в Положении ЦБ РФ от 16 июля 2012 г.

№ 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации"

"Совместная деятельность" (с 2013 г. отменяет МСФО (IAS) 31 "Участие в совместном предпринимательстве")

В России отсутствует аналог данного стандарта.

Вопросы, связанные с совместной деятельностью содержатся в гл. 55 ГК, порядок ведения учета результатов совместной деятельности частично регламентируется ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений"

"Раскрытие информации об участии в других организациях" (с 2013 г. сводит воедино и совершенствует требования к раскрытию информации, необходимые для дочерних предприятий, совместных предприятий и ассоциированных компаний, прежде содержащиеся в МСФО (IAS) 27, 28 и 31)

В России отсутствует аналог данного стандарта.

Частично информация об участии в других организациях раскрывается:

  • 1) в приказе Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н;
  • 2) федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности"

"Определение справедливой стоимости"

В России отсутствует аналог данного стандарта

Для достижения вышеуказанных целей необходимо выполнение следующих задач:

  • формирование полной, достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия;
  • – контроль за соблюдением законодательства РФ;
  • – контроль за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с нормами, нормативами и сметами;
  • – выявление внутрипроизводственных резервов и их эффективное использование;
  • – контроль оплаты труда работникам предприятия;
  • – своевременное и точное определение фактических затрат на производство продукции (работ, услуг);
  • – точный и своевременный учет финансовых результатов (прибылей, убытков);
  • – правильное исчисление и своевременное перечисление в бюджет налоговых платежей;
  • – своевременное выполнение обязательств предприятия перед органами социального страхования, перед банком, поставщиками и подрядчиками, заказчиками и покупателями, учредителями и другими контрагентами;
  • – своевременное истребование дебиторской задолженности;
  • – получение необходимых данных для составления балансов и отчетов и своевременное их предоставление в соответствующие органы.

Объектом бухгалтерского учета выступает финансово-хозяйственная деятельность организации, состоящая из:

  • 1) объектов, составляющих хозяйственную деятельность организации;
  • 2) объектов, обеспечивающих хозяйственную деятельность организации.

К объектам, составляющим хозяйственную деятельность организации, относят: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты, например капитал организации.

Рассмотрим объекты, составляющие хозяйственную деятельность. Их можно объединить в две основные группы.

Источники хозяйственных средств также делятся на две группы.

Хозяйственные процессы делятся:

  • 1) на процесс заготовления (приобретения), в ходе которого приобретаются материально-производственные запасы, необходимые для обеспечения производственного процесса;
  • 2) процесс производства, в ходе которого производится продукция, выполняются работы, оказываются услуги;
  • 3) процесс реализации, в ходе которого формируется конечный финансовый результат организации (прибыль или убыток).

Результатом заготовления и производства является экономия или перерасход.

Результатом реализации является прибыль или убыток.

Под методом бухгалтерского учета понимают совокупность способов и приемов ведения бухгалтерского учета с использованием основополагающих элементов. Основными элементами метода бухгалтерского учета выступают:

  • 1) счета и двойная запись. Бухгалтерские счета – специальные регистры, предназначенные для учета хозяйственных средств и источников их формирования. Метод двойной записи – способ взаимосвязанного отражения хозяйственной операции на двух различных счетах в одной и той же сумме;
  • 2) документация – письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Надлежаще оформленные и принятые к учету документы сдаются в архив. Путь прохождения документа от даты выписки до даты сдачи в архив называют документооборотом. Документооборот организации определяется в соответствии с графиком документооборота, утверждаемым руководителем предприятия;
  • 3) оценка имущества и обязательств – денежное выражение всех средств предприятия с помощью цен. Активы организации, как правило, отражаются по себестоимости их приобретения и заготовления, а обязательства – в сумме фактически образовавшейся дебиторской и кредиторской задолженности, величина которой подтверждена документально и вытекает из соглашений между сторонами сделки;
  • 4) инвентаризация – проверка фактического наличия материально-производственных запасов, внеоборотных активов, финансовых обязательств и денежных средств и сравнение полученных результатов с учетными данными. С помощью инвентаризации обеспечивается достоверность данных бухгалтерского учета. Также с помощью инвентаризации обеспечивается тождество данных аналитического и синтетического учета, так как при отсутствии инвентаризации возникли бы существенные различия между данными бухгалтерского учета и отчетности с фактическим состоянием дел на предприятии. Обязательность проведения инвентаризации дисциплинирует материально-ответственных лиц, ответственных за хранение и выдачу материально-товарных ценностей и денежных средств. Поэтому имеет огромное контрольное значение для предприятия и способствует сбережению его ресурсов;
  • 5) калькуляция – способ исчисления в денежном выражении фактической себестоимости продукции (работ, услуг). Одним из важнейших показателей деятельности организации является себестоимость. Исчисление себестоимости единицы продукции и всей товарной продукции называют калькулированием. Различают плановую, нормативную и фактическую калькуляцию. Бухгалтерией, как правило, рассчитывается фактическая себестоимость продукции. Но при этом в учетных регистрах используют также и нормативную, и плановую себестоимость. Использование нормативной и плановой себестоимости, как правило, используется бухгалтерией для целей анализа и управления;
  • 6) баланс и отчетность. Бухгалтерский баланс – способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и источников их образования. Бухгалтерская (финансовая) отчетность – способ получения сводных показателей деятельности предприятия за отчетный (истекший) период. С помощью финансовой отчетности предприятие отчитывается перед заинтересованными пользователями о результатах работы за истекший период.

Использование организацией каждого из этих элементов осуществляется в соответствии с установленными в законодательном порядке положениями и инструкциями.

Стандарт - это документ обязательный для применения, каждым экономическим субъектом .

В соответствии с ФЗ № 402 - ФЗ стандарты бухгалтерского учета делятся на: международные, федеральные, отраслевые, стандарты экономического субъекта.

К международным стандартам следует относить стандарты бухгалтерского учета, применение которых является обычаем международного делового оборота. Среди таких стандартов следует назвать следующие:

Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS)

Общепринятые принципы бухгалтерского учета США (Generally Accepted Accounting Principles, US GAAP)

Общепринятые принципы бухгалтерского учета Великобритании (UK GAAP)

Названные стандарты экономические субъекты могут использовать при разработке способа ведения бухгалтерского учета для формирования своей учетной политики, если в российских нормативных актах конкретные вопросы не урегулированы .

Федеральные стандарты устанавливают:

Определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия к бухгалтерскому учету и списания из бухгалтерского учета;

Допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

Порядок перерасчета стоимости объектов бухгалтерского учета в валюту РФ для целей бухгалтерского учета, если они были выражены в иностранной валюте;

Требования к учетной политике, в частности, к условиям ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, видам электронных подписей;

План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения (кроме кредитных организаций);

Условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовых результатах его деятельности и движении денежных средств;

Состав первой и последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок составления такой отчетности и денежного измерения указанных в ней объектов;

Упрощенный способ ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность для субъектов малого предпринимательства.

Федеральные стандарты могут устанавливать дополнительные требования к бухгалтерскому учету организаций бюджетной сферы или ведущим некоторые виды экономической деятельности.

Пункт 5 статьи 21 ФЗ № 402-ФЗ устанавливает, что отраслевые стандарты определяют особенности применения федеральных стандартов в условиях осуществления организациями отдельных видов экономической деятельности. Этот вид стандартов не должен противоречить федеральным стандартам и ФЗ № 402-ФЗ.

Разработка и применение стандартов конкретного экономического субъекта - право, а не обязанность, экономического субъекта. Если организация решает, что стандарты ей нужны, то сначала она должна разработать «Порядок их разработки, утверждения, изменения и отмены». Потом уже приступать к написанию самих стандартов.

Если в экономическом субъекте разработаны и применяются стандарты бухгалтерского учета, то он обязательны для всех его подразделений, филиалов и представительств. Если у экономического субъекта есть дочерние общества, то целесообразно разработать общие стандарты бухгалтерского учета для них и головной организации. Стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта не должны противоречить ФЗ № 402-ФЗ, федеральным и отраслевым стандартам .

Марина Ритер,
юрист, автор книг

С 1 января 2013 года вступит в силу новый ФЗ от 06 декабря 2011 года № 402 – ФЗ «О бухгалтерском учете» Он придет на смену действующему в настоящее время ФЗ от 21 ноября 1996 года № 129 – ФЗ, также регулирующему бухгалтерский учет. Новый закон был принят для того, чтобы устранить пробелы законодательства и регламентировать понятия, возникшие в практической работе бухгалтеров в последние годы.

Что такое бухгалтерский учет?

ФЗ № 402 – ФЗ ввел новое определение понятия бухгалтерский учет. Теперь это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных ФЗ № 402 – ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными тем же Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 1 ст. 1 ФЗ № 402 – ФЗ).

Напомним, что в ФЗ № 129 – ФЗ под бухгалтерским учетом понималась упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, бязательствах организации и их движении, путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Таким образом, новое определение бухгалтерского учета расширяет и дополняет это понятие.

Кто обязан вести бухгалтерский учет?

ФЗ № 402 – ФЗ ввел новое понятие – экономические субъекты, к которым относятся, российские организации, ИП, адвокаты, нотариусы, филиалы, представительства и другие структурные подразделения иностранных организаций, международные организации, простые товарищества.

Все вышеперечисленные обязаны вести бухгалтерский учет непрерывно от даты государственной регистрации и до даты реорганизации или ликвидации, то есть прекращения деятельности.

Здесь необходимо уточнить следующее:

– под российскими организациями новый ФЗ понимает:
– коммерческие и некоммерческие организации всех видов;
– государственные органы и органы местного самоуправления;
– органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;
– Банк России.

Таким образом, ФЗ не сделал исключений ни для кого, и теперь бухгалтерский учет должен применяться;

– при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также при составлении бюджетной отчетности (п. 2 ст. 2 ФЗ № 402 – ФЗ);
– экономическими субъектами, применяющими УСН;
– организациями – участниками проекта «Сколково», независимо от объема годовой выручки;
– ИП, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, нотариусами и другими лицами, занимающимися частной практикой. Не вести бухгалтерский учет они могут только в том случае, если они ведут учет доходов или доходов и расходов или других объектов налогообложения, в оответствии с правилами, предусмотренными НК РФ;
– филиалы, представительства и друге структурные подразделения организаций, созданные в соответствии с действующим законодательством иностранных государств. Аналогично предыдущему пункту, они могут не вести бухгалтерский учет в том случае, если ведут учет доходов и расходов, а также иных объектов налогообложения, в соответствии с налоговым законодательством РФ.

Какие новые понятия ввел ФЗ № 402 – ФЗ?

Новый закон о бухгалтерском учете вводит ряд новых понятий. А именно:

стандарт бухгалтерского учета – документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета;
международный стандарт – стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта;
факт хозяйственной жизни – сделка, событие или операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств;
отчетный период – период, за который предоставляется бухгалтерская (финансовая) отчетность;
учетная политика – совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета.

Какие понятия изменил ФЗ № 402 – ФЗ?

ФЗ № 402 – ФЗ внес изменения и уточнения в ряд понятий, которые существовали в бухгалтерском учете ранее.
А именно:

руководитель экономического субъекта – лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа. В ФЗ № 129 – ФЗ под руководителем организации понимался руководитель ее исполнительного органа или лицо, ответственное за ведение дел организации;
план счетов бухгалтерского учета – систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета. В ФЗ № 129 – ФЗ речь шла о перечне синтетических счетов;
бухгалтерская отчетность – информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями ФЗ № 402 – ФЗ. В ФЗ № 129 – ФЗ под бухгалтерской отчетностью следовало понимать единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основании данных бухгалтерского учета по установленным формам;
объекты бухгалтерского учета , которые теперь включают в себя факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы, расходы, иные объекты, если это установлено федеральными стандартами. Ранее в это понятие входило только имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности.

Кем должен вестись бухгалтерский учет?

В соответствии с ФЗ № 402 – ФЗ бухгалтерский учет может вестись
– главным бухгалтером или иным должностным лицом экономического субъекта;
– по договору об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
По правилам нового ФЗ вести бухгалтерский учет лично может только руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства.
Обратите внимание, что новый ФЗ предъявляет особые требования к лицам, которые ведут бухгалтерский учет в ОАО, страховых организациях, негосударственных ПФ, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях ПИФов, а также в других экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Также новые требования касаются лиц, ведущих бухгалтерский учет в органах управления государственных внебюджетных фондов и органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов. Итак, главный бухгалтер (иное должностное лицо) в перечисленных выше организациях должен:
– иметь высшее профессиональное образование;
– иметь стаж работы, напрямую связанный с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности или с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а в случае, если у должностного лица нет высшего рофессионального образования, то стаж работы должен составлять не менее пяти лет из последних семи;
– не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономической деятельности.

ФЗ № 402 – ФЗ не исключает возможности предъявления иных требований к главным бухгалтерам в соответствии с федеральным законодательством.

Необходимо отметить, что названные выше требования будут предъявляться только к лицам, которые назначены на должность главного бухгалтера (иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) в перечисленных выше организациях после вступления в силу ФЗ № 402 – ФЗ, то есть после 01 января 2013 года.

Обратите внимание, что указанные требования нельзя обойти, даже заключив гражданско – правовой договор на бухгалтерское обслуживание. Если этот документ будет подписан с организацией, то хотя бы один ее сотрудник должен отвечать предусмотренным ФЗ № 402 – ФЗ требованиям.

Каковы принципы регулирования бухгалтерского учета?

В ст. 20 ФЗ № 402 – ФЗ закреплены основные принципы регулирования бухгалтерского учета. А именно:
– федеральные и отраслевые стандарты должны соответствовать потребностям пользователей;
– для некоммерческих организаций и субъектов малого предпринимательства должны быть предусмотрены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета;
– федеральные и отраслевые стандарты должны быть разработаны на основании международных стандартов;
– для применения федеральных и отраслевых стандартов должны быть созданы условия единообразного применения;
– не должны совмещаться полномочия по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю в сфере бухгалтерского учета.

Каков порядок разрешения разногласий?

Новый ФЗ № 402 – ФЗ не возлагает на главных бухгалтеров ответственность ни за формирование учетной политики, ни за ведение бухгалтерского учета, ни за своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

В случае возникновения спорных вопросов между руководителем и главным бухгалтером, последний отражает (не отражает) в регистрах бухгалтерского учета спорный первичный документ только на основании письменного распоряжения руководителя.
Аналогично в бухгалтерской отчетности отражаются спорные объекты бухгалтерского учета.

Таким образом, принцип разрешения разногласий остался по сути прежним, только теперь по письменному распоряжению руководителя можно как отражать спорные документы или объекты, так и не отражать их.

Что такое внутренний контроль?

ФЗ № 402 – ФЗ введено новое понятие внутреннего контроля. На основании ст. 2 этого Закона осуществлять внутренний контроль совершения фактов хозяйственной жизни должен каждый экономический субъект. А организации, подлежащие обязательному аудиту, должны организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Таким образом, с 01 января 2013 года в организациях должны появиться отделы или должностные лица, которые будут выполнять функции внутренних контролеров. Это правило не относится только к субъектам малого и среднего предпринимательства, где руководитель организации возложил ведение бухгалтерского учета на себя.

Что такое стандарты бухгалтерского учета?

Стандарт – это документ обязательный для применения, в рассматриваемом случае – каждым экономическим субъектом.

В соответствии с ФЗ № 402 – ФЗ стандарты бухгалтерского учета делятся на:

– международные, федеральные, отраслевые, стандарты экономического субъекта.
К международным стандартам следует относить стандарты бухгалтерского учета, применение которых является обычаем международного делового оборота. Среди таких стандартов следует назвать следующие:
– Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS)
– Общепринятые принципы бухгалтерского учета США (Generally Accepted Accounting Principles, US GAAP)
– Общепринятые принципы бухгалтерского учета Великобритании (UK GAAP)
Названные стандарты экономические субъекты могут использовать при разработке способа ведения бухгалтерского учета для формирования своей учетной политики, если в российских нормативных актах конкретные вопросы не урегулированы.

– Федеральные стандарты устанавливают:

Определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия к бухгалтерскому учету и списания из бухгалтерского учета;
? допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
? порядок перерасчета стоимости объектов бухгалтерского учета в валюту РФ для целей бухгалтерского учета, если они были выражены в иностранной валюте;
? требования к учетной политике, в частности, к условиям ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, видам электронных подписей;
? План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения (кроме кредитных организаций);
? состав, содержание и порядок формирования информации, которая раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности, образцы форм такой отчетности, состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
? условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовых результатах его деятельности и движении денежных средств;
? состав первой и последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок составления такой отчетности и денежного измерения указанных в ней объектов;
? упрощенный способ ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность для субъектов малого предпринимательства;
? федеральные стандарты могут устанавливать дополнительные требования к бухгалтерскому учету организаций бюджетной сферы или ведущим некоторые виды экономической деятельности.
? Федеральные стандарты не должны противоречить ФЗ № 402-ФЗ. До того момента как этот вид стандартов будет разработан и вступит в силу экономические субъекты должны применять Правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, которые были утверждены Минфином до 2013 г.

– Отраслевые стандарты

Пункт 5 ст. 21 ФЗ № 402-ФЗ устанавливает, что отраслевые стандарты определяют особенности применения федеральных стандартов в условиях осуществления организациями отдельных видов экономической деятельности. Этот вид стандартов не должен противоречить федеральным стандартам и ФЗ № 402-ФЗ. Также как и в случае с федеральными стандартами, пока не появятся отраслевые, следует применять Правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, которые были утверждены Минфином до 2013 года.

– Стандарты конкретного экономического субъекта

Разработка и применение этого вида стандартов –право, а не обязанность, экономического субъекта.

Если организация решает, что стандарты ей нужны, то сначала она должна разработать Порядок их разработки, утверждения, изменения и отмены. Потом уже приступать к написанию самих стандартов.

Если в экономическом субъекте разработаны и применяются стандарты бухгалтерского учета, то он обязательны для всех его подразделений, филиалов и представительств. Если у экономического субъекта есть дочерние общества, то целесообразно разработать общие стандарты бухгалтерского учета для них и головной организации.

Стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта не должны противоречить ФЗ № 402-ФЗ, федеральным и отраслевым стандартам.

Как будут разрабатываться федеральные стандарты бухгалтерского учета?

С даты вступления в силу ФЗ № 402-ФЗ, то есть с 1 января 2013 г., бухгалтерский учет будет регулироваться:
– уполномоченным федеральным органом.

Под этим органом следует понимать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, то есть Минфин России. Именно на него будет возложена обязанность разработки федеральных стандартов по согласованию с Банком России, субъектами негосударственного регулирования и другими заинтересованными лицами.
– Банком России;
– субъектами негосударственного регулирования.

Под этими субъектами следует понимать саморегулируемые организации предпринимателей, других пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторов, а также их союзы, ассоциации и любые другие некоммерческие организации, которые считают нужным участвовать в развитии бухгалтерского учета в РФ.

Что изменилось в сфере учетной политики?

Учетная политика, с точки зрения ФЗ № 402-ФЗ, это совокупность способов ведения бухгалтерского учета экономическим субъектом (п. 1 ст. 8 ФЗ № 402-ФЗ). Необходимо отметить, что основополагающие принципы применения и изменения учетной политики для целей бухгалтерского учета остались прежними. Между тем, новый Закон устанавливает основные правила для формирования этого документа:
– учетная политика должна самостоятельно формироваться экономическим субъектом на основании действующего законодательства, федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета;
– при формировании учетной политики применительно к конкретному объекту бухгалтерского учета способ ведения такого учета следует выбирать из способов, которые допущены в федеральных стандартах;
– если для конкретного объекта способ ведения бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен, то экономический субъект имеет право разработать его самостоятельно, исходя из норм действующего законодательства, федеральных и отраслевых стандартов;

Также ФЗ № 402-ФЗ устанавливает, что руководитель экономического субъекта должен утвердить обязательные приложения к учетной политике для целей бухгалтерского учета:
– рабочий план счетов бухгалтерского учета;
– формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и документов внутренней бухгалтерской отчетности;
– порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
– правила документооборота и технология обработки учетной информации;
– порядок контроля за хозяйственными операциями;
– другие документы, которые необходимы конкретному экономическому субъекту для организации бухгалтерского учета.

Что изменилось в сфере бухгалтерских документов?

ФЗ № 402-ФЗ внес значительные изменения в правила, связанные с оформлением и применением следующих документов:

– первичные документы

Эти документы фиксируют каждый факт хозяйственной жизни экономического субъекта. С момента вступления в силу нового Закона о бухгалтерском учете формы первичных документов будут разрабатываться лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и утверждаться руководителем экономического субъекта. Унифицированные формы применять не обязательно, но организация может взять их за основу при разработке своих форм первичных документов.

Также необходимо отметить, что ФЗ № 402-ФЗ не содержит правила о лицах, обязанных подписывать первичные документы. Обязательные реквизиты, между тем, остались прежними.

– регистры бухгалтерского учета

Аналогично с первичными документами, регистры бухгалтерского учета должны быть разработаны лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и утверждены руководителем экономического субъекта. Единственным правилом является необходимость соблюдения правил п. 4 ст. 10 ФЗ № 402-ФЗ, который устанавливает обязательные реквизиты для регистров бухгалтерского учета.

Также, следует отметить, что содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности более не является коммерческой тайной (п. 4 ст. 10 ФЗ № 402-ФЗ).

Как внести исправления в бухгалтерские документы?

Новый Закон о бухгалтерском учете более четко регламентировал процесс внесения изменений в бухгалтерские документы. В соответствии с ним в первичных учетных документах допускаются исправления, если иное не предусмотрено действующим федеральным законодательством в сфере бухгалтерского учета (п. 7 ст. 9 ФЗ № 402-ФЗ).
В регистры бухгалтерского учета можно вносить исправления только с разрешения лица, ответственного за ведение такого регистра (п. 8 ст. 10 ФЗ № 402-ФЗ).

Исправления и первичных документов и регистров бухгалтерского учета должны содержать:
– дату исправления;
– подписи и ФИО лиц, которые составили первичный документ, или лица, ответственного за ведение регистра бухгалтерского учета.

Также, необходимо отметить, что ФЗ № 402-ФЗ не предусматривает запрета на внесение исправлений в банковские и кассовые документы.

Как выглядит процесс изъятия бухгалтерских документов?

Если по каким – то причинам первичные учетные документы или регистры бухгалтерского учета (в том числе в электронном виде) изымаются, то в документы бухгалтерского учета должны быть включены их копии (п. 8 ст. 9, п. 9 ст. 10 ФЗ № 402-ФЗ).

Также по этой теме.


Успешное ведение бухгалтерского учета на предприятиях во многом зависит от квалификации главного бухгалтера и других работников бухгалтерии. Оценка его качества неразрывно связана с прибыльностью коммерческого предприятия.

Одним из важнейших факторов повышения квалификации бухгалтерского корпуса РФ является практическое использование им российских и международных стандартов.

Под стандартом понимают нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм и правил в определенной области деятельности человека.

Совокупность стандартов является сгустком научной мысли и практического опыта целого ряда поколений работников той или иной отрасли. Они включают в себя определения, термины, единицы измерения, краткие подходы и обобщенные методики.

Стандарты бухгалтерского учета позволяют обеспечивать следующие основные свойства финансово-хозяйственной информации.

Полезность, т.е. отражение реальных экономических параметров и характеристик.

Проверяемость, т.е. возможность независимых специалистов получить одинаковые результаты.

Независимость, т.е. отсутствие действий в пользу одной групп за счет других.

Измеряемость, т.е. возможность оценки даже при отсутствии денежного измерителя.

Следование стандартам позволяет работникам даже средней квалификации выполнять работу на высоком научно-практическом уровне и одновременно повышать уровень своего профессионального мастерства.

Стандарты бухгалтерского учета бывают двух уровней: национальные и международные. Национальные обобщают науку и практику одной страны, а международные - целого ряда стран. Следует иметь в виду, что национальные стандарты очень часто более точно и более полно охватывают специфику экономических отношений и традиции отдельных государств. Поэтому использование полного набора международных стандартов в настоящее время практически не наблюдается ни в одной стране мира. Вместе с тем, развитие внешнеэкономических связей государств, широкая инвестиционная политика настоятельно требуют взаимопроникновения, взаимосвязи и взаимообогащения национальных и международных стандартов.

4. Международные стандарты финансовой отчетности (мсфо)

В настоящее время бухгалтерский учет и финансовая отчетность в России по методологии и практическому применению все более приближаются к общепринятым нормам в экономически развитых странах.

Дальнейшее успешное продвижение в решении этой проблемы осуществляется путем сближения российской законодательной (договорной и налоговой) базы с международной и достижения конвертируемости рубля. А также идентификации учетной политики, принципов, приемов и плана счетов бухгалтерского учета и составления соответствующих вычислительных программ для ведения учета и анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) позволяет отметить целый ряд отличий российской системы бухгалтерского учета и отчетности от обобщенной международной системы.

Международные стандарты синтезируют опыт бухгалтерского учета многих стран, среди которых заметное место занимают США.

Все стандарты носят рекомендательный характер и используются в разных странах по-разному. Чаще всего конкретная страна применяет традиционный национальный бухгалтерский учет, адаптированный к нескольким или большинству международных стандартов. Перечень международных стандартов включает в себя следующие стандарты.

МСФО 1. Представление финансовой отчетности.

МСФО 2. Запасы.

МСФО 3. Консолидированная финансовая отчетность. (Заменен МСФО 27 и 28.)

МСФО 4. Учет амортизации. (Заменен МСФО 16 и 38.)

МСФО 5. Информация, подлежащая отражению в финансовой отчетности. (Заменен МСФО 1.)

МСФО 6. Учет воздействия изменяющихся цен. (Заменен МСФО 15.)

МСФО 7. Отчеты о движении денежных средств.

МСФО 8. Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике.

МСФО 9. Затраты на исследования и разработки. (Заменен МСФО 38.)

МСФО 10. Условные события и события, происшедшие после отчетной даты. (Частично заменен МСФО 37.)

МСФО 11. Договоры подряда.

МСФО 12. Налоги на прибыль.

МСФО 13. Отражение оборотных активов и краткосрочных обязательств. (Заменен МСФО 1.)

МСФО 14. Сегментная отчетность.

МСФО 15. Информация, отражающая влияние изменения цен.

МСФО 16. Основные средства.

МСФО 17. Аренда.

МСФО 18. Выручка.

МСФО 19. Вознаграждения работникам.

МСФО 20. Учет правительственных субсидий и отражение информации о правительственной помощи.

МСФО 21. Влияние изменений валютных курсов.

МСФО 22. Объединение компаний.

МСФО 23. Затраты по займам.

МСФО 24. Раскрытие информации о связанных сторонах.

МСФО 25. Учет инвестиций. (Заменен МСФО 40.)

МСФО 26. Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам).

МСФО 27. Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании.

МСФО 28. Учет инвестиций в ассоциированные предприятия.

МСФО 29. Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции.

МСФО 30. Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов.

МСФО 31. Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности.

МСФО 32. Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации.

МСФО 33. Прибыль на акцию.

МСФО 34. Промежуточная финансовая отчетность.

МСФО 35. Прекращаемая деятельность.

МСФО 36. Обесценение активов.

МСФО 37. Резервы, условные обязательства и условные активы.

МСФО 38. Нематериальные активы.

МСФО 39. Финансовые инструменты: признание и оценка.

МСФО 40. Инвестиционная собственность.

МСФО 41. Учет в сельском хозяйстве.

Наибольший вклад в указанные стандарты был внесен США. Их национальная система бухгалтерских стандартов и процедур GAAP (Generally Accepted Accounting Principles) во многом определила основные принципы разрабатываемой международной системы бухгалтерского учета.

Поскольку внешняя экономическая среда оказывает существенное воздействие на систему бухгалтерского учета, то в странах с похожими социально-экономическими условиями бухгалтерский учет имеет много общего. По экономическому признаку принято различать три следующие основные модели бухгалтерского учета.

Британско-американская модель. Основополагающие принципы в указанную модель внесли Великобритания, США и Голландия. Главная идея модели состоит в ориентации бухгалтерского учета на нужды инвесторов и кредиторов. Модель применяется следующими странами: Австралия, Багамы, Барбадос, Бенин, Бермуды, Ботсвана, Великобритания, Венесуэла, Гана, Гонконг, Доминиканская Республика, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индия, Индонезия, Ирландия, Каймановы острова, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Либерия, Малави, Малайзия, Мексика, Нигерия, Нидерланды, Новая Зеландия, Пакистан, Панама, Папуа Новая Гвинея, Пуэрто-Рико, Сингапур, США, Танзания, Тринидад и Тобаго, Уганда, Фиджи, Филиппины, Центральноамериканские страны, ЮАР, Ямайка.

Континентальная модель. Основополагающие принципы в данную модель внесли развитые страны континентальной Европы и Япония. Главная идея модели состоит в ориентации на удовлетворение требований правительства, в частности налоговому законодательству. Модель применяется следующими странами: Австрия, Алжир, Ангола, Бельгия, Буркина-Фасо, Берег Слоновой Кости, Гвинея, Греция, Дания, Египет, Заир, Испания, Италия, Камерун, Люксембург, Мали, Марокко, Норвегия, Португалия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того, Франция, ФРГ, Швейцария, Швеция, Япония.

Южноамериканская модель. Основополагающие принципы в данную модель внесли страны Южной Америки. Главная идея модели состоит в ориентации на потребности государственных плановых органов, в том числе на контроль исполнения налоговой политики и на корректировку бухгалтерской отчетности в соответствии с темпами инфляции. Модель применяется следующими странами: Аргентина, Боливия, Бразилия, Гайана, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.

Отличительной особенностью бухгалтерского учета в России является его строгая регламентация. Государство регулирует национальную учетную систему с помощью ряда нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения. В свою очередь, организации, руководствуясь требованиями регулятора, формируют пакет локальных актов по регламентации внутреннего учетного процесса, исходя из отраслевой специфики, условий хозяйствования, структуры, нужд управления и иных факторов. Все документы, так или иначе регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в отдельно взятой компании, в зависимости от убывания их юридического статуса можно условно представить в виде четырехуровневой иерархической системы.

Основополагающий документ первого уровня – это Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ О бухгалтерском учете (далее Закон №402-ФЗ). Закон устанавливает:

круг лиц, обязанных вести бухгалтерский учет;
состав объектов бухгалтерского учета;
способы организации бухгалтерского учета на предприятии;
требования к главному бухгалтеру для отдельных категорий экономических субъектов;
основные элементы учетной политики;
порядок оформления первичных учетных документов и бухгалтерских регистров;
общие требования к финансовой отчетности и ее составу;
необходимость проведения инвентаризаций и организации внутреннего контроля;
сроки хранения бухгалтерских документов.

Также закон подробно освещает вопросы регулирования бухгалтерского учета, в том числе соответствующие принципы, документы, субъекты, функции регулирующих органов. Отдельные статьи Закона №402-ФЗ посвящены федеральным и отраслевым учетным стандартам.

Регулирование бухгалтерского учета в РФ на государственном уровне осуществляют Министерство финансов РФ (Минфин РФ) и Центральный банк РФ (ЦБ РФ). Минфин РФ утверждает программу разработки федеральных стандартов, федеральные стандарты и в пределах его компетенции – отраслевые стандарты, организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета и осуществляет иные функции, предусмотренные Законом №402-ФЗ и иными законодательными актами. В ведении второго регулятора – ЦБ РФ – находится нормативно-правовое и методическое регулирование правоотношений по бухгалтерскому учету в отношении банков и некредитных финансовых организаций.

Что касается разработки самих стандартов, то Законом №402-ФЗ это право делегировано субъектам негосударственного регулирования бухгалтерского учета, в числе которых профессиональные объединения, ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации, нацеленные на развитие бухгалтерского учета. В свою очередь, за Минфином РФ закрепляется обязанность разработки федеральных стандартов, предназначенных для предприятий государственного сектора, и прочих федеральных стандартов в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не реализовал свое право на подготовку соответствующего проекта.

На практике разработчиком федерального стандарта по бухгалтерскому учету (ФСБУ) может стать любой субъект, упомянутый выше и выступивший с надлежащей инициативой. После подготовки проекта разработчик направляет уведомление в Минфин РФ и размещает предварительный вариант стандарта на своем официальном сайте в сети Интернет для общественного обсуждения. После завершения обсуждения, срок которого составляет не менее трех месяцев, доработанный проект стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц публикуются на сайте разработчика для всеобщего ознакомления, после чего эти документы направляются в Минфин РФ для проведения экспертизы в установленном порядке. По окончании экспертизы проект стандарта принимается Минфином РФ к утверждению или отклоняется с приложением мотивированного решения.

В настоящее время только один документ прошел полностью описанную процедуру утверждения – это ФСБУ 25/2018 Бухгалтерский учет аренды . Завершено публичное обсуждение трех проектов – ФСБУ Основные средства , ФСБУ Запасы и ФСБУ Незавершенные капитальные вложения . Разработчиком ФСБУ является Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (БМЦ).

До утверждения федеральных стандартов применяются правила ведения учета и составления отчетности, источниками которых являются положения по бухгалтерскому учету – документы второго уровня в системе иерархии бухгалтерских нормативно-правовых актов.

Среди положений по бухгалтерскому учету центральное место занимает Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, регулирующее общие вопросы бухгалтерского учета и отчетности. Положение раскрывает требования к организации и ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению отчетности, документированию хозяйственных операций и проведению инвентаризаций. Кроме того, Положение содержит правила оценки отдельных видов активов и обязательств экономического субъекта.

Следует отметить, что Положение во многом дублирует и развивает нормы Федерального закона от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, утратившего силу, вследствие чего ряд его предписаний не соответствует требованиям Закона №402-ФЗ. Это касается применения унифицированных форм первичных документов, сроков составления промежуточной финансовой отчетности, отражения фактов хозяйственной деятельности до момента государственной регистрации компании, проверки состояния и оценки активов и обязательств при инвентаризации и т.д. Поэтому Положение применяется в части, не противоречащей Закону №402-ФЗ. То же самое относится и к Положениям по бухгалтерскому учету (ПБУ), рассматривающих вопросы частного порядка по учету и раскрытию хозяйственных операций.

В зависимости от цели применения ПБУ классифицируются на положения:

регламентирующие общие вопросы организации учетного процесса и составления бухгалтерской отчетности ;

определяющие правила учета отдельных видов имущества и обязательств;

устанавливающие особенности формирования финансового результата;

применяемые в отдельных отраслях народного хозяйства;

Третий уровень представляют методические указания и рекомендации, инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и иных министерств и ведомств, причастных к регулированию учетного процесса в РФ. Эти документы носят уточняющий и рекомендательный характер по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности, недостаточно полно рассмотренным или неурегулированным вышестоящими документами.

Особый документ этого уровня – План счетов бухгалтерского учета , представляющий собой перечень синтетических счетов и субсчетов, применяемых бухгалтерами для отражения хозяйственных операций в учете. В прилагаемой к плану инструкции дается их краткая характеристика по структуре, назначению и экономическому содержанию, рассматривается порядок отражения наиболее распространенных фактов хозяйственной деятельности, приводятся корреспонденции счетов.

В состав документов четвертого уровня входят локальные акты и внутренние регламенты, формирующие учетную политику организации в методическом, техническом и организационном аспектах.

В целях снижения учетной нагрузки и сокращения трудозатрат отечественные законодатели для отдельных хозяйствующих субъектов предусмотрели некоторые преференции. Так, в соответствии с Законом №402-ФЗ вправе полностью отказаться от ведения бухгалтерского учета индивидуальные предприниматели (ИП), в случае, если они осуществляют учет объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством. Для организаций каких-либо возможностей освобождения от ведения бухгалтерского учета не предусмотрено. Все юридические лица независимо от их формы собственности, размера, отраслевой принадлежности, строения бизнеса и применяемого налогового режима, обязаны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность. Однако некоторые из них вправе осуществлять эти процедуры по упрощенной схеме. К таким предприятиям относятся некоммерческие организации, участники проекта «Сколково» и большая часть представителей малого бизнеса. Эти хозяйствующим субъектам разрешено применять упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета, в том числе: использовать сокращенный план счетов; не учитывать отдельные требования ПБУ и не применять некоторые ПБУ в целом; формировать бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме, представляя соответствующую информацию по группам статей без их детализации.


© 2024
russkijdublyazh.ru - РубльБум - Информационный портал